



















 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ХИМИЯ» (углубленный курс – 140 ч.)
Настоящая рабочая программа по химии (10 класс-профильный уровень) составлена в соответствии с УМК под редакцией Габриеляна О. С., соответствующего федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по химии и имеющему гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации»
1. Программа курса химии для 10-11классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень) основная школа - М.: Дрофа, 2009. - 78с.
2. Учебник Габриелян О. С.: «Химия. 10 класс» профильный уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2013. Рабочая программа реализует информационно- методическую, организационно-планирующую, контролирующую функции.
Цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений:
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В тематическом планировании, следуя, в основном идее О.С. Габриеляна внесены изменения:
№
|
Наименование тем
| Теоретическая часть
| Практическая часть
|
| контрольные
| практичес
кие
|
|
| Введение
| 3
| -
| -
| Уменьшено количество часов на 2 часа, так как материал данной темы конкретизируется при изучении последующих тем,
| 1
| Строение и классификация органических соединений
| 9
| 1
| 1
| Уменьшено количество часов на 1 час, так как материал конкретизируется при изучении последующих тем, при изучении конкретных представителей органических соединений.
| 2
| Химические реакции в органической химии
| 6
| -
| -
|
| 3
| Углеводороды
| 38
| 1
| 1
| на 14 часов увеличено количество часов для более углубленного изучения вопросов связанных со строением углеводородов, химическими свойствами; решением задач на вывод химических формул. Добавлены тема «Галогенпроизводные предельных углеводородов, их свойства», ( данные вопросы часто встречаются в заданиях КИМов части А, В, и С) и практическая работа №3 . «Получение и исследование свойств этилена»
| 4
| Спирты и фенолы
| 13
| 1
| 2
| на 7 часов увеличено из-за введения 2-х практических работ, 1-й контрольной работы; увеличено количество часов на изучение химических свойств спиртов и фенолов т.к.вопросы данной темы часто встречаются в заданиях КИМов части А, В, С и для успешной подготовки обучающихся, в теме предусматриваются уроки выполнения упражнений на свойства спиртов и фенолов.
| 5
| Альдегиды. Кетоны
| 10
| 1
| 1
| на 3 часа увеличено на изучение химических свойств альдегидов, практическую работу № 6 и контрольную работу №4
| 6
| Карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры
| 21
| 1
| 2
| на 11 часов увеличено учебное время на практические работы №7 и 8, контрольную работу №4, на более детальное изучение химических свойств карбоновых кислот, сложных эфиров и жиров
| 7
| Углеводы
| 8
| 1
| 2
| на 1 час увеличено из-за проведения контрольной и практической работы.
| 8
| Азотсодержащие органические соединения
| 15
| 1
| 4
| на 6 часов увеличено ( данные вопросы часто встречаются в заданиях КИМов части А, В, и С и вызывают значительные затруднения)
| 9
| Биологически активные вещества
| 5
| -
| 1
| Уменьшено количество часов на 1 час Данная тема предлагается учащимся для защиты проектов, задания с вопросами данного раздела в ЕГЭ не присутствуют.
| 10
| Искусственные и синтетические полимеры
| 5
| -
| 1
| В содержание программы введена тема «Искусственные и синтетические полимеры» так как данный материал присутствует в стандарте основного общего образования и вопросы данной темы контролируются ЕГЭ.
| 11
| Практикум
| -
| -
| -
| Практические работы не вынесены отдельным блоком, как показывает практика, удобнее проводить практические работы по мере изучения материала. Количество практических работ увеличено с 7 до 15, с целью развития практических навыков работы с веществами, закрепления теоретических знаний и осуществления контроля и самоконтроля за деятельностью обучающихся.
|
| Резервное время
| 7
|
|
|
|
| Всего
| 140
| 7
| 15
|
| Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа для 10-го класса предусматривает обучение химии в объеме 1 часа в неделю, всего 35 часов, за счет школьного компонента добавлено 3часа и того 4 часа в неделю. Предусмотрено выполнение практических и контрольных работ, решение расчетных задач.
При этом выделен резерв свободного времени в размере (7 ч.) от общего объема часов. Резервное время рекомендуется использовать для более детальной проработки тем, вызвавших наибольшее затруднение.
Реализация предложенной программы обеспечивает выполнение требований государственного образовательного стандарта, требования к уровню подготовки учащихся, заданные федеральным компонентом государственного стандарта, общего образования, определяет базовый уровень содержания и объём часов, отвечает требованиям Министерства образования.
Основной формой организации учебного процесса является урок. Реализация изучаемого курса осуществляется в следующих типах урочной деятельности: изучение и первичное закрепление знаний, комбинированные уроки, уроки обобщения, контроля и коррекции знаний и т. д. Формы организации работы учащихся:
1.Индивидуальная.
2.Коллективная: фронтальная, парная.
Для текущего контроля используются индивидуальные, групповые и фронтальные формы устного и письменного контроля. Как форма контроля и самоконтроля выступают поурочные тестовые задания. Одной их форм текущего контроля является проведение 15 практических и 7 контрольных работ.
В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен знать/понимать
важнейшие химические понятия: вещество, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет. функциональная группа, изомерия, гомология:
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон,
основные теории химии: химической связи, строения органических соединении.
важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы,
уметь:
называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре,
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, принадлежность веществ к различны классам органических соединений,
характеризовать: общие химические свойства органических соединении; строение и химические свойства изученных органических соединении,
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения,
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ,
проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернет); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий • экологически грамотного поведения в окружающей среде:
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (3 ч)
Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии.
Предпосылки создания теории строения: теория радикалов и теория типов, работы А. Кекуле, Э. Франкланда и А. М. Бутлерова, съезд врачей и естествоиспытателей в г. Шпейере. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере н-бутана и изобутана.
Электронное облако и орбиталь, их формы: s и р. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее разновидности: σ и π связи. Водородная связь.
Первое валентное состояние — sр³-гибридизация — на примере молекулы метана и других алканов. Второе валентное состояние — sp²-ги6ридизация — на примере молекулы этилена. Третье валентное состояние — sp-гибридизация — на примере молекулы ацетилена. Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них.
Демонстрации. Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них. Модели молекул СН4 и СН3ОН; С2Н2, С2Н4 и С6Н6; н-бутана и изобутана. Взаимодействие натрия с этанолом и отсутствие взаимодействия с этиловым эфиром. Коллекция полимеров, природных и синтетических каучуков, лекарственных препаратов, красителей. Шаростержневые и объемные модели молекул Н2, Cl2, N2, H20, СН4. Шаростержневые и объемные модели СН4, С2Н4, С2Н2. Модель, выполненная из воздушных шаров, демонстрирующая отталкивание гибридных орбиталей.
|