Урок музыки в 5 классе по теме «Музыкальная живопись и живописная музыка»






Скачать 87.08 Kb.
НазваниеУрок музыки в 5 классе по теме «Музыкальная живопись и живописная музыка»
Дата публикации01.04.2015
Размер87.08 Kb.
ТипУрок
l.120-bal.ru > География > Урок
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа г.Бирюча»

Урок музыки в 5 классе по теме «Музыкальная живопись и живописная музыка»

Разработал: учитель музыки Хмелькова Л. П.

Бирюч

2013

Всех звуков и цветов соотношенья,

А также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь
!

Г. Гессе

ТЕМА УРОКА: « Что роднит музыку с изобразительным искусством?»

ЦЕЛЬ УРОКА: Показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства, познакомить учащихся с понятием «музыкальный пейзаж», расширить знания о внутренней связи музыки, литературы, изобразительного искусства; стимулировать развитие творческих способностей пятиклассников; воспитывать чувство восхищения прекрасным.

ЗАДАЧИ:

  1. Показать учащимся на примере произведений музыки П.И.Чайковского, А. Вивальди взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;

  2. Дать детям представление о том, что композитор может изобразить разное состояние природы и передать определенные настроения и чувства человека, созвучные этим картинам природы;

  3. Развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты (природы, музыки, живописи, поэтического слова).

  4. Воспитывать  любовь к искусству

ОБОРУДОВАНИЕ: 1.Музыкальный центр;2.Телевизор и видеомагнитофон;3.Доска;4.Фортепиано;5.Раздаточный материал.

Межпредметные связи данного урока: музыка, история, литература, изобразительное искусство.

Ход урока.

(Учащиеся входят под музыку Александра Ермолова «Волшебный мир искусства», ИЛИ Ю. Антонов «Живёт повсюду красота»)

I. Вступительное слово учителя музыки.
Музыкальное приветствие.

II. БЕСЕДА ПО ТЕМЕ « Что роднит музыку с изобразительным искусством?»

Начнем наш урок с замечательного стихотворения И. Бунина:

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски я стремлюсь подметить,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия,

Она повсюду разлита…

Она везде, где красота…

Ребята, скажите, о чем идет речь?

Ответ ребят.

Кто догадался, о каких двух видах искусства мы будем говорить сегодня на уроке? (Ответы детей)

Учитель. Сегодня необычный урок, который будет посвящен музыке, литературе и живописи. Почему мы их объединили вместе?

Ответ ребят. Это виды искусства

Учитель. Какие виды искусства вы знаете? (Музыка, живопись, литература, архитектура, театр)

Учитель С каким же видом искусства надо подружиться, что бы суметь увидеть музыку?

Ответ вы найдёте, прочитав эпиграф к новой теме автора Г.Гессе.

Итак, сегодня на уроке мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусства. Рассматривая произведения живописи, будем думать, можно ли услышать живопись, а, вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку.

Тема нашего урока: « Что роднит музыку с изобразительным искусством?»
Все виды искусства волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства. И каждый вид искусства делает это своим языком. Живопись рисует образ линией и красками, музыка – звуком, литература – словом.

Музыка - один из древнейших видов искусства. Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту родной природы. И часто художники помогают нам в этом, учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий мир.

И в течение урока вы будете художниками. Попытайтесь передать в рисунках свое отношение к услышанным стихам и музыке. Хочется, чтобы вы поняли, как непросто создать произведение искусства.

Учитель. Что помогло вам правильно определить вид искусства, описанный в стихотворении?

Что роднит музыку с изобразительным искусством?»

РИСУНОК (Ритмическим рисунком называется последовательность звуковых длительностей)

КОМПОЗИЦИЯ -построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером

КОЛОРИТ (в музыке - преобладающая эмоциональная окраска того или иного эпизода, достигаемая использованием различных регистров, тембров, гармонических и иных выразительных средств);

.(в живописи- система соотношений цветовых тонов)

ХУДОЖНИК, МАСТЕР

ЦВЕТОВАЯ ГАММА

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА

Какие различия между музыкой и изобразительным искусством?»

В живописи человек сразу видит целое представление картины, а в музыке и литературе- содержание получает последовательно

А что такое пейзаж? Какие виды пейзажей вы знаете?

Ученики (индивидуальное задание). Пейзаж – описание природы. Пейзаж – французское слово, дословный перевод – “местность”. Пейзажи бывают литературные, живописные, музыкальные.

Учитель. Ребята! Всякое время года интересно. Великолепно весеннее пробуждение природы, любимо всеми солнечное лето, очаровательна пестрая осень, прекрасен сон природы зимой...

Игра «Соотнеси картины и мелодию».

Учитель может заранее подобрать несколько мелодий. Дети прослушают отрывки произведений и решают, какое больше подходит к произведению.)

(картины И.И. Левитан «Золотая осень», И.И. Левитан «Весна- большая вода», К. А. Коровин «Зимой»/ И. И. Шишкин «На севере диком», музыка П.И.Чайковского «Времена года», А. Вивальди «Времена года» )

Слушание: П. И. Чайковский фортепианная пьеса «Октябрь» из цикла «Времена года».

Вопросы: - Как вы думаете, какое время года хотел изобразить композитор?

- Почему вы так думаете? (Осень, музыка грустная, спокойная)

1.Н. А. Некрасов

Листья поблекнуть ещё не успели,

Жёлты и свежи лежат, как ковёр.

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни

2.СТИХ Люблю я тёплой осени пору,
Когда нет ливней, непогоды.
Когда мороз не щиплет нос,
Когда и мы идем ещё свободно.

3 А.С.Пушкин Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.


4 И БУНИН Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.


-Почему вы подобрали именно это четверостишье к картине?

Слово учителя

Давайте с вами обратимся к эмоциональным терминам – словам-помощникам

мечтательно напевно неторопливо нежно

твердо заворожено сурово безмятежно

возбужденно волшебно задумчиво спокойно

Вывод: Цветовому настроению художника соответствует характер мелодии.

Природа полна прелести и чистоты, она трогает и волнует душу каждого человека, любящего природу. Ведь не зря говорят, что природа и музыка могут размягчить даже самые равнодушные сердца. - Вы рассмотрели репродукцию картины, где художник изобразил зиму по-своему, со своим настроением. Многие художники, поэты, композиторы часто воспевают чудесные картины природы. Если, вчитываясь в книги, вглядываясь в картины, вслушиваясь в музыку, мы будем обращать внимание на все, что связано с природой, мы может быть, даже удивимся тому, как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом. Вот почему у любого человека любовь к искусству и любовь к природе - очень близкие и родственные чувства.

Учитель «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия», - говорил великий итальянский художник Микеланджело Буонарроти.

Изобразительное искусство постоянно вдохновляет музыкантов. Ференц Лист признавался, что Рафаэль и Микеланджело помогли ему понять Моцарта и Бетховена. Благотворная роль музыки сказалась и на работе художников. «Без музыки я не мыслю жизни», - говорил Репин. И вместе с красками на полотно как бы проникали эти звуки, помогая художнику внести ноты скорби в картину.

Попробуем доказать эти утверждения художников.

IV. (слушание произведения "Зима" из цикла "Времена года" П. И Чайковский) -« ФЕВРАЛЬ»

Русский композитор П.Чайковский тоже очень любил природу и даже написал фортепианный цикл из 12 пьес "Времена года". Каждая пьеса посвящена определенному месяцу года , все пьесы имеют подзаголовок, поясняющий содержание музыкальной картины.

КАРТИНЫ: К. А. Коровин «Зимой»/ И. И. Шишкин «На севере диком»,

Ребята, с каким настроением, вы сейчас прослушали это произведение? (ответы детей) - Как вы определили настроение? (с помощью музыкального языка) –

- Давайте поработаем со словарём музыкальных терминов.


V. РАБОТА НАД ПЕСНЕЙ «Гимн музыке»

    • Распевание;

    • По вступлению узнают музыку

    • Работа над первым куплетом;

    • Слушаем и запоминаем куплеты, а припев поём с детьми

    • Чётко вступаем. Выразительность исполнения.

    • РАБОТА НАД ИНТОНАЦИЕЙ: ЗИМОЙ И ЛЕТОМ ЗЕЛЕНА РАСТЁТ КРАСАВИЦА СОСНА

VI. А ТЕПЕРЬ РАЗМИНКА «НОВОГОДНЯЯ ИГРОВАЯ»

ПЕСНИ «Гардемарины»- узнать по ритмическому рисунку

«Ты- человек!»- по вступлению

Итог урока. V. Итог урока.

У. Вспомним всё содержание нашего урока. Можем ли мы выделить художественные связи музыки и изобразительного искусства?

Д. Тема, образы, средства воплощения, внутренний мир человека.

-А теперь выделим особенности « жизни» живописи и музыки.

Я выделила особенности жизни живописи, а вам предлагаю сделать то же применительно к музыке.


Музыка

Живопись

Слышимое;

живёт во времени;

устремлено к отображению внутреннего мира.


Зримое;

неподвижно, статично;

обращено к внешнему отображению окружения человека и его чувств, переживаний.


Вывод детей Музыку мы слушаем и на уроках рисования, и когда объединяют уроки литературы и музыки, их как – то называют интересно.

Художник, поэт, композитор, в разных произведениях искусства – картинах, стихах, музыке – воспели красоту русской природы. Мы, внимательно всматриваясь в картины, вслушиваясь в стихи, услышали звучавшую в них музыку. В нашем восприятии не одинаково звучали картины Значит, мы можем услышать живопись.

VII. Д/з: а) нарисовать рисунок к песне

б) составить кроссворд на тему: «Музыка и изобразительное искусство»;

VIII. Наш урок подходит к завершению.

Нарисуйте шаблонах-понравился ли вам урок?

Выход под песню «Возьмите в руки краски». ( Музыка и слова Т.А. Мухаметшиной)

ЭПИГРАФ К УРОКУ

Всех звуков и цветов соотношенья,

А также способы переложенья

Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!


Г. Гессе

Что помогло вам правильно определить вид искусства, описанный в стихотворении?

Д. Слова: цвет, оттенки цвета употребляются в изобразительном искусстве.

У. Найдите строки, в которых автор выражает главную мысль. Какую проблему он открывает для себя?

Д. «О, как бы мне хотелось азы науки такой постичь». Соотношение звука и цвета, переложение оттенка цвета в звуки.

У. Разрешима ли эта проблема? Предположите, как, с помощью чего можно постичь азы такой науки?

( Дети формулируют свои предположения, предлагают собрать всю информацию об этих искусствах.)

Следуют свободные высказывания, и появляется новая проблема «как упорядочить эту информацию?» Предлагается собрать всю информацию в таблицу соответствия, ориентируясь на предыдущую тему «музыка и литература

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок музыки в 5 классе по теме «Музыкальная живопись и живописная музыка» iconУрок в 5 классе по теме «Союз музыки и литературы»
Открытый урок в 5 классе по теме «Союз музыки и литературы» («Друзья мои, прекрасен наш союз»)

Урок музыки в 5 классе по теме «Музыкальная живопись и живописная музыка» iconУрок музыки в 6-м классе по теме: "Сила героической интонации"
Цель: способствовать восприятию учащимися музыки Л. Бетховена, её могучей силы воздействия на человека, побуждая его к преодолению...

Урок музыки в 5 классе по теме «Музыкальная живопись и живописная музыка» iconУрок в 7 классе по теме «Музыкальная драматургия», методическое объединение...
Открытый урок в 6 классе по теме «Жизнь музыкальных образов в одном произведении» в рамках месячника методического мастерства на...

Урок музыки в 5 классе по теме «Музыкальная живопись и живописная музыка» iconРабочая программа по предмету музыка
Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством....

Урок музыки в 5 классе по теме «Музыкальная живопись и живописная музыка» iconСтатья отнесена к разделу: Преподавание иностранных языков
Интегрированный урок литература + немецкий язык + музыка по теме «Взаимодействие слова и музыки» в балладе «Лесной царь»

Урок музыки в 5 классе по теме «Музыкальная живопись и живописная музыка» iconПояснительная записка Изучение учебного предмета «Музыка»
Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством....

Урок музыки в 5 классе по теме «Музыкальная живопись и живописная музыка» iconПояснительная записка Изучение учебного предмета «Музыка»
Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством....

Урок музыки в 5 классе по теме «Музыкальная живопись и живописная музыка» iconКонспект урока музыки в 5 классе по учебнику «Музыка»
Конспект урока музыки в 5 классе по учебнику «Музыка» Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской

Урок музыки в 5 классе по теме «Музыкальная живопись и живописная музыка» iconРабочая программа по музыке для 5 класса Пояснительная записка Изучение...
Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством....

Урок музыки в 5 классе по теме «Музыкальная живопись и живописная музыка» iconУрок № Тема: «Роль литературы в вокальных жанрах»
Урок № Тема: «Музыка леса» Урок № Тема: «Музыкальная драматизация тем сказочных героев»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную