Теоретические основы профилактики зависимостей от пснхоактнвных веществ






Скачать 365.5 Kb.
НазваниеТеоретические основы профилактики зависимостей от пснхоактнвных веществ
страница1/3
Дата публикации20.03.2015
Размер365.5 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > География > Документы
  1   2   3
Теоретические основы профилактики зависимостей от пснхоактнвных веществ

Научно-теоретические исследования в области профи­лактики наркомании проводятся во всем мире. «Как бо­роться с наркоманией?» — главный вопрос, стоящий пе­ред исследователями.

Однозначного ответа до сих пор не существует. Мно­гие концепции, на которых основывается профилактика наркомании в нашей стране и за рубежом, оказываются несостоятельными, так как в общественной жизни все время происходят изменения, за которыми не может уг­наться ни одна из уже созданных теорий. Необходим постоянный поиск новых путей решения этой проблемы. Однако каждая теория содержит некоторые положения, которые могут оказаться универсальными социально-пси­хологическими феноменами. Их необходимо учитывать при проведении профилактики наркомании и других форм отклоняющегося поведения.

Одна из теорий, на которой базируются многие евро­пейские и западные программы, — теория социального научения А. Бандуры. Согласно этой теории личность человека изменяется под воздействием требований социальной среды, в результате чего происходит обучение определенным формам поведения. Поведение человека является результатом тех воздействий, которые оказыва­ет на него социальная среда (Bandura A., 1977). Человек налаживает поведенческий опыт реагирования на требо­вания среды. Меняет стиль своего поведения таким об­разом, чтобы проблемы взаимодействия с окружающей социальной действительностью были менее травматичными, а само поведение — более эффективным. В детстве этот процесс происходит преимущественно неосознанно, по мере взросления человек действует более сознательно и целенаправленно.

В связи с этим А. Бандура предлагает осевое, наибо­лее важное, по его мнению, понятие — самоэффектив­ность. Это понятие — комплексное. Оно характеризует степень осознования человеком эффективности своего по­ведения, умение управлять поведением и контролировать его для достижения определенных жизненных целей.

Данные положения теории А. Бандуры широко ис­пользуются в современных научно-обоснованных профи­лактических программах, цель которых — осознание про­цесса формирования собственного поведения. Развитие же самоэффективности является одной из основных пре­вентивных целей. В представленных программах само­эффективность не только достигается, но измеряется ее уровень, повышение которого является одним из крите­риев эффективности профилактической программы в целом.

Существенное влияние на разработку современных про­филактических программ оказала также транзакциональная теория стресса и копинга Р. Лазаруса. По мнению Р. Лазаруса, развитие различных форм поведения, приводящих к адаптации личности, определяется механизмами преодоления стресса (Lazarus R.S., 1980,1981). Поведение рассматривается как результат взаимодействия между че­ловеком и окружающей средой.

Р. Лазарус вводит понятие «копинг» (coping) — пре­одоление стресса, совладание с ним. Поведение, направленное на устранение или уменьше­ние силы воздействия стрессогенного фактора на лич­ность, называют копинг - поведением или совладающим поведением.

Для совладания со стрессом каждый человек исполь­зует собственные стратегии (копинг - стратегии) на осно­ве имеющегося у него личностного опыта (личностных ресурсов или копинг - ресурсов). Совпадающее поведе­ние является результатом взаимодействия копинг - страте­гии и копинг - ресурсов.

Успешность адаптации к стрессам определяется уров­нем развития копинг-ресурсов. Низкое развитие приво­дит к формированию пассивного дезадаптивного копинг - поведения, социальной изоляции и дезинтеграции личности.

С. Фолькман выделяет следующие виды копинг - ресурсов:

  • физические (здоровье, выносливость и т.д.);

  • психологические (убеждения, самооценка, локус контроля, мораль и т.д.);

  • социальные (социальные связи человека и другие виды социальной поддержки).

Она подразделяет их на личностные и средовые копинг - ресурсы. (Folkman S., 1984). К копинг - ресурсам, помогающим справиться со стрессогенными ситуациями, относятся:

Ресурсы личности:

Q ресурсы когнитивной сферы — возможности, позво­ляющие оценивать воздействие социальной среды, окружающей человека;

Q я-концепция, или представление человека о себе;

Q интерналъный локус контроля — умение контро­лировать свою жизнь и принимать на себя ответ­ственность за нее;

Q аффилиация — умение общаться с окружающими, определенная социальная компетентность, стремле­ние быть вместе с людьми;

Q эмпатия — умение сопереживать окружающим, про­живать вместе с ними какой-то отрезок их жизни, накапливая при этом свой собственный опыт;

Q позиция человека по отношению к жизни, смерти, любви, одиночеству, вере;

Q духовность человекаё1;

Q ценностная мотивационная структура личности.

Ресурсы социальной среды:

Q система социальной поддержки — окружение, в котором живет человек (семья, общество);

Q социально-поддерживающий процесс — умение нахо­дить, принимать и оказывать социальную поддержку.

___________________________________________________________________

1 В качестве атрибутивного, основополагающего свойства человека, определяющего все другие свойства и объединяющие их в единую целостность, гуманистически ориентированная педагогика рассматривает духовность. Духовность в контексте гуманистического видения понимается как сущностная характеристика, позволяющая человеку «обладать представлением о себе» (И. Кант), осознавать свое личностное «Я». Духовность характеризуется такими свойствами, как идеальность, субъективированность, активность, относительная неизменность и т.д. Она функционирует как самосознание, самопознание человеком своего «Я» и проявляется в определенных состояниях психики человека: совесть, долг, ответственность, стыд, менталитет и т.д. Духовность позволяет человеку понять законы окружающей действительности, осознать уникальность, неповторимость самого себя, понять свое личностное «Я», выработать программы регулирования и управления своим поведением, понять свое место, роль и предназначение в мире, обществе. Особое значение имеет духовность в момент осуществления выбора человеком определенного типа поведения (активное – пассивное – девиантное – деликвентное – конформное), а также при решении человеком проблемы смысла своей жизни. Человек выбирает систему ценностей, стратегические цели, которые выступают ориентиром его личностного развития (это и есть решение проблемы смысла жизни). Решая данную проблему, человек выбирает один из возможных вариантов действия, например, таких как «жить или умереть» (А. Камю), «иметь или быть» (Э. Фромм). Каждый человек, решая эти проблемы, в качестве целевого ориентира выбирает одну из стратегических задач: обладание собственностью, властью, стремление к наслаждению, полному удовлетворению своих потребностей, стремление к славе, популярности, стремление к личностному самоутверждению и реализации всех своих сущностных сил и своего предназначения и т.д. Гуманистическая педагогика особо выделяет необходимость в реализации человеком своего предназначения в мире, в полном развертывании своих возможностей и способностей, в стремлении к истине, добру, красоте, благу и т.д., понимает высший смысл жизни человека в самой жизни (Э. Фромм).

В последнее время исследование различных форм пре­одоления стресса становится основой разработки про­грамм профилактики различных заболеваний, в том чис­ле зависимости от психоактивных веществ. Концепция копинга является одной из центральных в современной теории стресса, а умение успешно преодолевать стресс рас­сматривается как основной фактор, который помогает человеку эффективно справляться с негативными воздей­ствиями стрессовых ситуаций.

Копинг - поведение

Работы, посвященные изучению феномена копинг-по-ведения, появляются в зарубежной психологии со второй половины XX века. Как уже отмечалось, понятие «coping» в переводе с английского языка означает «преодоление» (соре — преодолевать). В работах немецких авторов ис­пользуется термин «bewaltigung» (преодоление). Отече­ственные исследователи понятие «копинг - поведение» ин­терпретируют как совпадающее поведение или психологическое преодоление. Копинг - поведение подра­зумевает индивидуальный способ совладания человека с затруднительной ситуацией в соответствии с ее значимо­стью в его жизни и с личностно - средовыми ресурсами, которые во многом определяют поведение человека.

Понятие «копинг» интерпретируется по-разному в раз­ных психологических школах.

Первый подход — неопсихоаналитический. Копинг - процессы рассматриваются как эго-процессы, направ­ленные на продуктивную адаптацию личности в труд­ных ситуациях. Функционирование копинг - процессов предполагает включение когнитивных, моральных, со­циальных и мотивационных структур личности в про­цесс совладания с проблемой.

В случае неспособности личности к адекватному преодолению проблемы вклю­чаются защитные механизмы, способствующие пассив­ной адаптации. Такие механизмы определяются как ригидные, дезадаптивные способы совладания с проблемой, препятствующие адекватной ориентации индивида в реальной действительности. Иначе говоря, копинг и защита функционируют на основании одинаковых эго-процессов, но являются разнонаправленными механиз­мами в преодолении проблем (Haan N., 1977).

Второй подход определяет копинг как качества лич­ности, позволяющие использовать относительно постоян­ные варианты ответа на стрессовые ситуации. А. Биллингс и Р. Моос выделяют три способа совладания со стрессовой ситуацией.

1. Копинг, нацеленный на оценку, — преодоление стресса, включающее в себя попытки определить зна­чение ситуации и ввести в действие определенные стратегии: логический анализ, когнитивная переоцен­ка и др.

2. Копинг, нацеленный на проблему, — совладание со стрессом, имеющее целью модифицировать, умень­шить или устранить источник стресса.

3. Копинг, нацеленный на эмоции, — преодоление стресса, включающее в себя когнитивные, поведен­ческие усилия, с помощью которых человек пыта­ется уменьшить эмоциональное напряжение и под­держать аффективное равновесие. (Billings A.G., MoosR.H., 1984).

В третьем подходе копинг выступает как динамичес­кий процесс, который определяется субъективностью пе­реживания ситуации и многими другими факторами. Р. Лазарус и С. Фолькман обозначили психологическое преодоление как когнитивные и поведенческие усилия личности, направленные на снижение влияния стресса. Активная форма копинг-поведения, активное преодоле­ние, является целенаправленным устранением или ослаб­лением влияния стрессовой ситуации. Пассивное копинг-поведение, или пассивное преодоление, предполагает использование различного арсенала механизмов психо­логической защиты, которые направлены на снижение эмо­ционального напряжения, а не на изменение стрессовой ситуации.

Р. Лазарус выделил три типа стратегий совладания с угрожающей ситуацией: механизмы защиты Эго; прямое действие — нападение или бегство, которое сопровожда­ется гневом или страхом; совладание без аффекта, когда реальная угроза отсутствует, но потенциально существует.

По мнению С. Фолькман и Р. Лазаруса, копинг вы­полняет две основные функции:

Q регуляция эмоций (копинг, нацеленный на эмоции);

Q управление проблемами, вызывающими дистресс (копинг, нацеленный на проблему).

Обе эти функции осуществляются в большинстве стрес­совых ситуаций. Их количественное соотношение зави­сит от того, как оцениваются стрессовые ситуации. Оцен­ка происходящего играет важную роль в процессе эволюции человека, от нее зависит интенсивность и ха­рактер эмоций, которые испытывает человек, встречаясь с проблемами.

Д. Галахер выдвинул гипотезу, что оценка события за­висит от объема имеющихся у личности ресурсов, позво­ляющих справиться с этим событием. Если индивид оце­нивает ресурсы как недостаточные, неадекватные, то событие воспринимается как угроза. Обычно устойчивые к стрессу люди адекватно оценивают свои ресурсы и вос­принимают стрессогенные события как изменения (GalagherD.,1990).

Выделяются два вида когнитивной активности — пер­вичная и вторичная оценка.

Первичная оценка позволяет человеку решить, являет­ся ли данная ситуация угрожающей или ее можно отне­сти к ситуации изменения, которая не содержит в себе угрозы его благополучию. Она позволяет оценить силу стрессового воздействия, сопоставить возможность нано­симого им вреда с индивидуальными возможностями. Вторичная оценка дополняет первичную. Она опреде­ляет, какими методами можно повлиять на негативное со­бытие и его исход, то есть процесс выбора механизмов и ресурсов преодоления стресса. С ее помощью человек решает, что он может сделать в данной ситуации. За когнитивной оценкой ситуации следует выработка механизмов преодоления стресса.

Если у животных поведенческий ответ на неблагопри­ятные воздействия среды проявляется преимущественно избеганием, уходом от угрожающей ситуации, агрессией, то у человека при преодолении стресса включаются ког­нитивные мыслительные процессы принятия адаптацион­ного решения (Lazarus R.S., 1984).

А. Нэзу, Т. Дзурилла, М. Голдфрид первыми описа­ли процесс разрешения социальных проблем или копинг-процесс. Это явилось теоретически важным моментом в изучении формирования активного совпадающего пове­дения — стратегий разрешения проблем. Активное раз­решение проблем является когнитивно-поведенческим процессом, в результате которого формируется общая социальная компетентность личности .(D'Zurilla T.J., NezuA., 1982).

Авторы выделили пять компонентов копинг-процесса.

  1. Ориентация в проблеме, подключение когнитивно­го и мотивационного компонентов для общего оз­накомления.

2. Определение и формулирование проблемы, ее опи­сание в конкретных терминах и идентификация спе­цифических целей.

3. Генерация альтернатив, разработка многочисленных возможных вариантов решения проблемы.

4. Выбор оптимального варианта решения проблемы.

5. Выполнение решения с последующей проверкой, подтверждением его эффективности.

Копннг-стратегня

Проблеме совладания со стрессом посвящено множество исследований. Среди них наиболее популярны работы, изу­чающие механизм действия копинг-стратегий (поведенческих стратегий), их связь с копинг-ресурсами (личностными ре­сурсами) и другими психологическими характеристиками. В этих работах определяются стили совпадающего поведе­ния, изучается его влияние на процессы адаптации, самочув­ствие людей. Большой интерес вызывают возрастные и по­ловые различия копинг-поведения.

Установлено, что психическое и физическое самочув­ствие зависит от выбора копинг-стратегий в момент стол­кновения с психотравмирующей ситуацией. Использова­ние активных совпадающих поведенческих стратегий и относительно низкая восприимчивость к стрессовым ситу­ациям способствуют улучшению самочувствия. А к его ухудшению и нарастанию негативной симптоматики при­водят избегание проблем и применение пассивных страте­гий, направленных не на разрешение проблемы, а на умень­шение эмоционального напряжения (Nakano К., 1991).

В использовании копинг-стратегий существует опреде­ленная возрастная динамика. С увеличением возраста повышается вероятность использования активных проблемосовладающих поведенческих стратегий (Petrosky М., BirkimerJ., 1991).

Исследование стратегий преодоления стресса, исполь­зуемых студентами, показало, что эмоционально-ориен­тированные поведенческие стратегии служат непосред­ственному эмоциональному решению снятия негативных ощущений, а стратегии, ориентированные на проблему, направлены на изменение реальной ситуации. Кроме того, было установлено, что люди с высокой тревожнос­тью чаще используют эмоциональные копинг-стратегии (избегание, обвинение и т.п.), которые связаны со сни­жением самооценки, ухудшением адаптации к заболева­ниям (Newton T.L., Contrada R.J., 1992), а высокий уро­вень психологической зрелости людей, ощущение собственной значимости, высокая самооценка обуславли­вают использование когнитивных копинг-стратегии. (FeltonB.J., RevensonT.A., 1987).

Исследуя половые различия в стиле преодоления стрес­са, Н. Эндлер и Д. Паркер пришли к выводу, что у жен­щин молодого возраста стиль преодоления депрессии более эмоционален и более ориентирован на избегание. Однако и мужчины, и женщины с явно выраженной деп­рессивной симптоматикой более склонны к эмоциональ­ному стилю преодоления стресса, чем люди с менее вы­раженной депрессией (Endler N.S.,Parker J.D.,1990).

По данным Н. Кьюпера с соавторами, дистанцирование, самоизоляция рассматриваются как неэффективные стратегии поведения, способствующие возникновению депрессии. Установлено также, что при борьбе со стрессогенными событиями уязвимые люди используют неадек­ватные стратегии, преимущественно самоизоляцию (Kui per N.,1989).

Т. А. Вилле исследовал поведенческие копинг-стратегии, которые включают действия, способствующие или не способствующие употреблению психоактивных веществ. Поведение, направленное на избегание контактов с людьми, употребляющими наркотики, облегчает противостояние социальному давлению и уменьшает вероятность нарко­тизации. Поиск социальной поддержки у лиц, не упот­ребляющих наркотики, способствует прекращению нар­котизации. Поведение же, направленное на реализацию поведенческой стратегии «поиск удовольствия», поиск поддержки у наркоманов, способствует усилению нарко­тизации (Wills T.A., 1985).

Интерес исследователей к проблеме совладания со стрессом привел к тому, что за последние 15 лет увеличи­лось число работ, авторы которых пытались не только изучить, но и измерить копинг-поведение, создавая для этой цели специальные анкеты.

Дж. Амирхан на основе факторного анализа разнооб­разных копинг-ответов на стресс разработал «Индикатор копинг-стратегий». Он выделил 3 группы копинг-стра-тегий: разрешения проблем, поиска социальной поддер­жки и избегания (Amirkhan J., 1990).

«Индикатор копинг-стратегий» можно считать одним из наиболее удачных инструментов исследования базис­ных стратегий поведения человека. Идея этого опросни­ка заключается в том, что все поведенческие стратегии, которые формируются у человека в процессе жизни, мож­но подразделить на три большие группы:
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Теоретические основы профилактики зависимостей от пснхоактнвных веществ iconПрограмма учебного курса «основы здорового образа жизни и профилактика...
Структура и содержание курса «Основы здорового образа жизни и профилактики употребления пав» составлены в соответствии с изложенными...

Теоретические основы профилактики зависимостей от пснхоактнвных веществ iconВопросы для подготовки экзамену по дисциплине: «Психология и психотерапия...
Расстройство личности вследствие употребления психоактивных веществ и другие аддиктивные расстройства

Теоретические основы профилактики зависимостей от пснхоактнвных веществ iconТеоретические основы криминологического исследования причин и условий женской преступности
Вопрос о том, чем обусловлено преступное поведение женщин, что ими движет, является одним из главных при рассмотрении проблемы женской...

Теоретические основы профилактики зависимостей от пснхоактнвных веществ iconРабочая программа дисциплины Теоретические основы органической химии...
Целями освоения дисциплины Теоретические основы органической химии биологически активных добавок являются

Теоретические основы профилактики зависимостей от пснхоактнвных веществ iconМетодические разработки для студентов тема: Предмет, задачи и основные...
Цель занятия: Закрепить теоретические знания студентов по организации психиатрической помощи

Теоретические основы профилактики зависимостей от пснхоактнвных веществ iconРабочая программа по дисциплине «теоретические основы современных...
Рабочая программа дисциплины «Теоретические основы современных технологий» компонента Ф. 02 цикла опд составлена в соответствии с...

Теоретические основы профилактики зависимостей от пснхоактнвных веществ iconСхема анализа работы образовательного учреждения по профилактике...
Характеристика внутренней политики образовательного учреждения в области профилактики употребления пав

Теоретические основы профилактики зависимостей от пснхоактнвных веществ iconС. Н. Мельник Теоретические и методические основы

Теоретические основы профилактики зависимостей от пснхоактнвных веществ iconОсновы аудита Общие указания по выполнению контрольных работ
В соответствии с учебным планом по курсу «Основы аудита» студент заочной формы обучения выполняет одну контрольную работу, которая...

Теоретические основы профилактики зависимостей от пснхоактнвных веществ iconТема: Адсорбция
С помощью адсорбции начинается взаимодействие любых веществ с клетками и тканями организма (питательных, токсических, лекарственных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную