Автор: Брумберг Валентин Андреевич, 10 «а» класс, моу сош «Веста»






Скачать 78.82 Kb.
НазваниеАвтор: Брумберг Валентин Андреевич, 10 «а» класс, моу сош «Веста»
Дата публикации04.02.2015
Размер78.82 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Биология > Документы
ПЛЕСНЕВЫЕ ГРИБЫ РЯДОМ С ЧЕЛОВЕКОМ

Автор: Брумберг Валентин Андреевич, 10 «а» класс, МОУ СОШ «Веста»,

Руководите Громова Любовь Анатольевна, руководитель секции наук о Земле, МОУ СОШ «Веста»,

Цель работы: изучить строение, морфологию, значение плесневых грибов, определить их систематическое положение, провести эксперимент в бытовых условиях по выращиванию плесневых грибов и дать рекомендации как правильно хранить продукты во избежание заражения их плесневыми грибами.

Задачи:

1) вырастить плесневые грибы рода Мукор и рода Пеницилл в различных условиях.

2) провести наблюдение за развитием плесневых грибов в разных средах.

3) сравнить результаты полученных опытов.4)на основе проведенного исследования вынести рекомендации по правильному хранению хлебобулочных изделий в домашних условиях.

Актуальность: существует большое количество фактов, свидетельствующих об отрицательном влиянии плесневых грибов на организм человека. Многие грибы вырабатывают ядовитые, галлюциногенные, аллергенные вещества. С другой стороны мир уже невозможно представить без антибиотиков, многочисленных лекарств и пищевых продуктов, вырабатываемых с помощью грибов. В нашей работе мы хотели рассмотреть роль плесневых грибов в жизни современного человека.

Однако, непосредственное влияние плесневых грибов на здоровье человека еще недостаточно изучено. Некоторые специалисты считают опасность заражения плесневыми грибками сильно преувеличенной. Дело в том, что средств уничтожения этих микроорганизмов в настоящее время сравнительно немного, и они стоят дорого. Производители, рекламируя свой товар, иногда сильно сгущают краски. Так существует реальная опасность, или нет? Было очень интересно разобраться в причинах сложившегося положения.

Грибы - многочисленная группа организмов, насчитывающая более 120 тыс. видов. Грибы, являясь представителями отдельного царства живых организмов, обладают признаками, присущими и растениям (неподвижность, неограниченный рост, питание растворенными веществами, размножение спорами и вегетативным путем) и животным (гетеротрофы, наличие хитина в клеточных стенках, накапление углеводов в виде гликогена). Общим для всех грибов является наличие мицелия - система ветвящихся нитей (гиф), находящихся на поверхности субстрата или внутри него. Изучение собственно плесневых грибов началось активно только после того, как Ян Флеминг открыл явление подавления роста гнилостных бактерий пенициллом, зеленой хлебной плесенью в 40-х годах ХХ века.

По строению грибы делят на высшие и низшие. Низшие имеют неклеточный многоядерный мицелий, гифы не разделены перегородками кл.Зигомицеты, высшие – многоклеточный кл.Аскомицеты, кл.Гифомицеты. К низшим грибам относятся мукоровые грибы, к высшим – пеницилл, класс Гифомицеты . Грибы могут размножаться бесполым, половым, вегетативным путями. Роль грибов в биоценозе многообразна, но в первую очередь они являются редуцентами – организмами, питающимися мертвыми органическими остатками, подвергающими эти остатки минерализации до простых неорганических соединений и возвращающими их в круговорот веществ.

Некоторые виды низших грибов образуют плесень Мукор. У плесневых грибов, выращенных на разных субстратах (растительного и животного происхождения) различают три типа мицелия: субстратный, воздушный и колониальный.

Субстратный мицелий представляет собой сложную систему в глубине питательной среды. Гифы доставляют питательные вещества из среды в воздушный мицелий (в колонию). Воздушный мицелий состоит из очень тонких нитевидных частиц и различных фибриллярных телец. Колонии плотные, кожистые, имеющие различные поверхности (гладкую, бугристую, зернистую).

Плесневые грибы постоянно обитают вокруг нас. Их обнаруживают и у здоровых людей, но более 400 видов грибов являются болезнетворными. Болезни, вызываемые грибами, называются микозами. Различают поверхностные микозы (микроспория, эпидермофития, руброфития, трихофития и др.), а также глубокие микозы. Последние проявляются глубокими поражениями кожных покровов, органов дыхания, кроветворения, селезенки и печени, костей и суставов, органов зрения и слуха, центральной нервной системы. Заболевания могут носить острый и хронический характер. Как вторичные инфекции и осложнения некоторые глубокие микозы (висцеральный кандидоз, плесневые микозы) часто отягощают хронические заболевания крови, злокачественные опухоли. Среди глубоких микозов известны доброкачественные и злокачественные (тяжелые), заболевания и эпидемические вспышки. Вопросы их эпидемиологии, диагностики, лечения и иммунопрофилактики разработаны пока недостаточно. Традиционно в группе глубоких микозов рассматриваются актиномикоз и нокардиоз, возбудителями которых являются так называемые лучистые грибки - актиномицеты, самостоятельная группа микроорганизмов, имеющих признаки грибов и бактерий. Они составляют 65% микроорганизмов в почве, живут в воде, на растениях, находятся в воздухе. В организме человека они могут сохраняться в миндалинах, кариозных полостях зубов, гайморовых пазухах, верхних дыхательных путях. Глубокие микозы встречаются практически повсеместно, но с неодинаковой частотой в разных климатических зонах, наиболее часто – в странах с жарким климатом. Важную роль в их распространении играют также социальные факторы: скученность населения, неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия жизни, малая доступность медицинской помощи. Болезнетворная активность (патогенность) грибов различна. У одних она постоянная, выражена сильно, и они поражают почти всех, кто с ними соприкасается. Это особо опасные микозы. У других грибов активность выражена слабо и проявляется главным образом у наиболее восприимчивых или ослабленных детей и стариков.

Грибы классов Зигомицеты, Гифомицеты культивируются на средах растительного и животного происхождения для получения множества биологически активных веществ – антибиотиков, витаминов группы В, ферментов, которые необходимы для текстильной, кожевенной и др. отраслей промышленности, стероидных гормонов. Фермент амилаза, вырабатываемый плесневыми грибами, применяется в пивоварении.

На навозе, испорченных продуктах появляется белый налет грибка мукор, через некоторое время этот налет чернеет из-за многочисленных спорангиев со спорами, которые служат для бесполого размножения. Мукор имеет вид белых, черных, серых пушистых налетов на остатках животного и растительного происхождения. К плесневым грибам относится и пеницилл - зеленая плесень. Его мицелий состоит из ветвящихся гиф, поделенных, в отличие от мукора, перегородками на клетки. Споры пеницилла собраны в цепочки на концах специальных гиф.

В последнее время плесневые грибы имеют большое значение в медицине, так как они синтезируют биологически активные вещества – ферменты, витамины, гормоны, токсины, широко используемые в ветеринарии, растениеводстве, пищевой промышленности. Лучистые грибки играют важную роль в процессе почвообразования и формирования плодородия почв.

При внесении в почву, угнетенную гнилостными бактериями, специальных грибов– антагонистов, под воздействием токсинов, вырабатываемых ими, почва становится менее токсичной для растений. Такие грибы также могут оказывать оздоровляющее воздействие на организм животных и человека при инфекционных заболеваниях, благодаря выделению ими антибиотиков. В настоящее время антибиотиками следует называть химические соединения, образуемые различными микроорганизмами в процессе их жизнедеятельности, обладающие способностью в незначительных концентрациях и избирательно подавлять рост других микроорганизмов или вызывать их гибель.

В первые годы после открытия антибиотиков их синтезировали с использованием поверхностной ферментации с помощью огромного количества матрацев (плоских бутылей), в которых вливалась так называемая культуральная жидкость.

Затем, когда низкая производительность метода поверхностной ферментации стала очевидной, был выработан новый метод – метод глубинного культивирования, при котором продуценты выращивают в ферментаторах, в которых происходит развитие продуцентов благодаря подаче кислорода и перемещению питательной среды.

Методика исследования

В предварительном исследовании мы пытались получить образцы плесневых грибов, выращивая их на белом хлебе, в бытовых условиях. Хлеб был нарезан на ломтики и оставлен на подоконнике. В течение трех недель куски хлеба высохли, но следов плесени на них не появилось.

Затем, была предпринята попытка получить образцы плесени на хлебе в фабричной, прозрачной пищевой упаковке. Пятна плесени появились через семь дней. Полностью плесень разных видов покрыла хлеб через три недели.

Мы пришли к необходимости создания особых условий для выращивания. В конце концов, мы получили образцы мукора и пеницилла от людей, проживающих в квартире с повышенной влажностью и температурой из-за неисправности отопительной системы.

В результате был заложен эксперимент по выращиванию плесени в бытовых условиях.

Приборы и материалы: 20 пробирок; цветной скотч, кипяченая вода; белый хлеб «Столовый»; кухонный нож; образцы мукора на субстрате (гречневая каша); образцы пеницилла на субстрате (белый хлеб); стерильная вата; мерный шприц.

Ход работы: в 20 пробирок, прокипяченных в течение 40 мин и охлажденных, поместили по кусочку белого хлеба. Закрывали каждую пробирку стерильным ватным тампоном. Пробирки разделили на три группы и пометили скотчем.

I группа – контроль, шесть пробирок. В трех пробирках был только хлеб, в три другие добавили по 1 мл кипяченой воды.

II группа – семь пробирок. В каждую было добавлено по три зернышка гречневой каши с выросшим на ней мукором. Из семи в четыре пробирки добавили по 1 мл кипяченой воды.

III группа – семь пробирок. В каждую было добавлено по кусочку белого хлеба (≈ 0,3 см³) с выросшим на нем пенициллом. Из семи в четыре пробирки добавили по 1 мл кипяченой воды. Затем пробирки были поставлены в темноту, в шкаф кабинета биологии.

Результаты: В первые три дня никаких видимых изменений не было. На 4-ый день – стало заметным увеличение объема плесени. Оба вида грибов быстрее развивались на поверхности субстрата в тех пробирках, в которые была добавлена вода; в абсолютно сухих пробирках грибы произрастали гораздо медленнее. На 7-ой день в смоченных водой пробирках мукор и пеницилл произросли внутри субстрата, а в сухих пробирках они только наблюдались на поверхности. В пробирках, куда не добавлялись образцы плесени, ее роста не наблюдалось в течение трех недель.

В результате нашей работы мы пришли к выводу, что рост и развитие плесневых грибов в условиях современной квартиры происходит медленно. Необходимыми условиями является повышенная влажность и отсутствие сквозняков. Постоянное соблюдение правил гигиены жилища предотвращает развитие плесени.

Для предотвращения развития плесени на продуктах необходимо купленный хлеб использовать сразу, не хранить его больше трех дней. Если необходимо запасти хлеб на более длительный срок, его лучше порезать на куски и высушить. Также следует хранить хлеб в специальных хлебницах, а не в фабричных пищевых пакетах. В фабричной пищевой пленке хлеб плесневеет быстрее, чем высушенный.

Поскольку споры плесневых грибов находятся в воздухе, почве, дождевой влаге, то представляется мало достижимым стремление полностью избавиться от плесени в жилище. Для лечения аллергии на плесень необходимо не предоставлять ей благоприятных условий.

Выводы:

1. Плесневые грибы требуют для развития органически питательную среду: повышенную влажность, тень, отсутствие движения воздуха. Такие условия возникают в грязных, плохо убранных жилых помещениях.

2. Для предотвращения развития плесени на продукте необходимо его употреблять только в течение срока годности, обозначенного на этикетке..

3. Для предотвращения вредного воздействия плесневых грибов на организм человека необходимо соблюдение определенных санитарно-гигиенических условий.

Список литературы:

1. Жизнь растений, в 6-ти томах под ред. профессора А.А. Федорова, Т.1: Бактерии и актиномицеты. М., «Просвещение», 1974., 487 стр., 31 л. ил, карт.

2. Биология. Справочник студента/ А.А. Каменский, А.И.Ким, Л.Л.Великанов и др. – М.: Филологическое общество «СЛОВО», ООО «Издательство АСТ», 2001. – 640стр.

3. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы/ Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова.- 3-е издание.- М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА,2007.-816 стр., ил.

4. Готовимся к экзамену по биологии/Под. ред. А.С. Батуева- М.: изд-во АСТ, 2003- 656стр.

5. Биология: Энциклопедический словарь/ Под ред. М.С. Гилярова – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003, стр. 16, 213,457.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Автор: Брумберг Валентин Андреевич, 10 «а» класс, моу сош «Веста» iconАналитическая справка по результатам апробации учебника «Литература....
Апробация учебника литературы для 8 класса проводилась в течение 2010-2011 учебного года в базовых образовательных учреждениях –...

Автор: Брумберг Валентин Андреевич, 10 «а» класс, моу сош «Веста» iconМоу сош «Веста» Бутакова В. Н. учитель русского языка и литературы
Анализ подходов к развитию исследовательских умений у учащихся показывает, что, несмотря на некоторые различия в наборах средств,...

Автор: Брумберг Валентин Андреевич, 10 «а» класс, моу сош «Веста» iconXi-я Всероссийская дистанционная ученическая конференция Центр дистанционного...
Автор: Абгалдаев Тимур, класс 4 «А», моу усть-Ордынская сош №1 имени В. Б. Борсоева, п. Усть-Ордынский

Автор: Брумберг Валентин Андреевич, 10 «а» класс, моу сош «Веста» iconОтчет о проведении школьного этапа олимпиады школьников моу сош №7 Предмет/ класс 5 класс

Автор: Брумберг Валентин Андреевич, 10 «а» класс, моу сош «Веста» iconНаучно-практическая конференция «Шаг в будущее» История русского верлибра
Калинин Александр Андреевич, мкоу кондинская сош, 11 класс Боргер Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы

Автор: Брумберг Валентин Андреевич, 10 «а» класс, моу сош «Веста» iconОтчёт Члены команды "омега" моу "сош №82", г. Саратов
Татаринцева Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы, моу "сош №82"

Автор: Брумберг Валентин Андреевич, 10 «а» класс, моу сош «Веста» iconN – норматив финансирования на реализацию государственного стандарта в моу сош с. Хумалаг; П
О формирование системы оплаты труда и стимулирования работников моу сош с. Хумалаг

Автор: Брумберг Валентин Андреевич, 10 «а» класс, моу сош «Веста» iconЭкскурс в историю Великобритании
Автор разработки: Русскова Надежда Алексеевна – учитель английского языка моу сош №42 города Твери

Автор: Брумберг Валентин Андреевич, 10 «а» класс, моу сош «Веста» iconИнформация о работе моу «сош №9» по профилактике аутоагрессивного...
Профилактическая работа моу «сош №9» по аутоагрессивному поведению учащихся основана на нормативно-правовых документах

Автор: Брумберг Валентин Андреевич, 10 «а» класс, моу сош «Веста» iconПеречень учебников, обеспечивающих реализацию учебного плана средней...
Перечень учебников, обеспечивающих реализацию учебного плана средней школы в моу сош №69

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную