Отражение взаимоотношений человека и природы в чувашской мифологии






Скачать 149.86 Kb.
НазваниеОтражение взаимоотношений человека и природы в чувашской мифологии
Дата публикации12.03.2015
Размер149.86 Kb.
ТипОбзор
l.120-bal.ru > Астрономия > Обзор
МОУ Чувашско-Урметьевская СОШ

Отражение взаимоотношений

человека и природы в чувашской мифологии.

Автор: Степанова Наталья Юрьевна

ученица 9-го класса

МОУ Чув.-Урметьевская СОШ

Руководитель: Мурзина Татьяна Михпйловна

учитель русского языка и литературы

2010г.

Оглавление

I.Введение. 2

II.Основная часть. 4

2.1. Общее понятие о мифах. 4

2.2. Животные в чувашской мифологии. 5

2.3. Духи природы. 7

2.4.Человек и растения в чувашской мифологии. 9

III.Заключение. 13

IV.Литература 18



I.Введение

Мы живем на большой планете Земля. Всем здесь есть место: и людям, и птицам, и зверям, деревьям, рекам, морям, селам и городам. Но не всегда наша планета чувствует себя хорошо, она тоже, как и люди, может сильно болеть. Не всегда ее обитателям спокойно. Посмотрите, как часто происходят войны, пожары… Земля «устала» от нефтяных скважин, реки загрязнены отходами больших заводов и фабрик, воздух полон смога из труб, различными выхлопами. Отчасти это происходит от человеческой лени, жандности, неразумности. В любом случае во всех этих трагедиях повинен человек. Поэтому уходят с обжитых мест животные, улетают подальше от людей птицы, многие виды животных исчезают вообще, рыба захлебывается в нефтяных разливах, крылья речных и морских птиц слипаются от нефти.

Есть чудесная сказка о Маленьком Принце. У него, как и у нас, была своя планета. Он был настоящим хозяином, другом, помогал стать ее чище и красивее, заботился, берег ее. Так же и чуваши бережно относятся к природе и ко всем, кто ее населяет.

По верованиям чувашей у всех живых объектов есть душа. Весь окружающий мир, с точки зрения чувашей, заселен разными сверхъестественными существами. Кроме них, во всех предметах могут находиться еще и духи, они могут перемещаться и влиять на человека положительно или отрицательно, как им заблагорассудится, но они всегда бессмертны и невидимы. Поэтому люди должны соблюдать правила на все случаи жизни, чтобы не навлечь на себя и свои дела гнев духов. Меня заинтересовала эта тема, я побольше решила узнать о чувашской мифологии, глубже заглянуть в мировоззрение чувашей, узнать, как же мои предки относились к разным растениям и животным.

Цель моей работы: узнать об отражении взаимоотношений человека и природы в чувашской мифологии.

Основные задачи:

  • Познакомиться с мифами чувашского народа о происхождении растений и животных.

  • Рассмотреть взаимоотношения человека с растительным и животным миров в чувашской мифологии.

Объект исследования: Мифы чувашского народа.

Эффективные методы и приемы, используемые в работе:

  • Беседа со старожилами села.

  • Обзор литературы.

  • Перевод текстов с чувашского языка на русский.

  • Работа со словарями.

  • Аналитическое чтение литературы.

Обзор литературы:

В школьной и сельской библиотеке я нашла очень много книг о происхождении чувашского народа, о его историческом пути. Но культуре чувашского народа, и конкретно о чувашской мифологии написано очень мало, особенно на русском языке. Я изучила литературу на чувашском языке, прочитала мифы чувашского народа на чувашском языке. Некоторые мифы я перевела на русский. Кроме того, я беседовала со старожилами села. Некоторые мифы рассказали они.

II.Основная часть.

2.1. Общее понятие о мифе.

Миф – особый вид устного народного творчества, возникший на ранних ступнях развития человеческого общества. Мифы рождались в процессе речевой деятельности, были фольклорным жанром, тесно связанным с ритуалами, пением, музыкой, танцами, они не только рассказываются, но и представляются в ходе исполнения обрядовых действий, изображаются на разных предметах.

В широком смысле миф – это фантастическое, вымышленное объяснение происхождения и сущности какого-нибудь предмета, явления природы или общественной жизни путем перенесения на них человеческих свойств. Недаром мифологию считают первобытной философией людей.

По представлениям древних людей, все в этом мире – живое, все, как и человек, имеет душу. Все живые существа, разные предметы и явления могут чувствовать боль и радость, ощущать тепло и холод, могут думать и разговаривать…

Из этих представлений возник один из древних видов религии – тотемизм – поклонение священному животному или явлению природыю Для древних тюрков таким животным был волк, для булгар – барс. Древние славяне, финно-угорские народы поклонялись медведю. Современные жители Индии до сих пор считают корову священным животным.

Все эти верования считаются очень древними. Они существовали у многих народов. Позднее, когда в человеческом обществе появляются верховные властители – вожди, цари, ханы, то начинают возникать представления о главном и единственном боге.

У чувашей, как и у многих других народов нашего края, в прошлом бытовала богатая и своеобразная мифология. Она состояла из взаимосвязанных циклов космогонических, антропонических, этногонических, этиологических, астральных, эсхатологических и других мифов. Космогонические мифы рассказывают о возникновении и строении Вселенной, антропогонические – о появлении человека, этногонические – о происхождении человеческого оющества, народов. Эсхатологические мифы повествуют о предстоящих событиях. Меня заинтересовали этиологические мифы,объясняющие происхождение отдельных предметов и явлений природы и человеческой культуры. Наиболее примитивные мифы объясняют причину появления тех или иных внешних признаков отдельных животныхю например, рассказывается, почему у зайца короткий хвост и рассеченная губа, почему у ласточки раздвоенный хвост, почему еж колючий, почему птица канюк «плачет», а ворона каркает перед дождем и т.п.

2.2. Животные в чувашской мифологии.

В мифах о происхождении животных часто поясняется, что некогда животные были человекообразными существами или людьми. Согласно чувашским преданиям, волки являются творениями Тура. В мифах волчица представляется как прародительница, кормилица и воспитательница первопредка, а волк выступает в роли вождя. Заметное место в чувашских мифологических представлениях занимают сюжеты о волках-оборотнях. Волки представляются слугами пророка Пихампара, нередко и сам Пихампар принимает облик белого или сивого волка. Волки называются также белыми собаками. В чувашской традиции человеку уподоблялись и многие другие животные и птицы – олени, быки, орлы, лебеди и т.д.

О происхождении лошади рассказывается так. Во времена появления на свете предков чувашей тура первым из животных создал крылатого коня Силсунат. От него произошли все лошади, среди которых нередко и сейчас-де встречаются особи с невидимыми крыльями. Если человек нечаянно увидел их, то конь погибает. Созданный всевышним первый крылатый конь вывел первопредков чувашей из лесных дебрей на степные просторы и привел на плодородные земли, удобные для хлебопашества.

Всех животных древние чуваши разделяли на «чистых» и «нечистых». К чистым животным, которых можно употреблять в пищу и приносить в жертву богам, причисляли птиц, травоядных и копытных. Они соотносились с верхним миром. Часто чуваши искали новые места для обживания с помощью животных. Так в одной легенде рассказывается:

К нечистым относили живущих под землей и в воде, а также хищников и животных, имеющих на лапах когти. Эти существа относились к нижнему миру, и их нельзя было приносить в жертву божествам.

С животными и птицами у чувашей было связано много поверий. Так, считалось, что сурки(савар) получаются из детей-сирот. Сурок часто сидит на вершине холма и , закрыв лапкам глаза, плачет. Его нельзя трогать и обижать. Еж(череп) представлялся очень мудрым и всезнающим.

Любимой птицей чувашей была ласточка(чекес). Считалось, что она наделяет маленьких детей даром речи. Ловить или обижать ласточку считалось большим грехом. Если ласточка вила гнездо около дома или в сарае, это было счастливой приметой.

Священной птицей чувашей, как и у многих других народов, был петух(автан, алтан). О нем существовали разные поверья. Например, верили, что если запрячь петуха в маленький плуг и вспахать определенное место, то можно найти спрятанные сокровища. Если петух проживет на свете семь лет и снесет яйцо, то, привязав это яйцо себе подмышку, можно выседеть странное существо – куйкараш. Это существо могло жить только в добром, чистом и дружном доме, где не ругаются и не ссорятся. Куйкараш мог выполнить любое задание хозяина, приносить в дом богатство, но его постоянно нужно занимать работой. Если хозяева захотят избавиться от куйкараш, то велят ему белое превратить в черное. Этого он сделать не мог и от стыда покидал дом, искал другого хозяина.

2.3. Духи природы.

По верованиям древних чувашей, у каждого предмета, существа или явления был свой дух. И таких духов было очень много. Называли их по-разному- тура, ыра, ийе, хуси…

Например, чекес – дух-божество ласточек, ыра – добрый дух, карта келли – дух – молитва двора, усал – злой дух, варман хуси – дух – хозяин леса,ийе – злой дух, живущий в бане, одиноко стоящем дереве, глубоком овраге.

Иногда в разных селениях один и тот же дух имел разные названия. Например, дух воды мог называться шыв турри (божество воды), шыв хуси (хозяин воды), шыв пусе (глава воды), шыври (водяной).

Считалось, что у духов четыре главных элементов мира есть свои семьи: сер йыше (семья духов земли), шыв йыше (семья духов воды), вут йыше (семья духов огня), сил йыше (семья духов ветра-воздуха).

По этим же представлениям, духи и люди жили вместе в одном мире, но у каждого из них была своя жизнь, свои правила. Люди старались не нарушать эти правила и жить в согласии со всем миром. Например, перед тем, как срубить дерево, лесоруб просил прощения у духа леса или у самого дерева. Также и охотник выходил на схватку со зверем, как на честный поединок. У зверя были сила, острые зубы и когти, а у человека – хитрость, ножи и луки. Побеждал сильнейший.

Многие мифологические образы разных этносов схожи друг с другом. Так, чувашский дух леса арсури похож на русского лешего, татарского шурале. По чувашским преданиям, в арсури превращались люди, заблудившиеся и погибшие в лесу, не похороненные по всем человеческим правилам, а также новорожденные дети, которых родили и бросили девушки, не выходившие замуж.

Вупар(лапар) – злой дух или старуха-колдунья, в русской мифологии – баба-яга, живет вдремучем лесу. Если баба-яга разъезжает в ступе с помелом, то вупар летает на мялке. Считалось, что она во время затмения пожирает солнце. Похожий по названию персонаж встречается в татарской мифологии – убыр, в марийской – вувер, в русской – упырь.

Дух воды Шыври и его дочь Вуташ в русской мифологии – водяной и русалка. У марийцев дух воды – вуд водыж.

У огня тоже был свой дух – вут ама (вут аса). К нему относились очень почтительно. В чувашской и русской мифологии земля представлялась в виде женщины-матери –Сер амаш, Мать сыра земля. Небо и многое, что связано с ним(дождь, гром, солнце), древние чуваши представляли в виде мужчины. С неба лил дождь и попадал в реки, поэтому Волгу чуваши называли Атал-атте, то есть Атал-батюшка. В русской мифологии эта река – Волга-матушка.

На небе резвились дети ветра –сил ачисем, пролетал волшебный ветрокрылый конь – сунатла ут(силсунат). Считалось, что с рождением нового человека на небе зажигалась звезда, а с его смертью она гасла.

Многие существа-духи народных религий становились героями сказок. Так волшебный конь – сунатла ут – мог быть заморенной клячей, но стоило накормить его горящим углем, как он превращался в прекрасного крылатого коня – верного спутника героя сказки.

2.4. Человек и растения в чувашской мифологии.

Абстрактное представление в мифах конкретизируется, наполняясь привычным для повседневной жизни содержанием. Там, воплощением мирового древа чаще всего выступают знакомые чувашам породы деревьев – дуб, липа, вяз, береза, ветла, лещина и т.д. Но та или иная порода дерева избирается не случайно. В чувашской мифологии каждой породе соответствует определенной смысл. Дуб(юман) ассоциируется с мужчинами своего рода старше говорящего. На уровне семейно-родовом этот статус конкретизируется в реальном отце(атте). Ср.: Наш батюшка – старый дуб. Посреди поля развесистый дуб, не батюшка ли это наш? Именно под дубом молились и приносили жертвоприношения Богу.

Чувашское народное поверье связывало с деревьями мифы главным образом на северных территориях, там, где раньше Поволжье покрывали почти непроходимые дремучие леса, там, где и сегодня тянутся почти сплошные леса. Воображение населяло лесной массив страшилищами и создало культ леса, который в чувашской мифологии играет немалую роль. Деревья и места жертвоприношений(киреметей), а также некоторые кладбища, располагались в лесах. Душа чуваша находила в лесной чаще мистику и страх. Треск ветвей деревьев, шелест листвы на ветру, как призрачный шум наводили на них ужас. Суеверные чуваши боялись одиночества в лесу. Раньше села находились в лесу на полянах, и они со всех сторон были разделены лесом. Наверное, поэтому северная часть Чувашии изобилует диалектами. Села и люди реже контактировали друг с другом, не очень-то осмеливались далеко уходить в лесную чащу. Соответственно в говоре каждого села имеются кое-какие различия, не существующие в произношении соседнего села. Липа у чувашей соотносится со старшими женщинами своего рода и конкретизируется в реальной матери(анне). Матушка наша – старая липа. Посреди поля развесистая липа, не матушка ли это наша?

Береза (хуран) не только одно из самых красивых деревьев северного края, но одна из самых полезных пород. Из ее коры приготовляют всякую посуду и домашнюю утварь. По поверьям северных чувашей, и киремети охотно обитают там, где береза в изобилии. Деревом киреметей, где они живут, куда приносят им жертвы, как правило, является береза. Кое-где на северной территории ее считают и «жертвенным деревом»(чук йывасе), с нее обламывают те ветки, с помощью которых обрызгивают водой жертвуемых животных, и к подножью этого дерева ссыпают кости животного или золу сожженных костей и все прочие несъедобные части животного, приносимого в жертву. Осину(авас) народное поаерье считает проклятым, плохим деревом.

Не употребляют ее древесину при строительстве церкви, нужную для церкви мебель, скамейки не делают из осины. Про колдунов считают, что они по ночам выходят из своих могил и даже после соей смерти наводят порчу на людей, сотворяя много злого. Но если раскопать их могилу и воткнуть им в сердце осиновый кол и снова засыпать могилу вместе с колом, больше они не смогут выйти оттуда.

В чувашских мифах, сказках большое место отводится и рябине. Существует миф о том, что злые духи решили погубить Бога. Мол он не дает им творить темные дела. Окружили они Бога и начали спорить, как убить его. Бог в это время убежал от них, залез на рябину и спрятался в ее кроне. Так рябина спасла Бога. Поэтому, считают чуваши, ее сила способна защитить человека от злых духов, напастей, болезней. Ее листья и кусочки ветки используют для предотвращения порчи колдуна. Идя на свадьбу, северные чувашки ее листья закалывают в свои волосы и к своему головному убору, так как на свадьбе возможность наведения порчи имеет большую вероятность. Тот, кто постоянно носит с собой кусочек дерева рябины, на того не распространяется никакой заговор колдуна. Это является также эффективным средством и от сглаза. Кроме того чуваши обращали внимание и на целебную силу рябины.(делали обереги, кресты и вешали детям на шею).

Черемуха(семерт) по поверьям чувашей тоже помогает людям. Живущее в лесу стращилище(упате) очень боится черемуховых веток, горящих в огне. Народное поверье гласит, что упате обычно подходит к находящимся в лесу дровосекам и углекопам, когда те в холодные ночи греются у костра. Он тоже садится с ними около костра и греется. Но если в огонь бросают ветки черемухи, они сильно трещат и искры летят во все стороны. Он боится приближаться,боится за свою шерсть, как бы та не загорелась. Крещенные чуваши считали за грех есть ягоды шиповника. По их представлениям, Иисуса обвенчали терновым венком (колючими ветками). Куст шиповника не терпят даже вблизи дома. В некоторых местах северные чуваши знают очень красивый и поэтичный миф о камыше и зарождении песни. По их словам, люди научились петь у камыша. Около камышевых зарослей они долго слушали как шуршит – шелестит камыш:

Ваш-ваш-ваш,

Чи-чи-чи.

Шелесту камыша начали подражать, оттуда пошла песня.

Существует интересное предание и про папоротник:

В ночь Иванова дня ровно в полночь распускается его блестящий, сверкающий цветок. Если кто его подстережет и сможет сорвать, то цветок папоротника поведет туда, где зарыто в земле сокровище, и сделает его обладателем неземного золота и серебра. Такому человеку спрятанное сокровище показывается в виде языков пламени. Однако очень трудно подстеречь и сорвать этот цветок, потому что злой дух (усал), оборачиваясь кем-то, тоже подстерегает цветение папоротника и отнимает у человека сверкающий цветок. Обычно он принимает вид русского начальника, подходит к чувашу, спрашивает, что такое, что тоже хочет видеть, как вспыхнет цветок и отнимает его у него.(А может ли бедный чуваш воспротивиться русскому начальнику?)

Чуваши издавна занимались земледелием, поэтому у них очень много сказаний о культурных растениях. Например, о происхождении ржи чуваши рассказывают такой миф:

«Вначале, когда люди и не пахали, и не сеяли, и не знали даже зерна, Бог показал человеку рожь, с колосьями, полными зерен от корней до самой верхушки, и спросил у него:

-Тебе нужно это?

Человек ответил:

-Не нужно, проживу и без нее!

После этих слов человека колосья, начиная с корней примерно на один локоть уменьшились. Бог спросил:

Тебе нужно это?

Человек снова ответил:

-Не нужно.

Колосья на один локоть опять уменьшились. А когда Бог и в третий раз спросил, нужно ли это, то собака, услышав все это, гавкнула: хамм! Так колос у ржи и остался, иначе и он бы исчез».

Поэтому и нельзя обижать собаку, ведь она спасла рожь для человека. Надо ее держать в доме.

III.Заключение.

Чувашский народ в своей многовековой истории прошел много испятаний временем. Исторический путь моего народа берет свое начало с Центральной Азии( Китай и Монголия – начиная с II тысячелетия до нашей эры) и ведет его судьбу через Среднюю Азию (озеро Балхаш, Аральское море –I – II века нашей эры), через Северный Кавказ(Золотая Болгария – III-VI века нашей эры) в Среднее Поволжье (Великая Булгария, Казанское ханство, Чувашская республика – VIII-XXIвека нашей эры). В целях поиска лучшей доли и защиты от врагов мой народ скитался по огромной территории. И нашел свою землю обетованную здесь – на просторах великой реки Волги(Атал), которая носит в переводе имя военного вождя и предводителя наших предков Атиллы. Для нашего народа понятие «родная земля» одно и то же, что драгоценное золото. Вспомним произведение всемирно известного этнопедагога, чуваша Г.Н.Волкова «Золотая земля» («Ылтан сер), написанное по мотивам народных преданий. В рассказе говорится о том, что на Землю Чувашскую пришли послы других стран, чтобы предлагать дружбу. Долго задержались они в гостях. Ибо красивые пейзажи края нашего народа так завлекли их, что они затеяли путешествие по нему. Начали изучать добротный быт гостеприимные обычаи нашего народа. Они записывали наши песни, срисовывали наши вышивки, даже покупали их за золотые деньги. Услышал об этом чувашский царь и позвал их на прием к себе. Угостил их самыми изысканными национальными блюдами. Блюда состояли из 7 видов мяса и 7 видов явств. Потом надарил их подарками. Жемчужины – для дочерей, золотую и серебряную посуду –для жен, а в шелковом узелке – гостинцы для детей. И вот настал день отъезда гостей. Их ждало большое судно на Волге. Как только они начали подниматься на судно, визири царя попросили гостей остановиться. К ним подошли слуги царя, которые попросили их снять обувь и начали убирать комки грязи с обуви гостей. А потом вытерли чистым белым платочком от пыли. И попросили обратно одеть, и в то же время выдали на руки по мещку золота. «Что за обычай это у вас?» -удивились послы. И визири объяснили так: «Вот вы ознакомились с нашей прекрасной страной. Для нас дороже этой земли ничего нет. Мы на этой земле работаем, отдыхаем, веселимся. Здесь же умираем и уходим в мир иной. На родной земле и кладбище как родной дом. Чувашская земля для нас – и отец, и мать, и брат. Эта земля священна. А у родины и пыль родная, и грязь сладкая. Его важная глина – золото, сухая глыба – серебро. Вы наши гости. Нам ничего не жаль для вас. Ибо дороже Земли чувашской мы не знаем. Поэтому даже пылинку своей земли не можем отдать. Пусть ваша обувь будет чистой. До встречи».

Я живу не в Чувашии, а в обычной чувашской деревне Самарской области. Но и у нас чтут традиции истинных чувашей и относятся к родной земле и окружающей природе очень бережно. У нас красивые улицы, засаженные деревьями, ухоженные родники, куда мы все ходим за чистой ключевой водой, добрые люди, любящие свою землю и благодарные ей за то богатство, которым они пользуются.

Приложение .

Мифы чувашского народа о животных.

Воробей.

В Божьем доме начался пожар. Все наполнили ведра водою и побежали тушить пожар. В это время воробей подбежал и бросил соломинку в пламя. Бог это увидел и рассердился. С этого времени воробей больше не ходит по земле. Он только прыгает.

Соловей.

Говорят, соловей раньше был большой птицей. Его громкоголосое пение мешало Богу спать Поэтому Бог рассердился и бросил соловья оземь так, что перья разлетелись во все стороны. Из этих перьев и появились соловьи, значительно уступающие своему прародителю размерами.

Почему ласточка двухвостая.

Во время Всемирного потопа в Ноевом ковчеге мышь прогрызла дырку. Это увидела змеяя и просунула туда голову. Ной, заметив змею, решил ее покормить. Искать пищу для змеи отправили слепня. Слепень не нашел никакой пищи, кроме кусочка человеческой кожи.

-Принес,-говорит слепень Ною.

-Что принес?-спрашивает Ной.

Слепень, чтобы показать свою добычу, высунул язык. В это время мимо пролетала ласточка и ,чтобы слепень не сказал о человеке плохо, откусила ему язык. Змея рассердилась и откусила ласточке хвост. С тех пор ласточка двухвостая.

IV.Литература.

  1. Г.Ф.Юмарт. Чувашский фольклор. Чебоксары.2003г.

  2. Г.Ф.Юмарт. Чувашский эпос. Чебоксары. Чувашское книжное издательство.2004г.

  3. Г.Н.Волков. Этнопедагогика.Чебоксары.1994г.

  4. М.И.Скворцов. Культура Чувашского края. Чувашское книжное издательство.2000г.

  5. Андреев И.А.,Горшков А.Е.,Иванов А.И. Чувашско-русский словарь. М.:Рус.яз.,1985г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отражение взаимоотношений человека и природы в чувашской мифологии iconМ. М. Пришвин «золотой луг», «Лесная капель», «Календарь природы»(ответственность...
И. А. Бунин. «Антоновские яблоки»(близость человека к природе, подчинение быта крестьянским заботам)

Отражение взаимоотношений человека и природы в чувашской мифологии iconМ. М. Пришвин «золотой луг», «Лесная капель», «Календарь природы»(ответственность...
И. А. Бунин. «Антоновские яблоки»(близость человека к природе, подчинение быта крестьянским заботам)

Отражение взаимоотношений человека и природы в чувашской мифологии iconЧеловек и природа
Восприятия человеком природы как живой материи (влияния природы на душу человека)

Отражение взаимоотношений человека и природы в чувашской мифологии iconПроблемы текстов, аргументы
Восприятие человеком природы как живой материи (влияние природы на душу человека)

Отражение взаимоотношений человека и природы в чувашской мифологии iconДипломатии тематика курсовых работ по дисциплинам «История изучаемого...
Отражение древнегреческой мифологии в европейской художественной культуре ( на примере Италии или Испании)

Отражение взаимоотношений человека и природы в чувашской мифологии iconРеферат Философское учение о культуре. Взаимодействие природы и культуры
Взаимодействие природы и культуры. Эколо­гическая культура деятельности человека. 18

Отражение взаимоотношений человека и природы в чувашской мифологии iconМожет ли природа быть источником вдохновения и переживания человека?
Роль природы и в прозе, и в поэзии всегда заключалась в том, чтобы очищать души, потому что перед лицом природы пропадает всё нечистое...

Отражение взаимоотношений человека и природы в чувашской мифологии iconВопросы к экзамену по курсу «античная литература»
Природа мифологического мышления. Этапы развития мифологии: фетишизм, зооморфизм, развитый анимизм у греков: олимпийская мифология,...

Отражение взаимоотношений человека и природы в чувашской мифологии iconПрограмма курса «экология»
Антропоцентризм – основа современного экологического кризиса. Современные методы исследования взаимоотношений природы и общества....

Отражение взаимоотношений человека и природы в чувашской мифологии iconТема : «Пословицы и поговорки как отражение особенностей ментальности русского человека»
Тема: «Пословицы и поговорки как отражение особенностей ментальности русского человека»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную