Тема: Книга в нашей жизни






Скачать 117.5 Kb.
НазваниеТема: Книга в нашей жизни
Дата публикации27.02.2015
Размер117.5 Kb.
ТипКнига
l.120-bal.ru > Информатика > Книга
Научно-практическая конференция «ШАГ В НАУКУ»

Секция ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ

Тема: Книга в нашей жизни

Автор: Старцев Матвей Юрьевич

Российская Федерация

Забайкальский край

Приаргунский район

МБОУ «Досатуйская СОШ», 6 класс

Научный руководитель:

Савина Лариса Андреевна, учитель

русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ «Досатуйская СОШ»

п. Досатуй, 2012 год

Книга в нашей жизни

Автор: Старцев Матвей Юрьевич

Российская Федерация

Забайкальский край

Приаргунский район

МБОУ «Досатуйская СОШ», 6 класс

Краткая аннотация.

Чтение книг должно быть самым важным занятием для школьника. Книги помогают познавать окружающий мир, дарят бесценные знания, учат мыслить. Они делают людей лучше. В работе представлено исследование, какое место отведено книге в жизни моих одноклассников. Предлагаются рекомендации родителям, как заинтересовать школьников чтением книг.

Книга в нашей жизни

Автор: Старцев Матвей Юрьевич

Российская Федерация

Забайкальский край

Приаргунский район

МБОУ «Досатуйская СОШ», 6 класс

Аннотация

Тема исследования «Книга в нашей жизни» была выбрана не случайно, так как интерес молодых людей к книге, к сожалению, в 21 веке в России не возрос, а понизился.

Педагоги, психологи, специалисты книжного дела, библиотекари бьют тревогу: школьники, молодежь все реже и реже обращаются к книге, а если и обращаются, то либо из чисто прагматических соображений, либо к книгам сомнительной художественной ценности.

Разумеется, нельзя игнорировать прогресс в области получения информации: телевидение, компьютеризация, Интернет. Наступила новая эпоха с новыми информационными технологиями. Школьники, молодежь часами сидят за компьютером, постепенно расширяется круг лиц, получающих информацию через Интернет, и это остановить нельзя, и не нужно. Но как быть с чтением книг, которые пылятся на полках, ожидая нас? Как развивать у молодых людей интерес к чтению, книге как культурной ценности? Эти вопросы и подтолкнули меня заняться данной проблемой.

Цель исследования – выяснить, какое место отведено книге в жизни моих сверстников.

Задачи:

- изучив специальную литературу, выяснить, что такое книга, какую функцию в жизни человека она выполняет;

- выявить, какое место занимает книга в семьях моих одноклассников;

- составить рекомендации родителям, как заинтересовать школьников чтением книг.

Считаю наиболее эффективными следующие методы исследования: изучение соответствующей литературы, анкетирование, анализ.

Объект исследования - книги и их роль в жизни человека.

Предмет исследования - роль книги в жизни моих сверстников.

Изучив литературу о книге, узнал, что такое книга и какую роль она играет в жизни человека. Проведя анкетирование одноклассников и их родителей, пришёл к выводу, что книга в их жизни занимает далеко не главное место. В своей работе подробно расскажу об этом.

Практическая значимость работы – выступление в классе и на родительском собрании.

Книга в нашей жизни

Автор: Старцев Матвей Юрьевич

Российская Федерация

Забайкальский край

Приаргунский район

МБОУ «Досатуйская СОШ», 6 класс

План исследования.

I.Определение проблемы исследования: как заинтересовать школьников чтением книг?

II. Изучение специальной литературы.

III. Анкетирование учащихся 6 класса нашей школы. Вопросы анкеты:

1. Больше всего я люблю

а) играть с друзьями

б) заниматься спортом

в) смотреть телевизор

г) играть в компьютерные игры

д) рисовать

е) читать книги

ж) __________________________


  1. Часто ли ты читаешь книги?

а) каждый день

б) раз в неделю

в) очень редко



  1. Какие книги тебе нравятся больше всего?

а) сказки б) о приключениях в) о природе и животных

г) о дружбе д) фантастика

е) классика ж)___________________



  1. Твоя любимая книга

_____________________________________________________________

  1. Чаще всего книги для чтения я выбираю

а) самостоятельно

б) вместе с родителями

в) по совету друзей

г) ___________________________

  1. Советуют ли тебе родители прочесть их любимые детские книги?

а) нет

б) да, например ________________________________________

  1. Делишься ли ты со своими родителями впечатлениями о прочитанных книгах?

а) да б) нет

  1. Читаете ли вы книги вместе со своими родителями?

а) да б) нет



  1. Какую роль сыграла твоя семья в формировании твоего отношения к чтению книг?

а) никакой б) привили мне любовь к чтению

IV.Анкетирование родителей шестиклассников. Вопросы анкеты:

  1. Ваше самое любимое увлечение?

а) спорт б) чтение книг в) общение с природой

г) другое (указать что) _____________________

  1. Считаете ли Вы себя читающим человеком?

а) да б) нет

  1. Как Вы считаете, может ли Интернет, электронная литература заменить «живую» книгу?

а) да б) нет

  1. Есть ли у Вас настольная книга?

а) нет б) да (какая) _______________________________

  1. Ваш любимый писатель (поэт)?

_________________________________________________________

  1. Ваша любимая детская книга?

_________________________________________________________

  1. Делитесь ли Вы со своим ребенком впечатлениями о прочитанных книгах?

а) да б) нет

  1. Практикуется ли в Вашей семье совместное чтение вместе с детьми?

а) да б) нет

9. Как часто Вы со своим ребенком читаете детские книги?

а) каждый день б) 1 раз в неделю в) 1 раз в месяц

г) никогда

10. Какую роль сыграла семья в формировании Вашего отношения к чтению книг?

а) никакой б) привила мне любовь к чтению

  1. Для Вас книга – это _________________________________________

V. Анализ полученных данных.

VI.Составление рекомендаций родителям, как увлечь детей чтением книг.

Книга в нашей жизни

Автор: Старцев Матвей Юрьевич

Российская Федерация

Забайкальский край

Приаргунский район

МБОУ «Досатуйская СОШ», 6 класс

Сначала решил отыскать ответ на вопрос «А что же такое книга?» И тут на помощь мне пришли мои верные помощники - книги.
В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова книга определяется как «произведения печати в виде переплетённых листов с каким-нибудь текстом»[1,с.256]. Владимир Даль характеризует книгу как «сшитые в один переплёт листы бумаги или пергамента»[2, К]

Много о книгах, их роли в жизни людей мне рассказали «мудрые старцы» - пословицы и поговорки [3]:

  • Книга может рассказать обо всем на свете - о далеких странах, о дальних планетах, о звездах, о великих людях и полководцах, живших много лет назад, о важных исторических событиях, происходивших в далеком прошлом:

Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно.

  • Одна книга открывает знания многим людям, в книгах собрана вся мудрость:

Одна книга тысячу людей учит.

Книга мала, а ума придала.

Кто много читает, тот много знает.

С книгой поведешься — ума наберешься.

Не красна книга письмом, а красна умом.

  • Книга как верный друг никогда не даст скучать, всегда придет на помощь. Нужно только взять ее с полки.

Книга - друг человека.

С книгою жить – век не тужить.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Книги не говорят, а правду сказывают.

Испокон века книга растит человека.

Дом без книги – день без солнца.

Согласен и с высказываниями великих людей о книгах.

Известный писатель К. Г. Паустовский писал: «Человек, любящий и умеющий читать – счастливый человек. Он окружён множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья – это книги. Книги встречают нас в самом раннем детстве и сопровождают всю жизнь. Они заставляют нас непрерывно совершенствоваться, чтобы мы могли стать настоящими передовыми людьми. Огромный мир – заманчивый и разнообразный – врывается к нам в комнату со страниц любимых книг… Читайте, читайте и читайте. Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг...» [4, т.1, с. 3]

А. М. Горький советовал: «Любите книгу — источник знания, только знание спасительно, только оно может сделать нас духовно сильными, честными, разумными людьми, которые способны искренно любить человека, уважать его труд и сердечно любоваться прекрасными плодами его непрерывного великого труда».

«Для того, чтобы узнать самих себя, нужна книга. Для того, чтобы узнать других, нужна книга. Народ без книги похож на человека, бредущего с завязанными глазами: он не видит мира. Народ без книги похож на человека без зеркала: ему нельзя увидеть свое лицо», - говорил Р. Гамзатов.

Н. Г. Чернышевский считал: «В детстве, в первую пору молодости, человек учится в школе; уроки наставников имеют ту цель, чтобы сделать юношу образованным человеком. Но когда он выходит из школы, перестает учиться, его образование поддерживается и совершенствуется чтением».[ http://moyschool33.68edu.ru/sait/st/nasha]

Итак, можно сделать вывод, что книги в жизни человека играют очень важную роль: помогают познавать окружающий мир, дарят бесценные знания, учат мыслить. Следовательно, они должны сопровождать нас всю жизнь, занимая в ней главное место, только тогда мы сможем стать настоящими передовыми людьми.

Чтобы выявить, какое место занимают книги в семьях моих одноклассников, узнать, как семья влияет на отношение ребят к чтению книг, как приобщить ребят к миру книг, выяснить, какие книги любят читать ученики и родители нашего 6 класса, было проведено анкетирование детей и их родителей.

На вопросы анкеты ответили 20 учащихся нашего класса.

Отвечая на первый вопрос, учащиеся выбрали несколько вариантов ответа.
Больше всего любят читать всего 3% учащихся нашего класса. Основными «конкурентами» книг являются игры с друзьями, любовь к рисованию и компьютер.
Почти половина (45%) опрошенных ребят читают книги всего лишь один раз в неделю, 5 человек (25%) читают книги очень редко.

Отвечая на третий вопрос, одноклассники тоже выбрали несколько вариантов ответа.
Ребята нашего класса любят читать книги о природе и животных, а также о приключениях и фантастику.

На четвёртый вопрос смогли ответить только 13 человек (65 %). Любимые книги шестиклассников – «Белый клык» Джека Лондона, «Комета прилетает» Туве Янссон, «Таня Гроттер» Дмитрия Емеца, «Кот-ворюга» К. Паустовского, мифы о Геракле, детская энциклопедия, любые книги о животных. В нашем классе также есть ребята, которым нравятся разные книги.

90% опрошенных ребят выбирают книги самостоятельно, и только 10% выбирают книги для чтения вместе с родителями. Но ведь помощь родителей в выборе книг для чтения, их неравнодушие к тому, что мы читаем - важная ступенька в формировании нашего отношения к чтению книг.
Только 10% ребят прочли любимые детские книги их родителей. Советуя детям прочесть свои любимые детские книги, родители подогревают в ребятах интерес к чтению. Нам очень интересно прочесть те книги, которыми мамы и папы зачитывались в детстве.

90 % ребят делятся впечатлениями о прочитанных книгах со своими родителями. Обсуждение прочитанной книги, ее интересных моментов помогает нам, детям, лучше понять книгу, заставляет размышлять о прочитанном, сближает нас с родителями.

35% ребят читают книги вместе со своими родителями. Совместное чтение книг приносит радость и детям, и взрослым. Взрослые, читая книги вместе с нами, возвращаются в детство. А для детей чтение постепенно становится любимым и нескучным занятием.

40% опрошенных ребят ответили, что родители привили им любовь к чтению книг. Значит, семья способна и должна воспитывать в детях любовь к чтению.
Далее представлены результаты анкетирования родителей, в котором согласились принять участие 10 человек.
Чтение книг для 30% родителей является самым любимым занятием.

30% опрошенных считают себя читающими людьми. Это те взрослые, для которых чтение – самое любимое увлечение.

Сейчас в Интернете очень быстро можно отыскать любую книгу в электронном формате и другую необходимую информацию. На мой взгляд, Интернет никогда не сможет заменить общение с «живой» книгой. Со мной согласились 90% участников анкетирования.

Среди настольных книг – «Кулинария» (её назвали двое), «Домашний доктор», Библия и журналы. К сожалению, большая часть опрошенных (70%) не имеет настольной книги или, имея, не называет её.

Среди любимых писателей и поэтов А. С. Пушкин, С. А. Есенин, И. А.Бунин, Е. Стефанович. Какие великие имена в этом списке! Не смогли ответить 3 человека (30%).

Этот вопрос для меня наиболее интересен. Какие же книги читали наши родители, когда были детьми? «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина, «Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Снежная королева» и другие сказки Г. Х. Андерсена, «Красная шапочка», «Чук и Гек» А. Гайдара, русские народные сказки. На этот вопрос ответили 8 человек (80%).

Большая часть опрошенных (60%) делится со своими детьми впечатлениями о прочитанных книгах.

50% участников анкетирования читают книги вслух вместе со своими детьми.

Только 10 % опрошенных читают книги со своими детьми ежедневно, 20% - 1 раз в неделю, столько же – очень редко читают вместе с детьми, 50% - 1 раз в месяц. Книги, прочитанные вместе с родителями, запомнятся нам навсегда и не оставят нас равнодушными!

Отвечая на 10 вопрос «Какую роль сыграла семья в формировании Вашего отношения к чтению книг», 40% отметили, что никакой, а 60% - привила мне любовь к чтению.

Что же такое книга для наших родителей? (11 вопрос) Это отдых (60%), познание нового(10%), познание жизни (10%), наука жизни (10%), дополнительный источник знаний (10%).

Таким образом, результаты анкетирования показали, что книга в жизни моих одноклассников и их родителей занимает, к сожалению, не главное место.

Как же можно изменить сложившуюся ситуацию? Проанализировав анкеты, рекомендую следующее:

Дорогие родители, чтобы увлечь нас чтением книг нужно совсем немного:

  • Читайте книги сами, а мы будем брать с вас пример.

  • Помогайте нам выбрать книги для чтения.

  • Советуйте нам прочесть книги, которые вы читали в детстве.

  • Регулярно читайте книги вместе с нами, перечитывайте понравившиеся книги.

  • Делитесь с нами впечатлениями от прочитанных книг.

  • Учите нас бережно относиться к книгам.

  • Прививайте нам любовь к чтению книг, и тогда книги станут нашими верными друзьями на всю жизнь.


Список литературы


  1. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1982

  2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Русский язык, 1986

  3. Русские пословицы и поговорки. – М., 1989

  4. Паустовский К. Г. Собрание сочинений в 8 томах. – М.: Художественная литература, 1967

  5. Ресурсы Интернета

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Книга в нашей жизни iconУрок развития речи
Сегодня по всей России проходит открытый урок, посвященный раскрытию роли книги в нашей жизни. В этом году такой праздник проводится...

Тема: Книга в нашей жизни iconНина Павлова Пасха Красная
«Молитесь за монахов — они корень нашей жизни. И как бы ни рубили древо нашей жизни, оно даст еще зеленую поросль, пока жив его животворящий...

Тема: Книга в нашей жизни iconКнига жизни
Гнедич П. П. Книга жизни: Воспоминания: 1855 – 1918 / Редакц и примеч. В. Ф. Боцяновского [Переиздание 1929 года]. М.: Аграф, 2000....

Тема: Книга в нашей жизни iconИнформатика в нашей жизни
Тематический вечер «Информатика в нашей жизни» — это внеклассное занятие для учащихся viii—xi классов средней школы. Вечер – заключительное...

Тема: Книга в нашей жизни iconЕсть ли место книге в нашей жизни
Так, снижение роли литературы среди детей и подростков, отчасти происходит и в связи с тем, что сегодня из нашей жизни уже исчезли...

Тема: Книга в нашей жизни iconБёрк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного
Платон о природе искусства и его месте в общественной жизни (по диалогам «Ион» и «Государство»; из диалога «Государство читать» Книга...

Тема: Книга в нашей жизни icon«Литература» для 6-го класса
Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр,...

Тема: Книга в нашей жизни iconЛитература в нашей жизни
Однажды я поняла: литература в жизни каждого человека играет свою определенную роль

Тема: Книга в нашей жизни icon6. Интервью с чемпионкой
Целью нашей исследовательской работы является описание жизненного пути нашей землячки, чемпионки мира по армрестлингу Уразгильдеевой...

Тема: Книга в нашей жизни iconСочинение «Упражняется ли милосердие в нашей жизни?» задает нам вопрос...
Упражняется ли милосердие в нашей жизни? (2)…Есть ли постоянная принуда для этого чувства? (З)Часто ли мы получаем призыв к нему?...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную