Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука содержания животных»






Скачать 261.93 Kb.
НазваниеРабочая программа внеурочной деятельности «Азбука содержания животных»
Дата публикации05.04.2015
Размер261.93 Kb.
ТипРабочая программа
l.120-bal.ru > Биология > Рабочая программа

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука содержания животных» для 2 класса общеобразовательной школы разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.

Познавательный аспект деятельности — обязательный компонент любого вида деятельности. Совокупным предметом познавательной деятельности является вся реальность, ее продуктом — знание. В случае коллективного субъекта — это научное знание в целом; для индивида — индивидуальное знание, полученное, как правило, путем освоения основ научного знания, накопленного человечеством. Основным критерием выделения этой стороны внеурочной деятельности в качестве самостоятельного направления является то обстоятельство, что без моделирования реальности, без передачи последующим поколениям и умножения знания никакая деятельность невозможна, т.к. она основана на информационных процессах получения, хранения, преобразования и использования информации.

Главной целью научно-познавательного направления внеурочной деятельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей обучающихся, которые не могут быть в силу разных причин удовлетворены в процессе изучения предметов Базисного плана.

Актуальность данной программы в том, что ее содержание отражает основные принципы построения экологического образования детей, начиная с младшего школьного возраста. 

Программа позволит подготовить детей к познанию некоторых правил и требований к содержанию животных, позволит познакомить с правилами ухода за ними, а также предупредить о трудностях содержания животных, об ответственности за жизнь питомцев.

Программа предполагает обучение школьников, проявляющих интерес к изучению жизни животных.

Педагогическая целесообразность: обучение строится на концентрическом принципе построения программы: блоки тем повторяются каждый год обучения. Программа предусматривает последовательное расширение знаний о животном мире.

Цель программы – формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к ним, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными, привитие любви ко всему живому.

Общение с животными содержит в себе развивающий потенциал, и программа дает возможность его использовать.

Задачи :

Формировать у детей систему представлений о социальной ценности животных, их биологических и экологических особенностях;

воспитывать гуманное отношение к каждому животному, потребности в активной личной поддержке мероприятий, направленных на заботу о животных.

Отличительные особенности программы: программа носит личностно-ориентированный, деятельностный и развивающий характер и состоит из трех основных блоков: предметно-деятельностный, блок функциональной грамотности и блок личностного роста.

Программа реализуется на основе следующих принципов:

- принцип развития мыслеобразов, при котором вся система представлений о животных опирается на образы, возникающие при эмоционально-эстетическом освоении мира природы;

- принцип развития партнерских взаимодействий ребенка, педагога и животными;

- принцип развития коактивности, который регулирует использование методов развития стратегий деятельности детей, направленной на животных.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука содержания животных » рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю 34 учебных недель)

Формы и режим работы: учебное занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определённых навыков, самостоятельное выполнение заданий.

Работа ведётся во второй половине дня. Большая часть времени отводится на практические работы, познавательный материал даётся через наглядное, практическое обучение, в доступной и интересной для учащихся форме.

Ожидаемый результат:

-внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

-улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;

-укрепление здоровья воспитанников;

-развитие творческой активности каждого ребёнка;

-укрепление связи между семьёй и школой.

Формы подведения итогов:

Конференция, выставка фотографий. Компьютерная презентация результатов работ юных любителей животных.
Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности
У обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.

Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.


Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

  • Учится работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).

Предметными результатами является сформированность следующих умений:

  • Называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека.

  • Оценивать правильность поведения людей в природе.

  • Различать животных, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями.

  • Называть условия, необходимые для жизни животных.

  • Наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью животных и сменой времен года.

  • Приводить примеры домашних животных своего края.

  • Анализировать тексты писем.

  • Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.


Содержание.

Тема 1.Как животные оказались в нашем жилище

Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные – помощники: собака, лошадь и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.

Тема 2.Почему мы любим животных.

Красота животных. Интерес к животным. Содержание и разведение животных как увлечение, искусство и мастерство. Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми и отзывчивыми людьми. Животные во многом похожи на нас.

Тема 3. Собаки – самые верные друзья.

Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. Профессии собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой. Профилактика и преодоление проблем, возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями. Литература о собаках.

Тема 4. Кошки, которые не гуляют сами по себе.

Основы практической фелиологии – науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках.

Тема 5. Пернатая радуга в комнате.

Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Корелла. Неразлучники. Канарейка. Зебровая и японская амадины. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила кормления. Основные трудносмти и опасности содержания птиц в жилище. «Говорящие» птицы, кого и как можно обучить подражать человеческой речи. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе. Литература о птицах.

Тема 6. Хомка и его ближайшие родственники.

Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунов в природе. Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные. Бурундук. Клетки для грызунов и их оборудование. На что обращать внимание, приобретая мелких грызунов. Корма и их кормление. Особенности содержания и разведения. Литература о грызунах.

Тема 7. Рыбы – самые тихие соседи.

Основы аквариумистики. История аквариумистики: Китай – Европа – Россия. Типы аквариумов. Выбор и покупка аквариума. Размещение и оборудование: грунт, камни, коряги, вода. Приборы: осветительные, обогревательные, компрессоры и фильтры. Другие необходимые приспособления. Аквариум как модель природного водоема. Выбор и посадка растений в аквариум. Из чего складывается красота аквариума. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушок, гурами), карповые (золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы (крапчатые сомики, акциструсы), цихлиды (скалярии, хромисы), харациновые (неоновые рыбки, тер-неции). Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление. Уход за аквариумом. Типичные ошибки. Разведение. Литература по аквариумистике.

Тема 8. Школа для ваших любимцев.

Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание. Основные команды и правила дрессировки собак. Животные в цирке. Знаменитые животные артисты. Методика дрессировки династии Дуровых. Обучение домашних животных различным трюкам.

Тема 9. Взрослые, которые всегда готовы нам помочь.

Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных любителями. Выбор товаров для содержания животных. Покупки в зоомагазинах. Приобретение животных у любителей. Городской птичий рынок. Лечение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные лечебницы. Клубы любителей различных животных. Газеты, журналы и телепередачи, посвященные содержанию животных.

Тема 10. Мы в ответе за тех, кого приучили.

Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных. Как достигать успеха в своем увлечении животными. Дневник наблюдений и картотека. Как собирать книги и статьи. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных.

Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября – Всемирный день животных.

Итоговое занятие.

Конференция, выставка фотографий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности
У обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.

Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.


Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

  • Учится работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).

Предметными результатами является сформированность следующих умений:

  • Называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека.

  • Оценивать правильность поведения людей в природе.

  • Различать животных, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями.

  • Называть условия, необходимые для жизни животных.

  • Наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью животных и сменой времен года.

  • Приводить примеры домашних животных своего края.

  • Анализировать тексты писем.

  • Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.


Учебно-тематический план




Темы

Количество часов


Всего

Теория


Практика

1

Как животные оказались в нашем жилище?

2

1

1

2

Почему мы любим животных?


4

1

3

3

Собаки – самые верные друзья человека


6

1

5

4

Кошки, которые не гуляют сами по себе

6

1

5

5

Пернатая радуга

в комнате

7

1

6

6

Хомка и его ближайшие родственники

7

1

6

7

Рыбы – самые тихие соседи

7

1

6

8

Школа для наших любимцев


8

1

7

9

Взрослые, которые всегда готовы помочь


8

1

7

10

Мы в ответе за тех, кого приручили


6

1

5

11

Итоговое занятие. Конференция, выставка


7

1

6




ИТОГО

68

11

57

Календарно-тематическое планирование занятий


п/п


Наименование раздела и тем. Содержание

Часы учебного времени

Плановые

сроки прохождения

Фактические сроки прохождения




Как животные оказались в нашем жилище?

2







1

Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные.

1







2

Традиции содержания животных у разных народов

1










Почему мы любим животных?

4







3

Животные: дикие и домашние

1







4

Интерес к животным, их огромное разнообразие

1







5

Животные помогают сохранить здоровье

1







6

Содержание и разведение животных как увлечение, искусство и мастерство

1










Собаки – самые верные друзья человека

6







7

Основы практической кинологии – науки о собаках.


1







8

Выведение различных пород. Выставки


1







9

Выдающиеся собаки. «Профессии собак»

1







10

Что нужно собаке для хорошего самочувствия.

1







11

Как выбирать собаку. Воспитание щенка

1







12

Конкурс рисунков «Собака - друг человека»

1










Кошки, которые не гуляют сами по себе

6







13

Основы практической фелиологии – науки о кошках

1







14

История домашней кошки. Особенности поведения кошек

1







15

Породы кошек

1







16

Удивительные истории о кошках и об их хозяевах

1







17

Что надо кошке для её хорошего самочувствия

1







18

Конкурс рисунков «Моя любимая кошка»

1










Пернатая радуга

в комнате

7







19

Основы содержания комнатных птиц.

1







20

Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай

1







21

Корелла. Неразлучники. Канарейка.

1







22

Корма и правила кормления

1







23

Говорящие птицы. Кого и как можно обучить подражанию человеческой речи

1







24

Почему не стоит ловить птиц в природе.

Литература о птицах


1







25

Викторина «Лучший знаток птиц»

1










Хомка и его ближайшие родственники

7







26

Особенности жизни грызунов в природе

1







27

Основы содержания мелких грызунов в домашних условиях

1







28

Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные. Бурундук

1







29

Клетки для грызунов

и их оборудование

1







30

Корма и правила кормления

1







31

Особенности содержания и разведения в неволе. Литература о грызунах

1







32

Викторина «Лучший знаток грызунов»

1










Рыбы – самые тихие соседи

7







33

Основы аквариумистики.

1







34

Аквариум как модель природного водоёма.


1







35

Основные группы рыб.

1







36

Правила покупки и транспортировки рыб

1







37

Корма и кормление рыб. Уход за аквариумом

1







38

Разведение. Типичные ошибки

1







39

Литература

по аквариумистике

1










Школа для наших любимцев

8







40

Основы воспитания и дрессировки животных

1







41

Как приучить собак и кошек

к чистоплотности


1







42

Представление

об условных рефлексах

1







43

Поощрение и наказание

1







44

Правила дрессировки собак, основные команды

1







45

Животные в цирке. Знаменитые животные – артисты

1







46

Методика дрессировки животных династии Дуровых


1







47

Обучение домашних животных различным трюкам

1










Взрослые, которые всегда готовы помочь

8







48

Сведения

об огранизациях и учреждениях, связанных

с содержанием животных

1







49

Общества охраны животных

1







50

Ветеринарные врачи и ветеринарные клиники

1







51

Клубы любителей различных животных

1







52

Газеты, журналы и посвящённые содержанию животных

1







53

Телепередачи

о животных

1







54

Зоомагазины.

Приобретение животных в зоомагазинах


1







55

Выбор товаров

в зоомагазинах для содержания животных

1










Мы в ответе

за тех, кого приручили

6







56

Культура содержания и этика взаимоотношения с животными.


1







57

Как достичь успеха в своём увлечении животными. Дневник наблюдений и картотека

1







58

Как собирать книги и статьи.

1







59

Рисование животных.

1







60

Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных.


1







61

Как защищать животных от жестокого обращения.

1










Итоговое занятие. Конференция, выставка

7







62

Подготовка конференции.

1







63

Создание компьютерной презентации результатов работы юных любителей животных

1







64

Выставка фотографий.

1







65

Виртуальная экскурсия в зоопарк.

1







66

Просмотр компьютерной презентации результатов работы юных любителей животных.

1







67

Конкурс устных рассказов по теме: «Мое любимое животное»

1







68

Викторина «О животных»

1








Используемая литература


  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова,-М.: Просвещение, 2010.

  2. Плешаков А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст/А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2011.

  3. Плешаков А.А. Зеленые страницы Текст /А.А. Плешаков.- М.: Просвещение, 2011.

  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С.Савинов. – М.: просвещение, 2011.

  5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

  7. Ясвин В. А. Азбука содержания животных / В. А. Ясвин, М. Ф. Пупинын. — М., 2001.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука содержания животных» iconПояснительная записка рабочая программа кружка «Азбука содержания...
«Азбука содержания животных» составлена на основе авторской программы В. А. Ясвина «Азбука содержания животных» (Примерные программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука содержания животных» iconРабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Азбука содержания животных" для 2 класса
Главной целью научно-познавательного направления внеурочной деятельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука содержания животных» iconПрограмма курса по внеурочной деятельности «Азбука содержания животных»
Главной целью научно-познавательного направления внеурочной деятельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука содержания животных» iconРабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука содержания животных»...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Маломихайловская основная общеобразовательная школа

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука содержания животных» iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1-2 класса создана на основе авторской программы «Азбука содержания животных», автор...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука содержания животных» iconРабочая программа внеурочной деятельности первой ступени общего образования...
Программа рекомендована Министерством образования рф, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами второго поколения...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука содержания животных» iconВ. А. Ясвин Программа: Азбука содержания животных
Программа «Азбука содержания животных» рассчитана на проведение занятий в течение учебного года два раза в неделю

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука содержания животных» iconПрограмма внеурочной деятельности «азбука вежливости»(130 ч.)
Программа «Азбука вежливости» соответствует требованиям фгос начального общего образования и, в соответствии с программой организации...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука содержания животных» iconПояснительная записка в основу программы «Азбука содержания животных»
«Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» / [ В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука содержания животных» iconОбразовательный стандарт начального общего образования
Рабочая программа курса «Азбука содержания животных» составлена на основе нормативно-правовой базы

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную