Психолого-акмеологический анализ понятия телесности на материалах «записных книжек» альбера камю (в год 100-летнего юбилея писателя-нобелевского лауреата)






Скачать 64.61 Kb.
НазваниеПсихолого-акмеологический анализ понятия телесности на материалах «записных книжек» альбера камю (в год 100-летнего юбилея писателя-нобелевского лауреата)
Дата публикации22.01.2015
Размер64.61 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Философия > Документы
Колобаев С.А.*
ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ ТЕЛЕСНОСТИ НА МАТЕРИАЛАХ «ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК» АЛЬБЕРА КАМЮ (В ГОД 100-ЛЕТНЕГО ЮБИЛЕЯ ПИСАТЕЛЯ-НОБЕЛЕВСКОГО ЛАУРЕАТА)
Аннотация: проблема психологии телесности является видной проблемой фундаментальной и прикладной психологии. Для рассмотрения ракурсов понимания данной проблемы полезно обратиться к крупным философам, мыслителям, общественным деятелям. 2013 год – год 100-летнего юбилея выдающегося писателя Нобелевского лауреата Альбера Камю. Его вклад в решение общечеловеческих задач виден в его текстах, анализом которых мы постараемся воспользоваться для трактовки понятия телесности.

Ключевые слова: телесность, экзистенциализм, акмэ, психологическая безопасность.

Summary: the problem of psychology of a bodiness is a visible problem of fundamental and applied psychology. For consideration of foreshortenings of understanding of this problem it is useful to address to large philosophers, thinkers, public figures. 2013 – year of 100-year anniversary of the outstanding writer of the Nobel winner Albert Camus. Its contribution to the solution of universal tasks is visible in its texts which analysis we will try to use for treatment of concept of a bodiness.

Keywords: bodiness, existentialism, akme, psychological safety.
В период ценностных трансформаций общества необходимо – науки, культуры, искусства, политики и бизнеса, государственной службы и народного хозяйства – необходимо обращаться к вечным непреходящим ценностям и смыслам.

2013 год – год 100-летнего юбилея выдающегося французского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе 1957 года. Слова, ознаменовавшие присуждения ему Нобелевской премии были: "за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести".

Альбер Камю – выдающийся французский писатель, философ, общественный деятель. Не считая себя философ, экзистенциалистом, он прежде всего позиционировал себя как художник, говоря о себе «…мыслить можно только образами. Если хотите быть философами, пишите романы». [1;58]

Некоторые исследователи относят Камю к левому радикальному атеистическому экзистенциализму, наравне с Жаном-Полем Сартром. Однако сам Камю видел своё творчество и предназначение гораздо шире и независимее от основного в те годы течения развивавшегося экзистенциализма. Альбер Камю в своём творчестве ставил вопросы напряжённого поиска смысла жизни («Зачем жить, если бессмысленность осознана?»[1;94]), вопросы отчаяния от абсурда, и бунта, проблемы человеческой свободы и совести.

Одним из самых интересных его произведений являются «Записные книжки» с мая 1935 г. по декабрь 1959 г. В них автор описывает свои жизненные переживания, зарисовывает художественные образы, пытается ответить на сложные насущные вопросы.

В его записные книжках прослеживаются интересные мысли по исследуемой нами проблеме. Человеческая телесность – это сложная междисциплинарная проблема, которая вовлекает в дискурс учёных, врачей, писателей, педагогов и многих других. Телесность как понятие отлично от тела, где последнее «довольно чёткий анатомический объект» (Л.Э.Этинген). Телесность как понятие стало вводиться под влиянием культурологии, семиотики (В.М.Розин). Телесность – это понятие, одной причиной создания которого является теоретико-методологическая, практико-психотехническая попытка преодолеть разрыв между душой телом. Полного решения психофизической проблемы добиться одним только введением понятия «телесность» мало представляется возможным, однако телесность задала особую зону взаимосвязей тела и психики. Телесность – это пространство сложных взаимодействий психических процессов (состояний, свойств и др.) и соматических процессов.

Экзистенциализм обладает выраженным феноменологическим дискурсом в отношении проблемы Я, Другого, Временности, Пространственности, и надо заметить телесности. Альбер Камю, как отмечал он сам, не причислял к плеяде таких философов. Его тексты отличаются от текстов Ж-П Сартра, Ортега-и-Гассета, Мерло-Понти (где последние могут быть объединены феноменологическим дискурсом). Произведения Камю рисуют особые отношения тела и души в пространстве Средиземноморья. Альбер Камю, родившийся и выросший во французской колонии Алжир, в напряжённые времена кризиса, войны и послевоенного устройства мира, имел особое восприятие природы, людей, смысла жизни.

По анализу романа «Посторонний» из глаголов преобладают глаголы не движения и действия, а глаголы состояния. На местах средиземноморского Алжира под солнцем тело и сознание обретало качества особого рода. Камю писал: «Ответ на вопрос, какие у меня самые любимые десять слов: "Мир, боль, земля, мать, люди, пустыня, честь, нищета, лето, море". Тема ограниченности жизни, возможность ухода из неё в любой момент дарит бесконечную свободу человеку, который может распорядится ей по своему осознанному выбору. Боль и нищета, «изнанка мира» (Камю) распадалась перед величавым солнцем и небом, откуда свет струился на морские порты и городские кварталы. Если жизнь ограниченна, то, считал Камю, особую ответственность приобретает человек – быть творцом. В «Записных книжках» мимолётные мысли содержат в себе описания состояний, раздумий, в некоторых местах определены телесные ощущения. «Постоянно такое чувство, словно я в открытом море: неизъяснимое счастье с привкусом опасности». Подчёркивается возможности максимального ощущения мира, окружающей природы, людей. Если существуют войны, кризисы, столкновения людей, то, несмотря на это всё, свобода человека, его совесть, его свобода, его счастье в определяющей степени будет зависеть он него самого. Иными словами, общество и государственные институты не могут отобрать у человека право быть счастливым, возможность «жить с открытыми глазами» (Камю), остро и тонко переживать происходящие вокруг события.

Май 1936 г.: «Не отгораживаться от мира. Когда живёшь на виду, нет опасности, что жизнь сложится неудачно. В любой ситуации, в несчастье, в разочарованиях я прежде всего стараюсь восстановить контакты. И даже в печали своей я полон желания любить и испытываю упоение при одном только виде холма в вечерней дымке.

Контакты с истиной, прежде всего с природой, потом с искусством посвящённых, и моё собственное искусство, если я способен его создавать. В противном случае ничто не коснётся меня: ни свет, ни вода, ни упокоение, ни влажные от желания губы.

Улыбка отчаяния. Безысходного, то тщетно пытающегося подчинить меня себе. Главное: не потерять себя и не потерять то сокровенное, что дремлет в мире».[1;207]

Разработанные Камю принципы гуманизма, человеческой совести, правильности жизненного предназначения воплотились в напряжённой общественной жизни. Являясь участником подпольной организации «Комба», Камю осуществлял пропагандисткую деятельность по освобождению Франции от нацистов. В то же время, он пытался регулировать политические волнения в Алжире, который ведя напряжённую войну – борьбу с Францией всё же отвоёвывает свою независимость.

Альбер Камю в юности заразился туберкулёзом. Его мировоззрение «обогатилось» данным телесным опытом, после чего идеи об абсурдности существования стали прослеживаться в его книгах. Камю был поклонником «телесных радостей» - футбола, купания, кроме этого, он много работал для театра. Делая сценарии, Камю ставил спектакли и сам в них играл. Он много сделал для развития театра в Алжире.

В «Записных книжках» автора фиксируется моменты его размышлений. «Какое имеет значение, страдал я или нет, если страдание пьянит меня, ибо оно – в этом солнце и этих тенях, в этом тепле и в этом холоде, идущем откуда-то издалека, из глубины морозного воздуха»[1;198]. В трудные годы военного лихолетья и нравственных потрясений Камю обращал внимания на простые, доступные глазу радости – свет солнца, блестящее море, теплота алжирских улиц. Обычные жизненные пейзажи наполняли психическим ресурсом и играли смыслообразующую роль. Ради красоты мира, гармонии в любых, часто не замечаемых обыденным взглядом вещах, можно совершать поступки, делать выбор, идти по лезвию бритвы политических, военных и общественных волнений. «К чему мне гадать, умирает ли что-нибудь в людях и страдают ли они, - ведь всё написано в этом окне, куда врывается бескрайнее небо».[1;198]

Идущие размышления о творчестве и счастье напрямую связаны с психологической проблемой акмэ – такого типа жизненного сценария, которых как бы фиксирует пик, верхушку личностного и профессионального развития. Творчество есть балансирование на пике. Между тем, в текстах «Записных книжек» есть слова Камю о психологической науке и о том принципе, по которому её правильно было бы строить: «Психология, сводящаяся к копанию в мелочах, ошибочна. Люди ищут себя, изучают. Чтобы познать себя, чтобы самоутвердиться. Психология есть действие, а не самокопание. Человек пребывает в поиске в течение всей жизни. Познать себя до конца – значит умереть».[1;213]

Красной нитью через произведения Камю проходит тема смерти.

Психологическая безопасность сопряжена с психологическим, психолого-акмеологическим, личностным ресурсом человека или группы людей переживать реальность жизни, касающуюся процессов смерти и умирания. Экзистенциализм, философия отчаяния, философия бунта против абсурда существования и напряжённого поиска смысла, тем не менее, имеет жизнеутверждающую программу.

Произведения Камю в определённой степени способны передавать психолого-акмеологический ресурс, ставить проблемы и предлагать решения. «Единственная возможная свобода есть свобода по отношению к смерти. Истинно свободный человек – тот, кто, приемля смерть как таковую, приемлет при этом и её последствия, то есть переоценку всех традиционных жизненных ценностей».[1;253]

Для понимания психолого-акмеологического феномена телесности в произведениях Камю необходимо было произвести сборку цитат «Записных книжек», которые в своей целостности могли показать ракурсы понимания телесности.


  1. Камю Альбер. Творчество и свобода. Статьи, эссе, записные книжки. Москва. Радуга. 1990 г.

  2. Кушкин Е.П. Альбер Камю. Ранние годы. Издательство Ленинградского Университета. 1982 г.

  3. Колобаев С.А. Проблемы психологии телесности на материалах «Записных книжек» Альбера Камю (в год 100-летнего юбилея писателя – нобелевского лауреата). Материалы Международной конференции «Альбер Камю в современном мире: литература, театр, литература, философия». Москва. Институт мировой литературы РАН. 2013 г.

Колобаев Сергей Андреевич – аспирант 2 курса очной формы кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАНХиГС при Президенте РФ, Москва, e-mail: Apeiron_serg@mail.ru; телефон: 8-495-427-04-91, 8-905-567-50-29.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психолого-акмеологический анализ понятия телесности на материалах «записных книжек» альбера камю (в год 100-летнего юбилея писателя-нобелевского лауреата) iconДолгосрочная муниципальная целевая программа «подготовка к празднованию...
...

Психолого-акмеологический анализ понятия телесности на материалах «записных книжек» альбера камю (в год 100-летнего юбилея писателя-нобелевского лауреата) iconТема «Экзистенциализм Камю»
Прочитайте первую часть «Эссе об абсурде» «Абсурдное рассуждение», а также «Миф о Сизифе» в изложении Камю и ответьте на следующие...

Психолого-акмеологический анализ понятия телесности на материалах «записных книжек» альбера камю (в год 100-летнего юбилея писателя-нобелевского лауреата) icon1. анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития...
Общая характеристика понятия «внимание»

Психолого-акмеологический анализ понятия телесности на материалах «записных книжек» альбера камю (в год 100-летнего юбилея писателя-нобелевского лауреата) iconУказом президента России В. Путина 2015 г объявлен в России Годом литературы
Синклера Льюиса (1885-1951), американского писателя, лауреата Нобелевской премии

Психолого-акмеологический анализ понятия телесности на материалах «записных книжек» альбера камю (в год 100-летнего юбилея писателя-нобелевского лауреата) iconУправление образования администрации ершовского муниципального района...
В соответствии с письмом №21-13 от 13. 03. 2015 Саратовской областной Думы депутатской фракции «Единая Россия» и в связи с приближающимся...

Психолого-акмеологический анализ понятия телесности на материалах «записных книжек» альбера камю (в год 100-летнего юбилея писателя-нобелевского лауреата) iconПрезентация школьных объединений до
К 105-летию со дня рождения русского писателя Н. Н. Носова и 100-летию со дня рождения русского писателя В. Ю. Драгунского театр....

Психолого-акмеологический анализ понятия телесности на материалах «записных книжек» альбера камю (в год 100-летнего юбилея писателя-нобелевского лауреата) iconМосковский комсомолец 18-25 ноября, 2009г
Апология”. А через некоторое время Дибров вообще исчез с голубого экрана. Пропал, растворился. И вот вернулся. Но каким-то совсем...

Психолого-акмеологический анализ понятия телесности на материалах «записных книжек» альбера камю (в год 100-летнего юбилея писателя-нобелевского лауреата) iconСобственные издания ("Народное образование" и "нии шт")
Народное образование". Выпуск №3/2008г. Выпуск посвящен организации летнего отдыха. В номере: "Стратегия развития летнего отдыха",...

Психолого-акмеологический анализ понятия телесности на материалах «записных книжек» альбера камю (в год 100-летнего юбилея писателя-нобелевского лауреата) iconПояснительная записка. Данная программа составлена на основе типовой...
Асте от 10 до 17 лет. Программа призвана выявлять, развивать, учитывать склонности детей. Она основана на длительном и многостороннем...

Психолого-акмеологический анализ понятия телесности на материалах «записных книжек» альбера камю (в год 100-летнего юбилея писателя-нобелевского лауреата) iconПрограмма Основные понятия археологии
Основные понятия археологии. Определение археологии и ее место среди исторических наук. Объект и предмет археологии как науки. Анализ...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную