Книга хранитель знания






Скачать 193.88 Kb.
НазваниеКнига хранитель знания
Дата публикации29.03.2015
Размер193.88 Kb.
ТипКнига
l.120-bal.ru > История > Книга

www.diplomrus.ru ®

Авторское выполнение научных работ любой сложности – грамотно и в срок

Содержание

Оглавление

Духовная жизнь мусульман Северо-Восточного Кавказа

(X-XV вв.).

Введение...1

Глава I. Исторические условия формирования духовной жизни мусульман Северо-Восточного Кавказа...26

1.1. Наследие доисламских культурно-политических систем...26

1.2. Арабские завоевания и их последствия...45

1.3. Период сельджукского правления...58

1.4. Послемонгольский период: Золотая Орда, государство Хулагуидов, Тимур...70

1.5. Социокультурные функции городов и крупных населенных пунктов

региона...80

Основные выводы...87

Глава II. Система мусульманского образования на Северо-Восточном Кавказе...92

2.1. Кораническая школа. Мактаб...94

2.2. Ученое собрание. Мад.жлис...102

2.3. Высшее учебное заведение. Мадраса...109

2.4. Суфийская обитель как центр обучения религиозным наукам...137

2.5. Книга - хранитель знания...143

Основные выводы...148

Глава III. Мусульманская наука и литература на арабском языке на Северо-Восточном Кавказе...152

3.1. Кора н. Кур 'ан...153

3.2. Экзегетика. *Илм ат-тафсир...157

3.3. Наука о предании. 'Илм ал-хадис...160

3.3.1. Жизнеописание Мухаммада. Сира...163

3.3.2. Биографии поколений. Табакат...164

3.4. Мусульманское право. 'Илм ал-фыкх...165

3.5. Догматика. Усул ад-дин...172

3.6. Спекулятивное богословие. 'Илм ал-калам...174

3.7. Суфийская наука. 'Илм ат-тасаввуф...175

3.8. История. 'Илм ат-та 'рих...179

3.9. Арабское языкознание. 'Илм ал-лисан...187

3.10. Художественная литература. 'Илм ал-адаб...191

3.11. Медицина. 'Илм ат-тибб...198

Основные выводы...198

Заключение...201

Приложение 1...208

Приложение 2...209

Библиография...213

Духовная жизнь мусульман Северо-Восточного Кавказа

Введение

Постановка проблемы и актуальность исследования. В

диссертационной работе изучается структура и историческое развитие духовной жизни мусульманского общества на средневековом Северо-Восточном Кавказе, роль в ней арабо-мусульманской книжной культуры. Проблема эта представляет большой научный интерес, однако, еще недостаточно исследована. Интерес к исламу и арабскому языку в Дагестане в последнее время резко вырос. Появился целый ряд крупных работ по истории исламизации Дагестана, роли суфизма и арабского языка на средневековом Северном Кавказе1. Однако, предметами исследования до сих пор служили только смежные нашей теме проблемы, такие как характеристика некоторых экономических и социальных исламских институтов {вакф, джама'ат), описание книжных коллекций, роль арабизмов в нахско-дагестанских и тюркских языках. Изучением духовной жизни и арабо-мусульманской культуры на Северо-Восточном Кавказе никто еще специально не занимался.

Характерной особенностью духовной жизни Северо-Восточного Кавказа на протяжении всего средневековья и даже большей части нового времени было господство арабо-мусульманской книжной культуры, исламской по содержанию и арабоязычной по средствам выражения. В

Среди недавних исследований по этой проблематике следует отметить прежде всего: Шихсаидов А.Р., Тагирова Н.А., Гаджиева Д.Х. Арабская рукописная книга в Дагестане. Махачкала, 2001; Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе. Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака'ик» (XI-XII вв.). М., 2003; Забитов С. Арабизмы в лексике восточнокавказских языков. М, 2001; Халиков К.Г. Арабизмы в багвалинском языке. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Махачкала, 2000; Эфендиев И.И. Персидские лексические заимствования в системе нахско-дагестанских языков. Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. Махачкала, 2003

отличие от Ближнего Востока она функционировала на Кавказе в неарабской языковой и культурной среде. Большинство представителей мусульманской духовной элиты региона ('улана') были местного происхождения. Вместе с тем в VII-XVI вв. на Кавказ шло переселение жителей арабского Ближнего Востока. Арабские переселенцы продолжали селиться на территории Дагестана по крайней мере до XVII столетия. Они сыграли большую роль в создании региональных форм духовной жизни местных мусульманских обществ. В роли носителей арабо-мусульманской книжной культуры выступали также выходцы из тюрко- и ираноязычных элит Закавказья.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является духовная жизнь мусульманского общества на Северо-Восточном Кавказе. Его предмет включает в себя мусульманскую школу и книжную арабоязычную культуру, в состав которой в свою очередь входили богословские и рациональные науки (манкулат и ма'кулат), художественная литература (адаб), создававшиеся северокавказскими 'улама', а также самих представителей мусульманской духовной элиты в регионе (муддаррисов, факихов, суфиев) и характерные формы средневековой духовной жизни, в первую очередь переписка и распространение книг.

Хронологические рамки. Исследование ограничено X-XV вв. Именно в это время в регионе произошло становление региональных форм духовной жизни. Сложилась местная мусульманская духовная элита, многоступенчатая система исламского образования, местная научная и художественная мусульманская мысль. Развитие духовной жизни мусульманского общества на Северо-Восточном Кавказе было прямым следствием постепенного распространения ислама в регионе, в основном завершенном к XVI в. В отличие от периода до IX в., связанного в основном с военными походами Арабского халифата, в исследуемую эпоху распространение ислама шло в основном за счет местных мусульманских

миссионеров, в том числе отрядов воителей за веру (газы). Духовная жизнь Северо-Восточного Кавказа X-XV вв. определялась не столько внешними влияниями, сколько деятельностью местных 'улама' и правителей-исламизаторов.

Внутри этой эпохи мы выделяем три периода2:

X-XI вв. - время укоренения ислама на Прикаспийской низменности; превращение средневекового Дербента в главный центр мусульманской духовной жизни Северо-Восточного Кавказа.

XI-XIII вв. - формирование сети институтов исламского и суфийского образования в сельджукский период, складывание слоя Улама'; налаживание регулярных политико-культурных связей между исламскими центрами Северо-Восточного Кавказа и Ближнего Востока.

XIII-XV вв. - окончание исламизации горных районов Северо-Восточного Кавказа в период великих завоеваний (Монголы, Тимур); складывание единой региональной сети школ, библиотек, суфийских общин в горной и предгорной зонах; развитие мусульманской научной и художественной мысли Северо-Восточного Кавказа.

Территориальные рамки исследования охватывают земли мусульманских владений Северо-Восточного Кавказа в изучаемую эпоху. Их границы определяет сеть исламских культурных центров, в роли которых здесь выступали не столько города, сколько крупные горные селения. Большинство исламских культурных центров того времени было сосредоточено в южной и центральной части современного Дагестана. Только отдельные из них относились к Ширвану на севере современного Азербайджана. Поскольку сам топоним «Дагестан» появляется в источниках не ранее XIV в. и для большей части эпохи, охваченной в

См.: Бобровников В.О. Дагестан. - Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Под ред. Прозорова СМ. М., 1998, вып. 1, 30-33; Шихсаидов. Распространение ислама в Дагестане. - Ислам и исламская культура в Дагестане. М, 2001; Аликберов Л.К. Северный Кавказ. - Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Под ред. Прозорова СМ. М., 2001, выи. 3, 89-95

диссертационном исследовании, является анахронизмом, в работе используется более адекватное понятие «средневековый мусульманский Северо-Восточный Кавказ». Следует отметить, что, хотя в X-XV вв. сложилось культурно-историческое и социально-экономическое единство этой территории, в политическом же отношении Северо-Восточный Кавказ не представлял единства и делился на независимые политические образования - мусульманские владения и союзы сельских общин.

Цели и задачи исследования. Цель диссертационной работы - дать целостную характеристику духовной жизни мусульман Северо-Восточного Кавказа, определить ее важнейшие составные части и региональные особенности в динамике исторического развития региона в X-XV вв. Для достижения данной цели определены следующие задачи:

- установить в каких политико-культурных и социальных условиях происходило развитие мусульманской духовной жизни региона;

- определить вклад в формирование средневековой духовной жизни региона культурных и религиозных традиций язычества, зороастризма, иудаизма и христианства, бытовавших здесь до прихода ислама;

- проанализировать культурные связи Северо-Восточного Кавказа с исламскими центрами Ближнего и Среднего Востока;

- охарактеризовать роль мусульманских 'улама' в создании региональных форм книжной арабо-мусульманской культуры и распространении ее на Северо-Восточном Кавказе, способы рекрутирования ученых и их положение в мусульманской элите региона;

- охарактеризовать отношения, сложившиеся между книжной мусульманской ученостью и властью, роль исламского знания в системе поддержания государственной власти в регионе;

охарактеризовать региональные формы и особенности мусульманской школы, ее ступени и периоды становления;

- определить роль суфизма в мусульманской духовной культуре региона;

- разобрать структуру мусульманской науки и литературы, оценить значение важнейших произведений местной мусульманской историографии в духовной жизни средневекового мусульманского общества в регионе.

Научная новизна диссертации. Диссертация является первым специальным исследованием мусульманской духовной жизни средневекового Северо-Восточного Кавказа X-XV вв. В работе собраны и проанализированы все относящиеся к этому периоду арабоязычные источники с Северо-Восточного Кавказа. В первую очередь это рукописные сочинения Рукописного фонда Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук (далее: РФ ИИАЭ ДНЦ РАН) в Махачкале, крупнейшего рукописного хранилища в регионе. Кроме того, сравнительно-историческому анализу подвергнуты материалы северокавказской арабоязычной эпиграфики X-XV вв., включая строительные надписи, хронографы и эпитафии. Вместе с тем в научный оборот вводится значительное количество первоисточников на арабском языке, позволяющих существенным образом скорректировать современные представления о структуре и путях развития мусульманской книжной культуры на средневековом Северо-Восточном Кавказе. Это касается прежде всего рукописных копий и списков сочинений из Рукописного фонда ИИАЭ, полная каталогизация которого в настоящее время еще не завершена. Результаты исследования позволяют по-новому взглянуть на роль арабской книжной культуры в исламизации региона, понять место северокавказской периферии в культурном развитии арабо-мусульманского мира в средние века, общие тенденции развития научной мысли и литературы в регионе, представить динамику развития сетей институтов мусульманской школы и культурных связей между исламскими центрами и лично ^улама"1 на Северо-Восточном Кавказе, Ближнем и Среднем Востоке.

Методологические основы. Диссертация представляет собой комплексное исследование, основанное на сравнительно-историческом изучении разных видов письменных источников на арабском языке - в основном рукописей и надписей. Работе присущ междисциплинарный подход, сочетание исследовательских методик истории, источниковедения и социолингвистики. На этапе сбора материалов использованы методы, принятые в современной арабской палеографии и архивных исследованиях. При обработке источников проведен их системный анализ с использованием методик истории и смежных исторических дисциплин.

Источниковую базу диссертации составили архивные и опубликованные письменные источники. Они включают следующие группы материалов.

Арабские рукописные книги из фондов Рукописного фонда ИИАЭ ДНЦ РАН. На данный момент в фонде насчитывается более 3 тыс. ед., хронологически охватывающие около 1000 лет. В фонде представлены все районы Северо-Восточного Кавказа, в основном из частных и мечетных собраний Нагорного Дагестана. В диссертации использованы арабоязычные рукописные книги РФ ИИАЭ, датированные до XV в.

включительно, созданные на Северо-Восточном Кавказе и за его пределами, на Ближнем и Среднем Востоке, в Средней Азии и Закавказье, попавшие в регион в различное время; рукописи, имевшие широкое хождение в мусульманском мире, копии которые выполнены местными переписчиками; оригинальные сочинения, созданные местными учеными.

Другую группу источников представляют труды арабских историков и географов, содержащие важные сведения по истории средневекового мусульманского Северо-Восточного Кавказа. Большинство их приходится на период расцвета арабской историко-географической науки, а именно X-XIII вв. Авторы данного периода, как правило, много путешествовали, непосредственно наблюдали быт и нравы отдельных народов, в своих описаниях они, в основном, ограничивались исключительно

мусульманскими государствами (мамлакат ал-ислам). Поскольку Северо-Восточный Кавказ с середины VII в. оказался в сфере влияния Халифата, более того средневековый Дербент рассматривался в качестве основного стратегического пункта на Кавказе, сведения о местных землях в мусульманской историографии далеко не редки. Они несут в себе порой уникальную информацию о духовной культуре мусульман региона и условиях ее становления - домусульманских письменных традициях, проникновении ислама, политической и экономической жизни мусульманских владений, развитии городов, строительстве культовых сооружений, миграциях арабов.

Важная информация о духовной культуре на Северо-Восточном Кавказе в начальный период формирования местной арабо-мусульманской культуры содержится в географическом труде «Китаб ал-а'лак ан-нафиса» («Книга дорогих ценностей»), написанном в начале X в. арабским историком Ибн Руста3. Отдельные разделы сочинения содержат сведения о Хазарском государстве и средневековом политическом образовании Сарир.

Хорошо систематизированное описание мусульманских владений на Кавказе дает знаменитый историк и географ ал-Йа'куби (ум. 897 г.). В работе использован материал, извлеченный из «Китаб ал-булдан» («Книга стран») по политической истории отдельных средневековых владений Северо-Восточного Кавказа. В отличие от большинства других арабских авторов ал-Иа'куби, сообщая о характере арабских завоеваний, пишет об исключительно добровольном признании местными народами Северо-Восточного Кавказа всех условий арабов. Он дает ценные сведения об арабских мигрантах, рабочих и строителях, которые построили города в

3 Ибн Руста, ибн 'Али Ахмад ибн 'Амр. Китаб ал-а'лак ан-нафиса. - Abu Ali Ahmed ibn Omar Ibn Rosten. Edidit M.J.Goeje. Lugduni Batavorum.

4 Ал-Йа'куби, Ахмад ибн аби Йакуб. Китаб ал-булдан. - Ahmed ibn abi Jakub ibn Wadhih al-Jaqubi. Historiam Ante-Islamicam ontinens. Edidit indicesque adjecit M.Th. Huotsma Lugduni Batavorum, Apud E.J.Brill, 1883

районе средневекового Дербента, в последствии превратившиеся в опорные пункты для мусульман.

Много интересных фактов о мусульманах Кавказа и их соседях-христианах и зороастрийцах, в частности о жителях Зирихгарана, сообщает в своем труде «Тухфат ал-абаб ва нухбат ал-а'джаб» («Подарок умам и выборки диковинок») арабский путешественник Абу Хамид ал-Гарнати ал-Андалуси (1080-1169 гг.)5. О них писали многие арабские географы, начиная с ал-Балазури и ал-Мас'уди, но Абу Хамид первым привел данные об их погребальных обрядах, носящих явное влияние зороастризма. Возможно, что сам Абу Хамид и не бывал в Зирихгаране, а слышал эти рассказы в Дербенте. Более важны его рассказы о том, что он видел собственным глазами, а такие рассказы составляют приблизительно третью часть всей его книги. В частности, побывав в средневековом Дербенте, автор рассказывает о его правителе, который представлен как образованный просвещенный человек, владеющий многими языками, в том числе и арабским.

Видное место среди арабских историков и географов занимает энциклопедист Йакут ар-Руми ал-Хамави (1179-1229 гг.). В многотомной исторической компиляции «Му'джам ал-булдан» («Алфавитный перечень стран») помещен целый ряд статей, посвященных отдельным областям и «городам» Северо-Восточного Кавказа, среди них Баб ал-абваб, Баланджар, Сарир, Самандар и др . Иакута, что особенно важно, интересовали и выходцы из того или иного населенного пункта. В заключительной части очерка о той или иной местности в «Му'джам ал-булдан» приведен список имен выдающихся ученых, преимущественно законоведов и знатоков хадисов, которые вели свое происхождение из данного города, с указанием их учителей и учеников. В своих сообщениях

J Ал-Гарнати, Абу Хамид. Тухфат ал-абаб ва нухбат ал-а'джаб. - Le Tuhfat al-albab de Abu Hamid al-Andalusi al-Garnati edite par G.Ferrand. Paris, 1925

Йакут, Абу Абдаллах. Му'джам ал-булдан. - Yakut's geograghisches Worterbuch aus den Handschriften zu Berlin, St.Petersburg, Paris, London und Oxford. Hrsg. Von F.Wustenfeld. 1866-1867

о выходцах из Лакза, Баб ал-абваба, Йакут упоминал даже места, где они обучались, что позволяет осветить научные связи Северо-Восточного Кавказа с крупными культурными центрами мусульманского мира.

Историк Закарийа ал-Казвини (1203-1283 гг.) в своем сочинении «Асар ал-билад ва ахбар ал-'ибад» («Памятники городов и сообщения о рабах божьих»)7 часто ссылается на ал-Гарнати, повторяет сведения географов X в. о Каспийском море, Кавказских горах, Дербентской стене, Зирихгаране, но в его трудах можно найти важнейшие известия о Северо-Восточном Кавказе, относящиеся ко времени их написания, то есть к XIII в. Здесь много данных, единственных в своем роде, о культовых сооружениях в средневековом Дербенте, о религиозной и культурной жизни в Цахуре, о переводческой деятельности, развернувшейся в цахурском Мадраса, основанным знаменитым сельджукским вазиром Низам ал-Мулком.

О Северо-Восточном Кавказе монгольского и постмонгольского периодов сообщает персидская придворная литература, которая в то время достигла своего расцвета. Большая часть арабских и персидских источников, освещающих события этого периода, стала широко известная и доступная благодаря огромному труду В.Г. Тизенгаузена8, подготовившего к печати два тома, в котором собраны все эти сочинения или отдельные извлечения их них. Особенно следует выделить персидского автора Низам ад-дина аш-Шами, писавшего в самом начале XV в. и его сочинение «Зафар-нама» («Книга побед»), доведенное до 1404

7 Ал-Казвини, Закарийа. Асар ал-билад ва ахбар ал-'ибад. - Zakarija Ben Muhammed el-Gazwini's Kosmographie. Zweiter Theil. Kitab asar al-bilad. Die Denkmaler der lander. Aus den Handschriften des Hn. Dr. Lee undden Bibliotheken zu Berlin, Gotha und Leyden hrsg. Von F. Wustenfeld. Gottingen, 1848

8 Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. т. II, Извлечения из персидских сочинений, собранные В.Г. Тизенгаузеном и обработанные А.А. Ромаскевичем и С.Л. Волиным. М.-Л., 1941

г.9 Это ценный источник по истории пребывания Тимура на Северо-Восточном Кавказе. Хроника рисует полную картину военных действий, развернувшихся в отдельных районах региона. Поскольку Низам ад-дин аш-Шами являлся придворным историографом, естественно, основное назначение данной хроники было описание деяний Тимура «жестокого, но мудрого и справедливого государственного деятеля», в покоренных странах. Особое место в данном сочинении отведено политике Тимура, способствовавшей распространению ислама в регионе. В хронике показаны сложные отношения между мусульманскими и немусульманскими жителями средневековых владений Северо-Восточного Кавказа. В число «неверных» Низам ад-дин аш-Шами включает и ряд мусульманских владений, сопротивлявшихся завоеваниям Тимура.

При работе с данными источниками учитывались следующие обстоятельства. Во-первых, данные о состоянии мусульманской общины, сообщаемые мусульманскими источниками, не вполне адекватно отражают истинное положение вещей - очень многое из того, что преподносится как факт, говорит не о том, что было, а о том, что данному автору хотелось бы видеть. Во-вторых, нельзя не учитывать, что авторы историко-географической литературы, как правило, вносили в свои своды без каких-либо проверок сведения, содержащиеся в трудах предшественников и нередко очень отдаленных от времени написания своего труда. Учитывая специфику жанра мусульманской историографии, а также персидской придворной литературы, для более объективной реконструкции происходящих религиозных и культурных процессов в регионе, начиная с доисламского периода, использованы, «христианские» источники кавказского и западно-европейского происхождения.

Аш-Шами, Низам ад-дин. Зафар-нама. - Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. т. II, Извлечения из персидских сочинений, собранные В.Г. Тизенгаузеном и обработанные Л.А. Ромаскевичем и C.J1. Волиным. М.-Л., 1941

Очень большой хронологический период, более пяти веков, освещает компилятивное произведение, в которое вошли фрагменты сочинений армянских авторов, «История страны Алуанк» Мовсеса Каланкатуаци . В данной работе использованы сведения об албанах, хазарах и хазаро-арабских войнах, о строительстве дербентского оборонительного комплекса, а также сведения о народах Северо-Восточного Кавказа в связи с описанием посольства албанского князя Вараз-Трдата к хазарскому хакану.

Грузинские источники сообщают главным образом о политической истории региона в связи с отношениями с Грузией. Большая часть их посвящена описанию аварско-грузинских политических отношений, показу грузинского влияния в X-XIV вв. и характеристике позиций христианства. Есть сведения о деятельности Тимура в Южных районах Северо-Восточного Кавказа.

Что касается более поздних источников, в основном это труды западно-европейского происхождения, они невелики и содержат данные об ограниченном круге вопросов, тем не менее, они представляют несомненную ценность. В данной работе использовались сочинения европейцев, которые посетили Кавказ в XIII-XV вв. Среди них монах-минорит, участник шестого крестового похода, посол французского короля Людовика IX в Монголию Гильом Рубрук, чье путешествие продолжалось в 1253-1255 гг.; архиепископ персидского города Султанийи Иоанн де Галонифонтибус, который был очевидцем многих событий, происходивших в конце XIV-XV вв. Естественно, основная цель их путешествий - это миссионерская деятельность, выяснение возможности христианизации, поэтому особенно освещена религиозная ситуация на Северо-Восточном Кавказе, изучение которой позволяет охарактеризовать

10 Мовсэс Каланкатуаци. История страны Алуанк / пер. с древнеармянского, предисловие и комментарий Ш.В. Смбатяна. Ереван, 1984

условия становления здесь арабо-мусульманской культуры, формы становления духовной жизни в регионе.

Особую ценность представляет местная литература на арабском языке представленная произведениями региональной историографии. Жанр региональной историографии сложился в основном в XI-XV вв. Местные источники отличаются большой содержательностью и детализированным походом, который не лишен субъективности, что в определенной степени лишь помогает представить общественную мысль в тот или иной период, в частности, труды данного жанра явно преувеличивают значение и влияние ислама, что присуще мусульманской историографии в целом.

Наиболее раннее произведение — это хроника «Та'рих Баб ал-абваб ва Ширван» историографа династии Хашимидов Маммуса ал-Лакзи (около 1040-1110 гг.). Сочинение сохранилось в позднейшей копии XVII в. в составе основного труда турецкого историка XVII в. Мюнеджима-баши -«Джами' ад-дувал» («Собрание династий»). Хорошее знание местной политической жизни позволили автору создать труд, насыщенный многочисленными фактами и подробными деталями политической истории средневекового Дербента и Ширвана. В данной работе использовался материал из первой части хроники, «Та'рих ал-Баб» («История ал-Баба»)11, на основании которого реконструируются важные элементы духовной жизни региона, в частности, культурная история отдельных «городов», положение различных слоев общества в «городской» иерархии.

Сведения о разделении средневекового Дербента на кварталы, которые заселяли арабские переселенцы, строительстве культовых сооружений, налоговой политике арабских завоевателей в строго хронологической последовательности дает другая местная хроника,

11 Та'рих ал-Баб. - Приложение к изданию: Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда X-XI вв. М., 1963

доведенная до 1064 г., «Дарбанд-нама». Это компилятивное сочинение, основа которого восходит к XI в., было закончено в XVII в. Мухаммадом Аваби Акташи12.

Ценным источником, отразившим политический, социально-экономический и идеологический облик средневекового общества в регионе является сочинение «Та'рих Дагистан» («История Дагестана») . Историческая хроника охватывает большой отрезок времени, от первых шагов распространения ислама в горных районах Дагестана до XIV в. и включает в себя несколько текстов, которые создавались в разное время. Хроника впоследствии обрастала новым материалом и приобрела окончательный облик в XVII в. Официальный характер свода различных хроник очевиден. «Та'рих Дагистан» первая дагестанская хроника, проникнутая идеей единства всех областей региона в борьбе против внешних врагов. Хроника показала также сельскую общину или союз сельских общин как устойчивую фискальную единицу и субъект права. Впервые в местной исторической литературе упомянут географический термин «Дагестан», который уже существовал к моменту переписки хроники в 1312-12 г. Мухаммадом Рафи'. Особый интерес представляет то, что автор хроники связывает историю Дагестана с историей Ближнего Востока.

Сложное по составу сочинение, представляющее собрание ряда устных рассказов, историй, легенд является «Та'рих Ирхан» («История Ирхана»)14. Начало рассказа связано с деятельностью Сасанидского шаха

12 Дарбанд-нама. Сборная рукопись РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 1, оп.1, д. 425; Дербент-

наме. Введение, перевод, комментарии Г.М.-Р. Оразаева. в кн.: Шихсаидов А.Р.,

Айтберов Т.М., Оразаев Г.М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. М., 1993, с. 6-

ь Та'рих Дагистан. - РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.1, оп.1, д. 446; «Тарих Дагестан»

Мухаммадрафи. Введение, перевод, комментарии А.Р. Шихсаидова в кн.: Шихсаидов

А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. М., 1993,

с. 85-109

14 Та'рих ал-Ирхан. - РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.1, оп. 1, д. 378; История Ирхана.

Введение, перевод, комментарии А.Р. Шихсаидова в кн.: Шихсаидов А.Р., Айтберов

Т.М., Оразаев Г.М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. М., 1993, с. 162-169

Кавада (нач. VI в.), заключительная часть посвящена распространению ислама в аварских селениях, имевшей место после X в. Тематически «Та'рих Ирхан» делится на две части: бытовой рассказ о селении Ирхан и других прилегающих населенных пунктах; принятие ислама дагестанскими обществами. В сочинении отразились факты наличия в раннем средневековье христианских и иудейских элементов в горном Дагестане.

Важные сведения, касающиеся предыстории формирования средневековой духовной жизни и политической организации юга Северо-Восточного Кавказа времен распространения здесь ислама, несет также аульная хроника «Ахты-нама»ь. В ней сообщается об иранских переселенцах в районе Дарбанда, налоговой политике Сасанидских наместников в регионе, а вхождении их впоследствии в мусульманскую военную знать.

Уникальным трудом суфийской историографии является

энциклопедия ученого ад-Дарбанди (ум. 1145 г.) «Райхан ал-хака'ик ва

бустан ад-дака ик» , в которой, как ни в одном из средневековых

источников по истории Северо-Восточного Кавказа, освещены духовные ценности и ориентиры, религиозные учения и традиции в наиболее значимые в истории становления научно-религиозной мысли на Северо-Восточном Кавказе периоды, которые условно можно обозначить как

15 Ахты-нама. - список включен в: Бакиханов Аббас Кули Ага. Гюлистан-Ирам / пер. с перс. З.М. Буниятова. Баку, 1991, 4-9.; Ахты-Наме. Введение, перевод, комментарии А.Р. Шихсаидова в кн.: Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. М., 1993, с. 65-74

16 Ад-Дарбанди, Абу Бакр. Райхан ал-хака'ик ва бустан ад-дака'ик («Базилик истин и сад тонкостей»). РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. №2191; Саидов М.-С. Творчество дербентского ученого X в. Абу Бакра Мухаммада б. Мусы б. ал-Фараджа. - РФ ИИЯЛ, ф.З, д. 94; Саидов М.-С. Рукопись Абубакра Мухаммеда, сына Мусы, сына ал-Фараджа ад-Дербенди «Райхан ал-хакаик ва бустан ад-дакаик («Базилик истик и сад тонкостей»). -Рукописная и печатная книга в Дагестане. Махачкала, 1991, с. 23-47; Аликберов А.К. «Райхан ал-хака'ик ва бустан ад-дака'ик» ад-Дарбанди как памятник мусульманской историографии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. СПб., 1991; Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе. Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака'ик» (XI-XII вв.). М., 2003

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Книга хранитель знания iconКнига существует гораздо дольше, чем книгопечатание. На протяжении...
В книге – весь необъятный духовный мир человечества. Книга конденсирует и распространяет весь опыт, все знания, весь ум народов....

Книга хранитель знания iconКнига четвертая 18 Книга пятая 24 Книга шестая 30 Книга седьмая 38...
Ищущие найдут Его, и нашедшие восхвалят Его. Я буду искать Тебя, Господи, взывая к Тебе, и воззову к Тебе, веруя в Тебя, ибо о Тебе...

Книга хранитель знания iconЛитература и зло/ Ж. Батай. М. Изд-во мгу, 1994. 165 с
Бердяев, Николай Александрович. О назначении человека/ Н. А. Бердяев. М. Аст : Хранитель, 2006. 478 с. (Философия. Психология)

Книга хранитель знания iconКнига не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка...
Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более...

Книга хранитель знания iconМотрошилова Н. В. Мифология и пред-философия./История философии....
Специфика философского знания (объект и предмет филосфии). Соотношение философии и науки

Книга хранитель знания iconБёрк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного
Платон о природе искусства и его месте в общественной жизни (по диалогам «Ион» и «Государство»; из диалога «Государство читать» Книга...

Книга хранитель знания icon«Литературный Образ Езекии»
Езекии, о контактах с Вавилоном. Это четвертая книга Царств, книга Исайи и вторая книга Хроник. Изучению истории Езекии в Библии...

Книга хранитель знания iconПлан в рамках Всероссийской акции «Библионочь 2015», проводимых в...
В фойе встречает Хранитель времени и Мери Поппинс, которые предлагают подойти к «Карусели времени» и выбрать билет в любое время

Книга хранитель знания iconОт издателя
Мастера Андрэ, Шри Т. К. В. Десикачар сын, ученик и хранитель традиции Кришнамачарьи одного из величайших мастеров йоги, учителя...

Книга хранитель знания iconСистематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать...
Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы. Закрепить знания детей о моделях растений,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную