Как бы мы, люди, не гордились своими дос






Скачать 361.97 Kb.
НазваниеКак бы мы, люди, не гордились своими дос
страница1/3
Дата публикации22.01.2015
Размер361.97 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Философия > Документы
  1   2   3
Паранойя абсурда

(фрагменты из книги)


Как бы мы, люди, не гордились своими дос-

тижениями в решении главных вопросов бытия

мы, в сущности, не продвинулись дальше уровня

пещерных жителей. Мы не в силах представить себе

бесконечность, простирающуюся как прошлое, так и в

будущее, точно так же мы не можем вообразить и прост-

ранство, имеющее начало и конец. Однако психологически мы

нуждаемся в некой системе координат – какой-то концепции бы-

тия, определяющей наше место во вселенной. И усердно пытаясь

заполнить эту пустоту, мы столь же усердно углубляемся в мифо-

творчество.

Джон Глэд. Будущая эволюция человека.


Философ, опираясь на свое миропонима-

ние, интуицию и логику, изыскивает новые

и новые возможности объяснения мироуст-

ройства и места человека в нем. Натуралист

описывает мир, доверяя своим ощущениям и мате-

матичемким доказательствам. Мистик описывает

его же, уповая на сверхъестественное. Автор, опира-

ясь на научные знания и интуицию, выстраитвает сово-

купность ориентиров и описывает мир таким, каким он его

мыслит, стремясь к целостной картине, не утверждая при

этом, что мир именно таков. Он включает в нее те мнения фило-

софов, натуралистов и мистиков, которые не противоречат фак-

там, принципам управления и модели Великого Ничто.

А. Бахмутский. Паранойя абсурда


- Г-голубчики, - сказал Федор Симеонович

озадаченно, разобравшись в почерках. - Это

же п-проблема Бен Б-бецалая. К-ка-калиостро

же доказал, что она н-не имеет р-решения.

- Мы сами знаем, что она не имеет решения, - сказал

Хунта, немедленно ощетиниваясь. - Мы хотим знать,

как ее решать.

- К-как-то странно рассуждаешь, К-кристо… К-как же искать

решение, к- когда его нет? Б-бессмыслица какая-то…

- Извини, Теодор, но это ты странно рассуждаешь. Бессмысленно

искать решение, если оно и так есть. Речь идет о том, как поступать

с задачей, которая решения не имеет…

А. Стругацкий, Б. Стругацкий. Понедельник начинается в субботу.

ТЕРМИНЫ МНОГОЗНАЧНЫХ ПОНЯТИЙ и АБСУРД.
Александр Бахмутский
В данном отрывке автор осторожно нащупывает пути постижения «коварного» понятия «абсурд», которому приписывают немало бед, якобы свершенных им в процессе развития и обогащения представлений о нем. Впору не исследовать это понятие, а расследовать его «преступления с отягчающими вину обстоятельствами».

Опасаясь «ловушек» абсурда, из которых не выбрались многие из его предшественников, автор уподобился лисице, которая легонько подталкивает свернувшегося ежика к водоему, отыскивая дорогу по едва заметным ориентирам предстоящего исследования. Выделяя их, автор ввел первые рабочие гипотезы, правила применения многозначных понятий и закон развития систем, предложив рассматривать понятие «абсурд» в качестве границы применимости терминов таких понятий, а также границей перехода системы психического с одной траектории развития на другую. Такой подход позволил автору поставить задачу поиска логического предела развитию разносмыслового понятия «абсурд» и его термина со странной репутацией.
Абсурд – суждение или мнение, которое Если абсурд и существует, то

не совпадает с твоим собственным лишь во вселенной человека

Амброз Бирс Альбер Камю
Вынужденно обратившись к терминологическим исследованиям, автор добросовестно «обогащал» отходами словесности вздыбленную противоречиями языковую почву науки ради нескольких более или менее удачных определений понятий, которые по разным причинам не стали общепризнанными. Некоторые из их разнообразных и несовместимых смыслов важны для теории управления системами, но в свое время были невольно доведены до абсурда, затрудняя их использование для ее развития. Если, кто-то из читателей захочет придать термину такого понятия конкретный смысл, то из этой затеи вряд ли выйдет что-то путнее. Например, автор только что применил термин «абсурд», но ему соответсвует много определений, часть из которых приведена в табл.1. Какое из них имел ввиду автор? Какое выберет читатель? Вы полагаете, что автор исследования вправе вынудить читателя превратиться в аналитика?

Таблица 1. Известные определения абсурда

Термин

Определения

Источники

    1. абсурд



– это противоречивое выражение, в котором что-то утверждают и отрицают одновременно;

– это внешне непротиворечивое выражение, из которого может быть выведено противоречие.

[1-5]

2.0. абсурд

– фальшиво звучащий, бессмысленный, неразумный, противоречивый.

[3,4]

    1. абсурд



– неблагозвучный, несообразный, нелепый, глупый;

– граница, изнанка, оборотная сторона смысла, его превращенная форма.

[5,6]

    1. absurdus



– звучащий фальшиво; неблагозвучный, исходящий от глухого;

– несообразный или нелепый; невнятный; тайный или неявный; глупый.

[4-7]

    1. абсурд






– это отношения человека с окружающим его миром, лишенным смысла, враждебным челове-

ческой индивидуальности;

– это распад, бессмысленность и безнадежность человеческого существования.

[7]
[8]

6.0. абсурд

– то, что потеряло стройность и смысл звучания.

[8]

  1. абсурд




– термин интеллектуальной традиции, обозначающий помимо определений 3.2: нелепость,

бессмысленность, неразумность, противоречивость феномена или явления.

[3,6,9-11]

8.0. абсурд

– это тупик, ловушка, в которую попадает сознание, закольцованное на самое себя;

– это симптом разрыва с бытием, плата за ослепление доказательной мощью понятия;

– это наличие темного пятна в сознании, наличие черной дыры, в которую сколько ни бросай

умственных усилий – все ничего, заполнить ее не удается; (стр140).

– симптом нарушений равновесия в жизни сознания, симптом нарушения ее органичности.

[12]


    1. абсурд

9.2.

9.3

9.4.

– противоположность и логике, и ее отсутствию;

– противоположность и смыслу, и бессмыслице!

– то неявное, что одновременно имеет и не имеет место, что находится в и вне нашего мира;

– алогизм.

[13]

[14]

10. абсурд

– нонсенс и бессмыслица.

[2,7,15]

11. абсурд

– понятие,  показывающее, что мир выходит за пределы представлений о нем.

[7,16]

12. абсурд

– это хаос, беспорядок, дисгармония

[17,18]


Введением детерминантов самонадеянный автор безуспешно пытался избавить понятия от противоречий, создавших эффект абсурда [1-5], но по ходу построения упомянутой ранее теории, ему стало ясно, что не любые противоречия абсурдны, ибо
без противоречий нет полноценной жизнедеятельности системы; а абсурдными они станут, если

лишат ее эмерджентных свойств, т.е. разрушат соответствия эмерджентных и имманентных инте-

ресов системы и ее компонент, выводя существенные параметры системы за допустимые пределы.
Гипотеза 1 убедительна, но она никак не помогает выбраться из скопища определений понятий, наделенных множеством смыслов, особенно таких, как интересующий нас «абсурд» (табл.1). С ее помощью не привести в соответствие им именующие их термины. Мало того, наука еще не располагает даже сносной методикой, которая позволила бы логически с привлечением математики или без оной решить подобную задачу. Некоторую помощь может оказать эвристика с ее рабочими гипотезами-ориентирами. Однако ее инструментарий беден для компенсации тех господствующих представлений об абсурде, которые не позволили предшественникам решить задачу его постижения. Мы, конечно, не умней тех, кто разведал множество путей к решению названной задачи, но в силу разных причин не достиг цели. На что надеется автор?

Прежде всего, изучая опубликованные исследования абсурда, он обратил внимание, что в них никто не пытался решить названную задачу, используя интегрирующие возможности теории управления системами, которые позволяют из фрагментарных представлений формировать несовершенную целостность и выделить в ней области отсутствующих или противоречащих ей знаний. Чтобы рискнуть и направить поиск смысла понятия «абсурд» по этому пути, у нас есть весьма серьезные основания, часть из которых будет раскрыта в данной публикации. Однако уже в самом начале этого пути было обнаружено препятствие в виде неширокой, но глубокой пропасти между многосмысловыми понятиями и их терминами. Она кратко описана в первом абзаце статьи.

Может показаться, что это препятствие не имеет непосредственного отношения к абсурду, но одна из проблем его постижения как раз состоит в том, что названное понятие наделено множеством смыслов, что противоречит понятию «термин», побуждая нас воскликнуть: уж не абсурд ли это! Согласно прежним представлениям (табл.1, определения 1,2,7), конечно, абсурд. Но гипотеза 1 оставляет надежду... правда, для этого надо убедиться, что термин – система. Только тогда, преодолевая непримеримые противоречия между многосмысловыми понятиями и понятием «термин», мы попытаемся ввести какие-то ограничения развитию понятия «абсурд» и проникнуть хотя бы в суть его термина. Какова она? Кто может знать, если из таблицы 1 ее не выбрать.
Термин – система, принадлежащая миру Психического.
Зададимся вопросом, откуда возникли противоречия между многосмысловыми понятиями и их терминами? Для ответа на него вспомним, что понятие «термин» произошло от латинского terminus, означающего предел, границу, определенность, имя, отделяющее один термин от другого. Термин, именующий понятие, предназначен для фиксирования его смысла [6]. А если понятие (например, абсурд) многозначно, какой из его смыслов (например, из табл.1) зафиксирует термин? В чем его определенность? В догадках, основанных на контексте?

Сделав эти записи, автор неожиданно насторожился: во-первых, наличие противоречий очевидно; во-вторых, термин многозначного понятия не может «однозначно фиксировать его смысл», но именно в этом его предназначение. Поэтому
термин понятия, наделенного человеком многими

смыслами, не соответствует своему назначению!
Следовательно, его нельзя применять! Уж не здесь ли таится одна из причин терминологических бед нынешнего состояния науки? Интересно! Так еще раз. Не будем расслабляться. Если понятие лишено однозначности, то беды в том еще нет. Иное дело термин многосмыслового понятия: в тексте его применят без сопутствующего определения, предоставляя читателю свободу выбора подходящего смысла. Какой смысл из возможных выберет читатель? Он тот же, что имел ввиду автор текста? То-то же. Следовательно, гипотеза 2 справедлива, но мы не будем торопиться менять ее статус, ибо пока ничего не доказывали. А чтобы по ночам спать спокойно, предпримем еще одну попытку доказательства от противного.

Допустим, что термину можно поставить в соответствие много смыслов именуемого им понятия. Но это означает, что невыявленный термином смысл понятия лишен границ. Вновь противоречие с определением понятия «термин»? Опять несоответствие назначению термина? Безусловно. Следовательно, наши предположения ошибочны. Тем не менее, доказательство от противного, не принято считать строгим, но для обоснования гипотезы его вполне достаточно*.

Возможно, мы преодолеем рассматриваемые несоответствия назначения терминов и многосмысловых понятий, если используем новые представления о системах [19]? Проверим. ____________

* Можно, конечно, написанное доказать строго математически, но памятуя, что каждая формула, введенная в текст, в два раза снижает его привлекательность, автор решил воздерживаться от абстракций.

Любой термин – слово, а каждое слово являет сиcтему, сформированную психическим человека. Мы знаем, что любая система – целостность, обладающая свойствами эмерджентности. В слове они проявляются смыслом, таящемся в сочетании букв. Добавьте к слову букву или поменяйте буквы местами: вы либо получите новое слово и новый смысл, либо лишите его прежнего смысла. Следовательно, словом-системой управляет психическое человека. Отсюда –
термин, как имя понятия, – слово, а как слово, – управляемая система.
Как мы уже знаем, в отличие от прочих слов, обладающих собственным смыслом или смыслами, слово-термин помимо наименования понятия фиксирует его развернутый смысл, который, как правило, описывают одним предложением. Предложением человек выстраивает некоторую завершенную простую или относительно сложную мысль. Выстраивает он его из слов, смыслы которых проявляют упомянутую мысль. Поскольку своим рождением она «обязана» возникновению эмерджентных свойств у вновь образованной целостности (в данном случае – у определения понятия), постольку оно являет собой систему. Мало того, психическое человека, формируя мысль, управляет всеми словами предложения, в том числе порядком их расположения, а также знаками препинания. Следовательно, предложение – управляемая система (надсистема по отношению к словам, из которых оно выстроено). Таким образом, мы получили новый ориентир-тождество:
термин-система адекватен системе-определению понятия.
Гипотеза 4 позволяет более формально и более наглядно представить противоречие между термином и многосмысловым понятием, определения которого нетождественны между собой. Такое противоречие разрушает тождество 4, ибо не может одна система оказаться одновременно тождественна нескольким другим, которые между собой неадекватны по смыслу.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Как бы мы, люди, не гордились своими дос iconКурская битва
Ведущий: Перед войной год за годом наша Родина крепла и хорошела. Советские люди распахивали поля, строили новые города, заводы,...

Как бы мы, люди, не гордились своими дос iconНаучно практическая конференция для обучающихся «православие и современность»...
Человек обязательно должен иметь корни, и чем они мощнее, чем глубже уходят в прошлое тем он сильнее. Наши предки гордились своими...

Как бы мы, люди, не гордились своими дос iconАстрального оздоровления
Несмотря на странность названия данной книги, как может многим показаться, я человек на сто процентов прагматичный и материалистичный,...

Как бы мы, люди, не гордились своими дос iconСологубова К. А. (Саратов)
«не лирическое» время находятся те, кто готов постигать вершины поэзии и делиться своими успехами с публикой. Эти люди не претендуют...

Как бы мы, люди, не гордились своими дос icon«Сказы доброго волшебника»
Начинать нужно с малого с любви к родному городу, краю. Уральский край – богат своей историей, своими тайнами, своими мастерами да...

Как бы мы, люди, не гордились своими дос iconАннотированный список литературы
Многие люди в своей жизни хотели бы управлять чем-то в физическом, материальном измерении: фирмой, городом, государством или хотя...

Как бы мы, люди, не гордились своими дос iconЛитература
Весной люди чаще болеют простудными и инфекционными заболеваниями, так как в этот период человеческому организму не хватает витаминов...

Как бы мы, люди, не гордились своими дос iconНачнем с вопросов… Почему одни люди склонны работать вместе, а другие индивидуально?
Начнем с вопросов… Почему одни люди склонны работать вместе, а другие – индивидуально? Как эффективно распределить командные роли...

Как бы мы, люди, не гордились своими дос iconПервобытные собиратели и охотники
Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди. Древнейшие люди — наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические...

Как бы мы, люди, не гордились своими дос iconСо мной работали десятки педагогов
Слова великого педагога А. С. Макаренко заставили меня проанализировать свой педагогический путь. Мне захотелось поделиться своими...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную