Урок игра «Умники и умницы»






Скачать 173.23 Kb.
НазваниеУрок игра «Умники и умницы»
Дата публикации03.02.2015
Размер173.23 Kb.
ТипУрок
l.120-bal.ru > Военное дело > Урок
Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Ивановская сош» Жаворонко Татьяна Николаевна Белгородская область Губкинский район с. Ивановка

Урок - игра

«Умники и умницы»
(По биографии А.С. Грибоедова и его комедии « Горе от ума»)
Цель: закрепить и углубить знания учащихся, полученные в процессе изучения биографии А.С. Грибоедова и его бессмертной комедии «Горе от ума»; способствовать повышению интереса к литературе; формировать у них навыки внимательного, вдумчивого чтения; воспитывать в учениках уверенность в своих знаниях, волю к победе.
Оформление: портрет А.С. Грибоедова, выставка по биографии А.С. Грибоедова, высказывания о А.С. Грибоедове и его комедии «Горе от ума», карточки с вопросами.

На доске висит портрет А.С.Грибоедова, под ним –годы жизни, справа написаны высказывания: «Грибоедов сделал свое дело – он уже написал «Горе от ума» (А.С.Пушкин), «Он /Чацкий/ вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик, и – всегда жертва» /А.И.Гончаров/.

Ход мероприятия

1 АГОН

Уважаемые учащиеся, учителя, гости, сегодня мы начинаем викторину «Умники и умницы» по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и биографии А.С.Грибоедова.

Игра состоит из 4 агонов; 3 агона – отборочные и 4 агон - финал. Для участия в первом агоне приглашаются три участника.

Жюри оценивает ответы и за каждый правильный ответ ставит 1 балл.

Учитель задает вопросы для розыгрыша дорожек:

  1. Назовите место и дату рождения А.С.Грибоедова (г. Москва, 15 января 1795 год.).

  2. Кто учился в университете вместе с А.С.Грибоедовым (Братья Чаадаева, будущие декабристы Никита и Артамон Муравьевы, С.П.Трубецкой, А.И.Якубович, Н.И.Тургенев).

  3. Чем был знаменит 1818 год для А.С.Грибоедова? (А.С.Грибоедов был назначен секретарем персидской дипломатической миссии в Тегеран (Тейран).

Участники занимают места на дорожках.

Вопросы для ученика, который находится на зеленой дорожке:

1) Кто из действующих лиц «Горе от ума» сказал эти слова: «Счастливые часов не наблюдают»?(Софья. Д. 1.).

2) Что сильнее в комедии - горе от любви или горе от ума?

3) Расставить знаки препинания (Учащимся дается вариант без знаков препинания):

Вот, сударь, если бы вы были за дверями,

Ей-богу, нет пяти минут,

Как поминали вас мы тут.

Сударыня, скажите сами. (Д.1; Я.7).

  1. Первоначальное название комедии «Горе от ума» («Горе уму»).

Вопросы для ученика, который находится на желтой дорожке:

  1. В какое время года – зимой, летом или весной – и в какой день недели развертываются события пьесы, действие которой происходит в течение одного дня, с утра до вечера? (В четверг, зимой)?

  2. Как входит Чацкий? (Мимика, жесты, манеры, стиль речи. Инсценировать. Предоставить текст Д.1; Я 7).

  3. Из-за чего происходит «схватка» Чацкого с Фамусовым? Какие идеалы отстаивает каждый из них? Как ведут себя герои во время «схватки»? (Д. 2; Я. 2).

Вопросы для ученика, который находится на красной дорожке:

1) Кто из действующих лиц «Горе от ума», когда и по какому поводу произносит эти слова: «дома новы, но предрассудки стары» (Говорит Чацкий Фамусову. Д.2;Я5).

2) Почему фамусовской Москве «противопоказан » Чацкий и необходим Молчалин?

2 АГОН

Вопросы для розыгрыша дорожек:

1) Участвовал ли А.С.Грибоедов в войне 1812 года?

(Не участвовал. Он добровольно записался в Московский государственный полк, но полк не успели укомплектовать и срочно выслали в тыл из Москвы в 1813 году, и А.С.Грибоедов оказался в Польше в кавалерийских резервах).

2) Сколько языков знал А.С.Грибоедов?(7–французский, немецкий, английский, итальянский, латынь, греческий, персидский.).

3) Во сколько лет А.С.Грибоедов написал первую трагикомедию? (В 14 лет по случаю ссоры русских профессоров с немецкими из-за зала, в котором те и другие хотели кафедру).

Вопросы для ученика, который находится на зеленой дорожке:

1) Кто из действующих лиц «Горе от ума» сказал эти слова: «Кто беден - тот тебе не пара» (Фамусов Софье. Д.1; Я. 4.).

2) Чем обусловлено появление «под занавес» нового лица – Репетилова? (Разоблачает подобного рода либералов – пустоту и шумность деятельности таких людей, как Фамусов).

3) Расставить знаки препинания:

Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок!..

Карету мне, карету! (Д.4; Я 14.).

4) Как звали дядю Фамусова? Кем он был? (Дядю Фамусова звали Максим Петрович, и был он «вельможей в случае», т.е. пользовался благоволением императрицы Екатерины Второй).

Вопросы для ученика, который находится на желтой дорожке:

  1. В какой дивизии служил Скалозуб? (Скалозуб служил в 15 дивизии «у нас в 15 дивизии, не дале, об нашем хоть сказать бригадном генерале». Д.2).

  2. Почему Софья предпочла Чацкому Молчалина? В чем вина и беда Софьи?

  3. Что узнал, что понял и в чем разочаровался Чацкий за день, проведенный в Москве?

Вопросы для ученика, который находится на красной дорожке:

  1. Как звали дедов Чацкого и Софьи по отцовской и материнской линии? (Дедов Чацкого звали Илья и Алексей; дедов Софьи звали Афанасий и Нил).

  2. Сцена объяснения Молчалина и Софьи. (Инсценировка – комизм ситуации и трагизм характера. Д.4; Я.12. Предоставить текст.).

3 АГОН

Вопросы для розыгрыша дорожек:

  1. Как познакомился Пушкин и Грибоедов? (В 1815 году Грибоедов вышел в отставку и был определен на службу в коллегию иностранных дел, чиновником которой после лицея стал Пушкин.).

  2. На каком музыкальном инструменте любил играть Грибоедов? (Фортепьяно.).

  3. Какие курсы трех факультетов прошел Грибоедов? (1 – словесный; 2 – юридический; 3 – физико-математический.).

Вопросы для ученика, который находится на зеленой дорожке:

  1. На ком женат Репетилов? (На баронессе фон Клоц.).

2) Была ли у Софьи еще тетушка, кроме Хлестовой? (Кроме Анфисы Ниловны Хлестовой была у Софьи еще одна тетушка Прасковья «мне и сестра Прасковья двоих арапчиков на ярмарке достала, - говорит Хлестова в Д.3).

3) Расставить знаки препинания.

Ах, матушка не довершай удара!

Кто беден, тот тебе не пара.

4) Где находилась комната Молчалина? (Комната Молчалина находилась под лестницей. «Молчалин, вот чуланчик твой», - говорит Хлестова. Д.4).

Вопросы для ученика, который находится на желтой дорожке:

1) Чем живет дом Фамусова до приезда Чацкого?

2) По каким жизненным принципам живет Молчалин?

3) Почему Чацкий спорит с Фамусовым, Скалозубом, понимая при этом бессмысленность спора?

Вопросы для ученика, который находится на красной дорожке:

1) Кто из действующих лиц «Горе от ума», когда и по какому поводу произносит эти слова: «… говорит, как пишет…»? (Возмущается Фамусов Чацким на его пламенную речь).

2) Есть ли в комедии решение судьбы Чацкого?

4 АГОН

ФИНАЛ

Участвуют игроки, которые сумели правильно ответить на все вопросы. Задания предлагаются им в соответствии с выбранной дорожкой. Для того чтобы разыграть дорожки, необходимо назвать как можно больше пословиц, поговорок, крылатых выражений из комедии «Горе от ума». Кто больше других назовет, тот вправе выбирать дорожку. Повторяться нельзя. Дорожки разыграны.

Вопросы для ученика, который находится на зеленой дорожке:

  1. Сколько лет Софье? (17).

  2. Расставить знаки препинания:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья –

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаки дворника, чтоб ласкова была. (Д.4; Я.12.)

  1. Какова сюжетная роль Скалозуба?

  2. Кто из действующих лиц «Горе от ума» сказал эти слова «…Служить бы рад, прислуживаться тошно.» (Чацкий Д.2.).

Вопросы для ученика, который находится на желтой дорожке:

1) Почему конфликт Чацкого с отдельными лицами перерастает в конфликт с обществом?

2) Почему живучи и неискоренимы Молчалины?

3) Почему Чацкий вынужден бежать из Москвы?

Вопросы ученику, который находится на красной дорожке:

  1. Чацкий победитель или побежденный? («Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей» А.И.Гончаров.).

  2. Чем мне дорог и близок Чацкий?


Подведение итогов. Награждение.
Работа с текстом как средство формирования личности ученика
В национальном образовании сегодня провозглашен приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности. Особый смысл при этом получает личностно ориентированное обучение с его направленностью на саморазвитие, самообразование, самореализацию личности. При таком подходе, ориентированном на познание личности обучаемого, развитие личности рассматривается не как формирование у ученика тех или иных качеств, а как развитие положительных свойств и возможностей, которые имеются в его личном богаже

Я хоу рассказать об одном из вариантов решения сложной и фундаментальной проблемы реализации личностно ориентированного обучения в процессе преподавания русского языка.

Необходимо напомнить основные позиции личностно ориентированного обучения на уроках русского языка «»

Использование текста как средства осуществления личностно ориентированного подхода при изучении русского языка обеспечивает, на мой взгляд, не только разработку общих и частных вопросов персонализации обучения, но и решение таких важных проблем школьного образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову, формирование личности, осознающей необходимость своего культурно-речевого совершенствования.

Осуществление личностно ориентированного подхода на уроках русского языка соотносится с проблемой формирования школьника как языковой личности.

В моем понимании языковая личность характеризуется не только владением всеми видами речевой деятельности не только умением правильно и четко выражать мысли, передавать чувства в устной и письменной форме, но и обладанием индивидуальным авторским стилем. Показателем сформированности языковой личности является также знание прецедентных текстов (способность определить автора текста, узнать, из какого произведения цитата, и т. П.) – оно свидетельствует о приобщении ученика к лучшим образцам нашей национальной культуры.

В практике своей работы я рассматриваю личностно ориентированное обучение как адаптивную систему, в которой через организации единой для всех (в рамках урока), но разнородной образовательной среды создаются условия для внутренней дифференциации каждого ученика на основе его личностных проявлений: познавательных интересов, потребностей, возможностей, личнотно значимых ценностей и жизненных установок.

Личностно ориентированная среда на уроке русского языка – это, по моему мнению, прежде всего развивающая речевая среда, основой которой является текст. Обязательными условиями работы на уроке при этом являются предоставление ученику возможности выбора (цели урока, текста, заданий, справочного материала, формы выполнения работы и т. п.), ориентация на диалог и полилог, создание атмосферы доброжелательности, когда поощряются самостоятельность, инициатива, творчество.

Личностная направленность обучения русскому языку на основе работы с текстом, как показала практика, становится эффективной, если она строится с учетом возрастных, психологических, индивидуальных возможностей школьников, через активизацию их эмоций, интеллектуального интереса, мотивацию, а также через изучение и учет учебных переживаний.

Существует мнение, что рассматриваемый нами подход не содержит ничего нового, что образование традиционно ориентировалось на личность, что достаточно методик, ориентированных на разноуровневый, дифференцированный и индивидуальные подходы. Однако все они исходят, во-первых, из признания того, что личность активно формируется под влиянием обучающий воздействий (преобладает такая ценность обучения, как знания), во-вторых, из необходимости распределять детей на группы и работать с группой, а не с каждым ребенком как индивидуальностью. Субъектность, смыслотворчество, критичность и другие, собственно личностные качества при этом не рассматриваются как самоценные.

Личностно ориентированное образование – целостный педагогический процесс, эпицентром которого является человек, познающий и творящий культуру путем диалога, обмена мыслями, создания произведений индивидуального и коллективного творчества. Это образование, которое обеспечивает личностно смысловое развитие учащихся, поддерживает индивидуальность. Единственность и неповторимость каждой детской личности и. опираясь на ее способность к самоизменению и культурному саморазвитию, помогает ей самостоятельно решать свои жизненные проблемы.

Результаты сдачи выпускных экзаменов

по русскому языку в форме ЕГЭ



п./п.

Год

«5»

«4»

«3»

«2»

1.


2005 – 2006

учебный год

1

(20%)



-

-

3

(60%)

1

(20%)


2.


2006 – 2007

учебный год



-



4

(36,3%)

3

(27,2%)

2

(18,1%)


Результаты сдачи выпускных экзаменов

по литературе


п./п.

Год

«5»

«4»

«3»

«2»

1


2005 – 2006

учебный год


2

(40%)



2

(40%)

1

(20%)

-

2


2006 – 2007

учебный год


4

(36,4%)



4

(36,4%)

3

(27,3%)

-



Список выпускников,

окончивших школу

с золотой и серебряной медалью


п./п.


Год




«Золото»


«Серебро»

1.

2005 – 2006
учебный год



Ибадуллаева
Глафира

Надировна


-

2.

2006 - 2007-10-15
учебный год


Жибоедова
Елена

Геннадьевна

Гвозденко
Екатерина

Юрьевна

Афанасьева
Кристина

Евгеньевна


Итоговые результаты по русскому языку и литературе

в 2004 – 2005 учебном году

Русский язык

Литература

класс

«5»

«4»

«3»

«2»

класс

«5»

«4»

«3»

«2»

5

3

(42,6%)

3

(42,6%)

1

(14,2%)

-

5

6

(83%)

1

(16,6%)

-

-



3

(29,7%)

6

(59,4%)

-

-



6

(59,4%)

3

(29,7%)

-

-



-

3

(30%)

7

(70%)


-



1

(10%)

3

(30%)

6

(60%)

-

-

10

1

(16,3%)

4

(66,4%)

1

(16,3%)

-

-

10

1

(16,3)

4

(66,4%)

1

(16,3%)

-

-



Итоговые результаты по русскому языку и литературе

В 2005 – 2006 учебном году


Русский язык

Литература

класс

«5»

«4»

«3»

«2»

класс

«5»

«4»

«3»

«2»

6

1

(11%)

4

(44,45)

4

(44.4%)

-

6

7

(77,7%)

2

(22,3%)

-

-

7

-

3

(37,5%)

5

(62,5%)

-

7

4

(50%)


2

(25%)

2

(25%)

-

9

-

6

(59,4%)

3

(29.7%)

-

9

4

(39,6%)

2

(19,8%)

3

(29,75)

-

10

2

(18,2%)

3

(27,3%)

6

(54.5%)

-

10

4

(36,4%)

4

(36,4%)

3

(27,3%)

-

11

1

(20%)

3

(60%)

1

(20%)

-

11

1

(20%)

3

(60%)

1

(20%)

-



Итоговые результаты по русскому языку и литературе

В 2006 – 2007 учебном году


Русский язык

Литература

класс

«5»

«4»

«3»

«2»

класс

«5»

«4»

«3»

«2»

5

2

(33,2%)

-

4

(66,4%)

-

5

2

(33,2%)

2

(33,2%)

2

(33,2%)

-

6

1

(12,5%)

4

(50%)

3

(37,5%)

-

6

4

(50%)

3

(37,5%)

1

(12,5%)

-

7

2

(25%)

4

(50%)

3

(37,5%)




7

3

(37,%)

5

(62,5%)

1

(12,55)




10

2

(33,2%)

3

(49,8%)

1

(16.6)

-

10

4

(66,4%)

1

(16.6%)

1

(16,6%)

-

11

3

(27,3%)

2

(18,2%)

6

(54,5%)




11

4

(36,4%)



4

(36,4%)

3

(27,3%)

-

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок игра «Умники и умницы» iconМетодическая разработка внеаудиторного мероприятия «Умники и умницы»
Внеаудиторное мероприятие по латинскому языку и анатомии «Умники и умницы» проводится в рамках декадника общепрофессиональных дисциплин...

Урок игра «Умники и умницы» iconУрок- игра " Умники и умницы" по теме " Язык мой- друг мой"
На доске: " с русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было передать русским...

Урок игра «Умники и умницы» iconИнтеллектуальная игра по истории "Умники и умницы"
Повторить и закрепить в памяти учащихся основные факты, имена, даты изученного курса

Урок игра «Умники и умницы» iconЛитература, 8 класс
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и комедии Н....

Урок игра «Умники и умницы» iconВ отборочном туре учащимся предлагаются вопросы
Итоговый урок литературы по творчеству Распутина В. Г., Астафьева В. П. и Искандера Ф. А. в форме игры «Умники и умницы» для учащихся...

Урок игра «Умники и умницы» iconИ. В. Филичева, лицей №2, г. Братск, Иркутская обл. Механика. Тепловые...
Наблюдение за ребятами в игре дает учителю интересную информацию. Многие пассивные на уроках ученики, здесь могут предстать совсем...

Урок игра «Умники и умницы» iconПрограмма внеурочной деятельности «Умники и умницы»
Использование современных образовательных и воспитательных технологий нового поколения в начальной школе

Урок игра «Умники и умницы» icon«Умники и умницы»
Развитие интеллектуальных навыков учащихся, обогащение кругозора, получение новых знаний по истории и литературе, развивать творческие...

Урок игра «Умники и умницы» iconВикторина по музыкальной литературе «Умники и умницы»
Автор: Хуснутдинова Резеда Сайдашевна, мбоу дод г. Казани «Детская музыкальная школа №8», преподаватель

Урок игра «Умники и умницы» iconЗатем начинаются конкурсы. Вот примерные вопросы
Интеллектуальные игры можно проводить по типу телевизионных: «Звездный час», «Счастливый случай», «Умники и умницы» и т д

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную