Под музыку Чайковского проецируется презентация «2015 год – год литературы» Директор Позднеевской школы приветствует гостей и представляет ведущую литературной гостиной. Ведущая






Скачать 202.37 Kb.
НазваниеПод музыку Чайковского проецируется презентация «2015 год – год литературы» Директор Позднеевской школы приветствует гостей и представляет ведущую литературной гостиной. Ведущая
Дата публикации05.09.2016
Размер202.37 Kb.
ТипПрезентация
l.120-bal.ru > Военное дело > Презентация
сценарий

Под музыку Чайковского проецируется презентация «2015 год – год литературы»

Директор Позднеевской школы приветствует гостей и представляет ведущую литературной гостиной.
Ведущая : Говорят, когда грохочут пушки, музы молчат. Но голос поэтов и писателей не умолкал от первого до последнего дня войны. Литература как вид искусства способна на быстрый эмоциональный отклик. В первые же месяцы и даже дни войны были созданы произведения, которые стали эпохальными. Вот, например, одно из них.

  Уже 24 июня 1941 г. в газетах «Красная Звезда» и «Известия» оно было опубликовано.
Выступление учителя русского языка и литературы Позднеевской школы Сим Надежды Викторовны: 

Это было стихотворение В.И. Лебедева-Кумача «Священная война». Главный редактор «Красной Звезды» Дмитрий Ортенберг так описывает историю появления этого стихотворения:

«Вызвал к себе литературного сотрудника Льва Соловейчика и сказал ему:

- Давайте срочно стихи в номер! Получив задание, он стал звонить поэтам.

Случайно «наскочил» на Лебедева-Кумача:

- Василий Иванович, газете нужны стихи.

- Когда?

- Сегодня воскресенье. Газета выходит во вторник. Стихи непременно должны быть завтра.

- Будут…

 На следующий день Лебедев-Кумач, как и обещал, принес в редакцию стихотворение:

         Вставай, страна огромная,

         Вставай на смертный бой

         С фашистской силой темною,

         С проклятою ордой….. (читается стихотворение)

   Вскоре композитор Александров написал музыку на эти стихи. А 27 июня ансамбль Красной Армии впервые исполнил песню на Белорусском вокзале столицы перед бойцами, отправлявшимися на фронт.
  Звучит песня «Священная война», которую сопровождает показ кадров кинохроники.
 В годы войны эта песня звучала повсеместно. Под ее звуки шли первые эшелоны на фронт, она сопровождала солдат на марше, в военной страде и тяжелой жизни тыла.

         Сплачивающая, вдохновляющая роль этой песни во многом определялась тем, что в ней о войне была сказана суровая правда. Она была проникнута ощущением тяжести испытаний, выпавших на долю нашего народа.
Ведущая: Уже первые недели, месяцы войны показали, что война не будет легкой.

В период же ВОВ стало очевидным, что произведения художественной литературы дают возможность увидеть мужество и героизм, смелость и храбрость защитников Родины. Ярким тому примером служит стихотворение « Прошедшим фронт, нам день зачтётся за год», автором которого является Николай Рыленков.
Стихотворение декламирует учитель русского языка и литературы Позднеевской школы Пономаренко Дарья Александровна


Учащийся 11 класса Позднеевской школы Хабовец Юрий под гитару исполняет песню «Только он не вернулся из боя» на стихи В. Высоцкого
Почему все не так? Вроде все как всегда:
То же небо опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.
Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас,
Когда он не вернулся из боя.
Он молчал невпопад и не в такт подпевал:
Он всегда говорил про другое.
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.
То что пусто теперь - не про то разговор,
Вдруг заметил я: нас было двое.
Для меня будто ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя.
Нынче вырвалась, будто из плена весна-
По ошибке окликнул его я:
"Друг, оставь покурить" - А в ответ тишина...
Он вчера не вернулся из боя.
Наши мертвые нас не оставят в беде:
Наши мертвые как часовые.
Отражается небо в лесу как в воде,
И деревья стоят голубые.
Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время - текло для обоих.
Все теперь одному, только кажется мне:
Это я не вернулся из боя
Ведущая:  У Николая Некрасова, русского поэта 19 века, есть стихотворение, в котором автор, размышляя об «ужасах войны, о каждой новой жертве боя», выражает свое сочувствие матери погибшего солдата. Он пишет:

                   Увы, утешится жена,

                   И друга лучший друг забудет,

                   Но в мире есть душа одна-

                  Она до гроба помнить будет.

         Что может сравниться с горем матери, потерявшей своего ребенка, пережившей его. Это нарушение естественного закона жизни. Об этом заставил задуматься читателя Муса Джалиль в стихотворении «Варварство»
Стихотворение читает учитель истории Краснознаменской школы Кочеткова Татьяна Петровна
Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных... Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землею,

Друг друга с бешенством гоня...

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз...

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг,--

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной.

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.

-- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! --

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо...

-- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? -

И хочет вырваться из рук ребенок,

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

-- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты

вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.-

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой,

О, сколько слез, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей...
Ведущая: Но несмотря на самые тяжелые лишения, женщины мужественно преодолевали их, и находили силы исполнять свой главный, материнский, долг. Именно поэтому нельзя без волнения читать строки из произведения Виталия Закруткина « Матерь человеческая».
Эпизод из произведения под музыку Иоганна Баха «Аве Мария» читает учитель русского языка и литературы Краснознаменской школы Пытель Наталья Васильевна.

Вместе с детьми Мария сняла с пчелиных ульев зимнее укрытие, осмотрела все ульи, очистила их от мертвых пчел, от натертой молью восковой трухи, открыла пошире летки и долго стояла на пасеке в глубокой задумчивости, слушая веселое жужжание совершавших облет пчел. Ходить ей было все труднее. Приближались роды, и она, немного стыдясь детей, прятала под шинелью обвисший тяжелый живот.

Первые схватки начались у нее на рассвете. Сутулясь от боли в пояснице, в бедрах, еле передвигая непослушные ноги, Мария затопила печурку, поставила греть воду, чисто вымыла алюминиевый походный термос, на твердом камне наточила немецкий тесак.

После восхода солнца она разбудила детей, проговорила слабым голосом:

- Выйдите, деточки, погуляйте, голубей посмотрите, курочек. Выйдите, прошу вас, и не заходите... Я потом всех позову...

Дети вышли из погреба. Люк оставили открытым. Желто-розовый солнечный луч заиграл на земляной стене. Лежа на полу, корчась от боли, Мария услышала заливистый свист прилетевших недавно скворцов, далекое гоготанье гусиных стай...

Зубами она разорвала горячий плодный пузырь. Подумала: "В сорочке родился, счастливым будет". Прочной суровой ниткой туго перевязала пуповину новорожденного и отсекла ее остаток острым тесаком.

Младенец тоненько, слабо заплакал.

- Ну, здравствуй, сыночек... Здравствуй, Васенька, кровиночка моя, в изнеможении прошептала Мария.

Она слегка приподнялась, опустила только что рожденного сына в походный термос с теплой водой, омыла его розовое тельце, обернула чисто выстиранной солдатской портянкой, прижала к себе и затихла...

Теперь, когда рядом с Марией лежал ребенок и она, бережно охватив его рукой, вслушивалась, как он тихо и ровно дышит, она почувствовала, что в этом тихом младенческом дыхании рожденного ею человека заключается вся ее жизнь, все помыслы и надежды, все, что есть у нее на испепеленной, искромсанной, изуродованной войной земле. Головка сына с мягким, еще не просохшим белесым пушком на пульсирующем темени лежала у Марии подмышкой, и она, скосив глаза, смотрела и не могла насмотреться на влажные полуоткрытые губы ребенка, на его розовые, беззубые десны, на почти неприметные пузырьки слюны, которые вздымались и исчезали у его рта, повторяя мерное, спокойное дыхание.

Ведущая. : Вопреки всем обстоятельствам и надеждам врага, русские люди не только не теряют уверенности в победе и верят в нее, но и позволяют убедиться в том, что сердца их не стали каменными. Их души не стали чёрствыми. Война не лишила их милосердия. Об этом свидетельствуют многочисленные произведения нашей литературы, одним из которых является рассказ «Судьба человека», написанный не просто выдающимся писателем, лауреатом Нобелевской премии, а нашим земляком М.А.Шолоховым, 110-летие со дня рождения которого уже через месяц мы будем широко отмечать. В рассказе, небольшом по объёму, но очень глубоком по идее, - каждое слово весомо, значимо. Это очевидно на протяжении всего рассказа. Вот, к примеру, один из эпизодов. (Отрывок декламирует ведущая, учитель русского языка и литературы Позднеевской школы Пустовая Валентина Михайловна):

На 4-й день, прямо из совхоза, груженный хлебом, подворачиваю я к чайной. Парнишка там сидит на крыльце, ножонками болтает, и, по всему видать, голодный. Высунулся я в окошко, Кричу ему: « Эй, Ванюшка! Садись скорее на машину, прокачу на элеватор. А оттуда вернемся сюда, пообедаем». Он от моего окрика вздрогнул, соскочил с крыльца, на подножку вскарабкался и тихо так говорит: « А откуда вы знаете, дядя, что меня Ваней зовут?»И глазенки широко раскрыл, ждёт, что я ему отвечу. Ну, я ему говорю, что я, мол, человек бывалый и всё знаю.

Зашёл он с правой стороны. Я дверцу открыл, посадил его рядом с собой – поехали. Шустрый такой парнишка, а вдруг чего-то притих, задумался и нет-нет, да и взглянет на меня из-под длинных своих загнутых кверху ресниц, вздохнёт. Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело? Спрашиваю: « Где же твой отец, Ваня?»

Шепчет: «Погиб на фронте» - «А мама?» - «Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали» - «А откуда вы ехали?» - «Не знаю, не помню…» - « И никого у тебя тут родных нету?» - «Никого». – «А где же ты ночуешь?» - «А где придется»

Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать. Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло. Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: «Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?» Он и спросил, как выдохнул: «Кто?» Я ему и говорю так же тихо: «Я – твой отец»

Боже мой, что тут произошло! Кинулся он ко мне на шею, целует в губы, в щёки, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно: «Папка, родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдёшь! Всё равно найдёшь!» Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. А у меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьёт, и руки трясутся. Как я тогда руля не упустил, диву можно даться! Но в кювет всё же нечаянно съехал, Заглушил мотор. Пока туман в глазах не прошёл, - побоялся ехать: как бы на кого не наскочить. Постоял так минут 5, а сынок мой жмётся ко мне из всех силёнок, молчит, вздрагивает. Обнял я его правой рукой, а левой развернул машину, поехал обратно, на свою квартиру. Какой уж там мне элеватор! Не до элеватора было.

   Мы видим: и Ванюшка, и А.Соколов находят друг в друге свое будущее, надежду на счастье. Любовь, в любом ее проявлении, способна творить чудеса. Она помогает по-другому взглянуть на мир, раскрасить его более яркими красками во все времена. Она живёт, несмотря ни на что. Никакое, даже самое страшное время, не может её заглушить.

Ведущая.:      Война не вмещается в оду,

                                          И многое в ней не для книг.

                                          Я верю, что нужен народу

                                         Души откровенный дневник

 В годы войны с новой силой зазвучала тема интимной лирики. Для того, чтобы по-настоящему оценить общественное, литературное и духовно-нравственное значение этого явления, необходимо хотя бы в самых общих чертах вспомнить о том, что у темы любви в советской поэзии была трудная история, связанная с подчеркиванием значимости только общественной тематики и недооценки личной, особенно интимной, жизни человека.

Возрождению любовной лирики в поэзии военных лет во многом способствовал цикл стихов

Константина Симонова «С тобой и без тебя», написанный в 1941-1942 годах.
       Выступает заместитель заведующего Отделом образования Администрации Веселовского района, Почетный работник общего образования Российской Федерации, кавалер ордена Трудовой Славы 3-й степени Погорелова Людмила Юрьевна:
Стихи поражают силой чувства, откровенностью, а еще тем, что такие интимные стихи были опубликованы в годы войны. Цикл «С тобой и без тебя» посвящен актрисе Валентине Серовой. Она стала женой поэта накануне войны, в 1941. Остальные подробности их взаимоотношений в стихах. Звучат стихи из сборника «С тобой и без тебя»:
«Мне хочется назвать тебя женой»
 Мне хочется назвать тебя женой

За то, что так другие не назвали,

Что в старый дом мой, сломанный войной,

Ты снова гостьей явишься едва ли.

 

За то, что я желал тебе и зла,

За то, что редко ты меня жалела,

За то, что, просьб не ждя моих, пришла

Ко мне в ту ночь, когда сама хотела.

 

Мне хочется назвать тебя женой

Не для того, чтоб всем сказать об этом,

Не потому, что ты давно со мной,

По всем досужим сплетням и приметам.

 

Твоей я не тщеславлюсь красотой,

Ни громким именем, что ты носила,

С меня довольно нежной, тайной, той,

Что в дом ко мне неслышно приходила.

 

Сравнятся в славе смертью имена,

И красота, как станция, минует,

И, постарев, владелица одна

Себя к своим портретам приревнует.

 

Мне хочется назвать тебя женой

За то, что бесконечны дни разлуки,

Что слишком многим, кто сейчас со мной,

Должны глаза закрыть чужие руки.

 

За то, что ты правдивою была,

Любить мне не давала обещанья

И в первый раз, что любишь,— солгала

В последний час солдатского прощанья.

 

Кем стала ты? Моей или чужой?

Отсюда сердцем мне не дотянуться...

Прости, что я зову тебя женой

По праву тех, кто может не вернуться.
Ведущая: Сколько защитников Родины не вернулись с этой войны! Сколько не состоявшихся судеб, не сыгранных свадеб, не рожденных детей… О своем поколении, поколении, которому на момент начала войны было не больше двадцати, писал и Б.Васильев в произведении « А зори здесь тихие»
Учащиеся 10 класса Ленинской школы инсценируют отрывок из произведения « А зори здесь тихие»
В качестве фона звучит песня «О героях былых времен»
Ведущий:
Янтарные рассветы, и закаты, 
И белизна снегов, и зелень трав — 
Все это сберегли солдаты, 
Врага разбив и смертью смерть поправ. 

   Война:

Я- многоликая война.

Пятнадцать тысяч раз я приходила к людям.

И все они похожи друг на друга,

И в то же время непохожи…

Васков:

Я- старшина Васков,

Я- комендант разъезда,

Я старшим был в семье,

И старшим здесь пришлось.

Война:

В тылу его осталась мать,

А братья- все под Брестом,

В далеком сорок первом

Им нелегко пришлось.

Васков:

Я жить стараюсь по уставу,

Но не выходит иногда.

Мой взвод- сопливые девчонки,

Им двадцать лет едва-едва.

Война:

Но мой закон ко всем нещаден,

И погибают прежде те,

Которых лучшими считают

Васков:

На этой проклятой войне!

Девчонки, милые девчонки,

Их было пятеро, красивых…

Эпизод1. «Ах, война, что ты сделала, подлая?»
Звучит музыкальная тема Осяниной / «Счастье мое», муз.Е.Розенфельда/.

    Выходит Рита Осянина:

   Я- Рита Осянина. Из всех довоенных событий самое дорогое для меня- школьный вечер встречи с пограничниками. Именно в этот день я познакомилась со своим будущим мужем - застенчивым лейтенантом Осяниным. Мы вместе танцевали вальс, и он пошел провожать меня домой…

   А потом были письма. По субботам- его короткие, а по воскресеньям- мои длинные.

   Мы поженились. И тогда я не знала, что 22-го – война, а 23-го я стану вдовой.

Рита уходит вглубь сцены и становится спиной к залу.
Звучит музыкальная тема Камельковой / «В парке Чаир, сл. П.Арского», муз. Е.Листова/.

Выходит Женя Камелькова:

    Я – Камелькова Женя. Помню, как однажды я приехала к отцу на учения – он у меня военный. Иду, а навстречу мне полковник. Господи! Высокий, русоволосый, кареглазый!

Я так и замерла. А он мне: «Разрешите познакомиться?». А я ему: «Разрешаю. Женя Камелькова». А он мне: «Не хотите на лошадях покататься?». А я ему: «Отчего же? Можно». А он мне: «А вы всегда такая веселая?». А я: «Всегда!». Так и влюбилась.

    Но пришла война, и распорядилась по-своему: я теперь одна. Одна на всем белом свете. И мне почему-то совсем не весело…

Женя уходит вглубь сцены, становится рядом с Осяниной.
Звучит музыкальная тема Бричкиной / «Грустные ивы», сл. А.Жарова,       муз. М.Блантера /.

 

Выходит Лиза Бричкина:

    Меня зовут Лиза Бричкина. Все свои 19 лет я прожила в ожидании счастья, которое так ко мне и не пришло… Сначала я ждала возвращения в школу, которую бросила из-за болезни матери, потом- свиданий с подружками, потом- редких свободных вечеров на пятачке, возле клуба. Потом ждала, что придет Он, которого я буду любить всю жизнь, потом…

    Потом ждать стало нечего: война.

 

Лиза уходит вглубь сцены.
Звучит тема Четвертак / «У Черного моря», сл. С.Кирсанова,  муз. И. Табачникова /.
Выходит Галя Четвертак:

    Я- Галя Четвертак, Эту фамилию дали мне в детском доме. Всю жизнь я мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении. А потом я решила влюбиться. Придумала себе жениха, и весь детский дом был вскоре наводнен записками, письмами, слезами, свиданиями. Нет, вы не думайте, я не врала! Я просто мечтала!

    Война меня застала на третьем курсе библиотечного техникума. Она разрушила все мои мечты.

 

Галя уходит вглубь сцены.
Звучит музыкальная тема Гурвич «Утомленное солнце» муз. Ю.Петербургского, сл. И.Альвека

 

Выходит Соня Гурвич:

Я - Соня Гурвич, бывшая студентка второго курса Минского университета. Вместо танцев я бегала в «читалку» и в театр. Как память о довоенной жизни у меня осталась только эта тоненькая книжечка со стихами Блока. Ее подарил мне очкастый сосед по лекциям, с которым я провела единственный вечер в парке имени Горького.

    А потом я надела форму и сапоги на два размера больше.

 

   Соня уходит вглубь сцены.

   Звучит мелодия песни Б.Окуджавы «До свидания, мальчики».
    Васков и юноши поют:

Ах, война, что ж ты сделала, подлая?

Вместо свадеб – разлуки и дым.

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Сапоги.… Ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки,

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают. Что верить вам не во что,

Что идете войной наугад…

До свидания, девочки! Девочки,

Постарайтесь вернуться назад.

 

Эпизод 2. «Они легли на поле боя, жить начинавшие едва».

 

Девушки останавливаются, поворачиваются спиной к зрителю.
Звучит мелодия из оперы К.Молчанова «Зори здесь тихие».

 

Васков:

    Но они не вернулись.… На 171-й разъезд пришел я один. Пять девчонок, всего только пять! А ведь справились, не пропустили гадов! И кто? /Бричкина поворачивается и идет на авансцену/.

    Лиза Бричкина, родная душа. Она первая погибла. В болоте утонула. Не дошла до наших за подмогой, не смогла. А ведь мы даже как следует и не простились. Все думал, успеется. Как же так, Лизавета?

 

Бричкина:

Торопилась я очень, все хотела успеть,

И, как вы обещали, с вами песню допеть.

Я ведь вас полюбила.… Ах, зачем эта смерть?

Торопилась я очень, все хотела успеть…

 

Бричкина возвращается назад.

Соня Гурвич начинает движение на авансцену.

Васков:

    А Соня Гурвич? Зачем я при ней про свой забытый кисет сказал? А она, легкая, как птица, вспорхнула: «Я принесу, я знаю, где он лежит!». Даже остановить не успел. Какое там, только сапоги затопали…

    Никогда не забуду ее предсмертный крик, крик раненой птицы. Два удара ножом. Полежи тут, Сонечка, я сейчас вернусь!

 

Гурвич:

Я подожду, я подожду,

Теперь мне некуда спешить.

/открывает томик стихов А.Блока и читает/

«О, я хочу безумно жить:

Все сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся – воплотить!»

Соня возвращается назад.

Из глубины сцены начинает движение Галя Четвертак.

 

Васков:

    Галина Четвертак. Четвертачок. Я так и не узнал, как себя с ней вести. Маленькая, хрупкая, с неудачным первым боевым крещением. Испугалась. Немцев испугалась, и не смогла удержаться – побежала.

    Коротко ударил автомат. С десяти шагов ударил в тонкую, напряженную спину.

Четвертак:

Я так мало успела в этой жизни прожить,

Я так много мечтала верить, ждать и любить.

Я так сильно боялась, что в войне этой сгину.

Почему мне досталась эта очередь в спину?

 

Галя возвращается назад.

Из глубины сцены подходит Женя Камелькова.

 

Васков:

    Женя Камелькова. Красавица, Погибла, отводя немцев от раненой Осяниной. И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась: ведь это так глупо умирать в 19 лет. А немцы ранили ее вслепую, и она могла бы затаиться, переждать и уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, не пытаясь убежать, и … пела.

    Немцы добили ее в упор, а потом смотрели на ее и после смерти прекрасное лицо.

 

Камелькова:

Когда на смерть идут – поют,

А перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою –

Час ожидания атаки.

Был бой короткий, а потом

Лежала я под синим небом.

Неужто все? Неужто все?

Из нас еще никто и не жил…

                       /С. Гудзенко, «Перед атакой», в обработке/

 

Женя возвращается назад, в глубину сцены.

На авансцену начинает движение Рита Осянина.

 

Васков:

    Осянина Рита. Смертельно раненая осколком гранаты, застрелилась, боялась стать обузой, глупая. Я к ней подойду и шинелью укрою.

Осянина:

О чем – то мне скажешь,

Но я не услышу.

Васков:

Спрошу – не ответит,

А нас рядом двое.

Осянина:

Один только дышит.

Васков:

Я знаю, не встанет,

Я все понимаю.

Зачем же я хлеб

На две части ломаю?

                /Ю.Воронов, «Трое», в обработке/

 

Фон музыка «О той войне»
Ведущий:

Они легли на поле боя, жить начинавшие едва.

И было небо голубое, была зеленая трава.

А мать-и-мачеха цветет, и сон-трава

Мохнатым зевом росу мерцающую пьет.

Но никогда под русским небом

Трава забвенья не взойдет!

Звучит песня «Если б не было войны в исполнении учителя музыки Позднеевской школы Горюшко Олеси Сергеевны и заместителя директора по УВР Позднеевской школы Ткач Светланы Алексеевны, учащиеся 9 и 10 классов Позднеевской школы танцуют танец.
Ведущая .: Юрий Владимирович Лихоносов родился в нелегкое для страны послевоенное время в 1948году в семье казака, участника В О войны, и сельской учительницы в хуторе Казачий, наполненном казачьей славой,

По словам Юрия Владимировича, стихи он начал писать относительно поздно: в сорок с лишним лет. А вот романтиком был, пожалуй, с самого рождения. Жил в Западенке. Здесь, кстати, до сих пор добрым словом вспоминают его маму – учительницу математики Нину Давыдовну – как и в Красном Знамени, куда впоследствии переехала семья Лихоносовых.

Пришла пора служить в армии, пошёл Лихоносов не куда-нибудь – в погранвойска. Ещё бы! Все мальчишки в то время воспитывались на книгах о знаменитом пограничнике Карацубе. А о своём творчестве Ю.В. расскажет сам.

Выступление Юрия Владимировича Лихоносова
Ведущая.: По данным энциклопедии «Великая Отечественная война» в действующей армии служило свыше тысячи писателей – 1215. Из восьмисот членов московской писательской организации в первые дни войны на фронт ушло 250. 475 писателей с войны не вернулись. Много замечательных произведений были рождены войной. Одни из них, сыграв свою огромную агитационную роль, остались документом военного времени, а другие вошли в современную духовную культуру как проявление красоты души народа, как поэтизации естественного и прекрасного в противоестественных условиях.
Отрывок из произведения Роберта Рождественского « Реквием» читает учащаяся 10 класса Позднеевской школы Кандейкина Яна
Ведущая : Великая Отечественная война стала страницей нашей истории. И отметив 9 Мая 70-годовщину Великой Победы, мы вновь и вновь будем вчитываться в страницы художественных произведений этого периода.


Список используемой литературы

Высоцкий ,В. Где же наша звезда?/В.Высоцкий. – М., ЭКСМО , 2004.

Великая Отечественная. В 2-х томах. Т.1. Стихотворения и поэмы. Изд. второе, доп. М., Худож. лит., 1975

Закруткин, В.А. Матерь человеческая Повести и рассказы. / В.А Закруткин.-М., Профиздат, 1998

Исаковский, М. Лирика. Классики и современники./М. Исаковский. - М.: Худож. лит., 1989.

Лихонов, Ю.В. Багровый ковыль./ Лихоносов Ю.В.. Ростов-на- Дону, 2010.

Рождественский, Р. Мгновения, мгновения, мгновения …,/ Р.Рождественский М., ЭКСМО, 2007.

Симонов, К.М., Лирика./К.М.Симонов. – М.: Худож. лит., 1990.

Шолохов, М.А. Судьба человека. /М.А.Шолохов.-Ростов-на- Дону, 2010.

Музыкально-литературная композиция по мотивам произведения Б.Васильева « А зори здесь тихие..», портал работников образования

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Под музыку Чайковского проецируется презентация «2015 год – год литературы» Директор Позднеевской школы приветствует гостей и представляет ведущую литературной гостиной. Ведущая iconПриложение 1 Методические рекомендации по проведению литературной...
Театрализованная литературно-музыкальная композиция «В салонах пушкинской поры» с использованием презентации «И с каждой осенью я...

Под музыку Чайковского проецируется презентация «2015 год – год литературы» Директор Позднеевской школы приветствует гостей и представляет ведущую литературной гостиной. Ведущая iconПубличный отчет гбоу средней общеобразовательной школы №783 за 2011-2012...
История Школы №783 насчитывает 43 года плодотворной работы. Год основания образовательного учреждения – 1968

Под музыку Чайковского проецируется презентация «2015 год – год литературы» Директор Позднеевской школы приветствует гостей и представляет ведущую литературной гостиной. Ведущая iconКафедра литературы и методики ее преподавания
Год литературы: [альбом]/ [предисл. С. Нарышкина]. М.: Российская газета, 2015. 127 с ил. (2015 : Год литературы в России)

Под музыку Чайковского проецируется презентация «2015 год – год литературы» Директор Позднеевской школы приветствует гостей и представляет ведущую литературной гостиной. Ведущая iconМетодическое письмо «2015 год Год литературы в России»
Год литературы в России: методическое письмо в помощь работе библиотек / Гос универ науч биб-ка Краснояр кр. / Сост. Т. Ф. Ладуренко;...

Под музыку Чайковского проецируется презентация «2015 год – год литературы» Директор Позднеевской школы приветствует гостей и представляет ведущую литературной гостиной. Ведущая iconКонкурс методических разработок «Растим патриотов России»
«Стихи и песни Великой Отечественной» представляет собой сценарий литературной гостиной, посвященной поэзии Великой Отечественной...

Под музыку Чайковского проецируется презентация «2015 год – год литературы» Директор Позднеевской школы приветствует гостей и представляет ведущую литературной гостиной. Ведущая icon2015 год Год литературы в России
Год литературы в России. Указ о проведении Года литературы в России (12. 06. 2014 г. №426)

Под музыку Чайковского проецируется презентация «2015 год – год литературы» Директор Позднеевской школы приветствует гостей и представляет ведущую литературной гостиной. Ведущая iconГодовой план работы на 2014 2015 учебный год Задачи на новый учебный год
Программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Комаровой Т. А., Васильевой М. А., она составляет 80% от общего объёма...

Под музыку Чайковского проецируется презентация «2015 год – год литературы» Директор Позднеевской школы приветствует гостей и представляет ведущую литературной гостиной. Ведущая iconПлан работы клуба немецко-российской дружбы «Freundschaft» на 2014 – 2015 уч год
Участие в фестивале «Немецкий в кубе», официально открывающем Год немецкого языка и литературы в России 2014-2015

Под музыку Чайковского проецируется презентация «2015 год – год литературы» Директор Позднеевской школы приветствует гостей и представляет ведущую литературной гостиной. Ведущая iconПлан основных профессиональных мероприятий методической службы Псковской...
Открытие года литературы состоится 28 января 2015 года на базе Островской центральной районной библиотеки, где пройдет Совещание-семинар...

Под музыку Чайковского проецируется презентация «2015 год – год литературы» Директор Позднеевской школы приветствует гостей и представляет ведущую литературной гостиной. Ведущая iconСценарий. Администратор встречает гостей у двери, приветствует их и рассаживает за столики
«новороссийский медицинский колледж» министерства здравоохранения краснодарского края

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную