Скачать 324.87 Kb.
|
О преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях в 2012/2013 учебном году Переход на стабильный путь развития общества и государства невозможен без изменения сложившегося мировоззрения каждого человека. Важнейшим направлением этого процесса является формирование культуры безопасности жизнедеятельности, которая должна формироваться с раннего детства и совершенствоваться на протяжении всей жизни. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности должно предусматривать взаимосвязанное решение следующих задач: 1. Воспитание мотивации к безопасному поведению. 2. Формирование системы знаний, умений и навыков безопасного поведения и убежденности в их истинности. 3. Воспитание характера, личностных качеств, способствующих предупреждению и преодолению опасных ситуаций. 4. Психологическая подготовка к безопасному поведению. 5. Обеспечение физической подготовки к действиям в экстремальных условиях. Таким образом, основная задача предмета «ОБЖ» – это формирование культуры безопасности личности современного типа. Начальное общее образование В настоящее время систематическое получение знаний по основным вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности начинается лишь в основной школе. Это связано с тем, что базисный учебный план начальной школы не предполагает специализированных учебных дисциплин, выходящих за рамки основных дисциплин начальной школы. 1. Обязательное минимальное содержание основ безопасности жизнедеятельности включено в содержание образовательного компонента «Окружающий мир» и раскрывает основные вопросы предмета «ОБЖ» (Письмо Минобразования России от 25 марта 1999 г. № 389/11-12). В «Пояснительной записке к федеральному базисному учебному плану» (2004) говорится: «Учебный предмет «Окружающий мир» (человек, природа, общество)» изучается с 1 класса по 2 часа в неделю». Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности». 2. Для обеспечения преемственности в процессе получения знаний, непрерывности обучения основным вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, необходимо введение в начальной школе курса «ОБЖ» в объеме 1 часа в неделю за счет регионального компонента вариативной части Базисного учебного плана. 3. Изучение вопросов безопасности жизнедеятельности в начальной школе (2 – 4 классы) должно быть организовано в соответствии с действующей программой «Основы безопасности жизнедеятельности 1-4 классы». Автор программы – Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова, А. Т. Смирнов, М. В. Маслов (программы общеобразовательных учреждений ОБЖ под общей редакцией А. Т. Смирнова - М.: «Просвещение» 2007 г. Программа обеспечена учебными пособиями, рабочими тетрадями (авторы Л. П. Анастасова и др.), методическим пособием (автор В. Я. Сюньков), игрой «Азбука пешехода» (под общей редакцией А. Т. Смирнова). 4. При составлении планирования по предмету «ОБЖ» в 2 – 4 классах рекомендуется вывести из курса «Окружающий мир» дублирующие вопросы по основам безопасности жизнедеятельности и наиболее полно и целенаправленно изучить их в специальном непрерывном курсе «ОБЖ». Рекомендуется включить следующие темы: - Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения (2-4 класс) - Хронические неинфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни (3-4 класс) - Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых (2-4 класс) - Основы личной гигиены (2-4 класс) - Первая помощь при отравлении пищевыми продуктами (3-4 класс) - Пути укрепления здоровья (3-4 класс) - Правила дорожного движения (2 класс) Рекомендуется изучение дополнительного материала в форме проектной деятельности, что поможет в формировании и развитии как логических, так и практических умений учащихся. Включение дополнительных знаний расширяет интегративные возможности базового курса, помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности учащихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде. Кроме того, включение дополнительного материала в состав основного курса способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни. Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определенных понятий основного курса, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитием самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях. Последовательность изучения тем дополнительного материала по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» определяется содержанием тем основного курса. В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека. Программой предусмотрены обязательные практические занятия: • работа с дидактическим материалом (в игровой форме); • изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы). Главными задачами обучения в начальной школе являются развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни. Основное общее образование В 5-9 классах учебный предмет ОБЖ изучается за счет часов регионального компонента (в 8 классе – федерального) в объеме одного часа в неделю в каждом классе. В основной школе рекомендуется использовать в учебном процессе следующие образовательные программы: 1. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений/ А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. В. Маслов /Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы/под общей редакцией А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2010. 2. Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений/ В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский - М.: Дрофа, 2010г. В основной школе представлены две основные линии учебно-методических комплектов (УМК), включённых в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 уч.г.: 1. Линия учебно-методических комплектов под редакцией А. Т. Смирнова (Изд-во «Просвещение») представлена следующими учебниками:
|
![]() | Важнейшим направлением этого процесса является формирование культуры безопасности жизнедеятельности, которая должна формироваться... | ![]() | Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов |
![]() | «Национальная программа поддержки и развития чтения в России». Программа рассчитана с 2007 до 2020 года, включает три этапа реализации:... | ![]() | ... |
![]() | ... | ![]() | «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... |
![]() | «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... | ![]() | «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М.... |
![]() | Ульяновск: инфофонд, 2006., Инструктивно-методического письма департамента Белгородской области Белиро «О преподавании предмета «Православная... | ![]() | Фгос нового поколения, является формирование российской идентичности у подрастающих поколений: этнокультурной, региональной гражданской,... |