Урок Тема : «Души несломленный полет. Виктор астафьев: Жизнь и творчество»






Скачать 171.93 Kb.
НазваниеУрок Тема : «Души несломленный полет. Виктор астафьев: Жизнь и творчество»
Дата публикации25.03.2015
Размер171.93 Kb.
ТипУрок
l.120-bal.ru > Культура > Урок
Библиотечный урок

Тема: «Души несломленный полет. ВИКТОР АСТАФЬЕВ: Жизнь и творчество».

Место проведения: МОУ СОШ №4 г. Болотного Болотнинского района Новосибирской области (библиотека школы)

Класс: учащиеся 9-11 классов.

Библиотекарь: Забавко Вера Васильевна

Цель:

1.Знакомство учащихся с жизнью, творчеством, личностью писателя;

Задачи:

1.Содействовать осмыслению прочитанного;

2.Расширить литературный кругозор читателей;

3.Подготовка выпускников к ЕГЭ.

4.Формировать навык обобщать, делать вывод;

5.Воспитывать читательскую культуру;

6.Формировать чувство гуманного отношения к людям, природе;

7.Содействовать воспитанию человеческих и гражданских чувств;

8.Содействовать воспитанию чувства ответственности за мир, в котором ты живешь.

Планируемые результаты:

Развить читательский интерес к личности и произведениям В. Астафьева.

Методические приёмы: беседа, самоконтроль, рассказ, иллюстрация, разъяснение понятий, использование презентации.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Оформление урока: Слайдовая презентация, выставка книг В.П. Астафьева, Физическая карта СССР.

Оборудование урока:

Техническое обеспечение – Компьютер, проектор.

Литература:

1. Астафьев В. Если хватит сил. Независимая газета, 1999г, 30 апр.

2. Большакова А. Далекая и близкая сказка: Образ детства в творчестве Астафьева. Детская литература, 2000г., №4

3.Крук Н.В. Библиотечные уроки по чтению, ч. 2, М., 2010г.

4.Макаров А. Человек человеку. – М., 1971. С. 432.

  1. Меремкулов О. Перелистывая книги Астафьева. С. 115-121.

  2. Соловьева Ю.И. Рассказы В.П. Астафьева в школе. Начальная школа, 2004г, №7

  3. Тубельская Г.Н. Детские писатели России. М., 2007г.

  4. Тарковский М. Где-то рядом, в Овсянке. Первое сентября, 2004г.

  5. Ресурсы интернета.

ХОД УРОКА

Эпиграф: «Первостепенная задача писателя противостоять злу, утверждая добро» (В.Астафьев)

Организационный момент. Сообщение темы, целей:

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на библиотечном уроке мы поговорим с вами о жизни и творчестве сибирского писателя, прозаика, эссеиста, драматурга, нашего земляка В.П. Астафьева. В. П. Астафьев (1924 – 2001) ушел из жизни не так давно. (Слайд №1). Таких людей, как он, называют совестью нации. К. Азадовский сказал о нем: «Астафьев – писатель «умный сердцем». Мы познакомимся с выставкой произведений В.П. Астафьева, повторим жанры литературы, некоторые элементы структуры произведений. Группа активистов библиотеки из числа учащихся 10-11 классов подготовили сообщения, выучили стихи, которые представят вашему вниманию. Ваша задача в процессе занятия заполнить листок читателя (раздаются каждому обучающемуся). Это вам поможет впоследствии написать аннотацию, за которую учитель литературы поставит всем оценки.

Листок читателя.

Автор

Название книги

Год издания

Издатель

ство

Краткая аннотация

Основные понятия























































Знакомство с жизнью и творчеством писателя:

1 сообщение:

«Биография писателя», представляют ученица и ученик: (Слайд №2)

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 г. в деревне Овсянка, в окрестностях Красноярска, в большой крестьянской семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве. (Слайд №3). О своем рождении Виктор Петрович вспоминал так: « Но вот пришла пора и мне родиться. В доме гульба, дым коромыслом, и мама ушла рожать в баню. Дед Павел последнее время водился с городской знатью - парикмахерами, лавочниками, адвокатами.

Утром мама пришла в дом с узелком и показала деду его первого внука. Восторг, рев, звон бокалов, гости из города вызвались меня крестить и дали мне модное городское имя. Я был первым на всю деревню Виктором. Федек, Петек, Сережек, особенно Колек и Иванов дополна, а Виктор один. Вероятно, роды были тяжелые, попробуй легко родить такого типа, как я. Через несколько дней мама вышла из горницы больная, бледная и, естественно, спросила: окрестили ль парнишку и, если окрестили, кто крестные, где они и как их звать. Дед стушевался - имен крестных он не помнил, и тогда мама заплакала. Маму дед уважал и всю жизнь вспоминал с почтением и виновностью перед нею. Он пошел в церковь и как-то уломал попа окрестить меня снова под тем же многозвучным, модно-городским именем. Поп, скорее всего, пьяных всерьез за крестных не принял и в церковную книгу их не записал. Вторыми крестными у меня были сестра мамы Апраксинья Ильинична и юный брат отца Василий Павлович».

Библиотекарь:

- Что удивляет в этом воспоминании? (Отношение к ребенку. Безответственность взрослых, факт рождения ребенка – как что-то само собой разумеющееся). Впоследствии В.П. Астафьев напишет «Я давно уже был отвержен и забыт своими родственниками».

Ученица продолжает:

О матери своей, Лидии Ильиничне, писатель говорил: «Это была не боящаяся работы женщина, из большой семьи». Дед и отец Виктора Петровича очень любили гулять и плясать. Астафьев в своей автобиографии называет дом деда, в котором он родился, «пьяным домом». Все хозяйство держалось на двух женщинах: это жена деда и мать писателя. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Потылицина, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Её тело нашли лишь через несколько дней. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей — Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившем в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон». Выйдя из заключения, отец будущего писателя женился во второй раз. Решив податься за «северной дикой деньгой», Пётр Астафьев с женой и двумя сыновьями — Виктором и новорождённым Николаем — отправляется в Игарку, куда выслали раскулаченную семью его отца — Павла Астафьева. Летом следующего года отец Виктора заключил договор с игарским рыбзаводом и взял сына на промысловую рыбалку в местечко между посёлками Карасино и Полоем. После окончания путины, возвратившись в Игарку, Пётр Астафьев попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, однако, после серьёзного инцидента в школе, получил направление в детский дом.

2 ученик продолжает: (Слайд №4)

И все детство Витя Астафьев провел в детском доме. Прекрасных людей он знавал немало, но не из родни: первым - после мамы, бабушки и деда - был Василий Иванович Соколов, воспитатель в детдоме. Василий Иванович частенько твердил ему о его «природных данных», о «несомненной литературной одаренности», и от этих слов он впадал то в лихую, дурашливую веселость, то в смущение, однако потихоньку начал сочинять стишки, участвовал в школьном рукописном журнале и напропалую врал ребятишкам, пересказывая прочитанные книги. Витя любил читать без разбора и передыха все, что попадало в руки, дрался из-за книг, даже воровал их, не считая это большим грехом. Замечательный человек, встретившийся ему в начале жизненного пути, был Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт. Он преподавал Виктору русский язык и литературу. Время шло.

И вот наступил 1941 год. Воскресным утром 22 июня 1941 года Германские войска на всем протяжении западной границы СССР начали вторжение на советскую территорию. (Показ по карте). Тысячи немецких орудий открыли ураганный огонь по приграничным частям Красной Армии. Фашистская авиация обрушила мощные бомбовые удары по аэродромам, железнодорожным узлам, военно-морским базам и мирным городам.

(3 ученик выразительно)

Июнь. Рассвет. Река изломом.

Туман над лесом. Тишина.

Снаряд. Разрыв. И с неба громом:

«Сегодня началась война…»

Нельзя сказать: «Ее не ждали…»

«В нее не верили…» - точней

С Москвы на дачи выезжали,

В реке ловили окуней…

Толпа растерянно стояла,

Галдели громко пацаны,

Будил всех голос Левитана:

«Без объявления войны…»

Мне скажет кто-то – все не ново,

Давно не та уже страна…

Но в памяти живут три слова:

«Сегодня началась война…»

2ученик продолжает сообщением «Жизнь В.П. Астафьева в военные и послевоенные годы»: (Слайд №5)

В 1942 году В.П. Астафьев ушёл добровольцем на фронт. Военному делу обучался в школе пехоты в г. Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, артразведчиком, связистом. До конца войны Виктор Астафьев оставался простым солдатом. Фронтовая биография солдата Астафьева отмечена орденом Красной Звезды, медалями "За отвагу", "За победу над Германией" и "За освобождение Польши". Несколько раз он был тяжело ранен. (Слайд № 6, 7). В госпитале встретил Марию Семеновну Корякину, которая стала верной и надежной спутницей всей его неспокойной, яркой жизни. После демобилизации в 1945 году уехал на Урал, в город Чусовой. В этом же году Астафьев женился на Марии Семеновне Корякиной. У них было трое детей: дочери Лидия (родилась и умерла в 1947 году) и Ирина (1947—1987) и сын Андрей (род. в 1950 году). В Чусовом Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком.

В 1951 году состоялся дебют В.П. Астафьева как писателя. В газете «Чусовской рабочий» опубликован первый рассказ Астафьева «Гражданский человек». С 1951 года он работал в редакции этой газеты, писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга «До будущей весны» вышла в Молотове в 1953 году.

Библиотекарь:

- Ребята, давайте вспомним, что такое рассказ и дадим его определение.

Библиотечный компонент:

Жанры литературы

Малые литературные формы

Рассказ - небольшое по числу событий, персонажей и объему текста прозаическое произведение.

Авторский замысел – главное, что хотел сказать автор, в чем хотел убедить.

Важнейшие темы творчества Астафьева — антисоветская, военная и деревенская. Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро». Судьба рассказа очень любопытна. Учитель И.Д. Рождественский предложил написать сочинение на тему «Как прошло лето». В.Астафьев летом заблудился в тайге, и свои приключения описал в сочинении. Сочинение мальчика было напечатано в журнале под заголовком «Жив». Много лет спустя автор вспомнил о нем, и так получился рассказ «Васюткино озеро», которым открывается сборник рассказов «Конь с розовой гривой»

Астафьев начинал свою деятельность как детский писатель. Он писал об этом так: «Для детей я всегда пишу со светлой радостью и постараюсь всю жизнь не лишать себя этой радости». (Слайд №8)
Астафьевские рассказы о детстве выходят за рамки личных воспоминаний, и значение их не столько в самом материале, сколько в эмоционально-нравственном заряде, способном разбудить в читателе самые светлые чувства. Большинство рассказов, написанных им для детей, вошло в сборник «Конь с розовой гривой». Один из критиков сказал, что главное в рассказах Астафьева – «размышление о нашей жизни, о назначении человека на земле и в обществе, о народном русском характере». Все рассказы В.Астафьева, вошедшие в этот сборник («Монах в новых штанах», «Запах сена», «Фотография, на которой меня нет», «Осенние грусти и радости», «Гуси в полынье» и мн.др.) пропитаны неодолимой силой добра, причем оно само рыхлит для себя почву. По сути рассказы В. Астафьева – это негромкая, но уверенно и сильно звучащая песнь о могуществе человеческого душевного единения, любви, верности – тех чувств, проявлениями которых прекрасна и бессмертна жизнь.
Рассказы о детстве, которые писались в течение долгих 20 лет, составили целостную книгу «Последний поклон». Автор назвал этот литературный труд «лучшей книжкой», «сокровенной» книгой, так как «очень много вложил в книгу самого себя». Представляя юным читателям книгу «Последний поклон», В.Астафьев утверждал: «Ни над одной из своих книг я не работал с такой упоительной радостью, с таким явственно ощутимым удовольствием, как над «Последним поклоном» - книгой о своем детстве.
Главная тема «Последнего поклона» - тема взросления молодого человека, становление личности главного героя.
Центральный образ книги – это образ бабушки, Катерины Петровны. Он сродни той некрасовской русской женщине – крестьянке, к которой «грязь обстановки убогой… словно не липнет». Ей, труженице, кормилице, хранительнице семьи, защитнице детства, в первую очередь бьет благодарный земной поклон автор книги. Через всю книгу проходит любовью согретый и любовью одаривающий образ бабушки. Никто не выбирает своего детства, родителей, родни, соседей. Но уроки в жизни каждый извлекает свои. Быть может, самый важный урок, усвоенный Витькой в бабушкином доме, – умение ценить человека не по дурному, а по лучшему в нем. Поэтому, маленький человек, уже, столько бед перенесший в жизни, не сломился впоследствии, не запятнал своей биографии не единым пятнышком во взрослой жизни.
Библиотекарь:

В своих произведениях Виктор Петрович не мог не отобразить тему войны.

- Какие произведения о войне в то время приветствовались государством?

(произведения, в которых ничего не говорилось о войне как о трагедии)

- особенность Виктора Астафьева как писателя в том, что ВОВ в его произведениях предстает как трагедия. Какие произведения о войне В.П. Астафьева вы читали, о каких слышали? (Ответы детей)

Повторение жанров литературы и структурных элементов произведения:



Библиотечный компонент:

Жанры литературы


Повесть – это прозаическое произведение, отличающееся от рассказа большим числом событий и объемом текста, более глубоким анализом событий.

Биографическая повесть – художественное произведение о жизни какого - либо человека.

Библиотечный компонент:

Жанры литературы

Структурный элемент произведения

Роман – Большое по объему сочинение в прозе, содержащее полный округленный рассказ вымышленного или украшенного вымыслами случая, события.

Пьеса - (от фран. – часть), общее название для драматических произведений: комедии, драмы, водевиля и др.

Предисловие – Элемент аппарата книги. В предисловии отражаются цель и особенности данного издания, характеристика проблем, освещаемых в нем и т.п. Различают предисловия: «От издательства», «От редактора», «От автора». Предисловие помещают обычно после титульного листа.


В повести Пастух и пастушка (1971) рассказывается о безысходной любви двух молодых людей, на краткий миг сведенных и навеки разлученных войной. Это произведение одно из немногих, которые воссоздают всю правду о войне. Это было первое крупное произведение Астафьева о войне. По мнению исследователей, здесь В.П. Астафьев описывает Корсунь-Шевченковскую операцию 1944 года, одну из выдающихся в истории ВОВ. Об авторском замысле «Пастуха и пастушки» сам Астафьев писал так: «Мне хотелось несколько упредить время и сказать, что наступят дни, не могут не наступить, когда образование, культура приведут, не могут не привести человека в противоречие с той действительностью, когда люди убивают людей».

В пьесе «Прости меня» (1980), действие которой происходит в военном лазарете, Астафьев также пишет о любви и смерти. Еще более жестко, чем в произведениях 1970-х, показано лицо войны в повести «Так хочется жить» (1995) и в романе «Прокляты и убиты» (1995). (Слайд № 9). В своих интервью прозаик неоднократно подчеркивал, что не считает возможным писать о войне, руководствуясь показным патриотизмом. Эти произведения - «окопная правда», встреченная в штыки официальной критикой и литературным начальством. Сам автор говорил так о своих военных произведениях: «О войне и «про войну» я написал очень мало. О войне писать трудно… Память войны! Счастлив, кто не знает ее, и я хотел бы пожелать всем добрым людям: и не знать ее никогда, не ведать. Не носить раскаленные угли в сердце, сжигающие здоровье, сон, нормальные отношения с людьми и окружающим миром». В предисловии к книге «Военные страницы», автор пишет: « Собранные здесь повести и рассказы – разрозненные страницы войны – я считаю заявкой на «главную» книгу о войне, подступом к работе, неотмолимой и неизбежной, ибо, повторяю: за меня «мою войну» никто не напишет, за нас, людей, никто не остановит страшную надвигающуюся грозу»
Вскоре после публикации романа «Прокляты и убиты» Астафьев был награжден премией «Триумф», ежегодно присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве.

4 ученик: «Взаимоотношения человека и природы в творчестве В.П. Астафьева»

Особое место в творчестве В.П. Астафьева занимает тема «Человек и природа».

Виктор Петрович не жил постоянно на своей исторической родине. Только в 1980 году он возвращается с семьей в родную Овсянку.

«Дома мне сделалось спокойней», - пишет Астафьев, - и я принялся жадно работать в своем домике в родном селе.

Овсянка (Показ по карте примерного мести расположения), (Слайды №10, 11, 12).

Овсянка - старинное сибирское село, основанное более 300 лет назад. Предназначением поселения было охранять город от набегов кочевников на подступах. Современная история села неразрывно связана с именем В.П. Астафьева, который жил и творил здесь. Полюбоваться сибирской природой, посетить малую родину знаменитого писателя приезжает множество людей, в том числе из-за рубежа. Это живописные и пропитанные историей места. Неподалеку от поселка находится "Смотровая площадка", откуда открывается невероятно красивый пейзаж: скалистые берега могучего Енисея, откуда деревни Слизнево и Овсянка видны как на ладони, а в другой стороне, вдалеке, в дымке - Красноярск. Овсянка распложена вдоль Енисея, из поселка открывается прекрасный вид на противоположный берег реки.

Мы еще раз убедились, как красив и богат сибирский край! Он очень разный на севере и на юге, вблизи Енисея и в глубокой тайге. Есть стройные сосны, ласковые берёзы, гордые кедры. Есть поляны в цвету, прозрачные реки, неприступные скалы. Есть неоглядные дали и есть близкие, родные места, где стоит твой дом. Но ведь и весь край – это наш общий любимый дом, только очень большой. Такой большой, что даже зима и лето наступают в нём в разное время.

5 ученик (выразительно)

Деревья в снежном одеянье
Вокруг, куда не бросишь взгляд,
Здесь годы, судьбы, расстоянья,
Незримо сквозь века летят.

Среди вселенского полета,
Мы видим беглый русский люд,
Бояр он не приемля гнета,
Нашел в Сибири свой приют.

Истории мгновенья тают,
Одно сменяясь за другим,
В Сибири ночи дни сменяют,
И каждый миг тайгой храним.

Запомнила тайга Сибири
Как бил Кучума здесь Ермак,
И как в суровом этом мире
Шукшин нес на плечах рюкзак,

Как на медведя в одиночку,
С рогатиной наперевес,
Охотник шел и ставил точку,
Сибирский помнит это лес.

Он помнит русских староверов,
Тех, кто молитву сотворя,
Ради своей суровой веры,
В Сибирь бежали от царя.

Сибирь, земля моя без края,
Суровой блещет красотой,
Руси любимой дочь родная,
С широкой русскою душой.

Здесь снежное тайги раздолье,
Здесь кедр с сосною говорит,
Здесь, среди этого приволья,
Остановившись, время спит.


(А.Е. Гаврюшкин)

(Слайд №13)

Виктор Петрович каждый год совершал поездки по родным местам, по родному краю. Впечатления послужили для написания широкого прозаического полотна "Царь-рыба" (1972 - 1976) жанр писатель обозначил как «повествование в рассказах». Это одно из самых значительных произведений писателя. Вы его читали на уроках литературы (11 класс, 9,10 классы – будут читать)

Библиотекарь:

Библиотечный компонент:

Типы текстов

Повествование – Текст, главной особенностью которого является – сообщение о развивающихся действиях и о завершении действия. В повествовании много глаголов, действия протекают во времени, чередой, одно за другим.



  1. Наблюдения над названием произведения:

Царь – рыба – СИМВОЛ ПРИРОДЫ

Какой известный афоризм вы знаете, в котором отражается полемичный смысл по отношению к названию произведения?

Человек – царь природы

  1. Краткий обзор содержания произведения (для 11 класса)

  2. Что говорит автор о браконьерах? Почему так много внимания уделил им? Рисуя схватку браконьера Игнатьича, вдруг ощутившего себя пылинкой в мироздании, с огромной почти мифической рыбой, автор комментирует: «Реки царь и всей природы царь на одной ловушке».

  3. Какова авторская позиция к браконьерству?

  4. Какой мы можем сделать вывод?

(человек посягнул на богатства природы и сам себя погубил)

Автор приводит нас к мысли о том, что человек это - не царь природы, а лишь ее частичка и гибель природы – это и его гибель.

Как же мы должны относиться к природе, чтобы не погибнуть? (охранять, бережно)

(«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»)

Книга «Царь - рыба» оказалась после ее издания возмутителем литературного спокойствия: вокруг нее завязались дискуссии на страницах журналов и газет, выступали не только критики – профессионалы, но и читатели самых разных профессий, а среди последних с особенной страстностью – специалисты по охране природы. «Царь – рыба» угодила в самое больное место проблемы «Человек и природа».

- Можете ли вы еще привести примеры произведений в литературе XIX в., в которых поднимается    проблема отношения к природе и использования её богатств?

(пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад». В пьесе появился новый герой - потомок крепостных крестьян, ставший богатым купцом. Для него прекрасный вишнёвый сад - источник возможного дохода, а не только предмет для любования, каким он был для старых хозяев сада - разорившихся дворян; В.Г. Распутин « Прощание с Матерой»).

Многих писателей, в т.ч. и Виктора Петровича, волновали взаимоотношения человека и природы и последствия этих отношений. Возможно писатель, задает нам читателям вопрос? Мир для Астафьева – это мир людей и природы, пребывающий в вечном. Неразрывном и противоречивом единстве, нарушение которого грозит вырождением и гибелью. Велика вера писателя в торжество добра, в то, что каждый из нас может познать себя как человека. Вывод: итак, ребята, какие темы характерны для творчества В. П. Астафьева? (война, человек и природа, детство)

Библиотекарь делает обзор оставшихся на выставке книг.

6 ученик: «Память о писателе В.П. Астафьеве». (Слайды №14, 15)

В 2001 году на 78 году жизни В. П. Астафьев скончался от инсульта, похоронен в Овсянке. Память о нем живет в его произведениях, в его делах. Удостоен звания Героя Социалистического труда, он является Лауреатом Государственной премии СССР (1978,1991), удостоен Государственной премии России (посмертно), Пушкинской премии фонда Альфреда Тепфера (ФРГ,1997). Произведения В.П. Астафьева переведены на многие языки мира.(слайды):

Рефлексия: метод неоконченного предложения: (заполнение анонимных анкет)

  1. На занятии о В. П. Астафьева я узнал…

  2. Мне понравилось в процессе работы…

  3. Мне запомнилось на занятии…

  4. Мне захотелось прочитать следующие произведения В.П. Астафьева…

  5. Я напишу отзыв о прочитанной книге В.П. Астафьева…

Библиотекарь:

- Ребята, на этом наше занятие не заканчивается, я предлагаю Вам продолжить разговор теперь уже при обсуждении конкретных произведений, (каких, я узнаю из ваших отзывов).

Библиотечный компонент

Работа с книгой

Отзыв – продуманное мнение о книге, оценка содержания произведения. Форма отзыва может быть различной.

Отзыв можно написать по следующему плану: (раздаются памятки) и все получат за него оценки по литературе.

План написания отзыва о прочитанной книге:

  1. Вступление.

- Автор и название произведения;

- Краткие сведения о книге;

- Время и место событий, описываемых автором;

- главные герои;

2. Основная часть.

- Кто из героев особенно понравился и почему;

- Что особенно запомнилось;

- О чем задумался, читая книгу;

3. Заключительная часть.

- Как читается книга (легко, трудно, увлекательно и т.д.)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок Тема : «Души несломленный полет. Виктор астафьев: Жизнь и творчество» iconАстафьев Виктор Петрович: жизнь и творчество (1924-2001гг.)
Романюк А. Б. «Тельняшка с Тихого океана» В. Астафьева как стилизованная автобиография // Рус словесность. 2004.№7. С. 26-32

Урок Тема : «Души несломленный полет. Виктор астафьев: Жизнь и творчество» iconПроект урока литературы в 5 классе В. П. Астафьев «Васюткино озеро»
Виктор Петрович Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу

Урок Тема : «Души несломленный полет. Виктор астафьев: Жизнь и творчество» iconМир Астафьева Устный журнал с элементами художественного чтения Выполнила...
Не рвал ли хлеб изо рта близких? Не оттирал ли с дороги слабых?» Эти вопросы задаёт себе Виктор Астафьев в статье «Сопричастный всему...

Урок Тема : «Души несломленный полет. Виктор астафьев: Жизнь и творчество» iconУроку литературы Жизнь и творчество
Андропова, Н. П. Личность М. Ю. Лермонтова сквозь восприятие современников. Трагизм судьбы поэта: Урок литературы 9-й класс с использованием...

Урок Тема : «Души несломленный полет. Виктор астафьев: Жизнь и творчество» iconУрок № Тема: «Роль литературы в вокальных жанрах»
Урок № Тема: «Музыка леса» Урок № Тема: «Музыкальная драматизация тем сказочных героев»

Урок Тема : «Души несломленный полет. Виктор астафьев: Жизнь и творчество» iconУрок. Урок исследование, урок -проект, урок -размышление, урок-мастерская,...
Методическая система Тарасовой Ольги Геннадьевны учителя русского языка и литературы мбоу сош №3 мо город Горячий Ключ «Технология...

Урок Тема : «Души несломленный полет. Виктор астафьев: Жизнь и творчество» iconТема урока: Жизнь и творчество А. Я. Яшина (внеклассное мероприятие...

Урок Тема : «Души несломленный полет. Виктор астафьев: Жизнь и творчество» iconУрок-лекция Литература, 11 класс я живу в последний раз… Жизнь и...
А. А. Ахматовой; актуализировать знания по теме «Серебряный век русской поэзии»; углубить знания по теории литературы, связанные...

Урок Тема : «Души несломленный полет. Виктор астафьев: Жизнь и творчество» iconТема проекта: «Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова» Творческое название...
Проект посвящен исследованию жизни и творчества удивительного поэта XIX века М. Ю. Лермонтова

Урок Тема : «Души несломленный полет. Виктор астафьев: Жизнь и творчество» iconУрок музыкальной литературы в 5-м классе. Тема урока: И. С. Бах. Органное творчество
Повторить пройденный на последних уроках материал по биографии и клавирному творчеству Баха

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную