Скачать 0.56 Mb.
|
«Пора юности мятежной» День Онегина в Петербурге. Онегин в деревне (анализ 1, 2 главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин») Цели: рассказать о творческой истории романа, особенностях его замысла, сюжета, композиции и системы образов, выявление первых читательских впечатлений; показать особенности личностного развития и жизненных исканий Е.О., помочь понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему. Ход урока 1.Оргмомент 2.Проверка д.з. (стих-е наизусть) 3.Целевая установка Сегодня вы войдете в худ.мир романа, узнаете историю его создания, совершите удивительное путешествие по страницам пр-ия. 4.Слово учителя (творческая история романа, сюжетно-композиционные особенности) Роман слагался долго. Поэт сам указал срок – 7 лет 4 месяца 17 дней (мая 1823 по сентябрь 1830), сказав с восторгом: «Это лучшее мое пр-ие». С этими словами нельзя не согласиться. Поэт ставил перед собой задачу – изобразить целую историческую эпоху, за вымышленными героями, судьбами, картинами быта и нравов показать жизнь народа. Белинский позднее определит его словами: «Энциклопедия русской жизни»( здесь Петербург: люди разных сословий и состояний, и деревня, и Москва). Работа над текстом не прекращалась вплоть до появления 1-го полного издания в 1833г.(строфы и главы создавались в разное время, в разных обстоятельствах). Жанр – роман в стихах, т.е.лиро-эпическое пр-ие, где лирическое и эпическое равноправны, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям (27 лирич.отступлений, около 50 небольших вставок). 2 сюжетные линии: Онегин – Татьяна, Онегин – Ленский. Композиция: Роман состоит из 8 глав, в каждой есть своя кульминация. Гл.1 – развернутая экспозиция Гл.2 – завязка 2-ой сюжетной линии (зн-во О. с Л.) Гл.3 – завязка 1-ой сюжетной линии (зн-во О. с Т.) Гл.6 – дуэль (кульминация и развязка 2 линии) Гл.8 –развязка 1 линии Открытость романа – важная композиционная особенность Основной принцип организации романа – симметрия (зеркальность) и параллелизм. Симметрия выражается в повторении сюжетной ситуации в 3 и 8 главах: встреча – письмо – объяснение. При этом О. и Т. как бы меняются ролями. Ось симметрии – сон Татьяны (гл.5). Композиция 2-х писем параллельна: ожидание ответа – реакция адресата – 2 объяснения. Петербург игр.обрамляющую роль (появ-ся в 1 и 8 главах). В романе 2 героя (еще и автор). Автор романа в системе действующих лиц и Пушкин — не одно и то же. Герой, от лица которого ведется повествование, — спутник Онегина, антипод Ленского, защитник Татьяны. Он и действующее лицо лирических отступлений, которые являются составной частью сюжета. Автор – это худ.образ. Действие развивается с 1819 по 1825год. Именно в это время, насыщенное большими политическими событиями в истории России и Европы, складывался и сложился тип ч-ка, подобного герою пр-ия. 5.Постановка проблемного вопроса «Недуг, которого причину давно бы отыскать пора…» В центре урока — проблемная характеристика образа Онегина. Подумать над вопросами: почему Онегин охладел к жизни? Какие факты романа говорят о его духовном кризисе? Что общего и различного у Онегина и Ленского, Онегина и автора-повествователя? 1 глава День Онегина. (1 глава – история болезни души Онегина) Цель: Проследив жизнь героя в течение одного дня, понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему.
Выявление общего и различного в образах автора-повествователя и Онегина и в их отношении к труду, природе, творчеству (стр. ХLIII—ХLVI).В ходе урока нам предстоит заполнить таблицу:
Анализ главы -Как начинается 1 глава? Чем недоволен Онегин? (открывается внутренним монологом героя, к-ый в иронии прячет раздражение. Недоволен необходимостью подчиняться тому, в чем не видит смысла, но что приходится исполнять – устройство собственного благополучия, подорванного долгами, и обычаи общества) -Почему Онегин соглашается на роль, к-ую он сам оценил как «низкое коварство»? (равнодушен ко всему, кроме чув-ва собств.достоинства и независимости) Так, уже 1строфа, подтверждая эпиграф к роману, выявляет «странность» х-ра героя, его сложность. -Расскажите об образе жизни юного Онегина, столичного денди, его пристрастиях и причудах, образовании и воспитании (с детства не был обременен ни глубиной образованности, ни нрав.началами. француз «учил его всему шутя». Это «шутя» сопровождает всю петербургскую юность героя. Эпитетом юности- «мятежной» автор напоминает о высокой возможности жизни, не осуществленной Онегиным. Он видит в моде почти закон жизни. Зависит от света, оглядывается на мнение окружающих. Следуя моде, нельзя быть самим собой: мода преходяща, она отменяет глубину. Отсюда поверхностность во всем: и в латыни, и в истории, и в экономии -Почему автор подробно описывает воспитание, образование, времяпровождение О.? (ему чужда связь с национальным, родным. Он получил типичную для того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому, посещение театров) -Что было необходимо молодому человеку, чтобы «свет решил, что он умен и очень мил»? -Дает ли Пушкин портрет Онегина?(главное внимание сосредоточено на недуге – хандре) -Как характеризует героя убранство его кабинета (стр. XXIII—XXVIII) -Каким изображен облик трудового Петербурга (стр. XXXV). Проследим за «маршрутом» Онегина «К Таlon помчался он…» (строфы 15-16) перечитываются строфы
Онегин живёт по велению брегета, то есть по часам, как заведённая марионетка, а не по своим желаниям
-В 16 строфе Пушкин нас знакомит с типичным меню тех лет. Что ели дворяне в ресторане в те годы? В театре Прочтём теперь эпизод «Онегин в театре» (строфы 17, 21-22)
На балу (строфы 27-28, 33-34)
Завершение дня. -Какую же науку постиг Онегин в совершенстве? ((«науку страсти нежной») -Как вы объясните такое словосочетание? (само сочетание парадоксально. Страсть не знает правил. В этой науке все рассчитано. Он играет в чув-во, т.кт.полярны перечисленные автором состояния (психологические антонимы), к-ые одновременно доступны ему) -В чем противоречивость х-ра? (парадоксальные определения соседствуют рядом: «молодой повеса» и «добрый мой приятель», «денди лондонский» и «ученый малый», «проказник» и «философ в 18 лет», «педант» и «порядка враг и расточитель». Дальше автор пишет: «Противоречий очень много…». Даже в хандре противоречие: свой сплин выставляет на обозрение: «…угрюмый, томный, В гостиных появлялся он»)) -Какой важный вопрос задает автор в стр. XXXVI? («Был ли счастлив мой Евгений?») Ответим на первый вопрос урока: Почему Пушкин описывает только один день героя? (Ответ дан в тексте: « Проснётся за полдень, и снова До утра жизнь его готова, Однообразна и пестра, И завтра то же, что вчера.» ) -При такой жизни счастлив ли Евгений? Почему? Проверим работу на уроке
-В чем еще несходство героя и автора? (в конце 1 главы: «Я был озлоблен, он угрюм». Озлобленность временна, угрюмство постоянно. Автор не может быть чужд жизни, О. холоден к ней) Причины хандры Онегина
Вывод по 1 главе: При всех блистательных возможностях столичной жизни герой не увлечен ею. В Онегине есть ум, совесть, мечтания, но у него нет способности действовать, трудиться, верить людям, т.е.всего того, что есть в авторе. Итак, Онегин, разочарованный во всем, «к жизни вовсе охладел». Но надежда все-таки есть. Им овладела охота к перемене мест. 2 глава «Лед и пламень» (Онегин и Ленский) Вопрос 2 главы: Почему Онегин чуждается соседей, но сближается с Ленским? -Как Онегин ведет себя в деревне? (бежит от соседей помещиков, равнодушен сельский пейзаж. Сознание превосходства над людьми в деревне укрепилось. Не занимают разговоры помещиков о вине, псарне, родне. Старается уединиться) -Почему чуждается соседей?(он умнее, честнее окружающих, к-ые начинают злословить о нем) -С кем сближается? -Кто из героев: О.или Л. – вам более близок? Почему?
|
![]() | Так говорит Автор в романе Пушкина "Евгений Онегин" о своем герое Евгении. Что же, получается, Онегин был совсем глуп, что не мог... | ![]() | |
![]() | Урок литературы в 9 классе на тему «Татьяны милый идеал (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)» | ![]() | Композиционный смысл образов Ленского и Ольги Лариной в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» |
![]() | Автор пишет о смысле жизни, и мне на ум приходит Евгений Онегин в одноимённом романе А. С. Пушкина. Горька судьба того, кто не обрёл... | ![]() | Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре 9 класс. Кузнецова Л. В |
![]() | Автор и его герой в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Чтение наизусть отрывка из романа | ![]() | А. С. Пушкин. Маленькие трагедии. Поэмы: Цыганы. Бахчисарайский фонтан. Кавказский пленник. Роман «Евгений Онегин» |
![]() | Репродукции картин А. Г. Венецианова "Пряха", М. Шибанова "Крестьянская свадьба", Б. М. Кустодиева "Масленица" | ![]() | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин», «Моцарт и Сальери», лирика «Вольность», «Поэт», «к чаадаеву», «К морю» |