Рабочая программа учебной дисциплины в. Од. 8 Токсикология и радиоэкология






Скачать 199.81 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины в. Од. 8 Токсикология и радиоэкология
Дата публикации05.09.2016
Размер199.81 Kb.
ТипРабочая программа
l.120-bal.ru > Биология > Рабочая программа
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО ВГУ)


УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

геоэкологии и мониторинга окружающей среды
________________(Куролап С.А.)

подпись, расшифровка подписи
__.__.2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.В.ОД.8 Токсикология и радиоэкология

1. Шифр и наименование направления подготовки/специальности:

022000 - Экология_и природопользование__________
2. Профиль подготовки/специализации: __Геоэкология__________________
3. Квалификация (степень) выпускника: _____бакалавр____________________

4. Форма образования: __очная_________________________________________
5. Кафедра, отвечающая за реализацию дисциплины: _ кафедра геоэкологии и мониторинга окружающей среды
6. Составители программы: Иванова Екатерина Юрьевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры геоэкологии и мониторинга окружающей среды, факультет географии, геоэкологии и туризма; root@geogr.vsu.ru
7. Рекомендована: кафедрой геоэкологии и мониторинга окружающей среды

(протокол о рекомендации_ от 02.09.2013г. №1)
Протокол о рекомендации: НМС ф-та географии, геоэкологии и туризма

от 02.09.2013 г. №1
8. Учебный год: 2013/2014___ Семестр(-ы): ___8_____________

9. Цели и задачи учебной дисциплины:

Цель: формирование у студентов представлений о накоплении различных экотоксикантов в экологических системах, о воздействии токсических веществ на организмы, поведении в биосфере искусственных и естественных радионуклидов и их влиянием на раличные уровни организации живой материи.

Задачи:

- иметь представление об источниках появления потенциально токсичных веществ в окружающей среде; путях поступления токсичных веществ в организмы;

- знать понятия: ксенобиотик, дозы; концентрации; времени действия; токсического эффекта, предельно допустимой концентрации, LD50.

- представлять основные группы загрязнителей, пути их миграции, трансформации и накопления в экосистемах;

- ознакомиься с механизмами воздействия факторов среды на организм и пределами его устойчивости, путями адаптации к стрессорным воздействиям среды;

- изучить особенности влияния загрязнений различной природы на отдельные организмы и биоценозы, на организм человека;

- ознакомится с методами биотестирования, характером использования биотестов, их критериями.

- освоить некоторые закономерности биологических реакций на ионизирующее облучение на уровне клеток, тканей, органов и организма в целом.

- ознакомить студентов с источниками естественного радиационного фона, его влиянием на все компоненты биосферы;

- изучить пути миграции в биогеоценозах различных типов искусственных долгоживущих радионуклидов и динамику их воздействия;

- ознакомить студентов со всеми этапами ядерного топливного цикла и мерами безопасности на различных этапах производства ядерной энергии;
10. Место учебной дисциплины в структуре ООП: Дисциплина относится к профессиональному циклу. В результате изучения курса студент должен иметь представление об источниках появления потенциально токсичных веществ в окружающей среде; путях поступления токсичных веществ в организмы. Знать понятия: ксенобиотик, дозы; концентрации; времени действия; токсического эффекта, предельно допустимой концентрации, LD50; основные группы загрязнителей, пути их миграции, трансформации и накопления в экосистемах; механизмы воздействия факторов среды на организм и пределы его устойчивости, пути адаптации к стрессорным воздействиям среды; особенности влияния загрязнений различной природы на отдельные организмы и биоценозы, на организм человека;

Иметь понятие типах ионизирующего излучения, их взаимодествии с веществом; радиочувствительности, основные типы повреждений, возникающие в поврежденной клетке, теории механизма биологического действия ионизирующего излучения; критических органах, механизмах их повреждения и восстановления. Знать единицы измерения ионизирующего излучения и поглощенных доз, миграцию искусственных радионуклидов в различных средах (атмосфера, гидросфера, педосфера), естественных и агробиоценозах. радиационные и пострадиационные эффекты в экосистемах; этапы ядерного топливного цикла и их влияние на биосферу, методы обращения с радиоактивными отходами, принципы радиоэкологического нормирования.


11. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

а) общекультурные (ОК):

  • должен понимать социальную значимость своей будущей професии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-3);


б) профессиональные (ПК):

  • обладать базовыми знаниями фундаментальных разделов биологии в объеме, необходимом для освоения биологических основ в экологии и природопользовании, обладать методами отбора и анализа биологических проб; иметь навыки идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации (ПК-2).



12. Структура и содержание учебной дисциплины:

12.1 Объем дисциплины в зачетных единицах/часах в соответствии с учебным планом — _4___/__144___.
12.2 Виды учебной работы:

Вид учебной работы

Трудоемкость (часы)

Всего

По семестрам

№ 8 сем.

№ сем.

…..

Аудиторные занятия

84

84







в том числе: лекции

42

42







практические

-

-







лабораторные

42

42







Форма промежуточной аттестации, экзамен

36

36







Самостоятельная работа

24

24







Итого:

144

144








12.3 Содержание разделов дисциплины:

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела дисциплины

1

Предмет и основные объекты эколгической токсикологии

Экологическая токсикология. Предмет и объекты. Связь экологической токсикологии с другими науками: токсико-логией, популяционной экологией, экологической химией, мониторингом окружающей среды, экологической экспер-тизой, охраной окружающей среды. Основные понятия эко-логической токсикологии: «загрязнение окружающей сре-ды», поллютант, ксенобиотик. Ксенобиотический профиль среды.

2

Источники, пути и формы поступления экотоксикантов в окружающую среду

Химические превращения экотоксикантов. Детоксикация и активация.  Абиотические процессы трансформации загряз-няющих веществ и их классификация по типам химических реакций:  гидролиз, окисление, восстановление, фотохими-ческие процессы. Полимеризация и образование связанных остатков. Формирование ксенобиотического профиля. Осо-бенности  протекания процессов в природных средах. 

Персистирование. Трансформация. Процессы элиминации, не связанные с разрушением. Токсические факторы. Классификация токсических факторов.

3

Биотические процессы трансформации экотоксикантов.

Биотрансформация органических экотоксикантов и влияющие на нее факторы.   Понятие о ферментативной реакции и  типы превращений экотоксикантов под действием ферментов.Основные фазы биотрансформации: окисление, восстановление, гидролиз, дегалогенирование; конъюгация. Биотрансформация неорганических экоток-сикантов. Образование металлорганических соединений, восстановление элементов с переменной валентностью, конъюгация .Роль микроорганизмов в трансформации и минерализации экотоксикантов. Микроорганизмы - деструкторы. 

4

Стойкие органические загрязнения.

Свойства и характеристики стойких органических соединений: ДДТ, диэлдрин, алдрин, гептахлор, гексахлор-бензол, полихлорбифенилы и др.Токсичные металлы. Характеристика токсичных металлов: свинец, ртуть,кадмий, никель, хром, медь, сурьма, мышьяк, цинк. Диоксины. Осно-вные понятия и проблемы. Опасность диоксинов и оценка риска. Факторы токсичности. Допустимая суточная доза. Источники выбросов диоксинов. Проблема диоксинов в России. ПВХ. Жизненный путь. Социальные аспекты проблемы ПВХ. Альтернативные замены для ПВХ.

5

Основные понятия, определения и структура системы нормирования

Нормирование качества воздуха. Нормирование качества воды. Нормирование качеств почв. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в продуктах питания. Нормирование источников воздействия. Санитарно-гигиени-ческое нормирование, его ограниченность с точки зрения защиты окружающей природной среды. Проблемы нормы и патологии на организменном и надорганизменном уровнях. Критерии нормы экосистемы. Параметры экосистемы, под-лежащие регистрации при экологическом нормировании и принципы их выбора. Перспективы создания единой систе-мы экологического и санитарного нормирования.

6

Биологические методы контроля окружающей среды

Биомониторинг как составная часть экологического мони-торинга. Требования, предъявляемые к биоиндиаторам уровней загрязнения. Биотестирование. Критерии биотес-тов. Методика отбора и хранения проб для биотестрования. Требования к тестерным организмам и методике проведения биотеста. Способы обработки и интерпретации результатов.

7

Предмет и задачи радиоэкологии

Ионизирующая радиация как экологический фактор. Радиация и здоровье населения. Методы и объекты радио-экологических исследований в полевых и лабораторных условиях, экспериментальные полигоны, гамма- поля, экспериментальные водоемы.

8

Основы ядерной физики

Строение атома. Строение атомного ядра. Нуклоны. Изото-пы. Массовое и атомное число элемента. Основные типы излучений. Ядерные реакции, возможного получения термо-ядерной энергии. Цепные реакции. Взаимодействие в веществом основных видов излучений. Эффект Комптона, фотоэффект, образование электрон-позитронной пары. Атомы отдачи. Тормозное излучение.

9

Основы радиобиологии

Биологические механизмы воздействия ионизирующей на организм – на макромолекулы и структуры клетки. Основные типы повреждений в облученной клетке. Биологические механизмы воздействия ионизирующей радиации на орга-низм – биохимические процессы, органы и ткани, жизненный цикл организма. Сравнительная радиочувствительность организмов. Видовые, индивидуальные, половые и возраст-ные различия радиочувствительности.

10

Естественный радиационный фон

Космическая компонента ЕРФ. Земная радиация. Основные радиоактивные семейства. Зоны повышенного содержания естественных радионуклидов.

11

Поведение и миграция искусственных радионуклидов в различных компонентах биосферы

Источники поступления радионуклидов и распределения их в атмосфере. Время выпадения радионуклидов в зависи-мости от размеров частиц. Источники поступления радио-нуклидов в водную среду. Особенности поведения в морских и пресноводных водоемах. Значение гидробионтов. Законо-мерности накопления и миграции радионуклидов в педосфе-ре. Буферная емкость почвы. Накопление радионуклидов растениями. Корневой и аэральный пути поступления.

Поступление и распределения радионуклидов в организме животных.

12

Динамика биоразнообразия в зонах радиоактивного загрязнения

Прямые эффекты действия радиации. Вторичные эффекты действия на трофически связанные виды. Пострадиацион-ное восстановление в экосистемах. Роль экологических факторов в развитии лучевых и пострадиационных процессов.

13

Общая характеристика ядерного топливного цикла

Добыча урановой руды, обогащение урана, производст-во ядерного топлива. Основные типы ядерных реакторов. Радиоактивные отходы и их классификация. Методы хранения и захоронения радиоактивных отходов.

Транспортировка ядерных материалов, типы контейнеров.

14

Принципы и методы радиоэкологического нормирования


Экологические нормативы контроля качества природной среды. Различие экологического и санитарно-гигиенического нормирования.



12.4 Междисциплинарные связи с другими дисциплинами:

№ п/п

Наименование дисциплин учебного плана, с которым организована взаимосвязь дисциплины рабочей программы

№ № разделов дисциплины рабочей программы, связанных с указанными дисциплинами

1

Б3.Б.5 Экология человека

4,5,7,9

2

Б3.В.ОД.7 Медико-экологический мониторинг

2,3,9,10



12.5 Разделы дисциплины и виды занятий:

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды занятий (часов)

Лекции

Практические

Лабораторные

Самостоятельная работа

Всего

1

Предмет и основные объекты эколгической токсикологии

2

-

-

2

4

2

Источники, пути и формы поступления экотоксикантов в окружающую среду

4

-

-

2

6

3

Биотические процессы трансформации экотоксикантов.

4

-

8

2

14

4

Стойкие органические загрязнения

4

-

-

2

6

5

Основные понятия, определения и структура системы нормирования

4




-

2

6

6

Биологические методы контроля окружающей среды

4

-

30

2

36

7

Предмет и задачи радиоэкологии

2

-

-

2

4

8

Основы ядерной физики

4

-

-

2

6

9

Основы радиобиологии

4

-

-

2

6

10

Естественный радиационный фон

2

-

4

2

8

11

Поведение и миграция искусственных радионуклидов в различных компонентах биосферы

2

-

-

1

3

12

Динамика биоразнообразия в зонах радиоактивного загрязнения

2

-

-

1

3

13

Общая характеристика ядерного топливного цикла

2

-

-

1

3

14

Принципы и методы радиоэкологического нормирования

2

-

-

1

3

15

Подготовка к экзамену










36

36




Итого:

42

-

42

60

144























13. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

(список литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ и используется общая сквозная нумерация для всех видов литературы)

а) основная литература:

№ п/п

Источник

1

Юрин В.М. Основы ксенобиологии. /В.М.Юрин – Мн.: Новое издание, 2002. – 272с.

2

Биологический контроль окружающей среды. Биоиндикация и биотестирование : Учеб. пособие / О.П. Мелехова и др.— М. : Academia, 2008 .— 287 c.

3

Старков В.Д. Радиационная экология / В.Д. Старков, В.И. Мигунов. – Тюмень: ФГУ ИПП , 2003. – 304 с.

4

Иванова Е.Ю. Радиоэкология: учеб пособие / Е.Ю. Иванова. – Воронеж, Изд-во ВГУ, 2001. – Ч.1. – 53 с.

5

Иванова Е.Ю. Радиоэкология: учеб пособие / Е.Ю. Иванова. – Воронеж, Изд-во ВГУ, 2001. – Ч.2. – 117 с.


б) дополнительная литература:

№ п/п

Источник

6

Савенко В.С. Радиоэкология: учеб пособие / В.С. Савенко.– Минск:ДизайнПРО, 1997.-208 с.

7

Основы токсикологии. Учеб. пособие / П.П. Кукин и др.— М. : Высш. шк., 2008 .— 278 с.

8

Исидоров В. А.. Экологическая химия : Учеб. пособие / В. А. Исидоров.— СПб. : Химиздат, 2001 .— 302 с.

9

Ядерная энциклопедия. – М.: Б.и., 1996. – 594 с.



в) информационные электронно-образовательные ресурсы:


№ п/п

Источник

10

Радиоэкология : Метод. указания для студ. 4 курса з/о геоэкологии / Воронеж. гос. ун-т. Каф. геоэкологии и мониторинга окружающей среды; Сост. Е. Ю. Иванова .— Воронеж, 2000 .— 48 с. : ил., табл. — 7.08 .— .

11

Современные методы микробиологических исследований : учебно-методическое пособие для вузов / Воронеж. гос. ун-т; сост.: А.В. Семенихина [и др.]; науч. ред. М.Ю. Грабович .— Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2007 .— 68 с. : ил., табл. — Библиогр.: с. 66 - 68 .— .

12

Токсикология : учебное пособие для вузов / М.И. Рецкий, Н.Н. Каверин, М.Н. Аргунов ; Воронеж. гос. ун-т .— Воронеж : ЛОП ВГУ, 2006 .— 55 с. : ил., табл. — Библиогр.: с. 54 .— .


14. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

установка для биотестирования воды и почвенных вытяжек, чашки Петри, культуры тестерных штаммов, стерилизатор, автоклав, термостат
15. Форма организации самостоятельной работы:

Студенты знакомятся с теоретическим материалом в процессе лекционного курса, самостоятельно прорабатывают и усваивают теоретические знания с использованием рекомендуемой учебной литературы и учебно-методических пособий, согласно указанному списку (п.13).

На лабораторных занятиях студенты закрепляют теоретический материал, овладевают необходимыми навыками на уровне знания и умения.

При подготовке к текущей аттестации студенты изучают и конспектируют рекомендуемую преподавателем учебную литературу по темам лабораторных занятий, самостоятельно осваивают понятийный аппарат.

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: В ходе изучения дисциплины нужно обратить внимание на следующие основные моменты: источники появления потенциально токсичных веществ в окружающей среде; пути их поступления в организмы; основные группы загрязнителей, пути их миграции, трансформации и накопления в экосистемах; механизмы воздействия факторов среды на организм и пределы его устойчивости, пути адаптации к стрессорным воздействиям среды; особенности влияния загрязнений различной природы на отдельные организмы и биоценозы, на организм человека; типах ионизирующего излучения, радиочувствительности; основных типах повреждений клетки, критические органы, миграции искусственных радионуклидов в различных средах, этапах ядерного топливного цикла и их влияние на биосферу. Методы обращения с радиоактивными отходами. Принципы радиоэкологического нормирования.

В ходе лабораторных работ нужно обратить внимание на основные методы биотестирования различных компонентов природных и модифицированных экосистем, областях их применения и критериях оценки.
16. Критерии аттестации по итогам освоения дисциплины:
8 семестр - ЭКЗАМЕН

Отлично

Глубокое знание и понимание предмета, в том числе терминологии и основных понятий; теоретических закономерностей; фактических данных; удельный вес ошибок при контрольном опросе – не более 10%

Хорошо

Хорошее знание и понимание предмета, в том числе терминологии и теоретических понятий; грамотный ответ на экзамене без принципиальных ошибок; удельный вес ошибок при контрольном опросе от 11 до 35%.

Удовлетворительно

Понимание в целом терминологии и теоретических закономерностей; существенные ошибки при изложении фактического материала; недостаточно логичный и аргументированный ответ на экзамене; удельный вес ошибок при контрольном опросе от 36 до 60%.

Неудовлетворительно

Слабое и недостаточное знание терминологии и фактических данных, принципиальные ошибки при ответе; удельный вес ошибок при контрольном опросе более 60 %.


ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЙ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Направление/специальность _022000 –Экология и природопользование


Дисциплина ____Б3.В.ОД.8 Токсикология и радиоэкология

код и наименование дисциплины

Профиль подготовки________________Геоэкология__________

в соответствии с Учебным планом
Форма обучения __очная ______________________________________________
Учебный год 2013/2014 __

Ответственный исполнитель

Доцент кафедры геоэкологии

и мониторинга окружающей среды ________ Иванова Е.Ю. __.__ 20__

должность, подразделение подпись расшифровка подписи

Исполнители

________________ ________ _____________ __.__ 20__

должность, подразделение подпись расшифровка подписи

________________ ________ _____________ __.__ 20__

должность, подразделение подпись расшифровка подписи

согласовано

Куратор ООП ВПО

по направлению/ специальности ________ _Куролап С.А. __.__ 20__

подпись расшифровка подписи

Зав.отделом обслуживания ЗНБ ________ _____________ __.__ 20__

подпись расшифровка подписи

РЕКОМЕНДОВАНА НМС факультета географии, геоэкологии и туризма

протокол от 02.09.2013 г. № 1

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины в. Од. 8 Токсикология и радиоэкология iconПрограмма учебной практики по дисциплине «Ветеринарная фармакология. Токсикология»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа учебной дисциплины в. Од. 8 Токсикология и радиоэкология iconРабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Инновации гостиничного бизнеса» составлена в соответствии с требованиями ооп: 100400. 68. Туризм,...

Рабочая программа учебной дисциплины в. Од. 8 Токсикология и радиоэкология iconРабочая программа дисциплины международное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Международное право» подготовлена Яблоковым Е. К., старшим преподавателем кафедры общественных...

Рабочая программа учебной дисциплины в. Од. 8 Токсикология и радиоэкология iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)

Рабочая программа учебной дисциплины в. Од. 8 Токсикология и радиоэкология iconРабочая программа дисциплины муниципальное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Муниципальное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики

Рабочая программа учебной дисциплины в. Од. 8 Токсикология и радиоэкология iconРабочая программа дисциплины предпринимательское право (наименование...
...

Рабочая программа учебной дисциплины в. Од. 8 Токсикология и радиоэкология iconРабочая программа дисциплины административное право (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Административное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики

Рабочая программа учебной дисциплины в. Од. 8 Токсикология и радиоэкология iconРабочая программа дисциплины финансовое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Финансовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики

Рабочая программа учебной дисциплины в. Од. 8 Токсикология и радиоэкология iconРабочая программа дисциплины семейное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Семейное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики

Рабочая программа учебной дисциплины в. Од. 8 Токсикология и радиоэкология iconРабочая программа дисциплины избирательная система в РФ (наименование...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную