«Человек и природа» является сквозной в школьном литературном образовании. На уроках по этой теме утверждается величие сил природы, раскрывается гармония живого мира, его прочность и вместе с тем уязвимость, дети постигают смысл слов «природа «большая мать», которая навсегда обогащает нас» (Л






Скачать 123.61 Kb.
Название«Человек и природа» является сквозной в школьном литературном образовании. На уроках по этой теме утверждается величие сил природы, раскрывается гармония живого мира, его прочность и вместе с тем уязвимость, дети постигают смысл слов «природа «большая мать», которая навсегда обогащает нас» (Л
Дата публикации20.08.2016
Размер123.61 Kb.
ТипУрок
l.120-bal.ru > География > Урок
Эколого-краеведческий компонент на уроках литературы как средство формирование современной личности школьника

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и в Федеральных государственных образовательных стандартах для основной и средней (полной) школы поставлена задача формирования системы базовых национальных ценностей: патриотизма, гражданственности, высокой духовности. «Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению)».

Важным жизненным приоритетом, точкой отчета всех ценностей жизни является любовь к природе и бережное отношение к ней.

Природа - одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства. Её вдохновляющая сила отмечена поэтическими строчками Ф.И. Тютчева: «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…». Нет ни одного значительного поэта, художника, душа которого не отзывалась бы на красоту русской природы. Литература и искусство располагают удивительными образцами пейзажной лирики. Все времена года и особое настроение сезона: осенняя грусть, зимние грезы, весенняя свежесть, летнее раздолье - проходят перед нами в стихах Пушкина и Есенина, Тютчева и Фета, в рассказах Тургенева и Паустовского, в полотнах Левитана и Поленова, Саврасова и Шишкина, в музыке Рахманинова и Чайковского.

Тема «Человек и природа» является сквозной в школьном литературном образовании. На уроках по этой теме утверждается величие сил природы, раскрывается гармония живого мира, его прочность и вместе с тем уязвимость, дети постигают смысл слов «природа - «большая мать», которая навсегда обогащает нас» (Л.Леонов)

В русской литературе (в творчестве И.А. Бунина, А.И. Куприна, Б.Л.Пастернака, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина) существуют различные модели взаимоотношений человека и природы, в которых природа выступает как предмет красоты и созерцания, как объект созидания, как средство раскрытия собственного «я» героя. Если в 5-ом классе при изучении главы «Бескорыстие» в «Мещерской стороне» К.Г. Паустовского речь идет о бескорыстной любви человека к природе (раскрывается значение слова «бескорыстие»), то в 7 классе при знакомстве с книгой А. де Сент-Экзюпери «Планета людей» (сказка «Маленький принц») дети осознают смысл человеческого существования ради утверждения живого и прекрасного на планете. В 10-11классах данная тема является особенно благодатным материалом для формирования мировоззренческих позиций старшеклассников. Дети единогласно не принимают нигилизм тургеневского Базарова («Природа не храм, а мастерская, и человек в ней - работник»); не одобряют увлеченность чеховского предпринимателя Лопахина вырубкой вишневого сада. Кстати, сами классики русской литературы и не подозревали, что, достоверно изображая героев своего времени, они впервые в своем творчестве обозначили экологические проблемы.

В творчестве писателей «деревенской прозы» тема «Человек и природа» приобретает особый философский контекст. В.П. Распутин («Прощание с матерой»), В.И. Белов («Лад» - очерки народной жизни, повесть «Привычное дело»), В.П. Астафьев («Царь-рыба») утверждают, что непосредственный контакт с природой человеку предназначен и необходим. Природа для них и источник труда, и объект созерцания, и предмет созидания и красоты. Особенный интерес с точки зрения актуальности проблемы вызывает повесть Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», нравственный - философский смысл которой передается через образ Егора Полушкина, готового пожертвовать своей жизнью ради спасения редкой птицы.

Сквозным мотивом, характерным для отечественной классики, является понимание мифологемы «Лес» и «Степь». Образ леса несет в себе определенную идейно-художественную функцию – это, прежде всего, символ Родины, философское воплощение судьбы народа. (Л. Леонов «Русский лес»), равнины и просторы степей (А.П. Чехов «Степь», С.Есенин «Спит ковыль, равнина дорогая…» и другие) помогают раскрыть национальные черты характера, широту души русского человека.

Разговор на эколого-социальные и нравственные проблемы определяет общую эрудицию школьника, которая проверяется творческими заданиями ГИА (9 кл.) и ЕГЭ (подбор аргументов из читательского и жизненного опыта), заданиями предметных олимпиад. В экзаменационных работах выпускников, в рассуждениях по экологическим проблемам определяется и гуманитарная эрудиция, и способность к пространственному, ассоциативному, наглядно-образному мышлению.

В контексте проблемы экологического воспитания можно использовать краеведческий компонент, который связан с именем одного из самых крупных писателей 20 века К.Г. Паустовского. Певец русской природы, К.Паустовский пронес на протяжении всей жизни любовь к просторам рязанской земли.

1923 год. Август. «Тогда я вернулся из Киева в Москву, - вспоминает писатель в «Книге скитаний». – Денег у меня осталось на месяц полуголодной жизни. Надо было искать работу в московских газетах. Но вместо этого я, измученный недавней закавказской жарой, мечтал о сырых рощах и прохладных реках Средней России…”

Село Екимовка Рязанского уезда, куда приехал Паустовский, лежало среди бесконечных полей. «Я был огорчен, что еду в безлесные места. Но как только я вышел из теплушки на полустанке Стенькино за Рязанью, то тут же забыл о своем огорчении.

В лицо мне подуло теплым воздухом ржи. Полевая тишина, не задетая ни единым звуком, кроме отдаленного гудка уходящего поезда, подошла вплотную»

Необъятные поля, заросли бузины и сирени, чистый воздух, тишина и покой – все это очень понравилось Паустовскому.

«Я отдыхал в этой скудной обители. Мысли подолгу задерживались на всем, что происходило вокруг. Я испытывал непрерывную радость от близости к земле, к России. Тогда я полностью почувствовал, что она действительно моя. Великие судьбы и потрясения ждали ее. Это было ясно всем… Я же твердо знал, что прелесть ее полей, ее далей, ее небес останется удивительной и неизменной»

Но по-настоящему писатель сроднился с Рязанским краем, когда узнал его лесную сторону – Мещеру. Это произошло в августе 1930 года.

«В конце лета я поехал туда, и с тех пор вся моя жизнь круто переменилась, окрепла, приобрела новую ценность, - впервые я узнал как следует срединную Россию».

Долгие годы жизни связывают Паустовского с поселком Солотча, расположенным на южной окраине мещерского лесного массива, в 20 километрах от Рязани. Сын Константина Георгиевича вспоминает: «Солотча была на редкость хороша тем, что в ее окрестностях слилось воедино все то, что он любил – лесные чащи, открытые дали, обилие вод». Писатель встречается с притягательной силой лесов и лугов, замечательных и красивых людей. «Это край чистейшей и скромной поэзии, - писал К.Г. Паустовский, - край лесной тишины, заросших озер, забытых рек, осенних ночей, пахнущих крепким вином, бесконечного цветения трав, и лесных людей, сохранивших в своих сторожках всю прелесть, весь музыкальный звон и точность русского языка».

Солотча – прекрасный уголок талантами Мещерского края. Его воспевали в своем творчестве поэты Баратынский и Тютчев, писатели Тургенев и Лев Толстой, художник Крамской, писатели 20 века: Малышкин, Новиков-Прибой, Гайдар. Многие годы жил и работал один из лучших граверов академик Пожалостин.

Художники Архипов и Малявин, скульптор Голубкина – из этих, рязанских мест.

Первое произведение мещерского цикла - очерк «Мещерский край» - датирован 1931 годом, затем «Вторая родина» (1936), «Мещера» (1938 год), цикл рассказов «Летние дни» (1937 год), повесть «Исаак Левитан» (1937 год). Последнее произведение - рассказ «Ильинский омут» - 1964 год. Паустовский до конца оставался верен своей любви и привязанности к Мещере. Созданные им произведения очень разнообразны и по жанру, и по тематике. Каждое из них в отдельности вполне самостоятельное произведение, а взятые все вместе, они составляют одно целое, художественное идейно-тематические единство».

В повести 15 глав. Одни из них знакомят с особенностями рельефа местности, флорой и фауной, раскрывают неброскую красоту Мещеры, ее богатства. Это такие главы, как «Мшары», «Лесные реки и каналы», «Леса», «Луга», «Еще о лугах». Большинство из них являются хрестоматийными (7 класс, по выбору учащихся), в центре внимания писателя - Мещера. Человек становится как бы деталью фона, а пейзаж, испокон веков служивший подмостками действующим лицам, выходит в герои. В описании природы дети постигают новый эстетический принцип: прекрасное - в обыкновенном. Данный принцип К.Паустовского уместно подтверждают строки стихотворения Н.И. Рыленкова «Все в тающей дымке…»

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья


Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

Полюбить Мещерский край, почувствовать его прелесть – это значит прежде всего хорошенько его изучить и узнать, «а потом с каждым днем этот край делается все богаче, разнообразнее, милее сердцу. И, наконец, наступает время, когда каждая ива над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой, когда о ней можно рассказывать удивительные истории».

«Весь этот лесной край к северу от Оки называется «дремучим». Я исходил по тамошним местам десятки километров вместе с Аркадием Гайдаром. Было это давно, в начале 30-х годов. Несколько раз за время наших скитаний мы заводили разговор о старом народном выражении «дремучие леса». Мы восхищались точностью русского языка. Действительно, дебри как бы цепенели в дремоте. Дремали не только леса, но и лесные озера и ленивые лесные реки с красноватой водой. По берегам этих рек росли цветы «кукушкины слезы». В народе их звали «дремой». Это растение было под стать дремучим лесам. Венчики «кукушкиных слез» сонно висели, согнувшись до самой земли», - пишет К.Г. Паустовский о «цепенеющей болотной дреме» в рассказе «Клад» ( 1953 г.)

Цикл рассказов «Летние дни» (1935-1937 г.), тесно примыкающий к повести «Мещерская сторона», - одно из талантливейших явлений литературы 30-х годов, созданный на мещерском материале. Он состоит из следующих рассказов: «Барсучий нос» (1935), «Золотой линь» (1936), «Последний черт» (1936), «Резиновая лодка» (1936), «Заячьи лапы» (1937). В более позднюю редакцию вошли такие рассказы как «Сивый мерин» (1940), «Жильцы старого дома» (1940), «Подарок» (1940), «Прощание с летом» (1940). Все рассказы объединены темой любви к Родине, к родной русской природе, проникнуты стремлением раскрыть «необыкновенность обыкновенных сторон жизни. Предназначенные для детского чтения, эти рассказы представляют значительный интерес и для взрослого читателя

Активными действующими лицами в рассказах выступают «меньшие братья наши» - представители животного мира: маленький барсук, обжегший нос о рыбачью сковороду, рыжий кот, по прозванию Ворюга, белый лохматый щенок Мурзик, сбежавший из приезжего зверинца и обжившийся на глухом озере птица пеликан, сварливый «голенастый петух Горлач», престарелый сивый мерин и другие. Добрые и милые существа чаще всего выступают в качестве помощников в деятельности человека.

Вспоминая о проведенных днях на реке Пре, писатель создает рассказ «Кордон 273», в котором выражает трогательную заботу о лесе и тех таежных местах где, быть может, за неделю пройдут два-три человека.

« Среди глухих лесов и болот находится этот кордон. Ближайшая деревня Гришино – последний населенный пункт перед кордоном. «Дальше деревень нет на сто километров».

Дорога, по которой шел автор со своими спутниками к кордону, лежала вблизи озера Шуя. «Оно открылось неожиданно под крутым холмом между сосен, окруженное порослью молодых осин и старой черной ольхи. Круглое, как чаша, с прозрачной и совершенно спокойной водой, оно отражало весь этот синий и мглистый, светящийся день, всю его глубину и свежесть… На поляне вблизи озера стояла скамейка, сколоченная из березовых жердей. Рядом с ней на шесте была прибита табличка: «Место для курения». Внизу было написано: «Смотрите, берегите этот лес. Разводить огни запрещается строго. Объездчик Алексей Желтов».

Как нужно любить свое дело, этот глухой лес, чтобы написать эти простые слова на дощечке! Лесник Алексей Желтов, «обветренный старик в выгоревшей зеленой фуражке со значком объездчика на околыше», всю свою жизнь отдал делу охраны леса. Здесь выросли и его дети. Они помогают отцу. Старший сын дяди Лени «на днях уезжает учиться во Владимир в лесной техникум», чтобы продолжать дело отца. Семен Елесин в рассказе «Бакенщик» восклицает: «Бережение всему требуется – и лесу, и вербе и реке…»

На тему охраны окружающей среды писателем написано много статей, очерков, заметок на страницах газет и журналов. Известны выступления К.Г. Паустовского, направленные на сохранение ландшафта красавицы – Оки. Один из жителей города Тарусы, где иногда отдыхал писатель, вспоминает: «Паустовского глубоко интересует все, что связано с охраной природы. Гибель даже одного дерева ранит душу писателя. Помню, когда над приокскими лесами нависла опасность уничтожения шелкопрядом, первым забил тревогу Паустовский: он выступил в районного газете с призывом начать поход против опасного врага лесов».

Уже в 30-е годы в очерке «Вторая родина» явственно проступает умение автора увидеть в индивидуальном типичное. Скупо обрисованные образы приобретают расширенное значение. Поэзия и публицистика, личное и общественное переплетаются воедино. Мы слышим гневный голос автора – гражданина своей страны. «Я видел много примеров жестокости по отношению к природе. За бессмысленное убийство деревьев надо карать».

В цикле очерков «Письма из рязанской деревни» Паустовский говорит о том, что мещерские озера богаты рыбой. Но из года в год рыбы в них становится все меньше и меньше. «Рыбные богатства никак не охраняются. Обращаются с рыбой варварски и хищнически… По существу, величайшее это государственное преступление, никого не заботит и не трогает…»

Паустовский убежден, «что истинное счастье – это прежде всего удел знающих, а не невежд. Человек, знающий, например, жизнь растений и законы растительного мира, гораздо счастливее того, кто даже не может отличить ольху от осины или клевер от подорожника».

Паустовский принадлежит к числу счастливцев: «С детских лет одна страсть завладела мной – любовь к природе. Временами она приобретала такую остроту, что пугала моих близких…

Как я мог объяснить им, что в этом моем ощущении природы было нечто большее, чем удивление перед ее совершенством, что это было не бесцельное любование, а сознание среды, без которой человеку нельзя работать в полную меру сил. Люди обычно уходят в природу как в отдых. Я же думал, что жизнь в природе должна быть постоянным состоянием человека». В последнем своем письме от 10 июня 1968 года К.Г. Паустовский написал: « … Я понял, что лучше всего в природе – это сдержанность, мягкость, тихий голос, тихие краски, а не крикливый блеск небес, лакированных и жарких. Все, что выражено в природе сверх меры, пугает людей, природа любит, требует равновесия и тишины, она, по существу, так же ласкова, как и любой хороший человек, будем же жить с ней в мире, чтобы целиком услышать её задумчивый голос и узнать радость её тишины. Пусть то, кто имеет на это право, благословит, нас, людей, на близость к природе и на охрану её доброго сердца…».

Великий писатель 20 века К.Г. Паустовский являлся примером истинно рыцарского служения своему народу и Отечеству. Он всегда сознавал природу как среду, «без которой человеку нельзя было работать в полную меру сил».

Думается, что подобное мироощущение станет достойным примером для современного поколения школьников, оно поможет воспитать в наших учениках высокие нравственные качества, подготовить их к правильному жизненному выбору.

литература



  1. К.Г. Паустовский Избранные произведения в 6-ти томах, М., «Художественная литература», 1957-58

  2. К.Г. Паустовский Избранные произведения в 8-ми томах, М., «Художественная литература», 1967-70

  3. Сборник «Воспоминания о Константине Паустовском» - М., 1975.

  4. В. Касаткин «Вторая родина К. Паустовского». Рязань, 2006 г.

  5. З.С. Киреева. Мещерский цикл К. Паустовского. – М., 1973


Интернет-ресурсы
1.К.Г. Паустовский повесть «Мещерская сторона» ( «Обыкновенная земля», «Мшары», «Лесные реки и каналы», «Первое знакомство»

http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/text/mescherskaya-storona/storona.htm

2. Рассказы К.Г. Паустовского «Летние дни» http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/text/rasskaz/kot-voryuga.htm

kratko.shadr.rupaustovskij/zajachi_lapy/

3. Паустовский Константин ГеоргиевичПублицистика. Письма из Тарусы.

lit-info.ru…list/paustovskijpublicistika.htm

4. Паустовский К.Г. “Письма из рязанской деревни” (c призывом к всемерному сбережению лесов, особенно — водоохранных. …) Родина. Рассказы, очерки и публицистика, М.: Современник. 12. , 1965. ecoethics.ruold/b42/91.html копия

5. Библиографический ресурс «Чтобы помнили».

Публицистика. К.Г. Паустовский «Письма из Тарусы» «Чувство истории» Материалы сайта www.paustovskiy.niv.ru

Материалы сайта www.litra.ru. chtobypomnili.compage.php?id=1225

6. Паустовский К.Г. Поэтическое излучение: повести, рассказы, письма /К. Г. Паустовский.  Очерки и публицистика

perensona23.rustatic/up/files/Paustovskij2012

7.Паустовский Константин - Книга скитаний. Письма и дневники К. Г. Паустовского ( комментарии к ним публикуются впервые). RoyalLib.rubook/paustovskiykniga_skitaniy.html


8. Государственное бюджетное учреждение культуры Рязанской области «Рязанская областная юношеская библиотека им. К.Г. Паустовского», 2012 390006, г. Рязань, ул. Грибоедова, д. 26/6 тел.: (4912) 21-13-93 факс: (4912) 21-13-87 e-mail: ryl@mail.ryazan.ru http://www.kgplibrary.ru
АННОТАЦИЯ
Данная публикация адресована учителям русского языка и литературы для использования в повседневной педагогической практике эколого-краеведческого компонента содержания литературного образования.

Тема публикации весьма актуальна в условиях реализации Концепции

духовно-нравственного воспитания, формирования ценностно-нравственных ориентиров подрастающего поколения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Человек и природа» является сквозной в школьном литературном образовании. На уроках по этой теме утверждается величие сил природы, раскрывается гармония живого мира, его прочность и вместе с тем уязвимость, дети постигают смысл слов «природа «большая мать», которая навсегда обогащает нас» (Л icon[17. 023: 37. 013. 73](043. 5) Принцип природосоответствия как утверждение...
Охватывает жажда разрушения и природа отомстит человеку за его хищническое к себе отношение 174, с. 198]. Сегодня людей влекут к...

«Человек и природа» является сквозной в школьном литературном образовании. На уроках по этой теме утверждается величие сил природы, раскрывается гармония живого мира, его прочность и вместе с тем уязвимость, дети постигают смысл слов «природа «большая мать», которая навсегда обогащает нас» (Л iconЧеловек и природа
Восприятия человеком природы как живой материи (влияния природы на душу человека)

«Человек и природа» является сквозной в школьном литературном образовании. На уроках по этой теме утверждается величие сил природы, раскрывается гармония живого мира, его прочность и вместе с тем уязвимость, дети постигают смысл слов «природа «большая мать», которая навсегда обогащает нас» (Л iconОт экологии природы к экологии души Человек и природа в произведениях...
От экологии природы к экологии души. Человек и природа в произведениях художественной литературы : Методический сборник сценариев...

«Человек и природа» является сквозной в школьном литературном образовании. На уроках по этой теме утверждается величие сил природы, раскрывается гармония живого мира, его прочность и вместе с тем уязвимость, дети постигают смысл слов «природа «большая мать», которая навсегда обогащает нас» (Л icon«Педагогическая антропология»
Объектом педагогической антропологии являются отношения человек – человек, а предметом – ребенок. Для того чтобы понять этот объект...

«Человек и природа» является сквозной в школьном литературном образовании. На уроках по этой теме утверждается величие сил природы, раскрывается гармония живого мира, его прочность и вместе с тем уязвимость, дети постигают смысл слов «природа «большая мать», которая навсегда обогащает нас» (Л iconМожет ли природа быть источником вдохновения и переживания человека?
Роль природы и в прозе, и в поэзии всегда заключалась в том, чтобы очищать души, потому что перед лицом природы пропадает всё нечистое...

«Человек и природа» является сквозной в школьном литературном образовании. На уроках по этой теме утверждается величие сил природы, раскрывается гармония живого мира, его прочность и вместе с тем уязвимость, дети постигают смысл слов «природа «большая мать», которая навсегда обогащает нас» (Л iconИзменения в содержании и структуре егэ
Утверждены направления тем сочинений на 2014-2015 гг: «недаром помнит вся Россия» (сочинение по произведениям М. Ю. Лермонтова);...

«Человек и природа» является сквозной в школьном литературном образовании. На уроках по этой теме утверждается величие сил природы, раскрывается гармония живого мира, его прочность и вместе с тем уязвимость, дети постигают смысл слов «природа «большая мать», которая навсегда обогащает нас» (Л iconРасписание непосредственно образовательной деятельности муниципального...
Познание окружающего мира, природа / Изобразительное искусство. Познание окружающего мира, природа (интеграция)

«Человек и природа» является сквозной в школьном литературном образовании. На уроках по этой теме утверждается величие сил природы, раскрывается гармония живого мира, его прочность и вместе с тем уязвимость, дети постигают смысл слов «природа «большая мать», которая навсегда обогащает нас» (Л icon«“Человек и природа” ( по рассказу В. П. Астафьева “Васюткино озеро”)»
Конспект интегрированного урока по литературе и природоведению для 5 класса «“Человек и природа” (по рассказу В. П. Астафьева “Васюткино...

«Человек и природа» является сквозной в школьном литературном образовании. На уроках по этой теме утверждается величие сил природы, раскрывается гармония живого мира, его прочность и вместе с тем уязвимость, дети постигают смысл слов «природа «большая мать», которая навсегда обогащает нас» (Л iconЧитательские сезоны. Зима Человек и природа зимой. Выживание людей
Книги путешествий о сильных людях, оказавшихся в нечеловечески тяжелых условиях природы

«Человек и природа» является сквозной в школьном литературном образовании. На уроках по этой теме утверждается величие сил природы, раскрывается гармония живого мира, его прочность и вместе с тем уязвимость, дети постигают смысл слов «природа «большая мать», которая навсегда обогащает нас» (Л iconЧеловек и природа в отечественной и мировой литературе
Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную