Сценарий читательской конференции «Суд истории на страницах книг»






Скачать 448.18 Kb.
НазваниеСценарий читательской конференции «Суд истории на страницах книг»
страница1/3
Дата публикации15.02.2015
Размер448.18 Kb.
ТипСценарий
l.120-bal.ru > История > Сценарий
  1   2   3

логотип цбс

Департамент культуры, спорта и молодежной политики

администрации города Нижнего Новгорода

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

«ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА»

КАНАВИНСКОГО РАЙОНА








Сборник материалов по итогам читательской конференции по творчеству В.А. Шамшурина

в Центральной районной библиотеке им. Ф.М. Достоевского

«Суд истории на страницах книг»








Нижний Новгород

2012

Содержание:



1.

Положение о проведении читательской конференции по творчеству В.А. Шамшурина «Суд истории на страницах книг» …………………………



3

2.

Сценарий читательской конференции «Суд истории на страницах книг» ……………………………


6

3.

Вашаткина М.А. Результаты анкетирования «2012 – год Истории» …………………………….………


17

4.

Кузечкин А.С. Альтернативная история …………

19



Першина О.Ф. Обзор книг В.А. Шамшурина из фондов Канавинской ЦБС …………………………



23

5.

Пальгуева Г.М. Время бросать жребий: отзыв на трилогию В.А. Шамшурина «Жребий Кузьмы Минина» …………………………………………….



28

6.

Кузнецова Г.П. Рецензия на книгу В.А. Шамшурина «Два императора» ……………………………


35

7.

Землянская Е.В. Викторина по историческому повествованию «Алтарь Отечества» В.А. Шамшурина ………………………………………………



36


ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении читательской конференции по творчеству

В. А. Шамшурина «Суд истории на страницах книг»
Читательская конференция: «Суд истории на страницах книг»

посвящается 400-летию Нижегородского ополчения 1612 года и 200-летию Отечественной войны 1812 года.

Организаторы: МКУК ЦБС Канавинского района при поддержке Администрации Канавинского района.

Участники: молодежь, учителя, библиотекари, читатели библиотек Канавинского района, обслуживающих взрослое население.

Приглашаются все, кто читает книги об истории России, все, кто читает книги нашего земляка Валерия Анатольевича Шамшурина и хочет поделиться своими мнениями и впечатлениями.

Цели:

  • Объединение читателей разных поколений в процессе активного чтения художественной литературы по истории России.

  • Развитие творческих и коммуникативных (ораторских) способностей в ходе обсуждений и размышлений о концепциях, взглядах, проблемах отраженных в исторической литературе.

Задачи:

  • Осветить новые подходы к осмыслению истории России, событий 400-летней и 200-летней давности, их взаимосвязи с современной историей.

  • Раскрыть нравственно – гуманистическую проблематику произведений В.А. Шамшурина.

  • Рассмотреть художественные особенности произведений В.А. Шамшурина.

  • Выявить наиболее интересные произведения литературы о Смутном времени и Отечественной войне 1812 года.

Организация конференции

Конференция проходит в два этапа:

  • Подготовительный. Библиотеки-филиалы проводят анкетирование, приглашают участников, готовят творческие работы, помогают читателям подготовить вопросы для обсуждения. 15 августа – 15 октября 2012 г.

  • Конференция на базе ЦБ им. Ф.М. Достоевского:

  1. Встреча с писателем В.А. Шамшуриным.

  2. Обзор творчества В.А. Шамшурина.

  3. Анализ анкет «2012 год – Год истории» (см. Приложение 1).

  4. Выступление контрагентов с противоположной оценкой альтернативной истории в произведениях В.А. Шамшурина.

  5. Выступления оппонентов.

  6. Подведение итогов. Выступление В.А. Шамшурина.

Последняя декада октября 2012 г.


  • Отражение хода подготовки и проведения конференции на сайте ЦБС и в СМИ. 15 августа – 10 декабря. 2012 г.

Условия участия

Участники читательской конференции представляют творческую работу в любом из предложенных жанров:

  • исследование жизни и творчества писателя;

  • отзыв;

  • эссе;

  • рецензия;

  • буктрейлер;

  • электронная презентация;

  • иллюстрации к произведениям В.А. Шамшурина;

  • сценарий мероприятия, посвященного творчеству В.А. Шамшурина и другое.

Требования к работе:

  1. объективный анализ и собственная оценка выбранного произведения в единстве его содержания, формы и рассматриваемой темы;

  2. сравнение произведения В.А. Шамшурина с другими историческими произведениями;

  3. использование литературно-критических материалов, посвященных теме.

Примерные темы для докладов и сообщений

Названия тем докладов и сообщений носят обобщающий характер, но в них обязательно должны быть использованы произведения В.А. Шамшурина.

Необходимо показать, как эти темы воплотились на страницах его книг. Приветствуется использование и сравнение с другими книгами по теме.

Приветствуются самостоятельно определенные темы сообщений и отзывов

  1. Русский характер: мифы и реальность, сила и слабость. Типажи, характеры, достоверность героев В.А. Шамшурина.

  2. Роль личности в истории: за и против! Цели, мотивы участия разных людей, в том числе исторических личностей, в событиях, отраженных в исторической литературе и в книгах В.А. Шамшурина.

  3. Исторические катаклизмы: социальный разрез! Толпа и соборность, вольность и государственность: в чем разница и историческая значимость?

  4. Родной язык как инструмент исторической живописи в произведениях В.А. Шамшурина.

Требования к оформлению творческих работ

Участники читательской Конференции заполняют анкету-представление (см. Приложение 2). Объём творческих работ не более 8 страниц, в формате Word, набранных 14 шрифтом Times New Roman через одинарный интервал. Текст работы представляется в электронном и печатном виде. Рисунки, электронные презентации должны быть выполнены в формате jpg размером не более 300 кбайт. Иллюстрации могут быть выполнены в любой технике (тушь, гуашь, акварель, компьютерная графика и т.д.) на бумаге формата А4 (альбомный лист).

Все поступившие работы будут представлены на сайте Канавинской ЦБС.

Наиболее активные участники конференции будут отмечены дипломами и подарками и приглашены для участия в областной заочной читательской конференции «Недаром помнит вся Россия…»

Заявки на участие в конференции принимаются:

  • В любой библиотеке Канавинского района

  • В отделе методической работы и маркетинга:

  • телефон: 8(831) 248-54-74, е-mail: metod-kancbs@yandex.ru


Сценарий конференции

«Суд истории на страницах книг»
Кадр 1. Начало.

Выставки: книг В.А. Шамшурина и книг о Смутном времени.

На экране: заставка конференции.

Стулья для участников расположены полукругом. На одном крыле полукруга за столом располагается один из ведущих и В.А. Шамшурин. На другом крыле - второй ведущий, директор и зам. директора.

Музыкальная заставка.

Кадр 2. Внимание на экран . 400 лет Нижегородскому ополчению.

Директор: Сегодня мы проводим читательскую конференцию, посвященную 400-летию Нижегородского ополчения. У нас в гостях писатель Валерий Анатольевич Шамшурин. Его творчество позволяет нам заглянуть в то далекое прошлое, о котором мы сегодня будем говорить.

Ведущие конференции:

  • Андрей Кузечкин

  • Галина Михайловна Пальгуева

Им я и передаю бразды правления.

Кузечкин: Нужно ли знать историю своей страны? Большинство людей согласны с тем, что знать нужно. Потому что история идет по кругу и нужно быть готовым к ее повторениям.

Пальгуева: С другой стороны, история не знает сослагательного наклонения. Что произошло – то произошло. Но вот в чем парадокс: прошлое остается неизменным, а история постоянно меняется. Меняется наш угол зрения на прошлое. Каждое поколение пишет свою историю, а каждый историк пишет, прежде всего, для своих современников. Вопрос в том – какую историю нужно знать нам, живущим в ХХI веке?

К: Существуют дошедшие до нас документы, свидетельства очевидцев событий, артефакты – все это изучает наука – история и разъясняет нам – потомкам.

П: Но насколько точна эта наука – история? Не является ли она всего лишь личной и сугубо субъективной интерпретацией людей, называющих себя историками?

Кадр 3. Внимание на экран: противоречия истории

Наверное, могло бы случиться так, что в тот или иной далёкий год всё произошло по-другому. Например, русские земли захватила Византия, немецкие рыцари победили Александра Невского и захватили северные русские земли, поляки остались в Москве и посадили на русский трон своего царя, декабристы победили и установили в России республику?

К: Серьезные ученые историки скажут, что это досужие вопросы, и будут правы! С другой стороны - альтернативная история, отличная от официальной и академической, существует давно. К ней можно относиться по-разному, но, наверное, не стоит от нее отмахиваться?

П: Во время подготовки нашей конференции мы провели опрос среди наших читателей и посетителей сайта. О результатах опроса нам расскажет Марина Анатольевна Вашаткина.

Кадр 4. Внимание на экран: Итоги голосования. Анализ анкет. Сообщение М.А. Вашаткиной.

К: В нашей стране альтернативная история начала бурно развиваться, когда были сняты идеологические цепи со всего, что было ими опутано, в том числе и с науки истории. Появилась альтернативная история и на страницах художественных произведений.

Кадр 5. Внимание на экран. Альтернативная история. Сообщение А.С. Кузечкина.

Кадр 6. Внимание на экран. История на страницах книг

П: Историю можно назвать сплетницей: то так ее напишут, то по-другому, то снова перепишут.

К: А можно назвать полем для дискуссии.

П: Да, но не каждый из нас владеет научным инструментом для глубокого познания истории, тем более для дискуссии.

К: В таком случае стоит вспомнить, что еще для древних греков и римлян история была разновидностью художественной литературы, поводом для красноречия. С течением времени значение слова «история» отклонилось от первоначального. Под историей стали понимать не рассказ о событиях, а сами события.

П: И сегодня мы можем видеть рассказ о событиях прошлого на страницах книг художественных произведений. В этом случае суждения об истории, суд истории предстает наиболее ярко и, по крайней мере, доступно для любого, умеющего читать.

К: Мы пригласили в библиотеку всех, кто читает книги об истории России, тех, кто читает книги нашего земляка Валерия Анатольевича Шамшурина. Все, кто хочет поделиться своими мнениями и впечатлениями сможет сделать это на нашей читательской конференции «Суд истории на страницах книг»

Кадр 7. Внимание на экран. Цель конференции.

К.: Поскольку мы полагаем, что имеет право на существование любая, в том числе альтернативная, точка зрения, все они вполне могут сегодня прозвучать. Но – главное для нас не столько сами по себе исторические события, сколько их исследование в произведениях Валерия Анатольевича Шамшурина. Именно поэтому ему будет предоставлено право третейского судьи и главного комментатора всех наших обсуждений.

П.: Сегодня в библиотеке на читательской конференции присутствуют читатели всех библиотек Канавинского района….. Думаю, что каждый желающий высказаться, представится самостоятельно…. А вот нашего гостя - Валерия Анатольевича мы представим чуть более подробно.

Кадр 8. Сообщение О.Ф. Першиной.

К: Чтобы не растекаться мыслью по древу, мы сегодня остановимся в основном на Смутном времени 1612 года.

П. И понятно, почему. В этом году исполняется 400 лет освобождению Москвы от поляков, и как раз этот период исследовал в своих произведениях Валерий Анатольевич. Герой того времени Кузьма Минин – любимый герой писателя.

В первом разделе нашей конференции мы рассмотрим общую картину того, что происходило в те давние времена.

К: Юрий Адрианов в предисловии к изданию трилогии Шамшурина о Кузьме Минине 1996 года написал о том, что книга несет урок духовной соборности, который дали нам предки из Смутного времени.

Кадр 8. Внимание на экран.

П. Однако Николай Костомаров, общественный деятель, историк, публицист и поэт ХIX века, в своем исследовании «Смутное время Московского государства» описывая время предшествующее Смуте и саму Смуту, обращает внимание на несколько моментов.

Крестьяне и посадские были сомкнуты в общинном устройстве. Они не имели практически никаких дел непосредственно с государством. Между ними и государством был так называемый МИР, местная община. Всем миром собирали налоги, ремонтировали дороги, несли другие повинности.

Проголосовали на мирском сходе все – каждый в отдельности должен подчиниться.

К. Валерий Анатольевич Шамшурин в своем романе приводит приговор, составленный при выборах Кузьмы Минина посадским старостой. В нем перечислялись обязанности, поручения и наказы. «Ведать ему Кузьме Минину в посадском мире всякие дела и во всех мирских делах радеть, а нам, мирским людям, его старосту во всех мирских делах слушать, а не учнем его слушать, и ему нас надлежит к мирскому делу нудить…»

П. Вот и нудили, т.е. заставляли. На практике это означало, что у посадских и крестьян не было права на осознанный личный выбор. Была власть местной общины и «до царя далеко, до Бога высоко». Не было никакого резона спасать государство, т.е. далекую Московскую власть. Каждый был занят собой и своими делами. О какой соборности и единении может идти речь?

Кадр 10. Внимание на экран. Раздел I. Исторические катаклизмы.

К: В романе «Жребий Кузьмы Минина» об этом тоже сказано: «Сменялись цари, грызлись бояре, лаялись у кабаков ярыжки, вскипал и утихомиривался черный люд…!… А Кузьма знай себе присовокуплял алтын к алтыну, полушку к полушке… Мнилось : до смертного часа хватит ему этих беспрестанных хлопот о своем промысле и своем доме, и чем больше он наживет, тем спокойнее будет у него на душе…А вот душа-то оказалась как взаперти… Чего ей надобно, чего взыскует она и никак не обрящет»?

Так может быть именно душа – основа для единения!?

Кадр 11. Внимание на экран. У каждого своя правда.

П: Крестьяне хотели вернуть «Юрьев день», бояре – право своевольно наживаться и командовать царями…У служивых дворян были свои причины для недовольства. Смута – это толпа всем и всегда недовольных. Она бывает временно спаянной этим чувством недовольства. Но у каждого в толпе свои интересы.

Эта толпа легко пристает к любому предводителю, надеясь при нем достичь своих корыстных целей. И никакого единения в1612 году быть не могло. Нет его и в наше время. Итоги опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 27-28 октября 2012 года, свидетельствуют о том, что более половины россиян (56%) не ощущают себя единой нацией.

К: Мы сегодня попробуем, используя художественные произведения, в частности романы Шамшурина, рассмотреть вопрос: Что такое толпа и соборность, вольница и государственность: что в них общего, в чем разница и в чем - историческая значимость? В чем значимость и величие победы над поляками и прекращение Смуты?

П: Исторические события становятся Великими тогда, когда они открывают новую страницу в истории, что-то меняют коренным образом.

В этом смысле победа над поляками никакого исторического значения не имеет. Вместо Рюриковичей на русском престоле сели Романовы, но ни в политическом, ни в общественно–социальном, ни в экономическом плане в России ничего не изменилось.

А, между прочим, Дмитрий I предполагал провести весьма серьезные экономические и политические реформы: отмену крепостного права, демократическую республику… И если бы толпа москвичей, которую искусно разъярил Василий Шуйский, не растерзала его … все могло бы быть по-другому.

К.: Мне бы хотелось обратиться к аудитории. Может ли кто-то из участников конференции высказаться по этим вопросам?

Как вы думаете, было на самом деле единение всего народа или не было в период Смуты 1612 года. Действительно оно было добровольным, осознанным или это результат применения, говоря современным языком, административного ресурса?

Было единство или не было?

Участники высказываются и голосуют.

П.: Валерий Анатольевич! Как Вы ответите на вопрос о единении и единстве русского народа? О соборности и толпе?

В чем же историческое значение изгнания поляков из Москвы? В чем подвиг или трагедия русского народа?
Слово Шамшурину

К . Еще несколько вопросов Валерию Анатольевичу. История как наука – это изучение, исследование различных источников: рукописей, официальных документов, предметов быта и т.д… Чем Вы руководствуетесь при написании художественных произведений на историческую тему? Не секрет, что историческая беллетристика частенько грешит против истины, а то и искажает исторические факты.

П. Валерий Анатольевич, писатель вправе отступать от точных фактов? Может ли он излагать свой особый взгляд по поводу тех или иных событий? Как Вы относитесь к альтернативной истории, с разговора о которой мы начали конференцию. Что для Вас является основным при работе над произведениями?

Еще вопросы из зала к Валерию Анатольевичу?

Кадр 12. Внимание на экран. Раздел 2. Роль личности.

К. Имя музы истории - Клио произошло от греческого слова «прославляю». И действительно, первые летописи, хроники посвящались, в основном, прославлению правителей.

Вероятно, отсюда и берет свое начало вопрос о роли личности в истории. Как правило, подразумевается, что эта личность великая, известная, заметная: правитель, полководец, вождь, герой. Предполагается, что такая личность способна изменить ход исторических событий.

П: Однако, кажется, у Шекспира кто-то говорит, что история это глупая сказка, пересказанная кем-то пьяным. Как этот пьяный может что-то сотворить или изменить ход истории? А Лев Николаевич Толстой, устами Кутузова в «Войне и мире» вообще отрицает какое бы то ни было значение какой бы то ни было личности в военных сражениях.

К: Разумеется, произведения художественной литературы, являясь по сути своей человековедческими, т.е. изучающими человека не могут не затронуть вопрос о личности в истории.

П.: Вопрос тут в другом: имеется ли разница в том, как изображается или характеризуется личность в научной и художественной литературе?

Кадр 13. Внимание на экран. Пожарский у Костомарова.

К: У Валерия Анатольевича тоже есть этот эпизод. Но Пожарский и его мать предстают в нем в совсем ином свете. Вероятно, ученый Костомаров описывал ситуацию, руководствуясь документальными источниками, и судил о ней просто по тексту соответствующей грамоты, написанной по общепртнятым или официальным канонам того времени.. А писатель Шамшурин пытался понять внутренние мотивы поступков, опираясь на свои представления о личности участников этой ситуации.

П.: Изображение личности в художественной литературе, будь то реальная историческая персона или вымышленный персонаж, должно быть, прежде всего, живым. То есть таким, чьи поступки и мотивы этих поступков понятны и объяснимы с житейской точки зрения.
Что думают по этому поводу наши читатели?

Кадр 14. Внимание на экран. Пирамида.

П: Рассуждения на тему роли личности и народа в истории достаточно часто сводятся к построению некоей пирамиды. На фундамент масс возводится этаж партий, над ним возносят постоянно сужающиеся постройки для руководителей разных рангов, а там, глядишь, готова площадка для единственного вождя.

Но куда он, вознесенный на верх пирамиды, способен повести массы? За собой невозможно, ибо все под ним. Да и как он может вести, если его несут другие, те, кто остался под ним. Остается одно - попытаться сверху указать путь и надеяться, что массы пойдут и понесут вождя в соответствии с его указующим перстом. Так бывает, если он угадал желания и интересы народа. Но именно угадал, ибо увидеть невозможно, когда он отделен от народного фундамента перекрытиями многих этажей, иерархическими структурами.

К: Что же, давайте снова обратимся к участникам конференции.

Роль личности в истории. За – она велика и решает все. Против – она зависима от воли масс.

Высказываемся и голосуем.

К: Валерий Анатольевич, Вам слово как третейскому судье и эксперту. Ваши произведения густо населены известными историческими личностями и вымышленными представителями разных слоев населения. Как Вы «распределяли» между ними их роли в исторических событиях? Что Вам, как писателю, хотелось показать в каждом из героев ваших романов?
Слово Шамшурину

Кадр 15 . Внимание на экран. Русский характер

П : "Поскребите" русского, и вы скоро обнаружите в нем татарина …. или романтика…или пьяницу … или страдающую душу… или мечту о халяве…или долготерпение… или лентяя… Существует ли русский характер? Какой он? Миф это или реальность? Что в нем преобладает сила или слабость?

К.: Средние века, а XVII век – это еще средние века, не отличались гуманностью. И научные работы, и художественные произведения, в том числе книги Шамшурина, показывают жестокость нравов того времени. И поляки и русские совершали множество злодеяний, убийств, грабежей.

Кадр 16. Внимание на экран. Изгнание поляков.

П: Но вот один эпизод, по которому можно судить о русском характере. После победы ополчения, из Кремля стали выходить пленные поляки и бояре, служившие им. Какова реакция множества народа, столпившегося у кремлевских ворот? Конечно, проклятия, ненависть, призывы к отмщению, к поголовному истреблению тех, кто стал причиной неисчислимых бедствий и человеческих жертв. Ну и, конечно, желание пограбить, отнять вместе с жизнью и пожитки и богатство…

Но тут на пути толпы встали нижегородские ратники во главе с Мининым, заслонив собой пленных и не допустив мародерства. Это остудило горячие головы… и уже стали слышны жалостливые всхлипы, сострадательные возгласы, что, мол, им и так досталось в осаде, хлебнули лиха… Вот это момент зарождения гуманизма и проявления великодушия русского человека. В этом – его противоречивость и величие.

К: Как вы думаете, существует ли особый, непохожий ни на кого русский характер, на котором держится нация, русская земля?



Высказываемся и голосуем.

П: Валерий Анатольевич, кто из Ваших героев Вам роднее? В ком из них заложена вся сущность русского характера? Или, может быть, наоборот: все вместе ваши герои, кто в большей, кто в меньшей степени выражают основные черты нашего характера?

Слово Шамшурину.
Кадр 17. Внимание на экран. III раздел. Язык.

П: Есть еще один момент, о котором мы поговорим на читательской конференции. Создание исторической художественной литературы имеет свою специфику, свои особенности и законы. Каковы они?

Что в них главное: сюжет, писательское мастерство, знание истории, лексика, детали, социальные перипетии, семейные и любовные драмы на фоне исторических событий, характеры героев истории и характеры этих же героев в исторической художественной литературе. О том, как решает эти вопросы Валерий Анатольевич, мы узнаем из сообщения Г.М. Пальгуевой.
Отзыв Г.М. Пальгуевой.

К: В русской литературе исторический роман долгое время служил делу просвещения. Он обязан был содержать подлинные исторические факты. А, между тем, тот же Дюма, что называется, выковыривал изюм из исторической булки, не очень-то придерживаясь исторической правды. И читать об истории Франции в его изложении гораздо интереснее.

П: А зачем он вообще нужен, исторический роман? Зачем обыкновенному гражданину знать какую-то там давнюю историю? Ведь для развлечения можно и детектив почитать из современной жизни, любовный роман или фантастику.

К: Ваше право, уважаемые читатели, выбирать для чтения исторические художественные произведения, которые вам больше по душе и по разуму. А мне хотелось бы попросить вас высказаться, что вам больше по душе: историческая точность или художественный вымысел?

Высказываемся и голосуем.

П: Перефразируя Марину Цветаеву, литературу можно назвать «очевидцем всех времён истории». Но спрос на "историю" в современной России весьма своеобразен. С одной стороны, это желание убедиться в величии собственного прошлого, с другой, наоборот, уничижение, которое паче всякой гордости. Обе тенденции яростно сосуществуют и параллельно развиваются со времен перестройки, и бурный этот процесс породил любопытные внутрижанровые течения.

К: Валерий Анатольевич, а что Вы ставите во главу угла в своих произведениях? Что для Вас важнее: сюжет, писательское мастерство, система художественных образов, знание истории. Или можно поставить вопрос по-другому: в каких пропорциях все это должно соединяться, чтобы получилась исторически правдивое и при этом художественно выразительное произведение?

Слово Шамшурину.

Кадр 18. Внимание на экран. Заключение. Памятник Минину и Пожарскому в Нижнем.

П: Об истории России бытуют разные мнения. Например, всё, что было сделано в России, на самом деле лишь тупое подражание Европе. Всё: архитектура, искусство, наука, образование, мода, язык, манеры. Петр I, как ворона, "летая" по всяким Голландиям, просто собирал всё, что "блестело" и привлекало к себе внимание, и, образно говоря, переносил всё это в родную почву.

К: А что в этом такого уж плохого. В наше время китайцы совершенно открыто занимаются тем же самым. Да и в целом на новом информационном этапе развития человечества происходит постоянное взаимопроникновение всего, созданного человеком. И всегда так было. Если у одного народа появился флот, он появится и у другого.

П: Думаю, что флот появился бы в России независимо от того, кто был у власти, Петр или кто-то другой. Просто пришло время. Правда, это лишь догадка, проверить которую уже не получится. Так же как не получится проверить и то, могло ли быть лучше/хуже, если бы вместо Годунова остался Шуйский или вместо него – Лжедмитрий?

К: История не учит, а проучивает за незнание и невежество. История не учит, она скорее воспитывает человека думающего и свободного в своих суждениях, способного отличить правду от пропаганды и внушаемой идеологии. По факту она формирует ментальность общества, а значит, нужна для понимания своей собственной личности.

"Всё в руках Господа, и только История ускользнула из-под Его контроля" (Збигнев Ежина).

Для многих людей среднего уровня образования и мышления художественная историческая литература бывает более убедительна, чем научные исторические книги и статьи. Поэтому в России исторический русский роман всегда служил прекрасным дополнением к учебнику истории. Это возлагает особую ответственность на писателя.

П. Нам повезло, что у нас есть Валерий Анатольевич Шамшурин. Его романы, как истинно художественные произведения - человековедческие и душеведческие.

В них роль личности в истории не во внешнем влиянии на события, а в той внутренней нравственной силе, которая проявляется, или не проявляется, у любого человека: правителя или человека обыкновенного.

В совокупности (купно за едино) такие личности и составляют ядро нации, народа, страны, ее прошлого, настоящего и будущего. Они-то и движут историю.

Спасибо Валерию Анатольевичу.

И ему же заключительное слово.

Вашаткина Марина Анатольевна

Главный библиотекарь сектора маркетинга отдела методической работы и маркетинга ЦРБ им. Ф.М. Достоевского
Результаты анкетирования

«2012 – год Истории»
Летом 2012 г. в библиотеках Канавинского района проходило анкетирование «2012 – год Истории».

В нем приняли участие читатели взрослых библиотек.

Общее количество участников – 55 человек.

Возраст – от 15 до 82 лет.

89 % опрошенных ответили, что любят читать исторические книги. Среди любимых авторов – конечно же, классики: Лев Толстой и его эпопея «Война и мир», Алексей Толстой «Петр I», П.И. Мельников-Печерский «В лесах», Генрик Сенкевич «Камо грядеши», Рафаэлло Джованьоли «Спартак», Иван Лажечников «Ледяной дом», романы В. Пикуля, А. Солженицына, Э. Радзинского, многие произведения о Великой Отечественной войне.

С творчеством Валерия Анатольевича Шамшурина знакома почти половина опрошенных (27 человек, 49%), это читатели в возрасте 50-70 лет.

Любимые книги – «Жребий Кузьмы Минина», «Два императора», «Набат над Волгой», «Сталинский сокол».

Вот какие отзывы оставили читатели о книгах Валерия Анатольевича:

  • «Шамшурин знает историю родного края, потому и пишет интересно».

  • «Эти книги помогали мне узнавать историю родного города».

  • «Читала роман «Сталинский сокол» о нашем земляке Чкалове, очень интересно и правдиво. Люди должны знать своих героев и чтить их мужество. Спасибо Шамшурину за такие книги».

  • «Книги замечательные у Шамшурина, мне нравится его трилогия о походе Минина и Пожарского».

  • «Валерий Анатольевич Шамшурин вносит весомый вклад в развитие региональной истории и краеведения».


Читатели поделились своим видением альтернативной истории. Все респонденты сошлись на том, что история должна быть достоверной.

Читателям интересно узнавать новые достоверные факты, узнавать реальную историю нашей страны. Если автор не располагает документальными материалами, раскрывающими те или иные тайны истории, то не стоит браться за переделывание истории. Читателей раздражают современные авторы, которые не только переделывают историю на свой лад, но и относятся негативно к советской истории, трактуют исторические события со своей точки зрения.

Вопрос о «переделывании» советской истории очень болезненно воспринимается людьми старшего поколения. Так, читательница 72 лет пишет, что историю переделывать преступно, и предлагает за подобные литературные эксперименты привлекать к ответственности.
АНКЕТА
Уважаемый читатель!

Приглашаем Вас принять участие в исследовании «2012 – год Истории».

1. Любите ли Вы читать книги по истории? Назовите наиболее запомнившиеся.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Знакомы ли Вам книги Валерия Анатольевича Шамшурина? Напишите Ваше мнение о них.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________
3. Как Вы относитесь к «альтернативной истории»? Нужно ли историю переделывать?

______________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________
ФИО _______________________________________________________

Ваш возраст: _________

Спасибо!

Кузечкин Андрей Сергеевич

Библиотекарь 1 категории сектора методической работы отдела методической работы и маркетинга ЦРБ им. Ф.М. Достоевского
Альтернативная история
Согласно принятому определению, альтернати́вная исто́рия  — жанр фантастики, посвящённый изображению реальности, которая могла бы быть, если бы история в один из своих переломных моментов (точек бифуркации, или точек развилки) пошла по другому пути.

К этому жанру примыкает альтернативная география, которая предполагает иное развитие истории, исходя из допущения, что у Земли другая география. Нужно подчеркнуть, что нас интересуют не всевозможные фальсификации истории или новомодные исторические теории в стиле небезызвестного академика Фоменко, а альтернативная история как жанр фантастики, когда «альтернативность», выдуманность заведомо известна.

По сути дела, литература такого жанра отвечает на тот же самый вопрос, что и фантастика других направлений: «А что было бы, если?..» С той разницей, что если у научной фантастики вектор направлен, как правило, в будущее, то у альтернативной истории, как нетрудно догадаться – в прошлое.

Основоположником жанра альтернативной истории считается римский историк Тит Ливий (I век до н.э.), описавший возможную историю противостояния Рима и империи Александра Македонского, предположив, что Македонский не умер в 33 года, а продолжил жить и править своей империей. Задумайтесь: уже в те времена людям было интересно альтернативное развитие истории.

Но справедливости ради нужно сказать, что до конца XIX века жанр был малоразвит. Можно, например, назвать рыцарский роман «Тирант Белый» Жуанота Мартуреля (1490 г.), посвящённый потере Константинополя. Этот крупный торговый город долгое время был частью христианской цивилизации, пока в 1453 году его не захватили турки. В романе «Тирант Белый» главный герой приходит на помощь осажденному городу и спасает его от сарацин.

Следующей значимой работой в жанре альтернативной истории можно назвать книгу Луи Жофруа «Наполеон и завоевание мира» (1836 г.). В книге рассказывается, как Наполеон завоевал Россию в 1812 году, Англию – в 1814, а затем стал правителем всей Земли. Под мудрым руководством Наполеона цивилизация достигла небывалого расцвета. Среди научных открытий и технических достижений объединённой Земли – дирижабли, работающие на электричестве, управление погодой, чудесные лекарства, пишущие машинки (названные в книге «пишущими пианино»), опреснение воды в Мировом океане и даже открытие новой планеты – Вулкан.

Как видим, альтернативная история в этом романе тесно переплетается с жанром утопии, как и в следующем большом романе в жанре альтернативной истории – «Аристопии» Кастелло Холфорда (1895 г.). Сюжет таков: первые европейские поселенцы в Америке обнаружили гору из чистого золота и потратили найденные богатства на то, чтобы создать идеальное государство по образцу известной книги Томаса Мора.

В XX веке жанр расцвёл буйным цветом, это было связано с развитием массовой литературы в мягкой обложке. Хотя и среди массового чтива можно найти шедевр. Один из подвидов альтернативной истории – сюжет, когда история меняется не сама по себе, а под воздействием пришельца из будущего. Роман Спрэга дэ Кампа «Да не опустится тьма!» (1939 г.) эксплуатирует именно такой сюжет.

Человек из XX века попадает в древний Рим и пытается сделать всё, чтобы не наступил упадок Культуры, известный как Тёмные века или Средневековье. Он начинает выпускать в Риме газету, «изобретает» телеграф, электричество, устраивает демократические выборы, а когда понимает, что проигрывает выборы, использует нечестные приёмы из XX века. Книга написана в юмористическом ключе и очень легко читается. Сам сюжет о пришельцах из будущего (или «попаданцах», на жаргоне фанатов) эксплуатируется в массовой литературе до сих пор.

Пожалуй, самый распространенный сюжет в современной альтернативной истории – победа стран Оси во Второй Мировой войне. Одно из самых заметных произведений на эту тему – «Человек в высоком замке» Филиппа К. Дика. В 1963 году книга удостоена премии «Хьюго» за лучший роман года. Роман стал первым произведением в этом жанре, получившим столь престижную награду, что привлекло значительный интерес к творчеству Дика в частности и альтернативно-историческому направлению фантастики в целом. Но Филипп Дик известен прежде всего различными экспериментами с реальностью: на страницах его книг герои зачастую ищут ответ на вопрос, насколько реален окружающий их мир и реален ли вообще. Персонажи «Человека в высоком замке» живут в Америке, захваченной и поделённой между собой нацистской Германией и милитаристской Японией. К концу романа они приходят к выводу, что страны Оси не могли победить во Второй Мировой, а значит, реальность, в которой живут герои – иллюзия.

Стоит отметить, что самые лучшие и самые известные произведения в жанре альтернативной истории чаще всего не являются альтернативной историей в чистом виде. Альтернативная реальность выступает лишь как фон – например, для политической сатиры.

Один из примеров – роман Владимира Набокова «Ада» - (1969 г.). Само действие происходит не на Земле, а на Анти-Терре (антиподе-аналоге Земли), где ходят слухи о существовании Терры. Все страны находятся не там, где на Земле («Терре»), а электричество запрещено, даже называть его следует: «алабырь». Телефон работает на воде, поэтому говорят «К воде», что по-французски что-то вроде «Алло».

На планете руководят англоязычные нации: восточным полушарием — Британская империя, западным — некая Эстотия, синтез России и США. Правка к роману от самого автора говорит, что Эстотия сделана по легендам об Эстотии-Эстотиландии, где живут очень умные люди, а сама она находится на полуострове Лабрадор. Часть территории, в действительности принадлежавшей СССР, занята Золотой Ордой, которая отделена от остального мира «Золотым занавесом» (аллюзия к «железному занавесу»). Население Золотой Орды — татары, её союзник — Китай. Русско-англо-саксонский мир ведёт против неё так называемую «Вторую крымскую войну».

Сатирическим по сути произведением является «Остров Крым» — фантастический роман Василия Аксёнова. Написан в 1979 году, издан после переезда автора в США в 1981 г. Основное допущение романа — полуостров Крым здесь является полноценным островом в бассейне Чёрного моря.

Эта вроде бы маловажная деталь играет существенную роль в истории Гражданской войны в России, привнося тот самый элемент «альтернативной истории» и являя собой роль ее катализатора. После Гражданской войны на острове укрепилась Белая армия, Крым превратился в миниатюрную версию России, какой она могла бы быть, не произойди Октябрьской революции. (Параллель из реальной истории: Китайская Народная республика и Тайвань.)

В наше время жанр альтернативной истории – один из самых распространённых в фантастике. В этом направлении работали многие известные российские и зарубежные фантасты:

- Пол Андерсон — цикл «Патруль времени»;

- Кир Булычёв — цикл произведений «Река Хронос»;

- Александр Бушков — роман «Стражи» из цикла «Мамонты»;

- Гарри Гаррисон — роман «Трансатлантический туннель! Ура!»;

- Сергей Лукьяненко – дилогия «Искатели неба».

К жанру альтернативной истории обращаются и серьёзные авторы. Например, скандально известный концептуалист Владимир Сорокин, написавший роман «Голубое сало» (1999 г.). Сюжет произведения вращается вокруг так называемого «голубого сала» — вещества уникальной структуры, которое вырабатывают клоны русских писателей. Действие романа разворачивается в двух временных пластах — второй половине XXI века (в Сибири и Москве будущего) и в альтернативном 1954 году, где Сталин (ещё живой) и Гитлер поделили между собой Европу. Альтернативная история оказывается фоном для литературно-стилистических экспериментов Сорокина.

В настоящее время жанр альтернативной истории продолжает жить полноценной жизнью и активно развиваться.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сценарий читательской конференции «Суд истории на страницах книг» iconМетодика организации читательской конференции Методические рекомендации организатору Введение
Читательская конференция (далее – чк) – одна из распространенных форм обсуждения книг с читателями. Читательская конференция является...

Сценарий читательской конференции «Суд истории на страницах книг» iconСценарий игры для 5 класса «Суд Осириса»
Цель: Закрепление и обобщение программного материала по теме «Религия древних египтян»

Сценарий читательской конференции «Суд истории на страницах книг» iconКакие книги выбрать для чтения летом?
Впереди лето! Интересные встречи, события ждут тебя не только в жизни, но и на страницах книг

Сценарий читательской конференции «Суд истории на страницах книг» icon3. Условия организации и проведения Конференции Конференция проходит...
Настоящее Положение определяет цели, задачи и условия организации и проведения межрайонной читательской конференции «Народный подвиг...

Сценарий читательской конференции «Суд истории на страницах книг» icon3. Условия организации и проведения Конференции Конференция проходит...
Настоящее Положение определяет цели, задачи и условия организации и проведения межрайонной читательской конференции «Народный подвиг...

Сценарий читательской конференции «Суд истории на страницах книг» iconСтатья в газете «Вечерний Волжский «Не перекорми себя читательской любовью…»
Представлены материалы докладов II международной научной конференции «Перспективы развития современной филологии»

Сценарий читательской конференции «Суд истории на страницах книг» iconО проведении районной заочной читательской конференции
В 2010 году отмечается знаменательная дата в жизни нашей страны 65-летие Победы в Великой Отечественной войне

Сценарий читательской конференции «Суд истории на страницах книг» icon442370 Пензенская обл., р п. Мокшан улица Советская, д. 25 тел/факс (250) 2-13-60 e-mail: mok
Подготовка и проведение районной читательской конференции по произведениям художественной литературы о ВОВ

Сценарий читательской конференции «Суд истории на страницах книг» iconУрок игра «Дети пишут учебник о древнейших страницах истории Шелаболихинского...
Урок – игра «Дети пишут учебник о древнейших страницах истории Шелаболихинского района Алтайского края»

Сценарий читательской конференции «Суд истории на страницах книг» iconРеферат «Предсказание современных технологий писателями-фантастами»
Не могли представить или же могли…? Ведь просторы человеческой фантазии весьма обширны и в наше время можно встретить, то, что современному...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную