Пояснительная записка в основу программы «Азбука содержания животных»






НазваниеПояснительная записка в основу программы «Азбука содержания животных»
страница1/4
Дата публикации05.04.2015
Размер0.58 Mb.
ТипПояснительная записка
l.120-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2   3   4


Пояснительная записка

В основу программы « Азбука содержания животных» положен сборник примерных программ внеурочной деятельности. «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» / [ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] ; под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с. – (Стандарты второго поколения).

Автор программы «Азбука содержания животных» В. А. Ясвин. Программа «Азбука содержания животных» предназначена для учащихся 1 класса, рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю).

Программа «Азбука содержания животных» соответствует научно-познавательному направлению внеурочной деятельности. Программа предусматривает включение задач по формированию умений работать в условиях поиска, развития сообразительности, наблюдательности, любознательности. В процессе занятий дети учатся рассуждать, видеть сходства и различия во внешних признаках предлагаемых объектов, замечать изменения в их развитии, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы.

Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельностный и развивающий характер.

Содержание курса «Азбука содержания животных» оказывает существенное влияние на воспитание гуманной, творческой, социально - активной личности ребенка, бережно и естественно относящейся к богатству природы и к самому себе, как неотъемлемой части природы.

Цели программы – формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных.

Задачи программы:

- научить детей использовать имеющие знания о животных в повседневной жизни;

- способствовать расширению кругозора;

- обучить умению работать индивидуально и в группе, отстаивать свою точку зрения;

- развивать природные задатки и способности детей;

- воспитать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.

Цель занятий состоит в освоении опыта практического применения знаний и умений при содержании домашних животных, птиц, аквариумных рыбок и т. д.

На занятиях используются различные методы и формы обучения, в основном практические занятия; лекции носят обзорный характер, сопровождаются демонстрацией фотографий, рисунков, а также просмотром видеоматериалов. Учащиеся ведут наблюдения за животными, выполняют творческие задания. Занятия могут проводиться не только в классе, но и вне его. Каждая тема завершается практической работой.

Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию во время занятий подвижной деятельности учащихся. С этой целью включены подвижные игры, передвижение по классу в ходе выполнения заданий. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей. Содержание программы отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Окружающий мир» и не требует от учащихся дополнительных знаний, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты из жизни животных.
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту и в природной среде;

  • формировать культуру общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным;

  • определять потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных;

  • понимать необходимость бережного и естественного отношения к богатству природы и к самому себе, как неотъемлемой части природы;

  • использовать имеющие знания о животных в повседневной жизни;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

  • определять характер взаимоотношений человека и природы;

  • использовать имеющие знания о животных в повседневной жизни;

  • применять знания и умения при содержании домашних животных, птиц, аквариумных рыбок и т.д.



Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;

  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде за животными, используя простейшее оборудование и измерительные приборы;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • строить сообщения в устной форме;

  • проводить сравнение по заданным признакам;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности.



Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • ставить в сотрудничестве с учителем новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале;

  • различать способ и результат действия;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

  • строить монологическое высказывание;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • задавать вопросы;

  • работать в группе и индивидуально.


Показатели эффективности достижения планируемых результатов

Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатовприобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.


В 1 классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго. Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма.

Для показателей эффективности достижений планируемых результатов предусматриваются следующие формы реализации:

  • Творческая работа по теме «Аквариум».

  • Конкурсы рисунков по темам: «Золотая рыбка», «Собаки – самые верные друзья», «Пернатая радуга» и т.д.

  • Конкурс эрудитов «Животные - помощники».

  • Конкурс эрудитов «Правда ли это?» (Занимательные факты из жизни животных).

  • Тематические беседы.

  • Практические работы.

  • Ролевые игры, моделирующие взаимоотношения хозяина и домашнего питомца.

  • Просмотр художественных и документальных фильмов о животных.

  • Игра «Кошки - мышки».

  • Составление рассказов по теме «Домашние животные».

  • Развлекательно-познавательная программа «Животные» (посвященное Всемирному дню животных).

  • Проект по теме «Правила содержания домашних животных».

  • Проект «Мои домашние питомцы».

  • Выставка поделок, фотографий и рисунков.

Учебно-тематическое планирование



занятия

Название тем и занятий

Количество часов

Дата

проведения

всего

теория

прак-тика




1. Как животные оказались в нашем жилище?

2

1,5

0,5




1

Отношение к животным первобытных людей.

1

1

---

7.09

2

Традиции содержания животных у разных народов. Практическая работа № 1 по теме «Составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными».

1

0,5

0,5

8 .09




2. Почему мы любим животных?

4

3,5

0,5




3

Интерес к животным, их огромное разнообразие.

1

1

---

14.09

4

Содержание и разведение животных как увлечение, как искусство и мастерство.

1

1

---

15.09

5

Животные помогают сохранить здоровье.

1

1

---

21.09

6

Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми. Практическая работа № 2 по теме «Конкурс эрудитов – любителей животных».

1

0,5

0,5

22.09




3. Собаки – самые верные друзья человека

6

5

1




7

Основы практической кинологии – науки о собаках.

1

1

---

28.09

8

История одомашнивания. Выведение различных пород.

1

1

---

29.09

9

«Профессии» собак. Профессии людей, связанные с собаками.

1

1

---

5.10


10

Как выбрать собаку. Воспитание щенка.

1

1

---

6.10

11

Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения.

1

1

---

12.10

12

Практическая работа № 3 по теме «Просмотр видеоматериалов, посещение выставки собак».

1

---

1



13.10




4. Кошки, которые не гуляют сами по себе

6

5

1




13

Основы практической фелинологии – науки о кошках. История домашней кошки.

1

1

---

19.10

14

Породы кошек.

1

1

---

20.10

15

Удивительные истории о кошках и об их хозяевах.

1

1

---

26.10

16

Как выбрать кошку. Воспитание котят.

1

1

---

27.10

17

Как ухаживать за взрослой кошкой.

1

1

---

9.11

18

Практическая работа № 4 по теме «Освоение приемов ухода за взрослой кошкой».

1

---

1



10.11




5. Пернатая радуга в комнате

8

7

1




19

Основы содержания комнатных птиц.

1

1

---

16.11

20

Основные группы комнатных птиц.

1

1

---

17.11

21

Как выбрать и обустроить клетку.

1

1

---

23.11

22

Покупка птицы.

1

1

---

24.11

23

Корма и правила кормления.

1

1

---

30.11

24

Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище.

1

1

---

1.12

25

Почему не стоит ловить птиц в природе.

1

1

---

7.12

26

Практическая работа № 5 по теме «Просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приемов чистки клетки».

1

---

1

8.12




6. Хомка и его ближайшие родственники

8

7

1




27

Основы содержания мелких грызунов.

1

1

---

14.12

28

Особенности жизни грызунов в природе.

1

1

---

15.12

29

Хомяки. Морские свинки. Мышевидные.

1

1

---

21.12

30

Клетки для грызунов и их оборудование.

1

1

---

22.12

31

На что нужно обращать внимание, приобретая мелких грызунов.

1

1

---

11.01

32

Корма и правила кормления.

1

1

---

12.01

33

Особенности содержания и разведения в неволе.

1

1

---

18.01

34

Практическая работа № 6 по теме «Оформление места проживания хомячка».

1

---

1

19.01




7. Рыбы – самые тихие соседи

8

7

1




35

Основы аквариумистики. История аквариумистики: Китай – Европа – Россия.

1

1

---

25.01

36

Выбор и покупка аквариума.

1

1

---

26.01

37

Размещение и оборудование аквариума. Приборы для аквариума.

1

1

---

1.02

38

Аквариум как модель природного водоема.

1

1

---

2.02

39

Основные группы рыб.

1

1

---

8.02

40

Правила покупки и транспортировки рыб.

1

1

---

9.02

41

Корма и кормление рыб. Уход за аквариумом. Разведение. Типичные ошибки.

1

1

---

15.02

42

Практическая работа № 7 по теме «Просмотр видеоматериалов; освоение приемов очистки стенок аквариума».

1

---

1

16.02




8. Школа для ваших любимцев

9

8

1




43

Основы воспитания и дрессировки животных.

1

1

---

22.02

44

Как приучить собак и кошек к чистоплотности.

1

1

---

1.03

45

Поощрение и наказание.

1

1

---

2.03

46

Правила дрессировки собак, основные команды.

1

1

---

9.03

47

Животные в цирке.

1

1

---

15.03

48 – 49

Знаменитые животные – артисты.

2

2

---

16.03

50

Обучение домашних животных различным трюкам.

1

1

---

22.03

51

Практическая работа № 8 «Отработка навыков дрессировки животных».

1

---

1

23.03




9. Взрослые, которые всегда готовы помочь

7

6

1




52

Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных.

1

1

---

5.04

53

Общество охраны животных.

1

1

---

6.04

54

Лечение животных.

1

1

---

12.04

55

Ветеринарные врачи и ветеринарные клиники.

1

1

---

13.04

56

Клубы любителей различных животных .

1

1

---

19.04

57

Газеты, журналы и телепередачи, посвященные содержанию животных.

1

1

---

20.04

58

Практическая работа № 9 по теме «Освоение приемов оказания первой помощи пострадавшим животным».

1

---

1

26.04




10. Мы в ответе за тех, кого приручили

6

5

1




59

Культура содержания и этика взаимоотношения с животными.

1

1

---

27.04

60

Что такое культура содержания животных.

1

1

---

10.05

61

Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных.

1

1

---

11.05

62

Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных.

1

1

---

17.05

63

Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября – Всемирный день животных.

1

1

---

18.05

64

Практическая работа № 10 по теме «Освоение приемов фотографирования птиц и животных».

1

---

1

24.05




11. Итоговое занятие. Конференция, выставка

2

1

1




65

Подготовка конференции, выставки фотографий и рисунков с изображением животных.

1

1

---

25.05

66

Практическая работа № 11 по теме «Проведение конференции. Выставка фотографий и рисунков животных».

1

---

1

31.05

Итого

66

56

10



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка в основу программы «Азбука содержания животных» iconПояснительная записка рабочая программа кружка «Азбука содержания...
«Азбука содержания животных» составлена на основе авторской программы В. А. Ясвина «Азбука содержания животных» (Примерные программы...

Пояснительная записка в основу программы «Азбука содержания животных» iconВ. А. Ясвин Программа: Азбука содержания животных
Программа «Азбука содержания животных» рассчитана на проведение занятий в течение учебного года два раза в неделю

Пояснительная записка в основу программы «Азбука содержания животных» iconПояснительная записка Программа составлена на основе базовой авторской...
...

Пояснительная записка в основу программы «Азбука содержания животных» iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1-2 класса создана на основе авторской программы «Азбука содержания животных», автор...

Пояснительная записка в основу программы «Азбука содержания животных» iconПояснительная записка цель и задачи программы дополнительного образования...
Цель и задачи программы дополнительного образования Азбука вокального пения

Пояснительная записка в основу программы «Азбука содержания животных» iconОбразовательный стандарт начального общего образования
Рабочая программа курса «Азбука содержания животных» составлена на основе нормативно-правовой базы

Пояснительная записка в основу программы «Азбука содержания животных» iconРабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука содержания животных»...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Маломихайловская основная общеобразовательная школа

Пояснительная записка в основу программы «Азбука содержания животных» iconПояснительная записка “Музыкальное воспитание это не воспитание музыканта,...
В основу программы «Музыка и Я» заложено воспитание думающего и чувствующего человека, так как, размышляя о духовном развитии детей...

Пояснительная записка в основу программы «Азбука содержания животных» iconПояснительная записка 4 тематический план учебной дисциплины 7 материалы...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены

Пояснительная записка в основу программы «Азбука содержания животных» iconРабочая программа мхк, 10 класс Пояснительная записка Основу настоящей...
Программа курса Мировая художественная культура. Автор-составитель Л. А. Рапацкая

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную