Скачать 56.08 Kb.
|
Открытый урок по литературе Алтая Учитель: Дёмина Е. А. Класс: 7 Тема урока: «Город, лучше которого нет» (прошлое и настоящее Бийска в стихотворениях поэтов – земляков ) Цель: 1) познакомить учащихся со стихотворениями о городе; 2) совершенствовать навыки выразительного чтения; чтения наизусть; 3) развивать творческие способности учащихся; 4) воспитывать любовь к своей «малой» родине Оборудование: слайдовая презентация; стихотворения. Ход урока
Слово учителя (звучит песня, идут слайды №3-13) 300 лет… Много это или мало?! В июне 2009 года Бийск будет отмечать свой юбилей. К юбилею (читает наизусть стихотворение учитель) Далёкая окраина России Купеческий старинный городок, Единственный, построенный на Бии, Встречая солнце, смотрит на восток. Известен город красотою Его церквей, особняков, Сосновым бором и рекою, Текущей из дали веков. Река, широкая местами, Берёт с Телецкого разбег; Гордимся мы её мостами По ним шагая в новый век. Летят года, идут столетья, Уже давно острога нет. Минули войны, лихолетья, Развеян пепел прошлых лет. Бегут спокойно волны Бии До самых северных морей, А на окраине России Уже трёхсотый юбилей. И. Тимошенский Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворениями поэтов – бийчан о родном городе. Каким он был и каким стал? Какими чувствами проникнуты эти стихотворения? Что вы испытываете, когда говорят о вашем городе? Давайте перенесемся в 18 век и посмотрим, с чего всё начиналось? Сообщения учащихся 1 Ученик. В начале 18 века территория Алтая вместе с её многочисленными народностями входила в состав сильного в то время Джунгарского государства. Алтайские племена считались подданными джунгарских ханов и выплачивали им дань. Алтай в переводе на русский означает «золотые горы». Об этих богатствах знало русское правительство, оно настойчиво подготавливало планы присоединения алтайских земель к русскому государству. 2 Ученик. (Слайды №14-15) 1709 год. 29 февраля Пётр I издал Указ о возведении острога на реках Бии и Катуни. 1709 год. 18 июня закончено строительство Бикатунского острога.Эта дата считается днём основания Бийска. 1710 год. Бикатунский острог сожжён подданными джунгарского хана Цэван – Рабдана. 1718 год. Острог восстановлен на новом месте – на правом берегу Бии в районе современной площади Фомченко. 1732 год. Бикатунский острог переименован в Бийский. Ученица читает стихотворение (наизусть) Город – крепость Небо от времени побелело. Бия от времени обмелела. От времени выкрошился гранит. Но время стирает, а память – хранит. От множества ног годами, веками И пыль под ногами стала как камень, А прочные камни старинной стены В пыль временем вечным превращены. И только две пушки старинных в снегу, Два вала – следы на крутом берегу, Да память людская поведать смогла Что шла здесь граница российской земли. Что в грозные годы указом Петра Джунгарам, калмыкам и прочим на страх В степи, на слиянии рек и дорог Построил народ Бикатунский острог. , Небо от времени побелело. Бия от времени обмелела. Но разве с острогом сравнишь? Богатырь Он ввысь раздается сегодня и вширь. Но тенью тех пушек на белом снегу. Да профилем вала на берегу Мой город запомнил крепко, Что он начинался – как крепость (слайд № 16) С. Чепров Учитель: Город рос, строился. Вот как выглядели улочки купеческого Бийска. (Слайды №17-19) Гуляя по улицам старого города, мы чувствуем себя сопричастными к его истории Ученица читает наизусть стихотворение Старый город Вновь иду я по улочкам старого Бийска… В каждом камне здесь прошлое наше живёт… И оно оживает, становится близким И по городу рядом со мною идёт. Прикоснитесь рукою к старинному зданью И почувствуйте, как потеплеет рука… Будто всё понимают молчащие камни… Только память о прошлом для них нелегка. Каждый день мы, не глядя, торопимся мимо, В суете городской, в неотложных делах, А они наблюдают за нами незримо, Ощущая и боль , и тревогу , и страх. Вы пройдитесь по улочкам старого Бийска, Отложив все дела, никуда не спеша, Подойдите к старинному зданию близко И почувствуйте. Как оживает душа. Н. Назарковская Учитель: Много горя выпало на долю военного и послевоенного поколения бийчан. Вероломное нападение гитлеровской Германии прервало мирную жизнь города. Сыны и дочери Бийска с честью выполняли наказ своих отцов, храбро сражаясь на фронтах. Около 4 тысяч бийчан награждены орденами и медалями. Три война получили звание Героя Советского Союза. Не вернулись с поля битвы…… Наш долг помнить, что сделали они для нас. К сожалению, ветеранов с каждым годом становится всё меньше и меньше. (слайды№20-21) Ученик читает стихотворение (наизусть) Ветераны Не клялись, не говорили Зажигательных речей. Постояли. Покурили Возле памятных ключей. Обнялись. Расцеловались, Как пред боем. И тогда Каждый понял, - расставались Эти люди навсегда. Страшно, аж мороз по коже! Лишь звенели ордена… Каждый день убить их может В них живущая война. Г. Володин Учитель: За триста лет своего существования Бийск прошёл большой путь развития. В недалёком прошлом город купцов и мелких кустарей стал промышленным и культурным городом Алтайского края. Совсем недавно, в ноябре 2005 года, город получил статус наукограда. Это новый этап развития города в его истории. Какой он сейчас, наш город, накануне юбилея? О чём задумался? Ученица читает стихотворение (наизусть) О чём задумался, мой город, в день рожденья? Что вспоминаешь? И о чём молчишь? Меняются людские поколения, А ты – три века на Земле стоишь! О чём грустишь в объятьях летней ночи, Листая вереницу долгих дней? Я знаю, видишь пред собой воочию Прекрасных, смелых, волевых людей! Всегда надеждою полны восходы И к вечной мудрости зовёт закат. Сегодня к нам через века, сквозь годы Идёт казачий боевой отряд ! Н. Назарковская. Учитель: Давайте послушаем стихотворения, которые вы подготовили самостоятельно к сегодняшнему уроку. (Это было перспективное домашнее задание. Учителю лучше заранее ознакомиться с этими стихотворениями или самому дать список рекомендованных и помочь проанализировать стихотворения по плану) Л. Белоусова «Мой город» Л. Гольцова «Ночной Бийск» О. Заева «Бийск» С. Иноземцев «Живи и здравствуй!», «Город, лучше которого нет», «Заздравная». Л. Целищева « Купола Юности», «Мой город». С. Чепров «Песня о Бийске» (слайд №22) План анализа стихотворения
Учитель: Вы прослушали сегодня много стихотворений о Бийске. -Каким мы видим наш город? -Что объединяет эти стихотворения? Творческая работа (слайды №23- 24) Попробуйте создать стихотворения в жанре синквейна на тему «Бийск». (Учащиеся уже знакомы с этим жанром). Несколько работ зачитывают. Бийск Бийск Молодой, красивый, современный. Родимый, любимый. Растёт, развивается. Помню, скучаю, мечтаю. Будущее города в наших руках. Место, где тебя ждут. Наукоград. Родина. Бийск Праздничный, весёлый, шумный. Ждёт, готовиться, встречает. Летят года, идут столетья. Юбилей. Итог урока. (Слайд № 25) Сегодня мы познакомились лишь с небольшой частью стихотворений о нашем городе, месте, где вы родились, живёте. Помните об этом, любите, гордитесь им и делайте всё, чтобы он процветал. Мне бы хотелось закончить наш урок строчками из стихотворения С. Иноземцева Всё, что есть в этой жизни у нас,- Город, лучше которого нет. Выставление оценок. Домашнее задание. (Слайд № 26) Напишите сочинение на одну из предложенных тем: «Моё любимое место в городе», «За что я люблю свой город?» или стихотворение – поздравление городу. Слайд №27-28(звучит песня о Бийске) |
![]() | Цели урока: Выявить особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и ее роли в грозные годы | ![]() | Цель: знакомство с лирикой поэтов 40-х годов; патриотические мотивы и сила патриотического чувства в стихотворениях поэтов |
![]() | Портрет Ф. И. Тютчева, выставка книг с произведениями поэта, иллюстрации к стихотворениям о природе; мультимедийная презентация с... | ![]() | Дидактическая цель урока: Сопоставление образа Александра Невского в музыке и изобразительном искусстве через триптих П. Корина и... |
![]() | Цели: показать значение поэзии в годы во войны, познакомить с именами поэтов военных лет; развивать умение выразительного чтения;... | ![]() | Воронежской области» конкурс «Литературный лабиринт» (Отечественная война 1812 года в русской литературе) Реферат на тему: «Образ... |
![]() | Задачи урока: расширение представлений учащихся об авторской песне как музыкальном жанре и общественном движении; осознание своего... | ![]() | Тема: Роль деталей в создании художественного образа в стихотворениях А. А. Ахматовой «Песня последней встречи», «Я научилась просто,... |
![]() | Комплименты-это любезные слова о внешности, сопровождающиеся теплым взглядом. Первый комплимент от меня : «Твои глаза сияют сегодня... | ![]() | Назовите имена известных вам писателей и поэтов-земляков и написанные ими произведения |