Планы семинарских занятий обсуждены и рекомендованы к публикации на заседании кафедры теории государства и права и отечественной истории. Протокол №6 от «8»






Скачать 275.61 Kb.
НазваниеПланы семинарских занятий обсуждены и рекомендованы к публикации на заседании кафедры теории государства и права и отечественной истории. Протокол №6 от «8»
страница1/3
Дата публикации04.04.2015
Размер275.61 Kb.
ТипПланы семинарских занятий
l.120-bal.ru > История > Планы семинарских занятий
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

(НОВОЧЕРКАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ)
Факультет гуманитарного и социально-экономического образования

Кафедра теории государства и права и отечественной истории

П Л А Н Ы

семинарских занятий по курсу

«История и культура народов

Северного Кавказа»

Новочеркасск 2007

УДК 9408 (073) (470.6)

ББК 63.5 (2) я73

Р 32

Рецензент: канд. ист. наук, доцент Бондарев В.А.
Составитель: канд. ист. наук, доцент Ревин И.А.

Р 32 История и культура народов Северного Кавказа: планы семинарских занятий для студентов всех специальностей и форм обучения / И.А. Ревин; Юж.- Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2007. – 24 с.
В работе представлены планы семинарских занятий с перечнем основных вопросов и кратким изложением основных проблем региональной истории и культуры. В список основной и дополнительной литературы вошли новейшие научные работы и учебные пособия, в которых нашли отражение многочисленные аспекты истории и культуры народов Юга России. Разработка предназначена для студентов всех форм обучения, изучающих курс «История и культура народов Северного Кавказа».

Планы семинарских занятий обсуждены и рекомендованы к публикации на заседании кафедры теории государства и права и отечественной истории. Протокол №_6_ от «_8_» февраля 2007 г.
Зав. кафедрой теории государства

и права и отечественной истории А.П. Скорик


Специальность: все

Курс: 1

Форма обучения: очная

Тираж: 30

Объем: 24

ВВЕДЕНИЕ

Важной тенденцией развития современного мира является регионализация, что обеспечивает сохранение неповторимых норм жизни человека. Опыт разных стран показывает, что региональные особенности могут превратиться в мощную преобразующую силу. Еще в XIX веке великий русский историк В.О. Ключевский отмечал, что в России центр - на периферии. С другой стороны наше государство одно из самых многонациональных в мире. И самым пестрым в этническом плане является Южный Федеральный округ. Этот регион представляет собой зону столкновения христианской и исламской цивилизаций; индустриальной и традиционной; славянской и кавказской и пр. Поэтому изучение истории нашего региона в рамках учебного курса «История и культура народов Северного Кавказа» имеет важное практическое значение. С людьми разных национальностей, религий, культур мы сталкиваемся ежедневно, и от нашего уважения друг к другу зависит процветание и благополучие нашей Родины.

Изучение данной дисциплины расширяет общую гуманитарную подготовку выпускников технического университета, дает представления об основных этапах этнической и политической истории Юга России с древнейших времен до наших дней, о развитии и особенностях культуры населения региона, о взаимосвязи и взаимовлиянии народов Северного Кавказа и представителей других народов, проживающих на территории Южного федерального округа РФ. Содержание и цели изучения дисциплины соответствуют требованиям регионального компонента государственного стандарта высшего профессионального образования второго поколения.

«История и культура народов Северного Кавказа» является дисциплиной по выбору студентов цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Данный учебный курс, как дисциплина социальная, расширяет интеллектуальный кругозор выпускников университета, дает им знания о развитии российского многонационального общества, которое существует и функционирует в виде региональных и конкретно-индивидуальных способов самореализации социальной жизни. Он вооружает будущих специалистов знаниями о специфике жизни народов, населяющих наш регион, об их традициях, обычаях, этническом самосознании, знаниями политологических аспектов, связанных с национальными интересами, межэтническими отношениями народов, проживающих в Российской Федерации.

Основные виды учебных занятий по дисциплине «История и культура народов Северного Кавказа» - это лекции и семинары. В начале курса читается вводная лекция, в которой излагается объект, предмет, структура, цель и задачи предмета. Затем слушателей знакомят с основными вопросами и проблемами, раскрывающими сущность данной дисциплины как раздела исторической науки. Обычно материал лекций предшествует темам семинарских занятий, на которых студенты более углубленно знакомятся с отдельными аспектами общей проблемы, которую излагал лектор. Семинарские занятия могут проводиться в различных формах: традиционные семинары, круглые столы, семинары-диспуты и т.д. Обратите внимание на то, что отдельные наиболее важные и объемные темы могут рассматриваться на нескольких семинарских занятиях. Так, участию донских казаков в войнах XVIII-XIX вв., а также событиям 1917 года и гражданской войне на Дону отведено по два семинарских занятия (тема №9-10 и тема № 13-14). На семинарских занятиях проблемные вопросы получают освещение в виде дискуссии, используются также отдельные сообщения – доклады, или короткие выступления по теме. Поскольку часть учебного материала может быть не охвачена лекциями и семинарскими занятиями, в учебном плане предусмотрена самостоятельная работа студентов.

Самостоятельная работа студентов начинается с проработки лекционного материала. Лекция - основа для дальнейшей работы студентов, в ней дается план работы. Студенту необходимо учитывать, что возможности университетской библиотеки ограничены. Поэтому в работе необходимо использовать фонды других библиотек (городской библиотеки им. А.С. Пушкина г.Новочеркасска; библиотеки Новочеркасского музея истории донского казачества и др.), в том числе и электронных (www lib. ru; www ablest. ru и др.). Это в первую очередь относится к редким изданиям и монографиям. При подготовке к семинарским занятиям студентам необходимо внимательно и точно прочитывать вопросы, выносимые на обсуждение. Ознакомиться с рекомендуемым списком литературы. Обратите внимание на авторов работ, возможно, Вам удастся найти другие работы этих исследователей, в том числе и в Интернете. Кроме этого, рекомендуется чтение художественной литературы по изучаемым темам. В конце каждой темы приведен список важнейших работ по данному разделу. Для качественной подготовки к семинарскому занятию необходимо изучить предложенные вашему вниманию источники и литературу. Сделать конспект (краткое изложение основных положений) или ксерокопию, на основе которой необходимо продумать и подготовить свое выступление, отметив в ней важнейшие фрагменты и выводы. Кроме того, в конце пособия дан список основной учебной литературы по курсу. В предложенных Вам учебных пособиях и монографиях отражены основные темы семинарских занятий, но не все. Помните, что любое учебное пособие содержит лишь необходимый минимум, который нужно расширять с помощью дополнительных источников знаний.

Важным методом углубления и расширения лекционного материала является написание сообщений и докладов по темам, выносимым на обсуждение. Это особенно актуально, т.к. в плане проведения семинарских занятий предусмотрена такая форма, как доклад. Некоторые темы докладов предложены в данном пособии, но преподаватель по своему усмотрению может использовать дополнительные доклады и сообщения в целях наиболее полного освещения проблемы. Важнейшей формой самостоятельной работы студентов является научная работа, которую, несомненно, надо начинать еще до курсового проектирования. Причем навыки научного поиска необходимы не только студентам-гуманитариям, но и студентам технических специальностей, так как основную часть любого исследования составляет поиск, анализ и обработка имеющейся по данной проблеме литературы.

В нашем университете для оценки знаний студентов систематически проводятся контрольные проверки успеваемости, формы которой могут быть различными. При аттестации оценивается весь спектр учебы студента за отчетный период (обычно, межаттестационный период составляет 1-2 месяца, или 2-4 семинарских занятия). Итоговой формой контроля знаний по данной дисциплине является зачет. Отметим, что в качестве поощрения активных студентов, преподаватель может использовать такие формы как «автомат» (т.е. зачет по итогам работы в течение семестра) и «полуавтомат» (т.е. зачет при выполнении 50% необходимых требований, либо зачет по реферату).
Успехов Вам в познании увлекательной истории нашего многонационального региона!

СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ТЕМА № 1

«ЕВРОПЕЙСКИЙ ЮГ РОССИИ ОТ ПЕРВЫХ СТОЯНОК ЧЕЛОВЕКА ДО «ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ»

  1. Археологические культуры в азово-донских степях.

  2. Этнокультурная и политическая ситуация в регионе до Великого переселения народов: скифо-сарматский период, готы, гунны, аланы и др..

Литература

  1. Алексеева В.П. Происхождение народов Кавказа. М., 1967.

  2. Артамонов М.И. Киммерийцы и скифы. Л., 1974.

  3. Бойко А.Л. В поисках древнего Танаиса. Ростов н/Д, 2002.

  4. Бойко А.Л., Гуркин С.В. Поясной набор хазарского времени из кургана-поминальника № 7 группы «Кугейская Падь – III» («Малеванные курганы»). // Из истории народов Северного Кавказа. Вып. 5. Ставрополь, 2002.

  5. Граков Б.Н. Скифы. Т.1. М., 1971.

  6. Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. М., 1993.

  7. Дон и Северный Кавказ в древности и средние века. Ростов н/Д., 1990.

  8. Ильюков Л.С. Очерки древней истории донского края. Ростов н/Д., 2004.

  9. Казакова Л.М. Танаис. Ростов н/Д., 1968.

  10. Копылов В.П. Погребальные сооружения Елизаветовского городища на дону. // Из истории народов Северного Кавказа. Вып. 5. Ставрополь, 2002.

  11. Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М., 1960.

  12. Максименко В.Е. Обряд «обезвреживания покойника» в погребениях могильника нижнедонские «Частые курганы» // Из истории народов Северного Кавказа. Вып. 5. Ставрополь, 2002.

  13. Максименко В.Е. Савроматы и сарматы на Нижнем Дону. Ростов н/Д., 1983.

  14. Рыбаков Б.А. Геродотова Скифия. М., 1977.

  15. Смирнов К.Ф. Савроматы. М., 1964.

  16. Соколов Г.И. Античное Причерноморье. Л., 1972.

  17. Торговля и мореплавание в бассейне Черного моря в древности и средние века. Ростов н/Д., 1988.

  18. Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании (IV в. до н.э. – III в. н.э.). Баку, 1985.

  19. Формозов А.А. Каменный век и энеолит Прикубанья. М., 1965.

  20. Шеллов Д.Б. Танаис и Нижний Дон в III – I вв. до н.э. М., 1972.

  21. Шеллов Д.Б. Танаис и Нижний Дон в первые века нашей эры. М., 1972.

  22. Шелов Д.Б. Северное Причерноморье 2000 лет назад. – М., 1975.


ТЕМА № 2

«ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ РЕГИОН В ПЕРИОД РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (IV-XII ВВ.)»

  1. Раннее средневековье на Дону.

  2. Хазарский каганат и походы первых киевских князей.

  3. Появление славян на Дону и Северном Кавказе (Саркел и Тмутаракань) – доклад.

  4. Печенеги и половцы на Дону: взаимоотношения с Русью.

Литература

  1. Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962.

  2. Бубенок О.Б. Ясы и бродники в степях Восточной Европы (VI – начало XIII вв.). – Киев, 1997.

  3. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа IV– X вв. Л., 1979.

  4. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа X – XIII вв. СПб., 1994.

  5. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989.

  6. Гумилев Л.Н. Хунны в Азии и Европе // Вопросы истории. 1989. № 6-7.

  7. Дон и Северный Кавказ в древности и средние века. Ростов н/Д., 1990.

  8. Ефименко П.П., Третьяков П.Н. Древнерусские поселения на Дону. // Материалы и исследования по археологии СССР. № 8. М.-Л., 1948.

  9. Ильюков Л.С. Очерки древней истории донского края. Ростов н/Д., 2004.

  10. Кияшко В., Косяненко В., Максименко В. Легенда и быль донских курганов. Ростов н/Д., 1972.

  11. Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М., 1960.

  12. Кузнецов В.А. Алания X – XIII вв. Орджоникедзе, 1971.

  13. Новосельцева А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990.

  14. Плетнева С.А. Кочевники Средневековья. М., 1982.

  15. Плетнева С.А. Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях // Материалы и исследования по археологии СССР. 1958. № 62.

  16. Плетнева С.А. Половцы. М., 1990.

  17. Плетнева С.А. Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981.

  18. Плетнева С.А. Хазары. М., 1986.

  19. Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании (IV в. до н.э. – VII в. н.э.). М., 1959.


ТЕМА № 3

«ЗОЛОТООРДЫНСКИЙ ПЕРИОД В ИСТОРИИ ЮЖНО-РОСИЙСКОГО РЕГИОНА»

  1. Монголо-татарское нашествие на Кавказ и русские земли. Битва на р.Калке.

  2. Золотая Орда – государство кочевников.

  3. Влияние монгольского нашествия на этносоциальное и культурное развитие кавказских народов.

Литература

  1. Буганов В.И. Золотая Орда / Большая Советская энциклопедия. Т.9. – М., 1972. С. 561-562.

  2. Гордеев А.А. История казаков. Часть 1. Золотая Орда и зарождение казачества. М., 1991.

  3. Ильюков Л.С. Очерки древней истории донского края. Ростов н/Д., 2004.

  4. Кация Р.Н. Итальянские колонии на Черноморском побережье Кавказа и их взаимоотношения с местными народами (конец XIII – XV вв.). М., 1985.

  5. Коновалов АЛ. Золотоордынский поход 1341 г. на Византию: фантазия или реальность? // Из истории народов Северного Кавказа. Вып. 5. Ставрополь, 2002.

  6. Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960.

  7. Северное Причерноморье и Поволжье во взаимоотношениях Востока и Запада в XII - XVI веках. Ростов н/Д., 1989.

  8. Скрипов А.Н. На просторах Дикого поля. Ростов н/Д., 1973.

  9. Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М., 1966.


ТЕМА № 4

«ВОЗНИКНОВЕНИЕ КАЗАЧЬИХ СООБЩЕСТВ НА ДОНУ И ТЕРЕКЕ»

  1. Версии происхождения донского казачества. Современные исследователи о возникновении казачества на Дону.

  2. Утверждение казачества на Дону.

  3. Ермак и присоединение Сибири: правда и вымысел – доклад.

  4. Терское казачье войско.

  5. Ранние казачьи городки на Дону, и Тереке.

Литература

    1. Безотосный В. Вольное племя. //Родина. 1993. № 7.

    2. Гордеев А.А. История казаков. Часть 1. Золотая Орда и зарождение казачества. М., 1991.

    3. Греков И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды. М., 1975.

    4. Ильюков Л.С. Очерки древней истории донского края. Ростов н/Д., 2004.

    5. Заседателева Л.Б. Терские казаки (середина XVI – начало XX вв.): Историко-этнографические очерки. М., 1974.

    6. Крайсветный М.И. Элементы культуры северокавказских народов в культуре донского казачества. // Российское казачество: вопросы истории и современные трансформации: Духовная культура донского казачества: прошлое и современность. Ростов н/Д., 2005. С.52-56.

    7. Мининков Н.А. Донское казачество в эпоху позднего средневековья (до 1671 г.). Ростов н/Д., 1998.

    8. Мининков Н.А. Донское казачество на заре своей истории. Ростов н/Д., 1992.

    9. Савельев Е.П. Древняя история казачества. Ростов н/Д., 1990.

    10. Скрынников Р.Г. Сибирская экспедиция Ермака. Новосибирск, 1982.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Планы семинарских занятий обсуждены и рекомендованы к публикации на заседании кафедры теории государства и права и отечественной истории. Протокол №6 от «8» iconПланы семинарских занятий архангельск 2008 Рассмотрены и рекомендованы...
Север в истории России: планы семинарских занятий и тематика рефератов / сост. В. П. Илатовский. – Архангельск: Изд-во агту, 2008....

Планы семинарских занятий обсуждены и рекомендованы к публикации на заседании кафедры теории государства и права и отечественной истории. Протокол №6 от «8» iconПрограмма государственного итогового экзамена по дисциплине «Теория государства и права»
Программа одобрена на заседании кафедры теории и истории государства и права и рекомендована к изданию Учебно-методическим советом...

Планы семинарских занятий обсуждены и рекомендованы к публикации на заседании кафедры теории государства и права и отечественной истории. Протокол №6 от «8» iconУчебное издание Учебные программы и методические материалы кафедры...
Учебные программы и методические материалы кафедры теории и истории государства и права : учеб метод пособие / сост.: А. Р. Еремин,...

Планы семинарских занятий обсуждены и рекомендованы к публикации на заседании кафедры теории государства и права и отечественной истории. Протокол №6 от «8» iconУчебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры...
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры отечественной истории (Протокол №1, от «30» августа 2011 г.),...

Планы семинарских занятий обсуждены и рекомендованы к публикации на заседании кафедры теории государства и права и отечественной истории. Протокол №6 от «8» iconПланы семинарских занятий Архангельск 2006 Федеральное агентство...
Рассмотрены и рекомендованы к изданию кафедрой истории и политологии агту 27 октября 2006 г

Планы семинарских занятий обсуждены и рекомендованы к публикации на заседании кафедры теории государства и права и отечественной истории. Протокол №6 от «8» iconРоссийской федерации московский университет
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры истории государства и права Московского университета мвд россии 26 апреля 2012 г., протокол...

Планы семинарских занятий обсуждены и рекомендованы к публикации на заседании кафедры теории государства и права и отечественной истории. Протокол №6 от «8» iconПланы семинарских занятий по Истории государства и права зарубежных...
Б)- официальная цель создания Законов (Преамбула и заключение в Законах Хаммурапи)

Планы семинарских занятий обсуждены и рекомендованы к публикации на заседании кафедры теории государства и права и отечественной истории. Протокол №6 от «8» icon«история права и государства зарубежных стран»
Одобрена на заседании кафедры теории права и сравнительного правоведения ниу вшэ

Планы семинарских занятий обсуждены и рекомендованы к публикации на заседании кафедры теории государства и права и отечественной истории. Протокол №6 от «8» iconПланы семинарских занятий по административному праву тема Предмет...
Составитель: к ю н., доцент кафедры конституционного права и прав человека Гадыльшина З. И

Планы семинарских занятий обсуждены и рекомендованы к публикации на заседании кафедры теории государства и права и отечественной истории. Протокол №6 от «8» iconПрограмма курса. Методические материалы для студентов дневного и вечернего отделений. Москва
Предмет теории государства и права. Место теории государства и права в системе общественных наук. Место теории государства и права...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную