Скачать 163.47 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» Утверждено____________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ Кафедра философии ПРОГРАММА по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ» для поступающих в аспирантуру Квалификация (степень) выпускника: магистр, специалист Москва – 2013 Составители: к.ф.н., доцент Ивлева М.И. к.ф.н., доцент Чернышева Е.Н. Рецензенты: доктор философских наук, профессор Панюков Александр Иванович, МСХА им. К.А.Тимирязева доктор исторических наук, профессор Яблочкина Ирина Валерьевна, РЭУ имени Г.В.Плеханова Рабочая программа утверждена на заседании кафедры философии, протокол № ___ от «__» ___________ 2013 г. Заведующий кафедрой __________________ М.И.Ивлева СодержаниеСодержание 3 2.Содержание учебной дисциплины 5 3.Учебно-методическое и информационное обеспечение 8 4. Оценочные средства 11 Вопросы к экзамену 11 ПРИЛОЖЕНИЕ 13
Цель и задачи освоения учебной дисциплины. Целями освоения дисциплины «Философия» являются ознакомление поступающих в аспирантуру с философией как с комплексной фундаментальной дисциплиной, изучающей наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы бытия и познания, бытия человека, отношения человека и мира; формирование целостного мировоззрения на основе философского знания как необходимой базисной составляющей; воспитание навыков культурно-философской, религиозной толерантности. Задачи изучения дисциплины:
Место дисциплины в структуре образовательной программы. Дисциплина «Философия» относится к «Гуманитарному, социальному и экономическому циклу». Находясь в неразрывной связи с научным познанием, философское знание лежит в основе любой современной научной дисциплины, и прежде всего относящейся к области социально-гуманитарных наук. Поэтому поступающий в аспирантуру должен быть теоретически подготовлен к восприятию сложных философских проблем, связанных с развитием современного научного знания, методологических проблем и т.д. С этой точки зрения, «Философия» является пропедевтической дисциплиной по отношению к курсу «История и философия науки» для аспирантов. Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины: Знать:
Уметь:
Владеть навыками: 1. навыками использования полученных философских знаний в профессиональной деятельности, например, при переводах различных типов текста с иностранных языков и при аннотировании научных трудов на иностранных языках; 2. навыками применения философских знаний в проектной деятельности в культурно-просветительских учреждениях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной и коммуникативной сферах. Тема 1. Что такое философия? Мировоззрение и его исторические типы (миф, религия, философия). Понятие философии, специфика философской проблематики. Функции философии: мировоззренческая, гносеологическая и методологическая и др. Материализм и идеализм – основные направления в развитии философии. Объективный и субъективный идеализм. Философия в системе духовной культуры человека и общества. Философия и наука. Тема 2. История философии. Восточная философия. Предмет истории философии. Возникновение философии, основные этапы ее развития. Основные школы древнекитайской философии: конфуцианство и даосизм. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии. Тема 3. Античная философия. Становление древнегреческой философии. Космоцентризм, наивный материализм, стихийная диалектика. Милетская школа: проблема первоначала. Гераклит и элеаты. Атомистическое учение Демокрита. Классическая древнегреческая философия. Антропоцентризм: софисты, Сократ, сократические школы. Философия Платона и Аристотеля. Философия эллинизма. Этическое учение Эпикура. Скептицизм. Стоицизм. Неоплатонизм. Тема 4. Средневековая философия. Философия Возрождения. Теоцентризм, апологетика, патристика, схоластика. Проблемы соотношения души и тела, свободы и воли, разума и веры, философии и религии. Два типа ортодоксальной философии: Августин Блаженный и Фома Аквинский. Номинализм и реализм: спор о природе общих понятий. Основные черты философия эпохи Возрождения: антропоцентризм, гуманизм. Раннее итальянское Возрождение. Высокое Возрождение. Философские взгляды Николая Кузанского. Пантеизм и диалектика. Позднее Возрождение. Рождение новой науки. Гелиоцентризм и учение о бесконечной Вселенной. Джордано Бруно, его учение о природе. Тема 5. Философия Нового времени. Актуальность проблем гносеологии в философии Нового времени. Проблема метода, формирование идеала, норм и ценностей научного знания. Взаимоотношения философии и естествознания в Новое время. Эмпиризм и рационализм – два подхода к решению назревших познавательно-методологических проблем: Ф. Бэкон, Р. Декарт. Субъективный идеализм Д. Беркли. Скептицизм Д. Юма. Философия французского Просвещения и материализм XVIII в. Философия И. Канта. Учение о явлении и «вещи в себе». Этическое учение: категорический императив как закон практического разума. Философская система Г. В. Ф. Гегеля: логика, философия природы, философия духа, философия истории. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Тема 6. Западная философия второй половины XIX – начала ХХ в. Отношение к разуму и науке в западной философии второй половины XIX – начала ХХ в. Рационализм и иррационализм. Позитивизм, его исторические формы. Философия прагматизма: проблема истины и ее критерия. Инструментализм Д. Дьюи. Иррационализм философии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Экзистенциализм: М. Хайдеггер, К. Ясперс, А. Камю, Ж.-П. Сартр. Фрейдизм и неофрейдизм: учение З. Фрейда о бессознательном, К. Юнг, А. Адлер. Тема 7. Отечественная философия. Основные этапы развития русской философии. Русская философия XI – XVII вв., философская мысль в России XVIII в.: М. В. Ломоносов, Н. А. Радищев. Особенности русской философии XIX – XX вв.: религиозная историософия П. Я. Чаадаева, славянофилы и западники. Антропологический принцип, проблема познания в философских взглядах Н. Г. Чернышевского. Метафизика всеединства В. Соловьева. Русский космизм: Н. Ф. Федоров, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский и др. Религиозный экзистенциализм Н. Бердяева. Тема 8. Философия бытия. Диалектика бытия. Онтология как учение о бытии. Бытие как исходная философская категория. Понятие субстанции в истории философии. Плюрализм, дуализм, монизм. Формирование философского понятия материи. Современная наука об организации материи. Движение и развитие. Основные концепции развития: метафизика и диалектика. Пространство и время. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени, их мировоззренческая и методологическая основы. Системность и самоорганизация как свойства бытия. Понятие системы. Проблема сознания в истории философии. Постановка и решение вопроса об отношении материи и сознания в идеалистической и материалистической философии. Тема 9. Философия познания. Концепции познания в истории философии. Понятия объекта и предмета познания. Единство чувственного и рационального на всех этапах познания. Рассудок и разум, их роль в познании. Интуиция. Вера как конструктивный элемент познания. Истина и процесс познания. Проблема объективности истины в философии. Абсолютность и относительность истины. Критерии истины. Роль практики в познании. Понятие метода. Методология как учение о методах. Диалектический метод и общенаучные методы познания. Соотношение всеобщего метода познания и методов частных наук. Формы научного познания: проблема, гипотеза, теория. Тема 10. Философия науки. Научное познание. Наука и техника. Предмет философии науки. Критерии научного знания. Динамика научного познания. Основные модели развития знания. Научное знание как система: эмпирический и теоретический уровни познавательной деятельности. Субъект, объект научного познания и типы научной рациональности. Взаимоотношения науки и техники. Особенности технических наук. Тема 11. Философия человека. Философия ценностей. Специфика философского знания о человеке. Философия о проблемах сотворения человека и сознания. Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Структура личности. Проблема смерти и бессмертия, смысл жизни и предназначения. Культура как мир человека, как способ деятельности и как мера развития сущностных сил. Структура и функции культуры. Культура и цивилизация. Типы цивилизаций. Человек и проблема ценностей. Аксиология как учение о ценностях. Критерии ценности. Система ценностей. Ценности и оценка. Ценности и нормы. Тема 12. Социальная философия. Будущее человечества. Понятие природы. Живая и неживая природа, их качественное различие и взаимосвязь. Идеи В. И. Вернадского о ноосфере, их актуальность. Общество как система. Важнейшие подсистемы общества: экономическая, социальная, политическая и духовная. Проблема источников и движущих сил социальных изменений. Общественный прогресс, его критерии и направленность. Революция и эволюция. Смысл истории. Современный человек, его важнейшие черты и особенности. Понятие глобальных проблем. Классификация глобальных проблем: экологическая, демографическая, проблема энергетических и сырьевых ресурсов. Футурология о будущем человечества. Базовые учебники:
Основная литература:
Дополнительная литература:
Рекомендуемые Интернет-ресурсы
4. Оценочные средстваВопросы к экзамену
ПРИЛОЖЕНИЕЭкзамен по дисциплине «Философия» для поступающих в аспирантуру осуществляется по экзаменационным билетам, включающим 2 теоретических вопроса. Оценка выставляется по пятибалльной системе. Пример экзаменационного билета Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова” Кафедра философии ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1 по дисциплине «Философия» для поступающих в аспирантуру
Утверждено на заседании кафедры «______» ____________ 2013 года, протокол № _____ Заведующий кафедрой философии __________________________ Ивлева М.И. |
![]() | Философия как мировоззрение. Виды мировоззрения. Философия – гуманитарное знание. Философия – наука. Философия – идеология. Философия... | ![]() | Экзамен по дисциплине «Философия» проводится в устной форме по билетам. Список экзаменационных вопросов предоставляется поступающим... |
![]() | Место философии в культуре. Философия и религия, философия и наука, их сходство и различие. Предмет философии и его эволюция. Структура... | ![]() | Возникновение философии. Философия и миф. Философия и религия. Философия как первая интегральная форма знания. Основные вехи истории... |
![]() | «бакалавр» к дисциплине «Философия», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г.... | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки бакалавров 030100. 62 Философия... |
![]() | Ооп бакалавриата, куда входят основные единицы Гуманитарно-социа-льного и экономического цикла. С такими как «Философия», «История»,... | ![]() | Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() | «Философия, этика и религиоведение», по профилю «Онтология и теория познания» разработана профессорско-преподавательским составом... | ![]() |