№ п/п
| Дата
| Тема урока
| Основные понятия, изучаемые на уроке
| Химический эксперимент
| Требования к усвоению материала
| ИКТ-поддержка
| Домашнее задание
|
Тема 1. Теория химического строения органических соединений – 4 часа.
|
1
|
| Формирование органической химии как науки.
| Органическая химия. Органические вещества.
|
| Уметь разъяснять смысл термина «органическая химия», приводить примеры органических веществ.
| Презентация «1 Урок»
| §1
с. 10 №№ 1-6
|
2
|
| Основные положения теории строения А.М. Бутлерова.
| Химическое строение Структурная формула. Углеродный скелет. Изомерия. Структурная формула изобутана, этилового спирта, диметилового эфира.
| Л.О.1. Моделирование молекул изомеров бутана и этанола.
| Уметь на примерах разъяснять зависимость свойств веществ от их строения. Уметь составлять структурные формулы изомеров бутана, пентана и этанола; моделировать пространственное строение бутана и изобутана, этанола и диметилового эфира.
| Презентация «2 Урок»
| §2
с. 10 №№ 7,8-10
|
3
|
| Электронная природа химических связей в органических соединениях.
| σ- и π-связи. Радикалы. Свободнорадикальные реакции. Механизмы разрыва ковалентной связи. Электрофилы и нуклеофилы.
|
| Уметь различать ковалентную полярную и ковалентную неполярную связь меду атомами в органических соединениях.
| Презентация «Строение углерода. Хим. связь»
| §3
с.13 №№ 1-5
|
4
|
| Классификация органических веществ.
| Углеводороды, функциональные группы, Признаки классификации органических веществ.
|
| Уметь называть признаки классификации органических веществ (строение углеродного скелета, функциональные группы, молекулярная масса).
|
| §4
|
Тема 2. Углеводороды – 15 часов.
|
5
(1)
|
| Электронное и пространственное строение алканов. Гомологи и изомеры алканов.
| Алканы. Тетраэдрическое строение молекулы метана. Электронная формула. Гомология, гомологический ряд. Общая формула. Систематическая номенклатура.
| Л.О.1. Изготовление моделей моле-кулы метана и углеродной це-пи предельных углеводородов.
| Уметь на конкретных примерах объяснять электронное и пространственное строение предельных углеводородов; составлять формулы углеводородов по названиям. Уметь называть по систематической номенклатуре предельные углеводороды.
| Презентация «Алканы»
| § 5,6
с. 27 №№ 1-11
|
6
(2)
|
| Получение, химические свойства и применение алканов.
| Хлорпроизводные метана. Реакции замещения и горения. Реакция Вюрца.
| Д.1. Определение качественного состава метана по продуктам горения.
Д.2. Отноше-ние предель-ных углеводо-родов к раство-рам перманга-ната калия, кис-лот, щелочей.
| Знать химические свойства предельных углеводородов и уметь составлять уравнения реакций, подтверждающий эти свойства. Уметь составлять формулы хлорзамещенных метана и давать им названия.
| Видеоопыты ресурса http://school-collection.edu.ru
| § 7
с. 28 №№ 13-16, зад. №4
|
7
(3)
|
| Решение задач на определение молекулярной формулы углеводородов по данным об элементарном составе вещества.
| Истинная формула. Простейшая формула.
|
| Уметь решать задачи на определение молекулярной формулы углеводородов по относительной плотности и массовой доли элементов.
|
| с. 28 зад. №6
|
8
(4)
|
| Практическое занятие №1. Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах.
|
|
|
|
| с. 28 зад. №3
|
9
(5)
|
| Этилен, гомологический ряд этилена.
| Непредельные углеводороды. Алкены. Двойная связь. Изомерия положения двойной связи.
| Л.О.1. Изготовление моделей молекул этилена, его гомологов; моделей изомеров положения двойной связи.
| Знать отличие по составу и строению углеводородов предельного и непредельного рядов. Уметь составлять структурные и электронные формулы алкенов; указывать изомеры; записывать формулы гомологов и давать им названия.
|
| §9
с. 43 №№ 2-9
|
10
(6)
|
| Химические свойства и получение алкенов.
| Реакции присоединения (водорода, галогенов, галогеноводородов, воды). Реакция полимеризации. Дегидрирование.
| Д.1. Горение этилена, взаимодействие с бромной водой и раствором перманганата калия.
| Уметь сравнивать по составу и химическим свойствам алканы и алкены. Уметь составлять уравнения химических реакций горения этилена, получения галогено-производных алканов, называть их тип; объяснять условия смещения химического равновесия. Уметь определять молеку-лярную формулу алкена по известной массе или объему вещества, вступившего в реакцию присоединения.
| Видеоопыты ресурса http://school-collection.edu.ru
| § 10
с. 43 №№ 12, 14, 15
|
11
(7)
|
| Понятие о диеновых углеводородах.
| Диеновые углеводороды. Метод Лебедева.
| Д.2. Коллекция «Пластмассы».
Образцы изделий из полиэтилена и полипропилена.
| Уметь составлять уравнения реакций получения бутадиена-1,3 и 2-метилбутадиена-1,3, знать их свойства и применение.
|
| § 11
с. 49 № 1; зад. №2
|
12
(8)
|
| Природный каучук.
| Эластичность, каучук, резина, вулканизация.
| Д.3. Отношение каучука и резины к органическим растворителям.
Коллекция «Каучук»
| Уметь указывать мономер, структурное звено каучука, объяснять свойство эластичности каучука в отличие от полиэтилена.
| Видеоопыты ресурса http://school-collection.edu.ru
| § 12
с. 49 № 7
|
13
(9)
|
| Практическое занятие №2. Получение этилена и опыты с ним.
|
| ПР №1.
| Уметь собирать прибор дл получения газа и проводить опыты, доказывающее его свойства.
|
| с. 49 № 8
|
14
(10)
|
| Ацетилен и его гомологи.
| Ацетилен. Тройная связь. Реакции замещения и присоединения.
|
| Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства, получение и применение ацетилена.
| Презентация «Алкины»
| § 13
с. 54-55 №№ 1,5,6,9(б)
|
15
(11)
|
| Бензол и его гомологи.
| Структурная формула бензола, ароматическая связь (6-ти электронная связь атомов углерода).
| Д.1. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия.
| Знать и уметь объяснять химическое строение молекулы бензола; уметь составлять ее структурную и электронную формулы; записывать структурные формулы 2-3 гомологов бензола.
| Презентация «Ароматические углеводороды»
| § 14
с. 66 №№ 1-7
|
16
(12)
|
| Химические свойства, получение и применение бензола.
| Реакции замещения и присоединения.
Ядохимикаты. Коксование угля, лекарственные, взрывчатые вещества.
|
| Уметь записывать уравнения реакций, показывающие сходство бензола с алканами и алкенами. Знать области применения и способы получения ароматических углеводородов; уметь составлять уравнения реакций получения бензола из углеводородов.
| Презентация «Ароматические углеводороды»
| § 15
с. 67 №№ 8,9, 12(б)
|
17
(13)
|
| Природные источники углеводородов.
| Природный и попутный газы.
Каменный голь.
Коксование угля. Нефть. Перегонка. Фракции нефти.
Детонация, октановое число.
Крекинг.
| Д.1. Образцы полезных ископаемых. Д.2. Коллекция «Нефть и продукты переработки»
| Знать состав природного и попутного газов, коксового газа, уметь объяснять области их применения. Знать состав нефти, называть фракции нефти и их применение, уметь находить различие между крекингом и перегонкой нефти.
| Презентация «Природные источники углеводородов»
| §§ 16,18
с. 78 №№ 3,4
|
18
(14)
|
| Взаимосвязь гомологических рядов углеводородов
| Единство материального мира.
|
| Уметь приводить реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов углеводородов.
|
| с. 67 № 13
|
19
(15)
|
| Контрольная работа № 1. «Углеводороды»
|
|
|
|
| повторить §7
|
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения – 11 часов.
|
20
(1)
|
| Предельные одноатомные спирты: строение, гомология, изомерия, физические свойства.
| Спирты. Функциональная группа (-ОН). Общая формула. Изомерия положения гидроксильной группы. Понятие о межмолекулярной водородной связи.
| Д.1. Раствори-мость в воде спиртов с раз-личной молеку-лярной массой.
Л.О.1. Модели-рование моле-кул этанола и его гомологов.
| Знать химическое строение и общую формулу спиртов. Уметь составлять структурные и электронные формулы предложенных изомерных спиртов; из предложенных формул веществ выбирать формулы спиртов.
| Презентация «Предельные одноатомные спирты»
| § 20
с. 88 №№ 1, 5-7
|
21
(2)
|
| Химические свойства, получение и применение предельных одноатомных спиртов.
| Реакции замещения, дегидратации.
|
| Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства этилового спирта: горение, взаимодействие со щелочными металлами, галогеноводородами; дегидратация. Знать области применения, лабораторный и промышленный способы получения метанола и иллюстрировать их уравнениями реакций.
| Видеоопыты ресурса http://school-collection.edu.ru
| § 21
с. 88 № 11, 14(а)
|
22
(3)
|
| Многоатомные спирты.
| Многоатомный спирт. Глицерин. Этиленгликоль.
Качественная реакция.
| Л.О.2. Растворение глицерина в воде, взаимо-действие его с гидроксидом меди (II).
| Уметь приводить примеры многоатомных спиртов, давать им названия, объяснять характерную реакцию на многоатомные спирты; называть области применения глицерина и этиленгликоля.
| Видеоопыты ресурса http://school-collection.edu.ru
| § 22
с. 92 № 4(а); зад. №1
|
23
(4)
|
| Фенол
| Фенол. Взаимодействие со щелочными металлами и щелочами.
| Л.О.3. Моделирование молекул фенола, бензола и этанола.
| Знать отличия фенола от спиртов и бензола. Уметь записывать уравнения реакций фенола с металлами и щелочами, называть способы защиты окру-жающей среды от загрязнений фенолом.
| Видеоопыты ресурса http://school-collection.edu.ru
| §§ 23, 24
с. 98 №№ 3, 7(б)
|
24
(5)
|
| Карбонильные соединения – альдегиды и кетоны.
| Карбонильная группа, альдегидная группа.
| Л.О.4. Моделирование молекул альдегидов.
|
| Видеоопыты ресурса http://school-collection.edu.ru
| § 25
с. 105 №№ 3,4
|
25
(6)
|
| Свойства и применение альдегидов.
| Реакция «серебряного зеркала». Взаимодействие с гидроксидом меди (II). Реакция окисления спиртов.
| Д.4. Окисление альдегида Ag2O и Cu(OH)2.
Л.О.5. Окисление спирта в альдегид.
| Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства уксусного альдегида: присоединения водорода, окисление. Знать области применения и получения альдегидов окислением спиртов и уметь иллюстрировать его уравнениями химических реакций.
| Видеоопыты ресурса http://school-collection.edu.ru
| § 26
с. 106 №№ 7,8,10(а)
|
26
(7)
|
| Одноосновные карбоновые кислоты: строение, физические свойства.
| Карбоновые кислоты.
Карбоксильная группа.
| Л.О.6. Изготовление молекулы карбоновой кислоты.
| Знать химическое строение и общую формулу карбоновых кислот. Уметь составлять структурные и электронные формулы предложенных кислот, выбирать из предложенного перечня формулы кислот.
| Презентация «Карбоновые кислоты»
| § 27
с. 117 №№ 4,16
|
27
(8)
|
| Получение, свойства и применение предельных карбоновых кислот. Мыла
| Реакция этерификации. Сложные эфиры. Мыла
| Л.О.7. Химиче-ские свойства уксусной кис-лоты, общие с неорганически-ми кислотами.
| Уметь составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства кислот: взаимодействие с некоторыми металлами, щелочами, спиртами. Уметь решать задачи на «избыток и недостаток».
| Презентация «Карбоновые кислоты»
| § 28
с. 117-118 №№ 8,14; зад. №2
|
28
(9)
|
| Углеводы
| Углеводы. Моносахариды. Альдегидоспирт. Брожение глюкозы.
Фруктоза.
Дисахариды. Сахароза.
Полисахариды. Крахмал. Целлюлоза. Фотосинтез. Качественная реакция на крахмал.
| Д.5. Взаимодействие глюкозы с оксидом серебра (I) и гидроксидом меди (II).
Л.О.9. Взаимодействие крахмала с йодом.
| Уметь классифицировать углеводы по составу.
Уметь составлять уравнение реакции «серебряного зеркала», восстановления, схему спиртового брожения глюкозы; отличать глюкозу от фруктозы. Знать состав, свойства и уметь сравнивать крахмал и целлюлозу по строению и свойствам, называть области их применения. У
| Презентация «Углеводы»
| §32-35; в. - с.146 №№1,3,8(а)
|
29
(10)
|
| Обобщение знаний по теме «Кислородсодержащие органические вещества»
|
|
|
|
| с. 106 №10(б)
|
30
(11)
|
| Контрольная работа №2. «Кислородсодержащие органические вещества».
|
|
|
|
| повт. § 28
|
Тема 4. Азотсодержащие органические вещества – 4 часа
|
31
(1)
|
| Амины.
| Амины, органические основания, аминогруппа. Физические и химические свойства аминов. Анилин. Строение, свойства, применение.
| Видеоэксперимент
Д.16. Щелочные свойства метиламина, образование солей.
| Уметь записывать уравнения реакций метиламина с водой и кислотой.
| Презентация «Азотосодержа-щие органические вещества»
| § 36
с. 157 №№ 1,9
|
32
(2)
|
| Аминокислоты – амфотерные органические соединения. Белки – природные ВМС.
| Аминокислоты. Химические свойства аминокислот.
Пептид, пептидная связь.
Белки, функциональные группы в молекулах белков, первичная, вторичная, третичная структуры белка.
Гидролиз, денатурация, качественные реакции на белки.
| Д.17. Цветные реакции белков. Денатурация белка куриного яйца.
| Уметь составлять формулы и называть 2-3 аминокислоты. Указывать на изомеры аминокислот, запи-сывать уравнения реакций, характеризующих свойства аминокислот. Знать состав и химическое строение белков, объяснять множественность их функций.
| Презентация «Азотосодержа-щие органические вещества»
| § 37,38
с. 157 № 12,
с.162 №1
|
33
(3)
|
| Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач по органической химии
|
|
|
|
|
|
34
(4)
|
| Генетическая связь между классами органических веществ
|
|
|
|
|
|