Рабочая программа по мировой художественной культуре 10 класс






Скачать 214.4 Kb.
НазваниеРабочая программа по мировой художественной культуре 10 класс
Дата публикации04.04.2015
Размер214.4 Kb.
ТипРабочая программа
l.120-bal.ru > Культура > Рабочая программа

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Шеркальская средняя общеобразовательная школа»



2012 год



Согласовано на заседании МО

протокол № __ от _______

Руководитель МО

_____________Н.П. Носкова

« » ___________20.. год

Проверено:

Заместитель директора

по учебно – воспитательной работе

_____________Н.В. Ефименко

« » ______________ 20.. год

Утверждено:

Директор школы

_____________Н.П.Степаненко

« » __________ 20..год

Рабочая программа по мировой художественной культуре

10 класс

Коржова Наталья

Александровна

учитель II категории

Пояснительная записка

Рабочая программа «Мировая художественная культура составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура» 10-11 класс Г.И. Данилова, 2-е издание стереотипное, Москва, Дрофа, 2006г.

Содержание программы соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта общего (полного) образования и реализовано в учебно-методическом комплекте «Мировая художественная культура. 10—11 классы».

Основная цель курса – формирование представлений о художественной культуре как части духовной культуры, приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры освоения художественного опыта прошлого и настоящего, воспитание художественного вкуса учащихся, повышение уровня их художественного развития.

Курс «Мировая художественная культура» ставит своей задачей выявить историческую логику развития художественного мышления через знакомство с выдающимися достижениями культуры, раскрыть его закономерности, показать основные этапы и периоды становления систем художественно-образного видения мира в разные эпохи у различных народов Земли.

В данной программе сочетаются два подхода: исторический и тематический. Это поможет учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать знания, которые получены ими в разнообразных дисциплинах гуманитарного цикла (литература, языки, история, география)

В программе представлены разделы по художественной культуре Западной Европы, России, Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Индии, Китая, Японии, стран Америки, позволяющие учащимся на конкретных примерах понять многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического развития, с другой.

Рабочая программа рассчитана 35 учебных часов в год (1 час в неделю). Из них на контрольные работы – 2 часа.

Формы организации деятельности обучающихся – индивидуальная, групповая, фронтальная.

Формы контроля: устное сообщение, реферат, проект, тестирование.

Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен
знать/понимать

• особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;

• шедевры мировой художественной культуры;

• основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;

• роль знака, символа, мифа в художественной культуре;

уметь

• сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

• понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;

• осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

• уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

• уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• определения путей своего культурного развития и профессионального самоопределения;

• ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;

• организации личного и коллективного досуга;

• самостоятельного художественного творчества.
Содержание программы предмета

Мировая художественная культура 10 класс

Раздел 1. «Древние цивилизации» (6 часов) Первые художники земли. Архитектура страны фараонов. Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. Художественная культура Древней Передней Азии. Искусство доколумбовой Америки.

Раздел 2. «Культура античности» (4 часа) Золотой век Афин. Архитектура Древнего Рима. Театральное и музыкальное искусство античности.

Раздел 3. «Средние века» (10 часов) Мир византийской культуры. Архитектурный облик Древней Руси. Изобразительное искусство и музыка Древней Руси. Архитектура западноевропейского Средневековья. Изобразительное искусство Средних веков. Театральное искусство и музыка Средних веков.

Раздел 4. «Культура Востока» (6 часов) Индия – «страна чудес». Художественная культура Китая. Искусство Страны восходящего солнца (Япония). Художественная культура ислама.

Раздел 5 « Художественная культура Возрождения» (9 часов) Флоренция – колыбель итальянского Возрождения. Золотой век Возрождения. Возрождение в Венеции. Северное Возрождение. Музыка и театр эпохи Возрождения.
Контрольные параметры оценки
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны;

Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;

Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;

Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;

Оценка «1» - материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.
Учебно – методический комплекс по мировой художественной культуре в 10 классе включает в себя:

  1. Данилова Г. И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ Г. И. Данилова. – 6-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2010.

  2. Данилова Г.И. Тематическое и поурочное планирование к учебникам «Мировая художественная культура: от истоков до XVII века. 10 класс» и «Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 класс»/ Г. И. Данилова. – 5 –е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

Список литературы

  1. Галушкина Ю.Е. Мировая художественная культура. 8 класс: поурочные планы/ авт.-сост. Ю.Е. Галушкина. – Волгоград: Учитель, 2007.

  2. Киселёва Н.В. Информационные технологии на уроках МХК / авт.-сост. Н.В. Киселёва. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011.

  3. Лескова И.А. Мировая художественная культура: конспекты уроков по темам «Искусство эпохи Ренессанса», «Значение времени в концепции живописца (от Древнего Египта до XX века» / сост. И. А. Лескова. – Волгоград: Учитель, 2011.

  4. Наделяева О.Е. Мировая художественная культура. 10-11 классы: дополнительные материалы к урокам / авт.-сост. О.Е. Наделяева. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011.


Календарно-тематический план по предмету Мировая художественная культура 10 класс




п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Содержание материала

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения

Домашнее задание

Дата проведения

по плану

факт

Древние цивилизации

1.

Первые художники Земли

1

лекция

Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, её связь с религиозными верованиями и представлениями человека (Стоунхендж). Театр, музыка, танец.

Устный опрос

Сформировать понятие о художественно – исторической эпохе и развитии человеческой цивилизации.

Стр.7-19, творческая мастерская задание 1







2.

Художественная культура Древней Передней Азии

1

комбинированный урок

Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона. Изобразительное искусство и музыка.

Задания- провокации

Знать особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада).

Стр. 20 -30, вопросы







3.

Архитектура страны фараонов

2

комбинированный (урок-путешествие)

Мировое значение Египетской цивилизации.

Пирамиды Хеопса, Хефрена и Мекирина – выдающиеся памятники мирового зодчества. Скальные храмы и гробницы, особенности архитектурного облика святилищ.

Устный опрос, тестовые задания

Изучить шедевры мировой культуры, осознание роли и места человека в художественной культуре в данный исторический период.

Стр. 31-38. Разработать маршрут путешествия по долине в Гизе.







4

Изобразительное искусство и музыка Египта

1

Урок-панорама

Гигантизм и низменность канона – примета Вечной жизни в изобразительном искусстве (скульптурные памятники, рельефы и фрески) Музыкальное искусство Древнего Египта

сравнительный анализ

Постижение системы знаний о принципах скульптурного канона, о композиции и символике цвета. Значение и роль человека в изобразительной деятельности египтян.

Стр. 39 – 50. Написать небольшое сочинение на тему «Мое необычное путешествие по Древнему Египту»







5.

Искусство доколумбовой Америки

1

Урок - путешествие

Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефах (Паленке,Теночтитлан)

Устный опрос

Знать отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).

Стр. 52 – 62. «Творческая мастерская» задание по выбору учащихся







Культура античности

6.

Эгейское искусство

1

Урок – лекция.


Характерные особенности крито-микенской культуры и ее связи и отличия от древнеегипетской и древнемесопотамской; основные черты вазописи и фресковых росписей Кносского дворца и ваз стиля Камарес.


сравнительный анализ

Знать значение искусства крито – микенской культуры в художественно исторической эпохе

Разработать маршрут экскурсии по Кносскому дворцу. Попробовать спроектировать с помощью компьютерной графики архитектурное сооружение (храм). Индивидуальное задание:Подготовить сообщение об одном из греческих ваятелей: Фидие, Поликлете, Мироне, Скопасе, Прасителе, Лисиппе, Леохаре.







7.

Золотой век Афин

1

Урок – путешествие.


Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Парфенон – главное украшение Акрополя.

словарная работа

Знать основной этап развития древнегреческой скульптуры ( характерные черты архаики). Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь.

Спроектировать архитектурное сооружение (храм, театр) в традициях античного зодчества.







8.

Архитектура Древнего Рима

1

Урок - диалог

Архитектурные символы римского величия.

Устный опрос

Знать особенности славы и величия Рима, как основной идеи римского форума как центра общественной жизни, основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.

Знать особенности культурного наследия в сравнении и культурой Древней Греции.

Стр. 92 – 101. Подготовить Стр. 92 – 101, глава 9, вопросы







9.

Театральное и музыкальное искусство Античности.

1

Урок - обобщение

Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действия. Музыкальное искусство античности.

словарная работа

Знать истоки и механизм постановки театрального искусства Древней Греции, отличия и особенности музыкального искусства


Попробовать разыграть на сцене один из эпизодов трагедии Эсхила «Прометей Прикованный». Нарисовать эскизы костюмов, масок для различных актерских амплуа. Придумать фактуру декораций и их размещение.







10.

Обобщающий урок по теме: «Культура Античности» и контроль ЗУН:

тест

«Античное искусство»

1

Работа по группам. Опыт творческой деятельности:

  • Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира.

  • Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре.

  • Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности

Региональный компонент: легенды о существовавших древних цивилизациях на территории Сибири, новейшие данные археологических раскопок, подтверждающих или опровергающих данные этих легенд.







Средние века

11.

Мир византийской культуры

1

Урок - лекция

Византийская архитектура, искусство мозаики, иконопись.




София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика).

Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас


Провести иконографический анализ







12.

Архитектура западноевропейского Средневековья

1

комбинированный урок

Возрождение античных архитектурных традиций, создание романского и готического стилей зодчества.

Словарь терминов

Знать особенности романского стиля в искусстве; особенности готического стиля в искусстве.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).


Архитектурное оформление портала средневекового собора. Нарисовать силуэты романского и готического храмов средствами компьютерной графики. Проект архитектурного сооружения в традициях готики.







13.

Изобразительное искусство Средних Веков

1

Урок - вернисаж

Скульптура романского и готического стиля. Искусство витража.

Устный опрос

Постижение системы знаний о создании художественного образа в изобразительном искусстве.

Стр. 141 – 147. Сделать эскиз витража готического собора на один из библейских сюжетов, придумать композицию окна-розы.







14.

Театральное искусство и музыка Средних веков

1

Урок - диалог

Понятие о литургической драме и средневековом фарсе. Монодический склад средневековой музыкальной культуры

анализ

Знать понятия: многоголосие, мистерии, моралите, миракли, григорианский хорал, псалмодия, кондукт и мотет, минезингеры.

Стр. 149 - 158







15.

Архитектурный облик Древней Руси.

1

Урок - диалог

Древнерусский крестово-купольный тип храма. Космическая, топографическая, временная символика храма. Архитектурный облик Киева. Внешний облик и внутреннее убранство собора Святой Софии в Киеве.

Задания - провокации

Формирование понятий архитектурного стиля, постижение системы знаний о самобытности архитектуры Древней Руси.

Стр. 167 «Творческая мастерская»







16.

Развитие русского регионального искусства

1

Урок - путешествие

Архитектура Великого Новгорода и её характерные особенности. Храмы Софии Новгородской. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Внешний и внутренний облик Успенского сабора во Владимире. Храм Покрова Богородицы на реке Нерль




Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском).

Стр. 183, вопросы 1 - 3







17

Искусство единого Российского государства

1

Урок - путешествие

Храмы и соборы Московского кремля. Соединение архитектурных стилей.




Формировать понятия архитектурного стиля, умения анализировать произведение архитектуры.

Стр. 185 – 199. Подготовить экскурсию по Московскому Кремлю







18

Изобразительное искусство и музыка Древней Руси

1

Урок - вернисаж

Мозаики и фрески Киевской Софии, живопись, иконопись. Музыкальная культура.

сравнительный анализ

Знать особенности и своеобразие живописи Др. Руси. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и творчество А. Рублева ("Троица") и Дионисия. Изобразительное искусство Владимиро- Суздальского княжества.

Подготовить отзыв, рецензию по прочтению повести Н.С. Лескова « Запечатленный ангел»







19.

Обобщение знаний и

Контроль ЗУН: тест: «Мир Средневековья»

1

обобщающий урок

Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация







Культура Востока

20.

Индия – «страна чудес»

1

Обзорная экскурсия

Своеобразие культуры Индии. Основные виды архитектурных сооружений индии. Особенности развития искусства музыки и танца в Индии.




Знать основные виды архитектурных сооружений индии и уметь описывать некоторые выдающиеся памятники индийского зодчества. Знать особенности развития искусства музыки и танца в Индии.

Стр. 212 – 224.







21.

Художественная культура Китая.

1

Обзорная экскурсия

Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры. Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине. Пекинская музыкальная драма.




Понять значение и уникальный характер китайской художественной культуры.

Стр. 226 – 236. Средствами компьютерной графики создайте силуэты китайских пагод (павильонов, беседок)







22.

Искусство Страны восходящего солнца (Япония)

1

Урок - общение

Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевры японской архитектуры. Философия и мифология в садово-парковом искусстве. Мастера японской гравюры. Театральное искусство.




Проанализировать своеобразие и неповторимость искусства Японии.

Стр. 238 – 247. Опираясь на характерные черты японского сада, попробуйте создать собственную садово-парковую композицию в японском стиле. Напишите сочинение-эссе «Мои размышления в японском саду камней»







23.

Художественная культура ислама.

1

Урок-лекция

Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (древний Самарканд). Изобразительное искусство и литература Арабского Востока




Знакомство с историческими корнями и значением искусства ислама.

Стр. 249-260. «Творческая мастерская», задание 4.







24.

Особенности культуры Востока.

1

семинар

Общие и индивидуальные черты искусства народов Востока.




Обобщить изученный материал. Развивать умения анализировать произведения искусства и любоваться ими.










Художественная культура Возрождения

25.

Изобразительное искусство Проторенессанса и раннего Возрождения «Эпоха ищет своё лицо…»

1

Урок - лекция

Своеобразие живописи Проторенессанса. Джотто – «лучший в мире живописец»

Устный опрос, анализ выразительных средств

Углубление и расширение понимания образа человека, характерного для эпохи Ренессанса. Представление о своеобразии творческого метода Джотто.

Стр. 265 -279. Работа с репродукциями. Описание с элементами анализа какой-либо фрески Джотто







26.

Флоренция – «колыбель» итальянского Возрождения.

1

Урок - лекция

Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Флорентийское чудо Ф. Брунеллески – собор Санта-Мария дель Фьоре. Скульптурные шедевры Донателло, в мире образов С. Боттичели.




Формировать и развивать понятия о художественной эпохе, постижение знаний в создании художественного образа.

Стр. 281 – 292. «Творческая мастерская», задание 4.







27.

Золотой век Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи

1

Урок - конференция

Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой деятельности. Прославленные шедевры художника.

Тест на классификацию

Постижение системы знаний о живописи, умение любоваться лучшими произведениями мировой живописи.

Стр. 293 – 298. Написать комментарий к словам Леонардо «Я не грошовый живописец»







28.

Золотой век Возрождения. Бунтующий гений Микеланджело.

1

Урок - презентация

Скульптурные и живописные шедевры художника. Отражение в них глубоких философских размышлений автора о смысле жизни и смерти.

сравнительный анализ

Постижение системы знаний о скульптуре, умение любоваться лучшими произведениями мировой пластики.

Стр. 299 – 304. Ознакомиться с биографией и этапами творческого пути Рафаэля Санти, используя детскую энциклопедию.







29.

Золотой век Возрождения. Рафаэль – «первый среди равных», «Смертные боги»

1

Комбинированный урок

Рафаэль – певец женской красоты. Портретное творчество художника. Обобщение о трёх великих гениях эпохи Возрождения через сопоставление

сравнение личностных качеств

Постижение системы знаний о живописи, умение любоваться лучшими произведениями мировой живописи.

Стр. 293 – 309. Описать то представление о Леонардо, Микеланджело и Рафаэле, которое сложилось в процессе знакомства с ними и их произведениями.







30.

Возрождение в Венеции

1

Урок- лекция

Архитектура Венеции. Художественный мир Джоржоне, Тициана, Веронезе, Тинторетто.

Тест на определение

Развивать умения анализировать произведения искусства и любоваться ими, и умение анализировать произведения искусства.

Стр. 311 – 325, вопросы







31.

Искусство Северного Возрождения

1

обзорная экскурсия

Франция, Ндерланды, Германия. Творчество Брейгеля, Дюрера.

Задания на сравнение

Постижение знаний о своеобразии национальных традициях мастеров Северной Европы.

Стр. 326 – 345.







32.

Музыка и театр эпохи Возрождения

1

комбинированный урок

Музыкальная культура Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров.

Тест на классификацию, анализ музыкального произведения

Расширение представлений учащихся о музыкальной культуре Возрождения, развитие способности к анализу.

Стр. 346 – 355. Ознакомиться с творчеством Шекспира.







33.

Театр Шекспира «…Трепетная радость ожидания…»

1

Урок - концерт

Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира




Сформировать более полное представление о художественной культуре Ренессанса

Написать письмо к другу, или отзыв, мини-рецензию на одно из литературных произведений или выступлений учащихся, прозвучавших на уроке, используя стилистические формы эпохи Ренессанса







34.

Заключительный урок.

1

Урок - семинар

Выполнение учебных и творческих заданий (эссе, докладов, рефератов) их защита по изученной теме курса.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по мировой художественной культуре 10 класс iconРабочая программа По мировой художественной культуре 10 класс
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...

Рабочая программа по мировой художественной культуре 10 класс iconРабочая программа по мировой художественной культуре 8-11 класс базовое изучение предмета
Рабочая программа по мировой художественной культуре (8-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным...

Рабочая программа по мировой художественной культуре 10 класс iconРабочая программа по мировой художественной культуре (базовый уровень) 10 а класс
Рабочая программа составлена в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений и на основе авторской программы по мировой...

Рабочая программа по мировой художественной культуре 10 класс iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 5 – 11 классов
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...

Рабочая программа по мировой художественной культуре 10 класс iconПояснительная записка Статус документа «рабочая программа по Мировой...
«Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса» составлена на основе

Рабочая программа по мировой художественной культуре 10 класс iconРабочая программа по мировой художественной культуре 10 11 класс
Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне

Рабочая программа по мировой художественной культуре 10 класс iconТематическое планирование по мировой художественной культуре. 10 класс
Художественная культура древнего мира. Особенности художественной культуры Месопотамии

Рабочая программа по мировой художественной культуре 10 класс iconРабочая программа по мировой художественной культуре для базового...
Календарно-тематическое планирование с определение основных видов учебной деятельности обучающихся

Рабочая программа по мировой художественной культуре 10 класс iconРабочая программа по мировой художественной культуре составлена с...
Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена с опорой на авторскую программу по «мхк 10-11 классы»(Автор: Г. И....

Рабочая программа по мировой художественной культуре 10 класс iconПрограмма по «Мировой художественной культуре»
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную