Высшего профессионального образования восточная экономико-юридическая гуманитарная академия






НазваниеВысшего профессионального образования восточная экономико-юридическая гуманитарная академия
страница1/3
Дата публикации16.05.2015
Размер0.5 Mb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

(Академия ВЭГУ)
Кафедра педагогики и филологии
УТВЕРЖДАЮ

Ректор Академии ВЭГУ


_____________________ Е.К. Миннибаев

«31» августа 2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Технологии в физкультурно-спортивной деятельности

Специальность 032102.65 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура).

Специализация «Физическая реабилитация, лечебная физическая культура

Квалификация: Специалист по адаптивной физической культуре

Уфа

2013
1. Цели и задачи дисциплины



  1. Цель курса – освоение студентами знаний, методических и практических умений и навыков в области технологий физкулътурно-спортивной деятельности для работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями различных возрастных и нозологических групп во всех видах адаптивной физической культуры: адаптивном физическом воспитании, адаптивном спорте, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, экстремальных и креативных (художественно-музыкальных) телесноориентированных видах двигательной активности.

2. Задачи курса

Обеспечить освоение студентами основ знаний в области технологий физкультурно-спортивной деятельности, целостное осмысление содержательной стороны (средств, методов, организационных форм) профессиональной деятельности в адаптивной физической культуре;

  • сформировать у студентов практические умения и навыки выполнения основных физических упражнений, используемых в различных видах технологий физкультурно-спортивной деятельности;

  • обеспечить освоение студентами методических умений и навыков проведения занятий по различным видам адаптивной физической культуры с использованием изученных технологий физкультурно-спортивной деятельности применительно к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями различных возрастных и нозологических групп;

  • сформировать у студентов самостоятельность и творчество при использовании различных технологий физкультурно-спортивной деятельности, обеспечить освоение ими опыта творческой методической и практической деятельности в процессе применения физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов;

  • обеспечить освоение студентами опыта эмоционально-ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности в процессе практических знаний и педагогических практик на основе применения изученных технологий физкультурно-спортивной деятельности.

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Курс "Технологии физкультурно-спортивной деятельности" является основной дисциплиной цикла дисциплин специальности, формирующей практические и методические умения и навыки выпускника по специальности Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). При изучении именно этой дисциплины студенты осваивают педагогический инструментарий воздействия на лиц с отклонениями в состоянии здоровья с помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов.

Дисциплина "Технологии физкультурно-спортивной деятельности" опирается на такие дисциплины, как: теория и методика физической культуры, теория и организация адаптивной физической культуры, медико-биологические и психолого-педагогические теоретические дисциплины, дисциплину специальности "Частные методики адаптивной физической культуры". В то же время технологии физкультурно-спортивной деятельности сами выступают как база практической и методической подготовки студентов к освоению дисциплин специализаций, а также для практик по специальности и специализации.
2. Требования к уровню освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины "Технологии физкультурно-спортивной деятельности" студенты должны:

Знать:

- технику физических упражнений, составляющих основу изученных видов технологий физкультурно-спортивной деятельности;

методику обучения двигательным действиям, используемым в различных видах технологий физкультурно-спортивной деятельности;

- методику развития и совершенствования физических способностей при использовании тех или иных видов технологий физкультурно-спортивной деятельности с целью коррекции и компенсации имеющихся функциональных нарушений, профилактики конкретных заболеваний;

  • методы воспитания и самовоспитания занимающихся, особенности взаимодействия в группе, способы коррекции и регуляции психоэмоционального состояния с помощью физических упражнений;

  • особенности организации и построения занятий при реализации конкретной технологии физкулътурно-спортивной деятельности в различных видах адаптивной физической культуры;

  • показания и противопоказания для использования тех или иных физических упражнений с занимающимися различных возрастных и нозологических групп;

  • особенности медицинского и педагогического контроля и самоконтроля на занятиях с занимающимися;

  • способы оказания помощи и страховки, меры обеспечения безопасности, профилактики травматизма, создания психологического комфорта на занятиях;

  • спортивные снаряды, инвентарь, технические средства и тренажеры, используемые в различных технологиях физкультурно-спортивной деятельности.

Уметь:

- выполнять и показывать физические упражнения, составляющие основу изученных видов технологий физкультурно-спортивной деятельности;

  • формулировать задачи, подбирать средства, методы, методические приемы обучения двигательным действиям, развития и совершенствование физических способностей занимающихся, формы организации занятий;

  • проводить занятия с использованием изученных технологий физкультурно-спортивной деятельности;

  • регулировать физическую и психоэмоциональную нагрузку в процессе занятий;

  • организовывать и проводить спортивные праздники, фестивали, состязания, игры с участием занимающихся с ограниченными возможностями, включая инвалидов;

  • работать в единой мультидисциплинарной команде специалистов, сотрудничать с педагогами, воспитателями, врачами, дефектологами, логопедами, родителями детей-инвалидов;

  • правильно трактовать и учитывать в своей деятельности результаты медико-психолого-педагогической диагностики;

  • проводить педагогические наблюдения, тестирование, анализировать деятельность занимающихся и свою собственную, вносить необходимые коррективы в работу;

  • применять способы физической помощи и страховки, обеспечивать безопасность, профилактику травматизма, психологический комфорт на занятиях;

  • использовать в своей деятельности спортивные снаряды, инвентарь, технические средства, тренажеры, характерные для конкретных технологий физкультурно-спортивной деятельности;

  • осуществлять процесс воспитания занимающихся, исходя из личностно- ориентированной гуманистической концепции отношения общества к людям с ограниченными возможностями;

  • формировать у занимающихся умения и навыки самовоспитания в процессе занятий теми или иными видами физкультурно-спортивной деятельности.



3. Тематический план курса





  • Разделы.




    Аудиторные занятия (час)

    Самостоятельная работа студента

    лекции

    семинары

    ЧастьI. Теоретико-методические основы ТФСД.













    Раздел 1.1. ТФСД как учебно-педагогическая и научная дисциплина.




    1




    44

    Раздел 1.2. Классификация и характеристика технологий ФСД.




    1

    2

    50

    ЧастьII. Общая характеристика основных видов ТФСД.













    Раздел 2.1. Гимнастика для лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья.




    2

    2

    44

    Раздел 2.2. Плавание лиц, имеющих ограниченные возможности – гидрореабилитация.




    2

    2

    44

    Раздел 2.3. Коррекционно-развивающие игры в АФК.




    2

    2

    44

    Раздел 2.4. Спортивные праздники, фестивали, состязания, игры с лицами, имеющими ограниченные возможности.




    2

    2

    44

    Раздел 2.5. Туризм как метод реабилитации и оздоровления лиц с ограниченными возможностями.




    2




    44

    Раздел 2.6. Профессионально-ориентированные виды спортивной и учебно-тренировочной деятельности.




    1

    2

    44

    Раздел 2.7. Нетрадиционные виды спорта в АФК.




    1




    44

    Раздел 2.8 Нетрадиционные оздоровительные технологии.







    2

    170







    14

    14

    572



ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

  • Учебным планом предусматривается зачет в 5 семестре и экзамен в конце 6 семестра.

  • Зачет получают студенты, не имеющие задолженности за курс дисциплины. Задолженности по темам пропущенных занятий и темам, на которых студентами были получены неудовлетворительные оценки, должны быть ликвидированы. Форма ликвидации задолженностей – устная беседа с преподавателем. При наличии неликвидированных задолженностей зачет проводиться по билетам.

  • К экзамену допускаются студенты, не имеющие задолженностей за курс дисциплины. Экзамен проводиться в устной форме.



4. Содержание курса

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

ЧАСТЬ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (всего 4 часов: 2 - лекций, 2 - семинарских занятий)
Раздел 1.1 Технологии физкультурно-спортивной деятельности как учебно-педагогическая и научная дисциплина
Технологии физкультурно-спортивной деятельности (ТФСД) в профессиональной подготовке специалиста по адаптивной физической культуре. Место курса, цель курса, задачи. Технологии физкультурно-спортивной деятельности как интегрированная дисциплина.

Возникновение и развитие дисциплины. Предмет исследования технологий физкультурно-спортивной деятельности. Средства, методы и методические приемы: Основные разделы дисциплины.
Раздел 1.2. Классификация и характеристика технологий физкультурно-спортивной деятельности
Классификация технологий в зависимости от нозологических признаков (лица с нарушениями сенсорных систем, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, речи, психики). Особенности использования технологий физкультурно-спортивной деятельности в зависимости от нозологии. Классификация технологий в зависимости от применяемых средств.
ЧАСТЬ П. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 2.1. Гимнастика для лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья
Тема 2.1.1. Виды гимнастики, применяемые в работе с лицами,
имеющими ограниченные возможности.


Оздоровительные виды гимнастики (лечебная гимнастика, ритмическая гимнастика: классическая аэробика, танцевальная, аэробика с использованием предметов и приспособлений, стретчинг, калланетика, шейпинг, восточные оздоровительные системы гимнастики; атлетическая гимнастика) и особенности их применения в адаптивной физической культуре.
Тема 2.1.2. Аэробика как вид двигательной активности. Адаптивное направление аэробики.

Оздоровительная аэробика. Понятие "здоровье", соматическое, физическое, психическое, нравственное и сексуальное здоровье; предболезнь, болезнь, сущность здоровья, показатели здоровья. Характеристика влияния занятий аэробикой на организм человека. Лечебно-реабилитационное и адаптивное направления аэробики.
Тема 2.1.3. История возникновения и развития аэробики. Классификации аэробики.

Аэробные программы Кеннета Купера. Музыкальное ритмопластическое направление в гимнастике. Основоположники музыкального ритмопластического направления: Жорж Демени, Франсуа Дельсарт, Айседора Дункан и Жак Далькроз. Танцевальная аэробика Джейн Фонды и Джеки Соренса.

Классификации аэробики. Оздоровительная аэробика: аэробика высокой интенсивности, аэробика низкой интенсивности, фанк-аэробика, сити- или стрит-джем, степ-аэробика, слайд-аэробика, фитбол, аэробоксинг, тай-бо, гидроаэробика, фитнес, силовая аэробика, хо-лоренс-аэробика, йорг-аэробика. Прикладная аэробика: в спорте, для реабилитации, для рекреации.
Тема 2.1.4. Структура и содержание занятий аэробикой

Музыкальное сопровождение в аэробике. Структура занятий оздоровительной аэробикой. Содержание занятий оздоровительной аэробикой. Средства
аэробики. Термины, используемые в аэробике. Методика конструирования про­
грамм и проведение уроков аэробики. Понятие об интенсивности, объеме и величине нагрузки при выполнении аэробных упражнений. Управление нагрузкой. Методика проведения занятий аэробикой. Методика построения комплекса оздоровительной аэробики для развития основных физических способностей человека.
Тема 2.1.5. Особенности занятий оздоровительной и прикладной аэробикой с различным контингентом.

Особенности методики проведения занятий с дошкольниками, со школьниками, со студентами и пожилыми людьми. Продолжительность урока в зависимости от возраста. Направленность занятий оздоровительной аэробикой в зависимости от поставленных задач.

Тема 2.1.6. Контроль и самоконтроль в процессе занятий оздоровительной аэробикой.

Субъективные показателя самоконтроля (настроение, самочувствие, желание заниматься, переносимость занятий, болевые ощущения, потоотделение, сон, аппетит). Объективные показатели самоконтроля (частота сердечных сокращений, рост - длина тела, вес - масса тела, мышечная сила, температура тела, телосложение). Дневник самоконтроля. Функциональные тесты, пробы, индексы, номограммы (проба Генчи, проба Штанге, проба Серкина, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), жизненный индекс, артериальное давление (АД), тест РWС170, Гарвардский степ-тест, тест Руфье-Диксона, ортостатическая проба, клиностатическая проба, проба Летунова, проба Ромберга, теппинг-тест, 12-минутный тест Купера). Тестирование физических качеств. Метрологические требования к тестам и процедуре тестирования.
Тема 2.1.7. Гигиена питания при занятиях оздоровительной аэробикой.

Сбалансированное питание, правила рационального питания. Жиры, белки и углеводы. Витамины и микроэлементы. Расход энергии при занятиях различными видами физических упражнений. Режим питания. Организация питания при занятиях оздоровительной аэробикой (цель - снижение толщины жировых складок с повышением силы и выносливости основных мышечных групп, цель - уменьшение мышечной массы и подкожного жира, цель - увеличение объема мышц и сохранение количества подкожного жира, цель - увеличение мышечной и жировой массы). Биологически активные добавки (БАД). Теория адекватного питания и трофологии.
Тема 2.1.8. Методика построения комплекса низкоударной аэробики для лиц, имеющих ограниченные возможности.

Особенности методики построения комплекса для лиц, имеющих нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, психики (особенности подбора средств, методов, методических приёмов). Психолого-педагогические основы проведения занятий с лицами, имеющими ограниченные возможности. Использование методик оздоровительной аэробики в адаптивном физическом воспитании, адаптивной двигательной рекреации.
Тема 2.1.9. Фитбол-аэробика в адаптивной физической культуре.

История фитбола. Физиологические воздействия фитбола на организм за­нимающихся. Особенности занятий с использованием фитбол-мяча, показания и противопоказания к занятиям на фитбол-мячах. Подбор мяча. Методика составления оздоровительного комплекса фитбол-аэробики. Методика обучения техники выполнения упражнений на мячах (фитболах). Особенности методики организации и построения занятий фитбол-аэробикой с лицами, имеющими нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, психики. Использование фитбол-аэробики в адаптивном физическом воспитании, адаптивной двигательной рекреации.
Тема 2.1.10. Степ-аэробика в адаптивной физической культуре.

История возникновения степ-аэробики. Особенности занятий с использованием степ-платформ. Правила степ-тренировки. Методика обучения базовым шагам с использованием степ-платформы. Особенности методики содержания, организации и проведения занятий степ-аэробикой с учетом нозологии. Использование степ-аэробики в адаптивном физическом воспитании, адаптивной двигательной рекреации.
Тема 2.1.11. Танцевальная аэробика в адаптивной физической культуре.

Разновидности танцевальной аэробики (фанк-аэробика, афро-аэробика, кардио-фанк, самб-аэробика, хип-хоп-аэробика, латин-аэробика, джаз-аэробика). Использование танцевальной аэробики в адаптивной физической культуре (в адаптивном физическом воспитании, адаптивной двигательной рекреации, в креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практиках.) Танцы на инвалидных колясках.
Тема 2.1.12. Шейпинг как научная комплексная система физической культуры. Шейпинг - тестирование. Компьютерная шейпинг программа: компьютерное моделирование фигуры, характеристика параметров индивидуальной тренировки, рекомендации по обеспечению сбалансированного питания, биологические ритмы, критерии оценки и анализ эффективности занятий, контроль и самоконтроль на занятиях шейпингом. Порядок составления основных упражнений в шейпинге. Комплексы физических упражнений в шейпинге (для мышц ног, для мышц туловища в переднезаднем направлении, для мышц рук, для косых мышц туловища). Особенности подбора упражнений в шейпинге для коррекции телосложения. Особенности организации и содержания шейпинга в работе с лицами, имеющими ограниченные возможности.
Тема 2.1.13. Стретчинг в адаптивной физической культуре.

Стретчинг как самостоятельная система упражнений. Методы стретчинга (пассивный статический, активный статический, пассивный динамический, активный динамический, антагонистический, агонистический стретчинг, метод ПНФ (РNF-ргорriогесерtivе neuromuscular facilition). Стретчинг как средство достижения релаксации. Методика организации и проведения стретчинга (индивидуального и группового) в адаптивной физической культуре (как ЛФК - для восстановления после заболеваний, травм, повреждений, как средство корригирующей гимнастики). Гибкость, виды гибкости. Принципы и структура стретч-занятия.
Тема 2.1.14. Калланетика - система физических упражнений Каллан Пинкни.

Калланетика как метод коррекций проблемных зон в организме человека. Технология конструирования программы занятий калланетикой. Методика организации и проведения занятий по системе Каллан Пинкни. Дыхание при выполнении упражнений по системе Каллан Пинкни. Место калланетики в адаптивной физической культуре. Противопоказания к занятиям калланетикой.
Раздел 2.2.Плавание лиц, имеющих ограниченные возможности, гидрореабилитация.
Тема 2.2.1. Аква-фитнес в адаптивной физической культуре.

Направления аква-фитнеса (гидроаэробика-аквааэробика, гидро-тай-бо, гидрошейпинг, гидропрофилактика). Акватлон (подводная борьба, подводный хоккей, регби под водой и др.). Опыт работы "Ассоциации оздоровительного плавания Санкт-Петербурга". Воздействие физических свойств воды на тело человека. Специальное плавательное снаряжение (плавательные пояса, трубки, водные гантели и ножные манжеты, рукавицы и перчатки, ступеньки, водные ботинки и жилеты, пенопластовые доски, пластмассовые тарелки, пластмассовая канистра-бутылка). Методика составления программы циклического тренинга. Методика составления программы упражнений на развитие мышечной силы и выносливости. Упражнения в воде на растягивание и расслабление. Групповая релаксация. Парная релаксация. Индивидуальная релаксация. Осо­бенности организации и проведения занятий гидроаэробикой с учетом нозологии.
Тема 2.2.2. Гидрореабилитация как педагогический процесс.

Место гидрореабилитации в системе профессионального образования. Гидрореабилитация лиц после травм и ампутаций, при ДЦП, аутизме, болезни Дауна, олигофрении, эпилепсии, гемипарезе, микроцефалии, гидроцефалии, диабете, сколиозе, ЗПР, ожирении, алкогольной зависимости и наркомании. Преимущества водных занятий во время беременности. Гидрореабилитация детей-инвалидов: новорожденных и грудного возраста. Оборудование и инвентарь при проведении занятий по гидрореабилитации. Критические ситуации и методика их преодоления при обучении плаванию ребёнка-инвалида. Методика преодоления водобоязни. Особенности организации и проведения игр в воде.

Раздел 2.3. Коррекционно-развиваюшие игры в АФК.
Тема 2.3.1. Социальная сущность и значение игры.

Основные концепции игры. Биологические, психологические и педагогические аспекты игры. Виды игр для детей и взрослых, педагогические группировки и классифи­кации. Характерные особенности игровой деятельности, игрового метода и подвижных игр.
Тема 2.3.2. Подбор и моделирование игр в адаптивной физической
культуре.


Постановка цели и определение задач, решаемых в процессе игры. Нормирование нагрузки в процессе игровой деятельности. Педагогический контроль. Основные педагогические требования к проведению игры. Особенности в подготовке, организации и руководстве игрой, используемой в работе с лицами, имеющими ограниченные возможности. Игры, направленные на установление психологического контакта.
Тема 2.3.3. Подвижные игры для детей с нарушением в развитии.

Методика и организация подвижных игр с детьми с нарушением зрения.

Спортивные игры для незрячих - роллингбол, голбол, торбол.

Методика и организация игр с детьми глухими и слабослышащими.

Методика и организация подвижных игр и речитативно-игровых композиций для детей с нарушением речи.

Подвижные игры для детей с поражением опорно-двигательного аппарата (церебральным, спинальным, ампутационным) и с врожденными пороками развития конечностей.

Баскетбол на колясках.

Методика и организация подвижных игр с лицами, имеющими нарушения интеллекта.

Песочная и игровая терапия (обучающие, познавательные и проективные игры на леске).

Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры умственно отсталых детей и молодых людей: индивидуальные и групповые. Подвижные игры с элементами спортивных игр с лицами, включенными по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу (СМГ).
Раздел 2.4. Спортивные праздники, фестивали, состязания, игры с
лицами, имеющими ограниченные возможности.

Организация фестиваля спорта и творчества: миссия фестиваля, цель, задачи и основные принципы (на примере СОК и движения "Спешал Арт" в Санкт-Петербурге).

Организация и проведение: зимних спортивных праздников на улице; летних спортивных праздников на улице; зимних физкультурных досугов в зале; весенне-летних физкультурных досугов на улице; игровые упражнения; шуточные игры; забавы и аттракционы; семейные спортивные праздники и досуги.

Раздел 2.5. Туризм как метод реабилитации и оздоровления лиц с ог­раниченными возможностями.
Виды туризма в РФ (спортивный, оздоровительный, экскурсионный). Социальный туризм в обществе глухих и слепых.

Роль природных факторов в восстановлении нарушенных процессов в организме человека. Методика организации туристических походов с лицами, имеющими поражения опорно-двигательного аппарата. Особенности организации реабилитационного туризма. Противопоказания для участия в туристических мероприятиях.

Спортивные походы при заболеваниях органов слуха и речи; органов зрения; нервной системы; психики.

Техника безопасности в туризме. Семейный туризм среди людей с ограниченными жизненными возможностями. Основы туристической техники. Основы ориентирования на местности. Методика преодоления экстремальных ситуаций в походе.
Раздел 2.6. Профессионально - ориентированные виды спортивной и
учебно-тренировочной деятельности.

Тема 2.6.1. Понятия и классификация профессионально-ориентиро­ванных видов спортивной и учебно-тренировочной деятельности.

Профессионально-ориентированные виды спортивной и учебно-тренировочной деятельности как виды деятельности, позволяющие формировать у будущих специалистов по адаптивной физической культура, ощущения, восприятия, представления, возникающие у спортсменов-инвалидов в процессе занятий различными видами адаптивного спорта; осваивать студентам знания, умения, навыки, развивать и совершенствовать у них физические качества и способности, характерные для того или иного вида адаптивного спорта, а также приобретать опыт эмоционально-ценностного отношения и творческой деятельности в сфере будущей профессии.

Классификация профессионально-ориентированных видов спортивной и учебно-тренировочной деятельности в зависимости от способов включения студентов в занятия тем или иным видом адаптивного спорта: 1) использование специального оборудования и инвентаря в видах адаптивного спорта, разработанных для спортсменов-инвалидов; 2) моделирование тех или иных ограничений двигательной деятельности, обусловленных конкретной патологией (или сочетанием патологий); 3) участие в спортивной и учебно-тренировочной деятельности совместно со спортсменами-инвалидами.

Систематизация профессионально-ориентированных видов спортивной и учебно-тренировочной деятельности в рамках основных направлений адаптивного спорта: паралимпийском, сурдлимпийском, Специальном Олимпийском.

Профессионально-ориентированные виды спортивной деятельности в программе Всероссийских Универсиад для студентов, обучающихся по специальности адаптивная физическая культура.
Тема 2.6.2. Профессионально-ориентированные виды спортивной и учебно-тренировочной деятельности с использованием спецоборудования и инвентаря.

Техническая, физическая, тактическая, теоретическая и психологическая подготовка студентов в видах адаптивного спорта, разработанных специально для спортсменов-инвалидов: голболе и торболе, в биатлоне (для незрячих), в хоккее на полу, катании на роликовых коньках (для лиц с поражением интеллекта), в боччиа (для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата) и др.
Тема 2.6.3. Профессионально-ориентированные виды спортивной и учебно-тренировочной деятельности, моделирующие ограничения движений.

Техническая, физическая, тактическая, теоретическая и психологическая подготовка будущих специалистов по адаптивной физической культуре в видах адаптивного спорта для лиц с теми или иными ограничениями двигательной деятельности, которые моделируются у студентов.

Моделирование ограничений двигательной деятельности студентов путем искусственной депривации зрения (темные очки, повязка на глаза и т.п.), слуха (наушники и т.п.); иммобилизации суставных движений (в локтевом, плечевом, голеностопном, коленном, тазобедренном суставах), сочетания перечисленных способов ограничения двигательной активности (первая подгруппа второй группы).

Моделирование ограничений двигательной деятельности студентов путем использования специальных технических средств (инвалидная коляска, санки, сидение для легкоатлетических метаний и т.п.) или специальных условий спортивной деятельности (в волейболе сидя и т.п.), предусмотренных правилами соревнований в различных видах адаптивного спорта (баскетбол, спортивные танцы, регби, теннис и др. виды спорта на инвалидных колясках; хоккей с шайбой и гонки на льду в санях; легкоатлетические дисциплины из программы паралимпийских игр; дзюдо, голбол, биатлон для незрячих и т.п.) (вторая подгруппа второй группы).
Тема 2.6.4. Профессионально-ориентированные виды спортивной и учебно-тренировочной деятельности, проводимые совместно со спортсменами-инвалидами.

Техническая, физическая, тактическая, теоретическая и психологическая подготовка будущих специалистов путем участия в спортивной и учебно-тренировочной деятельности совместно со спортсменами-инвалидами (в качестве партнеров или соперников в спаррингах).

Программа "объединенный спорт" в Специальном Олимпийском движении и участие в ней студентов (особенно младших курсов), обучающихся по специальности адаптивная физическая культура. Участие студентов в спортивной и учебно-тренировочной деятельности совместно со спортсменами-инвалидами в видах адаптивного спорта паралимпийского, сурдлимпийского и Специального Олимпийского движений (в зависимости от особенностей постановки адаптивного спорта в конкретном регионе).
Тема 2.6.5. Профессионально-ориентированные виды спортивной и учебно-тренировочной деятельности в радиальном баскетболе (питербаскете)

Возможности отработки профессионально важных качеств будущих специалистов по адаптивной физической культуре, необходимых в видах адаптивного спорта различных направлений; паралимпийского (радиальный баскетбол в колясках, сидя), сурдлимпийского (радиальный баскетбол с использованием наушников), Специального Олимпийского (объединенный спорт в радиальном баскетболе), с помощью новой игры - радиальный баскетбол (питербаскет).
Раздел 2.7. Нетрадиционные виды спорта в адаптивной физической культуре.
Тема 2.7.1. Методика организации и проведения игры в дартс.

История происхождения игры. Общие правила игры в дартс. Методика обучения техники игры в дартс. Разновидности игры в дартс. Организация и проведение соревнований по дартсу среди лиц, имеющих поражения опорно-двигательного аппарата (на примере работы Федерации дартса в Санкт-Петербурге). Методика и организация игры в дартс с лицами, имеющими нарушения функций зрительного анализатора (коррекционная направленность игры в дартс).
Тема 2.7.2. Методика организации и обучения игры в мини-футбол.

Правила игры в мини-футбол. Отличие мини-футбола от футбола. Методика обучения техническим и тактическим приемам. Использование игры мини-футбол в работе с детьми, имеющими нарушение интеллекта.
Тема 2.7.3. Организация и методика проведения игры в радиальный
баскетбол "Питербаскет"


Питербаскет - новая модификация баскетбола. Правила игры. Игровое поле (разметка). Инвентарь для игры в питербаскет. Основные положения игры. Состав команд. Использование адаптированного варианта - Питербаскет-валид - в спортивном движение людей с ограниченными физическими возможностями.

Питербаскет-валид в психологической реабилитации.

Раздел 2.8. Нетрадиционные оздоровительные технологии.
Тема 2.8.1. Психогимнастика в адаптивной физической культуре.

Структура комплекса психогимнастики. Содержание курса психогимнастики (20 занятий). Основные понятия, связанные с переживаниями основных эмоций. Представления, оценивающие личностные качества человека. Психогимнастические упражнения. Музыкальное оформление занятий. Организация и методика проведения тренингов по психогимнастики с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, включая инвалидов.
Тема 2.8.2. Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ).

АПГ как новое направление массовой оздоровительной физической культуры. Принципы АПГ (иерархии, непрерывности и самосовершенствования).

Основа АПГ - совершенствование качества процесса движения от физического до мыслительного и нравственного. Понятие качества процесса движения (степень слитности и непрерывности движения). О понятии комфортности, асинхронности движения в АПГ. Основы знаний АПГ. Элементы АПГ. Комплекс АПГ: разминка, фронтальное перемещение, боковое перемещение, круговое перемещение, свободное перемещение, суставной массаж и упражнения на растягивание, танцевальные шаги, бег. Использование АПГ в работе с лицами, имеющими ограниченные возможности (применительно к конкретной нозологии).
Тема 2.8.3. Оздоровительная славянская система целостного движения.

Отличия системы целостного движения от других телесно-ориентированных. Правильное и неправильное движения. Признаки нарушения принципов правильного телесного движения. Причины патодинамики. Что такое целостное движение. Диагностика в системе целостного движения. Целостное движение и заболевания человека. Целостное движение в профилактике негативных воздействий эмоциональных и физических нагрузок.

Использование системы целостного движения в профилактике и лечении болезней опорно-двигательного аппарата (комплексы упражнений). Волновая структура мира. Телесная волна.

Тема 2.8.4. Физическая культура личности и двигательная пластика у индивида.

Понятия "пластика", "пластичность". Двигательная; пластика педагога. Двигательная пластика как метабиомеханическое качество двигательного действия. Психологические и биомеханические основы пластичного двигательного действия. Методика и техника двигательно-пластической подготовки: "пантомимические шаги", "классические шаги", позиции рук в классической хореографии, система упражнений с волновой техникой. Пантомические техники.

Применение двигательной пластики в адаптивном физическом воспитании и адаптивной двигательной рекреации.
Тема 2.8.5. Танцевальная терапия в АФК.

Танцевально-экспресивный тренинг как телесно-ориентированная практика. Определение танца. Существующие теории танца (биологические, психологические, социокультурные). Положения, цели и задачи танцевалыю-экспресивного тренинга и его отличия от других теорий танца. Виды танца в истории человечества. Основные методические приемы и техники танцевальной терапии: спортивный танец, круговой групповой танец, аутентическое движения, ритмическая групповая активность, кинестетическая эмпатия, экспериментирование с движением и прикосновением, техника работы с "мышечным панцирем", - целенаправленный выбор темы танцевальных упражнений — "добро", "любовь", "зло", "счастье". Программа танцевально-эксперессивного тренинга.

Танцевальная игра как одна из частей танцевальной терапии. Танцы на
колясках для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата.


Тема 2.8.6. Адаптированная йога для всех, "Бодифлекс".

История возникновения йоги (Индия). Йоги и гипокинезия Ступени освоения йоги. Основные виды (формы) йоги. Сущность хатха-йоги. Методы физической культуры йогов. Правила при занятиях хатха йоги. Расслабление. Дыхание и прана. Упражнения для формирования воображения. Пять видов жиз­ненной энергии. Гимнастические упражнения системы хатха-йоги. Гармонизирующие комплексы хатха-йоги для детей и взрослых. Асаны. Терапевтические эффекты асан. Программа "Бодифлекс"
Тема 2.8.7. Цигун – методика укрепления здоровья.

История развития цигун-терапии (Китай). Философские основы восточной медицины: существование двух противоположных сил инь янь, энергии ци и пяти первоэлементов (вода, огонь, дерево, земля и металл). Учение об энергии ци. Методика освоения цигун. Применение цигун в АФК. Даосская дыхательная гимнастика (даоинь синации).

Динамические - физические движения всех частей тела и статические - медитационно - дыхательные упражнения. Даосские целительные звуки в работе с лицами, имеющими нарушения слуха и речи. Комплекс основных упражнений оздоровительного цигуна. Самомассаж в системе цигун.
Тема 2.8.8. Методика применения " Су -Джок терапии" в АФК.

История создания и развития "Оннури Су - Джок терапии" (Южная Корея). Области применения метода. Основные принципы базисной системы соответствия точек на кистях и стопах. Принцип "Большой палец - голова". Разбор и поиск зон соответствия. Теория восьми осей отражения. Разбор клинических примеров. Методика нахождения точек. Способы воздействия на точки и зоны соответствия. Методика воздействия: ручное, семянотерапия, увеличение, физические упражнения. Профилактика осложнений при использования метода.
Тема 2.8.9. Дыхание в коррекции и профилактики заболеваний человека.

Дыхательные гимнастики, используемые в АФК. Методика обучения рациональному дыханию. Трехфазное дыхание. Методика рыдающего дыхания. Практическое использование рыдающего дыхания. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Основной комплекс парадоксальной дыхательной гимнастики. Методика обучения стрельниковской дыхательной гимнастике. Клинические примеры использования парадоксальной гимнастики.
Тема 2.8.10. Коррекция и профилактика нарушений функций зрительного анализатора.

Коррекция близорукости (миопии) по методикам Бейтса, М. Корбет. Методика выполнения упражнения "пальминг". Методика выполнения программы"
"соляризация". Гимнастика для глаз Э.С. Аветисова. Хатха-йога для глаз. Специальные релаксационные упражнения по методике Г.Г. Демирчогляна. Гимнастические упражнения для глаз по Е.Е. Сомову. "Волшебные" игры для глаз по методике И. Смирнова и С. Фатеева.
Тема 2.8.11. Самореабилитация при травмах спинного мозга в домашних условиях.

Самореабилитация при травмах спинного мозга в домашних условиях. Классификация клинических форм травматического повреждения спинного мозга. Методика организации процесса самореабилитации в домашних условиях по Ю.Г. Михайловой. Классификация и характеристика двигательных режимов: щадящий; тонизирующий; восстановительный; тренирующий. Задачи режимов. Компоненты методики: Дыхательная гимнастика; лечение положением; пассивные и рефлекторные движения; массаж; ортостатическая гипоксия; мимическая гимнастика; закаливающие процедуры; упражнения для здоровых мышечных групп; упражнения здоровых и паретичных мышц, с преобладающей работой здоровых мышц; гипоксическая тренировка.
Тема 2.8.12. Основы ментального тренинга.

Методы регуляции психических состояний; гетерогенные методы воздействия (извне, кем-то); аутогенные методы (методы саморегуляции).

Ментальный тренинг как метод психической тренировки. Ментальный тренинг в теории спорта. Планирование ментальной тренировки. Составление программы ментального тренинга и постановка цели. Программа самостоятельного психотренинга по методике проф. Ларса-Эрика Унесталя. Основы базисного психотренинга; саморазвитие личностных качеств; спортивный психотренинг; психотренинг при подготовке к соревнованию. Области применения ментального тренинга в АФК.
Тема 2.8.13. Метод формокоррекционной ритмопластики. Программа "Отражение”.

Понятие формы и ритма в природе. Структура занятия по методу формо­коррекционной ритмопластики. Цель и задачи метода. Составляющие компоненты метода (медитативная гимнастика и лепка). Основные аспекты авторского метода: энергетический; экстериоризации; самоутверждения; самосовершенствования. Технология реализации метода. Структура программы "Отражение". Планирование занятий. Использование формокоррекционной ритмопластики в АФК.


Тема 2.8.14. Метод лечебной релаксационной пластики (РЛП).

Содержание ЛРП. Цели и задачи. Биоэнергетическая система человека. ПФУ как средство для био- и психофизической коррекции организма человека. Основные лечебные и профилактические позы (асаны). Основные элементы индийского танца, применяемые в ЛРП. Понятие "мудры" и "хасты". Связь "чакры - хасты". Возможности их применения в лечебных, профилактических и психорегуляционных целях. ЛРП, как средство психорегуляции.
Тема 2.8.15. Оздоровительная система М. Норбекова. Система психо­соматической саморегуляции.

Основы учебной системы саморегуляции. Постановка цели и задач. Основные правила, заповеди и запреты. Планирование программы занятий. Структура занятий. Лечение мыслью. Составляющие компоненты системы: аутомануальный комплекс (массаж БАТ); упражнения для суставов рук, ног и позвоночника; дыхательная медитативная гимнастика; коррекция зрения; коррекция слуха; коррекция заикания; тренировка эмоций; варианты медитации; медитативный аутомассаж. Использование системы в работе с лицами, имею­щими ограниченные возможности.
Тема 2.8.16. Верховая езда в коррекционной, реабилитационной и рек реационной работе с лицами, имеющими ограниченные возможности, включая инвалидов.

Иппотерапия - метод реабилитации и социальной адаптации. Показания и ' противопоказания к использованию лечебной верховой езды. Применение иппотерапии для детей с диагнозами детский церебральный паралич (ДДП) и аутизм. Методика организации и проведения занятий по лечебной верховой езде. Организация соревнований по выездке среди инвалидов. Программа Паралимпийского конного спорта.


5. План практических и семинарских занятий
1. Введение в предмет. Классификация в н/т.

2. Организация, проведение и правила соревнований в н/т.

3. Основы методики обучения технике приемов игры.

4. Школьная программа по настольному теннису, содержание разделов комплексной школьной программы.

5. Организация и проведение рекреационных занятий по н/т в детских лагерях отдыха.

6. Значение рекреационной физической культуры для будущего специалиста-работника умственного труда.

7. Значение средств физической культуры в повышении работоспособности студента и профилактике утомления.

8. Основные требования к организации здорового образа жизни студента.

9. Организация здорового образа жизни студента.

10. Влияние настольного тенниса на совершенствование различных систем организма человека.

К видам самостоятельной работы студентов относится: - изучение правил соревнований по мини-гандболу; анализ изученных технических приемов и тактических взаимодействий в мини-гандболе; анализ школьной программы; подбор средств и методов для составления конспекта урока и план - схемы обучения рекреационной физической культуре средствами мини-гандбола.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Высшего профессионального образования восточная экономико-юридическая гуманитарная академия iconР. Ф. Габидуллин «29» августа 2011 г
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Восточная экономико-юридическая гуманитарная...

Высшего профессионального образования восточная экономико-юридическая гуманитарная академия iconВысшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая...
Направление подготовки: 080200. 62 менеджмент, 081100. 62 государственное и муниципальное управление

Высшего профессионального образования восточная экономико-юридическая гуманитарная академия iconВысшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая...
Дисциплина «Проблемы преодоления противодействия уголовному судопроизводству» является дисциплиной уголовно-правовой специализации...

Высшего профессионального образования восточная экономико-юридическая гуманитарная академия iconВысшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая...
Курс «Организация, формы и методы психокоррекции и психотерапии» предусматривает овладение студентами основными формами и методами...

Высшего профессионального образования восточная экономико-юридическая гуманитарная академия iconВысшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая...
Дисциплина «Афазиология» является частью цикла «В. Од профессиональный цикл» ооп впо по направлению подготовки 050700. 62 Специальное...

Высшего профессионального образования восточная экономико-юридическая гуманитарная академия iconВысшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая...
Дисциплина «Средневековая культура», является дисциплиной специализации общепрофессионального цикла по подготовке специалистов 0304001....

Высшего профессионального образования восточная экономико-юридическая гуманитарная академия iconВысшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая...
Направления подготовки: 050100. 62 Педагогическое образование, 034400. 62 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии...

Высшего профессионального образования восточная экономико-юридическая гуманитарная академия iconВысшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая...
И в этой связи, студентам также необходимо получить навыки правильного применения норм различных отраслей права, регулирующих оборот...

Высшего профессионального образования восточная экономико-юридическая гуманитарная академия iconВысшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая...
Дисциплина «Методология исторической науки стран Европы и Америки», является дисциплиной специализации по подготовке специалистов...

Высшего профессионального образования восточная экономико-юридическая гуманитарная академия iconВысшего профессионального образования «восточная экономико-юридическая...
Дисциплина «Методика преподавания литературы» является вариативной частью блока 1 ооп впо по направлению подготовки 45. 03. 01 «Филология»,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную