Комитет по образованию администрации города новоалтайска






Скачать 354.04 Kb.
НазваниеКомитет по образованию администрации города новоалтайска
страница1/3
Дата публикации07.05.2015
Размер354.04 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > География > Документы
  1   2   3
Приложение 2

к информационно-аналитической карте конкурса
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВОАЛТАЙСКА

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Станция юных натуралистов города Новоалтайска»

УТВЕРЖДЕНО:

Директор СЮН

____________ Н. А. Лисина

Протокол ПС

№_______от_____________
Коррекционно-развивающая программа

для детей с ограниченными и физическими возможностями здоровья, посещающих группу продленного дня
"Зеленый мир"
Авторы – составители:

Наталья Анатольевна Коровина

Педагог – психолог

Надежда Николаевна Воронина

Заведующая библиотекой

Краснова Евгения Александровна

Социальный – педагог

Директор

Рецензент:

____________________________

____________________________

Новоалтайск



Пояснительная записка.

Актуальность:

Понятие «экологическая культура»  или «экологическое мировоззрение» включает соответствующие идеалы и ценности, нормы поведения, экологическую ответственность, чувство "Гражданина планеты Земля".

Как правило, человек, которому с детских лет не привито нравственное отношение к природе, став взрослым человекам, окажется, глух к запоздалым усилиям привить ему нормы профессионально-экологической морали.

Не стоит считать, что дети с ограниченными и физическими возможностями здоровья не нуждаются в экологическом воспитании. Эти дети являются неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в окружающую их действительность, а, став взрослыми, способны влиять на нее. Ведь основная цель воспитания детей с ограниченными и физическими возможностями здоровья подготовить к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Значит, дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.

Полноценная социальная адаптация детей с отклонениями в развитии невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения, включающего в себя и экологическое воспитание.

Проблема экологического воспитания обретает новые характеристики и, соответственно, новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности воспитанников.

Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он может проявить в дальнейшем.

Особенно важно это для детей с ограниченными возможностями, которые не в состоянии самостоятельно отделить плохое от хорошего, составить себе шкалу нравственных ценностей. Системный подход воспитателей при формировании экологических представлений у проблемных детей позволяет снизить силу цинизма, бездуховности, дурного примера и, наоборот, усилить ориентацию на развитие интересов и способностей.  Усилия педагогов должны быть направлены на укрепление здоровья, овладения новыми навыками общения и поведения в окружающем мире, дисциплинированности, упорства в достижении цели, общего развития личности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека.

Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую.

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Условием такого воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности воспитанников, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком, в доступной для умственно отсталых детей форме.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Цель экологического воспитания – Способствовать формированию ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Создавать условия для укрепления психологического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья

В задачи входит:

  • формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

  • формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

  •  развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

 Результат работы складывается из комплексного труда педагогов специальных (коррекционных) учреждений, работников дополнительного образования, родителей и просто неравнодушных людей. Для достижения поставленных целей необходима система экологического воспитания, учитывающая особенности умственно отсталых детей, их склонностей, поведения и характера.

Один из основных методов работы с детьми является, Арт-терапия. Арт - терапия - представляет собой метод коррекции и развития посредством творчества. Причем, важен сам процесс, а не конечный продукт и его оценка. Техники арт-терапии дают возможность относительно безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям. Через работу с многогранными символами в искусстве развиваются ассоциативно-образное мышление, а также блокированные или слаборазвитые системы восприятия. Арт-терапия ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. Чем лучше человек умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью. Терапия искусством формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами, умение видеть разнообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач.

В отличие от многих коррекционно-развивающих направлений, Арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми, которые не всегда могут выразить словами свое эмоциональное состояние, трудность, проблему. Находясь в творческом пространстве, ребенок получает возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сферах, так не обходимую детям с ограниченными и физическими возможностями здоровья. Арт-терапевтическая атмосфера способствует раскрытию ребенком своего потенциала, что также приводит к позитивным результатам психологической помощи. Важна естественная склонность ребенка к игровой деятельности, склонность к фантазии. Учитывая это при организации коррекционной работы с элементами Арт-терапии, на занятиях создается атмосфера игры и творчества.

Эффективны Арт-методы и при работе с детьми с ограниченными возможностями. Как правило, у них слабо развито рефлексивное Я, в связи с чем им очень сложно выразить словами происходящее с ними. Также для большинства из них характерно наличие негативной Я-концепции, которую можно изменить, улучшить, используя богатый ресурс Арт-технологий и связывая ее с экологической направленностью. То есть через творческую направленность арт – терапии донести, до детей идеалы и ценности, нормы поведения, экологическую ответственность, чувство "Гражданина планеты Земля", так как творческий язык является доступным и понятным всем детям в том числе и детям с ограниченными возможностями. А так же процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как важный психопрофилактический фактор.

Таким образом, имеется широкий спектр показаний для проведения арт-терапевтической работы в системе образования детей с ограниченными и физическими возможностями здоровья:

  • Развития идеалов ценностей;

  • Нормы поведения;

  • Развитие экологической ответственности;

  • Развитие чувства ответственности к природе;

  • развитие творческих способностей и креативности;

  • негативная «Я-концепция», искаженная самооценка, низкая степень самопринятия;

  • трудности эмоционального развития, импульсивность, повышенная тревожность, страхи, агрессивность;

  • переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, стрессовые состояния, депрессия;

При реализации программы используются такие техники работы, как:

  • сказкотерапия (сочинение и проигрывание сказок);

  • мульттерапия, куклотерапия (изготовление кукол и проигрывание историй с ними), фолк-терапия  (изготовление русских народных кукол: тряпичных и лыковых);

  • Изотерапия, мандалотерапия (рисование в круге, плетение мандал из ниток) (рисование красками, цветными карандашами, монотипия), лепка из пластилина, аппликация, макетирование, коллаж и пр.

Специфика программы заключается в форме проведения: открытая арт-студия. В условиях деятельности продленного дня. Данная форма организации позволяют  объединить детей с различными проблемами в здоровьи в одну группу, а так же подключиться каждому желающему к группе с любого занятия, поскольку тема новой встречи отлична от предыдущих и последующих, т.е. на протяжении учебного года нет повторяющихся занятий. На занятиях ребенок личностно и творчески развивается, испытывает себя, познает свой внутренний мир, причины собственного поведения, учится наиболее эффективным способам разрешения проблем, приобретает навыки эффективного общения с людьми.

Основными ценностями здесь выступают не результат (творческий продукт), а сама личность участника. Каждый ребенок окружается вниманием, верой в него, доброжелательным отношением. Лишь только сам участник может оценить свой результат, со стороны других оценок нет и быть не может.

Организация занятий, кадровое обеспечение, необходимые материалы

Предлагаемый вариант программы рассчитан на 216 занятий, продолжительностью 2 раза в неделю по 3 часа в день.

Форма детско образовательного объединения: группа продленного дня.

Занятия ведут три специалиста (педагог - психолог, заведующий библиотекарь, социальный - педагог), что позволяет осуществить более эффективную помощь детям: оказать внимание одновременно нескольким участникам, быстро организовать необходимое пространство для творчества (расставить, убрать нужные материалы), не упустить некоторые важные моменты и особенности поведения детей.

Оптимальное количество участников – 5 - 8 человек. Группы формируются в соответствии с возрастом детей: младшие школьники (8-11 лет), подростки (12-16 лет).

Помещение для проведения занятий должно иметь рабочую зону (столы) и свободную зону для упражнений.
Групповой арт-терапевтический метод работы с детьми подразумевает работу одновременно в четырех направлениях:

  • развитие воображения, творческого мышления (все арт-терапевтические упражнения стимулируют воображение ребенка, включают его фантазию, что способствует проявлению у ребенка творческого подхода к разным задачам. У участника появляется новое видение, новое понимание привычных предметов и явлений, что позволяет конструктивнее решать возникающие проблемы и выходить из сложных ситуаций).

  • выражение ребенком своих актуальных чувств, эмоций и переживаний в творческих упражнениях, а также выражение укоренившихся эмоций, которые ребенок не мог своевременно выразить и которые мешают ему жить (страхи, обиды, злость и др.);

  • самопознание ребенка (расширение представлений о себе, установление адекватной самооценки, повышение контроля за своими действиями);

  • социализация (познание других людей, механизмов эффективных взаимоотношений с ними).

Методические обеспечение программы.

Формы занятий планируются по каждой теме и включают в себя игры, беседы, конкурсы, которые проводятся в досуговой форме.

Приемы и методы организации УВП:

  • Приветствие (позволяет настроить ребят на работу в группе);

  • Вводные разминочные упражнения (раскрепощают ребенка, погружают в тематику занятия);

  • Реализация арт-техники и обсуждение продукта (реализация собственно темы занятия);

  • Рефлексия занятия (обсуждение мыслей, чувств, которые возникли в ходе занятия, подведение итогов);

  • Ритуал прощания.

Все занятия построены на взаимодействии с детьми с учетом их возраста, психологических и физиологических особенностей. При взаимодействии с детьми используются следующие методы:

  • Объяснительно – иллюстративные;

  • Практические;

  • Гностические;

Эмоциональные методы:

  • Поощрения, порицание;

  • Создание ярких наглядных образных представлений;

  • Создания ситуации успеха;

Познавательные методы:

  • Опора на жизненный опыт;

  • Выполнения творческих заданий

Социальные методы:

  • Создание ситуации взаимопомощи;

  • Поиск контактов и сотрудничества;

  • Заинтересованность в результате;

Предполагаемый результат

Получить знания об экологических проблемах современности и пути их разрешения. Сформировать понятие о здоровом образе жизни. На выходе участники должны повысить уровень экологичности личности, креативности и творческих способностей, осознать ценность собственной личности и окружающей среды, сформировать позитивное само отношение, повысить уверенность в себе, снизить психоэмоциональное напряжение, уровень агрессивности, демонстративности, сформировать умение эффективно общаться с другими.




Учебно – тематический план педагога-психолога.

План рассчитан на 36 недель, два раза в неделю по три часа на каждую группу, всего 72 занятия в течение учебного года.

Тематическое планирование



Тема занятия


Кол-во часов




Знакомство: рисование «Визитной карточки». (изотерапия)

2



Рисования своего настроения, эмоции, чувства. (изотерапия)

3



Понятие “экология”. 



3



«Острые экологические проблемы в мире»

1



«По страницам Красной Книги»

3



«Острые экологические проблемы в мире»

3



«Очистим планету от мусора»

3



«Мы выбираем будущее без радиации»

3



Роль неживой природы в жизни живого.

3



Многообразие флоры и фауны. Их охрана.

3



Экологические связи в живой природе.

3



«Международный день энергосбережения»

3



Здоровье человека и окружающая среда.

3



Влияние человека на окружающую среду.

3



Природные катаклизмы.

3



«Культура поведения в природе»

3



«Чудеса природы»

3



«Природа Алтайского края, осенью»

3



«Приключения пластиковой бутылки»

3



«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

3



«Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника»

3



«Нужны ли заповедники?»

3



«День без бумаги»

2



«Молодежь за здоровый образ жизни»

2



«Поможем зимующим птицам»

3



«Вместо елки – новогодний букет»

2




Всего часов

72
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Комитет по образованию администрации города новоалтайска iconВнеклассное мероприятие по литературе Устный журнал для учащихся 9 класса
Комитет по народному образованию Администрации Солнечногорского муниципального района

Комитет по образованию администрации города новоалтайска iconАдминистрация города мурманска комитет по образованию приказ
«О проведении муниципального фестиваля учителей – молодых специалистов общеобразовательных учреждений «Педагогические надежды 2012»...

Комитет по образованию администрации города новоалтайска iconКомитет по образованию администрации великого новгорода муниципальное...
Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, достичь высокого уровня самоуважения и самореализации, приобретения навыков общественно-полезного...

Комитет по образованию администрации города новоалтайска iconДоклад муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной...
Лицензия: ро №025084, рег. №489; комитет по образованию и науке Администрации Волгоградской области; 29. 07. 2011 г., действительна...

Комитет по образованию администрации города новоалтайска iconПрограмма составлена на основе нормативно-правовых документов: Федеральный...
Комитет по образованию администрации Усманского муниципального района Липецкой области

Комитет по образованию администрации города новоалтайска iconКомитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
Сегодня представители отдельных субкультур, а также футбольные фанаты, нетерпимо относятся друг к другу. Представители субкультуры...

Комитет по образованию администрации города новоалтайска iconГорода новоалтайска алтайского края
На слайде – «Особенности гендерной социализации дошкольников посредством детской художественной литературы»

Комитет по образованию администрации города новоалтайска icon-
Иалистов администрации города Нижневартовска, учреждений культуры, спорта. Разработаны в рамках реализации муниципальной программы...

Комитет по образованию администрации города новоалтайска iconБюджетного образовательного учреждения высшего профессионального...
Посвященном Году литературы в России и 200-летию со дня рождения П. П. Ершова в рамках IX всероссийской (с международным участием)...

Комитет по образованию администрации города новоалтайска iconОтчет главы администрации о результатах своей деятельности и деятельности...
Главы администрации о результатах своей деятельности и деятельности администрации города Братска

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную