Учебно-методическое пособие Москва 2011 государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский национальный исследовательский медицинский университет имени н. И. Пирогова»






НазваниеУчебно-методическое пособие Москва 2011 государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский национальный исследовательский медицинский университет имени н. И. Пирогова»
страница1/7
Дата публикации27.07.2015
Размер0.91 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
l.120-bal.ru > Химия > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.И.ПИРОГОВА» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

126
ВИРУСНЫЕ ГЕПАТИТЫ У ДЕТЕЙ

Учебно-методическое пособие

Москва – 2011

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.И.ПИРОГОВА» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



ВИРУСНЫЕ ГЕПАТИТЫ У ДЕТЕЙ
Учебно-методическое пособие

для студентов 5 и 6 курсов Московского факультета
Утверждено ЦКМС ГОУ ВПО РГМУ им. Н.И.Пирогова


Москва – 2011

ISBN 978-5-88458-265-1

Рецензенты:
Вирусные гепатиты у детей. – Учебно-методическое пособие. –

Под редакцией О.В.Шамшевой. – М.: ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И.Пирогова Минздравсоцразвития России. – 2011. – с. 74.
Составители

сотрудники кафедры инфекционных болезней у детей Московского факультета ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И.Пирогова Минздравсоцразвития России:

О.В.Шамшева – д.м.н., профессор; В.П.Бойцов – к.м.н., доцент; Т.Б.Балашева – к.м.н., доцент; Н.Н.Зверева – к.м.н., доцент; С.Л.Бевза – к.м.н., ассистент;

Е.В.Новосад – к.м.н., ассистент


Вирусные гепатиты у детей. – Учебно-методическое пособие для студентов 5 и 6 курсов Московского факультета. – Под ред. профессора О.В.Шамшевой. – М.: ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И.Пирогова Минздравсоцразвития России; – 2011 г. – 74 с.


В учебно-методическом пособии на современном уровне представлены мотивации изучения темы, перечень необходимых умений и навыков по диагностике, терапии и профилактике острых и хронических гепатитов у детей. Для контроля знаний предлагаются ситуационные, тестовые задачи и тестовый контроль с вопросами и эталонами ответов.

ISBN 978-5-88458-265-1

©ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И.Пирогова, 2011


СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение 6

2. Тема: Острые вирусные гепатиты у детей

3. Энтеральные гепатиты 6

4. Гепатит А 6

5. Гепатит Е 10

6. Перечень знаний по теме занятия 12

7. Список литературы по базисным

разделам темы 10

8. Перечень умений по теме занятия 12

9. Схема обследования больного гепатитами А и Е 12

10. Тестовый контроль и задачи с эталонами ответов по теме

гепатитов А и Е

11. Парентеральные гепатиты 19

12. Гепатит В 19

13. Гепатит D 22

14. Перечень знаний по теме занятия 25

15. Список литературы по базисным

разделам темы 25

16. Перечень умений по теме занятия 26

17. Схема обследования больного гепатитами В и D 26

18. Классификация вирусного гепатита В 26

19. Тестовый контроль и задачи с эталонами ответов по теме

гепатитов В и D 27

20. Гепатит С 38

21. Гепатит G 41

22. Тестовый контроль и задачи с эталонами ответов по теме

гепатита С 43

23. Дифференциально-диагностические признаки вирусных гепатитов

у детей (Табл. 2) 49

24 Классификация острых вирусных гепатитов (Табл. 3) 49

25. Тема: Хронические вирусные гепатиты у детей 50

26. Перечень знаний по теме занятия 53

27. Список литературы по базисным

разделам темы 53

28. Перечень умений по теме занятия 53

29. Схема обследования больного с хроническим вирусным гепатитом 54

30. Тестовый контроль и задачи с эталонами ответов 54

31. Препараты интерферонов для лечения хронических вирусных гепатитов 62

32. Таблицы нормативов биохимических и иммунологических

показателей, используемых в диагностике хронических гепатитов

(Табл. 4, 5) 62

33. Новая классификация хронического гепатита 63

34. Ультразвуковые критерии фиброза печени при хроническом гепатите

у детей 64

35. Лечение хронического гепатита у детей по программе протокола 65

ВВЕДЕНИЕ

Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студента, как в аудиторное, так и во внеаудиторное время. Здесь представлены: мотивация изучения темы, цель занятия, перечень необходимых знаний, умений и навыков по клинике, диагностике, терапии и профилактике вирусных гепатитов. Для контроля знаний предлагаются ситуационные тестовые задачи и тестовый контроль с вопросами и эталонами ответов. Для подготовки к занятию студент должен повторить базисные разделы, ознакомиться с рекомендуемой литературой и, отвечая на вопросы предлагаемых задач, оценить свои знания.
Практическое занятие строится по следующему плану:

  1. Проверка готовности студента к занятию.

  2. Инструкция преподавателя по работе в специализированном отделении, у постели больного.

  3. Курация больных и ведение больного по теме занятия.

  4. Демонстрация и разбор больного по теме занятия.

  5. Заключительная проверка знаний студентов по теме (решение практических клинических задач).

  6. Подведение итогов занятия и оценка знаний студентов.

  7. Задание на дом.


ОСТРЫЕ ВИРУСНЫЕ ГЕПАТИТЫ
Острые вирусные гепатиты – это большая группа нозологически самостоятельных инфекционных заболеваний, вызываемых различными вирусами, объединяющим началом которых является гепатотропность. Эти болезни имеют много сходных клинических симптомов, таких как желтуха, гепатоспленомегалия, темная моча и обесцвеченный кал, а также изменений в биохимическом анализе крови (билирубинемия за счет конъюгированной фракции, высокая ферментемия, диспротеинемия). Однако гепатиты имеют и массу характерных отличий, связанных с токсономической принадлежностью вирусов, механизмом заражения и путями их передачи, патогенезом и иммуногенезом, тяжестью течения, исходами, критериями серологической диагностики и профилактики.

ЭНТЕРАЛЬНЫЕ ВИРУСНЫЕ ГЕПАТИТЫ
Вирусный гепатит А (МКБ-10 В15)

Вирусный гепатит А (ГА) – острое, циклически протекающее инфекционное заболевание, вызываемое РНК-содержащим вирусом, с энтеральным (фекально-оральным) механизмом передачи, характеризующееся умеренно выраженным синдромом интоксикации, нарушением функций печени, доброкачественным течением, формированием стойкого пожизненного иммунитета.

Этиология. Морфологически вирус гепатита А (HAV) был впервые описан С.М.Файнстоуном с соавт. В 1973 г. HAV классифицирован как уникальный член семейства Picornaviridae, образующий род Hepatovirus. HAV представлен лишь одним серотипом и не демонстрирует иммунологической перекрестной реактивности с другими пикорнавирусами. В то же время молекулярно-эпидемиологические исследования показали, что существуют по крайней мере 7 генетических групп вируса, но иммунологически все изоляты идентичны и одинаково реагируют с поликлональными антителами. Генные вариации HAV не затрагивают структуру основного иммунодоминантного участка, обеспечивающего выработку антител. В связи с этим приобретенный в результате перенесенной инфекции иммунитет стойкий и предохраняет от заболевания при последующих контактах с HAV. По той же причине вакцина, изготовленная из любого штамма вируса гепатита А, эффективна в предотвращении заболевания вакцинированного.

Эпидемиология. Вирусный гепатит А считают детской инфекцией, так как примерно в 80% случаев болеют дети. Практически не болеют дети первого года жизни, что связано с наличием трансплацентарного иммунитета, полученным ребенком от матери, имевшей ранее контакт с HAV, но к концу первого года жизни они утрачивают его и становятся восприимчивыми к вирусу. Для вирусного гепатита А характерны сезонные подъемы заболеваемости. Наибольшая заболеваемость регистрируется в осенне-зимний период.

Источниками инфекции являются больные с безжелтушной, субклинической формой гепатита или больные в инкубационном, продромальном периодах и начальной фазе периода разгара болезни, в фекалиях которых обнаруживаются HAV. Инфицирование происходит контактно-бытовым, посредством загрязнения фекалиями рук, а также с пищевыми продуктами и питьевой водой. Эпидемиологические исследования показали, что в регионах с низким социальным и санитарно-гигиеническим уровнем развития уже в детском возрасте почти 100% индивидуумов имеют анти-HAV антитела в крови. В развитых странах с высоким уровнем санитарии и качественным водоснабжением инфицирование значительно отдалено по времени и анти-HAV обнаруживаются значительно реже. В современной эпидемиологической практике распространенность инфицирования изучают двумя методами. Первый – учет верифицированных случаев ГА, второй – определение сывороточных антител к вирусу.

Патогенез. Вирус из желудочно-кишечного тракта с кровью попадет в печень и размножается в гепатоцитах. В дальнейшем вирус вновь проникает с желчью в ЖКТ из печени через желчные пути. В конце инкубационного и продромального периодов отмечается кратковременная вирусемия и экскреция вируса с фекальными массами. Вирусемия заканчивается сразу после появления желтухи. Патоморфологическая картина в печени характеризуется очаговым некрозом, пролиферацией купферовских клеток, ацидофильными внутриклеточными включениями, вакуольной дегенерацией, умеренным перипортальным воспалением и мононуклеарной клеточной пролиферацией. Поврежденные клетки мигрируют в синусоиды, где подвергаются фагоцитозу купферовскими клетками. Воспалительная реакция относительно быстро стихает, сменяясь активизацией регенераторных процессов.

Клиника. Гепатит А может протекать в типичном варианте (с желтухой) и атипичном варианте (без желтухи). Течение гепатита можно разделить на 4 периода: инкубационный (от момента заражения до появления первых клинических симптомов), продромальный (преджелтушный), желтушный и период реконвалесценции. Инкубационный период длится от 2-х до 6-ти недель. В этот период в крови можно обнаружить вирусный антиген и повышенную активность печеночных ферментов. Продромальный период длится от 1-го до 5–7 дней и клинически сопровождается повышением температуры тела в течение 2–3-х дней, недомоганием, слабостью, быстрой утомляемостью, снижением аппетита, тошнотой, иногда рвотой, болью в области правого подреберья. При осмотре больного обнаруживается увеличение печени и ее болезненность при пальпации. В 30% – отмечается спленомегалия. Желтушный период продолжается от 1-й до 2-х недель. Обычно начало желтушного периода знаменуется улучшением самочувствия (нормализуется температура тела, уходят общетоксические симптомы), отмечается иктеричность склер, слизистой оболочки рта, кожи. Моча имеет насыщенный цвет, кал – ахоличный. В желтушном периоде часто отмечается тенденция к брадикардии, глухости сердечных тонов, снижению артериального давления.

Период реконвалесценции длится 2–3 месяца и характеризуется улучшением самочувствия, восстановлением размеров печени и ее функций. В субклинической или безжелтушной форме гепатит А протекает у 70–90% детей в возрасте до 6 лет, у 50–60% – в возрасте от 6 до 14 лет. Клинически выраженные формы регистрируются у 10–30% детей до 6 лет, и у 40–50% детей от 6 до 14 лет. В 5% случаев встречается холестатическая форма гепатита.

Диагностика. При гепатите А изменяются биохимические показатели, которые непосредственно связаны с повреждением гепатоцитов. Содержание общего билирубина в сыворотке крови строго коррелирует с тяжестью заболевания, составляя у больных легкой формы до 70 мкмоль/л, среднетяжелой – до 130 мкмоль/л, тяжелой – выше 130 мкмоль/л. За счет повышения уровня конъюгированной фракции. Учитывается активность аланиновой (АлАТ) и аспарагиновой (АсАТ). При легкой форме гепатита активность ферментов повышается в 2–3 раза (N 30-40 ЕД/л), при среднетяжелой – в 3–4 раза, при тяжелой – в 5 раз и более. Группа печеночных проб включает мезенхимальные тесты (сулемовая и тимоловая), свидетельствующие о степени вовлечения в процесс РЭС. Тимоловая проба при легкой форме гепатита в среднем составляет 10 ед. (N 4-5 ед.), при среднетяжелой – 15 ед., при тяжелой – 20 ед. Сулемовая проба: в норме равна 1,8–2,0 Ед., при гепатите снижается до 1,7–1,6 Ед. В печени синтезируются ферменты группы факторов свертывания крови (протромбин, проакцелерин, проконвертин, фибриноген). При гепатите снижается синтез этих ферментов. Для оценки функции печени используют определение протромбинового индекса (N-80-100%). При гепатите показатель снижается, особенно при явлениях массивного или субмассивного некроза печени.

Достоверная верификация диагноза гепатита А достигается иммуноферментным анализом (ИФА) и другими серологическими методами с обнаружением в нарастающем титре Анти-HAV IgM в продроме или в разгар болезни. Выявленные Анти-HAV IgG имеют анамнестическое значение.

Лечение. При диагностировании легких и среднетяжелых форм болезни больные находятся на полупостельном режиме и получают симптоматическое лечение. В течение 2–4 недель получают печеночный стол, обильное питье (5% р-р глюкозы, минеральную воду), комплекс витаминов (С, В1, В2, В6) и при необходимости желчегонные препараты (фламин, берберин, желчегонный сбор и др.).

Профилактика.

В России с целью специфической профилактики применяются моно- и комбинированные вакцины против гепатита А. Все они вводятся внутримышечно или подкожно, полный курс состоит из 2 доз с интервалом 0–6–18 мес.

Геп-А-ин-ВАК (Россия) вводится детям от 3–17 лет; Геп-А-ин-ВАК-Пол – та же вакцина с добавлением полиоксидония. Аваксим (Франция) – для детей с 2 лет. Вакта (США) – детям 2–17 лет. Хаврикс 720 для детей и 1440 для взрослых (Англия) в шприце-дозе 0,5 мл для детей от 1–18 лет и по 1 мл для взрослых.

Пассивная профилактика иммуноглобулином проводится однократно детям из очага инфекции при тесном контакте с заболевшим ВГА в сроки до 7–8 дня от момента контакта, в дозе до 6 лет – 0,75 мл; от 7–10 лет – 1,5 мл и старше 10 лет – 3 мл.
Вирусный гепатит Е (МКБ-10 В17.2)
Вирусный гепатит Е (ГЕ) – острое заболевание, вызываемое РНК-содержащим вирусом, с энтеральным (фекально-оральным) преимущественно водным путем передачи, характеризующееся синдромом интоксикации, нарушением функции печени.

Этиология. Вирус гепатита Е – единственный представитель рода Herpesvirus в семействе Hepeviridiea. Вирус гепатита Е (HEV) был идентефицирован в 1983 г. М.С.Балаяном при проведении эксперимента по самозаражению материалом, полученным от больных, у которых был заподозрен гепатит В.

Эпидемиология. Человек является естественным хозяином HEV. Описаны случаи спонтанной инфекции, вызываемой человеческим штаммом HEV у обезьян, свиней, кур, крупного рогатого скота, грызунов, особенно в высоко эндемичных районах. Путь передачи – главным образом фекально-оральный. Загрязненная фекалиями питьевая вода – наиболее часто документируемый источник заражения. Возможна передача от человека к человеку, хотя вторичные случаи инфекции в результате контактов в месте проживания во время вспышек встречаются нечасто. Возможна вертикальная передача HEV от матери к ребенку. Недавно проведенные исследования свидетельствуют о том, что ГЕ может быть фактически зоонозной инфекцией с соответствующими очагами инфекции человека. Эндемическими зонами для ГЕ являются районы Азии, Африки, Центральной Америки и Ближнего Востока. Россия не относится к эндемичным по ГЕ районам мира. Так частота выявления Анти-HEV IgG среди беременных женщин в г. Москве составила 1,2%, при этом антитела класса IgM не были обнаружены. После перенесенного ГЕ формируется напряженный иммунитет, который предотвращает реинфекцию.

Патогенез. В патогенезе ГЕ много общего с ГА. Печень, по-видимому, служит единственной мишенью для HEV, поэтому внепеченочные проявления наблюдаются редко. Гистологически в ткани печени пациентов в остром периоде болезни выявляют характерную картину острого вирусного гепатита с некротически-воспалительными изменениями паренхимы. У большинства пациентов отмечается сидероз и холестаз.

Клиника. Инкубационный период составляет 15–60 дней. Заболевание начинается постепенно. Преджелтушный период длится от 3-х до 9-и дней. Больные жалуются на слабость, недомогание, снижение аппетита, тошноту, рвоту, боли в эпигастрии и правом подреберье, повышенную температуру тела. Желтушный период длится 1–3 недели, в это время появляется темная моча, ахоличный кал. Печень выступает из-под края реберной дуги на 3–6 см. В крови повышается уровень общего билирубина, повышается активность трансаминаз. В отличие от ГА, с появлением желтухи самочувствие пациента не улучшается, сохраняются общеинфекционные симптомы. Чаще ГЕ протекает в легкой и среднетяжелой форме, заканчиваясь выздоровлением. Период реконвалесценции длится до 1–2 мес. Характерной особенностью тяжелых форм ГЕ является гемоглобинурия, связанная с гемолизом эритроцитов, развитием острой почечной недостаточности и геморрагического синдрома. При ГЕ имеется тесная корреляция между тяжестью болезни и состоянием плазменного звена гемостаза, резкое снижение плазменных факторов свертывания крови, ингибиторов протеаз предвещает ухудшение состояния и развитие острой почечной недостаточности. Отмечено, что у беременных может наблюдаться фульминантная форма ГЕ с развитием острой печеночной недостаточности и летальным исходом.

Диагностика. Диагностика основана на обнаружении в сыворотке крови антител к HEV или РНК HEV в крови или кале. Анти-HEV IgM появляются в ранние сроки болезни и определяются в течение нескольких месяцев. Формирование Анти-HEV IgG и их определение возможно уже на 2-й неделе после появления симптомов гепатита.

Лечение. Специфической терапии ГЕ не разработано. Лечение симптоматическое. Пациенты с тяжелей формой ГЕ госпитализируются в специализированные гепатологические стационары.

Основная литература:
1. Учайкин В.Ф., Нисевич Н.И., Шамшева О.В. – Инфекционные болезни и вакцинопрофилактика у детей. – М.,Медицина. – 2006.

2. Учайкин В.Ф. – Руководство по инфекционным болезням у детей. – М., ГЭОТАР Медицина. – 1998. С. 243–250.

Дополнительная литература:


  1. Учайкин В.Ф., Нисевич Н.И., Чередниченко Т.В. «Вирусные гепатиты от

А до ТТV у детей». – М. ООО «Издательство Новая Волна», 2003. – 432 с.

2. Соринсон С.Н. – Вирусные гепатиты. Теза, СПб. – 1998.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. На основании данных эпиданамнеза, анамнеза заболевания, клинических симптомов, результатов биохимического и серологического анализов крови научиться диагностировать гепатиты, оценить тяжесть и характер течения болезни, а также назначить адекватную терапию.

В процессе самоподготовки к данному практическому занятию студент должен восстановить базисные знания по следующим разделам:

а) характеристика вирусов гепатитов А, Е, В, С, D,G;

б) морфологическая структура печени в норме и при вирусных гепатитах;

в) обмен билирубина в норме и при вирусных гепатитах;

г) эпидемиология и клиника гепатитов у взрослых;

д) основные клинические проявления вирусных гепатитов;

е) принципы лечения больных вирусными гепатитами.
Студент должен знать:

  • этиологию и свойства возбудителя,

  • эпидемиологию,

  • особенности воспалительного процесса при гепатитах в зависимости от

этиологии,

  • основные звенья патогенеза,

  • классификацию,

  • клинические проявления в зависимости от типичности и формы тяжести,

  • основные лечебные мероприятия и лекарственные препараты,

  • профилактику,

  • исходы болезни.


Студент должен уметь:

  • правильно собирать эпиданамнез, обратить внимание на контакты, парентеральные манипуляции и сроки их проведения,

  • собрать анамнез заболевания, обратив внимание на длительность интоксикации, появление болей в животе,

  • при осмотре больного оценить выраженность желтухи, определить размеры, консистенцию и болезненность печени и селезенки,

  • провести дифференциальный диагноз ГА с заболеваниями, протекающими со сходной клинической симптоматикой,

  • оценить тяжесть болезни у курируемого больного,

  • сформулировать развернутый диагноз, согласно классификации,

  • оценить данные биохимического и серологического исследований,

  • обосновать лечение и наметить план дальнейшей тактики ведения больного в стационаре по программе протокола,

  • определить профилактические и противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции,

  • заполнить необходимую медицинскую документацию (сообщение в СЭС, выписной эпикриз и пр.),

  • дать рекомендации родителям реконвалесцента после выписки из стационара.


Схема обследования больного с гепатитом А и Е
Собирая эпиданамнез необходимо выявить наличие контакта в окружении больного (школа, детский сад, квартира и т. Д.) и наличие парентеральных манипуляций. В анамнезе заболевания следует обратить внимание на характер начала болезни, длительность температурной реакции, кратность рвоты, сроки исчезновения интоксикации и появления “темной” мочи, длительность преджелтушного периода.

При осмотре больного следует обратить внимание на тяжесть состояния (аппетит, рвота, сон, вялость), оценить выраженность желтушности кожи и склер, определить размеры, плотность и болезненность печени, размеры и консистенцию селезенки, оценить насыщенность мочи и цвета кала; отметить изменения со стороны сердечно-сосудистой системы (брадикардия, тахикардия, аритмия).

Все собранные данные, включая результаты биохимических и серологических исследований, записываются и оформляются в историю болезни. В последующие дни отмечается динамика клинических симптомов гепатита, оценивается тяжесть болезни курируемого больного и оформляется в виде окончательного заключения.
Проверьте самоподготовку по теме гепатит А и гепатит Е, отвечая на вопросы:

1. В каких биологических субстратах находится вирус у больных ГА?

А) слюне,

б) кале,

в) сперме,

г) грудном молоке.

2. Назовите источник инфекции при ГА:

а) больной в инкубационном периоде,

б) больной субклинической формой,

в) больной хроническим гепатитом.

3. Назовите факторы передачи возбудителя при гепатите А:

а) медицинский инструмент,

в) мухи,

г) домашние животные.

4. Какой биохимический тест является главным для диагностики вирусного гепатита?

А) повышение щелочной фосфатазы,

б) повышение амилазы крови,

в) повышение неконъюгированного билирубина,

г) повышение трансаминаз.

5. Выберите показатель общего билирубина, характерный для среднетяжелой формы гепатита А (в мкмоль/л):

а) 20–85,

б) 85–180,

в) 5–20,

г) выше 180.

6. Назовите причину “потемнения” мочи при гепатите в желтушном периоде:

а) уробилин,

б) неконъюгированный билирубин,

в) конъюгированный билирубин,

г) уробилиноген.

7. Назовите диагностический маркер ГА в остром периоде:

а) анти-НВс,

б) анти-HAV IgM,

в) анти-HAV IgG,

г) анти-Нbе.

8. Назовите исходы гепатита А:

а) полное выздоровление,

б) дискинезия ж.в.п.,

в) хронический гепатит,

г) синдром Жильбера.

9. Выберите временной критерий затяжного течения ГА:

а) 1–2 мес,

б) 2–3 мес,

в) 3–6 мес,

г) более 6 мес.

10. При субклинической форме гепатита А отмечаются:

а) увеличение печени,

б) ферментемия,

в) билирубинемия,

г) обнаружение анти-HAV IgM.

11. Выберите лекарство, применяемое при лечении ГА:

а) преднизолон,

б) 5% р-р магнезии,

в) аллохол,

г) аспирин.

12. Назовите признаки, характеризующие безжелтушную форму ГА:

а) “темная” моча,

б) ферментемия,

в) увеличение печени,

г) билирубинемия.

13. На какой срок назначается диспансерное наблюдение после перенесенного ГА:

а) 1 мес,

б) 2 мес,

в) 3 мес,

г) 6 мес.

14. Ведущий путь инфицирования вирусом гепатита Е:

а) пищевой,

б) водный,

в) воздушно-капельный,

г) контактно-бытовой.

15. Выберите географический регион, где распространена заболеваемость гепатитом Е?

а) страны Европы,

б) Россия,

в) страны Азиатского региона,

г) страны Африки.

16. Кто чаще болеет гепатитом Е?

а) взрослые,

б) дети.

17. Выберите характерные клинические отличия ГЕ от ГА:

а) острое начало болезни,

б) не острое начало,

в) с появлением желтухи интоксикация исчезает,

г) с появлением желтухи интоксикация не исчезает,

д) многократное повышение АлАТ,

е) слабое повышение АлАТ,

ж) повышенный показатель тимоловой пробы,

з) тимоловая проба в норме.

18. Каков исход гепатита Е у детей?

А) хронический гепатит Е,

б) полное выздоровление.

19. Какой маркер гепатита Е подтверждает диагноз?

А) HbsAg,

б) anti-HAV,

в) anti-HDV,

г) anti-HEV,

д) anti-Hbe.

20. Геном вируса гепатита Е содержит:

а) РНК,

б) ДНК.

Проверьте ответы: 1 – б; 2 – а, б; 3 – б; 4 – г; 5 – б; 6 – в; 7 – б; 8 – а; 9 – в;

10 – б, г; 11 – б; 12 – б, в; 13 – в; 14 – б; 15 – в; 16 – а; 17 – б, г, е, з; 18 – б; 19 – г; 20 – а.

Сумма эталонных ответов – 26

Расчет оценки ответа студента
а (сумма правильных ответов)

К (коэффициент усвоения) = -----------------------------------------

б (сумма эталонных ответов)
Оценка при К: ниже 0,7 – неудовлетворительно,

0,7–0,79 – удовлетворительно,

0,8–0,89 – хорошо,

0,9–1,0 – отлично.

Ответьте на вопросы следующих задач:

I. Ребенок 6 лет посещает детский сад, где отмечаются случаи гепатита. Заболел остро, температура тела 38,5°С, однократная рвота, боли в животе. В биохимическом анализе крови: АлАТ – 1450 ед., при норме до 40 ед. Участковый педиатр госпитализировал ребенка с диагнозом вирусный гепатит.

1) О каком заболевании следует думать?

2) Какие исследования надо сделать для уточнения диагноза?

3) Обоснована ли госпитализация в данном случае?

II. Мальчик 13 лет занимается спортивной гимнастикой. Накануне ответственных соревнований появилась желтуха склер и кожи. Цвет мочи не изменялся. Участковый педиатр заподозрил гепатит.

1) Согласны ли Вы с участковым педиатром и почему?

2) Какие обследования необходимо сделать для подтверждения диагноза?
III. Вас вызвали к ребенку 9 лет, которая заболела остро, температура тела 38,5° С, анорексия, вялость, головная боль, однократная рвота, на 5-й день – боли в животе, темная моча.

1) Поставьте предварительный диагноз.

2) Какие исследования нужно сделать для уточнения диагноза?

3) Можно ли лечить ребенка на дому?
IV. Девочка 10 лет посещает школу, где есть случаи гепатита. Заболела остро, температура тела 38°С, повторная рвота, боли в животе, с 3 дня болезни отмечены темная моча, желтуха кожи и склер. Ребенок госпитализирован. При обследовании в стационаре отмечалась умеренная желтуха, печень + 2,5 см,

+ 3,0 см, + ср/3 из подреберья, уплотнена и болезненная. Пальпировался край селезенки. В б/х анализе крови: билирубин общий – 90 мкмоль/л, конъюгированный – 75 мкмоль/л, АлАТ – 1560 Ед/л., тимоловая проба – 16 ед.

1) Поставьте предварительный диагноз.

2) Какие дополнительные исследования необходимо провести для уточнения диагноза?

3) Перечислите показатели тяжести болезни.
V. Ребенок 12 лет был оперирован по поводу о. аппендицита. Через три недели появилась желтуха кожи и склер. Моча темная.

1) О каком заболевании можно думать?

2) Какие диагностические исследования необходимо провести?

3) Какими исследованиями можно установить этиологию предполагаемого заболевания?

4) Назначьте лечение.
VI. Мальчик Тимур 9 лет, сын мигрантов из Узбекистана, приехавших в Москву 2 нед назад. Заболел 3 дня назад, когда появились вялость, плохой аппетит, субфебрильная температура тела, однократная рвота, боли в животе. Первичный диагноз врача «Скорой помощи» – о. гастрит. Однако через 3 дня от начала заболевания появилась темная моча и легкая иктеричность склер. С подозрением на вирусный гепатит ребенок был госпитализирован.

В стационаре: симптомы интоксикации сохранялись, желтуха склер и кожи нарастала, печень была увеличена, уплотнена и болезненная, моча темная. В биохимическом анализе крови: общий билирубин – 40 мкмоль/л, конъюгированный – 31 мкмоль/л, АлАТ – 280 Ед/л, тимоловая проба – 4 ед. При ультразвуковом исследовании: ткань печени нормальной эхогенности, желчный пузырь резко гипотоничен с выраженным осадком в полости, загиб в области шейки, увеличение размеров поджелудочной железы в области хвоста.

1) О каком заболевании следует думать?

2) Какие исследования надо сделать для уточнения этиологии болезни?

3) Какие данные эпиданамнеза помогут Вам заподозрить данное заболевание?

4) Какие характерные клинические симптомы надо учесть для диагностики болезни?

5) Назначьте лечение.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие Москва 2011 государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский национальный исследовательский медицинский университет имени н. И. Пирогова» iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
«российский национальный исследовательский медицинский университет имени н. И. Пирогова»

Учебно-методическое пособие Москва 2011 государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский национальный исследовательский медицинский университет имени н. И. Пирогова» iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
«российский национальный исследовательский медицинский университет имени н. И. Пирогова»

Учебно-методическое пособие Москва 2011 государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский национальный исследовательский медицинский университет имени н. И. Пирогова» iconРабочая программа электива «Ультразвуковая диагностика в клинике внутренних болезней»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования российский национальный исследовательский...

Учебно-методическое пособие Москва 2011 государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский национальный исследовательский медицинский университет имени н. И. Пирогова» iconПеречень вопросов для проведения контрольной работы по модулю
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский национальный медицинский университет...

Учебно-методическое пособие Москва 2011 государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский национальный исследовательский медицинский университет имени н. И. Пирогова» iconНовые технологии (3D/4d узи) в определении характера яичниковых образований
Работа выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский национальный...

Учебно-методическое пособие Москва 2011 государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский национальный исследовательский медицинский университет имени н. И. Пирогова» iconАндрей Аркадьевич психозы шизофренического спектра, ассоциированные со стрессом
Работа выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский национальный...

Учебно-методическое пособие Москва 2011 государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский национальный исследовательский медицинский университет имени н. И. Пирогова» iconРабочая программа учебной дисциплины «анестезиология, реаниматология и интенсивная терапия»
«российский национальный исследовательский медицинский университет имени н. И. Пирогова»

Учебно-методическое пособие Москва 2011 государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский национальный исследовательский медицинский университет имени н. И. Пирогова» iconФункциональное состояние эндотелия при артериальной гипертензии у детей с ожирением
Работа выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский национальный...

Учебно-методическое пособие Москва 2011 государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский национальный исследовательский медицинский университет имени н. И. Пирогова» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «новосибирский национальный...

Учебно-методическое пособие Москва 2011 государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский национальный исследовательский медицинский университет имени н. И. Пирогова» iconМетодические указания по написанию выпускной квалификационной работы...
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную