Тема урока
| Основное содержание
| Характеристика основных видов деятельности ученика
|
1.Введение. Что изучает история Отечества
| Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Исторические источники.
| Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.
|
Тема 1. Древняя Русь в VIII в – первой половине XII века (10час.)
|
2.Древнейшие народы на территории России
| Древние люди на территории нашей страны. Происхождение и расселение восточных славян.
| Использовать карту при рассказе о происхождении восточных славян; работать с историческими документами
|
3.Восточные славяне.
| Занятия славян. Быт, нравы и верования восточных славян. Управление. Племена Восточной Европы: расселение, занятия, верования. Тюркский и Аварский каганаты. Хазарский каганат. Волжская Булгария и Византия.
| Использовать карту при рассказе о происхождении восточных славян; работать с историческими документами. Работать с исторической картой; выявлять сходства и отличия государств.
|
4.Формирование Древнерусского государства.
| Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Варяги. Образование Древнерусского государства.
| Устанавливать причинно-следственные связи (на примере образования Древнерусского государства); работать с документами.
|
5.Первые киевские князья
| Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению Древнерусского государства. Походы Святослава.
| Показывать на карте походы князей; давать характеристику деятельности князей
|
6.Владимир Святославович.
Принятие христианства.
| Борьба за киевский престол. Начало правления князя
Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства
| Устанавливать причинно-следственные связи (на
примере принятия христианства); делать выводы
|
7.-8 Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
| Борьба за власть сыновей Владимира. Русь при Ярославе Мудром: внутренняя и внешняя политика, управление государством. Русская правда. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные социальные слои населения Руси.
| Давать характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого); работать с документами; делать выводы.
|
9.Культура Древней Руси.
| Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло.
| Использовать иллюстрации при рассказе о достижениях культуры
|
10.Быт и нравы Древней Руси
| Образ жизни князей и бояр. Военное дело. Быт и образ жизни горожан и земледельцев.
| Сравнивать образ жизни разных групп населения
|
11.Повторительно – обобщающий урок
|
| Систематизировать исторический материал о Древней Руси
|
Тема 2. Русь Удельная в XII – XIII веках. (11 час.)
|
12.Начало раздробленности Древнерусского государства
| Причины раздробленности Руси. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Владимир Мономах.
| Характеризовать деятельность исторических личностей (на примере Владимира Мономаха).
|
13-14.Главные политические центры Руси.
| Владимиро-Суздальское княжество: характер княжеской власти, внутренняя и внешняя политика. Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества.
Новгородская земля: особенности социальной структуры и политического устройства. Галицко-Волынское княжество: взаимоотношения между боярами и князем.
| Показывать на карте границы русских земель; выявлять особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты; характеризовать деятельность русских князей
|
15.Нашествие с Востока.
| Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.
| Наносить на карту походы Батыя; использовать карту при рассказе о сопротивлении русских городов.
|
16.Борьба Руси с западными завоевателями
| Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.
| Пользуясь схемой, рассказывать о битвах; характеризовать деятельность исторических личностей (Александр Невский).
|
17-18. .Русь и Золотая Орда
| Образование Золотой Орды. Ордынское владычество. Повинности русского населения. Борьба русского населения против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества
| Выявлять особенности зависимости Руси от Золотой Орды и еѐ последствия на развитие Руси.
|
19.Русь и Литва.
| Формирование Литовско-Русского государства. Характер Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве.
| Устанавливать причинно-следственные связи (на примере Литовско-Русского государства).
|
20-21.Культура русских земель в XII – XIII веках.
| Общерусское культурное единство. Накапливание научных знаний. Литература. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. Зодчество. Живопись.
| Характеризовать особенности развития культуры; составлять описание достижений культуры.
|
22..Повторительно - обобщающий урок
|
| Систематизировать исторический материал по изученному периоду.
|
Тема 3. Московская Русь в XIV – XVI веках. (18 час.)
|
23.Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.
| Социально-экономическое и политическое развитие Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы
| Определять причины и предпосылки создания единого государства; характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Калита).
|
24.Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.
| Борьба Москвы за политическое первенство. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Куликовская битва и еѐ значение. Дмитрий Донской
| Использовать схему при рассказе о битве; характеризовать деятельность истор. личностей (Дмитрий Донской).
|
25.Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века
| Василий I. Московская усобица, еѐ значение. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, украинской и белорусской народностей.
| Характеризовать политику исторических личностей (Василий I); использовать карту при рассказе об объединении русских земель.
|
26.Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества
| Конец ордынского ига. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Присоединение Твери. Василий III. Завершение объединения русских земель.
| Работать с исторической картой (показывать территории, присоединенные к Москве); делать выводы.
|
27.Московское государство в конце XV – начале XVI века
| Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества. Зарождение феодально-крепостнической системы.
| Выявлять новые черты в развитии земледелия, политического устройства и характера княжеской власти на Руси в XVI веке
|
28.Церковь и государство в конце XV – начале XVI века.
| Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим»
| Сравнивать религиозные течения; анализировать исторические документы
|
29-30.Реформы Избранной рады
| Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А.Адашев. Сильвестр. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы
| Устанавливать причинно-следственные связи (на примере реформ Ивана IV); анализировать исторические документы
|
31.Внешняя политика Ивана IV
| Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Поход Ермака. Западной Сибири. Ливонская война.
| Работать с исторической картой (показывать ход войны и присоединение земель).
|
32-33.Опричнина.
| Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Поход на Новгород. Опричнина: цели, сущность, итоги и последствия
| Характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Грозный); делать выводы об итогах развития государства
|
34.Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках.
| Особенности развития русской культуры в XIV – XVI веках. Просвещение. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Литература
| Сравнивать особенности развития русской культуры в разные периоды истории
|
35-36.Архитектура и живопись в XIV – XVI веках
| Зодчество в XIV – XV вв. Архитектура Московского государства в XVI в. Русская живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.
| Описывать достижения культуры; выявлять новые черты развития искусства.
|
37-38..Быт XV – XVI веков.
| Быт и нравы. Города. Русская изба. Одежда. Еда.
| Описывать быт русских людей; использовать иллюстрации при рассказе о жизни людей
|
39-40.Повторительно-обобщающий урок
| Повторение и контроль по теме «Московская Русь в 14 -16 вв.»
| Систематизировать исторический материал по изученному периоду.
|
Итоговое повторение (2час.)
|
41-42. Итоговое повторение и обобщение по курсу
| Итоговое повторение и обобщение по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI в.»
| Систематизировать исторический материал по истории Руси с древнейших времен до конца XVI в.
|
|
|
|
Тема урока
| Основное содержание
| Характеристика основных видов деятельности ученика
|
Введение
| Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Исторические источники.
| Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя
|
Тема 1. Становление средневековой Европы (VI – XI века). (5часа.)
|
Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII веках.
| Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Гунны.
| .
Работать с контурной картой, выявлять сходства и отличия обществ германцев и римлян
|
Христианская церковь в раннее Средневековье
| Новые образцы и правила жизни по Библии для франков. Распространение христианства среди варваров
| Объяснять особенности монастырской жизни и ее роль в складывании европейской культуры.
|
Возникновение и распад империи Карла Великого
| Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Франкская империя и еѐ распад. Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.
| Оценивать деятельность исторических личностей (на примере Карла Великого); работать с историческими документами.
|
Феодальная раздробленность Западной Европы в IX – XI веках.
| Слабость королевской власти во Франции. Священная Римская империя. Каролингское Возрождение. Искусство. Литература.
| Указывать на контурной карте завоеванные норманнами земли; называть существенные черты представлений средневекового человека о мире.
|
Англия в раннее Средневековье
| Англия в раннее средневековье; англосаксы и норманнское завоевание. Представления людей о мире
| \ Указывать на контурной карте завоеванные норманнами земли; называть существенные черты представлений средневекового человека о мире.
|
Тема 2. Византийская империя и славяне вVI – XI веках. (3 часа)
|
Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами
| Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана.
| сравнивать управление государством (Византии и империи Карла Великого).
|
Культура Византии
| Основные типы школ Византии, их доступность и светский характер. Развитие античных знаний. Крестово-купольный тип храма – храм Святой Софии.
| Объяснять причины развития наук и их влияние на развитие культуры; почему в Византии развивалась преимущественно настенная живопись.
|
Образование славянских государств
| Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши.
| Сравнивать образ жизни народов (славян и германцев); оценивать деятельность исторических личностей (Кирилла и Мефодия).
|
Тема 3. Арабы в VI – XI веках. (2часа)
|
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад
| Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе
| Работать с контурной картой.
|
Культура стран халифата
| Арабский язык – «Латынь Востока». Медресе – высшая мусульманская школа. Научные знания арабов.
| Составлять сообщения об арабских ученых и их достижениях, развернутый план параграфа.
|
Тема 4. Феодалы и крестьяне. (2 часа)
|
Средневековая деревня и ее обители
| Земля – феодальная собственность. Феодальная вотчина. Феодал и зависимые крестьяне. Виды феодальной зависимости. земледельцев
| Систематизировать информацию о феодале, крестьянине и их взаимоотношениях.
|
В рыцарском замке
| Период расцвета зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений. Рыцарь конный воин в доспехах. Снаряжение рыцаря.
| Анализировать роль замка в культуре Средневековья. Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях.
|
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. (2часа)
|
Формирование средневековых городов
| Совершенствование орудий обработки земли. Обмен продуктами земледелия и ремесла. Город - поселение ремесленников и торговцев.
| Объяснять, почему города стремились к самоуправлению.
|
Торговля в Средние века.
| Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии
| Использовать иллюстрации при описании
|
Тема 6. Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы. (1 часа)
|
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.
Крестовые походы.
| Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков
Крестовые походы феодалов, последствия. Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев.
| Выявлять различия католической и православной церквей.
Наносить на контурную карту походы крестоносцев, обозначать государства крестоносцев.
|
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе(XI – XV века) 5 часов
|
Как происходило объединение Франции.
| Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения
| Выявлять изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап
|
Столетняя война.
Что англичане считают началом своих свобод
| Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная
монархия. Экономическое и социальное развитие страны.
Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны.
| Сравнивать причины образования централизованного государства во Франции и Англии; делать выводы.
Наносить на контурную карту ход боевых действий
|
Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии.
| Завершение объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII.
| Давать самостоятельную оценку историческим явлениям.
|
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.
| Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании
| Работать с контурной картой (на примере Реконкисты).
|
Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XV веках
| Территориальные княжества в Германии. Натиск на Восток. Союзы городов. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции.
| Сравнивать особенности развития Германии и Италии; давать самостоятельную оценку историческим событиям
|
Тема 8. Славянские государства в Византии в XIV – XV веках. (2 часа).
|
Гуситское движение в Чехии.
| Чехия в XIV веке. Ян Гус. Гуситские войны, их значение. Народное войско.
| Работать с картой; оценивать деятельность исторических личностей (Ян Гус).
|
Завоевание турками-османами Балканского полуострова
| Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.
| Работать с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов).
|
Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века. (2 часа)
|
Образование и философия
| Представления средневекового человека о мире. Наука и образование. Появление университетов.
Развитие знаний и церковь.
| Составлять описание достижений культуры; работать с дополнительной литературой.
|
Средневековое искусство.
Научные открытия и изобретения
| Искусство раннего Возрождения
Развитие науки и технике. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания.
| Выявлять новые черты в искусстве;
Использовать иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях.
|
Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. (2 часа)
|
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.
| Император и подданные. Крестьянская война. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Культура средневекового Китая. Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура Индии.
| Составлять описание достижений культуры стран. Сравнивать особенности развития Китая и Индии.
|
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки
| Народы Америки. Государства. Культура. Государства и народы Африки
| Составлять развернутый план параграфа; выявлять особенности развития стран.
|
Итоговое повторение
|
Повторительно-обобщающий урок
| Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Культурное наследие.
| Составлять описание достижений культуры стран. Сравнивать особенности их развития.
|