[17. 023: 37. 013. 73](043. 5) Принцип природосоответствия как утверждение приоритета духовно-нравственной составляющей в воспитании личности (социально-философский анализ)






Название[17. 023: 37. 013. 73](043. 5) Принцип природосоответствия как утверждение приоритета духовно-нравственной составляющей в воспитании личности (социально-философский анализ)
страница1/15
Дата публикации17.05.2015
Размер2.57 Mb.
ТипАвтореферат
l.120-bal.ru > Философия > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

ХАРЬКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


«НАРОДНАЯ УКРАИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»


На правах рукописи

ГАЛЬЧЕНКО Галина Ильинична




УДК [17.023:37.013.73](043.5)
ПРИНЦИП ПРИРОДОСООТВЕТСТВИЯ КАК УТВЕРЖДЕНИЕ ПРИОРИТЕТА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ

В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ

(СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

Специальность 09.00.03 – социальная философия и философия истории




ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата

философских наук


Научный руководитель

Сухина Валентина Феофановна,


доктор философских наук,

профессор


Харьков – 2005

С О Д Е Р Ж А Н И Е

ВВЕДЕНИЕ…..……………………………………………………………………….….3


РАЗДЕЛ I. ДВОЙСТВЕННОСТЬ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА КАК

ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ

ПРИНЦИПА ПРИРОДОСООТВЕТСТВИЯ…………………………………………..11

1.1. Дуалистическое понимание человека в герметизме, античной философии

и средневековой теологии……………………………...……….………………………15

1.2. Проблема двойственности человека в философской мысли

периода Возрождения………………………………………………….………………..42

1.3. Трансформация идеи двойственности человеческой природы,

обусловленная развитием научного знания………..…………….…….……………...54

Выводы к первому разделу………………………………..……………………………66

РАЗДЕЛ ІІ. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ТЕОРИИ И

ПРАКТИКИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ………..68

2.1. Философско-педагогическая мысль и воспитательная

практика античности.……………………………………………………………………69

2.2. Монашество как институт духовно-нравственного

совершенствования ..…….……………………………………………………………...90

2.3. Принцип природосоответствия в теории и практике

классического воспитания……………………………………………………………..104

2.4. Практика духовно-нравственного воспитания в ХХ веке…...…………...……..119

Выводы ко второму разделу………………………………………………………..….134

РАЗДЕЛ IІІ. ПРОБЛЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА …………...137

3.1. Социально-философские предпосылки роста значимости

духовно-нравственного воспитания в современном обществе ……….……………137

3.2. Приоритеты воспитания на основе принципа

природосоответствия ………………………………………….………….….………..153

3.3. Валеологические аспекты воспитания в условиях современного

информационного поля…….…………………………………………………….…….175

Выводы к третьему разделу……………………………………………………………191

ВЫВОДЫ .….…………………………………………………………………………..194

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………..198

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Обращение к проблеме духовно-нравственного совершенствования личности обусловлено, с одной стороны, поиском оптимальных решений наиболее острых общечеловеческих и национальных проблем современности, вызванных системностью, глобальностью и продолжительностью цивилизационного кризиса, рождающего опасения относительно возможности дальнейшего существования человека, социума, его культуры и экосистемы, а с другой, необходимостью преодоления духовного кризиса, характеризующегося утратой ценностно-смысловых ориентиров, цели и назначения человеческой жизни. Можно утверждать, что кризисное состояние общества обусловлено кризисным состоянием человеческой духовности как ценностно-смысловой формы человека и его бытия.

Одной из основных проблем развития современного общества является необходимость гармонизации интересов личности и общества, индивидуальных потребностей и потребностей социума, без чего невозможно дальнейшее его развитие. В связи с этим ведется интенсивный поиск оснований новой образовательной парадигмы, которая позволила бы наметить решения острых общечеловеческих и национальных проблем современного общества, определив новые подходы к формированию целостной личности, способной не только к успешной самореализации, но и к преодолению социальных, психологических, экологических конфликтов, гармонизации отношений «человек – общество», «человек – человек», «человек – природа».

Решение этой проблемы на современном этапе развития общества, когда крайне обострены глобальные противоречия между развитием природы и общества, между основными типами цивилизации и культуры, между свободой человека и его социальной ответственностью, требует таких социально-философских, философско-антропологических, психолого-педагогических подходов, которые бы позволили объединить обязательные для всех людей требования с разнообразными мировоззренческими установками и ценностными ориентирами, направляющими активность каждого отдельного индивида в практической жизни.

Актуальностью поиска путей к осознанию человеком необходимости духовно-нравственного совершенствования, которое определяет уровень социальной зрелости личности, ее способность гармонизировать собственные интересы с интересами других людей и всего общества, побуждает к развитию чувства ответственности и способности к самоограничению, определен выбор темы диссертационного исследования.

Связь работы с научными программами, планами, темами. Исследование выполнено на кафедре философии и естественнонаучных дисциплин Харьковского гуманитарного университета «Народная украинская академия» в соответствии с академической научной темой «Формирование интеллектуального потенциала нации на рубеже веков: экономические, политические, социокультурные аспекты» (государственный регистрационный номер 0199U004470 от 14 октября 2004 г.).

Степень научной разработки проблемы. Проблема приоритетности развития духовно-нравственных качеств в воспитании личности в истории философии разрабатывалась с древних времен и отражена во взглядах Гермеса, Пифагора, Платона, Аристотеля, Цицерона, Оригена, Боэция, Парацельса, Джордано Бруно, Я. А. Коменского, Г. С. Сковороды, П. Д. Юркевича и других философов, в чьих трудах исследовалась и развивалась идея двойственности человеческой природы и утверждалась идея необходимости собственной борьбы за проявление высших человеческих качеств, которые составляют основу духовности или богоподобия человека.

Развитию идеи бесконечности духовного измерения человека, фундаментом которого является нравственность, посвящены философско-научные исследования российских космистов (М. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского, В. Ф. Купревича, М. А. Умова), российских религиозных философов (Н. А. Бердяева, С. М. Булгакова, И. А. Ильина, В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Л. Франка), которые связывали возможность осуществления “нормального” социального порядка с развитием духовной природы человека. Идею приоритетности духовно-нравственного измерения человеческого бытия как основы общественного развития рассматривали С. И. Гессен, Э. В. Ильенков, С. Б. Крым-ский, М. К. Мамардашвили, В. И. Шинкарук, И. Т. Фролов. В западной философии раскрытию духовного измерения человека как основы ее индивидуальной свободы, которая определяет отношения между миром личности и миром социальности, посвящены труды К.- О. Апеля, Э. Блоха, О. Больнова, Э. Брайтмена, Д. Гексли, Э. Левинаса, К. Левита, А. Маслоу, Э. Макинтайра, Х. Ортеги-и-Гассета, П. Сорокина, П. Рикера, Э. Фромма, В. Франкла, Ю. Хабермаса, К. Ясперса.

Для современных украинских и российских исследований характерным явля-ется раскрытие приоритетности духовно-нравственного воспитания как основы целостного развития личности (А. П. Алексеенко, В. И. Астахова, А. С. Арсеньев, А. А. Гусейнов, М. С. Каган, В. А. Конев, В. А. Малахов, И. В. Степаненко), а также определение весомости этико-эстетичной составляющей в формировании духов-ности (П. М. Ершов, И. С. Кон, С. Б. Крымский, П. В. Симонов, В. Н. Шердаков), изучение процесса духовного развития в единстве с процессом самовоспитания и самосовершенствования (И. А. Донцов, Ю. Я. Злотников, В. П. Киселев, С. М. Кова-лев, А. И. Кочетов, В. А. Лозовой), изучение психологических аспектов духовного развития личности (А. К. Дусавицкий, И. А. Зимняя,. В. С. Мухина, Л. В. Сохань). Определение путей духовного развития находит свое отражение с позиций социаль-но-философского и философско-антропологического подходов (Е. И. Андрос, А. Н. Дондюк, Г. П. Ковадло, Н. С. Кораблева, М. Д. Култаева, Н. П. Лукашевич, В. Г. Табачковский, Н. В. Хамитов, Г. И. Шалашенко).

Проблема духовного развития личности рассматривается как междисципли-нарная (философская, психологическая, педагогическая) и имеет непосредственную связь с разработкой концепции национального воспитания (И. Д. Бех, Т. Д. Демья-нок, А. И. Капская, И. В. Мартынюк) и концепцией гражданского воспитания личности (М. И. Боришевский, С. Г. Рябов, О. В. Сухомлинская, К. И. Черная).

Поиску путей преодоления односторонности в разрешении противоречий между индивидуальными стремлениями человека и требованиями общества к нему в период становления и развития информационного общества посвящены исследования В. И. Астаховой, Л. А. Беловой, Г. И. Костакова, В. Ф. Сухиной, Н. Г. Чибисовой и др., а также работы авторов, использующих синергетическую парадигму (В. П. Андрущенко, В. И. Аршинов, С. А. Гомаюнов, К. Х. Делокаров, И. Н. Ионов, Е. Н. Князева, С. Б. Крымский, В. В. Кизима, В. С. Лутай, А. П. Назаретян, В. С. Степин).

В плоскости исследований, обосновывающих приоритетность духовно-нравственной составляющей в целостном развитии личности находятся новые научные направления – биоэтика и валеософия (В. Е. Борейко, В. А. Курдюм, В. Л. Кулиниченко, М. Ф. Попов, Ю. М. Скоморовский, А. В. Толстоухов).

Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на обоснованность и высокий уровень существующих научных исследований проблемы духовно-нравственного воспитания и самовоспитания личности, остается недостаточно изученным философско-социологический аспект проблемы, которая обостряется во времена радикальных изменений в обществе и требует более глубокого изучения природы и сущности, социальной и личностной детерминации духовно-нравственного совершенствования и самосовершенствования. Недостаточно разработаны также философско-методологические основания духовно-нравственного воспитания, которые бы позволили сделать идею духовно-нравственного самосовершенство-вания привлекательной и индивидуально востребованной, без чего невозможно гуманистическое и демократическое развитие общества, в основе которого должно находиться гармоничное сочетание индивидуального и социального.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является социально-философский анализ и разработка новой расширенной трактовки принципа природосоответствия в воспитании, учитывающего противоречивость человеческой природы, обусловленную ее двойственностью, и доказательство того, что такое понимание принципа природосоответствия позволяет научно обосновать приоритетность духовно-нравственной составляющей в воспитании и самовоспитании личности.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются такие задачи:

  • осмыслить развитие идеи двойственности человеческой природы в истории философии;

  • раскрыть содержание принципа природосоответствия в воспитании с учетом двойственности природы человека как методологической основы целостного развития личности;

  • показать связь деструктивных тенденций общественного развития с разрушением духовно-нравственных ценностей или их формальным декларированием;

  • проанализировать категории «разум» и «рассудок», характеризующие два уровня мыслительной деятельности и показать, что целостное развитие личности, предполагающее гармоничное сочетание интересов личности и общества, требует перехода от рассудочно-потребительского к разумно-ответственному отношению к жизни;

  • рассмотреть специфику проблемы духовно-нравственного воспитания в период становления и развития информационного общества;

  • выявить связь между духовно-нравственным развитием личности и фундаментальными составляющими человеческого бытия, такими как здоровье, репродукция, любовь, жизнь, смерть;

  • раскрыть методологическое значение принципа природосоответствия, который позволяет выявить движущие силы и факторы воспитания и самовоспитания, ориентируя личность на развитие внутренних сил и потенций.

Объектом исследования является целостное развитие личности в процессе воспитания, самовоспитания и самосовершенствования в его философско-рефлексивном аспекте.

Предметом исследования является принцип природосоответствия как философско-методологическая основа воспитания, определяющая приоритетность духовно-нравственной составляющей в формировании целостной личности.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Для решения поставленных задач в диссертации применен структурно-функциональный анализ, который используется при экспликации дихотомии «высокое – низкое» в природе человека, раскрывая качества, соответствующие ее составляющим; метод единства исторического и логического, необходимый для выявления современного смысла дихотомий, отражающих идею двойственности человеческой природы; метод анализа и синтеза, позволяющий углубить и развить содержание принципа природосоответствия в воспитании с учетом двойственности человеческой природы; общефилософские принципы объективности, системности, целостности, которые используются при изучении соотношений «биологическое – социальное», «биосоциальное – духовно-культурное», «рассудочно-потребительское – разумно-ответственное»; синергетический подход, который используется в исследовании процесса воспитания в современных условиях; аксиологический подход, применяемый к выявлению наиболее значимых ценностных приоритетов современного человека.

Научная новизна исследования состоит в разработке новой расширенной трактовки принципа природосоответствия в воспитании, учитывающего двойственность человеческой природы, как методологической основы духовно-нравственного воспитания, самовоспитания и самосовершенствования личности. Такой подход позволяет утвердить приоритетность духовно-нравственной составляющей в воспитании личности, что в современном обществе является необходимым условием сохранения целостности и идентичности индивида. Научная новизна конкретизирована в следующих положениях:

  • актуализирована древняя идея двойственности человеческой природы, отражающаяся в оппозициях «тварное – божественное», «материальное – духовное», «низкое – высокое», «конечное – бесконечное» и показана целесообразность ее использования на современном этапе развития общества в качестве рабочей научной гипотезы для утверждения возможностей развития высшей духовной природы личности в ее реальном жизненном бытии;

  • предложено в основание принципа природосоответствия в воспитании положить идею двойственности человеческой природы, что позволяет придать понятию “воспитание в соответствии с природой” новое содержание, которое ориентирует личность на развитие контроля и дисциплины над низшей природой, с одной стороны, а с другой, рассматривает воспитание, самовоспитание и самосовершенствование как процесс целенаправленного развития духовной природы, которая выступает в единстве моральных, интеллектуальных и волевых составляющих личности;

  • показано, что умаление и извращение идеи духовно-нравственного совершенствования приводит не только к деградации отдельной личности, но и к ослаблению и разрушению государств, что обусловлено корыстолюбием, развращенностью, усилением партикуляризма и обособленности, внутренними раздорами и межпартийными обвинениями;

  • раскрыта противоречивая роль религиозных институтов, которые могут способствовать построению и развитию духовных основ общества, а могут, наоборот, содействовать духовно-нравственной деградации;

  • предложено понимание категории “духовное развитие” как процесса постепенного развития в личности высших человеческих качеств, что соответствует высшей природе человека, и одновременно, процессу постепенного ослабления проявлений низшей природы – эгоцентризма, агрессивности, корыстолюбия, ненависти и т. п.

  • доказано, что в современных условиях принцип природосоответствия, рассматривающий личность с позиций двойственности, способности к проявлению и низшей, и высшей природы, является фундаментом для различения двух типов отношения к жизни – рассудочно-потребительского, которое, в конце концов, разрушает социально-экологическую среду обитания человека, и разумно-ответственного, которое выступает в качестве необходимого условия сохранения и обновления условий человеческого существования;

  • показано, что принцип природосоответствия, учитывающий двойственность человеческой природы, выступает в качестве методологического основания воспитания и самовоспитания личности, позволяя формировать потребность в различении разрушительных и созидательных тенденций индивидуального развития и осуществлять сознательный выбор.



Теоретическое и практическое значение полученных результатов.

Основные положения диссертационного исследования могут быть использованы в обосновании и разработке аксиологической парадигмы образования и воспитания, в которой духовно-нравственное развитие личности становится приоритетным и определяет основу ее целостного развития и ее социальную значимость.

Полученные результаты имеют ценность для укрепления в общественном сознании приоритетности духовно-нравственного развития личности как определяющей составляющей ее целостности, и тем самым могут способствовать развитию духовной культуры украинского общества, служить основанием для доработки Концепции национального воспитания.

Результаты исследования могут служить основанием для теории воспитания, самовоспитания и самосовершенствования личности, а также могут быть использованы в преподавании курсов по философии, педагогике, спецкурсов и отдельных тем курсов по этике, религиоведению, основам педагогики и психологии.

Апробация результатов исследования проведена на международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня смерти Г. С. Сковороды (Харьков, 1994), на международной научно-практической конференции «Толерантность как культурная универсалия» (Харьков, 1996), на ХІ международных сковородиновских чтениях “Философия и литература” (Харьков, 2004), на международной научно-практической конференции “Методология и методика воспитательной работы в условиях непрерывного образования” (Харьков, 2005), на международной научно-практической конференции “Проблема целостного развития личности студента как субъекта педагогического взаимодействия” (Донецк, 2005).

Структура диссертационной работы. Структура работы обусловлена целью и логикой исследования. Диссертационная работа состоит из введения, 3-х разделов, включающих 10 подразделов, выводов, списка литературы. Общий объем диссертации – 212 страниц, из них 197 страниц основного текста. Список литературы включает 199 наименований, расположенных на 15 страницах.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

[17. 023: 37. 013. 73](043. 5) Принцип природосоответствия как утверждение приоритета духовно-нравственной составляющей в воспитании личности (социально-философский анализ) iconСоциально-философский анализ
Альперович В. Д. Старость. Социально-философский анализ. Ростов-на-Дону: издательство скнц вш, 1998 104с

[17. 023: 37. 013. 73](043. 5) Принцип природосоответствия как утверждение приоритета духовно-нравственной составляющей в воспитании личности (социально-философский анализ) iconПедагогический проект «Я и моя семья»
В семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Главное...

[17. 023: 37. 013. 73](043. 5) Принцип природосоответствия как утверждение приоритета духовно-нравственной составляющей в воспитании личности (социально-философский анализ) iconБиблейские мотивы в преподавании литературы и воспитании основ православной культуры школьников
Я с тем, что основную роль в становлении личности и духовном воспитании учащихся играют предметы гуманитарного цикла. Что, как не...

[17. 023: 37. 013. 73](043. 5) Принцип природосоответствия как утверждение приоритета духовно-нравственной составляющей в воспитании личности (социально-философский анализ) iconБиблейские мотивы в преподавании литературы и воспитании основ православной культуры школьников
Я с тем, что основную роль в становлении личности и духовном воспитании учащихся играют предметы гуманитарного цикла. Что, как не...

[17. 023: 37. 013. 73](043. 5) Принцип природосоответствия как утверждение приоритета духовно-нравственной составляющей в воспитании личности (социально-философский анализ) iconЛитература как одно из средств формирования духовно-нравственной...
Гбоу спо «Белореченский медицинский колледж» департамента здравоохранения Краснодарского края

[17. 023: 37. 013. 73](043. 5) Принцип природосоответствия как утверждение приоритета духовно-нравственной составляющей в воспитании личности (социально-философский анализ) iconЗначение духовной литературы в жизни человека
Доклад руководителя Отдела религиозного образования и катехизации Ярославской митрополии протоиерея Павла Рахлина на секции «Роль...

[17. 023: 37. 013. 73](043. 5) Принцип природосоответствия как утверждение приоритета духовно-нравственной составляющей в воспитании личности (социально-философский анализ) iconАнализ воспитательной работы гбоу сош №1950 в 2011-2012 уч. Год
Главная цель школы – развитие нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творческому самоопределению

[17. 023: 37. 013. 73](043. 5) Принцип природосоответствия как утверждение приоритета духовно-нравственной составляющей в воспитании личности (социально-философский анализ) iconПрограмма разработана на основе Федерального государственного образовательного...
Русский язык играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности...

[17. 023: 37. 013. 73](043. 5) Принцип природосоответствия как утверждение приоритета духовно-нравственной составляющей в воспитании личности (социально-философский анализ) iconПерформанс и хэппенинг как постмодернистские феномены постсоветской...

[17. 023: 37. 013. 73](043. 5) Принцип природосоответствия как утверждение приоритета духовно-нравственной составляющей в воспитании личности (социально-философский анализ) iconСоциально-философский анализ современных проблем врачебной этики
Охватывает различные общественные работы, являющиеся ценными для человека: это пропаганда знаний и идей, разнообразная общественная...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную