Пояснительная записка Нормативные документы, регламентирующие составление и реализацию рабочей программы






НазваниеПояснительная записка Нормативные документы, регламентирующие составление и реализацию рабочей программы
страница1/5
Дата публикации06.06.2017
Размер0.75 Mb.
ТипПояснительная записка
l.120-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5


Пояснительная записка

  1. Нормативные документы, регламентирующие составление и реализацию рабочей программы:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2016 № 24480

  • Примерные программы по учебным предметам. История (базовый уровень) 2005 г.

  • Основная образовательная программа основного общего образования МОУ СОШ №31

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах в 2016 – 2017 учебном году

  1. Общая характеристика учебного предмета.

В соответствии с Законом РФ « Об образовании» основной миссией школы является:

Осуществление целенаправленного процесса воспитания и обучения граждан РФ в интересах учащихся и их родителей, общества, государства, сопровождающегося достижением обучающимися установленных требований федерального компонента государственного образовательного стандарта. Обеспечение единства образовательного пространства, преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) образования.

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе - к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.

Изучение истории на базовом уровне направлено на ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.

Основные содержательные линии примерной программы базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов - «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.
Рабочая программа по Истории создана на основе авторских программ: Л.Н. Алексашкиной, Н.И. Ворожейкиной. В.Н. Захаровой, К.А. Соловьева, А.П. Шевырева.- «История России». Программа курса и тематическое планирование 6-9 классы. - М.: ООО«Русское слово - учебник», 2016. Бойцов МЛ., Петрова Н.Г. Программа курса «История Средних веков». 6 класс. М.: Русское слово, 2004

  1. Место учебного предмета в учебном плане:

Программа рассчитана на 70 часов, в том числе контрольные и тестовые уроки 6 часов. Данная рабочая программа является программой интегрированного курса. Реализуется сихронно-параллельный подход к изучению предмета. В качестве дополнительной литературы по истории России, с целью внедрения регионального компонента, используется учебник: Завалишин А.Ю., А.Л.Анисимов, Ю.М. Васильев, О.Ю. Стрелова «История Дальнего Востока. Эпоха средневековья.» Издательский дом «Частная коллекция», Хабаровск, 2002г.

Программа рассчитана на использование следующего УМК:

  1. Е.В. Пчелов, П.В. Лукин. - История. История России с древнейших времен до начала XVI века.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2016г.

  2. М.А.Бойцов, Р.М. Шукуров. История Средних веков. – М.:ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011г.

Курс истории 6 класса является составной частью курса истории первого концентра обучения.
Содержание программы определяется следующими исходными положениями:

  • История является базовым общеобразовательным предметом.

  • Предлагаемый курс позволяет рассмотреть историю России в контексте истории мира, проследить взаимосвязь и взаимовлияние основных событий и процессов, характерных для российской и всемирной истории, определить общее и особенное в их содержании.

  1. Цели данной программы:

Изучение Истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся

  • Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей действительности, относить свои взгляды принципы с мировоззренческими системами

  • Освоение систематизированных знаний по Истории человечества, о месте и роли России в мировом процессе

  • Овладение умениями и навыками поиска, комплексного анализа, обобщения и систематизации исторической информации.

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия.

Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыка анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся.

Основные содержательные линии базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов истории – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно – хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами.

  1. Место учебного предмета в учебном плане

С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории примерная программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для 6 класса


Класс

Объем учебного времени

История России

Всеобщая история

Резерв учебного времени

6 класс

70 часов

История России с древнейших времен до начала XVI века - не менее 36 часов

История Средних веков - не менее 24 часов

10 часов


В рабочую программу внесены авторские замены и дополнения.

Внесенные изменения.

Изменение распределения учебного материала по истории России предусматривается за счет резерва учебного времени а так же за счет внедрения регионального компонента, расширяющего познания учеников о Хабаровском крае:


Название темы

Количество часов по рабочей программе

Первые следы обитания человека на Дальнем Востоке

1 час

Приморье и Приамурье в период неолита

1 час

От племени к государству

1 час

Бохай: страна просвещения и ученых

1 час


Кроме того, количество часов учебного времени по всеобщей истории изменено за счёт включения в рабочую программу повторительно - обобщающих уроков по истории России, которые не предусматриваются в авторской программе. В рабочей программе предусматривается 1 час для организации итогового повторения по истории России и 1 час по Всеобщей истории.

Особенностью программы является включение в нее материала, отражающее неоднолинейность, многоаспектность, противоречивость, альтернативность исторического развития; курс нацелен на раскрытие целостного представления о роли и месте России во всемирно-историческом процессе, формирование общего взгляда на процессы мировой истории.

Программа сориентирована на организацию активной самостоятельной работы учащихся с использованием знаний приобретенных по другим школьным предметам.

Особенностью программы является обзорное изучение значительных событий в истории нашей страны с древнейших времен до начала XVI века и синхронное изучение важнейших мировых событий, происходивших с непосредственным участием России. Изучение истории России и зарубежной истории целесообразно организовывать по следующим параметрам:

- прямое сравнение России и других стран;

- хронологическая синхронизация изучения событий в России и в мире;

- анализ конкретных событий в истории России и их влияния на мировую историю.

В ряде случаев возможно объединенное изучение сюжетов отечественной и всеобщей истории (темы по истории международных отношений и внешней политики России, отдельные вопросы истории культуры и др.).


  1. Формируемые Знания и умения ученика


Ученик научится:

• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.

Ученик получит возможность научиться:

• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.


  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

При изучении материала курса «История средних веков» в 6 классе ученики должны:
знать/понимать

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

- периодизацию всемирной и отечественной истории;

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

- историческую обусловленность современных общественных процессов;

- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; уметь

- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых, системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии; использовать приобретенные знания и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

- осознания себя как: представителя' исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.



  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

. способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории:

· овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  1. Система контроля

Основная форма организации образовательного процесса классно-урочная.

Урок дает возможность применять разнообразные методы обучения, сочетать индивидуальную, групповую и фронтальную работу учащихся. Ведущими при изучении истории России и Мира в 10 классе являются следующие типы уроков: комбинированный, уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и навыков, семинар, обобщающие уроки.

Виды контроля знаний обучающихся:

1) текущий контроль  – контроль самостоятельной работы обучающихся по изучению учебных материалов.

2) итоговый контроль - контроль знаний и умений обучающихся непосредственно после завершения курса в форме итогового контрольного тестирования (по выбору).
Текущий контроль успеваемости - систематическая проверка знаний учащихся, проводится на текущих занятиях в соответствии с рабочей учебной программой.

Текущий контроль знаний обучающихся в 6 классе осуществляется через опросы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, выполнения творческих заданий и проектов, тематические тесты и игры в рамках урока.

Предусматриваются входное, рубежное и итоговое, школьные и административные тестирования.

Цель текущего контроля  - проверить степень и качество усвоения изучаемого материала, определить необходимость введения изменений в методы обучения. В процессе текущего контроля оценивается самостоятельная работа обучающегося над изучаемым материалом.

Методы текущего контроля - устный (индивидуальный или групповой опрос, сообщение по избранной теме, индивидуальная или групповая презентация, защита выполненных заданий), письменный (контрольная работа; тестирование, работа с карточками).

Устный контроль как текущий предполагается проводить в индивидуальной, фронтальной или комбинированной формах.

При текущем контроле знаний широкое использование наблюдения будет способствовать систематическому изучению учащихся в процессе обучения. Ситуация текущей проверки знаний позволяет получить достаточно полные данные об ученике: и уровень его знаний, умений по предмету, и отношений к учебе, степень его познавательной активности, сознательности, и умения мыслить, решать самостоятельно различного рода задачи. Результаты наблюдений не фиксируются в журналах, но учитываются учителем для корректировки обучения, в общей итоговой оценке учащегося для своевременного выявления неуспеваемости.

Для текущего контроля знаний предполагается широкое использование дидактических тестов.

Итоги текущего контроля обучающихся 9-х классов по истории России осуществляется по четвертям, по всеобщей истории – по полугодиям с фиксацией их достижений в классных журналах в виде отметок по пятибалльной шкале.
Итоговый контроль.

Формой итогового контроля является тестирование за курс 6 класса.

Средства контроля.

1. Тестовые материалы по разделам программы.

2. Мультимедийный тестовый материал по истории России


  1. Характеристика класса

Курс рассчитан на учащихся 6А и 6Г классов в возрасте 12 -13 лет. Всего в 2015 – 2016 учебном году в 6 А классе обучается 25 учеников, в 6 Г - 25. Процент обученности составляет 100%. Процент качества обучения в 5 А классе был 83, 3%, в 5 Г – 80 %. Уровень мышления в 6А и 6Г классах высокий. Учащиеся обладают высоким уровнем сформированности познавательного интереса. Большинство учащихся активны, разносторонне развиты.


  1. основное содержание с распределением

курса по разделам




Раздел

Количество часов

Тестовые работы



Введение

1 час






Раздел 1. Древние жители нашей родины (6 часов). Начало средневековья в Европе (2 часа) + 1 обобщающее занятие.

9 часов

1



Раздел 2. Раннее Средневековье (7 часов)

7 часов

1



Раздел 3. Древняя Русь в IX—XII вв. ( 10 часов )

10 часов

1



Раздел 4. Средневековая Европа (14 часов)

14 часов

1



Раздел 5. Дальние страны (4 часа + 1 час итогового контроля по курсу).

5 часов

1



Раздел 6. Русские земли в XII — начале XIII в. (6 часов)

6 час

1



Раздел 7. Русь между Востоком и Западом (5 часов)

5 часов

1



Раздел 8. Русские земли в середине XIIXV веке. (8 часов)

8 часов

1



Раздел 9. История Дальнего Востока в Древности и в Средние века. (4 часа)

4 часов






Итоговый урок

1 час

1




Итого:

70

9




  1. Критерии оценивания




Критерии

5 (ОТЛ.)

4 (ХОР.)

3 (УД.)

2 (НЕУД.)

1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5. Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

6. Причинно-следственные связи

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность

Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности

Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности

Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности




  1. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ


Список литературы.

Е.В. Пчелов, П.В. Лукин. - История. История России с древнейших времен до начала XVI века.- М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2016г.

М.А.Бойцов, Р.М. Шукуров. История Средних веков. – М.:ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011г.

Майков А.Н. Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен до конца XVIII века». 6-7 классы. Книга для учителя.

Электронное приложение к учебнику «История России: с древнейших времен до конца XVI века»: Учеб.для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.А.Бойцов, Р.М. Шукуров. – М.:ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011г.

Алексеев Ю. Г. Под знаменем Москвы. — М., 1992.

Беловинский Л. В. С русским воином через века. — М., 1992.

Борисов Н. Иван Калита. — М., 2005

Древняя русская летопись в переложении С. М. Соловьева для детей. — М., 1996.

Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Е. А. Мельниковой. — М., 1999.

История государства Российского: Хрестоматия. Свидетельства. Источники. Мнения. XV-XVI вв. / Автор-соcтавитель Г.Е. Миронов. — М., 1998.

Кучкин В. А. Русь под игом: как это было. — М., 1991.

Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X—XIV вв. — М., 1984.

Любимов Л. Искусство Древней Руси. — М., 1996.
Оборудование:

  1. Таблицы

Таблицы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории

(синхронистические, хронологические, сравнительные, обобщающие).

  1. Вассальная лестница.

  2. Государственное управление в Древнерусском государстве.

  1. Карты

  1. Татаро-монгольское нашествие на Русь.

  2. Объединение русских земель вокруг Москвы.

  3. Европа в средние века.

  1. Дидактический материал по темам истории России (индивидуально)

  • Раздаточный материал

  • Тесты

  • Фрагменты источников

  • Статистические данные

  1. Интернет-ресурсы

Учебно-методические материалы

библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки трудов историков

http://www.shpl.ru

http://www.history.ru

http://www.hist.msu.ru

http://lesson-history.narod.ru/ob1011.htm

http://his.1september.ru/index.php

http://predania.ru/

http://bibliotekar.ru/muzeu.htm

исторические фотодокументы, репродукции

http://www.auburn.edu/academic/liberal_arts/foreign/russian/art/index.html

http://www.humanities.edu.ru/db/sect/44/6

http://www.sovr.ru/


исторические фотодокументы, записи песен, гимнов, речей

http://www.humanities.edu.ru/db/sect/219/6

карты

http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/index.html


справочные и дополнительные материалы по истории

исторические понятия, персоналии

http://www.vseslova.ru/index.php?dictionary=bes&word=ilanskiy-

http://www.rusarchives.ru
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Нормативные документы, регламентирующие составление и реализацию рабочей программы iconПояснительная записка. Нормативные правовые документы, на основании...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования

Пояснительная записка Нормативные документы, регламентирующие составление и реализацию рабочей программы iconПояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию...
Преподавание по мхк в 2013– 2014 учебном году ведется в соответствии со следующими нормативными документами

Пояснительная записка Нормативные документы, регламентирующие составление и реализацию рабочей программы iconПояснительная записка Нормативные правовые документы, на основании...
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основ-ного общего образования

Пояснительная записка Нормативные документы, регламентирующие составление и реализацию рабочей программы iconОбразовательная программа (определение) Нормативные документы для разработки оп спо 3
Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации

Пояснительная записка Нормативные документы, регламентирующие составление и реализацию рабочей программы iconПояснительная записка Рабочей программы 2 младшей группы содержит...
Рп включает в себя возрастные и индивидуальные особенности контингента детей 2младшей группы, демографические особенности и группы...

Пояснительная записка Нормативные документы, регламентирующие составление и реализацию рабочей программы iconСтруктура рабочей программы Пояснительная записка. Нормативно-правовые...
Характеристика контрольно – измерительных материалов, используемые при оценивании уровня подготовки учащихся

Пояснительная записка Нормативные документы, регламентирующие составление и реализацию рабочей программы iconНормативные документы, регламентирующие процедуру и особенности проведения гиа в форме огэ
Федеральный закон от 29. 12. 2012 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»

Пояснительная записка Нормативные документы, регламентирующие составление и реализацию рабочей программы iconРабочая программа мхк, 10 класс Пояснительная записка Основу настоящей...
Программа курса Мировая художественная культура. Автор-составитель Л. А. Рапацкая

Пояснительная записка Нормативные документы, регламентирующие составление и реализацию рабочей программы iconПроведение единого государственного экзамена в 2013 году
В рамках действующего федерального законодательства были внесены изменения в нормативные правовые документы регионального уровня,...

Пояснительная записка Нормативные документы, регламентирующие составление и реализацию рабочей программы iconПояснительная записка к рабочей программе по английскому языку. (8 класс)
Н. Н. Трубанева // О.: Титул, 2009. для 2-11 классов общеобразовательных учреждений. Содержание программы полностью соответствует...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную