Творчество Евгения Васильевича Курдакова






Скачать 86.69 Kb.
НазваниеТворчество Евгения Васильевича Курдакова
Дата публикации23.01.2015
Размер86.69 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Культура > Документы
Наталья Прокопчук.

Творчество Евгения Васильевича Курдакова.
Имя Курдакова определенно и ярко обозначилось в литературном мире России и Казахстана. Среди тех, кто высоко оценил творчество Е.В.Курдакова – известные литературные критики, писатели, поэты, филологи. Его работы стали материалом для исследований казахстанского филолога П.Д.Поминова и новгородского литературоведа Н.М.Копытцевой. О творчестве Евгения Васильевича с высокой похвалой выступали в печати маститые критики В.Кожинов и В.Славецкий. С любовью к таланту Курдакова не раз выступал в СМИ академик Петровской Академии наук и искусств Г.Н.Манчук. Многие из них отмечали стремление Евгения Васильевича приблизиться к сути всего, чем бы он ни интересовался.

Е.В.Курдаков – известный поэт-современник, член Союза писателей СССР, с 1987 года лауреат литературных премий журналов «Огонек», «Наш современник», «Молодая гвардия», академик Петровской Академии наук и искусств, лауреат Всероссийской Пушкинской премии «Капитанская дочка» за 1998г., лауреат Всероссийской Пушкинской премии 1999г. Он является автором 10 книг стихов и прозы, исследователем творчества Г.Р.Державина, А.С.Пушкина, Ю.Лермонтова, И.А.Бунина, С.А.Есенина, Абая и многих других классиков литературы.

Евгений Васильевич - художник в широком понимании этого слова. Но его творческая деятельность начиналась с флористики. В Казахстане, куда уехал, покинув родные оренбургские края, он стал мастером-флористом. Многие его деревянные скульптуры и композиции вошли в экспозицию корневой скульптуры восточно-казахстанского областного этнографического музея. Материал для своих уникальных произведений художник находил на берегах стремительных горных рек. Курдаков – флорист заслужил определенное признание. Он участник многих выставок в различных городах, дипломант Всесоюзного Фестиваля народного творчества 1977г. В последние годы, проживая в Великом Новгороде, Евгений Васильевич не забывал своего увлечения. Более того, он освоил традиционную новгородскую маховую резьбу по дереву и передал опыт студентам университета, где работал в последние годы. Курдаков - поэт, прозаик не явился бы миру, не будь Курдакова-флориста:

Там у верстака, где вьется стружка,

В государстве дрели и тесла,

Жили-были сказка и игрушка,

Птицы пели, и весна цвела…

В 1983 году вышел первый сборник стихов поэта Курдакова. В основе его поэтического творчества - наблюдения и переживания, природа и философские мотивы о бренности всего живого:

Я ничего не хочу от тебя,

Жизнь, ты дана мне, и этого хватит,

Этих взлетающих птиц на закате,

Этого ветра, чтоб жить не скорбя.

Зачастую в своих стихах он ведет диалог с любимыми русскими поэтами: Пушкиным, Лермонтовым, Пастернаком…Он – поэт традиции, которая сохраняет Духовность народа.

Он берег священный напев русской речи и был счастлив оттого, что «вышел из ленивого аксаковского дня», из «звона державинских ласточек», из Бунина:

Два русских века выделены знаково

На тусклом фоне времени жестокого:

Один – дневною бабочкой Аксакова,

Другой – полночным бражником Набокова.
Две бабочки, два знака, два столетия,

Они б сочлись, как два полубезумия,

Когда б меж ними символом бессмертия

Не взмыл осенний шмель Ивана Бунина…

Курдаков как переводчик признан в литературном мире одним из лучших поэтов, кто донес до русскоязычного читателя красоту поэтического слова Абая, великого казахского классика концаХ1Х века. Сам Евгений Васильевич признавал: «Абай мне как бы подсказал, как нужно переводить и его самого. Я его познал как великого, гениального учителя перевода…»
Холодный ум — нерастопимый лёд,
Его лишь сердце страстное поймёт.
Но только терпеливой воли власть
Соединит и ум, и сердца страсть.
Три эти дара собственной души
Ты порознь растранжирить не спеши, —
Однажды став ущербен хоть в одном,
Ты пропадёшь на поприще земном.
Ни счастья, ни покоя, ни мечты…
О сердце, лишь о том горюешь ты,
Что нам на свете вряд ли суждено
Собрать несовместимое в одно.

Последние 10 лет Евгений Васильевич жил и работал в Великом Новгороде, где из-под его пера вышли уникальные научные книги: новейший перевод «Влесовой книги» и многолетнее исследование по языкознанию и русской мифологии «Открылась бездна…», которое позволило писателю и ученому приблизиться к раскрытию тайны происхождения языка и становлению русской письменности. Здесь же, под Новгородом, в курортном городке Старая Русса, куда он приезжал «побродить по местам Достоевского» с записной книжкой, он всегда был желанным гостем дома-музея Ф.М.Достоевского. А одной из достопримечательности ХIV века - церкви Святого Великомученика Мины, поэт посвятил стихотворение:

Есть в Старой Руссе церковь Мины.

Там, у заросшего пруда

Стоит она, тиха, пустынна,

Забыта всеми навсегда.

В нелепом этом запустенье

Камней, столпов, крутых апсид

Витает благовест терпенья

И всепрощения обид...

Есть одно интересное наблюдение. Через короткий срок после выхода в свет этого стихотворения, «забытая всеми навсегда» церковь, десятилетиями стоявшая « в нелепом запустенье», вдруг ожила. Быстро и успешно стали проводиться реставрационные работы. Вернулся из Германии родной колокол…То же самое можно проследить и в судьбе храма на Волотовом поле под Новгородом. Не успели прозвучать эти строки –

«Все дремлет здесь, как будто ждет, что кто-нибудь разбудит,

Но не спешит никто будить весь этот ветхий тлен,

Прах неких волотов и прах навек забытой чуди,

Руины, камни, валуны, остатки древних стен…»

- как вскоре закипела работа по восстановлению древнего погоста « с таинственным курганом», где упокоен русский князь Гостомысл, и где «только ангел вековой в печали несказанной / Парит, взыскуя и грустя, страдая и молясь». В связи с этим как не вспомнить курдаковские строки:

Ни о чем не молчи, мир безмолвный – бессмыслен:

Называющий жизнь – продлевает её.

Курдаков-исследователь был таковым не только в области литературы, написав замечательные эссе о Державине, Есенине, Пушкине. Занимаясь поисками могилы своего дяди, погибшего под Новгородом во время Великой Отечественной войны, о котором позже расскажет в своем дневнике «Ангел, бабочка, цветок…», он нашел братское захоронение в деревне Бракловицы Новгородской области. На памятнике была указана фамилия Героя Советского Союза Тулегена Тохтарова, которого знают все, кто знаком с историей войны. И во всех учебных пособиях его имя связывали с битвой под Москвой, а не у села Бородино, что в Новгородской области, где это и произошло на самом деле. Это открытие восточноказахстанцы, земляки Тулегена Тохтарова, приняли как сенсацию. А Евгений Курдаков посвятил ему стихотворение:

Блиндажей и окопов

Осыпается тлен,

Но цветами горит,

Как венок опаленный,

Поле общей Отчизны,

Навеки спасенной,

Бородинское поле твое,

Тулеген.

Другое свое открытие Евгений Васильевич сделал в Восточном Казахстане. Он открыл и прочитал древнейший памятник письменности, находящийся на территории казахстанского Алтая. Открытие выводит Казахстан в один ряд с древнейшими цивилизациями мира. Речь идет об уникальном памятнике эпохи неолита в Калбинских горах недалеко от Усть-Каменогорска – археологическом комплексе Ак-Баур. Стройная система сооружений из камней расположена на специально подобранной местности. Горы, долины, реки в совокупности с рукотворными построениями создают отчетливую модель древнего пути человечества – его Прародины.

Тень коршуна скользит над головой,

Над скалами, где все мертво от века,

Где призрачные зонтики кермека

Склоняются над древнею тропой.

Ак-Баур имеет подробное эпиграфическое сопровождение: росписи в одном из гротов комплекса с неоспоримыми признаками начальной письменности. Новейшие методы анализа росписей позволили Е.В.Курдакову не только прочесть их, но и определить возраст: не менее 7000 лет, т.е. это древнейшая на земле письменность.

Дома, в Великом Новгороде, была написана последняя работа Е.Курдакова – монография «Ак-Баур. Тайны и открытия», которая сейчас готовится к изданию. Она позволит по-новому взглянуть на некоторые проблемы происхождения языка, письменности, слова.

Петроглифами здесь испещрены

Лбы плоских плит на обнаженных скалах.

Чья твердая рука их высекала?

К кому они навек обращены?

Совершая археологические исследования, Е.Курдаков изучил не только наскальные изображения Ак-Баура, но и камни-следовики новгородчины, которые подтвердили наглядной эпиграфикой тайну происхождения языка.

Ты найди свой крутой, преткновенный,

Тяжкий камень, распятый в ночи,

И с единственной точки вселенной

Три великих пути различи:

Слева – хлад под звездою полярной,

Справа – жар под июньской звездой,

Прямо – путь твоих предков янтарный,

Озаренный высокой зарей.



Древняя новгородская земля стала для него родной. В короткий срок он изучил архитектуру и зодчество Новгородчины и создал великоновгородский цикл стихов, объединенных названием «Русские сны»:

Когда восходит солнце над Софией

И вспыхивает купол золотой,

Я знаю, этот свет над всей Россией

Незримой растекается волной.

Итогом совместной работы в Великом Новгороде поэта и его дочери-художника Юлии Курдаковой стал альбом-сувенир «Холмы Чечек». Поэзия и графика альбома органично и цельно развивают идею красоты природы во всех ее проявлениях, вечной тайны бытия и творчества. При этом необходимо осознавать, что истинная поэзия, по мнению автора, « не может быть привязана к определенному историческому региону», потому что «поэзия существует только в языке».

Главная научно-исследовательская работа Е.В.Курдакова, его книга «Исход в бессмертие», которую он писал более 10 лет, к сожалению, не завершена. Но, несомненно, вызвала бы огромный интерес в научном мире, если бы была издана. В ней талантливый автор раскрывает свое видение тайны рождения человеческой речи. Свое, но научно обоснованное.

Последним приютом для Евгения Васильевича Курдакова стал город Старая Русса, с которым были связаны большие литературные планы: «…нужно подготовиться, может, появится необходимость поработать с Достоевским… Спеть бы последнюю песню, достойную и свободную, не о смерти и умирании, не о бренности и тщете, но о вечном и добром…» Сделать он это не успел.

Незадолго до смерти Евгений Васильевич записал в дневнике: «Понял с грустью, что не оставил никого, кто беззаветно бы смог после меня не только сберечь мое творческое наследие, но и суметь распространить его, т.е. опубликовать и пропагандировать».

Конечно, заветный трехтомник еще не опубликован, не нашелся пока достойный издатель, но тем важнее становятся мероприятия, которые раскрывают значимость творчества Евгения Васильевича.

Традиционными стали Курдаковские чтения в Рудном Алтае. А в Старой Руссе и Санкт-Петербурге ежегодно проводятся творческие вечера, посвященные Мастеру Слова. В новгородском университете на кафедре, где работал Евгений Васильевич, сохранилась его мастерская и работы, выполненные его студентами-дипломниками. В восточно-казахстанском ГУ на филологическом факультете установлен портрет поэта, чье творчество широко популярно. Его стихи и переводы Абая вошли в школьную программу изучения литературы Казахстана. В Оренбургской области в бузулукском краеведческом музее создана экспозиция о творчестве Е.Курдакова. В этом же городе его юности, на стене школы, где он учился, установлена памятная доска. Силами учащихся агролицея в Старой Руссе открылся выставочный зал, посвященный творчеству Евгения Васильевича, где воспроизведено рабочее место писателя, демонстрируются его архивные материалы, предоставленные родственниками. На его удивительно напевные стихи написана музыка.

Чтобы понять и оценить многогранную деятельность этого талантливого человека, увидеть его цельную творческую натуру, дать возможность доступа для широкого круга читателей к творчеству уникальной личности современности, необходимо представить весь его труд в совокупности. А это - три тома полного собрания его сочинений: поэзия, проза, исследования, которые ждут «беззаветного» издателя, издателя, который ответит на отчаянный вопрос одного из исследователей творчества Курдакова профессора НовГУ Н.М.Копытцевой: «Как поднять сей редкий золотой пласт нашего железобетонного времени?»

Есть надежда, что найдется такой издатель и в Казахстане, культура которого засверкала сквозь призму курдаковских исследований, а красота и самобытность необъятных просторов отразилась в его замечательных стихах, и в России, где мастер практически завершил работу над своим открытием в области сакральной эпиграфики, аналогов которому нет в мире.

«Я ветер, я почти уже преданье,

Но если и оно минует вас,

Останетесь навек без оправданья,

И вот тогда – без красок и прикрас…»

.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Творчество Евгения Васильевича Курдакова iconЕвгений Михайлович Богат Избранное u-la «Избранное»: Московский рабочий; Москва; 1986
В книгу известного советского публициста Евгения Михайловича Богата (1923–1985) вошли произведения, написанные писателем в разное...

Творчество Евгения Васильевича Курдакова icon9 апреля исполнилось 54 года со смерти советского писателя, сценариста...
Впечатления восточного быта и особенности восточной культуры наложили свой отпечаток на все творчество писателя. В 1923 году Леонид...

Творчество Евгения Васильевича Курдакова iconДиректор Липецкого областного
«Народное художественное творчество» по виду «Театральное творчество» и для студентов 4 курса, специальность 071302 «Социально –...

Творчество Евгения Васильевича Курдакова iconПрезентация «Поэма М. Ю. Лермонтова \"Песня про царя Ивана Васильевича,...
Честь против бесчестья, человеческое достоинство против произвола и деспотизма в поэме М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича,...

Творчество Евгения Васильевича Курдакова iconРабочая программа по специальности 51. 02. 01«Народное художественное...
П. 00 Профессиональный цикл оп. 00 Общепрофессиональные дисциплины оп. 01 «Народное художественное творчество»

Творчество Евгения Васильевича Курдакова iconПоэты "серебряного века". Личность и творчество А. А. Ахматовой
Особенности времени. Творчество поэтов наиболее яркие их представители

Творчество Евгения Васильевича Курдакова iconРекомендательный список к программе 7 класса
Лермонтов М. Ю. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

Творчество Евгения Васильевича Курдакова iconСписок литературы для 7 класса
М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

Творчество Евгения Васильевича Курдакова iconСправочники algebraic ru
Просолупова Евгения Викторовича, лекции по дискретной математике (Иркутский гос университет)

Творчество Евгения Васильевича Курдакова iconРекомендательный список литературы для 7 класса
Лермонтов М. Ю. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную