Использование ит в изучении истории взаимоотношений России и среднеазиатских ханств в первой половине XIX в






Скачать 206.38 Kb.
НазваниеИспользование ит в изучении истории взаимоотношений России и среднеазиатских ханств в первой половине XIX в
Дата публикации28.04.2015
Размер206.38 Kb.
ТипРеферат
l.120-bal.ru > История > Реферат
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Реферат на тему:

«Использование ИТ в изучении истории взаимоотношений России и среднеазиатских ханств в первой половине XIX в.»

Магистрант кафедры истории России исторического факультета

Трофимович Дмитрий Николаевич
Руководитель по специальности:

кандидат исторических наук,

доцент Блашков Юрий Владимирович

Руководитель, ведущий практику

по выпускной работе:

ассистент Поздняков Андрей Михайлович


Минск – 2006 г.

Оглавление

Список кратких обозначений………………….…………...…...С. 3

Введение………………………………………….…………...……С. 4-5

Глава 1бзор литературы……………………….……………...С. 6

Глава 2. Методика исследования…………………...…...……...С. 7-9

Глава 3. Интернет как исторический источник

3. 1. Работа в Интернете……………………………......…………С. 10-13

3. 2. История среднеазиатских ханств в Интернете...……...….С. 13-17

Глава 4. Обсуждение полученных результатов..…...……….…С. 18

Заключение………………………………………………..….....….С. 19

Список литературы………………………………….…….......…..С. 20

Приложение № 1…………………………………….....…………...С. 21-22

Список кратких обозначений

ИТ – информационные технологии.

БД – база данных.

АИПС – автоматизированная информационно-поисковая система.

«Байнет» – «белорусский Интернет», белорусский сайты в Интернете.

Web-сайт – основная форма предоставления информации в Интернете, состоящая из Web-страниц, посвящённых одной теме или представляющих одну организацию.

Web-страница – оформленный специальным образом текстовый файл службы глобального соединения WWW, созданный при помощи гипертекстового языка разметки.

Технология – совокупность приёмов и процессов в определённой области деятельности.

Технологии Интернет – это различные способы работы с информацией, которую представляет глобальная сеть (передача информации в текстовом, видео- и аудио-форматах, копирование файлов и их фрагментов, коммуникационные возможности).

Введение

Сайты, посвященные исторической тематике, составляют значительную часть научно-образовательной сферы Интернета. История – особый, специфический предмет, вызывающий постоянный интерес и являющийся одним из столпов гуманитарного образования.

Становление незовисимых государств постсоветской Центральной Азии в начале 90-х гг. XX в. поставило на повестку дня проблему выбора дальнейшего пути развития молодых независимых республик. Регион оказался в фокусе внимания глобальных и региональных держав, международных финансово-экономических структур. В 90-е гг. предшествующего столетия этот регион стал полем все более широкого сотрудничества и одновременно ареной соперничества различных сил, что обусловлено его геополитической значимостью, с потенциально мощными нефтегазовыми и другими сырьевыми ресурсами, перспективами строительства мощной транспортной инфраструктуры.

Обретение национального суверенитета и развитие в условиях постсоюзной государственности стало серьезным испытанием для всех без исключения стран Средней Азии. За истекшее время их общественные системы неоднократно приближались к критической черте, а кризисные тенденции в сфере социально-экономического и политического бытия еще окончательно не преодолены.

Обращение к изучению опыта взаимоотношений между Российской империей и государствами центральноазиатского региона первой половины XIX в. не случайно. В этот период завязываются основные противоречия в указанном регионе между Россией и Англией, определившие дальнейшее развитие событий, закончившиеся покорением и введением российского протектората над государствами региона.

Особую важность в изучении истории региона играет стремление России вернутся и занять утраченные ранее позиции. На это четко реагирует современная российская историография, ставя себе задачу пересмотра отношений России как царской так и советской с государствами региона, учесть все победы, просчеты и упущенные возможности которые совершили сначала царское а затем и советское руководство.

Проблема необходимости дальнейшее рассмотрение применения ИТ в истории Средней Азии в целом, и в указанный период в частности ставит и расширяющаяся информационная база в Интернете. В реферате поставлена задача оценить уровень и возможности использования ИТ при изучении данной части истории России XIX в. В реферате поставлена цель осветить наиболее ценные и востребованные электронные ресурсы, содержащие информацию по изучаемой проблеме.

Глава 1. Обзор литературы

При работе над обозначенной темой данного реферата проблем подбора специальной исторической литературы в Интернете по указанному вопросу не возникало, т.к. теме исследования уделялось внимание со второй половины XIX века. Она предоставлена работами Ф. Ф. Мартенса, П. П. Шубинского, М. Терентьева, М. Иванина и пр., труды которых по сложившейся в истории традиции относятся к дореволюционной историографии.

Советская историография, составляет наиболее широкий круг исследований, и предоставлена работами Е. Л. Штейнберга, П. П. Иванова, Г. А. Хидоятовой, Н. А. Халфина, Г. А. Михалевой, Н. С. Киняпиной.

Современная российская историография на данный момент не получила пока широкого развития, у нее еще все впереди. Наиболее яркими представителями этой группы являются О. Р. Айрапетов, А. А. Михайлов, О. А. Соловьева.

При написании магистерской диссертации использовались преимущественно письменные источники документального характера, которые условно были разделены следующим образом:

  1. законодательные источники;

  2. делопроизводственная (отчетная) документация;

  3. статистические источники.

В исследовании широко используются мемуары участников описываемых событий. Работа опирается также и на картографические материалы (копии оригинальных и реконструкции).

Несмотря на достаточную насыщенность информационно-познавательной сферы Интернета всевозможными электронными учебниками и web-ресурсами, ни один из них не отражает проблему полно, всесторонне. Имеющиеся в распоряжении небольшой круг ресурсов составляет лишь малую долю для необходимых исследований, при изучении которых появляются и ставится больше вопросов, нежели ответов.

Глава 2. Методика исследования

При исследовании указанной проблемы использовались следующие методы.

Общелогические (необходимые для обслуживания интересов и потребностей различных ветвей научных знаний (в том числе и истории) как науки с опорой на обще понятийный аппарат:

  1. методы анализа и синтеза – фактическое или мысленное разложение целого на составные части и воссоздание целого из частей. Анализ позволяет выявить строение исследуемого объекта (в данном случае российско-среднеазиатские отношения), отделить существенное от несущественного, сложное свести к простому. В тоже время синтез дополняет анализ, неразрывно с ним связан, ведёт от существенного к его многообразию, к объединению в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных до этого с помощью анализа.

  2. методы индукции и дедукции – взаимообусловленные и дополняющие друг друга. Индукция обеспечивает возможность перехода от единичных фактов к общим положениям, то дедукция помогает систематизировать собранный материал и вывести из него следствия, призвана помочь построить научную теорию.

  3. методы аналогии – установления сходства между нетождественными объектами путём выявления их различий, и сравнения – суждение о сходстве или различии объектов (широко применяется при сравнении взаимоотношении между местной и центральной администрациями Российской империи, между Кокандским, Хивинским и Бухарским ханствами в отдельности, и между Россией и Среднеазиатскими ханствами в общем) продуманная концепция отбора и интерпретации существующего материала. Метод восхождения от абстрактного к конкретному позволяет перейти от ограниченного знания, полученного посредством восхождения от конкретного к абстрактному, к более полному, конкретному теоретическому знанию.

Общенаучные методы (включают только некоторые аспекты научно-позновательной деятельности). Исторический и логический являются одними из важнейших в познавательной деятельности историка. Исторический – это процесс становления и развития объекта, который обозначает рассмотрение объективной сущности генезиса объекта и итог его развития. Логический – теоретическое возобновление развитого и развивающегося объекта во всех его закономерностях и существенных связях. В частности, в диссертации рассматривается генезис отношений, условия в которых они развивались, причины, приведшие к кризису и покорению Россией среднеазиатских ханств.

Системный подход – изучение объектов как систем, что позволяет раскрыть их сущностную природу и прицепы функционирования.

Использовались и специально исторические методы, такие как историко-генетический метод (позволяющий проанализировать причины возникновения и становления политической либо социально-экономической силы в каждом из государств в отдельности, выступавшей за диалог либо конфронтацию с противоположной стороной либо государством), метод сравнения (позволяет сравнивать аналогичные общественные, политические и социально-политические явления в разных временных и пространственных императивах, т.е. на протяжении установленного исследованием времени и географических рамок). Следует подчеркнуть, что в диссертации исследователь не отдает решающего значения локальной, а точнее региональной политике проводимой Россией в отношении указанного субрегиона, т.к. определяющие момент кроются именно в противоборстве «великих государств» в Европе (в первой четверти века) и «Восточном вопросе» (на протяжении всей второй четверти). Результатом этого сложного комплекса проблем стал острый военно-политический кризис между противоборствующими государствами дошедшим до нашего времени под названием Крымская война. Именно поражение России в этой войне, утрата статуса общеевропейского «охранителя» стало решающим моментом на «сосредоточении России» на решении собственных проблем и реализации собственных интересов, коим и стал центральноазиатский субрегион.

В указанной работе могут применяться и методы психоистории (объектом ее исследования является Человек во времени и пространстве), т.к. исследование базируется и на документах личного происхождения (мемуарах и частной переписке).

Однако не все существующие методы могут применяться при исследовании указанной проблемы. Так, по причине нехватки статистико-количественных материалов широкое применение математико-количественных методов невозможно.

Глава 3. Интернет как исторический источник

3. 1. Работа в Интернете

Интернет является глобальная компьютерная сеть, которая в 90-е годы прошлого века получила развитие более чем в ста странах мира и объединила сотни миллионов компьютеров. На многочисленных Web-страницах сети Интернет располагается информация, которая может заинтересовать историков. Это коллекции архивных документов, переведённых в электронную форму, изображения музейных экспонатов, опубликованные письменные источники и пр. Огромным преимуществом Интернета является то, что он позволяет учёному, не выходя из своего кабинета, в короткий срок получать доступ к необходимой информации и позволяет копировать на свой компьютер необходимую ему для научной деятельности литературу, архивные документы, снимки музейных экспонатов, которые находятся в различных точках земного шара.

Технологии Интернет – это различные способы работы с информацией, которые предоставляет глобальная сеть (передача информации в текстовом, видео- и аудио-форматах, копирование файлов и их фрагментов, коммуникационные возможности и пр.).

Исследователь работает в Интернете с помощью специального программного обеспечения, т.наз. браузеров, среди которых наиболее признанными являются Internet Explorer и Netscape Communication. Поиск необходимой информации осуществляется путём ввода в адресную строку браузера адреса необходимого файла. В адресной информации указываются имя и путь файла, Интернет-адрес Web-страницы или номер записи и поле базы данных.

Поиск информации осуществляется следующими способами:

Через гиперссылки – ссылки в электронном документе на другие документы. Историку необходимо найти один такой документ и затем перемещаться по ссылкам от одного документа к следующему. Недостатком этого метода поиска является зависимость исследователя от структуры (дерева) гиперссылок.

С помощью специализированных средств поиска – «машины поиска»:

а) тематических каталогов (индексов), в которых поиск ведётся по темам и ключевым словам. Каталог – это поисковая система с классифицированным списком аннотаций, в котором содержатся гиперссылки на другие ресурсы Интернета. База данных ссылок (индекс) заполняется вручную. Поиск в каталоге возможен путём последовательного уточнения тем (передвижения по дереву каталога). Результатом является аннотированный список адресов;

б) поисковых систем, которые автоматически формируют базы данных с информацией о Web-страницах, статьях в группах новостей и списках рассылки и т. д. Поиск информации в поисковых системах проводится по ключевому слову (фразе) или по тематическим каталогам. Результаты поиска оформляются в виде списка найденных документов с указанием их заголовков, адресов, цитат из текста документа с выделением ключевых слов, даты обновления, размера и языка документа. Преимущество поисковых систем состоит в возможности обработки результатов поиска – в переходе по ссылке к первоисточнику, конкретизации поиска требуемой информации при помощи добавления новых ключевых слов, в сохранении результатов в виде файла на локальном диске;

в) метапоисковых систем, которые посылают запросы исследователя нескольким поисковым серверам или поисковым системам, затем объединяют полученные результаты и представляют их в виде списка со ссылками;

г) программ ускоренного поиска, которые действуют по принципу метапоисковых систем.

Общим недостатком поиска с помощью «машин поиска» является получение большого количества случайной информации, в которой могут «растворяться» необходимые учёному Интернет-адреса Web-страниц. Поэтому необходимо очень точно задавать условия поиска сведений (установить более широкий список ключевых слов, ограничения по дате и пр.), проводить повторный поиск, пользоваться разными системами.

Основной формой предоставления информации в Интернете являются Web-сайты. Они состоят из Web-страниц, посвящённых одной теме или представляющих одну организацию. Сайт обычно начинается с домашней страницы (homepage), на которой находится основная информация об организации или по теме (имена и контактные данные руководителей). Домашняя страница через гиперссылки связана с другими Web-страницами, на которых находится дополнительная информация.

Основными качествами Web-страниц являются:

  1. глубина содержания, которая определяется объёмом информации, степенью её детализации и ценностью. Информативность страниц может быть достигнута путём оптимального размещения материалов, представляющих интерес для пользователя;

  2. стабильность информационного наполнения обеспечивается постоянным наличием информации на сервере. Пользователь должен быть уверен, что найдёт нужные ему сведения при любых технологических и структурных изменениях;

  3. оперативность обновления данных важна для поддержки страниц как носителей всегда актуальной информации. Существенное значение имеет как регулярное пополнение новой информацией электронного каталога, так и архивация старой информации, а также обновление ссылок на внешние ресурсы;

  4. доступность страниц как оптимальное сочетание иллюстраций и текста. Злоупотребление иллюстративными материалами может резко снизить доступность, так как они «весят» намного больше текста и уменьшают скорость передачи данных;

  5. простота навигации зависит от логичности схемы построения сервера, которая имеет иерархическую структуру. При этом важно обеспечить возможность без каких-либо затруднений двигаться от раздела к разделу, легко сменить выработанную иерархическую ветвь или получить необходимую справку.

Краткие выводы:

Интернет – это глобальная электронная сеть, «всемирная паутина», за очень небольшой период времени охватившая весь земной шар. Интернет предоставляет огромные возможности для работы историков. По количеству информации, предоставленной в Интернете, сравниться с ним не может ни один другой источник информации, поэтому было бы крайне неправильно игнорировать Интернет и относиться к нему слишком предвзято.

3. 2. История среднеазиатских ханств в Интернете

Историческая тематика получила широкое распространение в Интернете. История Средней Азии как одна из частей истории не является исключением.

Стоит отметить, что ещё не так давно для привлечения ИТ в сферу деятельности историка, необходимо было чёткое и обстоятельное обоснование целесообразности этого, что вызывало жаркие споры. В настоящее момент ситуация кардинально изменилась. Так создание проектов в виде электронных тематических словарей, энциклопедий, уже не представляется вне данной сферы деятельности. Попутно был скорректирован вопрос в отношении того, быть книге или компьютеру основой для энциклопедии. Ранее, как книга представила новые возможности по сравнению с глиняными табличками, папирусными свитками и пергаментные фолианты, так и электронные варианты энциклопедий, книг и пр., являются значительным шагом вперёд по сравнению с их книжными версиями.

В Интернете указанному периоду отношений России и среднеазиатских ханств посвящен небольшой круг сайтов. Преимущественно это сайты, на которых эта тема не занимает даже и второстепенной значимости. Справедливости ради следует подчеркнуть, что книги либо документы содержащиеся на них являются очень редкими изданиями. Это следующая пара сайтов: сайт восточной литературы (http://www.vostlit.info/) и сайт военной литературы (http://militera.lib.ru/). Очередным плюсом этих сайтов является периодическое пополнение веб-библиотек новыми статьями, книгами и документами. Среди них можно указать и библиотеку Машкова (http://lib.ru/).

Имеются сайты и у ряда исторических научных и образовательных учреждений России (МГУ им. Ломоносова (http://hist.msu.ru/ER/), СПбГУ (http://history.pu.ru/biblioth/). Там по ряду причин странам Средней Азии отводится небольшое место. Основной причиной объясняющая недостаточную развитость указанной тематики в частности, а также исторического Интернета в том числе, можно объяснить отсутствием серьезного интереса и скудным финансированием Интернет-проектов со стороны государства.

В связи с этим следует отметить, что современное государство в сфере образования не должно терять из виду такой мощный ресурс каким является Интернет, так как оно теряет свою инициативу в области подачи и комментировании информации, в конечном итоге теряет свою интеллектуальную элиту. Ярким тому примером может служить сайт туркменской оппозиции (http://www.kundagar.com). Финансируемый западными структурами он весьма динамичен в плане своего качественного и количественного развития (обширная библиотека, содержащая множество редкой литературы по истории Средней Азии вообще и истории Туркменистана в частности; переводы зарубежной литературы, преимущественно ориенталистики, этнографии, этнологии и пр.). Это - плюсы. Отрицательной стороной является неполное, сжатое, местами даже тезисное содержание находящейся там литературы. Поэтому, можно полагать, что главной целью является пропаганда определенного круга идей и целей людей, создавших и финансирующих указанный сайт; образовательная сторона его является вторичной целью, и отыгрывает роль «приманки» для тех кто занимается либо интересуется ориенталистикой.

Можно отметить сайт получивший громкое имя и широкое распространение во время событий в Андижане (вооруженный мятеж радикальной исламской группировки Ферганской долины «Акрамия», которую связывают с международной террористической исламистской партией «Хибут-Тахрир», в мае 2005 г.) - (http://www.fergana.com). Сайт содержит источники преимущественно локального характера, которые относятся к истории Ферганской долины. Широко предоставлена информация о своременной истории Ферганы.

Говорить об отечественных, белорусских сайтах содержащих материалы по указанной тематике на данный момент не приходится. В свою очередь следует отметить широкую активизацию «Байнета». Радует и качественная сторона «Байнета», т.к. им предоставлен широкий круг литературы по культурологии, этнографии, этнологии, антропологии и пр., и что особенно ценно – на родном, белорусском языке. Среди особо засуживающих внимание необходимо выделить веб-библиотеку «Беларуская Палічка» (http://www.kihi.com).

Очень перспективным является создание электронных журналов по истории, и по ориенталистике в частности. На сегодняшний день в сети Интернет постоянно функционирует множество электронные версии некоторых периодических изданий. Среди них существуют журналы имеющие рубрики посвященные ориенталистике. Например, журнал российской ориенталистики (www.new.hist.asu.ru/biblio/) либо журнал АН Института истории Востока РФ (www.orientalstudies.ru/rus/). Издания содержат множество статей посвященные исключительно ориенталистике, как русской так и зарубежной.

Преимущества и недостатки электронных изданий, а в последнее время и исторических журналов, активно обсуждаются научным сообществом. Среди достоинств, можно назвать следующие:

  1. более низкую стоимость по сравнению с традиционными печатными органами распространения и получения информации;

  2. быстрое и всемирное распространение;

  3. оперативную публикацию рецензий на новые издания;

  4. возможность интерактивного общения читателя и автора статьи посредством электронной почты (e-mail);

  5. возможность доступа ко всем выпускам электронного журнала.

В то же время имеется и ряд проблем, таких как:

  1. нерегулярность обновления журналов;

  2. технические проблемы (неправильный или изменённый URL, сложность поиска издания, проблемы с программным обеспечением, медленный выход в сеть Интернет и другие);

  3. проблемы цитируемости электронного журнала;

  4. консервативности восприятия электронного журнала как чего-то второсортного по отношению к печатному.

Хотелось бы подчеркнуть, что несмотря на все проблемы, электронные журналы развиваются и являются новой эффективной формой предоставления информации, уже сейчас во многом востребованы специалистами разных возрастов. Указанные формы предоставления и получения информации и общения позволяют стереть преграды между ученым миром разных стран и открывает дорогу широкому общению между учеными и сотрудничеству с редакциями различных научно-исследовательских институтов и электронных информационных органах, таких как журналы.

Предварительные выводы:

История взаимоотношений России и среднеазиатских ханств в Интернете имеет ограниченное распространение. Прежде всего, это связанно с узкоспециальным интересом к обозначенной проблеме. В тоже время, материалы по истории Средней Азии вообще, расширяются количественно и пополняются качественно. Связан этот процесс не только с насущными проблемами дипломатии, политологии и пр. наук в странах, строящих отношения с молодыми независимыми государствами Средней Азии, но и оживлением такого феномена как научная школа, в данном случае историческая.

Объективный взгляд на источники получения информации по указанной проблеме приводит к выводу, что наиболее динамичное развитие приобрели электронные журналы. Дискуссии, разворачивающиеся на их страницах, на данный момент являются дизелем, придающим движение в научной среде.

Глава 4. Обсуждение полученных результатов

Поставленная задача оценки уровня и возможности использования ИТ при изучении истории взаимоотношений России и среднеазиатских ханств в первой половине XIX в. привела к следующим результатам:

Использование сети Интернет в историческом исследовании приобрело повсеместный характер, т.к. Интернет предлагает прямой доступ к многочисленным информационным каталогам стран мира, электронным историческим журналам, машиночитаемым архивам государственных учреждений различных стран, базам данных, содержащих историческую и социальную информацию, высококачественным электронным выставкам, получение текстовых, видео- и аудио-файлов для использования в исследовательской и преподавательской работе, возможность общаться на форумах и пр.

Интернет даёт не только описание источника, но и его изображение. Он обеспечивает доступ к семейным документам исторических личностей, к правительственным архивам разных стран, содержащим систематизированную общедоступную информацию, электронным версиям полезных книг, в частности старинных и редких, или находящихся в виртуальных библиотеках, которые существуют только в сети Интернет, а также журналов и т. д. Кроме того Интернет обеспечивает возможность работы с оцифрованными кино-, фото- и фоно-документами.

Поиск исторических источников проводится с помощью сервисной информации Интернет (справочных систем, показателей, тематических путеводителей по сетям, сведений о различных проектах, грантах, фондах, организациях), библиографической информации (каталогов библиотек, тематических подборок, аннотаций).

Результатом освещения и характеристики наиболее ценных и востребованные электронные ресурсов, содержащих информацию по изучаемой проблеме стало создание Приложения № 1, содержащее краткий перечень исследуемых Интернет сайтов.

Заключение

Таким образом, автор пришел к выводу, что ИТ в историческом исследовании приобрели важное значение и на данный момент обладают широкими перспективами и еще далеко не всеми задействованными потенциями. В течении последней четверти прошлого XX в., ИТ подтвердили на практике ниспадающий интерес не утративший своего значения в изучении истории, в том числе и истории Средней Азии, и на сегодняшний день. Возможности их развития и применения поистине огромны и в некоторых областях незаменимы – особенно в компьютерной реконструкции географических реалий (особенно распространенном в современной зарубежной исторической науке), количественный анализ и т.д.

ИТ позволяют решать все больше и больше проблем, которые зачастую стояли перед историками с 19-нач. 20 века и начали решаться только сейчас и только при помощи персональных компьютеров.

Надо отметить, что неизбежно произойдет дальнейшее расширение области применения ИТ в истории Средней Азии, так как есть масса других проблем, которые требуют дальнейшего разрешения и обсуждения – обработка новых письмен, компьютерный анализ письменности, сканирование не только бумажных, но и других видов источников, компьютерный анализ уже имеющихся текстов. Будем надеется, что процесс развития ориенталистики и ИТ в её исследованиях коснется и нашей республики.

Список литературы

  1. Бородкин Л.И., Гарскова И.М. Историческая информатика. М.,1994.

  2. Владимиров В.Н. Интернет для историка: и все-таки новая парадигма? // Круг идей: историческая информатика в информационном обществе. М., 2001.

  3. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М.,1993.

  4. Информатика для гуманитариев. Вводный курс: учебное пособие. Под ред. Л.И.Бородкина и И.М. Гарсковой. М.,1997.

  5. Круг идей: историческая информатика в информационном обществе. М., 2001.

  6. Михеенок Т. С. О достоверности выдаваемой информации// http:// www. kleio.asu.ru/. Дата доступа – 12. 12. 2006.

  7. Носевич В. Л. С точки зрения историка и архивиста…// http:// www. kleio.asu.ru/. Дата доступа – 12. 12. 2006.

  8. Попова Е. Э., Балыкина Е. Н., Липницкая О. Л. Историческая информатика: межпредметность развития учебного знания// http:// www. kleio.asu.ru/. Дата доступа – 16. 11. 2006.

  9. Сафонов И. Е. Электронные журналы для историков// http:// www. kleio.asu.ru/. Дата доступа – 12. 12. 2006.

  10. Сидорцов В. Н. Методология истории: количественные методы и информационные технологии. Минск, 2003.

  11. Сидорцов В. Н. Методология исторического исследования (механизм творчества историка).Минск, 2000.

  12. Юмашева Ю.Ю. Историческая информатика в зеркале периодического издания // Отечественная история. 2001. № 1.

  13. Яскевич Я. С. И др. Прикладная интернетика: словарь терминов: Учебно-методическое пособие для аспирантов и слушателей системы повышения квалификации / Под общ. ред. Я. С. Яскевич. – Мн.: РИВШ БГУ, 2003.

Приложение № 1.

Список Интернет-источников магистранта Трофимовича Д. Н. по теме «РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ ХАНСТВА (ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX в.)»

1. www.vostlit.info/

Сайт содержит редкие документы и литературу не только по истории Средней Азии, но и по истории других регионов таких как Кавказ, страны Магриба, Восточной и Западной Европе и пр.

2.www.militera.lib.ru/

На сайте содержится редкая историческая литература связанная преимущественно с военнно-патриотическим направлением в историографии по истории вооруженных конфликтов. Включает большое количество мемуаров участников вооруженных сил и спецслужб.

3. www.lib.ru/

Библиотека Машкова содержит большое количество преимущественно мемуарной литературы участников походов, торговых поездок и высокопоставленных лиц, которые оставили ценные описания и характеристики происходящих событий в регионе.

4. www.hist.msu.ru/ER/

В исторической секции библиотеки МГУ им. Ломоносова находится большое количество литературы как по истории России так и по истории «национальных» окраин, где отведено значительное место и литературе о «присоединении» Средней Азии.

5.www.history.pu.ru/biblioth/

Историческая секция СПбГУ не менее интересна чем московских коллег. Здесь несколько преобладает мемуарная лтература.

6.www.orientalstudies.ru/rus/

Журнал АН Института истории Востока РФ содержит множество статей посвященные не только изучаемой тематике, но и множество отдельных рубрик, которые исключительно посвящены ориенталистике.

7.www.new.hist.asu.ru/biblio/

Журнал российской ориенталистики содержит множество статей разделенных по региональному признаку (Центральная Азия, Ближний Восток и и.д.).

8. www.kundagar.com

Несмотря на свою заидеологизированность, сайт предоставляет достаточное количество материала для начальной разработки Людой из тем касающихся Центральной Азии.

9. http://www.fergana.com

Сайт содержит источники преимущественно локального характера, которые относятся к истории Ферганской долины. Широко предоставлена информация о своременной истории Ферганы.

10. www.knihi.by

Веб-библиотека «Беларуская Палічка» предоставляет широкий выбор культурологической, этнографической, этнологической, антропологической и пр. литературы необходимой и представляющей особый интерес и ценность как для начинающего так и для состоявшегося ориенталиста.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование ит в изучении истории взаимоотношений России и среднеазиатских ханств в первой половине XIX в iconИстория России «Общественные движения в России XIX века»
Общественно-политическое развитие России в первой половине XIX в. Выбор пути общественного развития

Использование ит в изучении истории взаимоотношений России и среднеазиатских ханств в первой половине XIX в icon«Романтизм и реализм: история развития русской литературы в первой половине XIX века»
Цели: 1 сформировать представление об основных литературных направлениях русской литературы в первой половине XIX века, выявить их...

Использование ит в изучении истории взаимоотношений России и среднеазиатских ханств в первой половине XIX в icon«Россия во второй половине XIX века»
Диагностические материалы по истории России в формате егэ по теме: «Россия во второй половине XIX века»

Использование ит в изучении истории взаимоотношений России и среднеазиатских ханств в первой половине XIX в iconУрок по теме «Русская культура в первой половине XIX века»
Охарактеризовать феномен русской культуры первой половины XIX века, вызванный расположением страны на стыке Востока и Запада?

Использование ит в изучении истории взаимоотношений России и среднеазиатских ханств в первой половине XIX в iconКонспект учебного занятия по истории России XIX века с использованием икт. Район
Тема учебного занятия: Общественное движение в России во второй половине XIX века

Использование ит в изучении истории взаимоотношений России и среднеазиатских ханств в первой половине XIX в iconЛитература в России во второй половине XIX века
Во второй половине XIX в разночинцы вытесняют передовых дворян в революционном движении. На пореформенные годы приходится разночинский...

Использование ит в изучении истории взаимоотношений России и среднеазиатских ханств в первой половине XIX в iconКультура России в первой половине 19 в. Вопросы: Исторические условия...
Вопросы: Исторические условия развития русской культуры в первой половине 19 в

Использование ит в изучении истории взаимоотношений России и среднеазиатских ханств в первой половине XIX в iconТайные общества и общественно-политическое движение в Беларуси в первой половине XIX в

Использование ит в изучении истории взаимоотношений России и среднеазиатских ханств в первой половине XIX в iconД. Микульский На родине легендарной ал-Кахины
Европе, и французы были в первой половине XIX в нашими изначальными наставниками на востоковедном поприще

Использование ит в изучении истории взаимоотношений России и среднеазиатских ханств в первой половине XIX в iconСтановление и функционирование русской диаспоры в Калифорнии во второй...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную