Программа внеурочной деятельности «азбука вежливости»(130 ч.)






НазваниеПрограмма внеурочной деятельности «азбука вежливости»(130 ч.)
страница1/5
Дата публикации24.08.2016
Размер0.52 Mb.
ТипПрограмма
l.120-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4   5



Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Любинская средняя общеобразовательная школа № 1»


ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

« АЗБУКА ВЕЖЛИВОСТИ»(130 ч.)

Направления: духовно-нравственное, общекультурное, социальное
Автор:
Головкова Надежда Анатольевна

учитель начальных классов
разработана:2012г.

р.п. Любинский
Пояснительная записка.
Программа «Азбука вежливости» соответствует требованиям ФГОС начального общего образования и, в соответствии с программой организации внеурочной деятельности направлена на духовно- нравственное, общекультурное и социальное развитие обучающихся начальной школы.

Программа разработана на основе авторского курса по этике для начальной школы «Основы современного этикета» Л.Н. Антилоговой и на основе осмысления опыта работы с учащимися младших классов (в основном с детьми «группы риска»)

Начальная школа призвана не только научить ребенка письму и счету, правильной речи , но и сформировать нравственные качества личности, культуру поведения.

Мир в наше время требует от маленького человека эффективных навыков поведения и общения. Каждый ребенок должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Не секрет, что сегодня в нашем обществе проявляется дефицит доброжелательности, наблюдается нарушение тех общепринятых нравственных норм и принципов, которые регулируют отношения людей в обществе.

Неумение вести себя в обществе, отсутствие навыков приличных манер, дефицит культурного общения приводят не только ребенка, но и взрослого человека к нравственному обнищанию.

А ведь формирование нравственных качеств личности возможно через вовлечение детей в изучение основ современного этикета.

Дети «группы риска» зачастую занимают в общении и поведении по отношению к другим ребятам агрессивно-негативную позицию, так как большинство из них являются носителями отрицательного нравственного опыта , ориентируясь на пример своих родителей.

Результаты исследований и ежедневные наблюдения за такими детьми показывают необходимость проведения систематической и целенаправленной работы по формированию первоначальных знаний и умений у учащихся в области этикета, ведь для них – это дальнейшее условие успешного взаимодействия в социуме. Важно помочь этим детям адаптироваться, научить их справляться со своими проблемами, сформировать нравственные качества и навыки культуры поведения.

Приоритетом в реализации программы является активное взаимодействие учеников младшего школьного возраста с социумом, таким образом, ребенок получает не только информативные знания, но и учится применять их в ситуациях реальной жизни.

Цель :

формирование этически грамотной личности, умеющей достойно вести себя в любой ситуации, уважающей себя и окружающих, обладающей внутренней культурой и хорошими манерами.
Задачи :

  1. Последовательное и систематическое знакомство с нормами этикета.

2.Обогащение конкретных представлений учащихся о нравственных качествах человека, характеризующих его с позиций добра и зла.

3.Формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни, культуры общения, доброжелательного и уважительного отношения к другим людям.

4. Развитие у детей потребности в самовоспитании и реализации таких качеств личности, как вежливость, тактичность, общительность, доброта , сострадание, готовность прийти на помощь другому.

5.Развитие общей культуры.

Формы организации: коллективные, групповые, индивидуальные

Методы деятельности: игровой, информационно-развивающий, репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, словесные и наглядные методы, практические .

Формы деятельности: игры, конкурсы, беседы, просмотр кинофильмов, мультфильмов, ролевые игры, викторины, инсценировки, концерты, экскурсии, фестивали, праздники, социальные акции.

Место проведения занятий: учебная аудитория (школа, ДДТ), музыкальная школа, художественная школа, библиотека, кинозал, музей , аквапарк, общественный транспорт, магазины, улицы поселка, парк, стадион. столовая .

Материальное обеспечение программы: транспортные средства, аудио и видеотехника, фотоаппарат, столы, стулья, канцелярские принадлежности, книги, наглядность, таблицы.

Методическое обеспечение программы: методические разработки занятий, материалы для отслеживания результатов работы, психолого-педагогическая литература.

Данная программа ориентирована на формирование универсальных учебных действий (далее – УУД)

Личностные УУД

  • самоопределение

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих

  • установка на здоровый образ жизни

Регулятивные УУД

  • понимание и сохранение учебной задачи

  • адекватное восприятие оценки учителя и окружающих

  • осуществление пошагового и итогового контроля

  • различие способа и результата действия

Познавательные УУД

  • включение в творческую деятельность учителя

  • установление причинно-следственных связей в изучаемом круге событий

  • осуществление поиска необходимой информации и выделение конкретной информации с помощью учителя

  • построение этически грамотных высказываний в устной и письменной форме


Коммуникативные УУД

  • адекватное использование коммуникативных средств для решения поставленных задач

  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

  • аргументация своего решения и координация его с решениями партнеров в сотрудничестве при выработке общего направления в совместной деятельности

Планируемые результаты

Реализация программы «Азбука вежливости» ориентирована на достижение первого, второго и третьего уровней воспитательных результатов ( далее -ВР)

ВР первого уровня:

Приобретение учеником социально-значимых знаний, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни через освоение способов межличностного взаимодействия со сверстниками, педагогами, окружающими .Проявление знания ребенком общественных норм поведения достигается в расширении социокультурного пространства, где ученик «примеряет» на себя роль пассажира, покупателя, читателя библиотеки, зрителя, слушателя и.т.д.

У ученика будут сформированы :

* внутренняя позиция на основе положительного отношения к миру, в котором он живет

* опыт культурного поведения в социальной среде

Ученик получит возможность научиться:

*задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

* преобразовывать практическую задачу в познавательную

*адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

ВР второго уровня:

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, общество, природа, труд, культура, Отечество), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

У ученика будут сформированы :

* целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и многообразии народов, культур, человеческих взаимоотношений

* отношение к иному мнению, культуре других народов

* умение быть ведущим и ведомым в совместных проектах

Ученик получит возможность научиться:

* доброжелательному и уважительному отношению к людям разных профессий, вероисповеданий, их культуре

* навыкам сотрудничества в разных ситуациях, умению вести диалог, вносить свой труд в общее творческое дело

ВР третьего уровня:

Получение учеником опыта самостоятельного общественного действия, становление человека, гражданина через взаимодействие учащихся с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это происходит во время социально-ориентированных акций.

У ученика будут сформированы :

* умения ставить вопросы, формулировать затруднения, обращаться за помощью к сверстникам и взрослым

* желание и способность прийти на помощь (посильную) и оказать ее в затруднительной для кого-то ситуации, действовать в сотрудничестве

Ученик получит возможность для формирования:

* активной жизненной позиции

* внутренней потребности добровольного участия в мероприятиях вне школы, где будет применен личный опыт делового общения ребенка, навык вежливого общения и поведения

* самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

Программа рассчитана на 3 года работы для детей 8-11 лет и предполагает решение поставленных задач средствами четырёх разделов:

1.Мир вежливости, мир хороших манер

2.Я и люди, которые меня окружают.

3.Культура внешнего вида.

4.Культура поведения в общественных местах.

В первом разделе предполагается ознакомление детей с важнейшими этикетными и этическими понятиями, с нормами этикета в речевом общении. на которые в последующем будет сделан упор в изучении программы.

В втором разделе учащиеся познакомятся с культурой отношений в семье, классном коллективе, понятиями гуманизма и дружбы, лежащими в основе межличностных отношений.

Во третьем разделе акцент делается на приобщение ребят к знаниям о себе, самовоспитании , формировании культуры внешнего вида.

Расширяются сведения о манерах поведения человека: позе, походке и о роли движений в жизни человека.

Содержание четвертого раздела направленно на формирование у учащихся знаний культуры поведения в общественных местах и умений применять их на практике.

Режим работы

Занятия в рамках программы проходят 1-2 раза в неделю. Структура занятий включает как теоретическую часть (40 минут), так и практическую ( 40 минут). Вторая часть превалирует, так как полученные знания становятся прочными в процессе закрепления их в деятельности.

В программе есть занятия , содержание которых дополняет и расширяет темы урочных занятий по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру.

Данная программа предоставляет широкие возможности для организации обучения нормам и правилам этикета, формированию у школьников детской дипломатии и нравственных норм поведения, что может облегчить период взросления и будет способствовать формированию социальной готовности выпускников начальной школы.

Преимущественные формы достижения воспитательных результатов по программе «Азбука вежливости»

*коллективная (задействованы все члены коллектива)– используется при объяснении нового материала, во время экскурсий. Это могут быть беседы, рассказы, лекции и.т.д.

*групповая (состав группы 5-8 человек).Для сплочения детского коллектива и обеспечения возможности для полной самореализации ребенка необходимо между учащимися распределить роли, специфичные для реализации различных ролевых игр.

*индивидуальная

Оценка достижения воспитательных результатов по программе «Азбука вежливости»

В соответствии с целью и задачами программы предполагается оценка эффективности ее реализации, с очередностью, предусмотренной программой.

Для усвоения программного материала используются различные методы диагностики результатов обучения: анкетирование, опрос, наблюдение, викторины, конкурсы, тесты. В процессе изучения материала в качестве контроля предлагаются отчетные выставки, концерты , соц.акции, конкурсы.

Формы подведения итогов реализации внеурочной программы:

- участие в социальных акциях

-Опросник « Знатоки Этикета»

-Опросник «Умеете ли вы общаться с людьми»

- Опросник «Соблюдаете ли вы правила этикета во внешнем виде?»

- Опросник «Усвоили ли вы правила этикета в гостях?»

- Опросник «Усвоили ли вы правила этикета в общественных местах ?»

- Методика «Какой у нас коллектив».

- Методика выявления уровня подготовленности учащихся к преодолению трудностей (Л.В. Байбородова)

-Методика выявления уровня сформированности у учащихся нравственных качеств (Р.В. Овчарова).

- Методика «Пословицы» (разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой)



Тематическое планирование второго года обучения

Разделы:

1.Мир вежливости, мир хор

2.Я и люди, которые меня окружают.

3.Культура внешнего вида.

4.Культура поведения в общественных местах.




Тема аудиторного и внеаудиторного занятия

Форма организации внеурочной деятельности

Количество часов

аудиторные

внеаудиторные

теория

практика



















1.1

Из истории хороших манер

Мини-лекция

Ролевая игра

1

1




1.2

Вежливые слова в обращении с людьми

Беседа

Практическая работа

Ролевая игра

1

1

1

1.3

Роль жестов и мимики в приветствии

Познавательная беседа

игра

1

1




1.4

Этикет знакомства

Диалог,

ролевая игра

1

1




1.5

«Ты» и «вы» в обращении

Мини-лекция

конкурс

1

1




1.6

Правила пользования мобильным телефоном

Видеосеанс,

Практическая игра

1

1




2.1

Общение со взрослыми

Познавательная беседа

Викторина

концерт

1

1

2

2.2

Двор ,где я живу

Социальный проект

1

1




2.3

Я и мои одноклассники

КТД

1

1




2.4

Я гость


Игра

вечер «В гостях у учителя»

1

1

1

3.1

Этикет и мода

Практическая работа

1

1




3.2

Повседневная одежда

Мини-лекция

Практическая работа

1

1




3.3

Волосы и головной убор

Видеосеанс

экскурсия

1




1

3.4

Роль позы во внешнем облике человека

Познавательная беседа

Конкурс пантомим

1

1




4.1

О вежливости на улице и в транспорте

Дискуссия

Прогулка,

проезд

1




2

4.2

О поведении на природе

Видеосеанс

экскурсия

1




1

4.3

В поезде и самолете

Ролевая игра

1

1




4.4

В музее

экскурсия

1




2




Итоговое занятие

выставка-концерт

1

1







Итого:




38

30

20

Тематическое планирование третьего года обучения

Разделы:

1.Мир вежливости, мир хор

2.Я и люди, которые меня окружают.

3.Культура внешнего вида.

4.Культура поведения в общественных местах.




Тема аудиторного и внеаудиторного занятия

Форма организации внеурочной деятельности

Количество часов

аудиторные

внеаудиторные

теория

практика



















1.1

Возникновение и развитие этикета в России

проект

1

2




1.2

Мимика и жесты в этикете

Мимическая игра

1

1




1.3

Многообразие приветствий

Ролевая игра

1

1




1.4

Визитная карточка

КТД

1

1




1.5

Языковые средства общения: интонация,тон

Звуковая игра

1

1




1.6

Служебный телефон

Моделирующая игра

1

1




2.1

Общение с младшими

Социальная акция

Мини-спектакль

1

1

1

2.2

Хозяева квартиры и соседи

Конкурс

викторина

1

1




2.3

Общение с одноклассниками и учителями

КТД

1

1




2.4

Прием гостей

Вечер-развлечение

1

1




3.1

Красота внешняя и красота душевная

Проблемно-ценностная дискуссия

1

1




3.2

Парадная одежда

Практическое занятие

1

1




3.3

Покупка новых вещей

Поход в магазин

1




1

3.4

Походка

Практическое занятие

1

1




4.1

О вежливости в учреждениях здравоохранения

Ролевая игра,

Экскурсия в клинико-диагностическую лабораторию

1




1

4.2

На праздничном вечере

КТД

1




2

4.3

В театре

поездка

1




1

4.4

В парке и на стадионе

Экскурсия

игра

1




2




Итоговое занятие

Конкурс эрудитов

1

1







Итого:




57

45

28
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа внеурочной деятельности «азбука вежливости»(130 ч.) iconПояснительная записка рабочая программа кружка «Азбука содержания...
«Азбука содержания животных» составлена на основе авторской программы В. А. Ясвина «Азбука содержания животных» (Примерные программы...

Программа внеурочной деятельности «азбука вежливости»(130 ч.) iconРабочая программа внеурочной деятельности «Азбука содержания животных»
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерных программ внеурочной деятельности....

Программа внеурочной деятельности «азбука вежливости»(130 ч.) iconПрограмма курса по внеурочной деятельности «Азбука содержания животных»
Главной целью научно-познавательного направления внеурочной деятельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей...

Программа внеурочной деятельности «азбука вежливости»(130 ч.) iconРабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Азбука содержания животных" для 2 класса
Главной целью научно-познавательного направления внеурочной деятельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей...

Программа внеурочной деятельности «азбука вежливости»(130 ч.) iconОбразовательная программа внеурочной деятельности «Уроки вежливости»
...

Программа внеурочной деятельности «азбука вежливости»(130 ч.) iconРабочая программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья»
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Программа внеурочной деятельности «азбука вежливости»(130 ч.) iconРабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука содержания животных»...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Маломихайловская основная общеобразовательная школа

Программа внеурочной деятельности «азбука вежливости»(130 ч.) iconРабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Будем здоровы!»
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности «азбука вежливости»(130 ч.) iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1-2 класса создана на основе авторской программы «Азбука содержания животных», автор...

Программа внеурочной деятельности «азбука вежливости»(130 ч.) iconРабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №29»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную