Проекта






Скачать 120.02 Kb.
НазваниеПроекта
Дата публикации23.04.2015
Размер120.02 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > История > Документы


Автор проекта: Анашкина Ирина Владимировна, заместитель директора по УВР муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Таксимовская СОШ №1 имени А.А.Мезенцева»

Тема проекта: экскурсионный маршрут «БАМ всё зовёт, всё сниться…»

Направление: внепредметное

Целевая аудитория: учащиеся (без возрастных ограничений), учителя, заинтересованные лица.

Название проекта:

Краткая аннотация проекта:

Одни считают её «путём в будущее», другие – «дорогой в никуда». Байкало-Амурская магистраль – один из самых грандиозных проектов Советского Союза. Сегодня про “стройку века”, о которой так много говорили и писали в 70-80-е годы, вспоминают достаточно редко, к тому ж, к сожалению, часто и не совсем добрым словом. Несмотря ни на что, история Байкало-Амурской магистрали продолжается... На БАМ ехали энтузиасты с Украины, Белоруссии, Молдавии, Прибалтики, Грузии, Туркмении. Все республики оставили после себя замечательные станции и поселки в таежном краю. И о доме, в котором мы живем, о БАМе хочется, чтобы узнало как можно больше людей. Поэтому развитие туризма – одно из важных направлений для создания положительного имиджа, развития интереса к Байкало-Амурской магистрали. И как следствие – привлечение инвестиций в развитие нашего региона.

Три года назад началось общение учащихся нашей школы с учениками московской гимназии № 1517. Ученика гимназии Николая Лобанова заинтересовала история строительства БАМа, и он решил связаться с живыми свидетелями истории – жителями Таксимо, расположенного примерно посередине трассы. С помощью современных технологий сделать это оказалось несложно. Юные москвичи узнали не только о том, какие трудности приходилось преодолевать строителям, но и как живет поселок сегодня, обменялись фотографиями – теперь в московской гимназии есть копии фотоснимков со стройки века, сделанные в 70-80-х годах. Благодаря инициативе гимназиста и его отца Лобанова Валерия Николаевича, был создан и реализован детско–родительской проект «Москва - Таксимо».

В процессе общения и возникла идея разработки экскурсионного маршрута, посвященного истории строительства БАМа, его настоящего и будущего.

Нами разработан проект тематической экскурсии, посвященной истории и персоналиям строительства бурятского участка БАМа. Ее мы назвали «БАМ всё зовёт, всё сниться…».

Актуальность:

В мае 2013 года Республика Бурятия отметит свой 90-летний юбилей.  2013 год объявлен в Бурятии как год туризма.  По оценке «Эксперта РА», Бурятия поднялась с 45-го места среди регионов России в 2006 году на 14-е место в 2011 году по туристическому потенциалу. Республика занимает лидирующие позиции в этой отрасли среди регионов Дальнего Востока и Забайкалья по темпам роста основных показателей. Север Бурятии, в том числе и Бурятский участок БАМа необходимо позиционировать в рамках празднования юбилея Республики и года туризма.

В «Программе социально-экономического развития муниципального образования «МУЙСКИЙ РАЙОН» на 2011-2015 годы» основной целью в направлении «Туризм» является формирование туристической отрасли, которая окажет влияние на социально-экономическое развитие района путем увеличения доходной части бюджета, притока инвестиций, увеличения рабочих мест, улучшения здоровья населения, сохранения и рационального использования природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала района.

Для достижения поставленной цели определены основные задачи:

  • формирование нормативно-правовой базы развития туризма;

  • создание системы управления и координации развития туризма;

  • организация рекламно-информационной компании по развитию туристической деятельности для привлечения потенциальных инвесторов;

  • стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в сфере туризма, а также в отраслях, экономически и технологически сопряженных с туризмом;

  • развитие видов туризма, относящихся к общей категории «природных»;

  • создание на территории района материально – технической базы для развития туризма за счет внебюджетных источников.

Указанные задачи будут решаться посредством реализации комплекса мероприятий. В среднесрочном периоде планируется:

  • подготовка и издание рекламно-информационной продукции;

  • мониторинг состояния туристско-рекреационных ресурсов и объектов;

  • оценка состояния рынка туризма;

  • создание банка данных с информацией по ресурсам и услугам;

  • разработка туристических маршрутов.

Учитывая вышесказанное, мы решили внести свой вклад в развитие Муйского района.

Цель:

разработать проект тематической экскурсии, посвященной истории и персоналиям строительства бурятского участка БАМа.

Задачи:

  • Развить у учащихся интерес к проектно-исследовательской деятельности.

  • Воспитать у учащихся стремление к овладению глубокими знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения истории, культуры родного края.

 

  • Изучить теоретический материал.

  • Определить цель и тему экскурсии.

  • Разработать маршрут экскурсии.

  • Начать работу по сбору материала для экскурсии.

  • Создать виртуальный экскурсионный маршрут.

Участники:

  • Учащиеся

  • Учителя

Этапы реализации проекта:

Этап

Деятельность руководителя проекта

Деятельность участников проекта

Подготовительный

Подготовка документации для работы над проектом, определение сроков проекта, выбор ответственного за ведение проекта и его управление.

- определение целей экскурсии;

- выбор темы;

- отбор и изучение литературы и источников;

- отбор и изучение экскурсионных объектов.

Основной

Руководство проведением основного этапа проекта

- составление маршрута;

- подготовка текста экскурсии;

- определение методических приемов показа и рассказа.

Заключительный

Руководство проведением заключительного этапа проекта


- создание виртуального и реального экскурсионного маршрута «БАМ всё зовёт, всё сниться…»

Рефлексивный

Подведение итогов работы над проектом, отзывы участников проекта.

- обсуждение перспективы развития проекта

Риски:

  • недостаточная заинтересованность участников проекта

Ожидаемые результаты проекта:

  • создание виртуального и реального экскурсионного маршрута «БАМ всё зовёт, всё сниться…»

Дальнейшее развитие проекта:

  • развитие интереса к истории и перспективам Байкало-Амурской магистрали;

  • привлечение инвестиций в туристическую отрасль района.

Итоги реализации проекта:

Вначале мы ознакомились с теоретическими основами организации экскурсионной работы. Основными источниками информации нам послужили материалы Интернета.

Для оценки объектов, которые включены в экскурсию, мы использовали следующие критерии:

Познавательная ценность – связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии.

Известность объекта.

Необычность объекта. Необычность объекта связана с каким-то историческим событием, которое произошло в данном здании, на месте установки данного памятника, с легендой или историческим событием.

Выразительность объекта, т. е. внешняя выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой – зданиями, сооружениями, природой.

Сохранность объекта. Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовленности к показу экскурсантам.

Местонахождение объекта. При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.

Временное ограничение показа объекта (по времени суток, по дням, месяцам и сезонам) – это когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.

Учитывая вышеназванные факторы и прежде всего, возможности транспортного сообщения на бурятском участке БАМа мы выбрали следующие пункты экскурсии:

  • г. Северобайкальск

  • Северомуйский тоннель

  • п. Таксимо

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута – способствовать наиболее полному раскрытию темы.

Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, – это организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический.

Объекты в зависимости от своей роли в экскурсии могут быть использованы как основные и дополнительные. Основные объекты подвергаются более глубокому анализу, на них раскрываются подтемы экскурсии. Показ дополнительных объектов, как правило, осуществляется при переездах (переходах) экскурсионной группы и он не занимает главенствующего положения.

Учитывая вышесказанное, мы отобрали следующие объекты экскурсии:

  • г. Северобайкальск – вокзал, мемориальный поезд, монумент строителям города, музей «История БАМ», памятные знаки первопроходцам БАМа, памятные знаки «Мысовые тоннели»

  • Северомуйский тоннель, памятник строителям тоннеля

  • п. Таксимо – вокзал, гидросамолёт АНТ, музей ЦДЮТиЭ, мемориал первопроходцам, музейная комната ТСОШ №1

На каждый из объектов экскурсии будет составлена информационная карточка по следующему плану:

План описания экскурсионного объекта

1. Полное название объекта (современное и прошлое).

2. Объект относится к памятнику: архитектуры, природы, археологии, искусства или объект является памятным местом, связанным с историческими событиями в жизни нашего народа или с развитием государства и общества, объект является мемориальным местом, связанным с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведением архитектуры и градостроительства, зданием промышленного предприятия, жилым или общественным зданием, инженерным сооружением, зданием культового назначения.

3. Датировка объекта.

4. История создания объекта.

5. События и лица, связанные с этим объектом.

6. Особенности архитектурного стиля, планировки.

7. Необычность или типичность объекта. В чем состоит необычность или типичность?

8. Выразительность объекта (взаимодействие с окружающей средой, зданиями, природой).

9. Сохранность объекта.

10. Будущее объекта.

11. Выводы о ценности объекта (связь с эпохой, историей, культурой, людьми, возможность изучения или использования в эстетическом или патриотическом воспитании.

Объезд (обход) маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы. При организации объезда (обхода) маршрута ставятся задачи:

1) ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым проложен маршрут;

2) уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы;

3) освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок;

4) провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса (пешеходной группы), а также уточнить продолжительность экскурсии в целом;

5) проверить целесообразность использования намеченных объектов показа; 6) выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы;

7) выбрать методику ознакомления с объектом;

8) в целях безопасности передвижения туристов по маршруту выявить потенциально опасные места и принять меры.

Мы планируем реализовать этот этап в текущем учебном году и в период летних каникул. Основная проблема состоит в том, что произошла отмена движения поезда Северобайкальск – Новая Чара, который был очень удобен для данной экскурсии.

Подготовка текста экскурсии

Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов.

Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык.

На сегодняшний день нами собран исходный материал, который мы будем пополнять, в том числе на основе личных впечатлений, бесед со строителями магистрали.

Для информированности потенциальных участников экскурсии нами создан в сети Интернет сайт, где представлен план экскурсионного маршрута и информация о выбранных объектах экскурсии. Сайт содержит историческую справку об истории БАМа, достопримечательностях ее бурятского участка, интересные факты, фотографии.

Сегодня мы имеем часть материалов, которые требуют дальнейшего накопления и обработки. Кроме посещения исторических объектов реально организовать встречи со строителями-ветеранами.

Расширение тематики экскурсии будет зависеть от потребностей туристов. В ЦДЮТиЭ разработаны и реализуются экскурсионные маршруты по Муйскому району:

  • Источники Муйской долины

  • Поход выходного дня «Молодежный» Посвящен 50-летию начала освоения месторождения хризотил-асбеста «Молодежное»

  • Поход в Иркутские пещеры

Включение этих маршрутов в экскурсию также является реальным.

Финансирование проекта:

  • Проект не требует финансовых вложений

  • Дальнейшее развитие проекта (реализация возможно за счет привлечения бюджетных средств и спонсорских вложений заинтересованных лиц.

Заключение:

От берегов Лены до Амура, огибая север Байкала, через скалы, таежные кручи и болота железнодорожная магистраль прошла по труднодоступным, почти не заселенным районам. И на протяжении всех 3145 километров сооружаемой дороги не было отрезка более сложного, чем Бурятский участок БАМа, часто называемого "барьерным", "ключевым", так как, составляя по протяженности шестую часть магистрали, он взял на себя почти треть материальных затрат и из-за того, что основные тоннели - "ключи БАМа" пробивались на территории Бурятии. Среди них крупнейшие в Европе и Азии 7-ми километровый Байкальский и 15-ти километровый Северомуйский.

Предлагаемый проект экскурсии уже имеет определенных заказчиков – московских гимназистов. Он может быть интересен и нашим землякам, желающим окунуться в атмосферу «стройки века» и туристам России и зарубежья.

Нами выполнены задачи подготовительного этапа: определены цели экскурсии, выбрана тема, отобраны и изучены необходимая литература и источники, отобраны и изучаются экскурсионные объекты.

В процессе выполнения работы нам помогали люди, хранящие память о той эпохе или непосредственные строители Байкало-Амурской магистрали. Мы выражаем благодарность ветеранам отряда «Комсомолец Бурятии» Архиповым Татьяне Николаевне и Владимиру Ильичу, руководителю школьного музея ТСОШ №1 Солдатовой Людмиле Павловне, Кригер Надежде Евстафьевне, заместителю директора школы по информатизации за помощь в создании сайта.

Нас всех объединяет одно, наш дом Таксимо! Что станет с нашим родным поселком, каким он станет завтра, и будет ли оно у него? Надеемся, что наш проект не останется на бумаге и в рамках года туризма в Республике заинтересует комитет по молодёжной политике, культуре, туризму и спорту Администрации Муниципального образования «Муйский район» и туристы обязательно познакомятся с историей и достопримечательностями Бурятского участка Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
Информационные источники:
http://bam.railways.ru/map

http://foto-planeta.com/np/7374/severobaykalsk.html

http://rufact.org/wiki

http://travel.imhonet.ru/city/333082/about/

http://vikarasik.livejournal.com/91926.html

http://www.bamts.ru/pro/madepro/1misovoi.php

http://www.bamts.ru/pro/madepro/severomuisky.php

http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=3424

http://www.rzd-expo.ru/history/Istoriya%20stroitelstva%20BAMa/

http://www.sdauria.ru/bam.html

http://www.sevbk.ru/news/kultura/2011-11-24/30-ti-letie-muzeya-istoriya-bam

http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/globe/495/

Фото из архива семьи Скоробач, Анашкиных.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проекта iconПроект: «Дикие животные родного края» Тип проекта
Цель проекта: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта

Проекта iconПояснительная записка автор проекта : Богданова Анна Владимировна....
Участники проекта: дети подготовительной группы, занимающиеся на логопункте для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Проекта iconСценарий социального проекта Авторы проекта
Авторы проекта: Морозова Валерия, Квашнина Ирина, Лоренц Максим, Меркулов Андрей, Надёжкин Дмитрий, Паршуков Даниил, Трофименков...

Проекта iconАвтор проекта: Бекир Екатерина, ученица 4 класса. Руководитель проекта
Руководитель проекта: Липатникова Татьяна Леонидовна, проживающая по адресу: 636500 Белый Яр, Верхнекетского района, Томской области,...

Проекта iconВид проекта: краткосрочный. Продолжительность проекта
В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру...

Проекта iconТемы вашего учебного проекта
Краткий обзор вашего учебного проекта включает тему проекта в рамках вашего предмета, описание основных учебных практик и краткое...

Проекта iconОценка инвестиционного проекта предприятия «росатом» в юар была проведена...
Была проведена оценка инвестиционного проекта предприятия «Росатом», а именно строительства восьми энергоблоков для атомной электростанции...

Проекта iconНазвание проекта: «Ах, ты Зимушка Зима»
Участники проекта: воспитатели, дети, родители, музыкальный учитель – логопед

Проекта iconКурсового проекта
Исходные данные Тема ( направление) дипломного проекта: «Автоматизированная система управления сигнализаторов приямков»

Проекта iconНазвание проекта: «Герои нашей страны»
Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы и их родители, сотрудники музея

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную