Скачать 330.16 Kb.
|
Западноевропейская культура нового времени (XVII – XIX века.) 1. Западноевропейская культура XVII века По конспекту. Видным представителем фламандской школы XVII века был также Антонис ван Дейк (1599 – 1641) В его творчестве значительное место занимают картины на мифологический и религиозный сюжет «Сусанна и старцы», «Св. Иероним», «Мадонна с куропатками». Но главным жанром ван Дейка становится портрет. Он пишет портреты прелатов церкви, аристократов, богатых бюргеров. В 1632 г. художник уезжает в Англию и становится основателем школы портретного искусства в этой стране Его английские работы – портрет Карла I на охоте; портрет Томаса Уортона. В музыку в XVII веке постепенно начинают проникать светские мотивы, возникают новые жанры. В рамках стиля барокко была создана опера. Одну из первых опер написал итальянский композитор Клаудио Монтеверди (1567 – 1643). Самое известное его произведение опера “Орфей” (1606 г.), в которой впервые в музыке передана глубина человеческих чувств. Стиль барокко просуществовал в западноевропейской культуре до середины XVIII века. Классицизм В середине XVII века в Италии возникает новое направление в культуре – классицизм, который просуществовал в западноевропейской культуре до 30-х годов XIX века. В течении этого времени классицизм прошел несколько этапов развития и пережил весьма значительные изменения. В XVII веке этот стиль наиболее ярко проявился в дворянской культуре Франции. Классицизм нашел отражение в архитектуре, литературе и театре, изобразительном искусстве. Характерной чертой классицизма является обращение к традициям античности и Высокого Возрождения. Идеология классицизма сформировалась под влиянием философии Рене Декарта (1596-1650), который считал, что идеал прекрасного вечен и неизменен и он уже воплощен в произведениях античности и Высокого Возрождения. Мастера классицизма не стремились показать окружающую действительность и конкретных людей. Они создавали облагороженный мир, идеальные образы. Сюжетом для их произведений служила античная история, мифология и Библия. Большое развитие в рамках классицизма получили литература и театр. Официальным направлением в литературе Франции классицизм был признан с момента образования в 1635 г. в Париже Академии литературы. Во второй половине XVII века начинается новое развитие французского театра. В частности, в 1680 г. возник театр «Комеди Франсез». Литература классицизма делилась на высокие – трагедия, ода, эпопея и низкие – комедия, басня, сатира жанры. Сюжетам «высоких» жанров были мифология, исторические события, государственная жизнь, героями – монархи, полководцы, мученики за веру. Драматический конфликт трагедий – это борьба между общественным долгом и личными чувствами. Родоначальником классицизма в литературе Франции стал Пьер Корнель (1606 – 1684), автор трагедий «Сид», «Гораций», «Эдип» и др. Корнеля считают создателем французского театра. Также известным драматургом этого периода был Жан Расин (1639 – 1699), который написал трагедии «Андромаха», «Береника», «Федра» и др. Авторы «низких» жанров стремились показать жизнь людей среднего класса и поэтому комедии писали живым языком, без излишнего пафоса. Большое влияние на развитие мировой драматургии оказала творчество Мольера 1622 – 1673 (настоящее имя Жан Батист Паклен), знаменитого комедиографа и актера. В своем творчестве сочетал классицизм и традиции народного театра. Создал жанр социально-бытовой комедии, в который высмеивал сословные предрассудки дворян, ограниченность буржуазии, ханжество и лицемерие церковников, скупость, тщеславие. Пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной», «Тартюф, или Обманщик» вошли в золотой фонд мировой драматургии. Известным автором басен был французский поэт Жан Лафонтен (1621 – 1695), который в своем творчестве опирался на античные традиции (басни Эзопа), использовал так называемый животный эпос. В его произведениях абсолютная монархия и аристократическое общество сравнивались с царством кровожадных и хищных зверей. В это время свои знаменитые сказки написал Шарль Перо (1620 – 1703). Его сборник «Сказки матушки Гусыни» включает сказки «Спящая красавица», «Красная шапочка», «Золушка», «Кот в сапогах». В XVII в. классицизм постепенно начинает проникать в культовую архитектуру. Архитекторов занимает проблема соотношение ансамбля дворца и парка. Наиболее ярко эти идеи воплотились в строительстве Версаля – загородной резиденции французских королей. Для всех построек характерно четкость и геометрическая правильность зданий, регулярная планировка, обращение к античному ордеру. Но наиболее известными постройки классицизма были созданы в XVIII веке. Основоположником классицизма в живописи был французский художник Николя Пуссен (1594 – 1665), писавший картины на мифологические и литературные темы. Строгая уравновешенность композиции, культ природы и преклонение перед античностью – характерные черты его творчества. Наиболее известные картины «Смерть Германика», «Танкред и Эрминия», «Пейзаж с Полифемом», цикл «Времена года». В середине XVII века во Франции была основана Академия живописи и скульптуры, которая дала возможность государству управлять искусством. Также важную роль в художественной жизни Франции сыграла королевская Мануфактура Гобеленов, где создавались предметы прикладного искусства: мебель, драгоценная утварь, шпалеры и др. Реализм в живописи. XVII в. стиль реализм сформировался только в живописи. Первым реалистическим течением был «караваджизм», названый по имени итальянского художника Микеланджело Меризи де Караваджо 1573 – 1610. Стремился показать окружающую действительность, стал основателем бытовой живописи и натюрморта в искусстве Италии. В своих картинах изображал простых людей и даже изгоев общества – «Лютнист», «Игроки», «Вакх». Большое место в его творчестве занимают картины на религиозный сюжет – «Евангелист Матфей с ангелом», «Признание апостола Матфея», «Положение во гроб», но по трактовке сцен они больше похожи на бытовую живопись нежели на религиозную. Наиболее ярко реалистические тенденции проявились в живописи Голландии и Испании. Победа буржуазного строя и кальвинизма в Голландии прервала развитие монументально-декоративного искусства. Но спрос на произведения искусства был очень большим. Заказчиками выступали частные лица, и поэтому предпочтение отдавалось небольшим станковым картинам. Наиболее популярными жанрами были портрет, в том числе и групповой портрет, бытовой жанр, пейзаж, натюрморт и изображение животных. Хотя протестантская церковь отвергала религиозную живопись, картины на религиозную тему создавались. Но по сравнению с католицизмом они имели другой характер: мистика вытеснялась реалистической трактовкой сюжета и эти картины сближались с бытовой живописью. Одним из крупнейших художников-портретистов Голландии был Франс Хальс 1580 – 1666. В его групповых портретах выражены чувства товарищества, равноправия, свободы «Стрелковая гильдия». Для индивидуальных портретов характерны демократизм, наполненность жизнью и движение «Смеющийся кавалер», «Цыганка». Вершиной голландского искусства XVII века является творчество Рембрандта. Его произведения получили всемирное признание. Харменс Ван Рейн Рембрандт 1606 – 1669 был живописцем, рисовальщиком, офортистом. Писал портреты – «Автопортрет с Саскией на коленях», «Читающий Титус», групповые портреты – «Анатомия доктора Тульпа», «Ночной дозор», «Синдики», философско-религиозные и мифологические картины – «Флора», «Даная», «Возвращение блудного сына». Полное признание творчество Рембрандта получило лишь в XIX веке. Вдающийся испанский художник XVII века Диего Родриго де Сильва Веласкес (1599-1660) был придворным живописцем испанского короля. Большое место в его творчестве занимают портреты членов королевской семьи и придворных. Самым известным является групповой портрет «Менины» («Фрейлины»), на котором Веласкес изобразил себя. Мировое признание получил портрет папы Иннокентия X, в котором художнику удалось передать жесткий характер этого человека. Веласкес стал родоначальником исторического жанра в западноевропейской живописи «Сдача Бреды». Реалистические бытовые сцены показаны в картинах «Завтрак», «Водонос», «Пряхи». XVII век – это время противоречивых тенденций в европейской общественно-политической жизни. Наблюдается сочетание прогрессивных тенденций и отживших, связанных с феодально-католической реакцией. В культуре – это плодотворный и интересный этап развития всех европейских народов. 2. Культура эпохи просвещения. XVIII век получил в истории название «эпоха Просвещения» или «Век разума». Условно исторические рамки Просвещения могут быть ограничены следующими датами: 1660 год – совершилась буржуазная революция в Англии, 1789 г. – начало революции во Франции. Идея Просвещения получили распространение в Англии, Франции, Германии, Италии, России. Основные цели и идеи Просвещения – это свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость, а также вольнодумство, критическое отношение к авторитетам. Просветители считали, что добиться этих целей можно только через распространение знаний. В XVIII веке научные знания выходят за пределы университетов и их обсуждают в светских салонах Лондона и Парижа. В политической, экономической и культурной жизни идет процесс окончательного отказа от феодальных отношений и становление капиталистических, распространяется протестантизм, бурно развивается философия и духовная культура Западной Европы. Основные черты английского Просвещения были сформулированы философом Джоном Локком 1632 – 1704. Основное его сочинение «Опыт о человеческом разумении» (1690), в котором он изложил свои взгляды на три основных права человека: на жизнь, свободу и собственность. Право на собственность он связывал с высокой оценкой человеческого труда и считал, что собственность каждого человека есть результат его труда. Наибольшее развитие идеи Просвещения получили в трудах французских философов, которые составляли оппозицию существующему строю. Шарль Луи Монтескьё 1689 – 1755 гг. французский писатель, правовед и философ, В своём научном труде «О духе законов» (1748) Разработал доктрину о разделении властей. Так же он был сторонником натуралистического подхода в изучении общества и выступал с острой критикой абсолютизма и деспотизма, противопоставляя им идеалы политической свободы. Вольтер (Франсуа-Мари Аруэ,) 1694 – 1778 писал в разных жанрах: трагедии, стихи, исторические сочинения, философские романы, сатирические поэмы, политические трактаты и статьи. Он выступал против церкви, осмеивал мораль и догмы феодального общества, беззаконие абсолютизма. Его роль в Просвещении огромна: он подтолкнул молодое поколение на путь политической борьбы. Жан-Жак Руссо 1712 – 1778 свое учение сводил к требованию вывести общество из состояния всеобщей испорченности нравов. Выход видел в правильном воспитании, материальном и политическом равенстве, а также считал, что мораль зависит от политики и общественного строя. Руссо был одним из тех, кто духовно подготовил Великую Французскую революцию. Видным деятелем французского Просвещения был Дени Дидро 1713 – 1784, который с 1751 по 1772 гг. возглавлял издание 35-томной «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». Это был полный свод новых знаний об окружающем мире. Также Д. Дидро был основателем главой школы французского материализма в философии, создал школу реализма в литературе и искусстве. Считал, что главная задача искусства – служение передовым идеям эпохи. Особенность немецкого Просвещения состоит в том, что инициатива обсуждения новых идей исходила сверху от короля Фридриха Великого 1740 – 1786. Философия немецкого Просвещения формировалась под влиянием идей Христиана Вольфа 1679 – 1754. У него культ разума сочетался с глубоким уважением к христианской вере. Он считал, что распространение образования и «популярной философии» незамедлительно приведет к решению всех острых проблем. Видным представителем немецкого Просвещения был профессор Кенигсбергского университета Иммануил Кант 1724 – 1804. Он сформулировал идею морального и интеллектуального освобождения человека, обосновал правовые формы и методы борьбы за изменение государственного и общественного строя, которые предполагают, путь постепенных реформ и исключают грубое насилие. В XVIII веке происходит изменение отношений к разным видам искусства. Живопись уступает свое первенство музыке. Во Франции и Италии достигает расцвета опера, в Германии и Австрии в церковной музыке – оратория и месса, в светской – концерт. Первыми композиторами, создавшими новый музыкальный язык, были немцы Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель. Иоганн Себастьян Бах 1685 – 1750. Великий немецкий композитор и органист работал во всех музыкальных жанрах, кроме оперы. Наиболее известны его музыкальные произведения, специально приспособленные для органа – фуги и хоралы. Георг Фридрих Гендель великий немецкий и английский композитор 1685 – 1759 гг. В число его наиболее знаменитых произведений входят «Мессия», «Музыка на воде» и «Музыка для королевского фейерверка». За свою жизнь Гендель написал около 40 опер («Юлий Цезарь», «Ринальдо» и т. д.), 32 оратории, множество церковных хоралов, органных концертов, камерной вокальной и инструментальной музыки, а также ряд произведений «популярного» характера. Большое влияние на музыкальное искусство Европы оказала венская классическая школа, которую представляли композиторы Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг Ван Бетховен 1770 – 1827. Йозеф Гайдн 1732 – 1809. Один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии. Кроме того уделял большое внимание симфонической музыке. За свою жизнь. Он создал более 100 симфоний, свыше 20 опер, 14 месс и других произведений. Вольфганг Амадей Моцарт 1756 – 1791 работает во многих жанрах: симфонии, сонаты, концерты, квартеты. Самые известные произведения симфония «Соль минор» (№ 40) и «Реквием». В операх «Похищение из сераля», «Женитьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта» создает разнообразные и живые человеческие характеры. Людвиг Ван Бетховен 1770 – 1827 в своем творчестве обращается к героическим сюжетам. Пишет симфоническую музыку, самое известное произведение «Лунная соната», Девятая «Хоральная» симфония, единственная опера «Фиделио». В XVIII в. работают знаменитые мастера скрипичных инструментов Амати, Страдивари, Гварнери. Ведущими жанрами в литературе Просвещения были сатирический и семейно-бытовой роман, философская повесть, драма. Писатели Просвещения пытались приблизить литературу к жизни и через литературные произведения преобразовать общественные нравы. Большое место в литературе Просвещения занимал стиль реализм, который стремился правдиво показать разум и чувства человека, критическое отношение к реалиям жизни. Наиболее известные романы создали английские писатели. Даниэль Дефо 1660 – 1731 в романе «Робинзон Крузо» показал, что опираясь на свой разум и трудолюбие, человек может достичь счастья и взойти на вершины цивилизации. Джонатан Свифт 1667 – 1754 в книге «Путешествия Гулливера» в занимательной форме показал жизнь современной Англии. В Германии в 70-80-е годы XVIII в. возникает объединение молодых немецких писателей «Буря и натиск». Известными представители этого объединения был Гете и Шиллер. Иоганн Вольфганг Гёте 1775 – 1787 – ученый, теоретик искусства, романист, поэт и драматург, наиболее известными произведениями являются трагедии «Фауст» и пьеса «Эгмонт». Фридрих Шилер 1759 – 1805 – ученый, историк, поэт и драматург. Большое внимание уделял историческим драмам «Орлеанская дева», «Вильгельм Телль», «Мария Стюарт». Наиболее известные произведения драмы «Разбойники», «Коварство и любовь». И сейчас Шиллера считают современным автором, так как он по-новому показал сильные характеры героев. XVIII век называют «золотым веком театра» прежде всего потому, что деятели эпохи просвещения использовали его возможности для продвижения своих идей. Драматурги эпохи Просвещения стремилась к общественным и человеческим идеалам. В трагедии авторы негодовали по поводу социальной несправедливости, а в комедии издевались над пороками современного им общества. Известными авторами комедий в Италии были Карло Гольдони (1707 – 1793) и Карло Гоцци (1720 – 1806), во Франции Пьер Бомарше (1732 – 1799). Крупнейшим драматургом Англии был Ричард Бринсли Шеридан (1751 – 1816). Эпоха Рококо. В первой половине XVIII в. ведущим направлением в искусстве Франции стало рококо. Этот стиль основное внимание уделял развитию светской культуры. Для него характерны легкость и изысканность. Термин «рококо» происходит от французского слова «рокайль» (букв. бриллиант и украшение из раковин). Рококо не сложился в четко обозначенный стиль. В архитектуре в этом стиле оформлялись интерьеры. В начале XVIII века в связи с постепенным упадком абсолютизма прекращается строительство крупных дворцовых сооружений. Жилые дома становятся удобными, целесообразными, рациональными. Основным видом постройки становится дом-особняк, который во Франции называют «отель». Здания, как правила, строили в стиле классицизм, а интерьеры оформляли в стиле рококо. В живописи последователи рококо создавали нарядные светские картины (празднества, прогулки и т.п.), идеализированные «пасторали» (пастушки на лоне природы) или сцены из жизни третьего сословия. Выдающимся живописцем этого стиля был Жан-Антуан Ватто (1684 – 1721). Он разработал новый жанр картин – галантные праздники: причудливые сценки, изображающие элегантно одетых молодых людей на лоне природы. («Отплытие на остров Киферу», «Капризница»). Большое развитие стиль рококо получил в рамках придворно-аристократического искусства. «Первым художником короля», директором Академии был Франсуа Бушэ (1703 – 1770). Он занимался разными видами творчества: панно и картины для богатых домов и дворцов, картоны для мануфактуры гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации и т.д. Типичные сюжеты его картин – «Триумф Венеры», «Венера с Амуром», «Купание Дины». Еще одним известным придворным художником был Жан-Оноре Фрагонар (1732 – 1806). Писал картины на фривольные сюжеты, например – «Качели». Известным скульптором XVIII в. был Этьен Морис Фальконе 1716 – 1791. Он руководил Севрской фарфоровой мануфактурой. Создавал мелкую пластику из бисквита (неглазурованный обожженный фарфор) – преимущественно женские фигуры и группы мифологического содержания. Он является автором конной статуи Петра I «Медный всадник» в Санкт-Петербурге. Изобразительное искусство эпохи Просвещения представлено стилями классицизм и реализм. Классицизм в XVIII веке отходит от изображения античных сюжетов. Перед Великой Французской революцией он проявился в форме так называемого революционного классицизма. Основоположником этого направления был французский художник Жак Луи Давид 1748 – 1825. Он пишет картины на тему античной истории «Клятва Горациев», исторические картины на современную тему «Клятва в зале для игры в мяч», «Смерть Марата», «Переход Бонапарта через Альпы». В этом направлении появляется жанр портрета, что было не характерно для классицизма в XVII в. «Портрет мадам Рекамье». Реалистическое направление в живописи Франции представлял художник Жан Батист Симеон Шарден (1699-1791). Его излюбленный жанр – натюрморты, в которых он изображал вещи кухонного обихода. Затем перешел к жанровым картинам, изображающим мирный домашний быт «Молитва перед обедом», «Прачка». Гениальный испанский художник и гравер Франсиско Гойя 1746 – 1826 также работал в реалистическом направлении. Его полотна отличаются новаторством, эмоциональностью, остротой характеристик, гротеском. Он был придворным художником, поэтому написал портрет «Семьи короля Карла IV», но наиболее известным его картины, изображающие испанский народ – “Кузница”, “Девушка с кувшином”. Большое внимание он уделял портретам, особенно женским – портрет графини Альбы, “Маха обнаженная”, “Маха одетая”, “Махи на балконе”. Он безоговорочно стал на сторону народа, боровшегося против наполеоновской интервенции «Расстрел повстанцев». Большую известность получили офорты «Капричиос» (80 листов с комментариями художника). В них острая сатира направлена против церкви, дворянства, властей, а также против невежества и суеверий, царящих в обществе. В рамках Просвещения в культуре возникло новое направление сентиментализм. Представители этого направления разочаровались в возможностях разума улучшить жизнь людей, и основное внимание обратили на чувства человека. Писатели-сентименталисты анализировали тончайшие оттенки собственных чувств и настроений. Героями произведений были люди ничем не примечательные, слабые и гонимые. Излюбленные жанры литературы сентиментализма – романы в письмах, дневники. Наибольшее развитие это направление получило в английской литературе. Роман писателя Лоренс Стерна «Сентиментальное путешествие» дал название этому стилю. Известными английскими авторами были Генри Филдинг 1704 – 1754, написал роман «История Тома Джонса, найденыша», в котором показал уродливое воздействие денег на человеческие отношения. Большое внимание писатели-сентименталисты уделяли пейзажу. Сентиментализм нашел свое отражение и в живописи. Английский художник этого направления Томас Геййнсборо 1727 – 1788 основное внимание уделял портретам, которые писал на фоне пейзажа. Этот жанр занял главное место в Английской Королевской Академии искусства (открыта в 1768 г.), одним из членов учредителей которой был Гейнсборо. Художник первым из английских мастеров придерживался реалистических традиций в пейзажной живописи. Французский художник Жан Батист Грёза (1725-1805) основное внимание уделял женским и девичьим портретам и жанровым картинам. Французская революция и вызванные ею социально-политические катаклизмы рубежа XVIII – XIX вв. на европейском континенте похоронили веру просветителей в возможность постепенного ненасильственного прогресса. По отношению к этим событиям просветительское движение быстро политизировалось и раскололось на отдельные противоборствующие группировки и течения. Кризис Просвещения усугубила консервативная критика его целей и идеалов. Просветителей обвиняли в том, что они внесли в умы людей путаницу, а в общество – смуту, нарушившие естественное, органическое развитие стран и народов. От этих ударов Просвещение уже не оправилось. Оно внезапно сошло с подмостков истории, заставив потомков задуматься, в чем же заключается его историческое предназначение. |
![]() | Драма — один из четырех родов литературы. В узком смысле слова — жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком... | ![]() | Сущность эпического рода. История эпических жанров (сказка, басня, эпопея, поэма, роман, притча, анекдот, новелла, повесть, очерк,... |
![]() | Развитие античного эпоса от Гомера к Вергилию: поэтическая техника Гомера, история изучения его поэм, гомеровский вопрос; римский... | ![]() | Аргумента из художественных произведений к проблемам, затронутым в текстах на егэ |
![]() | Фонвизина как произведением классицизма, показать обличительную силу ее, выход за рамки классицизма | ![]() | Роды художественной литературы. Особенности драматических произведений. Комедия. Пьеса. Ремарки. Литературное направление. Классицизм.... |
![]() | М. В. Ломоносов. "Ода на взятие Хотина", "Вечернее размышление ", "Ода на день восшествия Елизаветы Петровны " | ![]() | Париже, где им на себе придётся испытать столкновение культур и страстей разных народов? Получится «Развод» комедия нравов о морали,... |
![]() | Профиль – литература народов стран зарубежья (литература стран Западной Европы и Америки) | ![]() | Литература к курсу лекций " западноевропейское искусство эпохи барокко и классицизма" |