Интерпретация мифа об Александре Македонском в историко-литературном сочинении представителя Македонского национального Возрождения Георгия Пулевского






Скачать 35.28 Kb.
НазваниеИнтерпретация мифа об Александре Македонском в историко-литературном сочинении представителя Македонского национального Возрождения Георгия Пулевского
Дата публикации17.02.2015
Размер35.28 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > История > Документы
Интерпретация мифа об Александре Македонском в историко-литературном сочинении представителя Македонского национального Возрождения Георгия Пулевского («Македонска Александрида», 1892)

Шафрина Дарья Дмитриевна

Студентка Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия

Актуальность мифа об Александре Македонском в македонской литературе и культуре особенно возросла после создания независимого государства Республики Македония (1991г) в связи с возникновением международного спора о правомерности использования вышеуказанным государством топонима «Македония» в своем названии, а также об использовании определений «македонец» и «македонский» в дискурсе этнического самоопределения. В этой связи книга Георгия Пулевского может быть рассмотрена не только как отправная точка для развития современной политической мифологии, но и начало эффективно развивающейся литературной традиции, связанной с интерпретацией мифа об Александре.

Эта проблема практически не затрагивалась российской наукой. Македонские ученые рассматривали этот вопрос с точки зрения истории формирования национального самосознания в ΧΙΧ в. Современная художественная литература широко обращается к мифу как к способу интерпретации национальной истории.

Цели и задачи исследования:

- Проанализировать «Македонскую Александриду» Г. Пулевского как проявление восприятия и интерпретации историко-географических и культурологических сведений в процессе борьбы за национальную идентичность.

- В связи с этим рассмотреть историю топонима «Македония» и этнонима «македонский» в диахроническом срезе.

При работе над данной темой были использованы русские, македонские, болгарские, сербские, греческие и английские источники.

Для формирования национального самосознания любого народа значение имеет зарождение литературного языка, литературы на национальном языке, изучение исторического прошлого. В этом процессе существенную роль имеет возникновение и интерпретация мифов, связанных с историческим прошлым.

Формирование национального самосознания у македонских славян активизируется в последней четверти ΧΙΧ века в рамках борьбы против османского владычества. Как пишет современный историк О. Н. Исаева, «специфическое развитие Македонии, усиление культурного, языкового своеобразия вело к вызреванию элементов македонской нации» [Исаева 1999: 77]. На рубеже ΧΙΧ-ΧΧ веков предпринимаются первые попытки создания македонского литературного языка (Крсте Мисирков) [Усикова 2003: 18-19] и появляются художественные произведения, созданные на народно-разговорной основе (В. Чернодринский. «Македонская кровавая свадьба», 1900). Важную роль в формировании самосознания македонских славян играли мифы о героях прошлого. Главными фигурами этих мифов становятся герой южнославянского эпоса Марко Королевич и великий полководец и завоеватель времен античности Александр ΙΙΙ Македонский.

В борьбе за национальную идентичность македонские славяне принимают за отправную точку название историко—географической области «Македония», «считая себя продолжателями античной традиции» [Ристовски 2001: 109].

Одним из выдающихся выразителей этой идеи становится представитель народной интеллигенции, поэт, лингвист, фольклорист и историк Георгий Пулевский (1817-1895). В названиях собранных им сборников фольклора и собственных художественных сочинений он постоянно использует этноним «македонский» [Шешкен 2001: 25]. В 1892 г. он опубликовал свой основной труд «Общая история македонских славян». Частью этой работы стала «Македонская Александрида», которая представляет собой характерную для той эпохи интерпретацию античного наследия македонского царства и «бродячего сюжета» об Александре Македонском с более чем двухтысячелетней историей.

Как и другие деятели национального возрождения, Георгий Пулевский не видел разницы между античными македонянами и славянским народом, в ΧΙΧ проживавшим на части территории античной Македонии. Более того, он сознательно пытался представить свой народ наследником древнего имени, а полководца древности – его «праотцом». В основу своего произведения он положил одну из версий уже упомянутого «бродячего сюжета» об Александре, известных на Балканах во второй половине ΧΙΧ в., а также «Историю Великого Александра Македонца», переведенную с греческого на сербский язык и изданную в Белграде в 1844г. [Македонска Александрида: 8-10]. В повествовании Г. Пулевского история рождения, жизни и смерти Александра Македонского предстает как переплетение исторических реалий и легендарных мотивов, которое в связи с поставленными задачами приобретает новую окраску и получает новое истолкование.

Литература

Исаева О.Н. Мюрцштегский опыт «умиротворения» Македонии. // Македония. Проблемы истории и культуры. М., 1999.

Усикова Р.П. Грамматика македонского языка. М., 2003.

Шешкен А.Г. Македонская литература 1920-1930-х гг. // История литератур западных и южных славян: В 3 т. Т. 3. М., 2001.

Македонска Александрида: (Извадок од „Славјанско-маќедонската општа историја„ од Ѓорѓија М. Пулевски)/ Подготовка и транслитерација Б. Ристовски, Б. Ристовска-Jосифовска. Скопје, 2005.

Ристовски Б. Столетија на македонската свест. Скопје, 2001.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Интерпретация мифа об Александре Македонском в историко-литературном сочинении представителя Македонского национального Возрождения Георгия Пулевского iconТема: «Звезда и смерть Александра Македонского»
Великим я занимаюсь уже не один год. Скажу точно, с чего все началось: однажды у себя на своем столе я обнаружил новую книгу с позолоченными...

Интерпретация мифа об Александре Македонском в историко-литературном сочинении представителя Македонского национального Возрождения Георгия Пулевского iconЮ. В. Гончаров Основы теории литературы
Цель курса – помочь студенту овладеть программным материалом настолько, чтобы он имел достаточно ясное представление на уровне современных...

Интерпретация мифа об Александре Македонском в историко-литературном сочинении представителя Македонского национального Возрождения Георгия Пулевского icon«медный всадник» А. С. Пушкина: концептуально-поэтическая инвариантность...
Типология стихии в «Медном всаднике». Авторская интерпретация мифа о потопе. О катастрофическом художественном сознании Пушкина

Интерпретация мифа об Александре Македонском в историко-литературном сочинении представителя Македонского национального Возрождения Георгия Пулевского iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности 09. 00. 03 «Истории философии»
Прогресс и преемственность философских знаний. Проблема метода в истории философии. Аналитический и оценочный подходы к осмыслению...

Интерпретация мифа об Александре Македонском в историко-литературном сочинении представителя Македонского национального Возрождения Георгия Пулевского iconРоссийской федерации
Они вели споры о будущем родной страны, о ее месте в мировой цивилизации, намечали пути национального возрождения России. Бесспорно,...

Интерпретация мифа об Александре Македонском в историко-литературном сочинении представителя Македонского национального Возрождения Георгия Пулевского iconКонспект урока истории в 5-ом классе Цели и задачи
Учебное оборудование: эпиграф; карта «Завоевательные походы войск Александра Македонского на Восток»; портрет Александра Македонского;...

Интерпретация мифа об Александре Македонском в историко-литературном сочинении представителя Македонского национального Возрождения Георгия Пулевского iconЗавоевания Александра Македонского
Подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского

Интерпретация мифа об Александре Македонском в историко-литературном сочинении представителя Македонского национального Возрождения Георгия Пулевского iconЛитература Обязательный минимум содержания
Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-лите-ратурных знаний, на определенных способах и...

Интерпретация мифа об Александре Македонском в историко-литературном сочинении представителя Македонского национального Возрождения Георгия Пулевского iconУрок литературы в 10 классе Тема Историко-философский смысл романа «Обломов»
Цель урока: рассмотреть роман в историко-философском аспекте, помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной...

Интерпретация мифа об Александре Македонском в историко-литературном сочинении представителя Македонского национального Возрождения Георгия Пулевского iconУрок литературы в 6 классе по теме: мифы древней греции. Художественная...
Мотивация изучения мифа: обращение через проблемный вопрос к личному опыту учащихся

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную