Скачать 59.87 Kb.
|
Составитель: Курдин А.Г. Философия -для всех специальностей (очной и очно-заочной форм обучения) Задания для семинарских занятий (2 семестр) Тема 1. Античная философия 1. Генезис античной философии. Предфилософские формы жизни и предфилософские формы сознания. Периодизация античной философии. 2. Формирование философского мышления вокруг проблемы «фюсис»: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Число как начало-причина (фюсис) всего: Пифагор. 3. Категория бытия как завершение процесса становления философского мышления. Парменид. 4. Открытие пространства души: софисты и Сократ. 5. Философия Платона: Бытие как эйдос (идея). 6. Аристотель: философия как высшая опытность в мире. Форма и материя. 7. Античная философия и античная культура: целостность античного разума. Литература 1. Платон. Федон ( «Пир» или «Федр») // Платон. Собр. Соч. в 4-х томах, Т.2. М., Мысль, 1993. 2. Платон. Миф о пещере// Платон. Собр. соч. в 4-х томах, Т.3. Государство, кн.6-7. М., Мысль, 1994 . 3. Аристотель. Метафизика. Книга первая. // Соч. в четырех томах. Т. 1. М., 1976. (или любое другое издание). Тема 2. Западноевропейская средневековая философия 1. Патристика и схоластика. Идея творения как основа средневековой онтологии. Теоцентризм. 2. Сущность и существование. Полемика реализма и номинализма. 3. Человек как творение Бога. 4. Аврелий Августин: Бог как центр мира и как всепроникающее творчество. 5. Фома Аквинский и доказательства бытия Бога. Литература 1. Августин Аврелий Исповедь. // Об истинной религии. Теологический трактат. М, 1999. Августин Аврелий О бессмертии души. // Об истинной религии. Теологический трактат. М., 1999. С.414-436 2. Ансельм Кентерберийский. Об Истине // Сочинения. М., 1995. 3. Николай Кузанский. Об ученом незнании // Кузанский Н. Сочинения в 2 томах. Т.1. М., 1979. С.47-184 Тема 3. Философия Возрождения 1. Эпоха Возрождения и ее двойственность. Антропоцентризм и гуманизм. Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения. 2. Принцип совпадения противоположностей у Николая Кузанского и его смысл. 3. Гелиоцентризм. Бесконечная Вселенная Коперника и Бруно. Литература
Тема 4. Философия Нового времени (17-18 вв.). 1. Предпосылки, ориентация и основные течения новой философии. 2. Эмпиризм Фр. Бэкона. Учение об идолах разума. Индуктивный метод. 3. Философия Р. Декарта. Радикальное сомнение и принцип cogito. Ego cogito как основоположение всех знаний. 4. Метафизика Декарта. Бог и дедукция внешнего мира. Дуализм конечных субстанций и его смысл. 5. Философия Просвещения: основные направления, представители, идеи. Литература 1. Декарт Р. Размышления о первой философии. // Декарт Р. Сочинения. В 2-х т. Т.2. М.1994. 2. Бэкон Ф. Новый Органон // Соч. в двух томах. Т. 2. М., 1978. с. 18-20, 22-24, 33. (Учение об идолах). Тема 5. Немецкая классическая философия. Философия Канта. 1. Немецкая классическая философия: общая характеристика, периодизация, направления, представители. 2. Философия Канта. Идея критической философии в контексте спора рационализма и эмпиризма. Понимание познания как синтеза. Трансцендентальное измерение опыта. 3. Обоснование Кантом всеобщности и необходимости научного знания. Априорные формы чувственности, рассудка и разума. Критика метафизики как науки. 4. Этика Канта. Категорический императив и понятие свободы. Литература 1. Кант И. Критика чистого разума. // Соч. в 6 томах. М., 1964. Т. 3. С. 105-113, 117-124. (или любое другое издание гл.I, II, III, IV, VI, VII.). 2. Кант И. Наблюдения над чувствами прекрасного и возвышенного// Кант И. Сочинения. В 8 т. Т. 2.М., 1995. 2. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М., 1974. С. 84 – 104. 3. Гегель Г. Наука логики. Т.1. М., 1970. С. 101- 113. Тема 6. Философия Гегеля
Критика идеализма Гегеля марксизмом и материалистическая диалектика. Литература 1. Кант И. Критика чистого разума. // Соч. в 6 томах. М., 1964. Т. 3. С. 105-113, 117-124. (или любое другое издание гл.I, II, III, IV, VI, VII.). 2. Кант И. Наблюдения над чувствами прекрасного и возвышенного// Кант И. Сочинения. В 8 т. Т. 2.М., 1995. 2. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М., 1974. С. 84 – 104. 3. Гегель Г. Наука логики. Т.1. М., 1970. С. 101- 113. Тема 7. Современная западная философия
3. Основные направления неклассической и постнеклассической философии, их представители, проблемы и концепции. Литература 1. Ницше Ф. Воля к власти. М., 1994. С. 35 - 39, 61, 214 - 217, 224 - 233. 2. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. // Соч. в двух томах. Т. 2. М., 1990. С. 400 -401, 335 – 338, 242 – 245, 255 – 256, 273 – 274. 3. Гуссерль Э. Кризис Европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию // Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. М.С.544-624. Гуссерль Э. Философия как строгая наука.// Там же С.668-743. 4. Камю А. Миф о Сизифе (рассуждение об абсурде) или Камю А. Миф о Сизифе: эссе об абсурде // Камю А. Бунтующий человек. М.. 1990. 5. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 327 - 345. Вопросы к зачету. 1. Генезис античной философии. Предфилософские формы жизни и сознания. Кризис предфилософии и формирование философского мышления вокруг проблемы «фюсис». 2. Античная натурфилософия: основные школы, представители и концепции. 3. Философия Гераклита из Эфеса: Логос и космическая изменчивость. 4. Философия Парменида. Категория бытия как завершение процесса становления философского мышления. 6. Открытие субъективности у софистов. Тезис Протагора «человек есть мера всех вещей...» 7. Жизнь и философия Сократа. Философия Сократа: человек знающий о своем незнании в стремлении к Истине и Благу. Метод Сократа. Открытие понятия как формы мышления. 8. Жизнь и сочинения Платона. Философия Платона: идеалистическая онтология Платона. Притча о пещере. Бытие как эйдос. Душа и познание. Знание как припоминание. Социально – политические воззрения Платона. 9. Философия Аристотеля: критика мира идей Платона (материя и форма). Система научного знания у Аристотеля. Метафизика и 4 причины бытия всякого сущего. Бытие через категории. 10. Средневековая философия: направления, основные проблемы и представители. Проблема знания и веры. Апологетика Квинта Тертуллиана: смысловое поле высказывания «верю, ибо абсурдно». 11. Патристика: общая характеристика, представители. Философия Аврелия Августина. 12. Схоластика: общая характеристика, представители. Схоластическая философия Фомы Аквинского и доказательства бытия Бога. Номинализм и реализм в средневековой философии. 13. Общая характеристика эпохи Возрождения. Антропоцентризм и его философское выражение. Гуманизм, пантеизм и натурфилософия. 14. Преобразование средневекового мышления у Николая Кузанского. 15. Предпосылка, ориентация и основные течения философии Нового времени. 16. Эмпиризм Ф.Бэкона. 17. Рационализм Р. Декарта. 18. Проблема субстанции в рационализме 17-ого века: Спиноза и Лейбниц. 19. Логика развития эмпиризма: Гоббс – Локк – Беркли – Юм. Социальная философия Гоббса и Локка. 20. Субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма. 21. Философия Просвещения как философия «здравого смысла». Критика метафизики в философии Просвещения. Основные направления, представители, идеи. 22. Критическая философия Канта. Познавательные способности и два мира: явления и «вещи в себе». Трансцендентальный субъект. Этика Канта. Категорический императив и проблема свободы. 23. От метафизики к метаистории: переосмысление философии Канта в школе немецкого классического идеализма (Фихте, Шеллинг, Гегель). Возможность онтологии как онтологии сознания. История как действительность духа. Диалектика развертывания Абсолютной Идеи. 24. Становление и развитие неклассической философии (иррационализм, «философия жизни», марксизм) 25. Современная философия Запада: основные направления, представители, концепции. |
![]() | Незавершенность и неполнота как свойства человеческого бытия. Платон. «Пир». Смысл размышлений о любви и влюбленности в «Пире» и... | ![]() | Границы, функция и роль классики проясняются через сопоставление ее с авангардом, культовой и массовой литературой. Выявляется связь... |
![]() | Кто же все-таки знает, была Атлантида или нет? Наверно, тот, от кого впервые когда-то было услышано это слово знаменитый древнегреческий... | ![]() | «Ирония судьбы» века Просвещения: обновленная литература или литература, демонстрирующая «исчерпанность старого»? |
![]() | Термином «литература» обычно обозначают художественную литературу. С этой точки зрения произведения изящной словесности, повествующие... | ![]() | Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно и мир, и человека, один посредством другого. Человек и мир, в представлении греческой... |
![]() | Прежде всего, это связано с непониманием учащимися необходимости освоения данного материала. Действительно, а зачем нужно знать,... | ![]() | Классицизм как литературное направление. Признаки классицизма. Значение творчества М. В. Ломоносова, В. К. Тредиаковского, А. П.... |
![]() | Предлагаемые методические материалы разработаны по курсу «Политология» на основе умк, подготовленного коллективом кафедры в соответствии... | ![]() | Поэтому, разгрызая кость и извлекая оттуда мозг, вы найдете здесь кое-что, способное разоружить святого Коломбина, одного из патриархов... |