
Пояснительная записка
В основу программы « Азбука содержания животных» положен сборник примерных программ внеурочной деятельности. «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» / [ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] ; под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с. – (Стандарты второго поколения).
Автор программы «Азбука содержания животных» В. А. Ясвин. Программа «Азбука содержания животных» предназначена для учащихся 1 класса, рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю).
Программа «Азбука содержания животных» соответствует научно-познавательному направлению внеурочной деятельности. Программа предусматривает включение задач по формированию умений работать в условиях поиска, развития сообразительности, наблюдательности, любознательности. В процессе занятий дети учатся рассуждать, видеть сходства и различия во внешних признаках предлагаемых объектов, замечать изменения в их развитии, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы.
Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельностный и развивающий характер.
Содержание курса «Азбука содержания животных» оказывает существенное влияние на воспитание гуманной, творческой, социально - активной личности ребенка, бережно и естественно относящейся к богатству природы и к самому себе, как неотъемлемой части природы.
Цели программы – формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных.
Задачи программы:
- научить детей использовать имеющие знания о животных в повседневной жизни;
- способствовать расширению кругозора;
- обучить умению работать индивидуально и в группе, отстаивать свою точку зрения;
- развивать природные задатки и способности детей;
- воспитать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.
Цель занятий состоит в освоении опыта практического применения знаний и умений при содержании домашних животных, птиц, аквариумных рыбок и т. д.
На занятиях используются различные методы и формы обучения, в основном практические занятия; лекции носят обзорный характер, сопровождаются демонстрацией фотографий, рисунков, а также просмотром видеоматериалов. Учащиеся ведут наблюдения за животными, выполняют творческие задания. Занятия могут проводиться не только в классе, но и вне его. Каждая тема завершается практической работой.
Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию во время занятий подвижной деятельности учащихся. С этой целью включены подвижные игры, передвижение по классу в ходе выполнения заданий. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей. Содержание программы отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Окружающий мир» и не требует от учащихся дополнительных знаний, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты из жизни животных. Планируемые результаты Личностные универсальные учебные действия Выпускник научится:
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту и в природной среде;
формировать культуру общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным;
определять потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных;
понимать необходимость бережного и естественного отношения к богатству природы и к самому себе, как неотъемлемой части природы;
использовать имеющие знания о животных в повседневной жизни;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы;
использовать имеющие знания о животных в повседневной жизни;
применять знания и умения при содержании домашних животных, птиц, аквариумных рыбок и т.д.
Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде за животными, используя простейшее оборудование и измерительные приборы;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
строить сообщения в устной форме;
проводить сравнение по заданным признакам;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности.
Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
ставить в сотрудничестве с учителем новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале;
различать способ и результат действия;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
строить монологическое высказывание;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
работать в группе и индивидуально.
Показатели эффективности достижения планируемых результатов
Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
В 1 классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго. Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма.
Для показателей эффективности достижений планируемых результатов предусматриваются следующие формы реализации:
Творческая работа по теме «Аквариум».
Конкурсы рисунков по темам: «Золотая рыбка», «Собаки – самые верные друзья», «Пернатая радуга» и т.д.
Конкурс эрудитов «Животные - помощники».
Конкурс эрудитов «Правда ли это?» (Занимательные факты из жизни животных).
Тематические беседы.
Практические работы.
Ролевые игры, моделирующие взаимоотношения хозяина и домашнего питомца.
Просмотр художественных и документальных фильмов о животных.
Игра «Кошки - мышки».
Составление рассказов по теме «Домашние животные».
Развлекательно-познавательная программа «Животные» (посвященное Всемирному дню животных).
Проект по теме «Правила содержания домашних животных».
Проект «Мои домашние питомцы».
Выставка поделок, фотографий и рисунков.
Учебно-тематическое планирование
№
занятия
| Название тем и занятий
| Количество часов
| Дата
проведения
| всего
| теория
| прак-тика
|
| 1. Как животные оказались в нашем жилище?
| 2
| 1,5
| 0,5
|
| 1
| Отношение к животным первобытных людей.
| 1
| 1
| ---
| 7.09
| 2
| Традиции содержания животных у разных народов. Практическая работа № 1 по теме «Составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными».
| 1
| 0,5
| 0,5
| 8 .09
|
| 2. Почему мы любим животных?
| 4
| 3,5
| 0,5
|
| 3
| Интерес к животным, их огромное разнообразие.
| 1
| 1
| ---
| 14.09
| 4
| Содержание и разведение животных как увлечение, как искусство и мастерство.
| 1
| 1
| ---
| 15.09
| 5
| Животные помогают сохранить здоровье.
| 1
| 1
| ---
| 21.09
| 6
| Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми. Практическая работа № 2 по теме «Конкурс эрудитов – любителей животных».
| 1
| 0,5
| 0,5
| 22.09
|
| 3. Собаки – самые верные друзья человека
| 6
| 5
| 1
|
| 7
| Основы практической кинологии – науки о собаках.
| 1
| 1
| ---
| 28.09
| 8
| История одомашнивания. Выведение различных пород.
| 1
| 1
| ---
| 29.09
| 9
| «Профессии» собак. Профессии людей, связанные с собаками.
| 1
| 1
| ---
| 5.10
| 10
| Как выбрать собаку. Воспитание щенка.
| 1
| 1
| ---
| 6.10
| 11
| Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения.
| 1
| 1
| ---
| 12.10
| 12
| Практическая работа № 3 по теме «Просмотр видеоматериалов, посещение выставки собак».
| 1
| ---
| 1
|
13.10
|
| 4. Кошки, которые не гуляют сами по себе
| 6
| 5
| 1
|
| 13
| Основы практической фелинологии – науки о кошках. История домашней кошки.
| 1
| 1
| ---
| 19.10
| 14
| Породы кошек.
| 1
| 1
| ---
| 20.10
| 15
| Удивительные истории о кошках и об их хозяевах.
| 1
| 1
| ---
| 26.10
| 16
| Как выбрать кошку. Воспитание котят.
| 1
| 1
| ---
| 27.10
| 17
| Как ухаживать за взрослой кошкой.
| 1
| 1
| ---
| 9.11
| 18
| Практическая работа № 4 по теме «Освоение приемов ухода за взрослой кошкой».
| 1
| ---
| 1
|
10.11
|
| 5. Пернатая радуга в комнате
| 8
| 7
| 1
|
| 19
| Основы содержания комнатных птиц.
| 1
| 1
| ---
| 16.11
| 20
| Основные группы комнатных птиц.
| 1
| 1
| ---
| 17.11
| 21
| Как выбрать и обустроить клетку.
| 1
| 1
| ---
| 23.11
| 22
| Покупка птицы.
| 1
| 1
| ---
| 24.11
| 23
| Корма и правила кормления.
| 1
| 1
| ---
| 30.11
| 24
| Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище.
| 1
| 1
| ---
| 1.12
| 25
| Почему не стоит ловить птиц в природе.
| 1
| 1
| ---
| 7.12
| 26
| Практическая работа № 5 по теме «Просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приемов чистки клетки».
| 1
| ---
| 1
| 8.12
|
| 6. Хомка и его ближайшие родственники
| 8
| 7
| 1
|
| 27
| Основы содержания мелких грызунов.
| 1
| 1
| ---
| 14.12
| 28
| Особенности жизни грызунов в природе.
| 1
| 1
| ---
| 15.12
| 29
| Хомяки. Морские свинки. Мышевидные.
| 1
| 1
| ---
| 21.12
| 30
| Клетки для грызунов и их оборудование.
| 1
| 1
| ---
| 22.12
| 31
| На что нужно обращать внимание, приобретая мелких грызунов.
| 1
| 1
| ---
| 11.01
| 32
| Корма и правила кормления.
| 1
| 1
| ---
| 12.01
| 33
| Особенности содержания и разведения в неволе.
| 1
| 1
| ---
| 18.01
| 34
| Практическая работа № 6 по теме «Оформление места проживания хомячка».
| 1
| ---
| 1
| 19.01
|
| 7. Рыбы – самые тихие соседи
| 8
| 7
| 1
|
| 35
| Основы аквариумистики. История аквариумистики: Китай – Европа – Россия.
| 1
| 1
| ---
| 25.01
| 36
| Выбор и покупка аквариума.
| 1
| 1
| ---
| 26.01
| 37
| Размещение и оборудование аквариума. Приборы для аквариума.
| 1
| 1
| ---
| 1.02
| 38
| Аквариум как модель природного водоема.
| 1
| 1
| ---
| 2.02
| 39
| Основные группы рыб.
| 1
| 1
| ---
| 8.02
| 40
| Правила покупки и транспортировки рыб.
| 1
| 1
| ---
| 9.02
| 41
| Корма и кормление рыб. Уход за аквариумом. Разведение. Типичные ошибки.
| 1
| 1
| ---
| 15.02
| 42
| Практическая работа № 7 по теме «Просмотр видеоматериалов; освоение приемов очистки стенок аквариума».
| 1
| ---
| 1
| 16.02
|
| 8. Школа для ваших любимцев
| 9
| 8
| 1
|
| 43
| Основы воспитания и дрессировки животных.
| 1
| 1
| ---
| 22.02
| 44
| Как приучить собак и кошек к чистоплотности.
| 1
| 1
| ---
| 1.03
| 45
| Поощрение и наказание.
| 1
| 1
| ---
| 2.03
| 46
| Правила дрессировки собак, основные команды.
| 1
| 1
| ---
| 9.03
| 47
| Животные в цирке.
| 1
| 1
| ---
| 15.03
| 48 – 49
| Знаменитые животные – артисты.
| 2
| 2
| ---
| 16.03
| 50
| Обучение домашних животных различным трюкам.
| 1
| 1
| ---
| 22.03
| 51
| Практическая работа № 8 «Отработка навыков дрессировки животных».
| 1
| ---
| 1
| 23.03
|
| 9. Взрослые, которые всегда готовы помочь
| 7
| 6
| 1
|
| 52
| Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных.
| 1
| 1
| ---
| 5.04
| 53
| Общество охраны животных.
| 1
| 1
| ---
| 6.04
| 54
| Лечение животных.
| 1
| 1
| ---
| 12.04
| 55
| Ветеринарные врачи и ветеринарные клиники.
| 1
| 1
| ---
| 13.04
| 56
| Клубы любителей различных животных .
| 1
| 1
| ---
| 19.04
| 57
| Газеты, журналы и телепередачи, посвященные содержанию животных.
| 1
| 1
| ---
| 20.04
| 58
| Практическая работа № 9 по теме «Освоение приемов оказания первой помощи пострадавшим животным».
| 1
| ---
| 1
| 26.04
|
| 10. Мы в ответе за тех, кого приручили
| 6
| 5
| 1
|
| 59
| Культура содержания и этика взаимоотношения с животными.
| 1
| 1
| ---
| 27.04
| 60
| Что такое культура содержания животных.
| 1
| 1
| ---
| 10.05
| 61
| Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных.
| 1
| 1
| ---
| 11.05
| 62
| Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных.
| 1
| 1
| ---
| 17.05
| 63
| Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября – Всемирный день животных.
| 1
| 1
| ---
| 18.05
| 64
| Практическая работа № 10 по теме «Освоение приемов фотографирования птиц и животных».
| 1
| ---
| 1
| 24.05
|
| 11. Итоговое занятие. Конференция, выставка
| 2
| 1
| 1
|
| 65
| Подготовка конференции, выставки фотографий и рисунков с изображением животных.
| 1
| 1
| ---
| 25.05
| 66
| Практическая работа № 11 по теме «Проведение конференции. Выставка фотографий и рисунков животных».
| 1
| ---
| 1
| 31.05
| Итого
| 66
| 56
| 10
|
| |