Метод аппроксимации измеренных координат точек поверх-ностей, учитывающий сопряжение деталей машиностроения






Скачать 66.46 Kb.
НазваниеМетод аппроксимации измеренных координат точек поверх-ностей, учитывающий сопряжение деталей машиностроения
Дата публикации03.03.2015
Размер66.46 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Астрономия > Документы
УДК 62.181.1
МЕТОД АППРОКСИМАЦИИ ИЗМЕРЕННЫХ КООРДИНАТ ТОЧЕК ПОВЕРХ-НОСТЕЙ, УЧИТЫВАЮЩИЙ СОПРЯЖЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ
В.А. Печенин, М.В. Янюкина, М.А. Болотов
Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика

С.П.Королева (национальный исследовательский университет)
В статье изложен метод аппроксимации, определяющий свойства поверхности с учетом смятия неровностей, характеризующихся отклонением формы и шероховатости. Метод сравнивается с применяемым при координатных измерениях методом наименьших квадратов. Предлагаемый метод позволяет более точно спрогнозировать качество сборки измеряемых деталей с достаточной оперативностью непосредственно при измерениях.

Ключевые слова: координатные измерения, аппроксимация, метод наименьших квадратов, смятие неровностей, сборка.



В основе большинства современных средств измерений, применяемых в машиностроении для контроля геометрических параметров, заложен координатный метод измерения.

Координатные измерения – это измерения геометрических параметров объекта путем измерения координат отдельных точек поверхности объекта в принятой системе координат (прямоугольной, цилиндрической, сферической) и последующая математическая обработка измеренных координат для определения линейных и угловых размеров, отклонений формы и расположения поверхностей [1].

Значительное влияние на точность и достоверность измерений оказывает выбор используемых моделей и реализующих их алгоритмов аппроксимации измеряемых поверхностей. Модель и алгоритм аппроксимации позволяют определить геометрические параметры заменяющих элементов, ассоциируемых с измеряемыми поверхностями по некоторому множеству координат точек измеренных на поверхности. Существующие на сегодняшний день алгоритмы аппроксимации, реализуют модели оценки, основанные на методе наименьших квадратов, Чебышева (метод мини-макс), описанных и вписанных элементов для цилиндрических поверхностей.

Чаще всего в практике измерений используется аппроксимация с использованием метода наименьших квадратов [2]. В случае, когда измеряемые поверхности представлены достаточно большим множеством точек и имеют значительное отклонение формы, то используются методы Чебышева (метод мини-макс), описанных и вписанных элементов для цилиндрических поверхностей. Однако использование любого из названных методов аппроксимации в случае наличия отклонения формы поверхностей приводит к ошибкам определения расположения (размеру второго рода) и собственного размера относящегося к поверхности (размеру первого рода). Это объясняется тем, что положение и размер (в случае окружности – диаметр или радиус) поверхности, достигаемый в процессе сборки, отличается от определённых положения и размера с использованием методов аппроксимации. На отличие оказывает влияние контактная жесткость поверхностей, отклонение формы и шероховатость поверхности.

В процессе сборки происходит сминание части микронеровностей, упругая деформация в контакте поверхностей. Расположение контактирующих поверхностей определяется контактными взаимодействиями поверхностей имеющих погрешность формы.

На рис. 1 изображено сопряжение двух деталей. Показана ошибка оценки положения оси по методу МНК без учета названных факторов, в абсолютном выражении равная разности величин L2 и L1.

В авиационной промышленности определение действительного контактного сопряжения поверхностей наиболее важно в таких типах пар деталей, как вал-кольцо подшипника, хвостовик лопатки - диск турбины ГТД, а так же сопряжение поступательно движущихся деталей.
c:\мария\station-publication))\трибология\первый рисунок к отчету.bmp
Рис. 1. Погрешность оценки расположения

сопрягаемых деталей без учета контактного

взаимодействия поверхностей и сминания:

L1 – размер, характеризующий радиус вала

при традиционной оценке размеров,

L2 – реальное сопряжение деталей.
В данной работе мы предлагаем метод аппроксимации, определяющий поверхности с учетом смятия неровностей, характеризующихся отклонением формы и шероховатости. Предлагаемый метод имеет высокую производительность вычислений.
Алгоритм реализации,

предлагаемого метода

Рассмотрим модель сминания для вала, который установлен в кольцо подшипника и касается его по линии нижней частью. Допущение модели: кольцо подшипника является абсолютно жестким и номинально прямолинейным (в продольном сечении представляет прямую). Рассматриваемая модель представлена на рисунке 2. Изначально кольцо коснется поверхности по двум точкам (рис. 2, прямая 3 начальное положение соприкасающихся поверхностей вала и кольца подшипника). Затем происходит смятие неровностей поверхности вала до определенного предела (рис. 2, прямая 4). Формула для определения длины соприкосновения, при котором смятие прекратится, выглядит [3]:

, (1)

где Р – усилие, возникающие при сборке изделия, Н; – допускаемое напряжение при

смятии, кгс/м2, МПа.

В процессе работы алгоритма аппроксимации осуществляется итерационное приращение точек прямой кольца вала d, являющейся достаточно малой величиной по сравнению со значением отклонения формы и шероховатости поверхности вала. Сминание более широких участков будет происходить медленнее, чем сминание участков с меньшей длиной. На каждом этапе итерационного алгоритма рассчитываются длины участков смятия и центр масс этих длин по формуле:

, (2)

где Ручi – усилия, возникающие на каждом участке соприкосновения поверхностей, Н;

Lучi – длины участков соприкосновения, МПа.

В соответствии с положением центра масс Lц рассчитываются величины корректировки к приращениям точек двух крайних участков смятия d1 и d2. Соответственно линия поверхности кольца подшипника на следующей итерации поворачивается на некоторый угол. Итерационное смятие прекращается, когда на n-м шаге сумма длин участков превысит значения, рассчитываемого по формуле (1).

Традиционный подход к описываемой задачи включает в себя расчет положения прямой соприкосновения вала и кольца подшипника методом наименьших квадратов измеренных точек поверхности вала (рис. 2, пунктир 2).

Отклонение профиля, полученного методом наименьших квадратов, от профиля, полученного предложенным методом, можно рассчитать по формуле:

, (3)

где h – расстояние между профилями, рассчитанными предлагаемым методом и методом МНК

H – величина суммарного отклонения формы и шероховатости.
Результаты исследований

Для исследования взаимодействия абсолютно твердой поверхности и деформирующейся шероховатой поверхности системы «вал-внутреннее кольцо подшипника» по предложенному методу и методом МНК в среде «MATLAB» был реализован программный комплекс.


e:\2014\конференции 2014\политех трибология кон\рисунок для статьи окончательный1.tif

Рис. 2. Модель аппроксимации поверхности предложенным методом и методом МНК,

1 – поверхность вала, 2 – аппроксимация методом МНК, 3 – начальное положение

кольца подшипника, 4 – конечное положение кольца подшипника.



Расчеты проводились на множестве реализаций профилей вала и с суммарной величиной отклонения формы и шероховатости в диапазоне [5…30] мкм. Допускаемое напряжение при смятии для стали вала 40ХН составляет 305,81МПа. Величина , рассчитанная по формуле (3) составила 23,2-31,4%. Линия профиля, рассчитанная методом МНК, всегда располагается ближе к оси вала, чем линия, вычисленная в результате моделирования сминания поверхности вала кольцом подшипника.
Выводы

В статье предложен метод определения поверхностей деталей с учетом особенностей их сборки. Эту задачу можно решить в CAE системах, но

виду высокой трудоемкости использование CAE систем в процессе контроля является невозможным. Предлагаемый метод обладает высокой производительностью и позволяет оперативно при измерении выполнять необходимую аппроксимацию и оценивать качество сборки изделия.
Список литературы


  1. Координатные измерения размерных и геометрических параметров. Основные положения. Терминология: Введ. 01.01.92. — Москва: ВНИИизмерения, 1990. — 28 с.

  2. Гапшис А.А., Каспарайтис А.Ю., Модестов М.Б. Координатные измерительные машины и их применение// Машиностроение. М., 1988. – 328с.

  3. Дарков А.В., Шпиро Г.С. Сопротивление материалов. Учебник для втузов.// Высшая школа. М., 1975. – 654с.





METHOD OF APPROXIMATION OF THE MEASURED COORDINATES

OF POINTS OF SURFACES, CONSIDERING INTERFACE OF DETAILS

OF MECHANICAL ENGINEERING
V.A. Pechenin, M.V. Yanyukina, M.A. Bolotov
Samara State Aerospace University of a name of the academician

S.P.Koroleva (national research university)
In article the approximation method defining properties of a surface taking into account the crushing irregularities which are characterized by a deviation of a form and a roughness is stated. The method is compared with the applicable coordinate measurements at the least squares method. The proposed method makes it possible to more accurately predict the quality of assembly measured parts with sufficient speed directly in the measurements.

Keywords: coordinate measuring, approximation, least squares method, crushing irregularities, assembly.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Метод аппроксимации измеренных координат точек поверх-ностей, учитывающий сопряжение деталей машиностроения iconСпециальность: Технология машиностроения. Квалификация
Участие во внедрении технологических процессов изготовления деталей машин и осуществление технического контроля

Метод аппроксимации измеренных координат точек поверх-ностей, учитывающий сопряжение деталей машиностроения iconЛитература маленво Э
Приводятся новые результаты по оптимизации тренда и аппроксимации со сглаживанием временных рядов. Предложены методы эффективного...

Метод аппроксимации измеренных координат точек поверх-ностей, учитывающий сопряжение деталей машиностроения iconЛитература
Для сравнения использовались явная и неявная схемы с левой разностью первого порядка аппроксимации, схема Lax-Wendroff’a второго...

Метод аппроксимации измеренных координат точек поверх-ностей, учитывающий сопряжение деталей машиностроения iconУрока: урок -семинар. Форма мероприятия
Методы обучения: метод монологического изложения, исследовательский метод, диалогический метод, метод программированных заданий

Метод аппроксимации измеренных координат точек поверх-ностей, учитывающий сопряжение деталей машиностроения iconМетод рефлексотерапии являются двумя определенными областями традиционной...
Для достижения желаемого лечебного эффекта нельзя не преувеличивать значимость правильного размещения этих "острых" точек

Метод аппроксимации измеренных координат точек поверх-ностей, учитывающий сопряжение деталей машиностроения iconВ проточной части устройства (или трубопровода)
Разработан метод численного решения системы четырех дифференциальных уравнений характеристики, описывающих неустановившиеся течения...

Метод аппроксимации измеренных координат точек поверх-ностей, учитывающий сопряжение деталей машиностроения iconКонечно-разностные аппроксимации производных
Конечно-разностные аппроксимации производных (конечные разности) способ приближенного вычисления частных производных

Метод аппроксимации измеренных координат точек поверх-ностей, учитывающий сопряжение деталей машиностроения iconЕвгений Базаров?
Используемые технологии: технология сотрудничества, метод творческого проекта, информационно-коммуникативная технология; метод эмоционального...

Метод аппроксимации измеренных координат точек поверх-ностей, учитывающий сопряжение деталей машиностроения iconТематический план элективного цикла «Рефлексотерапия»
История метода. Понятие о меридианах. Теория инь-ян. Теория у-син. Способы нахождения акупунктурных точек. Традиционные и современные...

Метод аппроксимации измеренных координат точек поверх-ностей, учитывающий сопряжение деталей машиностроения iconА. О. Кушнир Развитие розничного бизнеса в Москве и прочих крупных...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную