Скачать 74.98 Kb.
|
Субботин Дмитрий Анатольевич, учитель географии муниципальной казенной общеобразовательной школы «Лебяжьевская средняя общеобразовательная школа» Лебяжьевского района Тема: Урал – «каменный пояс Русской Земли», 8 класс Цель: сформировать целостное представление об Урале как о крупном природном комплексе России Задачи: -изучить особенности природы Урала: познакомить с природой, геологическим строением и рельефом, природными ресурсами Урала - формировать навыки работы с картографическими и другими источниками географических знаний - развивать творческие способности и коммуникативные навыки - воспитывать любовь к родине, гордость за свой край, свою страну Оборудование к уроку: Физическая, тектоническая карта России, карта Урала, фотографии Северный Урал, Южный Урал, коллекция минералов и горных пород, иллюстрации к книге П.П. Бажова «Каменный цветок». Структура урока (план)
Содержание. Ход урока 1.Организационный момент Здравствуйте, ребята! Садитесь! Во втором полугодии мы с вами приступили к изучению крупных природных районов России. И уже познакомились с двумя районами. Давайте назовем их? (Восточно-Европейская (Русская) равнина, Кавказ) Покажите на карте?
2. Изучение нового материала: Учитель: Прослушайте фрагмент аудио постановки «Каменный цветок» П.П. Бажова и рассмотрите иллюстрации, ответьте на вопросы (слайд №1):
Учитель: Павел Петрович Бажов – писатель Урала, автор известных сказов. (слайд№3) Послушайте, что говорил сам Павел Петрович Бажов: «Урал – всей страны гордость. Он ведь всегда такой был, только до поры до времени дремал, скованный, как богатырь в цепях…. Нет такого второго места на Земле, как наш Урал». (слайд №4) Почему же так говорил русский писатель? (любил Урал, жил на Урале, считал своим долгом рассказывать об Урале, людях живущих и работающих на родной земле). Родной Урал и для нас, жителей Зауралья. Сегодня мы поговорим об Урале как о крупном природном комплексе России Начнем с исторической справки (слайд №5-8): Урал – граница между Европой и Азией. Переводится Урал – «пояс» (с тюркского) или ур- по-мансийски\ урэ- по-эвенкийски - «гора». Название «Урал» появилось с 18 века в работах русского историка Василия Никитича Татищева. В античности Уральские горы назывались Рифейскими, до 18 века в России их называли «Камень», «Земной пояс», «Каменный пояс Русской Земли». Все эти названия не случайны, они напрямую связаны с географическим положением Уральских гор. В чём же его особенность? Задание 1: по карте атласа определим особенности географического положения Урала (с.42 Атлас География России). Вопросы и задания (слайд №9): - в каком направлении вытянуты Уральские горы? (От побережья Северного Ледовитого океана за полярным кругом до 500 с.ш.) - определите, на сколько километров протянулись Уральские горы с севера на юг, запада на восток? Запишите в тетрадь (протяженность с севера на юг - более 2000 км, ширина – от 50 до 150 км) - как может повлиять на природу Урала его вытянутость более чем на 2000 км с севера на юг? (разнообразие климата, природных зон) - с какими равнинами граничат Уральские горы с запада и востока? Запишите в тетрадь (с запада к Уралу подходит Восточно – Европейская равнина, а с востока- Западно-Сибирская равнина) Задание 2. Рассмотрим подробно карту Уральских гор (рис. 99 Орографическая схема Урала) - определите по карте высоту Уральских гор (средневысокие хребты и кряжи, самая высокая вершина Урала – гора Народная (1895м) (слайд № 10-11) - изучите таблицу 7 «Наиболее высокие вершины Урала», найдите на рис.99 назовите самые высокие вершины Урала, отметьте на контурной карте вершину и высоту г. Народной (приложение 1)-(слайд №12-14) - что можно сказать о высоте Уральских гор? К какой группе по высоте их можно отнести? (средневысотные) Учитель: Уральские горы состоят из нескольких горных хребтов, вытянутых с севера на юг параллельно друг другу. Между хребтами по продольным долинам текут реки. Хребты разделены поперечными долинами на отдельные массивы. Только один хребет образует длинную цепь и не разделяется поперечными долинами – это Водораздельный хребет, разделяющий речные системы Печоры и Волги на Русской равнине и Оби на Западно-Сибирской. Задание 3: Найдите на карте реки, стекающие с Уральских гор, назовите их (Печора – впадает в Баренцево море; Притоки Камы – Чусовая, Белая Уфа, Вишера, Урал – реки внутреннего бассейна; восточные склоны- реки относящиеся к речной системе Оби: Щучья, Северная Сосьва, Тавда, Тура, Исеть, Миасс) (слайд №15) Учитель: Уральские горы имеют плоские и округлые вершины, покрытые каменными россыпями. Камни в россыпях разных размеров. Над вершинами иногда возвышаются останцы, имеющие причудливые очертания. Приполярный Урал имеет остроконечные вершины в идее зубчатых гребней. (слайд №16-18) Задание 4 «Составляем схему рельефа Урала» (слайд № 19) Урал – ассиметричные горы. Западный склон пологий, восточный –крутой. От Русской платформы Уральские горы отделены краевым прогибом. Западные склоны сложены осадочными породами, а водораздельный хребет и восточные склоны – магматическими и метаморфическими. Перенесём схему в тетрадь. Учитель: Уральские горы поражают богатством своих недр (например, по запасам платины, асбеста, драгоценных камней, калийных солей Уралу принадлежит одно из первых мест в мире). Это определяется геологическим строением Урала. Задание 5 Обратимся к рис. 102. Геологическое строение Урала. (слайд №20-21) - Между какими двумя платформами расположены Уральские горы? ( Уральские горы расположены между двумя платформами: с запада – Русская платформа, а к востоку – Западно – Сибирская плита). Между Русской платформой и Уралом находится Предуральский краевой прогиб, сложенный толщами осадочных пород: глин, песка, гипса, известняка. Урал - древние горы, образованные в палеозое, в течение мезозоя и палеогена были почти полностью разрушены. В неоген – тектонические движения подняли на различную высоту отдельные блоки Урала – возникли складчато-глыбовые Уральские горы. Горы подвергались разрушению, в результате у поверхности оказались внутренние части складок, где активно шли процессы минералообразования, возникли различные руды. Длительные разрушения сделало доступными для разработки месторождения полезных ископаемых. Задание 6. по карте найти месторождения полезных ископаемых Предуралья и восточных склонов Урала, отметить на контурных картах (слайд №22). - Найдите месторождения железных руд (Магнитогорское, Высокогорье, Качканарское, Бакальское, Халиловское) - Найдите месторождение медных руд: Красноуральское, Гайское, Сибаевское -найдите месторождение золота (Березовское) - найдите месторождение асбеста (Баженовское) -найдите месторождение калийных и каменных солей (в Прикамье) - найдите месторождение нефти (Ишимбай) - найдите месторождение угля (Печорский бассейн, Кизеловский – в Предуралье) - алмазов (бассейн реки Вишеры) -бокситы и марганец (Северный Урал) - запасы калийных солей, каменной соли, гипса (Верхнекамское, Соль-Илецкое, Усольское месторождения) (приложение №2) Учитель. Богат Урал всевозможными драгоценными и поделочными камнями. Уральские самоцветы: аметисты, дымчатые топазы, зелёный изумруд, сапфиры, прозрачный горный хрусталь, александриты (слайд №23-29) Учитель: В начале урока мы определили, что большая протяжённость Уральских гор определяет разнообразие климата. Рассмотрим карту: северная часть Урала расположена за Северным полярным кругом и получает солнечной радиации значительно меньше, чем южная часть. Задание 7. «Климат Урала». Проведите анализ статьи «Краткая характеристика климата Урала» (приложение 3), заполните таблицуОпределите и запишите средние температуры января и июля на Северном Урале и Южном Урале (заполнить таблицу – слайд 30)
История освоения и изучения Урала (сообщение ученика)- презентация (приложение 4) 3. Подведение итогов. Рефлексия Учитель: Наш урок подходит к концу, подведём итоги. Я предлагаю ответить на вопросы: -Что я узнал (а)/ знаю об Урале? -Что я хотел бы узнать/о чём я хотел бы узнать больше? 4. Домашнее задание Параграф 32, ответить на вопросы 3,4 (стр.186) Дополнительное задание (для тех, кому интересно) Посмотреть документальный фильм об Урале Леонида Парфёнова «Хребет России», подготовить сообщение. Прилагаемые медиаматериалы: 1) презентация учителя «Урал – каменный пояс Русской Земли» 2) презентация ученика «История освоения Урала» Использованная литература и ресурсы сети Интернет
Ресурсы сети Интернет
|
![]() | Друзья друг другу всегда во всё помогают. Знания о горных породах и минералах помогут нам лучше понять творчество Павла Петровича... | ![]() | Бажов П. П. Уральские сказы «Каменный цветок», «Горный мастер», «Медной горы хозяйка» |
![]() | «Как развить духовность индивидуума в разных звеньях образования?» и «Как научить детей с ранних лет чувствовать и развивать истоки... | ![]() | Этимологический словарь русского языка для школьников. Москва. Ооо «Дом Словенской книги» 2007 г |
![]() | «Национальная экономика» специализаций «Экономика и право», «Экономико-правовая безопасность организации» / [сост. О. А. Кожевников];... | ![]() | «Слово о погибели Русской земли», «Евпатий Коловрат» (из «Повести о разорении Рязани Батыем») |
![]() | ![]() | «Слово о полку Игореве» — выдающийся памятник древнерусской литературы. Воплощение в «Слове» идеи единства Русской земли | |
![]() | Цель: воспитание нравственных качеств, гордости и уважения к историческому прошлому Русской земли | ![]() | Урал, в сказочный край, где синие озера, светлые сосновые леса, высокие горы, хранящие в себе несметные богатства: золото, серебро,... |