Художественные средства выразительности, использованные автором при описании природы






Скачать 178.82 Kb.
НазваниеХудожественные средства выразительности, использованные автором при описании природы
Дата публикации02.05.2015
Размер178.82 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Астрономия > Документы
- 7 -

Художественные средства выразительности, использованные автором при описании природы.
Цветовая гамма поражает разнообразием у утонченностью: приветно-лучезарный, лиловый блеск кованого серебра, золотисто-серый, бледно-лиловый. Звуков никаких мы не слышим. Природа царственна и благосклонна…Человека в пейзаже нет, он не властен управлять этой мощью и красотой, а лишь с восторгом взирает на Божие творение.

Вдруг все меняется: краски, звуки, запахи, микрообразы второй части экспозиции (небо, облака, солнце, лучи - земля, бездна, пустота..) противопоставлены элементам пейзажа июльского дня.





Краски

Звуки

Запахи

Микрообразы

День

Белый, золотисто-серый, розовый, лиловый, алеет и т. д.

Нет!

Пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой.

Небо, облака, солнце, лучи.

Ночь

Лилась темнота, все чернело, угрюмый мрак, синева ночи…

Утихало, перепела изредка кричали, утихали шаги, застывающий воздух…

Сырость, вечерние пары

Земля, бездна, пустота


Мы видим, что при описании картин природы Тургенев пользуется такими художественными приемами, как: эпитеты («солнце светлое и приветно лучезарное… мирно всплывает, свежо просияет», «неприятная, неподвижная сырость», «пустынное поле»….; сравнения: облака, подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы,… почти не трогается с места..»; метафоры: «утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем»; «солнце… мирно всплывает»; «хлынули играющие лучи»; «трава.. белела ровной скатертью»; «даже с вышины лилась темнота»; олицетворения: «заснувшие верхушки леса»; «звездочки зашевелились»; «жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить над землею».

- 8 -
Герой – рассказчик в художественной системе произведения.
Во второй части экспозиции появился человек – рассказчик. Рассказчик, возвращаясь с охоты, сбился с дороги. Охотник прилег недалеко от костра и некоторое время наблюдал за детьми, слушая их незатейливые разговоры. Потом задремал, а с рассветом отправился домой. Да, именно так. Волшебный сюжет рассказа начинается с момента возвращения повествователя домой после удачной охоты. (О самой охоте в рассказе говорится буквально в нескольких словах. «Я нашел и настрелял довольно много дичи; наполненный ягдташ немилосердно резал мне плечо.») Потеряв дорогу, охотник довольно долго блуждает по незнакомым местам, пока не обнаруживает крестьянских детей у костра. Блуждания героя, будучи бесцельными и непредсказуемыми по логике развития событий (он идет наугад), не являются таковыми в художественной системе рассказа. Они отчетливо выстроены Тургеневым в сказочной манере с соблюдением принципов фольклорной поэтики и образной символики. В частности, использован традиционный принцип троичности в развитии действия. Герой трижды обнаруживает себя в незнакомом месте, причем нарастание тревоги отчетливо прослеживается в восклицаниях рассказчика.

В первый раз в обращаемом к самому себе вопросе сквозит лишь легкое недоумение по поводу допущенной ошибки и уверенность в быстром ее исправлении: «Эге! - подумал я, - да это я совсем не туда попал…- и сам дивясь своей ошибке, проворно спустился с холма». .

Следующая остановка в пути приводит героя в замешательство: «Что за притча? Да где же я?»

В третий раз задает тот же вопрос человек, утративший развитие душевного равновесия и способность принимать обдуманные решения: «Да где же это я? – повторил я опять вслух, остановился в третий раз и.. отчаянно устремился вперед..»каждый «виток» блуждания героя представляет собой движение по нисходящей.. Вначале охотник обнаруживает у ног своих долину.(«У ног моих тянулась узкая долина…»), затем – лощину. Необходимость спускаться и идти по низине сопряжена с душевной тревогой и страхом. В первом случае рассказчик признается: «ходить по долине было как-то жутко»; во втором же случае изображение лощины напоминает декорации к зловещему сказочному сюжету: «Лощина эта имела вид правильного котла с пологими боками, на дне ее торчало стоймя несколько больших белых камней, - казалось, они сползли туда для тайного совещания, - и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце у меня сжалось.»

Наконец, третий этап «схождения» героя наиболее опасен и чреват гибелью все шел…как вдруг очутился над страшной бездной..» Высокий и крутой обрыв, на котором оказался рассказчик, обрамляет «огромную» равнину, где и встречает охотник ребятишек, стерегущих табун лошадей. В соответствии с отмеченными «витками блужданий охотника писатель отмечает и поведение птиц и животных .В первом случае, когда охотник не потерял бодрости духа и уверенности в себе, он явственно замечает пернатых: «Летучие мыши уже носились,. .дрожа на смутно – ясном небе.» А «запоздалый ястребок» летит в свое гнездо «резво и прямо». С наступлением темноты и усилением тревоги у заблудившегося охотника начинается атмосфера таинственности и в жизни природы: «небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих

- 9 -

мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону». Эту примету ночной жизни природы фиксирует рассказчик на втором этапе своих блужданий.

Когда же охотник очутился в лощине, где камни «притворились» живыми существами, присутствие одухотворенной жизни лишь еще доносится до него: «Какой – то зверек слабо и жалобно пискнул между камней».

Природа будто бы отторгает чужое, инородное: все становится мрачным, грозит гибелью. Возникает ощущение, что день – торжество Божественного промысла, а ночь – разгул дьявольской стихии. Это подчеркивается долгим плутанием рассказчика: «До сих пор я все еще не терял надежды сыскать дорогу домой; но тут я окончательно удостоверился в том, что заблудился совершенно..»

Кульминацией этого вторжения человека в природу становится угроза падения в бездну.

Свет костров, которые охотник видит далеко внизу перед собой, словно «опрокинутые» огни звездного неба. За видимым, внешним смыслом происходящего – два костра, на одном из которых варится картошка в котле, вокруг другого сидят крестьянские дети – обнаруживается потаенный, скрытый смысл. Пространство вокруг костра – часть особого мира, плотно окруженного ночной тьмой («вблизи все казалось задернутым почти черной завесой»).

4 И. С. Тургенев « Муму. Записки охотника» .М., «Детская литература», 2001 г», с. 103

5 И. С. Тургенев « Муму. Записки охотника» .М., «Детская литература», 2001 г., с. 105

- 10 -

Страшные истории мальчиков и их символическое значение.

Экспозиция, построенная на антитезе (противопоставлении) (день – ночь, свет – мрак, жизнь – смерть, шум – тишина, покой – тревога), звучит как предупреждение: человек бессилен перед тайной природы, она таит в себе так много неизведанного, непонятного, смутного, что вторгаться надо осторожно…Случайна ли эта антитеза?

Если разделить текст на крупные фрагменты, то можно выделить целую цепочку (шесть) «страшных» рассказов мальчиков, находящихся в ночном. Темы разговоров детей - преображенная реальность, а точнее говоря, смерть, «притворившаяся» жизнью. Они говорят о воскресших утопленниках, о мертвецах, преобразившихся в животных, о русалках, увлекающих людей призывным смехом.

Мальчиков было пять. Старшему, Феде, лет четырнадцать. Сын богача, тонкий, стройный, красивый, с немного мелкими чертами лица. Держится сдержанно, немного снисходительно, положение обязывает. Павлуше лет двенадцать, малый неказистый, взъерошенный, одет просто. Рассказчику он понравился сразу за прямой и умный взгляд и силу в голосе. Ильюше было лет двенадцать, лицо у него незначительное, подслеповатое, горбоносое, губы сжаты, шапочка на голове, опрятная черная свитка. Четвертый, Костя, мальчик лет десяти, с лицом небольшим, задумчивым, с печальными большими глазами, говорившими больше, чем мог выразить язык Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно. Последний, Ваня – малец лет семи, головой лежал на земле под угловатой рогожей. Соотнося с миром взрослых, перед нами - мудрец – философ, священник – мистик, художник и юноша.

Послушаем ребят и учтем, что у них имеется достаточно причин не считать свои рассказы плодом фантазии взрослых. Для них – это реальность. В момент появления рассказчика Павлуша – его роль мудреца заставляет нас особенно внимательно следить за его действиями и словами – варит картошку. Спустя некоторое время разговор мальчиков возобновился. Речь шла о нечистой силе. Я приведу примеры всех эпизодов:

1.Илюша, знаток сельских поверий, рассказывает о домовом. Видеть его нельзя, но, фабричными ребятами в цехе, все они слышали, как над ними ходил домовой: под ним так и гнутся доски, так и трещат, он пустил и остановил воду, у чана поводил ковшом, потом будто кто – то к двери пошел да вдруг как закашляет, как заперхает, словно овца какая, да зычно так…Мы все так ворохом и свалились, друг на дружку полезли. .Уж как же мы напужались о ту пору кашлял. Павел: «Вишь как раскашлялся?» Илья: «Не знаю, может от сырости».

2.Костя рассказывает со слов отца о заблудившемся Гавриле. Его водила по лесу маленькая русалка. Когда он с трудом перекрестился, русалка заплакала и закляла: «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился ;да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». Тут она пропала. После этого Гаврил сразу нашел дорогу, но с тех пор ходит невеселый. Илюша: «Защекотать его хотела». Федя: «А, ведь, вот и здесь должны быть русалки».Костя: «Нет, здесь место чистое, вольное. Одно – река близко».

3.Вдруг где – то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук, один из тех непонятных ночных звуков, которые возникают иногда среди глубокой тишины, поднимаются, стоят в воздухе и медленно разносятся наконец, как бы замирая. Мальчики переглянулись, вздрогнули.. Илья: «Крестная сила!» Павел: «Эх, вы, вороны! Чего всполохнулись?» И пригласил есть картошку.

4.Илья рассказывает о псаре Ермиле. Тот ехал с почты поздно вечером и на могиле увидел барашка. Взял его в телегу, тот ему в глаза смотрит. Ермил ему: «Бяша, бяша..» А баран – то вдруг как оскалит зубы да ему тоже: «Бяша, бяша..»

5.Вдруг обе собаки ребят поднялись и с лаем бросились во тьму.Все мальчики перепугались. Павлуша с криком бросился вслед за собаками. Послышалась беспокойная беготня встревоженного табуна.Павлуша громко кричал: «Серый, Жучка!» Через несколько мгновений лай замолк; голос Павла принесся уже издалека…Прошло еще немного времени и Павел вернулся. «Я думал , волк, - сказал

- 11 -

он равнодушным голосом, проворно дыша всей грудью. Рассказчик в этот момент невольно полюбовался Павлушей. Он был очень хорош в это мгновение. Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью. Без хворостинки в руке, один, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка… «Что за славный мальчик!» – думал рассказчик, глядя на него.

6. Илюша рассказывает, что крестьяне в том месте, где водится нечистая сила, видел старого барина, разыскивавшего разрыв – траву. Тесна, видать, ему могила, и он ищет случай освободиться».

7.Он же рассказывает о примете. Если сесть на церковную паперть в ночь на родительскую субботу и просидеть до утра, то можно увидеть, в каком году помирать. В прошлом году у нас баба Ульяна на паперть ходила и видела Ивашку Федосеева и себя. Ивашка уже умер, но в нем душа еще держится, так как год еще не прошел. Сама Ульяна еще жива, да только вы посмотрите, в чем у нее душа держится.

Напряженно, с обостренными чувствами ребята слушают таинственные истории, чутко отзываются на звуки и предметы громадного мира вокруг и над ними. Трещат сухие сучья в костре. Павел дает разъяснения событий и как наиболее опытный житейски, варит картошку.

8.Вдруг в свет костра влетел белый голубок, повертелся и исчез, звеня крылами. «Отбился от своих, - заметил Павел. – Теперь будет летать, покуда на что наткнется.». «А что, Павлуша, - промолвил Костя, - не это душа летела на небо, ась?» Павел бросил другую горсть сучьев на огонь. С таким столкнулся впервые, отсюда, долгая пауза. «Может быть, - проговорил он наконец».Он является единственным толкователем всех рассказываемых случаев. В его толковании явлений, случаев мало места мистическому, больше житейских впечатлений, но место таинственному остается.

9.Федя задает вопрос Павлуше о «предвиденье небесном» (солнечном затмении), светопреставлении. Павел отвечает, что все напугались, включая барина, хотя он и толковал об этом заранее.

10. Илья заводит разговор о Тришке – удивительном человеке, отводящем глаза, обратившимся в рыбку, лукавом соблазнителе христиан. В ответ Павлуша рассказывает о случае с бочаром Вавилой, которого издали приняли за Тришку. А он, оказывается нес на голове только что купленный пустой жбан.

Рассказы ребят прерывает авторское отступление:

«…торжественно и царственно стояла ночь; сырую свежесть позднего вечера сменила полуночная сухая теплынь, и еще долго было ей лежать мягким пологом на заснувших полях; еще много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари. Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила. Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный путь земли…

11. «Странный, резкий, болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и несколько мгновений повторился уже далее.. Костя вздрогнул. .Что это?» Костя чувствительнее всех откликается на рассказы и окружающее – художественная натура. «Это цапля кричит», - спокойно ответил Павлуша.

12.Костя спрашивает, что бы значил слышанный им жалостливый, болезный звук у оврага. Павел: «Может душа утопленника Акима жалобится..» «А то, говорят, есть такие лягушки махонькие, - продолжал Павел, - которые так жалобно кричат.»

13.следует общий разговор ребят о лешем. Последовавшее за этим молчание нарушают слова: «гляньте на божьи звездочки, - что пчелки роятся!» Ребята долго смотрят на звезды. Немного раньше на звезды обратил внимание и сам рассказчик. По этому и некоторым другим эпизодам можно судить о схожести впечатлений автора и ребят.

Павел идет к реке, зачерпнуть воды. В его отсутствие разговор начинается о водяном. Наступает кульминация рассказа, подводящая итог рассказам ребят о приметах и чудесах.

- 12 -

14.Акулина, слывшая ранее красавицей, после того, как чуть не утонула, стала дурочкой. С тех пор и рехнулась, как в воде побывала. Водяной ее испортил. Она ничего сейчас не понимает, что бы ей ни говорили, и только изредка судорожно хохочет. Видел ее и рассказчик: ( Покрытая лохмотьями, страшно худая, с черным, как уголь, лицом, помутившимся взором и вечно оскаленными зубами, топчется она по целым часам на одном месте, где – нибудь на дороге, крепко прижав костлявые руки к груди и медленно переваливаясь с ноги на ногу, словно дикий зверь в клетке. Она ничего сейчас не понимает, что бы ей ни говорили, и только изредка судорожно хохочет.).

Общие впечатления ребят и писателя от восприятия окружающего и известных обеим сторонам людей вызывают доверие и к другим свидетельствам ребят, не известных ему.

15.Костя рассказывает о сбывшихся предчувствиях. Мать Васи, Феклиста, всегда тревожилась, как бы ее сын не утонул. Другие матери не тревожились за своих детей, она же была в страхе. Предчувствие ее не обмануло: Вася все же утонул.

Этот случай подготавливает последний эпизод ночного, когда в связь примет и действий вовлекается рассказчик.

16 Возвращается с реки встревоженный Павлуша: «Я Васин голос слышал» Все так и вздрогнули .Ребячьи разговоры как бы вызвали дух Васи, и его голосом отозвался водяной. Все восприняли голос Васи как несомненную примету грядущего несчастья.

  • Ах ты, Господи! Ах ты, Господи! – проговорили мальчики, крестясь.

  • Ведь это тебя водяной звал, Павел, - прибавил Федя.. А мы только что о нем говорили…

- Ах, это дурная примета, - с расстановкой проговорил Илюша.

  • Ну, ничего, пущай! – произнес Павел решительно и сел опять: своей судьбы не минуешь…В том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади.

Пронаблюдав за тем, как построены все шесть эпизодов, можно сделать вывод о том, что все они построены одинаково:

  • Рассказ мальчика о нечистой силе.

  • Молчание.

  • «Божий знак».

  • Насмешливая реакция Павла.

..В том же году Павла не стало .Он не утонул: он убился, упав с лошади.

Таким образом, в каждом эпизоде повторяется структура экспозиции: столкновение света и тьмы; более того, эта антитеза «уточняется» как противостояние христианского и языческого.

6 И. С. Тургенев « Муму. Записки охотника» .М., «Детская литература», 2001 г», с. 110 – 126 (Страшные истории мальчиков)
- 13 -

«Бежин луг» – ночной рассказ.

При внешней простоте и непритязательности «Бежин луг» – не «один из…», как это обычно принято говорить, а, наверное самый поэтический и волшебный рассказ «Записок охотника». В известном смысле «Бежин луг» следует признать и самым загадочным рассказом тургеневского цикла. Принято считать, что именно в «Бежином луге» Тургенев особенно лиричен и проникновенен в изображении природы. Но на самом деле, как мне кажется, природа в этом рассказе, за исключением Космоса – враждебна человеку, она пугает, настораживает и даже грозит смертью. Следует подчеркнуть, что и сам автор настаивал на приземленно реалистическом толковании рассказа, отказывая ему в смысловой избыточности: «Я вовсе не желал придать этому рассказу фантастический характер – это не немецкие мальчики сошлись – а русские». Здесь самое примечательное –« не желал.»

«Бежин луг» – рассказ ощущений. Все, что происходит с рассказчиком в промежутке времени между закатом и восходом солнца, носит прежде всего характер острых, взволнованных переживаний. Отчасти потому, что «Бежин луг» – «ночной» рассказ, и на всем, что происходит этой ночью – блуждания охотника, разговоры крестьянских детей, размышления и переживания рассказчика, поведение животных, состояние живой и неживой природы, - на всем лежит отпечаток другого времени, которое не просто продолжает дневную часть жизни, но изменяет ее, разворачивает в плоскость иного, фантастического бытия. Ночь в рассказе И.С.Тургенева – время преображения. Если днем солнце, стоящее высоко в небе олицетворяет первозданную реальность и истинность живой жизни, то теперь ясность и свет уступают место тьме и тайне: «Темное чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим торжественным великолепием».

Вряд ли в этом рассказе мы обнаружим того, кого принято называть «главным героем». Потому что сами люди, взрослые и дети, о которых рассказывается в произведении, не являются «главными», по отношению ко всему, что их окружает. «Главнее» их - ночь, огонь костра, звезды на небе, само небо в его непредставимой и тревожащей беспредельности. Наконец, планета Земля, несущаяся в космической пустоте по своему неизбывному кругу, - смутное ощущение этого движения испытывает рассказчик. А если уж говорить о главенствующем положении представителей нечеловеческого, а космического ряда, то следует признать, что подлинным главным героем рассказа является Солнце. Описание восходящего солнца «обрамляет» рассказ, хотя все его содержание заключено в пределах сумерек и ночи. Солнце – символ животворящей жизни, света и тепла – создает светящийся контур событий и происшествий.

Действие рассказа начинается вечером, после захода солнца («..уже вечерняя заря погасла»), но во вступительной части автор дает описание уходящего дня, отчетливо фиксируя его доли: «С самого раннего утра…Около полудня.. К вечеру..»Важнейшим элементом этого описания является восход солнца.: «Солнце – не огнистое, не тускло – багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо лучезарное – мирно всплывает над узкой и мирной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман…Но вот опять хлынули играющие лучи, - и весело, и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило.» В финале рассказа, охотник, уходя от костра, находится, судя по всему, спиной к восходящему солнцу. Но эффект «солнечного присутствия» от этого не слабеет, просто взгляд наблюдателя направлен не вверх а «вокруг».Невидимую часть заливаемого солнцем пространства земли рассказчик дополняет воображением: «Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня по широкому мокрому лугу, и спереди, по зазеленевшимся холмам, от лесу до лесу, и сзади по длинной пыльной дороге, по сверкающим, обагренным кустам, и по реке, стыдливо синевшей из-под
- 14 -

редеющего тумана, - полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света….»

Подводя итог выше сказанному в третьей главе, хочу выделить следующие основные моменты:

  • рассказ «Бежин луг» является очень простым, незатейливым по содержанию, вмещающим в себя несколько происшествий;

  • использование в рассказе разнообразного спектра цветовой, световой и звуковой гаммы дает нам возможность увидеть, услышать, ощутить и почувствовать ту великолепную природную красоту июльского дня и ночи, окружавшую героев, и пережить все происходящее вместе с ними;

- И. С. Тургенев вводит в рассказ «Бежин луг» традиционный принцип фольклорной поэтики – троичность, для того, чтобы показать степень возрастающей опасности для героя – рассказчика. Кульминацией вторжения человека в природу становится угроза падения его в бездну;

- Автор прибегает к использованию художественного приема контраста (антитезы), показывая, что день – это торжество Божественного промысла, а ночь – разгул дьявольской стихии.

- 15 -

Заключение.
Подводя итоги всему выше сказанному, можно сделать следующие выводы:


  • Рассказ состоит из двух частей: описания природы, охватывающего в произведении преимущественно первую его половину, а точнее сказать, опоясывающего весь рассказ и описания мальчиков, как представителей основных психологических типов российской деревни и их историй.

  • Рассказы мальчиков можно разделить на три группы: первую группу рассказов писатель оставляет без комментариев, о второй писатель говорит: «Может быть».; а в третьей группе автор не сомневается.(К последней группе можно отнести предчувствие гибели, ясновидение ,что ли, а также «голос» позвавший Павла. )

  • Заданный в экспозиции конфликт «свет – тьма – человек» начинает разворачиваться в сюжете. Тьма реализуется через образы нечистой силы в рассказах мальчиков и таинственных силах природы. (Свет робко пробивается сквозь этот мрак: звездочка покатилась, голубок пролетел, Млечный Путь заблестел…Кстати, о звездах: согласно поверьям, звезды являются носителями судеб: загорится звезда – рождается человек, погаснет звезда – кончится и человеческая жизнь. В долгих устремлениях ребят к звездам - вопрос о человеческой судьбе. И свет, и мрак рождает сама природа. А мальчики лишь верят в тайные, мрачные силы природы, но верят и в силу света, поднимают взоры к небу, крестятся.. Земной путь, уверены, должен завершиться раем на небесах. Дети просты, незлобивы, естественны. Их души цельны, в их взгляде на мир есть твердое основание – вера, а значит – победа света над тьмой.)

  • В рассказе поднята тема человека и его судьбы – старая тема о предопределении человека на земле. Зачем каждый из нас пришел в этот мир? Но И. С. Тургенев не предлагает готовые решения этой проблемы . В «Бежином луге» он выступает лишь как наблюдатель, собиратель чужого опыта. В полной мере эта тема впоследствии станет его тургеневской темой.

  • Кольцо композиции рассказа «Бежин луг» разрывается небольшим «постскриптумом2 о смерти Павлуши. Что это? Сбылось мрачное предзнаменование? Но Павел не утонул - убился, упав с лошади. С одной стороны это можно правдоподобно объяснить: Павел отличался бойким, живым характером, бесшабашной смелостью. Но с другой стороны, в общем смысловом движении рассказа эта смерть символична. На мой взгляд, автор пессимистичен относительно будущего русского народа. Павел –единственный из мальчиков оторвался (или готов оторваться) от языческих корней, самостоятелен, индивидуален ( в отличие от общинной скученности остальных), деятелен, готов к поступку. Но замкнутость, традиционность крестьянского уклада, по мысли автора, порождает иной характер, иную систему ценностей, в которой Павел «чужой»

  • Книга «Записки охотника» И.С. Тургенева и поныне остается одной из самых светлых, поэтичных книг русской литературы. И произошло это потому, что героем книги стал не только русский народ, но и русский язык, о котором автор «Записок охотника» сказал пророчески: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! – Не будь тебя – как не впасть в отчаяние, при виде всего, что совершается дома? – Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»



- 16 -

Словарь литературных терминов.
Антитеза – противопоставление.

Идея – главная, основная мысль художественного произведения, замысел автора, который определяет содержание произведения.

Композиция – построение художественного произведения.

Кульминация – элемент сюжета, высшее напряжение действия, решающее событие в художественном произведении.

Метафора – троп, неназванное сходство одного предмета или явления с другим, золотые руки, золотые волосы.

Микрообразы – то, что создано воображением писателя и передается воображению читателя. (Второстепенные образы).

Микротема – явления жизни, проблемы, о которых пишет автор в небольшой смысловой части.

Пейзаж – изображение в литературном произведении картин природы как средство

образного выражения замысла автора.

Портрет – описание внешности литературного персонажа: его лица, одежды, манеры двигаться, говорить и т. д.

Образ – основное понятие теории литературы. В центре образа стоит изображение человеческой жизни, показываемое в конкретной форме и несущее в себе обобщенное начало.

Олицетворение – троп, перенос свойств человека на неодушевленные предметы, например, ветер воет.

Сравнение – троп, определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим, например, слон огромный как гора.

Стиль – манера использования выразительных средств языка, применение языка как средства воплощения творческого замысла автора ( художественный, публицистический, официально – деловой, научный, разговорный)

Эпитет – троп, слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее его качества, свойства, особенности, например, девица – красавица, весна золотая.

17 -
Литература.



  1. И.С.Тургенев « Муму. Записки охотника». М., «Детская литература», 2001.

  2. А.П.Валагин «И.С.Тургенев. «Записки охотника» // «Литература в школе», 1990. №1

  3. Е.Киркина «Человек между светом и тьмой»// «Литература» Приложение «Первое сентября» 2005. № 21

  4. П.А.Гапоненко «Природа стройной верна простоте».// «Литература в школе» 1997. № 3

  5. Ю.В.Лебедев «Иван Сергеевич Тургенев» //»Литература в школе»1992. №1

  6. Энциклопедический словарь юного литературоведа/ Сост. В.И.Новиков Е.А.Шкловский. – 2 – е изд., доп. И перераб. – М.: Педагогика – Пресс, 1998.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Художественные средства выразительности, использованные автором при описании природы iconУрок литературы в 9 классе
Цель: «Показать роль природы в жизни действующих лиц романа; как в изображении природы проявились нравственно-эстетические и художественные...

Художественные средства выразительности, использованные автором при описании природы icon«Познание и осмысление музыкальной выразительности через ее средства...
Тема: Секреты музыкального языка. Познание и осмысление музыкальной выразительности через

Художественные средства выразительности, использованные автором при описании природы iconУгон и захват судна воздушного или водного транспорта (уголовно-правовое...
Охватываются понятием «механическое транспортное средство»; при описании данного понятия в нормативных правовых актах не делается...

Художественные средства выразительности, использованные автором при описании природы iconАнализ результатов сдачи гиа по русскому языку учащихся 9 класса...
С, сочинение. Были задания с выбором ответа; с кратким ответом; с развернутым ответом. В типе а были задания по тексту; лексике;...

Художественные средства выразительности, использованные автором при описании природы iconВосприятия человеком природы как живой материи (влияния природы на душу чело­века)
Вся природа в «Слове» наделя­ется автором человеческими чувствами, способностью раз­личать добро и зло. Она преду­преждает русских...

Художественные средства выразительности, использованные автором при описании природы iconВосприятия человеком природы как живой материи (влияния природы на душу чело­века)
Вся природа в «Слове» наделя­ется автором человеческими чувствами, способностью раз­личать добро и зло. Она преду­преждает русских...

Художественные средства выразительности, использованные автором при описании природы iconРитм, рифма и звук как средства выразительности по отрывку из поэмы А. С. Пушкина «Граф Нулин»
Создать в классе атмосферу творческой лаборатории, помогающей познакомить учащихся с секретами выразительного чтения

Художественные средства выразительности, использованные автором при описании природы iconОбломов и «обломовщина»
Художественные средства раскрытия образа Обломова в романе", тестовые задания "портретные характеристики"

Художественные средства выразительности, использованные автором при описании природы iconПрограмма вступительного междисциплинарного экзамена в магистратуру...
Что дает применение тензорного анализа при описании и решении задач теории обработки металлов давлением

Художественные средства выразительности, использованные автором при описании природы icon1. Список источников и литературы охватывает все документы, использованные...
В список включаются библиографические записи документов, оформленные в соответствии с действующими стандартами

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную