Пояснительная записка Декоративно прикладное искусство является программой внеурочной деятельности художественно эстетической направленности. Она разработана на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология»






Скачать 281.27 Kb.
НазваниеПояснительная записка Декоративно прикладное искусство является программой внеурочной деятельности художественно эстетической направленности. Она разработана на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология»
страница1/3
Дата публикации26.07.2015
Размер281.27 Kb.
ТипПояснительная записка
l.120-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3
Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

Утверждаю:______________

Директор МКОУ ДОД «ЦДТ»

Гончарова Е.Я.

Образовательная программа дополнительного образования детей.

декоративно – прикладного творчества.

Страна Мастеров”

Возраст детей: 8-14 лет

Срок реализации – 5 лет

Программу составила

педагог дополнительного образования

Никитина А.А.

Троицкий муниципальный район

п.Кварцитный

Информационная карта программы

Тип программы : модифицированная

Образовательная область : технология

Направленность деятельности : художественная – эстетическая

Способ освоения содержания образования : эвристический (творческий), практические занятия

Уровень освоения содержания образования : технологический, творческий, общекультурный

Уровень реализации программы : общеразвивающий

Формы реализации программы : групповая, индивидуальная, коллективная

Продолжительность реализации программы : 5 лет

Пояснительная записка

Декоративно – прикладное искусство является программой внеурочной деятельности художественно – эстетической направленности. Она разработана на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями: развитие общей способности к творчеству, умение найти своё место в жизни. Предусматривает развитие у обучающихся художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Программа ориентирует младших и старших школьников на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок и картин.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта и духовности через мастерство. Предусматривается целый ряд заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, развитие фантазии. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Новизна данной программы заключается в трёх направлениях:

- Вязание спицами и крючком - вязание, т.е. испытание современных технологий для более качественного усвоения материала воспитанниками;

- Виды вышивок - вышивка лентами, крестиком и бисером для изучения разнообразных тем данного направления: панно, букеты, украшения, оформление подарков;

- «Бисероплетение» - вышивка и сувениры с использованием внедрения современных тенденций искусства в образовательном процессе с целью приобретения новых знаний, умений и навыков.

Цели:

  • раскрыть перед обучаемыми социальную роль изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства;

Задачи:

  • привить интерес к работе с пряжей, лентами и нитками, бисером и побудить желание совершенствования в данном направлении декоративно-прикладного творчества;

  • развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к своим работам;

  • воспитывать способность мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные произведения декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Программа способствует:

  • повышению внутренней мотивации ребенка;

  • появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий из пряжи, ленты, нитками - мулине и бисера;

  • возникает желание добиться планируемого результата;

  • приобретается навык самостоятельной работы;

  • развитию тонких движений пальцев рук;

  • созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;

  • показу красоты и неповторимости изделий, выполненных из бисера.

Вязание спицами и крючком (первое направление)

Задачи:

1. Развивать у учащихся творческие способности и фантазию.

2. Формировать у детей терпение, старание и аккуратность.

3. Совершенствовать умение владеть ручным видом рукоделия – вязанием спицами и крючком.

4. Воспитывать потребность к самосовершенствованию.

Образовательная программа «Страна мастеров» рассчитана на 5 лет , для детей возраста 8 – 14 лет, которые хотели бы познакомиться с древним, интересным и полезным видом рукоделия – ручным вязанием.

Этапы обучения по образовательной программе следующие:

  1. Формирование у обучающихся общих представлений о значении ручного труда.

  2. Развитие навыков, воображения, воплощение замысла, творчества.

  3. Умение проектировать, конструировать, моделировать, наработать мастерство.

Вязание не только успокаивает и помогает отвлечься от повседневных проблем, но и открывает в человеке новые грани творчества.

В вязании самое притягательное- неограниченная возможность для создания творческих работ.

Сам процесс вязания и вышивания– это своего рода разрядка, снятие ежедневного стресса и отдых. Ритмичные движения успокаивают нервную систему, а полученная в результате красивая вещь приносит радость.

Вышивка (второе направление)

Задачи:

1. Воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, Родине, семье в условиях образовательного пространства региона с учетом социально-экономических, национально-эстетических, природно-климатических и культурно-исторических особенностей.

2. Формирование личностной самооценки способствующей дальнейшему развитию личности.

3. Воспитание предприимчивости, коллективизма, культуры поведения, достижение учащимися определенного уровня социализации, готовности самостоятельному решению различных жизненных проблем, а также выявление индивидуальных особенностей личности, интересов, способностей творческих возможностей.

Данное направление знакомит детей традиционными видами народного творчества – это вышивание крестом, гладью, вышивка атласной лентой, вышивка бисером, аппликация.

Народное искусство, как искусство любого народа, отражает отношение к своему труду и к жизни в целом. Оно создавалось на протяжении столетия непосредственной связи с жизнью и бытом народа, и передавалось от матери к дочери, благодаря многим поколениям у нашего народа сложились свои самобытные способы изготовления и оформления бытовых изделий, одеждах и украшений.

Вышивка – один из традиционных видов народного творчества. Вышивка является одним из древнейших очень распространенных способов украшения одежды.

«Бисероплетение» (третье направление)

Данная область рукоделия составлена с учетом требований современной педагогики, апробирована в детском коллективе в течение нескольких лет и корректировалась с интересами учащихся с учетом современной жизни.

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста. Работа с обучаемыми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.

На занятиях бисероплетения учащиеся получают знания, умения и навыки в данной области, красотой, неповторимостью, с преимуществом изделий выполненных из бисера, а также приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретного изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами и проволокой, нитками, иголкой. Изложение учебного материала имеет ту эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания; самоопределения и самоутверждения в коллективе и жизни в целом; общения в совместной деятельности сверстников; самоуважения и укрепления статуса обучаемого, популяризируя даже незначительные успехи в сфере обучения.

На первом году обучения обучаемые получают элементарные навыки работы с бисером, овладевают способами плетения (петельный, параллельный, игольчатый). Дети учатся низать бисер на проволоку, читать схемы, плести сказки.

Познакомив учащихся с увлекательным искусством бисероплетения, дав начальные знания предмета, педагог прививает интерес к дальнейшей работе с бисером, пробуждает желание совершенствоваться.

На втором году обучения учащиеся закрепляют умения и навыки работы с проволокой полученные на первом году обучения; продолжают овладевать более сложными приемами бисероплетения (ажурная сетка, ткачество, вышивка). Знакомятся со способами совмещения цветовой гаммы в изделиях. Именно на этом этапе проявляется творческая активность обучаемых на занятиях, способность мыслить, сочинять, создавать необычные затейливые вещи на основе полученных ранее знаний.

Результаты третьего года обучения - оформление детьми более сложных работ на основе составленных эскизов (панно и композиций, колье, ожерелий, сумок для сотовых телефонов, галстуков). В этой деятельности проявляются миросозерцание и миропонимание окружающей природы, самоутверждение в обществе, самобытность и мастерство подрастающего поколения.

По окончании обучения дети оформляют большую выставку. Каждый ученик с помощью педагога разрабатывает эскиз, выбирает цветовую гамму бисера, нитки или проволоку, определяет сюжет, работает с литературой. Весь технологический процесс от замысла до практического выражения обучаемые представляют на защите творческой работы.

Сверхзадачей данного курса является формирование устойчивой потребности детей к саморазвитию в постоянном творческом общении с людьми, в тяге к искусству, культуре. Всякое обучение имеет воспитывающий характер. Обучая -воспитываем, воспитывая - обучаем, поэтому в работе с детьми уделяется большое внимание воспитательной работе.

Программа четвертого года обучения

Введение в программу. Учащиеся повторяют и закрепляют знания по организации рабочего места. По технике безопасности при работе с ножницами, проволокой, бисером. Подготовка к работе. Вводное занятие. Виды бисера, бусин, стекляруса, виды проволоки. Схемы. Практические работы. Тренировочные упражнения параллельного, петельного, игольчатого способа плетения. Оформляют изделия для выставки.

Выполнение сказки "Муха - цокотуха", "Обитатели моря", "Знаков зодиака", подарков к праздникам. Изготовление цветов Васильки, Лилии, Георгины, Нарциссы.

По результатам второго года обучения учащимся присваивается звание "Мастеровой".

Программа пятого года обучения

Введение в программу. Повторение техники безопасности по работе с ножницами, иголкой, нитками, бисером. Повторение техник плетения (параллельного, петельного, игольчатого). Знакомство с приёмами и способами (ажурная сетка колечки, ажурная сетка ромбы, ткачество без станка) плетения различных колье, цепочек, закладок для книг, оплетением пасхальных яиц. Выбор цветовой гаммы бисера. Выбор бисера по форме и размеру. Выполнение эскизов. Изготовление панно и композиций по выполненным эскизам.

На итоговых уроках демонстрируются творческие работы. Готовится и проводится итоговая выставка.

По результатам третьего года обучения учащимся присваивается звание "Мастер".

Методика работы по курсу "Бисероплетение"

Прежде чем приступить к изготовлению изделий из бисера, внимательно ознакомьтесь с техникой плетения и сделайте пробный образец. Желательно использовать указанный размер бисера.

Параллельное плетение

 

Параллельное плетение применяется при плетении цветов (листьев, чашелистиков, лепестков). Изготовление сказок (голова, туловище, руки, ноги), мебели, украшений.

Петельное плетение

 

Петельное плетение применяется при плетении подвесок, завязок, лепестков, листьев, цветов.

Игольчатое плетение

Игольчатый способ плетения применяется при плетении подвесок, украшений, цветов (листья, лепестки).

Методика работы.

Образовательная трехгодичная программа "Бисероплетение" составлена с учетом требований современной педагогики и корректировалась в процессе работы в соответствии с интересами учащихся младшего школьного возраста.

Основная задача первого года обучения - познакомить детей с увлекательным видом рукоделия, дать начальные знания предмета, привить интерес к бисероплетению, побудить желание далее совершенствоваться в этом направлении декоративно - прикладного творчества, расширить свой кругозор.

Второй год обучения посвящен закреплению уже полученных знаний, навыков и умений, овладению более сложными приемами бисероплетения. Именно в этот период обучаемые проявляют творческую активность, сочиняют, создают необычные затейливые вещи, участвуют в конкурсах и фестивалях, выставках.

Результаты третьего года обучения - сложные панно и картины, колье, ожерелья. Проявляется пик творческой активности, все своё мастерство обучаемые вкладывают в свою творческую работу.

Процесс обучения должен исходить из жизненного опыта детей, их представлений об окружающем мире.

В кружке совместно со сверстниками и педагогом, под его чутким руководством, дети осваивают понятия об удобстве, полезности и значимости, красоте и безвкусице.

Индивидуальный подход в нашей работе создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. Именно индивидуальный подход в обучении дает раскрыться и утвердиться "трудному подростку", болезненному ребенку, социально незащищенному, замкнутому в себе.

Обучаемым всегда дается возможность выбора задания на практике по силам, часто используется помощь сверстников, что сплачивает коллектив.

Немаловажную роль играет совместная деятельность обучаемых и преподавателя в изготовлении дидактического материала к занятиям: готовых образцов изделий, схем, наборов рисунков, папок по отдельным темам, фотоальбомов.

Перед воспитанниками ставится цель аккуратно и правильно выполнять задания, соблюдая последовательность выполнения изделий из бисера.

Здесь проявляются творчество, индивидуальность, развивается соревнование между детьми. На занятиях и выставках всегда много разнообразных и ярких изделий, которые притягивают сначала своей неповторимостью, а потом побуждают детей сделать свое изделие.

Творческий рост обучаемых наблюдается постоянно, начиная с диагностики на первых занятиях, заканчивая творческой итоговой работой.

Сначала выявляются первоначальные навыки и умения в специальных упражнениях, ведется наблюдение за детьми. Затем обучаемые, получают азы мастерства: воспитывается правильная координация мелких движений, усидчивость, аккуратность, появляется умение работать, особое внимание уделяется технике безопасности.

Далее элементарные упражнения перерастают в более сложные, идет пополнение багажа знаний и умений, все больше подключается творчество детей.

О своей деятельности ребята регулярно отчитываются на выставках после изучения пройденной темы. Лучшие работы участвуют в районных, городских выставках, конкурсах и фестивалях.

По окончании курса "Бисероплетения" детские работы представляются с детальным описанием на итоговом занятии.

Формы проведения занятий разнообразны: вводное, традиционное, практическое, занятие ознакомления, усвоения, применения на практике, повторения, обобщения и контроля полученных знаний.

Особо популярны комбинированные занятия, соединяющие в себе различные методы общения с аудиторией и виды деятельности.

Немаловажная роль уделяется правильному написанию терминов и специальных слов, необходимых в изучении данного курса, которые фиксируются в индивидуальных тетрадях обучаемых. Традиционны на занятиях рассказ и беседа преподавателя не только познавательного характера, но и с воспитательной целью.

Развивает творческую активность личности обучаемых частая работа с различной литературой дома, в библиотеках школы и города. Работая самостоятельно с литературой, альбомами, иллюстрациями, ребята создают свою работу, начиная с истоков - эскиза, вкладывают мысли и душу, а не пользуются готовыми наработками.

В этой деятельности выделяются более одаренные дети. Остальные же пользуются готовыми материалами, а со слабыми ведется дополнительно индивидуальная работа.

Учет возрастных собенностей учащихся

Жизнь ребёнка характеризуется глубокой перестройкой всего организма, общим подъемом жизнедеятельности, совпадает с обучением в школе первой ступени - это переход от детского сада к школе. Данная программа курса "Бисероплетения" составлена с учетом возраста учащихся; опирается на личность ребенка в соответствии с социальными условиями жизни, адаптацией в коллективе, личностными качествами, индивидуальными склонностями и задатками, характером.

В кружке обучаются дети, которые нуждаются в заботе и те, которые позаботятся о других; "трудные", обездоленные; из многодетных и малообеспеченных семей.

Программа составлена так, что, получая общие знания, умения и навыки, подросток имеет свободный выбор занятия, самовыражания в определенном виде деятельности, проявляет личное творчество и участвует в коллективном. Обучаясь и воспитываясь в благоприятной среде, ребёнок получает всё необходимое для полноценного развития.

Свои личностные качества, учащиеся объединения проявляют в различных воспитательных и культурно-массовых мероприятиях.

Особое внимание в данной программе уделяется индивидуальному подходу в общении с детьми, поэтому в кружке традиционна диагностика, помощь логопеда, психолога, социального работника, педагога-организатора.

Межпредметные связи.

Знания и умения, полученные детьми в кружке, ощутимо дополняют школьный минимум. Работа кружка построена на доверии и общении с учителями - предметниками. Педагог должен владеть умением и писать, и считать, и красиво рисовать, и чертить, а также необходимы знания по истории, литературе, знания о природе и человеке.

Воспитательная работа в коллективе.

Индивидуальная работа

На первых занятиях кружка провести анкетирование детей и родителей с целью изучения мотивов к деятельности в декоративно- прикладном творчестве.

В начале учебного года выявить наиболее способных детей, к их обучению подходить индивидуально, по специально разработанной программе обучения, в зависимости от склонностей ребенка.

Провести соответствующую работу с родителями, к концу года подготовить с этими детьми персональные выставки для итоговых выставок.

Аналогичная работа проводится с детьми, недостаточно хорошо усваивающими программу. При изучении нового и сложного материала привлечь "сильных" воспитанников. Организовать в группе взаимопомощь в выполнении заданий.

Провести работу с целью выявления детей из неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей и оказать таким детям помощь при посещении занятий.

Культурно-массовая работа

Принимать активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества, ярмарках, тематических конкурсах, фестивалях.

Воспитательная работа

С начала учебного года проводить тематические беседы с детьми и родителями по перспективному плану, в начале и конце года Дни открытых дверей. Проводить консультации с детьми и родителями учебного и воспитательного характера, родительские собрания.

Цель и задачи I года обучения

Цель: Дать представление о значении вязания и вышивания в жизни человека.

Задачи:

    1. Формирование у учащихся общих представлений о значении вязания и вышивки.

    2. Совершенствовать умение применять схемы на практике, умение пользоваться оборудованием.

    3. Воспитывать потребность к самосовершенствованию.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Декоративно прикладное искусство является программой внеурочной деятельности художественно эстетической направленности. Она разработана на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» iconПояснительная записка. Учебно-тематический план
Программа разработана на основе типовых программ для государственных внешкольных учреждений, с учетом учебных стандартов общеобразовательных...

Пояснительная записка Декоративно прикладное искусство является программой внеурочной деятельности художественно эстетической направленности. Она разработана на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» iconМатериально-технические условия для реализации образовательных программ
Дпоп «Народные инструменты», дооп «Музыкальное искусство», программы художественно-эстетической направленности в области музыкального...

Пояснительная записка Декоративно прикладное искусство является программой внеурочной деятельности художественно эстетической направленности. Она разработана на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» iconПояснительная записка Дополнительная образовательная программа «Деревобработка»...
Дополнительная образовательная программа «Деревобработка» относится к художественно-эстетической направленности

Пояснительная записка Декоративно прикладное искусство является программой внеурочной деятельности художественно эстетической направленности. Она разработана на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» iconПояснительная записка Аттестационное испытание по дисциплине «Живопись»
Изобразительное искусство, 070801. 65 Декоративно-прикладное искусство, 071301. 65 Народное художественное творчество

Пояснительная записка Декоративно прикладное искусство является программой внеурочной деятельности художественно эстетической направленности. Она разработана на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» iconОбразовательная программа «Декоративно прикладное искусство (вязание)»
Домах культуры, которые в силу своей возможности и общей доступности организуют их досуг, занимаются патриотическим, нравственным...

Пояснительная записка Декоративно прикладное искусство является программой внеурочной деятельности художественно эстетической направленности. Она разработана на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» iconОбразовательная программа по предмету декоративно прикладное творчество
Народное декоративно-прикладное искусство одно из средств художественного воспитания школьников

Пояснительная записка Декоративно прикладное искусство является программой внеурочной деятельности художественно эстетической направленности. Она разработана на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе...
Разработана в соответствии с Примерной программой по литературе 9 класса, на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе...

Пояснительная записка Декоративно прикладное искусство является программой внеурочной деятельности художественно эстетической направленности. Она разработана на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» iconОбразовательные программы с указанием учебных предметов, предусмотренных...
Образовательные программы с указанием учебных предметов, предусмотренных соответствующей образовательной программой художественно...

Пояснительная записка Декоративно прикладное искусство является программой внеурочной деятельности художественно эстетической направленности. Она разработана на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» iconПрограмма объединения дополнительного образования детей «Веселая мастерская: чудеса оригами»
Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической...

Пояснительная записка Декоративно прикладное искусство является программой внеурочной деятельности художественно эстетической направленности. Она разработана на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» iconПояснительная записка Данная образовательная программа физкультурно-спортивной...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную