В. Буров. Основы предпринимательства В. Ю. Буров Основы предпринимательства (учебное пособие)






НазваниеВ. Буров. Основы предпринимательства В. Ю. Буров Основы предпринимательства (учебное пособие)
страница1/27
Дата публикации11.03.2015
Размер4.38 Mb.
ТипУчебное пособие
l.120-bal.ru > Экономика > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

В. Буров. Основы предпринимательства

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


В.Ю. Буров

Основы предпринимательства

(учебное пособие)


Чита – 2011
ББК
Рецензенты:

В.С. Потаев, д. э. н., проф. заведующий кафедрой организации производства, коммерции и предпринимательства ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия».

В.Ю. Рогов, д. э. н., проф. кафедры экономики предприятия и предпринимательской деятельности ФГОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права» (БГУЭП),

Буров В.Ю.

Основы предпринимательства: учебное пособие / В.Ю.Буров. – Чита.:…, 2011. –358 с.



ISBN
Разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Основы предпринимательства (бизнеса)» для экономических специальностей. Показано развитие предпринимательства в России, представлены его региональные аспекты. Раскрыты причины теневой деятельности субъектов предпринимательства. Предложен механизм создания своего дела. Особенное внимание уделено специфике малого бизнеса и теневым экономическим отношениям. Рассмотрена инновационная деятельность предпринимательских структур.

Для бакалавров, магистрантов, студентов, аспирантов и преподавателей экономических специальностей вузов, предпринимателей и всех интересующихся вопросами предпринимательства.
УДК……….

ББК……….
Буров Виталий Юрьевич

Основы предпринимательства


Буров В.Ю., 2011
ISBN

Буров Виталий Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент, директор Высшей Школы Экономики, Управления и Предпринимательства, заведующий кафедрой «Антикризисное управление, Финансы и кредит» Забайкальского государственного университета, академик Международной, Академии реальной экономики и предпринимательства; в 90-е годы стоял у истоков развития предпринимательства в Байкальском регионе, возглавлял Совет по предпринимательству при губернаторе Иркутской области, являлся экспертом Верховного Совета РФ. Опубликовал более 50 научных трудов, в т. ч. 10 монографий, 2 учебных пособия. Для студентов, аспирантов, преподавателей и предпринимателей. Сфера научных интересов: теневая экономика; малое предпринимательство; инновационная экономика. Является специалистом антикризисных ситуаций

Буров Виталий Юрьевич

Основы предпринимательства

Оглавление

Введение…………………………………………………………….....6

Глава 1. История российского предпринимательства

1.1. Зарождение предпринимательства (конец 9-15вв.). Предпринимательская деятельность во второй половине 15-17 вв. ………………………………..…

1.2. Эпоха Петра – как стремительное развитие предпринимательства

1.3. Развитие предпринимательства в период 19-20 вв. …………………….

1.4. Годы НЭПа (1921-1927) – как оживление предпринимательской деятельности. ……………………………..

Глава 2. Российское предпринимательство на современном этапе

2.1. Предпринимательство в России в постсоветский период. ………….. ….

2.2. Механизм образования предпринимательских структур в России в постсоветский период.……………………..……………… ………………………...

2.3. Предпринимательство, коррупция и теневая экономика. …….…..…......

Глава 3. Содержание предпринимательской деятельности

3.1. Понятие предпринимательства………. ………………………………….

3.2. Интрапренерство в предпринимательской деятельности……………..

3.3. Предпринимательство как явление и процесс. Функции предпринимательства……………………………………...……………………………………

Глава 4. Предпринимательская среда

4.1. Сущность предпринимательской среды. ……………………………........

4.2. Внешняя и внутренняя предпринимательская среда. ……………………

4.3. Предпринимательство и экономическая свобода. ……………………….

4.4. Конкуренция и предпринимательская среда. …………………………….

Глава 5. Типология предпринимательства. Виды предпринимательской деятельности

5.1. Классификация предпринимательства. ……………………………………

5.2. Виды предпринимательской деятельности………………………........

5.3. Инновационное предпринимательство………………………………..

Глава 6. Субъекты предпринимательской деятельности.

Организационно – правовые формы предпринимательства. Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица

6.1. Субъекты предпринимательской деятельности………………........

6.2. Организационно – правовые формы предпринимательства.……….......

6.3. Индивидуальный предприниматель ……………………….……………..

Глава 7. Малое предпринимательство

7.4. Сущность и критерии определения субъектов малого

предпринимательства……………………………………………………..

7.2. Место малого предпринимательства в обществе ………………

7.3. Малое предпринимательство в странах с развитой

рыночной экономикой. ……………………………….. …………………

7.4. Место малого предпринимательства в экономике России ……………

7.5. Преимущества и недостатки малого предпринимательства. Проблемы развития малого предпринимательства в России и пути их преодоления………………………………………………………….

7.6. Малое предпринимательство и средний класс………………………….

Глава 8. Бизнес и предпринимательство.

Открытие своего дела

8.1.Сущность понятия бизнес. ………………………………………………...

8.2. Концепция бизнеса. ….……………………………………………………

8.3. Организация бизнеса – предпринимательской структуры… …………

8.4. Варианты организации бизнеса – предпринимательской структуры

8.5. Финансовое обеспечение деятельности бизнеса. ……………………..

8.6. Отправные точки создания своего бизнеса. Практика успешного лидера.

Глава 9. Бизнес - планирование в деятельности

предпринимателей

9.1. Сущность бизнес планирования

9.2. Структура бизнес-плана

Глава 10. Налогообложение субъектов предпринимательской деятельности

10.1. Понятие и функции налогов. Налоги в системе экономических категорий ……………………. …………………….

10.2. Налоговая система РФ ……………………………………………….

10.3. Специальные налоговые режимы…………………………..

Глава 11. Предпринимательский риск

11.1. Сущность предпринимательского риска. Потери как качественное и количественное отражение риска. …………………………………………..

11.2. Классификация предпринимательского риска. ………………………

11.3. Факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска……..

11.4. Управление экономическими рисками

Глава 12. Культура предпринимательства

12.1. Сущность культуры предпринимательства

12.2. Культура предпринимательских организаций

12.3. Предпринимательская этика и этикет

Глава 13. Предпринимательская тайна

13.1. Предпринимательская тайна и необходимость ее защиты…………

13.2. Сведения, составляющие предпринимательскую тайну……………..

13.3. Защита предпринимательской тайны…………………………………

Глава 14. Прекращение предпринимательских организаций

14.1. Форма ликвидации предпринимательских организаций.…………….

14.2. Реорганизация предпринимательских организаций. …………………

14.3. Несостоятельность (банкротство) предпринимательских организаций
Посвящаю своему близкому другу Чаликову В. К.

первому предпринимателю Сибири и

просто большому человеку

Предисловие

Устойчивое развитие любой экономической системы невозможно без развития предпринимательства. Это обусловлено тем, что в экономике рыночного типа предпринимательство играет важную роль, его состояние является показателем успешности экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды. Российское предпринимательство имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при выработке государственной политики его поддержки и регулирования.

Главная особенность отечественного предпринимательства заключается в истории его становления. В странах Запада предпринимательство является итогом длительного и эволюционного процесса, в основе которого лежит стихийная предпринимательская инициатива широких слоев населения. То есть процесс шел снизу и только позже государство, осознав важность и полезность этого явления для развития экономики, начало искать пути его поддержки и стимулирования. Эта линия поведения государства и в настоящее время остается одним из важных направлений в общей экономической политики.

В России же в силу объективных и субъективных причин, и прежде всего, из-за отсутствия нормативно-правовой базы, достаточных финансовых ресурсов и отсутствия традиций предпринимательства, особенно в секторе малого бизнеса, не получило достаточно эффективной поддержки и целенаправленного государственного воздействия на его развитие.

История предпринимательства в России, как социально-экономического явления, насчитывает более тысячи лет. Бурно развивающееся предпринимательство в Российской Империи после революции 17-года было директивно упразднено, и на смену свободным рыночным отношениям пришла политика военного коммунизма с его жестко регламентированным распределением товаров и услуг населению России.

Ошибочная политика и ряд других причин привели к кризису экономики. В 1921 году большевистское правительство декларирует новую экономическую политику (НЭП) дала новый толчок развитию экономики, и страна за 5-6 лет по основным валовым показателям вышла на "пиковый" уровень 1913 г. Но затем последовал отказ от товаро-денежных отношений, огосударствление кооперативного движения и принудительная коллективизация.

Годы горбачевской перестройки народного хозяйства (вторая половина 80-х гг.) отмечены "третьим пришествием" предпринимательства в Россию. Началось первоначальное накопление капитала ("черный рынок", "челночная торговля") и массовое возрождение предпринимательства. Этому способствовали диспропорции в сфере ценообразования и государственной ценовой политики, а также ряд принятых законодательных актов.

Ключевым в развитии предпринимательства стал 1992 год, когда были уравнены все формы собственности: частная, государственная, муниципальная и коллективная, была проведена либерализация цен и приватизация государственного имущества.

Учебное пособие «Основы предпринимательства» представляет собой методически отработанное систематизированное изложение вопросов учебной дисциплины в соответствии с учебными программами по экономическим дисциплинам.

В пособии раскрыты вопросы по темам, включенным в рабочую программу по дисциплине, включая понятие «предпринимательство» и «малое предпринимательство», «предпринимательский риск», «предпринимательская тайна», вопросы государственного регулирования предпринимательством. Рассмотрена история развития предпринимательства в России в т.ч. на современном этапе. Раскрыто содержание предпринимательской деятельности и предпринимательской среды. Приведена классификация предпринимательства и его виды. Отдельные главы посвящены малому предпринимательству, открытию своего дела, налогообложению предпринимательской деятельности.

После каждой главы обучающимся предлагаются контрольные вопросы для закрепления пройденного материала и проверки усвоения, а так же библиографический список в конце учебного пособия.Использование учебного пособия в процессе обучения позволяет сконцентрировать внимание на основных вопросах дисциплины, организовать и проконтролировать самостоятельную работу, так как вопросы и задания по каждой теме помогают усвоению материала курса.

Книга адресована не только студентам экономистам, но и тем кто интересуется вопросами предпринимательства или имеет свой бизнес. Между тем рост интереса к состоянию экономики в России и ее перспективам развития позволяет утверждать, что данное пособие покажется интересным даже коллегам, посвятившим себя прочим общественным наукам — социологи, антропологи, политологи и историки.

Данное учебное пособие писалось в течении пяти лет и полностью отражает практический двадцатилетний опыт жизни автора и в науке и в предпринимательской деятельности

Автор выражает глубокую признательность своим коллегам, профессорско-преподавательскому составу кафедры экономики предприятия и предпринимательской деятельности Байкальского государственного университета экономики и права за участии в обсуждении рассматриваемой проблемы, без чего она не смогла бы приобрести сегодняшнего вида. Особая благодарность моим друзьям предпринимателям, Дондукову В.Г., Барбашову С. Л. за консультации и ценную помощь при проведении практических исследований по вопросам предпринимательства.


Введение

Особенностью современного развития рыночных отношений в России во многом связано с предпринимательством. Становление и развитие предпринимательской деятельности в России зависит от проводимых преобразований сложившихся социально-экономических отношений, формирования нового социального слоя – предпринимателей, грамотных и образованных людей, вооруженных новейшими теоретическими знаниями и научными методами в области экономического и социального управления предприятием.

Возрождение отечественного предпринимательства для Российского общества имеет огромное значение, так как в современных условиях предпринимательство способствует:

  • изменению отраслевой структуры экономики;

  • переориентации экономических отношений и формированию рынка;

  • созданию новых рабочих мест;

  • расширению потребительского рынка;

  • повышению экспортного потенциала страны;

  • лучшему использованию местных сырьевых ресурсов;

  • повышению культурно-технического уровня, созданию условий для активности и ответственности работников;

  • формированию новых ценностей и идеалов;

  • развитию благотворительной деятельности в России;

  • созданию среднего класса;

  • снижению социальной напряженности в обществе.

В данном учебном пособии кратко рассмотрена история российского предпринимательства. Особенностью данного пособия является глубокий анализ становления и развития предпринимательства на постсоветском пространстве. Раскрывается механизм образования предпринимательских структур в неадекватной предпринимательской среде. Особое внимание уделено проблеме коррупции и теневой экономики и это связано с огромным влиянием этих явлений на развитие предпринимательства в России. Анализируется ситуация в малом бизнесе. Дано видение автора при создании ( открытии) бизнеса. Обращено внимание на этапы становления по организации и открытию своего бизнеса, даны практические советы.

Целью учебного пособия является ознакомление студентов с основами организации предпринимательской деятельности в России и его основными направлениями развития.
Глава 1.

История российского предпринимательства

Предпринимательство в России имеет глубокие исторические корни и при его изучении (познании) просто необходимо понять особенности экономической истории России, ее наиболее существенные отличия от развития экономики и предпринимательства за рубежом, в экономически развитых странах мира. При этом, нельзя разобраться в современном состоянии хозяйственной (предпринимательской) деятельности, не зная истории развития отечественного предпринимательства.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. Буров. Основы предпринимательства В. Ю. Буров Основы предпринимательства (учебное пособие) iconМетодические указания по дисциплине «Основы предпринимательства»...
Методические рекомендации предназначены для использования студентами профессиональных образовательных организаций в процессе выполнения...

В. Буров. Основы предпринимательства В. Ю. Буров Основы предпринимательства (учебное пособие) iconПрограмма дисциплины «Основы предпринимательства» для направления 080200. 68 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»...

В. Буров. Основы предпринимательства В. Ю. Буров Основы предпринимательства (учебное пособие) iconРабочая программа Учебной дисциплины управление персоналом для направления...
Изучение дисциплины базируется на таких курсах, как «Экономическая теория», «Теория организации и организационное поведение», «Основы...

В. Буров. Основы предпринимательства В. Ю. Буров Основы предпринимательства (учебное пособие) iconТема Предприятие и предпринимательство в рыночной среде
Понятие предприятия. Классификация предприятий. Корпоративные формы предпринимательства (объединение предприятий). Предпринимательская...

В. Буров. Основы предпринимательства В. Ю. Буров Основы предпринимательства (учебное пособие) iconПримерная программа Наименование дисциплины «Социология предпринимательства»...
«Социология предпринимательства» является дисциплиной по выбору вариативной части, VII семестр

В. Буров. Основы предпринимательства В. Ю. Буров Основы предпринимательства (учебное пособие) iconКафедра экономики организаций и предпринимательства
Автор методических указаний: Л. Л. Богомолова, к э н., зав кафедрой «Экономики организаций и предпринимательства»

В. Буров. Основы предпринимательства В. Ю. Буров Основы предпринимательства (учебное пособие) iconФакультет технологии и предпринимательства
Фтп (рефераты, курсовые и выпускные квалификационные (дипломные) работы) : методические рекомендации для студентов факультета технологии...

В. Буров. Основы предпринимательства В. Ю. Буров Основы предпринимательства (учебное пособие) iconОсновы анализа финансовой отчетности
Действующая рыночная экономика требует от организации повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг...

В. Буров. Основы предпринимательства В. Ю. Буров Основы предпринимательства (учебное пособие) iconАвтономная некоммерческая организация впо российская академия предпринимательства...
Курс «История и теория предпринимательства» связан с экономической теорией, историей экономики, историей, менеджментом, маркетингом,...

В. Буров. Основы предпринимательства В. Ю. Буров Основы предпринимательства (учебное пособие) iconУчебное пособие «Основы современной социологии» Год издания: 2001...
Григорьев С. И., Растов Ю. Е. Основы современной социологии. Учебное пособие. Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную