Государственное учреждение «Детско-юношеская библиотека Республики Карелия» Читательская культура молодежи: мифы и реальность Петрозаводск 2009






Скачать 387.9 Kb.
НазваниеГосударственное учреждение «Детско-юношеская библиотека Республики Карелия» Читательская культура молодежи: мифы и реальность Петрозаводск 2009
страница1/4
Дата публикации27.08.2016
Размер387.9 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4



Государственное учреждение

«Детско-юношеская библиотека Республики Карелия»

Читательская культура молодежи:

мифы и реальность


Петрозаводск

2009
УДК 02

ББК 78.39

Ч-69
Читательская культура молодежи: мифы и реальность / Детско-юношеская библиотека Республики Карелия ; [ сост. Т. В. Кулешова]. - Петрозаводск : ДЮБ РК, 2009. - 34 с.
УДК 02

ББК 78.39

Ответственный за выпуск: В.А. Сакина, директор ДЮБ РК

Составитель: Т.В. Кулешова, зав. отделом чтения юношества ДЮБ РК

Редактор: С.В. Золотова, зам директора ДЮБ РК

Компьютерная верстка: С.П. Шестакова, главный библиотекарь ДЮБ РК

Отпечатано в Детско-юношеской библиотеке Республики Карелия:

185035 Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д.1

Тел./факс: (8 142) 78-32-29

E-mail: dubrk@library.karelia.ru

http: //dubrk.karelia.ru

Тираж 25 экз.

© Детско - юношеская библиотека

Республики Карелия, 2009.


Содержание
От составителя………………………………………………………….с.3

Нужна ли книга современной молодежи?: по материалам круглого стола………………………......................................................................с.4

Читающая молодежь : результаты анкетирования ………………….с.7

Мишина Л.Д. Предпочтения чтения: мифы и реальность…………...с.9

Кузина Е.В. Мониторинг читательских интересов в библиотеке

учебного заведения…………………………………………….............с.15

Пилипенко Е.К. Осведомленность в области литературы выпускников

школ РК : на материале сочинений в формате ЕГЭ………………..с.25

Приложения:

«Читающая молодежь»: Анкета……………………………………..с.30

Книжный рейтинг читательских предпочтений молодежи……….с.33


От составителя
Чтение – уникальный феномен культуры. Ученые установили, что активное и продуктивное чтение, особенно художественной книги, – неотъемлемая часть жизни цивилизованного человека, развивающая его образное мышление и творческие возможности в любой сфере деятельности. Именно поэтому снижение интереса к чтению, которое наблюдается в последние годы во многих странах мира, вызывает тревогу не только у специалистов книжного и библиотечного дела, но и у широкой общественности. Энтузиасты книжного сообщества – библиотекари, педагоги, деятели культуры, книгоиздатели – констатируя, что в России социальная значимость проблем чтения недостаточно осмыслена, стремятся ввести эти проблемы в число приоритетов государственной политики в области культуры.

Цель данного методического материала – оказание помощи библиотекарям по продвижению чтения в молодежной среде. При разработке материалов использовался практический опыт библиотечных специалистов Детско-юношеской библиотеки РК (ДЮБ РК) по проведению круглого стола, посвященного проблемам чтения молодежи. В материале также представлен список литературы читательских предпочтений молодежи.

Работа адресована библиотекарям, учителям и другим специалистам, работающим с молодежью.

Нужна ли книга современной молодежи?

по материалам круглого стола
Главная проблема чтения молодежи – это качество чтения. Что читать и как, где взять «правильную» и доступную литературу, как воспитать новое читающее поколение – вопросы, волнующие библиотекарей, издателей и других деятелей культуры и образования.

Специалисты (социологи, библиотекари) отмечают, что в последнее десятилетие в России идет процесс падения уровня читательской культуры молодежи, наблюдается ситуация значительных изменений в их чтении. Мифы о «нечтении молодежи» и «кризисе молодежного чтения» не случайны. Специалисты отмечают снижение статуса чтения молодежи, ухудшение владения родным языком, их речь становится все более примитивной. В молодежной среде нарастает использование англоязычных слов.

Молодежь в России в начале ХХ1 века действительно читает, но читает «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Изменились практически все характеристики молодежного чтения: статус чтения, длительность (время чтения на досуге), способ работы с печатным текстом, репертуар и мотивы чтения, стимулы, предпочтения. Изменились источники получения печатных изданий, получение информации в целом. Можно сделать вывод, что сегодня имеет место не кризис чтения молодежи, а смена модели молодежного чтения. Черты старой модели чтения: любовь к чтению, преобладание в репертуаре чтения книг, а не журналов, разнообразный репертуар чтения (книги разных жанров), наличие домашней библиотеки, позитивное отношение к библиотеке (частое посещение библиотеки, существование своего «любимого библиотекаря»). Сейчас чтение молодежи носит эпизодический характер, случайное (неполноценное), круг чтения молодежи деформируется.

Очень тревожит отсутствие хорошей литературной критики, которая давала бы правильную оценку современным произведениям. Педагоги, библиотекари, родители должны расставлять ориентиры для молодых читателей в мире книжной продукции. Должна вновь возродиться традиция семейного чтения. Все начинается в семье. Если родители не читают, то ребенок, к сожалению,тоже не будет любить книгу.

На круглом столе «Читательская культура молодежи: мифы и реальность», проведенном в Детско-юношеской библиотеке Республики Карелия в марте 2009 года в рамках Недели детской и юношеской книги, обсуждались вопросы, связанные с чтением молодых людей. Ведущими круглого стола были Н.Б.Васильева, член Союза Российских писателей в Карелии, и Т.В.Кулешова, заведующая отделом чтения юношества ДЮБ РК. Участники круглого стола – студенты ПетрГУ, учащиеся карельского колледжа культуры (библиотечного отделения), библиотекари, читатели , преподаватели ВУЗов, писатели, журналисты. Разговор специалистов, работающих с молодежью, сопровождался мультимедийной презентацией «Что читает молодежь: мифы и реальность», состоящей из высказываний молодежи о чтении в Интернете.

В свободном живом общении шло обсуждение мифов и реальностей чтения молодежи. Участникам круглого стола было предложено рассмотреть круг вопросов по проблемам чтения молодежи:

  • Мы перестаём читать?

  • Что читает молодежь?

  • Кризис чтения или смена модели чтения?

  • Возвращается ли современная молодежь к классике?

  • Нужно ли читать книгу, читать которую модно?

  • Читать в печатном или электронном виде: что выбирают

молодые?

  • Можно ли быть успешным, не читая?

  • Библиотека как центр творческого чтения молодежи

  • Библиотекарь нового поколения глазами молодых

  • Что нужно делать, чтобы поднять престиж чтения?


Говоря о поднятии престижа чтения у молодежи, участники круглого стола обозначили задачи, которые библиотеки стараются решить сегодня и в ближайшем будущем:

- усилить одно из направлений работы библиотек - привлечение молодежи к чтению в киберпространстве. Необходимо поднимать авторитет книги и чтения в обществе, укреплять социальное партнерство, библиотекам активнее позиционировать свою деятельность;

- вернуть библиотекам статус навигаторов в мире информации о лучшей литературе для молодежи. Появились читательские группы, которые выступают сегодня лидерами чтения молодежи. Ранее эту функцию выполняли библиотеки и издательства, используя «толстые журналы». В 90-годы тираж журналов сократился, в библиотеках образовались лакуны, ощущается нехватка хороших книг. Невозможность получить качественную литературу и информацию о ней привела к отторжению молодежи от чтения и от библиотеки;

- библиотека должна стать инструментом читательского развития, так как стратегия развития чтения и стратегия развития библиотеки взаимосвязаны;

- в сегодняшней сложной и противоречивой социально - культурной ситуации изучение чтения современной молодежи становятся все более очевидными и необходимыми. Наблюдается все большее вхождение в личный и общественный быт компьютеров, растет распространение аудиовизуальных аналогов традиционных изданий. Все это оказывает сильное влияние на традиционное отношение к книгам. Складывается ситуация, когда современный молодой человек получает все больше информации не из текстовых источников. Меняется способ получения знаний. Информационная революция рождает новые средства, помогающие получить новые знания. К этому процессу наиболее интенсивно приобщается молодежь. Тем не менее, чтение было и остается мощным фактором развития личности, поэтому библиотекам необходимо активизировать работу по изучению современного молодого читателя, привлечению юношества к чтению;

- выбор форм проведения мероприятий по воспитанию читательского вкуса, популяризация художественной литературы в основном основывается на предполагаемых предпочтениях целевой группы. Поскольку мероприятия ориентированы на молодежь, то необходимо использовать презентационные, мультимедийные, мобильные формы. Именно такие формы работы позволяют активизировать читательскую и творческую активность молодых людей, повышают престиж библиотеки и книги в молодежной среде, делают чтение более привлекательным.

Взрослеют молодые люди, легко и азартно осваивающие виртуальное пространство. Это их мир. Чтобы не стала слабее связь между поколениями, чтобы не угасла важнейшая потребность человека - потребность в чтении, библиотекарям нужно быть особенно изобретательными и энергичными, идти в ногу со временем, внедряя в практику своей работы все новое и прогрессивное.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственное учреждение «Детско-юношеская библиотека Республики Карелия» Читательская культура молодежи: мифы и реальность Петрозаводск 2009 icon-
Неформалы: наброски к портрету : библиодайджест / Детско-юношеская библиотека Республики Карелия; [сост.: Е. Н. Тимофеева, Л. А....

Государственное учреждение «Детско-юношеская библиотека Республики Карелия» Читательская культура молодежи: мифы и реальность Петрозаводск 2009 iconС 83 «Страницы, опаленные войной…»
«Страницы, опаленные войной…» : (Афганская война 1979-1989 г г.) / Детско-юношеская библиотека Республики Карелия; (авт сост.: Л....

Государственное учреждение «Детско-юношеская библиотека Республики Карелия» Читательская культура молодежи: мифы и реальность Петрозаводск 2009 iconДипломатического
Профессия сотрудника фсб / Детско-юношеская библиотека Республики Карелия; авт сост.: Л. В. Орфинская, С. В. Дурнева, Т. В. Кулешова,...

Государственное учреждение «Детско-юношеская библиотека Республики Карелия» Читательская культура молодежи: мифы и реальность Петрозаводск 2009 iconБюджетное учреждение «Детско-юношеская библиотека Республики Карелия...
«Книжкиной Неделе – 70 лет!» : (методические рекомендации) / Детско-юношеская библиотека Республики Карелия; [ сост. Л. В. Чечулина]....

Государственное учреждение «Детско-юношеская библиотека Республики Карелия» Читательская культура молодежи: мифы и реальность Петрозаводск 2009 iconДетско-юношеская библиотека Республики Карелия Наша память жива Обзор...
Наша память жива : обзор современной литературы о Великой Отечественной войне / Детско-юношеская библиотека Республики Карелия; [сост....

Государственное учреждение «Детско-юношеская библиотека Республики Карелия» Читательская культура молодежи: мифы и реальность Петрозаводск 2009 iconДетско-юношеская библиотека Карелии приняла участие в X специализированной...
Дворце творчества детей и юношества состоялась X специализированная выставка «Молодежь: образование и карьера — 2014». Сотни старшеклассников...

Государственное учреждение «Детско-юношеская библиотека Республики Карелия» Читательская культура молодежи: мифы и реальность Петрозаводск 2009 iconМир подростка в современной литературе Обзор современной литературы для подростков
Мир подростка в современной литературе : Обзор литературы / Детско-юношеская библиотека Республики Карелия; [авт сост. Т. Ю. Ермолина]...

Государственное учреждение «Детско-юношеская библиотека Республики Карелия» Читательская культура молодежи: мифы и реальность Петрозаводск 2009 iconВременное положение о классификации печатной информационной продукции,...
Едеральный закон) для урегулирования порядка классификации печатной информационной продукции и нанесения на нее знаков информационной...

Государственное учреждение «Детско-юношеская библиотека Республики Карелия» Читательская культура молодежи: мифы и реальность Петрозаводск 2009 iconРеспублики Коми Юношеская библиотека Республики Коми Информационно-библиографический...
Все различны – все равны: библиографический указатель / сост. С. В. Шучалина, Т. А. Ябс; худож. И. И. Касилова; Юношеская библиотека...

Государственное учреждение «Детско-юношеская библиотека Республики Карелия» Читательская культура молодежи: мифы и реальность Петрозаводск 2009 iconПедагогическая мастерская «Алкоголь: мифы и реальность»
Мастерская «Алкоголь: мифы и реальность» рассчитана на учащихся 8 классов, проводится на обобщающем уроке после изучения всех систем...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную