Учебно-методический комплекс по дисциплине «возрастная анатомия, физиология и гигиена»






Скачать 427.55 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «возрастная анатомия, физиология и гигиена»
страница1/3
Дата публикации08.04.2015
Размер427.55 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
l.120-bal.ru > Биология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ и ГИГИЕНА»

М О Д У Л Ь - 3


ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ

ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА

Учебные вопросы:
3.1. Закономерности онтогенетического развития

3.2. Сенситивные и критические периоды развития

3.3. Влияние наследственности и среды на развитие

3.4. Акселерация и ретардация

3.5. Индивидуально-типологические особенности развития

Литература и информационное обеспечение:

1. www.life-safety.ru

2. Агаджанян Н.А. Нормальная физиология / Н.А.Агаджанян, В.М.Смирнов. – 3-е изд. – М.: ООО Издательство «Медицинское информационное агентство», 2012. – 576 с.

  1. Дробинская А.О. Анатомия и возрастная физиология: учебник для бакалавров /А.О.Дробинская. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 527 с.

4. Безруких М.М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): учеб.пособие для студ.вузов /М.М.Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А.Фарбер.- М: «Академия», 2008. – 416 с.

5. Анатомо-физиологические и возрастные особенности организма человека: учеб.пособие для студентов пед.вузов / М.В.Пищаева, С.В.Денисова, В.Ю.Маслова. – АГПИ, 2005. – 96 с.

6. www.agpi-mpbgd.ru
3.1. Общие законы индивидуального развития

Развитие - процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека и приводящих к повышению сложности организации и взаимодействия всех его систем. Развитие организма включает в себя постепенные количественные изменения (например, увеличение числа клеток в процессе роста и дифференцировки тканей) и качественные скачки. Эти процессы тесно взаимосвязаны и находятся в диалектическом единстве. В ходе возрастного развития морфологическое усложнение живых структур приводит к появлению качественно новых функций (к примеру, развивающийся головной мозг ребенка приобретает способность к абстрактному мышлению). Развитие организма детей и подростков происходит посредством постепенной реализации наследственной информации, заложенной при оплодотворении, увеличения массы и размеров тела и отдельных органов (рост), качественных изменений (развития физиологических систем организма).

Важнейшими закономерностями роста и развития человеческого организма являются:

  • непрерывность;

  • гетерохрония с явлениями опережающего созревания жизненно важных функциональных систем;

  • «энергетическое правило скелетных мышц»;

  • «правило надежности биологической системы».

Непрерывность роста и развития целостного организма в своей основе имеет воспроизведение, созревание и жизнедеятельность составляющих его клеток и тканей. Рост и развитие, т.е. количественные и качественные изменения, тесно взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Увеличение числа клеток и их размеров, т.е. количественные изменения, приводят к росту — увеличению длины, объема и массы тела детей и подростков; процессы роста тесно связаны с качественными изменениями, характеризующими развивающийся организм. Например, формирование двигательной активности ребенка связано с созреванием нервно-мышечного аппарата, с увеличением мышечной массы и изменением свойств мышечной ткани, увеличением количества связей в клетках нервной системы, регулирующих двигательные функции. Качественное совершенствование двигательных функций, в свою очередь, способствует созреванию мозговых структур, так как вследствие увеличения двигательной активности ребенка более интенсивно идет формирование новых связей в подкорковых и корковых образованиях головного мозга.

Рост и развитие всех органов и физиологических систем организма детей и подростков происходит неодновременно и неравномерно, т.е. гетерохронно (от греч. гетерос — другой, хронос — время). Прежде всего развиваются и совершенствуются те органы, функционирование которых необходимо организму. Например, сердце функционирует уже на третьей неделе пренатального развития, а почки формируются значительно позднее. Мозг развивается раньше других частей тела: у новорожденных он достигает 25% веса мозга взрослого человека, у 5-летнего ребенка — 90%, у 10-летнего — 95%. Лимфатическая ткань миндалин, червеобразного отростка, кишечника и селезенки достигает максимального развития в дошкольном и младшем школьном возрасте («пик» формирования иммунных реакций организма), затем она постепенно подвергается обратному развитию до уровня, характерного для взрослых. Гетерохрония развития касается не только различия в темпах роста разных органов и тканей, но и в темпах созревания функциональных систем.

П.К.Анохин выдвинул учение о гетерохронии (неравномерном созревании функциональных систем) и вытекающее из него — учение о системогенезе. Согласно его представлениям, под функциональной системой следует понимать функциональное объединение различно локализованных структур, направленное на получение конечного приспособительного эффекта, необходимого в данный момент (например, функциональная система акта сосания; функциональная система, обеспечивающая передвижение тела в пространстве, и др.). Функциональные системы созревают неравномерно, включаются поэтапно, сменяются, обеспечивая организму наилучшую адаптацию в различные периоды онтогенетического развития.

«Энергетическое правило скелетных мышц» разработано И.А.Аршавским (1981). Согласно этому правилу двигательная активность, возникающая в связи с необходимостью удовлетворения пищевой потребности или в связи с действием стрессовых раздражений, стимулирует энергетические процессы организма, способствуя таким образом его развитию. Следовательно, особенности обменных процессов в организме в различные возрастные периоды, а также изменение и преобразование деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем находятся в зависимости от развития скелетной мускулатуры.

«Надежность биологической системы» в качестве общего закона индивидуального развития была описана А. А. Маркосяном. В соответствии с этим законом весь путь от зачатия до естественного конца проходит при наличии ресурса жизненных возможностей, которые обеспечивают развитие и оптимальное течение жизненных процессов при меняющихся условиях среды. Например, в крови человека находится столько тромбина, что его достаточно для свертывания крови у 500 человек. Бедренная кость выдерживает растяжения в 1500 кг, а большая берцовая кость — нагрузку в 1650 кг, что примерно в 30 раз больше обычной нагрузки на кость. Фактором надежности нервной системы является огромное количество нервных клеток (мозг новорожденного младенца содержит около 100 млрд нейронов, человек использует при жизни лишь небольшой их процент). Такой «запас прочности» организма при необходимости может обеспечить экстренную мобилизацию резервных возможностей при изменении условий и быстрый возврат к исходному состоянию.

Контрольные вопросы и задания

3.1.1. Охарактеризуйте основные закономерности роста и развития человеческого организма.

3.1.2. Что представляет собой функциональная система по П. К. Анохину?

3.1.3. Приведите примеры ресурсов жизненных возможностей организма человека.

3.2. Сенситивные и критические периоды развития

Развитие ребенка происходит в тесной взаимосвязи генетически заложенных потенциалов организма и стимулирующего влияния окружающей среды. Воздействие внешних стимулов необходимо не только для овладения какой-либо функцией, но и для созревания клеток, тканей и органов, которые участвуют в осуществлении этой функции. Так, эксперименты на животных показали, что блокада зрительной информации в период развития зрительного анализатора приводит к обеднению и недоразвитию структур зрительной коры. При выращивании котят в клетках с чередующимися черными и белыми полосами по вертикали или горизонтали структура зрительной коры мозга отражает рисунок полос. Следовательно, внешняя среда (в данном случае зрительная информация) влияет на формирование воспринимающего субстрата (зрительного участка коры мозга), регулируя количество и качество составляющих его клеток.

Неравномерное созревание различных систем организма, в первую очередь отделов нервной системы, ведет к тому, что чувствительность к внешним воздействиям может сильно различаться в разные возрастные периоды. Исследования показали, что орган или система, осуществляющие определенную функцию, становятся особо чувствительными к внешним воздействиям именно в период наиболее интенсивного развития данной функции. Эти исследования легли в основу представления о сенситивных периодах развития как периодах наибольшей чувствительности развивающегося организма к воздействию факторов среды.

Сенситивный период это временной диапазон, максимально благоприятный для развития той или иной функции, той или иной способности человека. Например, сенситивным периодом в развитии речи является возраст от 9 месяцев до 2 лет. Это не означает, что речевая функция не развивается ни до, ни после этого возраста, но именно в этот период речь развивается наиболее бурно и в этот период ребенок должен иметь опыт речевого общения, поддержку и поощрение взрослым его речевых попыток, желания выразить свои чувства речью.

Сенситивные периоды в развитии ребенка определяются последовательным созреванием определенных участков центральной нервной системы. Знание этих периодов позволяет создавать вокруг ребенка необходимую среду для развития навыков, которые связаны с развитием определенных структур мозга. Особенно эффективен этот подход при обучении детей с отставанием в психическом развитии, нарушениями слуха и зрения. При таком подходе высокая чувствительность определенных функций в определенные периоды используется для эффективной стимуляции развития этих функций внешними воздействиями. Выявление и учет сенситивных периодов является обязательным условием создания адекватных условий эффективного обучения и сохранения здоровья ребенка.

Границы сенситивных периодов не являются резко выраженными, у каждого ребенка они могут быть сдвинуты в ту или иную сторону на несколько месяцев. Сенситивные периоды формирования различных функций могут накладываться и создавать предпосылки друг для друга. Выделение сенситивных периодов в равной степени относится к моторным функциям (освоение моторных навыков), сенсорным функциям (развитие восприятия окружающего мира) и психическим функциям, включающим в себя сенсорные и моторные. Ниже приведены условные границы некоторых сенситивных периодов.

1. От 1 месяца до 3-4 лет — период освоения движений и действий. Нормальное состояние бодрствующего ребенка — движение. На первом году жизни ребенок осваивает собственное тело, учится управлять отдельными его частями, поворачиваться, садиться, вставать. Затем он осваивает действия с предметами, совершенствует движения руки. Восприятие и познание окружающего мира происходит в значительной степени через движение. Полученные в результате «двигательного периода» представления об окружающем мире ложатся в основу развития мышления.

2. От 0 до 5,5 года — период сенсорного развития. Активное приобретение с первых месяцев жизни сенсорного опыта (опыта, представленного в ощущениях величины, формы, веса, цвета, фактуры, структуры предметов, вкуса, запаха, разнообразных звуков) стимулирует формирование и развитие зон головного мозга, обеспечивающих восприятие и переработку сенсорной информации, способствует развитию интеллекта ребенка.

3. От 0 до 6 лет — период развития речи. В этот период каждый ребенок — «великий филолог», скорость и качество усвоения им речевой информации не имеет аналогий в другие периоды развития. На первом году жизни ребенок усваивает артикуляцию и интонационный рисунок родного языка. На втором году нарастает словарь ребенка, происходит соединение отдельных слов в простые фразы, усваиваются многие грамматические нормы. В 2,5-3 года ребенок говорит многословными фразами, использует соединительные союзы и местоимения. К этому возрасту речь становится средством общения и средством управления поведением. К 5-6 годам ребенок интересуется письмом и чтением, начинает их осваивать.

4. От 10 месяцев до 2,5 лет — период восприятия мелких предметов. Ребенок проявляет повышенный интерес к мелким предметам, испытывает потребность интенсивного развития мелкой моторики пальцев и мускулов руки. Манипуляции с мелкими предметами способствуют особенно интенсивному развитию определенных отделов головного мозга, в том числе отделов, обеспечивающих развитие речи.

5. От 2 до 6 лет — период развития социальных навыков. Ребенок начинает идентифицировать себя, уменьшается его зависимость от взрослого. Ему интересны другие дети, формы поведения в группе, отношения со взрослыми и сверстниками. Он осваивает манеры поведения. Его поведение легко корректируется средой общения, внешним ритмом жизни, который становится потребностью. Ребенок «примеряет» на себя различные роли. Происходит интенсивное впитывание культуры. Отсутствие адекватного социального опыта в этом периоде значительно снижает возможности социальной адаптации не только в дошкольном периоде, но и на протяжении последующей жизни.

Каждый из вышеназванных периодов требует определенных условий окружающей среды и воспитания для оптимального развития тех функций, которые находятся в сенситивном состоянии.

Помимо сенситивных периодов в онтогенетическом развитии можно выделить периоды бурных, переломных скачков. Это критические периоды, характеризующиеся интенсивными морфофункциональными изменениями, когда отсутствие адекватных средовых воздействий нарушает развитие функции. Например, при отсутствии определенных зрительных стимулов в первые месяцы жизни восприятие их в дальнейшем не формируется, то же относится к речевой функции (известны примеры детей-маугли, которые выросли среди животных — овладение человеческой речью в дальнейшем оказалось для них недоступно).

Критическим является весь период внутриутробного развития, период новорожденности и первые 6 месяцев младенчества. В этом возрасте закладываются основы большинства физических и психических функций, их регуляции и взаимодействия. В процессе дальнейшего развития критические периоды могут возникать как результат интерференции (наложения) процессов интенсивного развития и резких изменений социально-средовых факторов. Например, таким периодом является возраст начала обучения, когда качественные перестройки морфофункционального созревания базовых мозговых процессов приходятся на период резкой смены социальных условий — поступление в школу.

Критическим периодом оказывается и пубертатный период (начало полового созревания), который характеризуется резким повышением активности центрального звена эндокринной системы (гипоталамуса) и бурным изменением взаимодействия подкорковых структур и коры больших полушарий. В результате эффективность центральных регуляторных механизмов значительно снижается, обусловливая недостаточную саморегуляцию. Одновременно повышаются социальные требования к подросткам, возрастает их самооценка. Это приводит к несоответствию функциональных возможностей организма социальным требованиям и может проявляться «трудным» поведением и отклонениями в здоровье.

В критические периоды онтогенеза чувствительность развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды особенно высока.

Контрольные вопросы и задания

3.2.1. Что такое сенситивные периоды развития? Каково их значение в развитии и обучении детей?

3.2.2. Приведите примеры сенситивных периодов, укажите их возрастные границы.

3.2.3. Что такое критические периоды развития? Приведите примеры.

3.3. Влияние наследственности и среды на развитие

Известно множество факторов, оказывающих влияние на скорость роста и развития. Некоторые из них носят наследственный характер и с раннего возраста способствуют ускорению или замедлению физиологического созревания. Другие (питание, время года, психологический стресс) относятся к категории факторов внешней среды и влияют на скорость роста лишь в период своего действия. И наконец, факторы как результат их сложного взаимодействия (например, социально-экономическое положение).

На темпы роста и биологического созревания оказывает влияние характер питания. Сбалансированное по калорийности и белковому составу питание не только способствует оптимальному темпу роста в детском и подростковом возрасте, но и замедляет процессы старения. Напротив, ограничения в питании, особенно белковое голодание, приводит к задержке роста, а избыточное питание ускоряет инволюционные перестройки (старение организма). Зависит скорость роста и от времени года. Более быстрый продольный рост происходит в весеннее время, а более интенсивные прибавки в весе — осенью.

Задержка роста ребенка может быть обусловлена психологическими факторами. Хронический эмоциональный стресс приводит к нарушению секреции гормона роста, в результате чего снижаются показатели роста ребенка или подростка. Подтверждение этому — меньшие размеры тела детей, выросших в условиях асоциальных семей, жестокого воспитания или эмоциональной депривации.

Таким образом, в процессе роста и развития организма реализуются сложные формы взаимодействия наследственных факторов и влияние внешней среды.

Среда это вся совокупность окружающих человека условий, которые складываются из факторов неорганической природы (свет, температура, содержание кислорода и т.д.), из факторов органической природы (разнообразные воздействия, оказываемые на человека другими живыми существами) и социальных факторов. Все социальные факторы, влияющие на человека (детско-материнские отношения, атмосфера и взаимоотношения в семье, условия и взаимоотношения в детском или учебном заведении, на предприятии, где человек трудится), могут быть объединены понятием социальная среда. Среда является важным условием существования любого живого существа. Из окружающей среды организм получает информацию и вещества, необходимые для жизнедеятельности, а в окружающую среду выделяет ненужные для него продукты обмена. Социальная среда определяет содержание и особенности мотиваций, поведения, эмоций индивида. Для человека факторы социальной среды — необходимое условие для развития сугубо человеческих качеств: речи и сознания. Поэтому все особенности жизнедеятельности любого человеческого организма следует рассматривать только в единстве со средой, как биологической, так и социальной.

Наследственность — это способность родительских организмов передавать потомству свои признаки и свойства, «закодированные» в генетическом аппарате. Наследственность человека изучена в настоящее время в значительно меньшей степени, чем механизмы наследования признаков у простых растительных и животных организмов. Тем не менее имеются интересные данные о наследственной обусловленности многих физических признаков человека и предпосылок к формированию определенных психических качеств (таких, к примеру, как особенности темперамента). Современный уровень генетической науки позволяет также утверждать, что все основные закономерности наследования признаков и законы наследственности, выявленные в экспериментах с растениями и животными, являются справедливыми и для человека.

Проявление генного влияния может осуществляться на различных этапах онтогенеза, но большинство фенотипических признаков (тип телосложения, цвет глаз, волос, группа крови и многие другие) определяется еще до рождения. Эти признаки называются жестко детерминированными — на их формирование в развитии организма внешняя среда оказывает минимальное воздействие. Однако большинство признаков — относительно детерминированные и на их формирование условия среды оказывают значительное воздействие. Так, к примеру, передаваемая по наследству музыкальная одаренность достигает высокого уровня развития только при благоприятных условиях воспитания и обучения ребенка: если регулярные занятия музыкой позволяют развиться им в полной мере. К признакам, имеющим наследственную предрасположенность, но определяемым в значительной степени внешней средой, относятся такие параметры, как рост и масса человека, сила и ловкость его мышц, склонность к заболеваниям и др. Следует отметить, что между генами и признаками не существует прямой связи: развитие одного признака может зависеть от влияния множества генов, а один ген может оказывать влияние на развитие многих признаков. Картина еще более усложняется воздействием внешней среды, оказывающей влияние с самого раннего этапа развития — эмбрионального.

Хотя формирование органов и функциональных систем ребенка в процессе внутриутробного развития определяется генотипом, а плод относительно хорошо защищен от многих внешних воздействий и получает через плаценту все необходимое для существования, многие факторы, влияющие на материнский организм, могут влиять и на развивающийся организм ребенка. Наиболее изучено влияние неблагоприятных факторов — алкоголя, никотина, некоторых лекарственных веществ, радиации и др. Влияние положительных факторов, таких как спокойная мелодичная музыка, общение родителей с плодом и т.п., изучено в меньшей степени, но представляет большой интерес.

Особенно неблагоприятным является воздействие повреждающих факторов во время закладки важнейших органов, происходящей в течение первых 8 недель внутриутробного развития. Это может привести к рождению ребенка с различными физическими дефектами.

Еще большее значение имеет среда в постнатальном развитии ребенка. Не вызывает сомнения, что мозг новорожденного является незрелым в морфологическом и функциональном отношениях. Созревание высших отделов нервной системы человека в значительной степени происходит после рождения. Особенности характера, свойства памяти, произвольного внимания, мышления и многие другие черты высшей нервной деятельности определяются не только природными задатками, но и условиями воспитания и обучения. Подтверждают это наблюдения за развитием детей, выросших в нетипичных условиях среды. Так, в конце 30-х гг. прошлого столетия французская этнографическая экспедиция обнаружила в дебрях Амазонки племя, находившееся по уровню развития в каменном веке. Поскольку основным продуктом питания у них являлся мед, племя назвали «медовой цивилизацией». Перед отъездом во Францию члены экспедиции взяли с собой маленькую девочку, которая воспитывалась в дальнейшем одинокой француженкой. После окончания с отличием гимназии эта девочка окончила университет и стала доктором этнографии, профессором, ее имя — Мария Ивон.

Примеры детей-«маугли» показывают и возможность негативного влияния факторов среды на развитие ребенка. Известно несколько случаев попадания в стаю зверей детей маленького возраста, выросших вне воздействия человеческого общества. Один из них описан в XIV в. — история ребенка-волка из немецкого городка Гессе. В 1344 г. местные жители поймали существо, которое оказалось попавшим в раннем возрасте в волчью стаю и одичавшим мальчиком. Согласно описанию мальчик жил с волками, которые приняли его в стаю как собственного волчонка. Ребенок так привык ходить на четвереньках, что к его ногам пришлось привязывать доски, чтобы помочь ему держаться прямо. Членораздельно говорить он не умел, мог лишь ворчать и издавать звуки, свойственные животным, ел только сырую пищу. Данный факт является далеко не единственным, это убедительно показывает, что среда для человека является мощным фактором развития.

Спорными являются границы возможностей ребенка в максимально стимулирующих развитие условиях. Адепты раннего развития утверждают, что правильно организованная стимуляция физического и психического развития в раннем возрасте в несколько раз повышает уровень возможностей ребенка в обучении и в спортивных достижениях. Интересен факт, что в детстве средовые факторы играют большую роль, чем у взрослых. Очевидно, это связано с тем, что у взрослых генетические программы уже актуализированы, а в детском возрасте факторы среды (формы обучения, воздействие родителей и педагогов, окружения, в котором развивается ребенок) могут способствовать активизации дополнительных потенциальных возможностей.

Таким образом, обобщая данные генетики, физиологии, психофизиологии, педагогики, можно предположить существование наследственно определенных потенциальных возможностей физического и психического развития детей и подростков, в то время как уровень их реализации зависит от факторов внешней среды.

Контрольные вопросы и задания

      1. Как влияют на развитие человека наследственные предпосылки и воздействия среды?

      2. Охарактеризуйте их взаимосвязь, приведите примеры.

      3. Как влияет питание на темпы роста и биологического созревания?



3.4. Акселерация и ретардация

Колебания средних показателей физического развития детей и подростков связаны с процессом акселерации (от лат. acceleratio — ускорение). Этот термин, предложенный в 1935 г. немецким ученым Кохом, обозначает ускорение ростовых процессов, более раннее созревание организма, достижение к периоду зрелости больших размеров. В настоящее время термин «акселерация» употребляется в двух значениях: акселерация внутригрупповая и эпохальная.

Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. В среднем такие дети составляют до 20% общего числа детей данного возраста. Для них характерны более высокий рост, большая мышечная сила, больший объем легких. У них быстрее происходит половое созревание, раньше заканчивается рост в длину (обычно к 15-17 годам). К эпохальным (или долговременным — long-term trend) относят прослеживаемые па протяжении тысячелетий и столетий изменения размеров головного мозга, формы черепа и массивности скелета. Сюда включаются также колебания длины тела, изменение продолжительности жизни и др. Эти процессы носят, скорее, циклический, волнообразный характер.

Для объяснения процесса акселерации было предложено множество самых различных гипотез и теорий. Основные теории объясняют причины акселерации влиянием солнечной и космической радиации, магнитного поля Земли и созданных человеком машин, повышенной концентрации углекислого газа, связанной с ростом производства; пищевых факторов, содержанием в пище искусственных стимуляторов роста, используемых в сельском хозяйстве; повышенной информации, смешения популяций, урбанистического влияния, а также комплексного воздействия всех перечисленных факторов. Наиболее вероятной представляется гипотеза комплексного воздействия, где тесно переплетены циклические биологические изменения в популяции и воздействия социального порядка. Подтверждается это тем, что, по мнению большинства антропологов, в экономически развитых странах процесс акселерации завершается, в то время как в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки продолжает в определенной степени сохраняться ускоренное индивидуальное развитие детей. Материалы антропологических исследований свидетельствуют, что периоды замедления и ускорения развития наблюдались и в прежние времена, однако их интенсивность была меньше. По мнению ученых, увеличение длины тела человека не перейдет установившуюся на протяжении тысячелетий норму среднего роста, совместимую с гармоничным развитием частей тела, не ожидается и значительного снижения возраста полового созревания.

Процессы акселерации могут протекать как гармоничным, так и дисгармоничным образом. При дисгармоничном ускорении роста и развития часто наблюдаются функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы из-за отставания ее развития от темпа увеличения размеров тела. У акселерированных детей в пред- и пубертатный периоды нередко отмечаются увеличение щитовидной железы, повышение адреналовой и снижение глюкокортикоидной функции надпочечников, что может приводить к адаптационным проблемам. Значительное увеличение массы тела в ходе акселерации повышает вероятность развития гипертонической болезни. По данным статистики, частым спутником акселерации оказывается повышение общей заболеваемости из-за недостаточного развития иммунитета, особенно острыми респираторными инфекциями, ангинами, тонзиллитами.

Особенности развития, при которых показатели роста и функциональной зрелости организма отстают от возрастной нормы, называют ретардацией. Как и акселерация, ретардация может быть гармоничной — равномерное отставание всех параметров физического и нервно-психического развития — и неравномерной, дисгармоничной. Если темпы роста разных систем организма сильно отличаются друг от друга (отход от широкой групповой нормы), нарушается согласованность регуляции и возникает угроза дисгармоничности всего дальнейшего развития. Число ретардированных детей внутри возрастных групп также достигает 20%, и это особенно важно учитывать при решении проблем, связанных с готовностью к школьному обучению. Определение школьной зрелости ребенка важно для определения оптимальных сроков поступления в школу, которые могут отличаться у детей с разной скоростью роста и развития.

Как отмечалось выше, для эпохальных изменений можно считать установленной цикличность, периодическую повторяемость определенных уровней развития. Некоторые колебания обусловлены социальной зависимостью: периоды уменьшения средних показателей совпадают с годами экономического неблагополучия населения — военные и неурожайные годы; повышение показателей происходит в годы социально-экономического расцвета. Однако цикличность изменений показателей роста и развития может проступать достаточно четко и в периоды социально-экономического благополучия.

Существует и половая предрасположенность к темпам созревания организма. Как правило, девочки растут и развиваются быстрее, чем мальчики. Во все возрастные периоды биологические характеристики у девочек несколько старше, чем у мальчиков того же возраста. Так, новорожденные мальчики отстают по скелетной зрелости приблизительно на 4 недели, а в течение всего периода роста их костный возраст составляет 80% такового у девочек того же календарного возраста. У девочек отмечается также более раннее (на 2 года) начало пубертатного периода.

Мелкие мышцы рук у мальчиков развиваются позднее, чем у девочек, поэтому их руки быстрее устают при обучении рисованию и письму. У девочек раньше и быстрее развиваются познавательные способности. Они раньше начинают говорить, у них богаче словарный запас, они употребляют предложения более сложной конструкции. Как правило, девочки более послушны, аккуратны, исполнительны, а мальчики часто требуют большего терпения и внимания. Однако все это не свидетельствует о более высоких потенциальных возможностях девочек — мальчики часто «обгоняют» девочек в дальнейшем обучении, успешно реализуют свои возможности в профессиональной деятельности.

Акселерацию и ретардацию можно рассматривать как отличие биологического возраста, в соответствии с которым протекают процессы развития, роста и старения организма, от календарного. Ускорение развития организма при акселерации может быть обусловлено как генетически (ребенок рождается с потенциями активного роста и реализует их в период детства и юности), так и влиянием экзогенных факторов, что подтверждает роль внешней среды в акселерации развития. То же самое справедливо и для явления ретардации. Тем самым подтверждается роль как экзогенных (средовые влияния), так и эндогенных (наследственность) факторов в индивидуальной траектории развития индивида.

Контрольные вопросы и задания

3.4.1. Что понимается под акселерацией и ретардацией развития? В каких случаях эти процессы

оказывают негативнoe влияние на состояние и прогноз развития ребенка или подростка?

3.4.2. В чем различие внутригрупповой и эпохальной акселерации?


3.5. Индивидуально-типологические особенности развития

При рассмотрении вопросов онтогенетического развития необходимо иметь в виду, что нормы развития и границы возрастных этапов весьма условны. Они зависят от конкретных этнических, климатических, социальных и других факторов. Пропорции тела, росто-весовые показатели и их возрастные изменения, показатели физической, гормональной и нервно-психической зрелости, как правило, индивидуальны и в значительной степени определяются особенностями конституции. Под конституцией понимают совокупность относительно устойчивых морфологических, физиологических и психологических свойств человека, связанных как с его наследственностью, так и с формирующим влиянием окружающей среды. Конституция обусловлена индивидуальными и типологическими характеристиками индивидуума и определяет функциональные возможности организма, его реакции на изменяющиеся условия жизни.

Определение индивидуальных характеристик ребенка и подростка имеет важное значение для оценки своевременности и гармоничности развития, функциональных и адаптационных возможностей организма. Особенности индивидуального развития выявляются с использованием антропометрии (измерения размеров человеческого тела и его частей) — методики, которая позволяет оценить уровень физического развития и степень его гармоничности. Измерение длины тела у детей до трех лет производится в положении лежа с помощью горизонтального ростомера (если ребенок не умещается на стандартном ростомере, можно использовать любую горизонтальную поверхность с прибитой к ней сантиметровой лентой). После трех лет используется вертикальный ростомер со скользящей планкой, который позволяет измерить рост стоя и сидя. Кроме того, проводятся измерения таких показателей, как окружность, диаметр и поперечник различных частей тела. Массу тела детей до двух лет определяют на специальных детских весах с максимально допустимой нагрузкой до 25 кг и точностью измерения до 10 г. С двухлетнего возраста измерение массы тела производится на обычных медицинских весах. Функциональные показатели (емкость легких, мышечная сила рук) измеряются начиная со старшего дошкольного возраста с помощью специальных приспособлений. У подростков важным показателем развития являются показатели полового созревания.

Полученные при измерении показатели физического развития ребенка или подростка оцениваются путем сравнения величины его роста с нормами, представленными в стандартных таблицах, называемых параметрическими (табл.1). В данной таблице даны нормативы для юношей Московской области. Специальные таблицы разработаны для оценки соответствия показателей массы тела достигнутому росту, используется также оценка соответствия возрастным показателям окружности грудной клетки и окружности головы.

Оценочные таблицы периодически составляют на основании массовых обследований детей в определенных регионах, имеющих свои географические, социальные и экономические особенности. В таблицах представлены средние показатели антропометрических данных в определенных возрастных интервалах и допустимые (стандартные) отклонения от этих показателей.

Наряду с методом средних норм, регрессионных и сигмальных (стандартных) отклонений, используемым при составлении таблиц параметрического типа, широко применяются таблицы непараметрического типа — центильные. Центильные таблицы не требуют дополнительных расчетов, легки и удобны в обращении. Колонки таблицы показывают границы определенного показателя, получившие название центилей. Диапазон показателей между двумя близлежащими центилями называется центильным интервалом (зоной, коридором) (табл.2).

Таблица 2

Центильные шкалы для оценки физического развития сельских юношей и девушек


Показатели


Минимум максимум

Оценка показателей по центильным интервалам

1

2

3

4

5

6

7

8

Центили

3(5)

10

25

50

75

90

97(95)

Девушки 17 лет


1. Длина тела, см

151,7-184,4

154,3

156,2

160,9

163,9

166,8

172,9

175,8

2. Масса тела, кг

43,8-109,2

45,33

48,10

51,14

55,36

60,29

65,76

75,00

3. BMI кг/м2

16,5-39,1

17,1

18,0

19,0

20,6

22,0

24,0

25,4

4. Окружность грудной клетки, см

71-106

75,7

76,7

79,3

82,4

85,7

93,4

94,7

5. Жизненная емкость легких, л

2,0-4,6

2,14

2,59

2,84

3,13

3,45

3,68

4,08

6. Динамометрия правой кисти, кг

5-42

13

15

17

22

26

30

33

7. Динамометрия левой кисти, кг

10-35

12

14

17

20

24

28

29

8. САД, мм.рт.ст.

88-136

90

96

102

106

118

124

130

9. ДАД, мм.рт.ст.

54-90

60

61

63

68

76

79

85

10. Частота сердечных сокращений

49-104

62

63

68

72

79

87

98

Юноши 17 лет


1. Длина тела, см

160-194

164,9

168,1

171,5

177,0

180,4

184,3

190,0

2. Масса тела, кг

44,5-90,15

52,39

55,23

59,08

65,56

71,75

77,70

85,22

3. BMI кг/м2

17,0-27,7

17,4

18,2

19,3

20,7

22,5

24,3

25,6

4. Окружность грудной клетки, см

75-104

78,0

79,1

82,5

86,3

90,6

95,6

97,4

5. Жизненная емкость легких, л

2,8-5,9

3,24

3,53

3,79

4,34

4,8

5,1

5,6

6. Динамометрия правой кисти, кг

14-62

24

25

33

38

44

49

53

7. Динамометрия левой кисти, кг

11-55

16

20

30

35

42

50

69

8. САД, мм.рт.ст.

93-135

100

102

110

120

125

130

133

9. ДАД, мм.рт.ст.

58-93

60

62

65

69

76

84

87

10. Частота сердечных сокращений

48-102

58

60

66

73

80

89

101
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «возрастная анатомия, физиология и гигиена» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «возрастная анатомия, физиология и гигиена»
Дробинская А. О. Анатомия и возрастная физиология: учебник для бакалавров /А. О. Дробинская. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 527...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «возрастная анатомия, физиология и гигиена» iconКонтрольная работа по дисциплине оп 03.«Возрастная анатомия, физиология...
А. А. Кабанов Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. М., -1970

Учебно-методический комплекс по дисциплине «возрастная анатомия, физиология и гигиена» icon«Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
Дробинская А. О. Анатомия и возрастная физиология: учебник для бакалавров /А. О. Дробинская. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 527...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «возрастная анатомия, физиология и гигиена» iconРабочая программа дисциплины возрастная анатомия, физиология и гигиена направление

Учебно-методический комплекс по дисциплине «возрастная анатомия, физиология и гигиена» iconКонтрольная работа по дисциплине «Возрастная анатомия физиология и гигиена»
Каждая работа выполняется в отдельной тетради школьного формата. Следует пронумеровать страницы и оставить на них поля не менее 3...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «возрастная анатомия, физиология и гигиена» iconКонтрольные вопросы по предмету «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
Внутреннее торможение, его виды и значение в воспитательном процессе (привыкание, угасание, запаздывание)

Учебно-методический комплекс по дисциплине «возрастная анатомия, физиология и гигиена» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «анатомия, физиология и патология...
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии

Учебно-методический комплекс по дисциплине «возрастная анатомия, физиология и гигиена» iconМ. В. Плотникова анатомия и физиология центральной нервной системы
Плотникова М. В. Анатомия и физиология центральной нервной системы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа. Для студентов...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «возрастная анатомия, физиология и гигиена» iconУчебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс...
Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010

Учебно-методический комплекс по дисциплине «возрастная анатомия, физиология и гигиена» iconУчебно-методический комплекс дисциплины анатомия и физиология человека...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную