Доклад на тему: Жанровые и композиционные особенности притчи Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»






Скачать 76.51 Kb.
НазваниеДоклад на тему: Жанровые и композиционные особенности притчи Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
Дата публикации26.04.2015
Размер76.51 Kb.
ТипДоклад
l.120-bal.ru > Астрономия > Доклад
Якутский городской лицей

ДОКЛАД

на тему:
Жанровые и композиционные особенности притчи Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
Выполнил: Яхонтов Юрий,

ученик 7 класса.

Проверила: Тюрнева С.М.

Якутск 2009

П Л А Н


Введение 3

Глава I. Из истории создания «Чайки Джонатан Ливингстон» 4

Глава II. Жанровые особенности произведения 5

Глава III. Композиционные особенности притчи Ричарда Баха 7

Глава IV. Смысл эпиграфа 9

Список используемой литературы 10


Введение




Актуальность темы.
«Истинному Джонатану – Чайке, живущей в каждом из нас…»

Жанровые и композиционные особенности притчи Ричарда Баха «Чайка Джонатан Ливингстон» - актуальной данную тему мы считаем потому, что жанровые и композиционные особенности притчи помогают юному читателю постигнуть мир свободолюбивой личности, способной к поступку, умеющей сделать выбор. На наш взгляд, современному молодому человеку не хватает в жизни того самого полета, к которому стремится герой Р.Баха. Удовлетворение материальных потребностей является едва ли не главной целью в жизни. Так, увы, в нашем с вами мире, так и в произведении писателя. Но автор сумел перевернуть представление о жизни. И если это оказалось возможным в мире чаек, то почему это не может стать нормой жизни у нас, современных молодых людей?

Целью данной работы является показать жанровые особенности произведения Р.Баха, раскрыть композиционные особенности, а также смысл эпиграфа, вынесенного нами в название темы.

Новизна.
Исследованные нами материалы позволили сделать вывод, что к этому произведению, несущему невероятно глубокий смысл, обращались, к сожалению, не так и часто. Мы постарались передать эмоциональную атмосферу, заинтересовать учащихся, потому что каждый из нас все равно хочет опровергнуть выдвинутый кем-то тезис «рожденный ползать летать не может», и более того – считает, что рожден не пресмыкаться, а летать. Притча Р,Баха как нельзя лучше показывает, что стремящийся к полету полета и достигнет. Надо только этого захотеть. Рассмотрение данной темы несет в себе нравственную нагрузку – и мы считаем это очень важным. Данное произведение позволяет анализировать настоящее и прогнозировать будущее. Читая историю чайки, мы можем говорить и о нас, о победе Человека в человеке, о нашей роли в жизни, о познании истины.

Кстати, ни в одной из книг Ричарда Баха нет предисловия или послесловия с его биографией. Да и зачем? Все, что нам нужно знать о Чайке по имени Ричард Бах, можно узнать из его книг.

Глава I. Из истории создания «Чайки Джонатан Ливингстон»



Американский писатель Ричард Дэвис Бах по профессии летчик. Он служил в американской авиации с 1956 по 1962 годы, но и потом не расстался с небом. Занявшись журналистикой, он опубликовал множество статей, очерков и рассказов, посвященных общим и специальным проблемам авиации. О летчиках, о самолетах, о небе рассказывали его первые книги: «Чужой на земле», «Биплан», «Ничто не случайно». Эти книги не были замечены широким кругом читателей, так же, как и публикация в 1970 году притчи «Чайка Джонатан Ливингстон». Но переиздание этого произведения в 1972 году сделало имя правнука Иоганна Себастьяна Баха знаменитым не только в США, но и во многих странах мира. В 1970 году, как повествует нам сам Ричард Бах, он однажды прогуливался по берегу канала в Калифорнии и услышал слова: чайка Джонатан Ливингстон. Голос, произнесший эти слова, заставил летчика сесть за стол, прокрутил перед его мысленным взором подобие киноленты, которую Ричард запечатлел в словесных образах. Но «кинолента» оказалась незаконченной. Сколько ни пытался писатель дописать ее собственными силами, дело не шло, пока спустя восемь лет тот же голос не надиктовал окончание притчи.

Позже, отвечая на вопросы многочисленных читателей, которые просили расшифровать смысл притчи, Бах говорил, что добавить к написанному ничего не может, ибо, в отличие от романов, в «Чайке» ему не принадлежит ни слова.

Глава II. Жанровые особенности произведения



Свою «Чайку» Ричард Бах назвал притчей, то есть она должна заключать в себе моральное или религиозное поучение, премудрость.

Притча, философская сказка, вернее всего, поэма в прозе обращена автором к тем «немногим избранным», кто готов предпочесть ежедневной драке за рыбьи головы бескорыстное совершенство полета.

В своей книге Ричард Бах рассказывает нам о чайке, не похожей на остальных. Джонатан Ливингстон не может насытиться объедками, за которые ведет борьбу каждая чайка в его Стае. Чтобы жить, ему не нужна пища. Ему нужен полет, а не те элементарные основы, выйти за рамки которых не утруждают себя остальные: «Отлететь от берега на кормежку и вернуться». И это ему удается. Он не владел простыми основами, но свою мечту сделал сам. Сначала ему покорились основы, затем он достиг максимальных пределов, а потом и вовсе их превзошел. Но одна из моралей этой притчи заключается в следующем: если ты достиг успеха и стал лучше всех, то ты обрек себя на одиночество. Едва показав свои достижения Стае, Джонатан становится изгоем. Чайки живут, чтобы есть, а не чтобы делать в воздухе трюки. За порицанием на общем собрании неминуемо следует изгнание из сообщества чаек: «… в этот мир мы приходим для того, чтобы питаться и за счет этого как можно дольше в нем существовать». Тому, кто вызван в Круг, запрещено вступать в дискуссию с общим собранием Стаи, но Джонатан сдержаться не мог: « Что мы знали до сих пор? Тысячелетия свар из-за рыбьих голов! Теперь у нас появилась возможность понять первопричину – постичь, ради чего мы живем. Открытие, осознание, освобождение». Но услышан он не был, а если быть точнее, такой Джонатан становится даже опасен для Стаи, для ее предводителей, которые знали, при помощи чего можно управлять всеми. Поэтому и звучит приговор – изгнать!

Этот факт изумил, но не выбил из колеи Джонатана Ливингстона. У него появилось больше времени и пространства для совершенствования своих навыков. Ему больше не нужно было уходить на расстояние от остальных. Весь мир был в его распоряжении. И все, что перед ним открылось, он использовал с толком

Вскоре Джонатан попадает в общество таких же, как он. Здесь все хотят и учатся летать, для всех полет – самое главное в жизни! Он быстро осваивается в новом обществе, а потом и вовсе становится учеником самого Чианга, который обучил его летать с совершенной скоростью. А совершенная скорость – «это когда ты в один миг оказываешься там, где хочешь быть».

Но самое главное в жизни любого живого существа – уметь любить и прощать. Джонатан Ливингстон и эти качества сумел в себе воспитать. Он полюбил своих учеников. Он простил свою Стаю. И вскоре все чайки, отвергшие его, стали учиться у него искусству полета.

Итак, мы начали с того, что сказали, что притча должна содержать в себе поучение, премудрость. Кто-то сказал, что человек ест для того, чтобы жить, а не живет для того, чтобы есть. Поиск смысла жизни – вопрос вечный, и ответ на него искали и ученые мужи, и простые смертные, но конкретного ответа, который можно было бы сделать определенным правилом, все-таки нет, потому что у каждого он будет свой. Но эта притча заставляет нас задуматься – так ли я живу, не делаю ли что-то неправильно? И если вы задумались, значит, ваша Чайка где-то рядом.

Глава III. Композиционные особенности притчи Ричарда Баха




Те, кто прочитал «Чайку Джонатан Ливингстон», вряд ли заметили, что между первыми двумя и третьей частью восьмилетний перерыв. Он совершенно не чувствуется. Композиция не нарушена. Последовательность событий сохранена. Этот факт еще больше мистифицирует притчу.

Притча «Джонатан Ливингстон» разделена на три части, это три жизни маленькой свободолюбивой птицы.

В первой части Бах описывает нам тяжелую юность Джонатана, в которой он одинок во всем: жизни, обществе, мыслях, целях. Но с каждым днем росло знание, которым обладал он: серая скука, и страх, и злоба – вот причины того, что жизнь столь коротка. Осознав это, Джонатан избавил свои мысли от скуки, страха и злобы и учился быть по-настоящему счастливым.

Вторая часть поначалу продолжает идею первой в плане одиночества. Затем упорный Джонатан Ливингстон за долгие мучения, труд и любовь к полету вознаграждается. Он попадает в общество чаек, каждая из которых хочет того же, чего хочет Джонатан: овладеть полетом в совершенстве. Шли дни. Джонатан все чаще ловил себя на том, что думает о той Земле, откуда пришел в самом начале. Если бы там, тогда, ему была бы известна хотя бы десятая доля того, что он узнал здесь, насколько более насыщенной и эффективной могла бы быть земная часть его жизни. Чем глубже Джонатан постигал уроки доброты, чем яснее видел природу любви, тем больше ему хотелось вернуться на Землю. Ибо, несмотря на прожитую в одиночестве жизнь, Чайка Джонатан был рожден для того, чтобы быть учителем.

И в третьей части он уже учит совершенству других. К тому времени он обрел все, даже бессмертие. Здесь основная мысль приобретает образ кольца – Джонатан вновь хочет показать все, что он умеет, другим. Он готов отдать все, что у него есть самого ценного – умение и знание. Только на этот раз общество не отворачивается от него, а внимательно слушает и пытается все понять, всем овладеть.

Эта история будет повторяться вновь и вновь. На свете много стай, живущих, чтобы есть, и в каждой когда-нибудь найдется Джонатан Ливингстон, который научит их жить свободно.

Джонатан добился своего, потерпев много неудач, ошибался и падал, испытал отвержение и изгнание. Ему помогли упорство, настойчивость и неутомимое желание летать, быть свободным, ни от чего не зависеть.

Благодаря четкой композиции произведения, мы имеем возможность проследить жизненный путь Чайки, каждый этап которого есть не что иное, как постижение истины.

Глава IV. Смысл эпиграфа



«Истинному Джонатану – Чайке, живущей в каждом из нас…» - написал Р.Бах в эпиграфе. Писатель как будто заглянул в душу каждого и увидел, что Джонатан Ливингстон поистине живет в каждом из нас. Каждый из нас мечтает быть свободным. Но никто не может быть абсолютно независимым. И в настоящее время многие живут с одной целью – быть сытым! И это страшно. Конечно, вряд ли мы можем быть свободными абсолютно, но каждый должен стремиться постичь эту внутреннюю свободу.

Эта притча – не воспоминание о прожитой и ушедшей радости, а именно грусть о будущей беспредельной жизни, путь в которую лежит через себя. И идти надо только своим путем, даже если весь мир против. И необходимо уважать этот путь, «даже если вы изгой»,- советует всем Ричард Бах.

Список используемой литературы




  1. Ричард Бах «Чайка Джонатан Ливингстон».

  2. М.Туровская «Чайка Джонатан Ливингстон» - притча.

  3. М.Туровская «Три жизни Чайки по имени Джонатан Ливингстон».

  4. Интервью Сергея Всехсвятского с Ричардом Бахом.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад на тему: Жанровые и композиционные особенности притчи Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» iconРичарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
Здравствуйте, ребята! Просто здравствуйте – и на капельку солнца прибавилось в мире и на капельку радостней сделалась жизнь. Пусть...

Доклад на тему: Жанровые и композиционные особенности притчи Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» iconРабочая учебная программа по литературе для обучающихся 9-х
Изд. «Дрофа», 2010). Это А. С. Пушкин «Капитанская дочка», Н. В. Гоголь «Ревизор», «Шинель», Ф. М. Достоевский «Белые ночи», И. С....

Доклад на тему: Жанровые и композиционные особенности притчи Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» iconРеферат на тему: «Жанры клавирной музыки в творчестве И. С. Баха»
I. Обзор клавирного творчества Баха. Особенности жанрового анализа барочной музыки

Доклад на тему: Жанровые и композиционные особенности притчи Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» iconИнтервью Ричарда Баха журналисту газеты «Московский Комсомолец»

Доклад на тему: Жанровые и композиционные особенности притчи Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» iconДоклад на тему «Совершенствование подготовки авиаспециалистов в г. Иркутске»
Уважаемые члены координационного совета, вашему вниманию предлагается доклад на тему

Доклад на тему: Жанровые и композиционные особенности притчи Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» iconПлан-конспект урока литературы в 7 классе Тема «Жанровые особенности...
Тема «Жанровые особенности «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина»

Доклад на тему: Жанровые и композиционные особенности притчи Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» iconСписок литературы Свифт, Джонатан Дневник для Стеллы / Джонатан Свифт....
Свифт, Джонатан Дневник для Стеллы / Джонатан Свифт. Сост. А. Г. Ингер, В. Б. Микушевич. М.: Наука, 1981. 623 с

Доклад на тему: Жанровые и композиционные особенности притчи Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» iconПлан-конспект урока «Жанровые особенности басни. И. А. Крылов. Басня «Свинья под Дубом»

Доклад на тему: Жанровые и композиционные особенности притчи Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» iconМеждународное гуманитарное право. Völkerrecht
Дж. Тербера; развитие умения определять жанр художественного произведения, понимать жанровые особенности басни

Доклад на тему: Жанровые и композиционные особенности притчи Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» iconЖанровые особенности прозы Наноса Валаоритиса на примере цикла рассказов...
Студентка Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную