Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» по педагогическим наукам Введение






Скачать 291.73 Kb.
НазваниеПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» по педагогическим наукам Введение
страница1/3
Дата публикации15.05.2015
Размер291.73 Kb.
ТипПрограмма-минимум
l.120-bal.ru > Культура > Программа-минимум
  1   2   3
ПРОГРАММА-МИНИМУМ
кандидатского экзамена по специальности
13.00.04 – «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»
по педагогическим наукам

Введение
Настоящая программа разработана на основе утвержденного Минпромнауки Российской Федерации паспорта научной специальности 13.00.04. Кандидатский экзамен по этой специальности направлен на выявление у соискателей системы знаний по комплексу профильных отраслей теории и методики физической культуры.
Соискатель должен продемонстрировать знания отечественной и зарубежной научной литературы по проблемам теории физической культуры и смежным проблемам, истории возникновения и развития исследовательской проблемы, современного состояния и перспектив разработки, умение высказывать свое аргументированное суждение по дискуссионным вопросам, способность к творческому мышлению.
Раздел 1. Фундаментальные проблемы общей теории физической культуры
1. Общие закономерности развития, функционирования и совершенствования системы физической культуры.
Физическая культура как вид культуры человека и общества. Понятие физической культуры и многообразие его определений.
Физическая культура как «возделывание» природы человека. Механизмы возникновения и развития физической культуры.
Основные подходы к изучению физической культуры и их методология: деятельностный, аксеологический, результативный, творчески-атрибутивный, технологический, нормативный и др.
Взаимосвязь понятия «физическая культура» с другими понятиями – «физическим воспитанием», «спортом», «физической рекреацией», «двигательной реабилитацией», «адаптивной физической культурой» и др.
Физическая культура как социальное явление, ее структура и функции. Характеристика исторически сложившихся форм (компонентов) физической культуры, их соотношения друг с другом и связь с основными сферами жизнедеятельности человека, специфические общекультурные и другие социальные функции физической культуры в обществе.
Современные проблемы разработки структуры и функций физической культуры и методология их определения.
Становление и основные этапы развития обобщающих научных знаний о физической культуре. Возникновение и формирование общей теории физической культуры как интегративной научно-образовательной дисциплины – важнейшая тенденция развития современного научного знания о физической культуре.
Предмет и место общей теории физической культуры в системе наук, изучающих физическую культуру, ее компоненты и связанные с ней явления. Проблематика и перспективы развития общей теории физической культуры и пути их совершенствования.
Характеристика отдельных исследовательских подходов, применяемых в общей теории физической культуры – системного, комплексного, целостного, личностного, деятельностного и др.
Структура и логика научного исследования в общей теории физической культуры
Приоритетные научные направления в области физической культуры.
Система физической культуры в России. Понятие о системе физической культуры и ее структуре. Факторы, формы и условия функционирования системы физической культуры в обществе. Исторические аспекты становления и формирования отечественной системы физической культуры. Типичные ее черты, общие принципы и направления функционирования.
Состояние физической культуры в России в связи с социально-экономическими преобразованиями в стране в конце ХХ века. Основные задачи развития физической культуры в современном обществе, предусмотренные в государственных установках социальной политики на ближайшую перспективу.
Прогнозирование развития системы физической культуры в нашей стране и в мире.
2. Управление в системе физической культуры.
Организационная структура управления физической культурой в России, основные ее иерархические уровни. Роль и место государственных, общественно-самодеятельных и других форм организации физической культуры в улучшении практики физкультурного движения. Пути повышения координации деятельности между различными органами, организациями и учреждениями по развитию физической культуры в стране.
Научное, программно-методическое, финансовое, правовое, организационное, кадровое, материально-техническое обеспечение физической культуры.
Кадровый менеджмент области физической культуры, типы «менеджеров», значение маркетинга в сфере физической культуры. Основные его функции. Содержание и специфика деятельности маркетолога. Реклама в маркетинге.
3. Общие закономерности развития физических качеств и двигательных навыков.
Физических качества и способности. Классификация физических способностей, основные закономерности и принципы их развития.
Сущность и специфическое содержание процесса развития физических способностей. Нагрузка и отдых как структурные компоненты методов направленного развития физических способностей. Проблема типологии методов развития физических способностей, их специфические особенности.
Современные тенденции в теории и методике развития силовых, скоростных и координационных способностей, выносливости, гибкости, формировании осанки и совершенствовании свойств телосложения.
Направленное развитие физических процессов как единый педагогический процесс. Компенсация и взаимокомпенсация физических способностей. Проблема «критических» или «чувственных» (сензитивных) периодов онтогенетического развития физических способностей.
Сущность и специфика обучения двигательным действиям в процессе физкультурных занятий. Система целей и задач обучения в различных видовых компонентах физической культуры.
Двигательные умения и навыки как предмет обучения в процессе физкультурной деятельности. Современные представления о сущности двигательных умений и навыках, их отличительные особенности. Роль знаний в формировании двигательных умений и навыков.
Механизмы и закономерности формирования двигательных навыков. Характеристика некоторых теорий и концепций формирования двигательных навыков.
Проблема перестройки двигательного навыка.
Перенос двигательных навыков, его виды и разновидности.
Методы, используемые в процессе разучивания и совершенствования двигательных действий.
Причины возникновения ошибок в процессе разучивания движений. Классификация двигательных ошибок. Пути их предупреждения и устранения.
Создание предпосылок готовности обучаемого к освоению действия как один из факторов успешности обучения.
Структура процесса обучения двигательным действиям, характеристика его этапов – цель, задачи и особенности, методики обучения на каждом этапе.
4. Средства и методы, используемые для формирования физической культуры человека.
Понятие о средствах формирования физической культуры человека, их классификационная характеристика.
Физические упражнения как основное специфическое средство при решении задач в области физической культуры. Суть и основные признаки физических упражнений. Классификации физических упражнений и их значение. Характеристика наиболее распространенных классификаций. Эффект физических упражнений (ближайший, отставленный, кумулятивный). Факторы, влияющие на эффективность физических упражнений.
Оздоровительные факторы природной среды и гигиенические условия как средство воздействия на физическое развитие, здоровье и работоспособность человека. Роль вербальных, сенсорных, материально-технических и других средств в педагогическом процессе.
Техника физических упражнений: основа, главное звено и детали техники. Стиль и манера техники исполнения физических упражнений. Критерии эффективности техники. Проблема классификации техники движений.
Основные характеристики техники двигательных действий.
Исходные понятия: «метод», «методологический прием», «методика», «методическое направление», «методологический подъем». Проблема классификации методов в теории физической культуры. Основные подходы к классификации методов, используемых при целенаправленном программировании физической культуры личности. Условия эффективного применения отдельных методов.
Анализ современных концепций воспитания, самовоспитания, перевоспитания личности в процессе физкультурных занятий. Средства, методы и формы занятий физической культурой в решении задач социальной интеграции (детей с девиантным поведением, «трудных подростков»).
Формирование физической культуры личности с использованием современных педагогических технологий в различных сферах физкультурной практики.
Раздел 2. Теория и методика физического воспитания
1. Теоретико-методологические и историко-логические проблемы физического воспитания.
Характеристика современных концептуальных подходов к построению и организации физического воспитания.
Проблемы организации физического воспитания в учебных образовательных учреждениях.
Состояние и пути совершенствования физического воспитания школьников, учащихся средних специальных заведений и студентов.
Современные тенденции физического воспитания взрослого населения. Проблематика исследований различного контингента взрослого населения.
Проблема оптимального построения занятий физическими упражнениями. Современная теория структуры урока и других форм физкультурно-спортивных занятий.
Проблемы изучения и оптимального нормирования нагрузок и отдыха в физическом воспитании.
Научно-методическая проблематика планирования и комплексного контроля в физическом воспитании.
Проблемы формирования личности в процессе физического воспитания.
Проблемы формирования профессионализма деятельности специалистов по физической культуре.
Спортизация физического воспитания как перспективная форма стимуляции процесса возрастного развития двигательного потенциала человека.
Модульные технологии в процессе физического воспитания людей различного пола, возраста, состояния здоровья и подготовленности.
Проблема использования средств компьютерной техники в физическом воспитании.
2. Физическое воспитание в системе дошкольного, общего среднего, специального и высшего образования.
Социально-педагогическое значение физического воспитания дошкольников.
Характеристика физического и психологического развития. Возрастная классификация детей дошкольного возраста. Цель, задачи, средства, особенности методики и формы занятий физическими упражнениями в дошкольных учреждениях и в семье.
Подготовка к обучению в школе. Характеристика программ по физической культуре детей дошкольного возраста. Оценка здоровья дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями.
Социально-педагогическое значение физической культуры детей школьного возраста.
Цель, задачи и направленность физической культуры детей школьного возраста.
Формы занятий физической культурой в системе школьного воспитания.
Содержание и особенности преподавания предмета «физическая культура» в школе. Особенности содержания и структура программы по физической культуре в начальной, основной и средней (полной) школе. Проблемы разработки авторских программ по предмету «физическая культура».
Основы физического воспитания школьников с ослабленным здоровьем. Специальные медицинские группы.
Профессионально-прикладная подготовка школьников в области физической культуры.
Технология разработки документов планирования по физическому воспитанию школьников.
Профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры.
Физическое воспитание учащихся колледжей профессионального образования и средних специальных учебных заведений.
Физическое воспитание студенческой молодежи. Цель, задачи и формы организации физкультурного воспитания студентов. Структура и содержание учебных программ по физической культуре в вузах.
Методика занятий со студентами основного, специального отделений и отделения спортивного совершенствования.
Система контрольных и зачетных требований к студентам по семестрам и годам обуче6ния.
Проблематика исследования физического воспитания в высших учебных заведениях. Пути повышения роли физической культуры в системе высшего профессионального образования в условиях его реформирования. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
Физическое воспитание людей молодого и зрелого возраста. Возрастные границы молодежного и зрелого возраста. Особенности физического развития и физической подготовленности человека в этот период.
Значение и задачи физического воспитания в молодом и зрелом возрасте. Особенности использования форм физической культуры.
Характеристика основных направлений использования физической культуры в основной период трудовой деятельности – бытового физкультурно-гигиенического, оздоровительно-рекреативного, общеподготовительного, спортивного, профессионально-производственного, физкультурно-реабилитационного.
Физическое воспитание в жизни людей пожилого и старшего возраста. Задачи, особенности методики и формы занятий.
Врачебно-педагогический контроль на занятиях с людьми зрелого, пожилого и старшего возраста.
Раздел 3. Теория и методика спорта
1. Спорт как социальное и педагогическое явление.
Основные понятия, относящиеся к спорту. Спорт в узком и широком смысле слова; подготовка спортсмена, система подготовки спортсмена, спортивная тренировка, спортивная деятельность, спортивное движение и др.
Спорт как исторически сложившаяся соревновательная деятельность. Спорт в структуре современного общества. Тенденции развития научных знаний в области спорта.
Характеристика функций спорта: престижной, соревновательно-эталонной, эвристически-достиженческой, личностно-направленного воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативной, эмоционально-зрелищной, коммуникативной, экономической и т.п. Гуманистическая направленность функций спорта. Негативные явления в спорте.
Спортивные результаты как специфический и интегральный процесс спортивной деятельности. Факторы, обуславливающие уровень результатов. Тенденции развития и современный уровень спортивных достижений в отдельных спортивных дисциплинах.
Типы и виды спорта, сложившиеся в мире и России: общедоступный (массовый) спорт (школьно-студенческий, профессионально-прикладной, физкультурно-кондиционный, оздоровительно-рекреативный, физкультурно-реабилитационный) и спорт высших достижений (супердостиженческий – любительский, профессиональный, профессионально-коммерческий: достиженческо-коммерческий, зрелищно-коммерческий).
Спорт для инвалидов (адаптивный спорт). Проблемы социальной реабилитации и интеграции, лишенных возможности наравне со всеми в обычных условиях заниматься спортом.
Факторы и условия, повышающие эффективность функционирования спорта и системы тренировочно-соревновательной подготовки.
Проблемы и перспективы развития современного международного олимпийского движения.
2. Общая теория спортивной подготовки.
Цель подготовки как представление о предполагаемом спортивном результате совместной деятельности тренера и спортсменов в конкретном соревновании или серии стартов.
Типы задач, детализирующих содержание главной цели подготовки. Характеристика задач в области физической, технической, тактической, психологической, интеллектуальной (теоретической) и интегральной подготовки.
Требования к формулировке и конкретизации целей и задач подготовки.
Факторы, обуславливающие выполнение долгосрочных целей (на тренировочный год, отдельный микроцикл годичной подготовки).
Критерии и разновидности классификации средств спортивной подготовки. Соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные упражнения как основные специфические средства подготовки. Характеристика общеподготовительных и других средств подготовки спортсменов.
Критерии классификации методов спортивной подготовки: по виду подготовки, способу применения, характеру выполнения физической нагрузки и т.д., их содержание и характерные особенности.
Основные педагогические закономерности и принципы подготовки спортсменов. Соотношение закономерностей и принципов спортивной подготовки. Соответствие системы принципов целям и закономерностям тренировочного процесса.
Основания выделения принципов, их классификация. Принципы направленности к максимуму достижений, углубленной специализации и индивидуализации; единства общей и специальной подготовки спортсмена; непрерывности тренировочного процесса; единства постепенности увеличения нагрузок и тенденции к предельным нагрузкам; волнообразности и вариативности нагрузок; цикличности тренировочного процесса; единства и взаимосвязи структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности. Характерные особенности принципов и пути их реализации в практике спорта.
Основные разделы и стороны (виды) подготовки спортсмена в процессе тренировки.
Физическая подготовка – основа спортивного мастерства. Понятие о физической подготовке спортсмена, ее виды и взаимосвязь. Основные задачи и содержание общей и специальной физической подготовки. Соотношение общей и специальной физической подготовки в зависимости от специфики вида спорта, возраста, квалификации спортсменов, этапов годичного и многолетнего циклов.
Значение технической подготовки в отдельных видах, ее виды и основные задачи. Техническая подготовка. Содержание понятий: техническая подготовка, спортивная техника, техническое мастерство. Объективные критерии оценки технического мастерства. Основы методики технической подготовки в процессе тренировки.
Тактическая подготовка как педагогический процесс, направленный на овладение рациональными (эффективными) способами ведения соревновательной борьбы спортсменом или командой. Содержание понятий спортивной тактики, спортивно-техническое мастерство, тактический замысел, тактический план. Особенности тактики в различных видах спорта.
Основа спортивно-технического мастерства – тактические знания, умения, навыки и качества тактического мышления. Задачи, содержание и методика тактической подготовки в различных видах спорта.
Психологическая подготовка спортсмена, ее содержание, виды и значение. Задачи, средства и методы общей и специальной психологической подготовки. Роль психодиагностики в процессе психологического обеспечения спортивной деятельности.
Интеллектуальная (теоретическая) подготовка спортсмена, ее значение и место в тренировке, связь с другими видами подготовки. Содержание, пути и формы интеллектуального образования и воспитания интеллектуальных способностей в процессе подготовки спортсменов.
Интегральная подготовка как процесс обеспечения слаженности комплексных проявлений всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности. Задачи, средства и методы интегральной подготовки.
Структура тренировочного процесса как основа его ценностной упорядоченности. Структура отдельных тренировочных занятий, тренировочных дней и малых циклов тренировки (микроциклов). Факторы и условия, влияющие на их структуру. Типы микроциклов.
Структура средних циклов тренировки (мезоциклов). Факторы и обстоятельства, влияющие на построение тренировки в рамках средних циклов. Типы средних циклов.
Структура больших циклов тренировки (макроциклов): годичных, полугодичных и многолетних. Факторы и условия, влияющие на структуру макроциклов. Особенности построения тренировки в подготовительном, соревновательном и переходном периодах большого тренировочного цикла.
Спортивная тренировка как многолетний процесс. Стадии и этапы многолетнего пути спортивного совершенствования. Главные тенденции изменения структуры и содержания тренировки на этих этапах.
Планирование, контроль и учет как одно из условий эффективности управления подготовкой спортсменов. Прогнозирование, моделирование в системе управления подготовкой спортсмена.
Содержание и технология перспективного, текущего и оперативного планирования подготовки спортсменов. Образцы документов планирования.
Комплексный контроль и учет в подготовке спортсмена. Разновидность контроля: оперативный, текущий, этапный. Их содержание и направленность.
Назначение, содержание и технология контроля за соревновательными и тренировочными воздействиями, состоянием подготовленности спортсмена и факторами внешней среды.
Учет в процессе подготовки спортсмена, ее значение, формы, содержание и технология проведения. Основные документы учета.
3. Теория и методика подготовки юных спортсменов.
Теория и методика юношеского спорта как один из самостоятельных разделов теории спорта, ее значение в системе образования специалистов по физической культуре и спорту.
Теоретико-методологические положения системы подготовки юных спортсменов.
Организационные и программно-нормативные основы юношеского спорта.
Система реализации принципов спортивной тренировки в процессе подготовки юных спортсменов.
Спортивная ориентация и отбор юных спортсменов. Понятия «спортивная ориентация» и «спортивный отбор». Место отбора в системе многолетней подготовки. Ступени, задачи ориентации и отбора на различных этапах многолетней подготовки.
Цель, задачи и функции спортивной ориентации и отбора. Спортивные способности и задатки. Критерии, методика и организация ориентации и отбора на этапе начальной, предварительной и углубленной спортивной специализации, максимальной реализации индивидуальных спортивных возможностей и сохранения достижений.
Основы построения тренировки юных спортсменов. Теоретические и прикладные аспекты построения учебного процесса в спортивных школах олимпийского резерва, школах-интернатах спортивного профиля, училищах олимпийского резерва.
Система тренировочных и соревновательных нагрузок юных спортсменов. Общие подходы к нормированию нагрузок юных спортсменов. Параметры и структура тренировочных и соревновательных нагрузок в годичном цикле.
Планирование, контроль и учет в подготовке юных спортсменов.
Нормативные требования в системе многолетней подготовки юных спортсменов.
Воспитательная работа с юными спортсменами.
4. Теория и методика подготовки спортсменов высшей квалификации.
Тенденции развития спорта высших достижений и направления совершенствования системы подготовки.
Эволюция междисциплинарных научных знаний о спортивных высших достижениях.
Спортивные высшие достижения как предмет аксиологического познания.
Морфология спортивных высших достижений.
Динамика и современный уровень рекордных достижений.
Прогнозирование роста мировых рекордов и олимпийских достижений. Факторы, влияющие на точность прогнозируемых спортивных высших результатов. Проблема разработки моделей сильнейших спортсменов в отдельных видах спорта.
Типичные варианты многолетней подготовки сильнейших спортсменов мира при достижении высших рекордных достижений.
Современные концепции построения тренировки сильнейших спортсменов в годичном макроцикле.
Построение этапа непосредственной предсоревновательной подготовки высококвалифицированных спортсменов к главным соревнованиям сезона.
Особенности соревновательной подготовки спортсменов высокой квалификации при установлении рекордных достижений.
Системы управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов.
5. Теория и организация массового (общедоступного) спорта.
Определение понятия массового (общедоступного) спорта. Виды и разновидности «массового» спорта в обществе.
Основные закономерности и принципы построения подготовки спортсменов «массовых» разрядов.
Особенности системы подготовки в отдельных массовых видах спорта: школьном, профессионально-прикладном, физкультурно-кондиционном и оздоровительно-рекреативном спорте.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» по педагогическим наукам Введение iconРабочая программа дисциплины
«Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» основной

Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» по педагогическим наукам Введение iconФундаментальные проблемы общей теории физической культуры
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» по педагогическим наукам Введение iconМетодика технико-тактической подготовки хоккеистов на этапе углубленной специализации
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» по педагогическим наукам Введение iconСтимулирование совместной физкультурно-спортивной активности учащихся...
Специальность 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической...

Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» по педагогическим наукам Введение iconСистема специальной подготовки высококвалифицированных бегунов на...
«Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»

Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» по педагогическим наукам Введение iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»

Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» по педагогическим наукам Введение iconВлияние силовой асимметрии ног на параметры преодоления барьера при...
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» по педагогическим наукам Введение iconИгорь Иванович дифференцированная подготовка детей 12-13 лет в группах...
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» по педагогическим наукам Введение iconФизическое воспитание студенток специальных медицинских групп на...
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» по педагогическим наукам Введение iconТхи Май Ань функциональная мышечная асимметрия у теннисистов и средства...
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную