Петербургский театральный журнал №3 [69] 2012






Скачать 84.98 Kb.
НазваниеПетербургский театральный журнал №3 [69] 2012
Дата публикации03.05.2015
Размер84.98 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Культура > Документы
Петербургский театральный журнал № 3 [69] 2012

Театр как инструмент концентрации и распределения энергии обладает свойством сигнализировать об общественных настроениях раньше, чем они становятся очевидными большинству. Здесь страсти идут впереди головы, нужно только обладать чутьем, чтобы увидеть в сценических героях и их порой смешных конфликтах пульс времени, угадать темы, дух эпохи.

На фестиваль «Белое пространство» в Нижневартовске все театры Ханты-Мансийского автономного округа собираются, чтобы показать свои достижения. В этом году картина театральной жизни региона выстроилась стройная и отрадная. В 1990-е и 2000-е годы театры Сибири и Урала лидировали на театральном рынке российской провинции; теперь же в активную театральную жизнь смело включаются северные театры, создающие свой неповторимый сценический язык. Четыре прекрасные труппы на один субъект Федерации – явно не мало, такой «производительностью», помимо столиц, могут похвастаться разве только крупные регионы – такие как Пермский или Красноярский края, где действительно сегодня ситуация со сценической культурой более чем удовлетворительная.

На открытии фестиваля один из чиновников от культуры выразил любопытную мысль о конце «сувенирной культуры» в ХМАО. Богатые города главного нефтегазового региона России насытились присутствием культуры исключительно в виде приезжих звезд из столицы, задающих планку (хотя в этом столичному зрителю можно засомневаться), но, ни дающие ничего для развития культуры локальной. Регион тратил гигантские бюджеты, чтобы «сувенирно» представить «большую землю» на «малой». Теперь, когда с помощью таких пышных акций «мода на культуру» (вовсе не обязательный элемент в индустриальной, рабочей зоне), была создана, требуется не внешнее распространение бюджета, а внутреннее. Этот конец «сувенирной культуры» говорит еще и о другом общественном феномене: ощущение оседания на земле. Достаточно беглого взгляда на северные полюсы, чтобы понять, что города привыкли жить вахтенным методом: неприглядные кварталы, неухоженные дворы, перемещение только на транспорте. В последние годы города стали расширятся и благоустраиваться: ушла философия «временности». И сами театры и их эстетика – тут одна из главных форм помощи в продвижении нового мышления. Театр не может жить вахтенным способом – он константа; театр, культура – это то, что удерживает людей на земле. Театр – градообразующая культура, и в таких городах, как Нижневартовск или Новый Уренгой, Норильск или Нягань, с театра начинается черта оседлости.

Парадокс фестиваля – присутствие этих тем и в эстетике, и в идеологии конкретных спектаклей. Сургутский музыкально-драматический театр показал работу Линаса Зайкаускаса «Земля моя кружится, и я кружусь…», где артисты не произнося ни слова, усилиями хореографа Леокадии Дабужинскайте показывают жизнь города в перспективе. На заднике пульсируют шаманские круги, пятна, флюоресцентные кольца, солнца, мистические бубны, которые дают жизни ритм, разжигают желание и волю. Жизнь человека подвержена ритму природы и освоению новых земель – свидетельство цивилизаторской энергии человека, способного подчинить себе любую иррациональную стихию. Первопроходцы сперва трясутся в вертолете, затем на машине, затем в лодке Язык Зайкаускаса и Дабужинскайте легко выныривает из бытового пространства и разлагается на простейшие, ясные эмоции и едва ли не библейские смыслы. Так, сцена, в которой первопроходцы ищут в топи лесов брод, оказывается сценой обнаружения едва ли не смысла жизни, а внезапно открытый, хлещущий нефтяной фонтан становится золотым тельцом, который поражает и навечно завораживает дикого «вахтенного человека». Спектакль благодаря усилиям художника Маргариты Мисюковой полон замечательных живописных образов: купола фаты оказываются запеленутыми детьми (первое поколение женится), потрепанные чемоданы переселенцев – многоэтажками; а лучшей сценой – момент, когда мужчины, рассевшись как птицы, на разноуровневых штанкетках, зажигают бенгальские огни: вот они монтажники-высотники («Чистый Дейнека», - сравнивает коллега Татьяна Тихоновец). Зайкаускас далек от намеренья изображать жизнь гадкой – здесь духовная пустота первого поколения (чьи надежды на быстрое счастье не оправдались ни моментально, ни со временем) с криминалом и мордобитием (изумительные хореографические номера при этом) сменяется цинизмом второго поколения Самотлора – людей 1980-х, уже познавших ценность заработка на плодоносной земле. Под финал на авансцену выходит девушка в простеньком и очаровательном платьице (винтажный ситец вообще в этой работе подобран со вкусом и разнообразием) и минут пять в полной тишине, которую разрывает аппетитный хруст, поглощает огурец. Запах свежести тут же не деликатно распространяется по тысячному залу, резко меняя представление о сферах влияния на зрителя, в которые театр может заступить… Эта работа словно говорит о том, как человек глубоко осел там, где и жить то совсем не просто, где планировали жить не вечно а временно. Спектакль дает надежду на то, что по словам Шевчука, «когда закончится нефть, когда мы выкурим мать его газ», города эти не исчезнут с лица земли.

Туже тему неприглядности жизни продолжает, как ни странно, Нижневартовский театр кукол в «Каштанке Андрея Ефимова: потерявшаяся собачонка бредет мимо унылых серых панельных многоэтажек, не видя ни души, затем точно также засыпает на сером до безобразия лестничном пролете, вглядывается в марширующий, тупой и бессмысленный строй солдат. Главное событие в ее жизни – встреча с цирком: яркое, теплое пятно, на фоне серой реальности (театральные здания – самое красивое и теплое место в северных городах). Театр должен напоминать о доме. Известный кукольник Андрей Ефимов, как обычно, играет с масштабами: показывая то картинку целиком, то детали, старательно увлекается театром предметов. Взаимодействие человека и куклы сделано так виртуозно, что Каштанка всегда видит «нижнею треть» человека, остальное ее взгляду неподвластно – и мы смотрим историю этим взглядом. И тут же трогательная деталь: лицо человека звери видят только в момент смерти Гуся – человек сближается с животным в минуты горя.

Отличнейший театр драмы, возглавляемый сразу четырьмя лидерами (худруком Натальей Наумовой, директором Игорем Креймером, главным режиссером Маргаритой Зачиковой и главным художником Вячеславом Зачиковым), есть в Нижневартовске. Вместе они делают рафинированный, изящный театр, ценный прежде всего умными, философичными, стильными сценографическими решениями художника Зайчикова, но не только этим. Их достижения последних лет – «Урожай» по пьесе Павла Пряжко (см. №66 «ПТЖ»), тонкий абсурдистский скетч.

На этом «Белом пространстве» нижневартовцы показали тургеневский «Месяц в деревне». На фоне сильной декорации Вячеслава Зайчикова (веранды из зачищенных до белизны деревянных рам и стекольных вставок – дух легкости и свежести на сцене) разворачивается в общем-то, комедийная история о том, что знойная и томная дама (Наталья Петровна в исполнении Валентины Захарко) «прощелкала» свою любовь, не разобравшись, что ей ближе: роль соблазнительницы или роль ревнивой воспитательницы. Страстная, сильная женщина ждет прикосновений от Беляева (Виталий Шемяков), а он все еще не знает как себя вести, он, словно античный Ипполит, еще не определился со своей сексуальностью. Наталья Петровна не дождавшись естественного развития событий, ломает и крушит все вокруг. Изуверски уничтожает творение рук Беляева – воздушного змея, словно мстит неизвестно кому за неудовлетворенность своей в общем-то изобильной жизнью. Спектакль очень шумный, режиссер Маргарита Зайчикова наполняет сцену внесценическими персонажами – в то время, как развивается лента интриги, в глубине сцены все время что-то пилят, строгают, строят, рушат. Восторженный перепачканный кудрявый Ислаев (Сергей Лесков) занят имитацией деятельности. Вместо новой веялки у него получается фонтан в виде Пизанской башни – сколь изящный, столь и бессмысленный в деревенской глуши. Как деятельность Ислаева, в труде сублимирующую потерю либидо, так и внезапная любовная прихоть Натальи Петровны – ушли в свиток, пролились фонтанной струей. Гранд-дама меняет платья одно за другим, но в последней, своей реинкарнации выплывает в чудовище безвкусном одеянии – сочетании салатного и малинового. Чувство спугнуто, музыка сбивается, теряет ритм, женщина, упустившая страсть, резко теряет вкус жизни.

Но главным ударом «Белого пространства» были две постановки полностью изменившегося «Театра обско-угорских народов – Солнце» (Ханты-Мансийск), куда пришла молодой режиссер Анна Вишневская и решительно обновила репертуар. Из фольклорного театра, посвященного несколько сувенирно-понятной этнокультуре, Вишневская сделала стильный современный эпический театр, рассказывающий о трагедии ханты и манси, о драматизме судьбы национальных меньшинств.

В постановке «Любить…» по рассказам Еремея Айпина Вишневская монтирует современную прозу с традициями европейской культуры, неожиданно обнаруживая в почвеннической литературе экзистенциональные темы. Айпин пишет о нежном чувстве к своей земле (когда мать «резала» землю лопатой, прикрывала раны щепочкой), о том, что насилие над риродой у первопроходцев Югории сродни с насилием над женщиной, реализацией агрессивной либидозной страсти мужчины, который равным образом оказывается и хищником, и инструментом цивилизации, и разрушителем, и созидателем. Обреченная природа, обреченный человек – смотрят заворожено на то, что дегуманизируется мир вокруг, не в силах преодолеть тяготение к агрессии. Этим оцепенением, отчаяньем, апатией обожжено перо Айпина. Анна Вишневская делает из рассказов этакую документальную литературно-документальную композицию, где темы ханты-мансийской литературы оказываются вписаны в феномены европейского сознания: вот выжженная, изнасилованная, бесплодная земля в «Сталкере», вот полная отчаянья минималистическая мелодия из «Реквиема по почте», вот депрессивная анимация в духе нуара. Поразительно, в сущности, как местные субкультурные проблемы, могут быть вписаны в контекст общемировой культуры.

Апогей фестиваля – «Черная песня» по повести Татьяны Молдановой, где соединились режиссер Анна Вишневская и нижневартовский сценограф Вячеслав Зайчиков. Повесть написана по воспоминаниям бабушки автора о Казымском восстании остяков против советизации края. Болевой, поэтический рассказ о женщине, у которой коммунисты отняли мужа и ружье, оставив ее одну в суровой тайге вместе с восемью детьми. Сражение Анны (Евгения Молданова) за детей, гибнувших от голода один за другим, и составляет духовную драму спектакля.

Вячеслав Зайчиков помещает действие в ритуальный круг – очаг, юрту без «стен», где пол покрыт крупной солью. По соли ходят, соль зачерпывают, соль – метафора снежного покрова и меры страдания, того пуда, который надо съесть ни разу не зарыдав. Соль обладает изумительным отражающим эффектом – блестит под прожекторами, как алмаз, но кроме того, в целом ряде сцен задействована видеоанимация. Причем световой поток распределен так, что изображения окружают главную героиню, сидящую по центру в своем балагане, словно задиокальные символы. Проплывает гигантская красная рыба, надвигаются лесные тени, окружают волки. Вообще все в этой работе сценическая метафора. Например, дети Анны – это медные кружки с нарисованными на них тотемными символами. Каждая кружка – сосуд жизни. Дети требуют еды – наполнения, требуют смысла. Умирают - кружки сминаются. Ребенок от голода блюет – из кружки высыпается соль, жизнь по крупиночкам. Смерть ребенка – кровавый фонтанчик, выплескивающееся из кружки на соль красное вино.

Удивительно, как в таком сюжете не оказалось места для мести советскому строю. Молодцы-красноармейцы вваливаются в балаган шумной толпой, распевая частушки, работают документально, точно, весело. Отняв мужа, растворяются в спектакле. Чувство мести очень быстро уходит, в душе Анны оно заменилось заботой о детях. В характере северных народов нет места для проклятий и вендетты; человек к насилию относится как к природному явлению, люди привыкли к лишениям. Насилие – часть природного цикла. Что изменилось в душе Анны? «Тепло ушло» справа и слева – справа муж, слева дети. Нет времени для мести надо выживать.

В повести Молдановой есть изумительные строки, посвященные взаимоотношению человека с природой. Когда в отчаянном порыве спасти угасающую семью Анна идет сквозь чащу, чтобы добыть пропитание, автор дает нам почувствовать глубокое равнодушие мира, вселенной природы к человеческому горю. (Сравните, например, отношение природы к человеку в русской мифологии, сказке.) Одиночество человека на земле, его бесприютность и незащищенность – очевидны. Природа параллельна жизни человека, существует вопреки ему, словно убивает волю человека равнодушием к нему. Равнодушный лес, равнодушное небо, равнодушное солнце – и одинокий человек, идущий войной против всех, чтобы отвоевать пространство для жизни: один ребенок все-таки остается. «Живое рвет живое, жизнь убивает жизнь – чтобы человеку жить, нужно убивать зверей, вот еще где реализуется философия экзистенциализма в спектакле Театра обско-угорских народов.

Первыми погибают собаки – у них человеческие имена и словно бы человеческий характер, по крайней мере общается с ними Анна точно так же, как и с детьми. Полна ужаса и гибельной поэзии смерть собачки Нуви. Из леса пришел волк, его в спектакле изображают четверо хмурых парней, вышагивающих свободно, несинхронно и вальяжно. Собачка Нуви – субтильная красивая актриса – бросается на этого «волка» с радостью с готовность стать жертвой. Для собачки это эротическая игра, для волка – закон жизни. Эти четверо деловито забирают собачку в свои тиски. Ни радости, ни счастья на лицах.

Мир мертвых и живых соприкасается. Мертвые дети зовут живых к себе, и матери нужно отрывать от себя мертвых, цепляющихся за живых. В повести есть место и богоборчеству – после смерти детей застывает вопрос Анны: «А вы ли, боги, так решили?». Один человек против всего мира. И полное кромешное равнодушие всего и вся. И все-таки один в поле – воин.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Петербургский театральный журнал №3 [69] 2012 iconЛабораторная диагностика аутоиммунных заболеваний журнал "Terra Medica nova" №3 (15) 2007
Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им акад. И. П. Павлова

Петербургский театральный журнал №3 [69] 2012 iconАктуальная проблема общие инфекции человека и домашних кошек журнал "Terra Medica nova"
Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им акад. И. П. Павлова

Петербургский театральный журнал №3 [69] 2012 iconМетодические рекомендации Санкт-Петербург 2012 удк скорая медицинская...
И. И. Джанелидзе», гбоу впо «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова», гбоу впо «Санкт-Петербургский...

Петербургский театральный журнал №3 [69] 2012 iconМетодические рекомендации Санкт-Петербург 2012 удк скорая медицинская...
И. И. Джанелидзе», гбоу впо «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова», гбоу впо «Санкт-Петербургский...

Петербургский театральный журнал №3 [69] 2012 iconПрограмма «Информация для всех»
Журнал «slw» официальный профессиональный и научный журнал Международной Ассоциации школьных библиотек

Петербургский театральный журнал №3 [69] 2012 icon«Армяно-турецкие отношений в зеркале арабской прессы»
Концепция гражданского общества и ислам. Журнал "Межконфессиональная миссия" №1, М. 2012

Петербургский театральный журнал №3 [69] 2012 iconАфиша
Праздничный концерт, посвященный Дню Победы (Сахалинский международный театральный центр им. А. П. Чехова)

Петербургский театральный журнал №3 [69] 2012 iconНомера // Экономика и управление. Журнал. Выходит ежемесячно: Российский...
«Основные направления формирования и реализации государственной политики в России и зарубежных странах: Теория и практика»

Петербургский театральный журнал №3 [69] 2012 iconЛитература к выставке
Белобабченко, М. К. Федеральный закон «О национальной платежной системе»: сложности реализации / М. К. Белобабченко // Журнал российского...

Петербургский театральный журнал №3 [69] 2012 iconВолгоградская академия вестник волгоградской академии мвд россии
Вестник Волгоградской академии мвд россии. Выпуск 2 (21) 2012 : научно-ме-тодический журнал. — Волгоград : ва мвд россии, 2012. —...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную