Художественная культура XVIII века






Скачать 86.19 Kb.
НазваниеХудожественная культура XVIII века
Дата публикации24.03.2015
Размер86.19 Kb.
ТипУрок
l.120-bal.ru > Культура > Урок
Тема урока:

Художественная культура XVIII века

Задачи урока:

1. Познакомить с такими направлениями в культуре XVIII века, как барокко и классицизм; с творчеством архитекторов В. Растрелли, В. Баженова и М. Казакова, художников Левицкого, Аргунова, Боровиковского, скульпторов – Шубина и Фальконе, Козловского.

2. Показать те изменения, которые произошли в культуре XVIII века.
Основные понятия: культура, барокко, классицизм, сентиментализм.



План урока:

  1. Особенности развития художественной культуры.

  2. Архитектура.

  3. Скульптура.

  4. Живопись.


Ход урока

Религиозное искусство и фольклор – эти две составляющие вплоть до конца 17 века определяли характер русской культуры. Реформы Петра 1, ориентированные на европейские стандарты жизни, значительно изменили ее облик. Храмовое строительство и иконопись, душеспасительно духовное чтение и народные праздники и увеселения были изрядно потеснены бурным развитием светской литературы, живописи, музыки, театра. Однако с самого начала иностранные образцы претерпели на русской почве серьезные изменения. Так возник неповторимый облик русского искусства.

Развитие художественной культуры в Западной Европе эпохи Просвещения.

С развитием буржуазных отношений в Западной Европе появляются произведения, идеалом которого становится предприимчивый человек – буржуа. Период культуры характеризуется отходом от барокко и зарождением классицизма. Появляются произведения революционной тематики.

Своеобразием отечественной культуры 18 века стал сплав «европеизма» и национального своеобразия. Весь 18 век можно условно разделить на 2 периода: барокко и классицизм. На развитие худ. культуры России повлияли идеи Просвещения, которые привнесли стремление к возвышенным героям и нравственным идолам, свободомыслию.

В начале 18 века Россия заимствовала из Европы барокко. Но если в странах Запада этот стиль отразил крушение идеалов Возрождения, то в России, не знавшей Ренессанса, барокко «формализуется», эстетизируется, находя воплощение прежде всего в дворцовой архитектуре. Значительно более органичным для русского национального сознания 18 в. оказался классицизм. Требование поставить на первое место «общую пользу», гражданственные идеалы долга, разума, честного служения отечеству как нельзя лучше соответствовали преобразованиям в экономической, политической и идеологической жизни, происшедшим в России на рубеже 17-18 вв.

Архитектура.

Как уже отмечалось выше, культура России XVIII столетия была представлена 2 стилями - барокко и классицизмом, которые наиболее ярко проявились в архитектуре.

Барокко - художественный стиль, появившийся в Европе в результате эволюции Возрождения.

Целью нового стиля было поразить, потрясти зрителей, поэтому театральность, наличие неожиданных эффектов стали его неотъемлемыми чертами. Главными стилевыми признаками считались сопряжение неожиданного, сопоставление контрастного. Напряжение, грациозность, повышенная эмоциональность, замысловатые композиции форм и декора, преобладание криволинейных очертаний были присущи произведениям всех видов искусства. В архитектуре распространяются выпуклые и вогнутые фасады, декоративность.

Классицизм XVII - XVIII веков существовал рядом с барокко и рококо. Он явился своего рода "новым кругом" увлечения античностью после эпохи Возрождения. Архитектурные принципы классицизма: горизонталь преобладает над вертикалью, композиционно подчеркивается ось симметрии, строгое соблюдение правил модульной архитектуры эпохи Возрождения, ордерный лепной декор, играющий декоративную роль, связь здания с прилегающим парком.

Величайшими отечественными зодчими II половины XVIII века и ведущими мастерами русского классицизма были М. Ф. Казаков и В. И. Баженов.

Важнейший период творчества В.И. Баженова (1737-1799) связан с Москвой. Здесь он создает самые значительные свои произведения: проект Кремлевского дворца, Декоративный комплекс увеселительных строений на Ходынском поле, Дом И. И. Ушакова, Дворцово-парковый ансамбль в Царицыно под Москвой.

Самой крупной постройкой Бажова является дом П.Е. Пашкова (1784-1786), ныне старое здание Государственной библиотеки СССР имени Ленина. Сооружение расположено над откосом крупного холма, спускающегося к Моховой улице, главный фасад обращен к Кремлю и Москве-реке. Зодчий предопределял роль здания в облике прилегающего городского района. На склоне холма был разбит сад, отделенный от улицы оградой, центральный корпус, объединенный с боковыми флигелями низкими, одноэтажными переходами, подчеркнут не только размерами и силуэтом, но и обработкой. Его коринфский портик, поднятый на уровень второго этажа, противопоставлен ионическим колоннадам боковых флигелей, начинающимся почти с земли. Центральный трехэтажный корпус увенчан круглой надстройкой - бельведером со скульптурной композицией наверху.

Скульптура.

В XVIII веке неизмеримо разностороннее стала деятельность скульпторов, свободнее выражавших новые, светские идеалы общества. Прежде всего начинает развиваться монументально - декоративная пластика, тесно связанная с архитектурой и продолжающая старые традиции. Особенности декоративной пластики ярче всего проявились в украшениях Петергофского дворца. В Петровскую эпоху возникают и первые монументальные памятники. Собственно, первым мастером скульптуры в России был Б. Растрелли. Он с сыном приехал из Франции в 1746 году по приглашению Петра I и нашел в России свою новую родину так как получил большие возможности для творчества. Самое лучшее, что он сделал, - это скульптурный портрет Петра I и статуя императрицы Анны Иоанновны арапчонком. Бронзовый бюст Петра увековечил лик яростного реформатора. Огромная взрывная энергия заложена в неукротимом облике. Статуя Анны тоже по-барочному эффектна, ее облик тоже устрашает, но устрашает по-другому: нарядный многопудовый идол с отталкивающим лицом старой женщины, которая важно движется не видя кругом себя ничего. Редкий пример разоблачительного парадного портрета.

Во второй половине XVIII века скульптура достигает больших успехов. Развиваются все виды ее и жанры. Русские скульпторы создают и монументальные памятники, и портреты, и садово-парковую пластику, работают над украшением многочисленных архитектурных сооружений.

Первым русским скульптором, выступившим после Б. Растрелли, был М. Павлов. Павлову принадлежат барельефы 1778 года в интерьере Кунсткамеры.

Выдающимся событием в общественной и культурной жизни России стало открытие в 1782 году памятника Петру I, так называемый «Медный всадник». В отличии от Б. Растрелли Э. Фальконе изваял гораздо более глубокий по содержанию образ Петра, показав его законодателем и преобразователем государства. Скульптор передал неудержимо-стремительное движение всадника, огромную и властную силу его утверждающего жеста правой руки. Памятник метафорически-емко выразил политический смысл деятельности Петра, прорубившего для России «окно в Европу». Русская Академия художеств выпустила из своих стен немало талантливых русских скульпторов - Ф. Шубин, Ф. Гордеев, М. Козловский, И. Щедрин.

Ф. Шубин родился на севере в семье холмогорских крестьян. В детстве познакомился с резьбой по кости, тогда и зародилась его любовь к искусству. Творчество Шубина - преимущественно портретиста - развивалось, оставаясь необыкновенно цельным и единым. Он знал пластику барокко, но выше всего для него было античное искусство. Он творчески воспринял это наследие, оставаясь самобытным художником. Шубин мастерски исполнил бюст князя А. Голицина. За бюст Голицина Екатерина II наградила скульптора золотой табакеркой. Русская знать считала за честь портретироваться у Шубина. Шубин вписал блестящую страницу в историю русской скульптуры. М. Козловский тридцати лет поступил в Академию художеств. Здесь он выделился своим дарованием не только в скульптуре, но и в рисовании. За рельеф «Князь Изяслав Мстиславович на поле брани» он был удостоен Большой золотой медали и послан пенсионером в Италию. В 1801 году Козловский исполнил свою знаменитую статую «Самсон разрывающий пасть льва». Этот образ библейского героя воспринимался как памятник неувядаемой славе русских в их борьбе за свою независимость и свободу. В конце своей жизни Козловский ярче всего проявил себя в памятнике А. Суворову. Порывистость движения, энергичный поворот головы в античном шлеме - все подчеркивает героический характер образа великого полководца. Последние произведения Козловского завершают поиски русских скульпторов XVIII века. Героический характер пластических образов, стремление к благородству и уравновешенности как бы предвосхищают особенности русского искусства первой четверти XIX века.

Живопись.

До начала XVIII века в русской живописи развивались преимущественно иконописные традиции. Однако в XVIII веке живопись постепенно стала приобретать европейские черты: художники осваивали линейную перспективу, стремясь правильно изображать объем предмета с помощью светотени, изучали анатомию. Распространялась техника живописи маслом, возникали новые жанры. Особое место в русской живописи занял портрет.

Портретное искусство второй половины XVIII века достигает подлинного расцвета. В это время творят крупнейшие живописцы Ф. Рокотов, Д. Левицкий и В. Боровиковский, создавшие блестящую галерею портретов современников, произведения, полные глубокой мысли, воспевающие красоту и благородство стремлений человека. Эти портреты не только донесли до нас образы многих замечательных людей, но и явились свидетельством высокого артистизма русских художников, их оригинальности, а также зрелости живописно-пластической культуры. Художники умели воссоздавать реальный образ с помощью различных живописных средств: изысканных цветовых оттенков, дополнительных цветов и рефлексов, богатейшей системой многослойного наложения красок.

В ряду крупнейших русских портретистов второй половины XVIII века наиболее своеобразным был Ф. Рокотов. Он уже молодым человеком получил широкую известность как умелый и оригинальный живописец. Его творческое наследие значительно. Рокотов уже в 1760 году ученик Академии художеств, а через три года - ее преподаватель и затем академик. Служба отвлекла художника от творчества, а официальные заказы тяготили. В 1765 году Рокотов покинул Академию художеств и переехал навсегда в Москву. Там начался новый, творческий очень плодотворный период его жизни. Он стал художником просвещенного дворянства в независимой, а порой и вольнодумной Москве, В его произведения отразилось характерное для того времени стремление лучшей, просвещенной части русского дворянства следовать высоким нравственным нормам. Художник любил изображать человека без парадного окружения, не позирующим. Люди в поздних портретах Рокотова становятся более привлекательными в своей интеллектуальности и одухотворенности. Обычно Рокотов использует мягкое освещение и все внимание сосредоточивает на лицах. Люди в его портретах почти всегда чуть-чуть улыбаются, нередко пристально, иногда загадочно глядят на зрителя. Их объединяет нечто общее, какая-то глубокая человечность и душевная теплота. По одухотворенности, живописности, общей изысканности многие портреты Рокотова имеют аналогию в портретной живописи лучших английских мастеров XVIII века. Когда

расцветало творчество Рокотова началась деятельность другого крупнейшего живописца - Дмитрия Левицкого, создавшего серию правдивых, глубоких по характеристике портретов. Он родился, вероятно, в Киеве и вначале учился изобразительному искусству у своего отца - известного украинского гравера. В 1770 году на выставке в Академии художеств Левицкий выступил с рядом портретов, представ сразу же зрелым и крупным мастером. За один из них - архитектора А. Кокоринова - он был удостоен звания академика. Художник еще опирается на традиции барочного портрета. Вскоре Левицким была создана знаменитая серия портретов смолянок - воспитанниц Смольного института. Выполненная по заказу императрицы Екатерины II она принесла ему подлинную славу. Художник изобразил каждую из воспитанниц этого привилегированного дворянского учебного заведения за любимым занятием, в характерной позе. Левицкий прекрасно передал очарование молодости, счастья юной жизни, разные характеры. Интимные портреты Левицкого эпохи расцвета его творчества, который приходится на 1770-1780-е годы, представляют вершину достижений художника. В Петербурге он написал посетившего русскую столицу французского философа Дени Дидро, нарочито изобразив его в домашнем халате и без парика. Исполнены грации, женственности в своих портретах М. Львова, пустой светской красавицей представляется Урсула Мнишек, расчетливая кокетливость присуща примадонне итальянской комической оперы певице А. Бернуцций. Левицкий по-разному относился к моделям своих портретов: к одним - с теплотой и сочувствием, к другим - как бы безразлично, третьих осуждал. Как и многие русские художники того времени, Левицкий получал за свои портреты намного меньше, чем заезжие иностранные живописцы. Он умер в тяжелой нужде глубоким стариком, до последних дней не оставляя кисти.

При объяснении данного раздела лучше всего использовать электронные учебные пособия, в которых полно представлена галерея картин художников 18 века с озвученными комментариями.

Итоги урока.

XVIII столетие – это развитие в России художественной культуры в стиле барокко и классицизма. Были сделаны значительные успехи в архитектуре, скульптуре и живописи. Россия обогатилась художественными произведениями Рокотова и Аргунова, Боровиковского и Антропова, архитектурными памятниками Растрелли, Баженова и Казакова, скульптурными творениями Фальконе и Шубина.

Домашнее задание к уроку 21

- Какие стили соседствуют в архитектуре XVIII века?

- Назовите отличительные черты этих архитектурных стилей.

- Назовите известные вам парковые ансамбли.

Домашнее задание к уроку 22

- Назовите мастеров скульптурного портрета XVIII века.

- Какие скульптурные памятники остались нам в наследство от Шубина, Фальконе, Козловского?


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Художественная культура XVIII века iconРабочая программа Учебного предмета «Мировая художественная культура»
Г. И. Даниловой к учебнику «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века». 10 класс, автор Г. И. Данилова

Художественная культура XVIII века iconРусская культура конца
Х век» ч. 1, М.; «Клио – Софт» 2001г., репродукции картин художников Серебряного века из цикла «Художественная культура», выставка...

Художественная культура XVIII века icon«Культура России во II половине XVIII века»
Цель: Познакомить учащихся с выдающимися памятниками изобразительного искусства второй половины XVIII века, дать представление о...

Художественная культура XVIII века iconПрограмма «Мировая художественная культура. 10-11 классы» является...
Программы «Мировая художественная культура. 10—11 классы» (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: мхк 6 – 11 кл. М.:...

Художественная культура XVIII века icon««Лёгкая» поэзия во Франции и России»
В двадцатых годах XVIII века в период кризиса абсолютизма во Франции появляется рококо — стиль, получивший развитие в европейских...

Художественная культура XVIII века iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура»
«Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения. 6—8 классы», изданной в 1994 г. (М.: Просвещение) и в...

Художественная культура XVIII века iconМировая художественная культура
«образцовый», «первоклассный» — отсюда произошло название художественного стиля XVII-XVIII вв. — классицизм, т е ориентированный...

Художественная культура XVIII века iconРабочая программа учебного курса «мировая художественная культура/музыка»
Возрождения. 6—8 классы», М.:, «Владос», 2001 г., В 5-7-х классах предмет «Мировая художественная культура» изучается интегрировано...

Художественная культура XVIII века iconРабочая программа учебного предмета «Мировая художественная культура»
Данная рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв.; Взгляд из России» для 10 класса разработана на основе...

Художественная культура XVIII века iconАвторская программа «Мировая художественная культура» (9-11 классы)...
Результатом десятилетней работы по предмету Мировая художественная культура стала авторская программа "Мировая художественная культура....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную