«Возрастная анатомия, физиология и гигиена»






Скачать 305.04 Kb.
Название«Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
страница1/3
Дата публикации24.01.2015
Размер305.04 Kb.
ТипЛитература
l.120-bal.ru > Биология > Литература
  1   2   3
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по дисциплине

«Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

Модуль 10

РАЗМНОЖЕНИЕ и РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА

Учебные вопросы:


  1. Половое созревание

  2. Оплодотворение.

  3. Беременность.

  4. Развитие внутриутробного плода.

  5. Роды.

  6. Многоплодная беременность

  7. Факторы риска нарушений течения

беременности и развития плода

Литература и информационное обеспечение:

1. www.life-safety.ru

2. Дробинская А.О. Анатомия и возрастная физиология: учебник для бакалавров /А.О.Дробинская. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 527 с.

3. Безруких М.М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): учеб.пособие для студ.вузов /М.М.Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А.Фарбер.- М: «Академия», 2008. – 416 с.

4. Психология и здоровье молодой семьи: учеб.пособие для студ.пед.вузов /АГПИ им.А.П.Гайдара; /Сост. И.Ю.Троицкая, С.В.Денисова. – Арзамас: АГПИ, 2007. – 648 с.
10.1. Половое созревание

Процесс полового созревания протекает неравномерно, и его принято подразделять на определенные этапы, на каждом из которых складываются специфические взаимоотношения между системами нервной и эндокринной регуляции. Эти этапы английский антрополог Дж. Таннер назвал стадиями, а исследования отечественных и зарубежных физиологов и эндокринологов позволили установить, какие морфофункциональные свойства характерны для организма на каждой из этих стадий.

Нулевая стадиястадия новорожденности — характеризуется наличием в организме ребенка сохранившихся материнских гормонов, а также постепенным регрессом деятельности собственных желез внутренней секреции, после того как родовой стресс закончится.

Первая стадиястадия детства (инфантилизм). Период от года до появления первых признаков полового созревания рассматривается как этап полового инфантилизма. В этот период созревают регулирующие структуры головного мозга и происходит постепенное и незначительное увеличение секреции гормонов гипофиза. Развития половых желез не наблюдается потому, что оно тормозится гонадотропин-ингибирующим фактором, который вырабатывается гипофизом под действием гипоталамуса и другой мозговой железы — эпифиза. Этот гормон по строению молекулы очень похож на гонадотропный гормон, а потому легко и прочно соединяется с рецепторами тех клеток, которые настроены на чувствительность к гонадотропинам. Однако никакого стимулирующего действия на половые железы гонадотропин-ингибирующий фактор не оказывает. Напротив, он перекрывает гонадотропному ropмону доступ к рецепторам. Такая конкурентная регуляция типична для гормональной регуляции метаболизма. Ведущая роль в эндокринной регуляции на этом этапе принадлежит гормонам щитовидной железы и гормону роста. Непосредственно перед пубертатом секреция гормона роста усиливается, и это вызывает ускорение процессов роста. Наружные и внутренние половые органы развиваются малозаметно, вторичных половых признаков нет. Заканчивается стадия у девочек в 8—10, а у мальчиков — в 10—13 лет. Большая продолжительность стадии приводит к тому, что при вступлении в пубертат мальчики оказываются крупнее девочек.

Вторая стадиягипофизарная (начало пубертата). К началу полового созревания снижается образование ингибитора гонадотропина и усиливается секреция гипофизом двух важнейших гонадотропных гормонов, стимулирующих развитие половых желез, — фоллитропина и лютропина. В результате железы «просыпаются» и начинается активный синтез тестостерона. Чувствительность половых желез к гипофизарным влияниям увеличивается, и постепенно налаживаются эффективные обратные связи в системе гипоталамус — гипофиз — гонады. У девочек в этот период наиболее высока концентрация гормона роста, у мальчиков пик ростовой активности наблюдается позже. Первым внешним признаком начала пубертата у мальчиков служит увеличение яичек, которое происходит под влиянием гонадотропных гормонов гипофиза. В 10 лет эти изменения можно заметить у трети мальчиков, в 11 — у двух третей, а к 12 годам — практически у всех.

У девочек первый признак пубертата — набухание молочных желез, иногда оно происходит асимметрично. Сначала железистую ткань можно только пропальпировать, затем выпячивается околососковый кружок. Отложение жировой ткани и формирование зрелой железы происходит на последующих этапах пубертата. Эта стадия полового созревания заканчивается у мальчиков в 11 — 13, а у девочек — в 9—11 лет.

Третья стадиястадия активации гонад. На этом этапе воздействие гипофизарных гормонов на половые железы усиливается и гонады начинают вырабатывать в больших количествах половые стероидные гормоны. Одновременно увеличиваются и сами гонады: у мальчиков это хорошо заметно по значительному увеличению размеров яичек. Kpомe того, под суммарным воздействием гормона роста и андрогенов мальчики сильно вытягиваются в длину, растет также половой член, приближаясь к 15 годам к размерам взрослого человека. Высокая концентрация женских половых гормонов — эстрогенов — у мальчиков в этот период может приводить к набуханию молочных желез, расширению и усилению пигментации зоны соска и ареолы. Эти изменения непродолжительны и обычно через несколько месяцев после появления благополучно проходят без вмешательства. На этой стадии как у мальчиков, так и у девочек происходит интенсивное оволосение лобка и подмышечных впадин. Заканчивается стадия у девочек в 11 — 13, а у мальчиков в 12— 16 лет.

Четвертая стадия — стадия максимального стероидогенеза. Активность гонад достигает максимума, надпочечники синтезируют большое количество половых стероидов. У мальчиков сохраняется высокий уровень гормона роста, поэтому они продолжают интенсивно расти, у девочек ростовые процессы замедляются. Первичные и вторичные половые признаки продолжают развиваться: усиливается лобковое и подмышечное оволосение, увеличивается размер гениталий. У мальчиков именно на этой стадии происходит мутация (ломка) голоса.

Пятая стадияэтап окончательного формирования — физиологически характеризуется установлением сбалансированной обратной связи между гормонами гипофиза и периферическими железами и начинается у девушек в 11-13 лет, у юношей — в 15-17 лет. На этом этапе завершается формирование вторичных половых признаков. У мальчиков это формирование «адамова яблока», оволосение лица, оволосение на лобке по мужскому типу, завершение развития подмышечного оволосения. Волосы на лине обычно появляются в следующей последовательности: верхняя губа, подбородок, щеки, шея. Этот признак развивается позже других и окончательно формируется к 20 годам или позже. Сперматогенез достигает своего полного развития, организм юноши готов к оплодотворению. Рост тела практически останавливается.

У девушек на этой стадии появляется менархе. Собственно, первая менструация и является для девушек началом последней, пятой, стадии полового созревания. Затем в течение нескольких месяцев происходит становление характерного для женщин ритма овуляций и менструаций. Цикл считается установившимся, когда менструации наступают через одинаковые промежутки времени, длятся одинаковое число дней с одинаковым распределением интенсивности по дням. Вначале менструации могут продолжаться 7—8 дней, исчезать на несколько месяцев, даже на год. Появление регулярных менструаций свидетельствует о достижении половой зрелости: яичники продуцируют готовые к оплодотворению созревшие яйцеклетки. Рост тела в длину также практически прекращается.

На протяжении второй — четвертой стадий полового созревания резкое усиление деятельности желез внутренней секреции, интенсивный рост, структурные и физиологические изменения в организме повышают возбудимость центральной нервной системы. Это выражается в эмоциональном реагировании подростков: их эмоции подвижны, изменчивы, противоречивы; повышенная чувствительность сочетается с черствостью, застенчивость — с развязностью; проявляются чрезмерный критицизм и нетерпимость к родительской опеке. В этот период иногда наблюдаются снижение работоспособности, невротические реакции — раздражимость, плаксивость (особенно у девочек в период менструации). Возникают новые отношения между полами. У девочек повышается интерес к своей внешности, мальчики демонстрируют свою силу. Первые любовные переживания нередко выбивают подростков из колеи, они становятся замкнутыми, начинают хуже учиться.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Охарактеризуйте физиологическое содержание и возрастные рамки стадий полового созревания по Дж. Таннеру.

  2. Как влияют пубертатные изменения гормонального статуса на функциональное состояние организма?



10.2. Оплодотворение

Развитие нового организма начинается с момента оплодотворения, которым называют слияние мужской и женской половых клеток — гамет (рис.10.1).

Во время полового акта под влиянием выделяющихся гормонов, а также локального действия простагландинов спермы происходит активное сокращение матки и маточных труб, что в совокупности с активной секрецией слизи женскими половыми органами обеспечивает продвижение сперматозоидов внутри матки и маточных труб.

Сперма, изливающаяся во время эякуляции, имеет щелочную реакцию, содержит в своем составе сперматозоиды, слизь, витамины, простагландины и ряд ферментов. Количество спермы, необходимое для осуществления оплодотворения, должно быть не менее 2 мл (в среднем около 3 мл), а содержание сперматозоидов в ней исчисляется значением порядка 100.000.000 клеток на 1 мл секрета. В норме всего лишь 40% из содержащихся в этом секрете спермиев активны (подвижны).

Часть излившейся во время эякуляции спермы удаляется из половых путей женщины наружу, а часть выводится в брюшную полость после прохождения по маточным трубам. Наряду с этим в канале шейки матки под влиянием маточного секрета малоподвижные и морфологически измененные сперматозоиды подвергаются фагоцитозу или пассивному вытеснению во влагалище.

Спермии сохраняют жизнеспособность в половых путях женщины в течение 24-72 часов, но их фертильность (оплодотворяющая способность) достаточно высока только на протяжении первых 12-24 часов.
Рис.10.1. Половые клетки.

А — сперматозоид; Б — яйцевая клетка:

1 - головка сперматозоида, 2 - средний, или связующий отдел,

3 - хвост сперматозоида, 4 - фолликулярные клетки, окружающие яйцо

5 - ядро яйцевой клетки,
Половой акт лишь создает предпосылки для возможного оплодотворения, которое может состояться, если к этому моменту произошла овуляция в яичнике. Полагают, что вероятность оплодотворения достаточно высока лишь в течение первых 12 часов после овуляции.

В процессе оплодотворения сначала происходит проникновение сперматозоида через оболочку яйцеклетки. Этому предшествует выделение сперматозоидом фермента, расщепляющего соединения, которые входят в состав оболочки яйцеклетки. В цитоплазму яйцеклетки проникает большая часть сперматозоида (хвост отбрасывается).

Вслед за проникновением сперматозоида начинаются физико-химические изменения в поверхностном слое цитоплазмы яйцеклетки и образование оболочки оплодотворения. После ее образования другие сперматозоиды не могут проникнуть в яйцо.

В оплодотворенной яйцеклетке, ядра перемещаются навстречу друг другу. При их слиянии образуется одноклеточный зародыш - зигота, которую можно назвать уже организмом в самой начальной фазе развития. При слиянии ядер вновь образуется диплоидный набор хромосом. В первые два месяца, внутриутробной жизни развивающийся организм называют зародышем или эмбрионом, а все последующее время до момента его рождения плодом.

При овуляции (выходе яйцеклетки из яичника) фолликул лопается, и яйцеклетка выходит в брюшинную полость. Из брюшинной полости яйцеклетка поступает в находящееся рядом брюшинное отверстие маточной трубы. По маточной трубе яйцеклетка продвигается в сторону полости матки. Если в маточной трубе яйцеклетка встречается с о сперматозоидом, то происходит ее оплодотворение. Оплодотворенная яйцеклетка по маточной трубе продвигается в полость матки, где она внедряется (имплантируется) в слизистую оболочку (рис.10.2).

Оптимальные условия для взаимодействия сперматозоида и яйцеклетки обычно создаются в течение 12 ч после овуляции. Объединение ядра сперматозоида с ядром яйцеклетки приводит к образованию в одноклеточном организме (зиготе) характерного для человека диплоидного набора хромосом (46). Пол будущего ребенка определяется комбинацией хромосом в зиготе и зависит от половых хромосом отца. Если яйцеклетка оплодотворена сперматозоидом с половой хромосомой X, то в образующемся диплоидном наборе хромосом появляется две Х-хромосомы, характерные для женского организма. При оплодотворении сперматозоидом с половой хромосомой Y, в зиготе образуется комбинация половых хромосом XY, характерная для мужского организма.
Рис.10.2. Пути яйцеклетки по маточной трубе и имплантация зародыша в

миометрий (по А.Хэму и Д.Кормаку, 1982):

1 — созревание фолликулов в яичнике;

2 — овуляция;

3 — проникновение сперматозоида в яйцеклетку;

4 — маточная труба;

5 — образование зиготы;

6 — дробление зиготы;

7 — поступление зародыша из просвета маточной трубы в полость матки;

8 — имплантация зародыша в слизистую оболочку матки


Контрольные вопросы и задания:

  1. Опишите строение половых клеток.

  2. Как происходит оплодотворение и имплантация зиготы?

10.3. Беременность

Значение гормонов для процесса беременности начинает проявляться еще до оплодотворения и имплантации оплодотворенной яйцеклетки: ведь все изменения в матке, характерные для менструального цикла, можно рассматривать как подготовку к этим событиям. Если оплодотворения не произойдет и продукция эстрогенов и прогестерона желтым телом снизится, то, как уже отмечалось, начнется отторжение поверхностных слоев эндометрия и кровотечение. Если же оплодотворенная яйцеклетка имплантируется в эндометрий, то продукция половых гормонов желтым телом не уменьшится и действие как эстрогенов, так и прогестерона на беременную матку продолжится.

Беременность – это физиологический процесс, при котором из оплодотворенной клетки развивается плод. В организме возникают многочисленные и сложные изменения, которые создают условия для внутриутробного развития плода, подготавливают органы женщины к родовому акту и грудному вскармливанию новорожденного.

Определение срока беременности. В ранние сроки беременности диагноз устанавливается на основании предположительных и вероятных признаков.

К предположительным признакам относятся: - изменение аппетита, тошнота, рвота; изменение обонятельных ощущений; появление раздражительности, сонливости и т.д.; пигментация кожи лица, белой линии живота, сосков и околососковых кружков; нагрубание молочных желез.

К вероятным признакам относятся: прекращение менструации; появление молозива при надавливании на соски; при влагалищном исследовании определяется синюшность (цианоз) слизистой оболочки влагалища и шейки матки, изменение формы, величины и консистенции матки.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Возрастная анатомия, физиология и гигиена» iconКонтрольная работа по дисциплине оп 03.«Возрастная анатомия, физиология...
А. А. Кабанов Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. М., -1970

«Возрастная анатомия, физиология и гигиена» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «возрастная анатомия, физиология и гигиена»
Дробинская А. О. Анатомия и возрастная физиология: учебник для бакалавров /А. О. Дробинская. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 527...

«Возрастная анатомия, физиология и гигиена» iconРабочая программа дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена направление

«Возрастная анатомия, физиология и гигиена» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «возрастная анатомия, физиология и гигиена»
Агаджанян Н. А. Нормальная физиология / Н. А. Агаджанян, В. М. Смирнов. – 3-е изд. – М.: Ооо издательство «Медицинское информационное...

«Возрастная анатомия, физиология и гигиена» iconКонтрольные вопросы по предмету «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
Внутреннее торможение, его виды и значение в воспитательном процессе (привыкание, угасание, запаздывание)

«Возрастная анатомия, физиология и гигиена» iconКонтрольная работа по дисциплине «Возрастная анатомия физиология и гигиена»
Каждая работа выполняется в отдельной тетради школьного формата. Следует пронумеровать страницы и оставить на них поля не менее 3...

«Возрастная анатомия, физиология и гигиена» iconРабочая программа дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена
Задачи приобретения знаний в данном курсе связаны с усвоением студентами представлений о строении, функциях, общих принципах и закономерностях...

«Возрастная анатомия, физиология и гигиена» iconАнатомия и возрастная физиология
Курепина М. М. Анатомия человека [Текст] : атлас / М. М. Курепина, А. П. Ожигова, А. А. Никитина. М. Владос, 2007. 239 с ил. (Пособие...

«Возрастная анатомия, физиология и гигиена» iconВозрастная физиология
Безрукиз М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. Л. Возрастная физиология: учебное пособие для студенов высш учеб завед М: Наука, 2002г

«Возрастная анатомия, физиология и гигиена» iconКонтрольная работа по дисциплине оп 03.«Возрастная анатомия, физиология...
Техническое оформление: общий объем работы 15 страниц, постраничные сноски, нумерация страниц, размер шрифта основного текста №14,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную