Холодов Ж. К. Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд






Скачать 452.32 Kb.
НазваниеХолодов Ж. К. Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд
страница1/3
Дата публикации01.05.2015
Размер452.32 Kb.
ТипУчебное пособие
l.120-bal.ru > Культура > Учебное пособие
  1   2   3
Литература:

  1. Холодов Ж. К. Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 2-е изд., исправленное и дополненное – М.: Издательский центр «Академия», 2002. ст. 464-472


МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Брянское государственное училище (техникум) олимпийского резерва»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ
УЧЕБНОЕ-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Брянск 2013

Агеева Г.Ф.
Теория и методика физической культуры и спорта в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие /ФГБОУ СПО «БГУОР».- Брянск, 2013.
Учебно-методическое пособие разработано для подготовки студентов по направлению 050141, 050142 - «Физическая культура». Составлено в соответствии с требованиями ГОС СПО к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по указанной специальности.

Пособие предназначено для преподавателей и студентов училища олимпийского резерва, студентов, занимающихся по индивидуальному графику, учителей физической культуры общеобразовательных школ. Данное учебное пособие включает учебный материал второго курса педагогического отделения и четвертого курса спортивного отделения может быть использовано студентами всех курсов с целью качественной подготовки к государственной аттестации с учетом требований к знаниям по теоретико-методическим основам физической культуры.

Материал учебного пособия позволяет систематизировать и углубить знания по общим основам теории и методики физического воспитания.

Весь материал, использованный в пособии, составлен в форме «вопрос - ответ» и представлен в виде опорных конспектов по темам. Перечень вопросов, предлагаемых к экзамену по дисциплине «Теория и история физической культуры» В качестве ответов были использованы обобщенный опыт и материалы учебно-методической литературы.

Рассмотрено и утверждено на заседании Методического совета ФГБОУ СПО «БГУОР»

Протокол № _________

ФГБОУ СПО «БГУОР», 2013

26

людям, приседая, можно держаться руками за спинку стула или край стола. После приседаний снова сосчитать пульс. Увеличение пульса после нагрузки на 25% и менее считается отличным, на 25—50% — хорошим, на 50—75% — удовлетворительным и свыше 65% — плохим. Удовлетворительные и плохие оценки свидетельствуют о том, что сердце совершенно не тренировано.
Проба с подскоками. Предварительно сосчитав пульс, встать в основную стойку, руки на пояс. Мягко на носках в течение 30 с сделать 60 небольших подскоков, подпрыгивая над полом на 5—б см. Затем снова сосчитать пульс. Оценки такие же, как и в пробе с приседаниями.
Проба с приседанием. Подсчитать пульс в покое за 10 с, затем сделать 20 приседаний за 30 с и вновь подсчитать пульс. Продолжать подсчитывать его каждые 10 с вплоть до возвращения к первоначальным цифрам. В норме увеличение пульса в первый после нагрузки 10-секундный промежуток составляет 5—7 ударов, а возвращение к исходным цифрам происходит в течение 1,5—2,5 мин, при хорошей тренированности — за 40—60 с. Учащение пульса свыше 5—7 ударов и задержка восстановления больше чем на 2,5— 3 мин служит показателем нарушения тренировочного процесса или заболевания.

Ортостатическая проба. В положении лежа подсчитывается пульс за 10 с и умножается на 6. Затем нужно спокойно встать и подсчитать пульс в положении стоя. В норме превышение его не составляет 10—14 уд./мин. Учащение до 20 ударов расценивается как удовлетворительная реакция, свыше 20 — неудовлетворительная. Большая разница в частоте сердечных сокращений при переходе их положения лежа в положении стоя говорит об утомлении или недостаточном восстановлении после физической нагрузки.
Клиностатическая проба выполняется в обратном порядке: при переходе из положения стоя в положение лежа. В норме пульс уменьшается на 4—10 уд./мин. Большее замедление — признак тренированности.
Проба Штанге. Сесть на стул, удобно опершись о его спинку, и расслабить мышцы. Сделать умеренно глубокий вдох и задержать дыхание, зажав пальцами нос. По секундомеру (или секундной стрелке часов) фиксируется время задержки дыхания. Если занимающийся в состоянии задержать; дыхание свыше 90 с — отлично, от 60 до 90 с — хорошо, от 30 до 60 с — удовлетворительно и ниже 30 с — плохо. По мере тренированности время задержки дыхания увеличивается, что свидетельствует о правильности выбранной программы физической активности.
Перед началом систематических занятий физическими упражнениями надо проверить исходный уровень тренированности. Уровень развития физических качеств оценивается тестами.
Выносливость:

Тест Купера 6-12 мин. бег. Может быть заменен плаванием, велосипедом. Бег на длинные дистанции, степ-тест, лыжи.

Гибкость:

Определяет высота от копчика до пола тазобедренный сустав. Поясничный отдел – наклон вперед из положения сидя или стоя. Плечевой пояс – выкрут гимнастичской палки. Голеностопный сустав – сгибание стопы тыльным и подошвенным.

Скорость:

Темпинг тест. Частота движений в определенное время. Бег на короткие дистанции (30,60,100м). Включение лампы. Бег с хода ( на определенном отрезке 20м ).

Координация:

Повторение упражнений более чем на 16 счетов. Челночный бег.

Сила:

Подтягивание, сгибание-разгибание рук, для мышц пресса, сгибание туловища. Эти же тесты и для скоростно-силовых только за время. Подъем тяжести и приседания с ними (штанга, гиря). Динамометр определяет: силу кисти, становую силу и для мышц ног.

Скоростно-силовые:

Те же на время + прыжки в длину с места, через скамейку, скакалку, прыжки вверх с места.
Уровень подготовленности организма определяется работоспособностью сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для их оценки существует достаточно много точных методов и функциональных проб.

Наиболее доступным показателем деятельности сердечно-сосудистой системы является пульс.

По пульсу в положении сидя (в покое) можно приблизительно оценить состояние сердца. Если у мужчин он реже 50 уд./мин — отлично, реже 65 — хорошо, 65—75 — удовлетворительно, выше 75 — плохо. У женщин и юношей эти показатели примерно на 5 уд./мин выше.
Лестничная проба. Для оценки состояния тренированности нужно подняться на четвертый этаж нормальным темпом без остановок на площадках и сосчитать пульс. Если он ниже 100 уд./мин — отлично, меньше 120 — хорошо, меньше 140 — удовлетворительно, выше 140 — плохо.
П
25 2
роба с приседаниями.
Встать в основную стойку и сосчитать пульс. В медленном темпе сделать 20 приседаний, поднимая руки вперед, сохраняя туловище прямым и широко разводя колени в стороны. Пожилым и слабым

СОДЕРЖАНИЕ


1.

Физическое воспитание в дошкольном возрасте…………………..

3

2.

Физическая культура в школьном возрасте…………………………

5

3.

Анализ комплексной программы физического воспитания ……...

7

4.

Особенности физического воспитания в младшем школьном возрасте …………………………………………………………………..


8

5.

Особенности физического воспитания в среднем школьном возрасте …………………………………………………………………..


10

6.

Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем ……..

12

7.

Методические рекомендации к составлению годового плана-графика …………………………………………………………………...


13

8.

Методика составления четвертного плана-графика ……………..

14

9.

Методика составления конспекта урока …………………………….

15

10.

Методика проведения пульсометрии ………………………………..

16

11.

Методика проведения хронометража урока………………………...

17

12.

Задачи, направленность внеклассной работы по физическому воспитанию школьников………………………………………………


18

13.

Физическое воспитания в системе внешкольных учреждений….

19

14.

Физкультурно-оздоровительная работа в детских лагерях отдыха ……………………………………………………………………….


20

15.

Физическая культура в пожилом и старшем возрасте…………..

21

16.

Оздоровительная физическая культура…………………………….

23

17.

Оценка состояния здоровья и физической подготовленности занимающихся оздоровительной физической культурой………..


24



  1. Физическое воспитание в дошкольном возрасте


Направленное использования физической культуры на протяжении первых 7 лет жизни, осуществляемое специальными дошкольными учреждениями и в семье.

Дошкольный возраст отличается:

- интенсивным ростом и развитием детского организма (за первый год жизни рост ребенка увеличивается на 50 %, а к 7 годам - почти втрое);

- незрелостью, низкой сопротивляемостью неблагоприятным воздействиям внешней среды.
В этот период важно своевременно стимулировать нормальное протекание естественного процесса физического развития, повышать жизнеспособность организма ребенка.

Таблица 1

Периодизация возрастного развития детей дошкольного возраста.


Годы жизни

Периоды

по биологическим признакам

по организационно - педагогическим признакам

1-10й дни

Новорожденный

Ранний дошкольный возраст



Грудной



Раннее детство

Младший школьный возраст





Первое детство

Средний дошкольный возраст





Старший дошкольный возраст


Задачи физической культуры в детском дошкольном возрасте.


  1. Охрана и укрепления здоровья, обеспечение всестороннего и гармоничного физического развития детей, содействие формированию правильной осанки.

  2. Своевременное формирование жизненно необходимых двигательных умений, широкого круга игровых действий, связанных с ними элементарных знаний.

  3. Разностороннее воспитание двигательных способностей.


Таким образом, в процессе направленного использования физической культуры создаются благоприятные возможности для комплексного воздействия на дошкольников с целью всестороннего формирования их личности при условии своевременного решения задач умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.


3 24

Средства: Оздоровительная ходьба; Оздоровительный бег; Плавание; Ходьба на лыжах; Езда на велосипеде; Прыжки со скакалкой; Упражнения выполняются в режиме умеренной, реже большой мощности.

Методика: Аэробика — система упражнений в циклических видах спорта, связанных с проявлением выносливости (ходьба, бег, плавание и т.п.), направленная на повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Слово «аэробика» (от греч. аэро — воздух, биос — жизнь).

Ритмическая гимнастика — это разновидность гимнастики оздоровительной направленности, основным содержанием которой являются общеразвивающие упражнения, бег, прыжки и танцевальные элементы, исполняемые под эмоционально-ритмическую музыку преимущественно поточным методом (почти без перерывов, без пауз и остановок для объяснения упражнений).

Шейпинг - (от англ. shaping — придавать форму, формировать) — это система физических упражнении (преимущественно силовых) для женщин, направленная на коррекцию фигуры и улучшение функционального состояния организма.

Калланетика — это программа из 30 упражнений для женщин, выполняемых в основном в изометрическом режиме и вызывающих активность глубоко расположенных мышечных групп.

Гидроаэробика — это система физических упражнений в воде, выполняемых под музыку, сочетающая элементы плавания, гимнастики, стретчинга, силовые упражнения.

Дыхательная гимнастика — это специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры.
Литература:

  1. Холодов Ж. К. Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 2-е изд., исправленное и дополненное – М.: Издательский центр «Академия», 2002. ст.440-454


17. Оценка состояния здоровья и физической подготовленности занимающихся оздоровительной физической культурой
Основной целью оздоровительной тренировки является увеличение работоспособности сердца и кровообращения. Поскольку сердце — самое уязвимое звено в тренирующемся организме, то наблюдение за его состоянием особенно важно. Во-первых, знание резервных возможностей своего сердца позволяет сделать безопасными и эффективными используемые нагрузки. Во-вторых, контроль за развивающимися в процессе занятий изменениями в сердечно-сосудистой системе позволяет выяснить, насколько успешно эта задача решается.
16. Оздоровительная физическая культура
Оздоровительная физическая культура» — производная от обобщенного понятия «физическая культура». Оздоровительная физкультура использует все формы, средства и методы физкультуры, которые обеспечивают укрепление и сохранение здоровья, формируют оптимальный фон для жизнедеятельности человека. Задачей оздоровительной физической культуры является общее оздоровление, повышение сопротивляемости организма вредным воздействиям внешней среды, предупреждение заболеваний и т.д. Занятия оздоровительной физической культурой не ставят себе задачу достижения каких-либо спортивных результатов или лечения болезней (как в ЛФК) и доступны всем практически здоровым людям.

Оздоровительная физическая культура (как род деятельности) это организованная двигательная активность, а также такие виды деятельности, которые связаны с соблюдением здорового образа жизни. Деятельность в рамках оздоровительной физической культуры направлена в первую очередь на достижение максимально возможного оздоровительного эффекта.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Холодов Ж. К. Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд iconТеория и методика физического воспитания
Учебник предназначен для студентов высших физкультурных учебных заведений, обучающихся по специальности 022300 «Физическая культура...

Холодов Ж. К. Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд iconДано описание подвижных игр, обосновано их воспитательное воздействие....
С 79 Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб пособие для студ высш учеб заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова....

Холодов Ж. К. Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд iconПедагогический состав школы
«Физическое воспитание», квалификация магистр физического воспитания и спорта, преподаватель высших учебных заведений

Холодов Ж. К. Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд iconУчебное пособие для студентов высших учебных заведений Махачкала 2008
Книга предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, работников органов государственной власти...

Холодов Ж. К. Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд iconУчебное пособие омск 2008 федеральное агентство по образованию государственное...
Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов высших учебных заведений, специализирующихся в области физики конденсированного...

Холодов Ж. К. Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд iconКафедра физического воспитания
Теория и методика избранного вида спорта. Лыжные гонки Военно-прикладные виды спорта. Стрелковый спорт

Холодов Ж. К. Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд iconУчебное пособие составитель Лауреат Государственной премии Российской...
Учебное пособие предназначено для студентов, аспирантов, преподавате­лей высших юридических и исторических учебных заведений, для...

Холодов Ж. К. Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд iconУчебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по дисциплине...
Занько Н. Г., Малаян К. Р., Русак О. Н. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. 11-е изд., испр и доп. / Под ред. О. Н....

Холодов Ж. К. Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд iconРекомендованная литература
Кохановский В. П. Философия: учебное пособие для высших учебных заведений. Феникс, 2011

Холодов Ж. К. Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд iconРекомендованная литература
Кохановский В. П. Философия: учебное пособие для высших учебных заведений. Феникс, 2011

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную